IV. Служебники а. Харатейные. 10. Служебник (Литургия Св. Иоанна Златоустог о), с чиноположениями на разные случаи и молитвами, писан уставом хорошим, в 4-ю долю листа, на пергамене, в одну грань, на 80-ти листах. Скреплен рукою Патриарха Никона . На 79-м листе написано киноварью: « В лето 7888 (1380) написан бысть молитвенник сий рабу Божию попу ерею Микуле Святого Николе. Благослови его Бог . Яко же Святии отцы Богоноснии изложиша, Василий, Григорий, Иоанн Златоустей , и предаша они нам, исправльше сию службу в картце нашея ради немощи, молитися о своих согрешених и о людских тяжестех; а где будет переступлено, исправльше, поите, а не кленете, а вас Бог благословит.» Содержание сего Служебника:       Лист 41 об. Чин на братотворение.        41 об. Молитвы на пострижение власов.        51 об. Чин венчанию.        60 Молитва в пост, идя скончать пост.        66 Молитвы на рожество детем.        69 об. Молитва на воскресение детем.        71 об. Молитва на Петров день детем.        73 об. Чин на обручение девице за муж.        75 Молитва заамвонная на Пасху.        77 Молитва на всяцем стаде.        80 Молитва заамвонная на Преображение Господне. Служебник сей по Описи 1846 года значится под 4-м. 11. Служебник (Литургия Св. Иоанна Златоустог о), писан уставом на пергамене, в 4 долю листа (81 лист), скреплен рукою Патриарха Никона . По письму и очертаниям букв относится к 14 веку. Переплетен в корешок. По Описи 1846 года значится под 4-м. б. Бумажные. 12. Служебник, писанный весьма хорошим уставом на бумаге в ¼ долю листа, на 186 листах. На 14-м и 109 листах пергаменных, во всю страницу нарисованы превосходно по золоту разными красками заставки; скреплен рукою Патриарха Никона . На обороте 108-го листа внизу подпись: Мазал Андрейна многогрешны.» По письму и очертаниям букв сей Служебник писан в 15 веке. Переплет корешковый. 13. Служебник, писанный на бумаге, в лист, на 214-ти листах, скреплен рукою Патриарха Никона и по старым Описям зовется Патриаршим. На 2-м листе заставка нарисована по золоту красками и для бережи прикрыта шелковой материей. На листе 62-м об. В молитве, читаемой в 1 день Августа, во время освящения воды, упоминается Царь и Великий Князь Иван Васильевич, при котором, значит (в 16 столетии), и писан сей Служебник.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

34-й. Ирмолой, писанный мелким уставом в малую осмушку по крюковым нотам на 264-х листах. С 1-го–11–4 по 43 лист скреплено рукою св. патриарха Никона . По характеру письма относится к 17-му веку. Переплет корешковый. 35-й, Ирмолой, писанный мелким уставом в малую осмушку по крюковым нотам на 458-ми листах. Века 17-го. Переплет корешковый. 36-й. Октай и праздники по крюковым нотам, писанные мелким уставом в осмушку на 202-х листах в 17-м веке. С 1-го листа по 35-й следующая внизу по листам скрепа: «сию книгу октай и праздники певчие дал вкладом в Троицкое село Рожественное в церковь Рождества Христова Троицкого Сергиева монастыря слуга Петр Карпов сын Патрикеев для поминовения по своих родителех, а подписал я Петр своею рукою лета 1729 году, Ноября в 9-й день» Переплет кожаный с ветхими медными застежками. 37-й. Праздники, писанные мелким уставом по крюковым нотам в осмушку на 308-ми листах. С 1, 7, 9, 12, 15, 16, 18, 22, 26, 27, 28–30, 33, 35–39 42, 43, 45 по 46-й лист скреплено рукою св. патриарха Никона в 1659-м году. На 1-м листе заставка и начальная буква раскрашена разными красками. Писаны в 17 веке. Переплет кожаный с двумя застежками. 38-й. Обиход по крюковым нотам, писанный уставом мелким в самую малую осмушку в 16-м веке на 214-ти листах. С 1 -го 2–7, 9–26 по 27-й лист в 1659-м году скреплено внизу по листам рукою Св. патриарха Никона . Переплет разбитый без корешка. На обороте 47-го листа следующая приписка: «взял от Семенки мастера фетка сто первого (1593) ма і а далъ листеру прокоью того мсеца к в недлю на паметь але чюдотворца все руси». ∼ 39-й. Ирмолой, писанный мелким уставом по нотам, ныне употребляемым в церкви, в 4-ю долю листа на 374-х листах. На 1-м листе по краям раскрашенным написано, что сия книга ирмолой писана в Богоспасаемом граде Беломковлю в повете шанском стоячомъ; а в маетности его млти Яна Санкгушка воеводича Вытебского премногогрешного Гдна отца Тимофея Куликовича в 1652-м году. С 1-го листа по 7-й в 1657-м году скреплено рукою св. патриарха Никона . Далее скрепа при переплете урезана. Из сего ирмолоя Архимандритом Никанором в 1685-м году были выписаны нотные песни и стихи, (тебе одеющагося и другия) которые пелись в Великую пятницу и субботу, слово до слова. С листа 357-го и до конца помещен месяцеслов с пасхалиею. Переплет корешковый.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Напечатаны в С.-Петербурге 1784 г. у Шнора и в 1796 г. в типографии Корпуса чужестранных единоверцев, в 8-ю долю. 7) Об истинном христианстве. Книга сия писана свт. Тихоном в 1770 и 1771 г.г. Она содержит полную систему Нравственного богословия христианского, изложенную простым собеседовательным языком; везде показывает в сочинителе глубокое знание Священного Писания и опытное ведение духа Христовой Веры. Первоначально сия книга напечатана в 1785 г. в С.-Петербурге у Шнора. Издатель к заглавию книги прибавил от себя из заглавия книги об истинном христианстве Арндта слова «содержащее в себе учение о истинной вере, о святом житии, о спасительном покаянии, о сердечном умилении, о болезновании грехов и о пребывании истинных и неложных христиан. Такожде, как истинный христианин может победить грех , смерть, дьявола, мир и всякое бедствие». Но книга святителя Тихона ничего не имеет сходного с книгой Арндта, и гораздо яснее, подробнее, поучительнее и лучше ее. В 1803 г. в Императорской типографии вторично была напечатана сия книга, в шести частях, в 8-ю долю листа. 8 . Сокровище духовное, от мира собираемое, писано в Задонском монастыре в 1777–1779 годах. Книга сия содержит 157 размышлений о нравственных предметах, пробужденных встречавшимися чувственными предметами или случаями жизни, или нечаянно слышанными словами. По содержанию своему она сходна с книжкой, изданной на латинском языке Иосифом Галлом, епископом Оксфордским, и напечатанной на русском языке, в Москве, 1786 года, под названием «Внезапные размышления, произведенные вдруг при воззрении на какую-нибудь вещь», в 131 статье. Но «Сокровище духовное» гораздо обширнее, подробнее и везде сопровождается свидетельствами слова Божия, чего нет у Галла. «Сокровище духовное», разделенное на 4 части, напечатано в 8-ю долю листа в С.-Петербурге в 1784 г. в типографии Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса и второй раз в 1796 году в типографии Корпуса чужестранных единоверцев. 9 . Остальные сочинения Преосвященного Тихона напечатаны в С.-Петербурге в Императорской типографии в 1799 г., в 8-ю долю, одной книгой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Сочинения святителя Тихона были издаваемы в следующем порядке. 1 . Наставление христианское, в одной книге, писанное во время пребывания в Задонске, для Острогожского гражданина Ростовцева. После Тихон присовокупил еще к сей книжке: «Прибавление о взаимных должностях христианских». Цель сочинения сего та, чтобы научить христианина поступать во всех случаях, обстоятельствах и отношениях так, как требует слово Божие и как прилично христианину. Сия книга напечатана в 1784 году сперва гражданскими буквами, в Санкт-Петербурге у Шнора, в 4-ю долю листа, а потом славянскими в 1787 г.; после сего печаталась в Московской Синодальной типографии славянскими буквами в 1789 и 1794 годах, и выдержала несколько изданий, в 4-ю долю листа. Ибо Святейший Синод признал сию книгу достойной быть в числе поучительных церковных, какие сочинять для Церкви предписано в Духовном Регламенте. Святейший Синод в церковном издании сделал некоторые изменения и дополнения. Так, после § 31 поставлена статья о том, как должно всемерно удаляться пьянства, взятая из книги «Об истинном христианстве». (Том II, § 106–108). После §51 помещены все краткие нравоучительные слова святителя Тихона (числом 26), исключая слова о христианском воспитании детей, которое помещено между взаимными должностями христианина. После сих слов следует прибавление о взаимной должности христианской, с некоторыми изменениями и сокращениями статей. Церковное издание озаглавлено: «Наставление о собственных всякого христианина должностях» и разослано по всем церквам для чтения народу. 2 . Разные проповеди , сочиненные и говоренные во время пребывания Тихона на епархии, напечатаны в Санкт-Петербурге, в 8-ю долю листа, в одной книге, в типографии Шнора и второй раз в 1794 г. в Синодальной типографии. Всех слов помещено десять. Их немного потому, что Тихон чаще проповедовал без письменного приготовления. 3 . Плоть и дух, или собрание некиихь нравоучений из Святого Писания Нового Завета и Псалмов и толкователя Святого Писания Златоустого, Великого вселенныя Учителя, с приложением рассуждений, в пользу духовную сочиненное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

л. 275. Последование св. великые Четыредесятница, имея тропари и кондаци от мытаря и фарисеа даже до всех Святых. л. 336 об. Лунное течение. В конце сказание о замечат. днях в году, в кои врачеваться, сеять, садить, и проч., но, по причине слинявших чернил, всего разобрать нельзя. л. 348 об. Пасхалия, начин. в лето 6933 (1425). После 6935 года сказано: Блюдися, блюди известно и разумно; братия, зде нужа, зде скорбь, зде печаль. В средине пасхалии написана лития бденная. л. 356 об. Указ о временных летех, в них же будут, знамениа многа и беганиа многа. Нач. В лето 6935 круг солнцу. В самом конце современною рукою: Св Троецкая (книга). 18. (2008). Часослов, полууст., нач. XV века, в четверть, 222 листа. Начинается полуношницей повседневной с каф. 17-й. На утреници после Песней пророческих положен (л. 72) канон к Господу нашему Ис. Христу (сладчайшему), а после хвалитных (л. 86 об.) канон субботний всем Святым, какой печатается в нынешних изданиях; на навечерици великой (л. 160) канон молебен св. Богородицы (Параклисис). л. 175. Чин св. Причащения с каноном, какой в пред. 17 л. 147. л. 197. Канон за творящая нам милость. л. 202 об. Канон молебен за болящая. л. 210. Последование на св. Пасху. л. 218 об. Степена воскресная. Последнего листа недостает, ркп. ветхая и черная, будто из огня выхвачена. 19. (2012). Ирмолог, устав. красивый, XIV века, в осьмую долю, 154 листа. Перевод древний, от первопечатного московского издания 1057 г. отличен. 20. (1994). Октоих, устав. в два столбца, исх. XIV или нач. XV века, в лист, 241 лист. Содержит 4–6 гласы. По счету тетрадей сначала недостает 8 листов; конечные 8 приписаны в исх. XIV века, из коих 5 самых последних на бумаге. 21. (1995). Октоих, устав. в два столбца, исх. XIV или нач. XV века, в лист, 167 листов, письмо одинаково с предыд. 20. Содержит 7 и 8 гласы. Подпись на первой странице порожнего листа: Октаик Никоновский, находится и под предыд. 20 на первом бумажном листе. 22. (1999). Стихирарь, устав., напис. 1303 года, в лист, 148 листов, заглавная заставка с красками из разных животных.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

На нижней доске небрежною скорописью XVII века: Сия книга лежит в закладе у старца. 381. (253.) Шестоднев служебный, полууст., двух почерков, XVI века, а четверть, 240 листов. Первым почерком написаны (л. 1–80) службы седмичные, начальный лист коих утрачен, вторым (л. 81) службы воскресные, начин. 2-м гласом, (л. 219 об.) служба Преображению Господню, канон Одигитрии и служба дек. 6, святителю Николаю, без конца. 382. (257.) Шестоднев служебный, полууст., в скоропись переходящий, исх. XVI или нач. XVII века, в осьмую долю, 274 листа. Заглавие: Начало осмогласника, сиречь Шестодневец, с Богом починаем, творение препод. отца нашего Иоанна Дамаскина . С л. 251 написана служба в день Пятидесятницы. Впереди на белом листе: Шестоднев уставщика старца Филарета. Уставщик Троиц. Серг. монастыря Филарет скон. 7127 (1619) года. См. 41. 383. (255.) Шестоднев служебный, полууст. тщательный, XVII века, в болыпую четверть, 604 листа. На первых листах внизу: Лета 7173 (1665) дал в дом Живоначальные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу Шестоднев келарь старець Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. 384. (192.) Шестоднев служебный неполный, полууст., XVII века, в осьмую долю, 376 листов. Шестоднев обыкновенный содержит сначала воскресные службы всех 8 гласов, потом службы седмичные: в понедельник 1-го гласа, во вторник 2-го, в среду 3, в четверг 4, в пятницу 5, субботу 6, а Шестодневы XVII в. – в пягпницу 6, субботу 8 гласа. В сем списке помещены только седмичные службы с обычными дополнениями, какими заключаются и печат. Шестодневы. В самом конце прибавлена служба суботная усопшим, последний лист коей утрачен. 385. (294.) Триодь постная, полууст. в два столбца, XV века, в лист, 225 листов, заглавная заставка киноварная. Заглавие: Трипеснец надежю имуще на Бога начинаем в неделю о мытари и фарисеи. На втором листе уставом XVII века: Книга Треодь постная треи святителей Отен… (угол листа, где было окончание, оторван). 386. (309.) Триодь постная, полууст. XV века, в четверть, 477 листов, заглавная заставка киноварная.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

К тому же, что еще имам глаголати о тебе, предивный отче, или кий язык возможет по достоянию проповедати твоя и(с)правления? Зде же оставлю многословия невоздержательны ми, и паки яже о исправлении добрых (л. 63 об.) детели преподобнаго отца нашего Максима имуся. Не бо есть достоин яже по ряду вся сказати непостижимая отца оного исправления. В заточении убо достохвалный сей страдалец сотвори 22 лета и 9 месяцы и 4 дни, в темницы терпя и во юзах страсти быша от Данила митрополита и от злоненавистник и небратолюбцев велми оклеветан бысть державнейшему, и паки от державнейшаго ис темницы взят бысть и помилован, и от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа велия благодати и чудодейства сподобишася в веце сем, а в будущем венец нетленный прият. Богу нашему в слава со безначальным его Отцем и с пресвятым Духом, и ныне и присно и во веки веком. Аминь. (Л. 64) А поживе преподобный отец наш многострадалный Максим грек всех лет живота своего во преподобии и правде истинне 108 лет и 2 месяца и 13 дне. А во всем страдании своем пребысть 30 лет, а в Российской государьстве пребысть 48 лет и 2 месяца. 10. Сказание о чудесах Максима грека (Сказание это так же как и напечатанное выше житие Максима грека , известно мне в одной только рукописи В. М. Ундольскаго 338. Оно следует вслед за окончанием жития: последния строки жития находятся на верхней половине 64 листа рукописи: со второй, нижней половины сего листа и начинается настоящее сказание). Сказание о чудесех святаго и преподобнаго и многострадалнаго отца нашего Максима грека и премудраго философа. Благослови отче. Чудо 1. В тоже время Служни слободы священник, именем Феодор, его же любяше преподобный (л. 64 об.) благонравия его ради, и той, слышав, яко преподобный изнемогает, бежав к нему спешно, хотя последнее прощение прияти, и не успе, уже бо душу свою Господеви предаде. И на(д) преподобным плакав неутешно отлучения своего, еже не прилучися ту, и изыде в дом свой, плача же и рыдая. Мало побдев, и ляже на одре своем и усну сладким сном, и видит видение во сне, и бяше слышит паки сказующих от знаемых ему преподобнаго преставление, яко и прежде. Он же, яко на яве спешно грядый, хотя желаемое от него благословение и последнее прощение восприяти, и пред ним представ, видит мнозем благословение рукою подающа. Он же между прочими подходя и главу свою наклоняя к благословению, (л. 65) и ничтоже получив; и паки наклоняя пред ним главу свою, требуя благословения. Святый же рече ему тихо: почто нудишися? Благословения просят, оставаются зде; ты же и сам вскоре за мною будеши, прочее же не стужай ми. Он же возбгнув, ужасен бысть и в себе быв, сказа видение некоим от ближних своих. И по осми днех и той Феодор ко Господу отиде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

А расколники… (зачеркнуто два слова) ...крали, для того никому ее не давать читать». На обороте 341 листа тою же рукою; «сия книга Новоторжского Борисоглебского монастыря и преп.отца нашего Ефрема архим. Новоторжскаго чудотворца и чтоб ее не украли враги церкви Божией и противники Христу Спасителю расколники подписал архим. Варлаам Новоторжский своею рукою 1768 году». Рукопись начинается (л. 1–2) предисловием, «сказующим вкратце силу книжки сия»: «настоящая новосъчиненая книжка дар убо есть всесвятого и покланяемого Духа»... За предисловием идет (лл. 2–4) «сказание известно главам, яже сжть во книзе сей». Всех статей по оглавлению 69. Первая – «исповедание православныя веры Максима инока». Вторая – «молитва ко пречистей Богородици, в тойже и отчасти винословие о страсти Спасове». Третья – «песнь благодарьствена ко пресвятей Троици, глоголема во всю светлжю неделю». Четвертая – «словеса акы от лица Петра апостола, егда отвержеся Христа и плакася горко» и т. д. В конце оглавления: «Арсений Кролицын законник монастыря Печерского». 69 глава оканчивается на обороте 328 листа. За ней следуют еще следующие статьи, не обозначенные в оглавлении: 1) л. 328 об. Притча: «некто родися на лици поля, в нощи тмою, пеленами не повит, водою не омыт, солнце на него не всияет и възрастж ж его мирь радуется»; 2) лл. 329–339. Кирилла архиеп. александрийского слово о исходе души от тела и о втором пришествии, преведено от греческого языка на рускый Максимом иноком греком в лет 50-м осмыя тысящи, 3) лл. 339–341 Иоанна Златоустог о о исходе души от тела. Сказания о Максиме греке никакого нет. Α.Е. Викторов в «Описи книгохранилищ северной России» (стр. 330) относит рукопись к первой половине XVI в. Зосима Прокопович, которого подпись на 1-м листе, был епископом черниговским в 1649–1656 гг. (См. Девятисотлетие русской Иерархии Н. Д. М. 1888 г., стр. 25 и 102). Следовательно, ркп. написана не позднее этого времени. По почерку она относится скорее к XVII в., чем к XVI в. Запись на лл. 9–21 дьячка 170 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

5) Пентикостарион или цветная триодь, в лист, Московской печати 1707 г., с тою же надписью по листам, как и в месячных минеях. 6) Типикон или церковный устав, в лист, Московской печати 1700 г. Надпись по листам: „1714 года Генваря в 1-й день, сия книга устав, в Шаровкин монастырь, дал вкладу Донского монастыря многогрешный монах Сергий, для поминовения родителей своих, которые писаны в, сей книге, на последнем листе“. 7) Октоих, в лист, Московской печати 1715 года. Надпись по листам: „сия книга октоих, дан вкладу в Белевский уезд, в Жабынскую Макариеву пустынь, в церковь Введения Пресвятые Богородицы и чудотворца Макария, царствующего града Москвы купеческой человек Данила Евстафьевич Томилин, в вечное поминовение по своих родителях . . . . . . . . а подписали при начальнике той пустыне игумен Тихон в лето от Р. Х. 1720. Марта, в ... день. 8) Служебник, в 4 долю листа, Московской печати в двух книгах, без выходного листа печатан при патриархах; 10 листам надписъ „сию книгу в Жабынскую Макариеву пустынь исжаловал преосв. Иларион, митрополит Сарский и Подонский, вечно, кто сию книгу из тоя обители без благословения игуменского похитит и мститель Всемогущий Бог“. 9) Служебиик в 4 д. л. Московской печати 1657 года. 10) Служебник в 4 д. л. без выходного листа, Московской печати (печатан при патриархах), с надписью по листам: „Тульского Предтечева монастыря“. 11) Ирмологий в 4 д. л. малого формата Московской печати, 1657 г. 12) Евангелие учительное в лист, Московскойпечати 1681 г., по листам надпись: „сию книгу дал вкладу города Белева посадской человек Дмитрий Онисимович в Макарьеву пустынь в церковь Пречистые Богоматери, честного Её Введения и преподобного отца нашего Макария в чудесех просиявшаго Белевского чудотворца, ради своего многолетнего здравия и душевного спасения и в поминовение своих родителей, 1712 года при первом игумене отце Тихоне и подписана по приказу его“. 13) Пролог в двух книгах Московской печати 1701 г. Надпись по листам: . . . . . Ноября в 27 день отдана вкладу в поминовение себя и родителей своих и свойственников своих купно с Сентябрскою половиною в дом Богоматери Введения Её в храм святый, дабы была в той пустынной обители Жабынской без выносу, подписал Иван Арбузов многогрешный“. Чем владел и владеет монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

8. Месяца июня в 27 день служба благодарственная Богу в Троице Святой славимому о великой Богом дарованной победе над Свенским Королем Каролом вторымнадесят и воинством его содеянной под Полтавой в лето от воплощения Господня 1709-ое в 1 / 4 долю листа, писано скорописью. 9. Историческое сведение о Перемышльском Троицком Лютиковом монастыре из ближайших источников почерпнутое и всем благодеющим сей обители посвященное, собранное в 1829 году Архимандритом Филадельфом рукопись в 1 / 4 д. листа, на 75 страницах. 10. Выпись с Перемышльских писцовых и межевых книг письма и меры и межевания Стольника Еремея Ларионовича Пятова, да подъячева Григория Зернова, в 193/1685 году данная Живоначальныя Троицы Лютикова монастыря Архимандриту Моисею с братией на их монастырские вотчины впредь для вотчинного их владения и для сыску беглых крестьян и бобылей, по их челобитью в нынешнем во 193/1685 году. Тут же выпись с книг Воротынского уезду письма и меры и межевания Михаила Петровича Свечина, да подъячева Саввы Рогачева 194/1686 году данная тому же Архимандриту Моисею с братией на приписную их вотчину (бывшего Архангельского монастыря) для вотчинного их владения. Обе эти выписи писаны в 1 / 4 д. листа, переплетены в одной тетрадке и хранятся в библиотеке на память прошлого быта обители. В) Старопечатные книги 1) Избранные поучения иеромонаха Кирилла Тринквилиона. Печ. в Рохманове 7128/1679 года в лист. Положил Василь Богданов сын Гулчаков 1646 года. 2) Трефолой за месяцы март, апрель и май. Печатан в Москве 7146/1638 года в лист. Надпись по листам: «Лета 7147/1639 сентября в 22 день дал сию книгу Шаровкина монастыря старец Иона Чичерин при Архимандрите Моисее . » 3) Полуустав. Печатан в Москве 7148/1640 года в лист. Помета по листам: «Дал инок схимник Иона Иванович Чичерин чрез племянника своего Федора Михайловича Толочанова.» 4) Житие Преподобных Сергия Чудотворца и ученика его Преподобного Никона Московской печати 7155/1647 в лист и тут же присоединено житие Пр. Саввы Звенигородского другой печати (крупнее и внизу надпись: в лето 7154/1646).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010