– 3-х епитрахилей  – 2-х палиц  – 2-х набедренников  – 4-х поясов  и 6-ти пар поручей;  из 2-х диаконских стихарей с вышитыми оплечьями;  – 2-х орарей белого глазета;  – 2-х стихарей той же материи, без вышитых оплечьев.  С этим облачением присланы были в собор одежды на богослужебные принадлежности: – 3 воздуха серебряного глазета с 4-мя кистями, обшитые серебряным газом и бахромой. Одежды на престол, жертвенник, аналогий; на столик для благословения хлебов и на аналойчик для молитвы, произносимой в день пятидесятницы, с пеленами и серебряными кистями.  5. Из богослужебных евангелий в соборе достопримечательны некоторые по своей древности, а одно по величине и наружным украшениям.  Древние евангелия в соборе относятся к временам императора Петра І.  Евангелие 1702 года в 16-ю долю листа, напечатанное в Москве, повелением государя и великого князя Петра Алексеевича. Оно обложено малиновым бархатом, по которому на верхней доске пять серебряных золоченых изображений и пять украшений на нижней.  Евангелие 1703 года в большой лист, напечатанное в Москве, благословением преосвященных архиереев между патриаршеством; обложено малиновым бархатом. На верхней его доске в средине изображены: воскресший Христос, изводящий людей из ада, сверху гора Голгофа, на которой три креста; на углах четыре евангелиста. На нижней доске пять украшений: евангелие с серебряными застежками.  Евангелие 1715 года в 8-ю долю листа, напечатанное, повелением благочестивейшего Великого Государя царя и Великого Князя Петра Алексеевича всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержца. Обложено малиновым бархатом, без оклада.  Евангелие замечательное по своей величине, напечатано в большой александрийский лист в 1759 году в Москве; обложено белым глазетом, до глазета – серебряным и местами позолоченным окладом. На окладе изображены: крест яхонтами; на кресте – гвозди, титло, венец и корона бриллиантовые; под короной ветви изумрудные, венец на Спасителе и четыре звезды алмазные.  Верхняя доска отличной работы представляет храм, в царских вратах которого виден крест; под ним чаша и дискос. Под чашей подпись: «сие творите в мое воспоминание». Снизу креста – евангелисты, пророки, архангелы. Над царскими вратами – Воскресение Христово, окруженное ангелами. Над ним надпись: «се Сын Мой возлюбленный, того послушайте». С задней стороны – изображение Казанской Божьей Матери. Снизу евангелия полукружием надпись: «1786 года марта 17 дня сей новый завет церкви Казанской Пресвятой Богородицы, сооружен в царствование Великой Екатерины иждивением церковным, под присмотром статского советника и смотрителя дворцов Алексея Ходнова. Прожектировали доски живописные мастера: верхнюю асессоры Иван и Алексей Бельские, нижнюю и показание к работе титулярный советник Феодор Данилов».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

XVIII (того же собрания ркп. 3). Сборник дополнительных декретов (Breviarium extravagantium т. e. guae extra Decretum vagabantur), составленный Бернгардом Циркою в 1187 году. Писан на пергамине, на 65 листах. [На первом листе крандашом написано: «булы редкие 37 р. серебром». На корешке 2206. – 35 X 24,5]. В четвертую долю листа XIX (по старому каталогу 98). Ex annalibus Russicis breviter excerptae res gestae principum, regum, sive tzarorum et urbium Russiae, quorum nomina reperiuntur in priscis nummis Copeicae dictis, т.е. Деяния, кратко извлеченные из русских летописей, князей, царей и городов России, которых имена находятся на прежних монетах, называемых копейками. – Писан этот перечень на толстой серой бумаге, в конце XVIII или в начале XIX века, на 36 листах. Все сочинение состоит из 47 глав, происшествия с 1398 по 1682 г. Против каждого происшествия в четырех линейках означены: 1) годы сотворения мира; 2) от Рождества Христова; 3) книги, откуда заимствовано происшествие; эти нотаты трех родов: а) Step. т.е. Stepenna – Степенная книга, b) Ехс.=excerpta, т.е. извлечения и с) Ann.=annales, т.е. летописи. 4) В последней графе означены листы книг, цитуемых для подтверждения сказанного. – На корешке переплета 96. – 20,5 X 16. XX (по старому каталогу 1215). Observationes ad Capitulationem imperatoris Caroli VI Invictiss., per dr. Vitr. Писана на простой бумаге, на 168 лл., XVIII в. Переплет обыкновенный; на лицевой стороне его наклеен кусок кожи (8Х4:8) с изображением короля Карла VI. На переплете еще 9. – 20,7 Х 16. XXI (по старому каталогу 1253). Феофана Прокоповича Риторика (Rhetorica Theophanis Procopovicz), составленная им для учеников Киевской академии в 1706 г., в бытность его там учителем риторики. Писана в половине XVIII в., скорописью, на 308 листах. [Куплена в XIX в. за 50 коп. На корешке переплета 183. – 19,6 X 15,5]. XXII (по стар, каталогу 1255). Готгарда Лиенье (Liehnie), клерика духовных школ (Cleric. Regul. schol. piar.) в Фрейдентале 883 , похвальные оды императрице Екатерине II , в 4 книгах, с посвящением автора, писанным в 1775 г. Подносный экземпляр, украшенный фигурными заглавными буквами, бордюрами и разными изображениями и разводами в пробелах. Рукопись писана красивою скорописью на 82 листах, в атласном переплете, с золотым обрезом. – 23,5 X 18,1.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

О других подобного рода столкновениях мы не говорим потому, что они вполне естественны и известны всякому и хотя несколько причастен тяжелому делу издательства, в котором поставляется на первый план не меркантильный расчет, грязный барыш и нажива, а служение великому делу религиозного и нравственного просвещения своего народа, ищущего света истины, и высокое сознание: «аще кто сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небесном». 275 Беру первую попавшуюся мне под руки пачку брошюр, тщательно завернутых в бумагу и приготовленных для раздачи паломникам, и в ней перечисляю, для ознакомления читателей с характером и содержанием этих брошюр, названия их. Все брошюры в 16 и 24 долю листа печатаны на хорошей бумаге, четким шрифтом и нередко украшены подходящими к тексту рисунками. Вот какие брошюры составляют взятую мною случайно связку: 1) Акафист св. великомученику Пантелеймону (72 с. в 32 долю листа). 2) Путеводитель по Святой Афонской Горе (72 с.), 3) при нем имеется атлас видов (24) монастырей и скитов Святой Горы. 4) О кончине мира (32 с.). 5) Указание пути в царство небесное (18 с.). 6) Краткие мысли на каждый день (94 с.). 7) Бог в природе (36 с.). 8) Какой вред приносит человеку табак (16 с.). 9) Беседа о молитве (32 с.). 10) Глухая исповедь (20 с.). 11) Данное на потребу (30 с.). 12) Догмат о святых иконах по Стефану Яворскому (63 с.). 13) О необходимости поминовения усопших (34 с.). 14) Беседа архиепископа Никанора в неделю блудного, при поминовенин поэта Пушкина (42 с.). 15) Житие св. апостола Фомы (16 с.). 16) Сказание о жизни и подвигах старца Даниила г. Ачинска (51 с.). 17) Житие св. Петра, сборщика податей (8 с.). 18) Житие св. Нифонта (16 с.). 19) Житие св. Филарета милостивого (32 с.). 20) Жизнь преподобного Петра Афонского (33 с.). 21) Афонские современные подвижники (40 с.). 22) Путь ко спасению в исполнении заповедей Христовых (46 с.). 23) Житие пр. Афанасия Афонского (51 с.) 24) Святая Гора Афон, земной удел Божией Матери (26 с.). 25) Душеполезное чтение (31 с.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Мужской, упразднённый. Находился в Ярославской Епархии в Любимском уезде, на большой Вологодской дороге. До Штатов 1764 года был приписан к Воскресенскому Обнорскому монастырю; а по Штатам обращён в приходскую церковь . От монастыря сего осталась церковь каменная, и ограда деревянная. Нуромский Спасский или Спасо-Преображенский монастырь Мужской, упразднённый при Штатах 1764 года. Находился в Вологодской Епархии в Грязовецком уезде от Вологды к юго-востоку в 60 вёрстах, а от Павлова монастыря к югу же в 4 вёрстах вниз по реке Нурме. Этот монастырь основан Преподобным Сергием, от реки прозванным Нуромским или Обнорским, который придя в Россию из святой Афонской горы, был несколько времени учеником у Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца; а потом, испросив от него благословение искать себе пустынного уединения, пришёл в Обнорские волости в лесные места на утёсистый берег реки Нурмы, и там вселился неподалёку от Преподобного Павла Обнорского на той же реке повыше в пустынном уединении жившего. По некоторому времени, когда собралось к Преподобному Сергию в пустынь его до 40 человек братии, он построил Преображенскую церковь и монастырское общежительное здание; а напоследок в этом монастыре сам скончался в лето 6921/1412 году, Октября 7, и погребён был под папертью церкви, а потом мощи его положены в церкви под спудом, где и ныне находятся под устроенной над ними ракой и балдахином. Настоятельство в сем монастыре, со времён ещё Преподобного Сергия, было Игуменское. Крестьян имелось 380 душ. По упразднению монастыря церковь обращена в приходскую Спасского погоста, и определены два Священника с клиром. Нямецкий Молдовлахийский монастырь Мужской православный в Молдовлахийской Святейшего Синода Экзархии. 30 Начинающимся с 1017 и кончающимся 1352 годом, печат. в Москве, 1781, в четвёртую долю листа, стр. 61. 33 Образ сей письмом подобен чудотворному Казанскому, в городе Казани явившемуся, но мерой менее оного, а именно только ¼ аршина. 34 См. Историческое описание города Пскова, составленное Николаем Ильинским и напечатанное в Санкт-Петербурге в 1790 году в долю листа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

3) Святого Григория Богослова поучения, Василия Великого беседы на шестоднев, Афанасия Александрийского слова на Ариан, и Иоанна Дамаскина книга небеса. Перевод с греческого иеромонаха Епифания Славинецкого. Напечатана в Москве 1665 года в два столбца. 4) Меч духовный, сочинение Лазаря Барановича архиепископа Черниговского, киевское издание 1666 года. 5) Книга, содержащая Историю или повесть святого и преподобного отца нашего Иоанна, иже от Дамаска, о преподобном отце Варлааме пустынножителе и о Иоасафи царе индийском. В царствующем граде Москве, в типографии верхней, в лето 1680. На заглавном листе в рамке резное на дереве изображение аллегорической фигуры мира и брани с надписью: «начертал Симон Ушаков 7188 года». 6) Устав церковный. По листам надпись «Лета 7195 (1687) декабря в 6 день, сию книгу, устав, дал в дом Пресвятой Богородицы честного и славного Ее Успения, в Тихонову пустынь, стольник Михаил Артемьевич Камынин, по своим родителям в вечный помин». 7) Триодь цветная, московской печати, в лист, 169 года. Надпись по листам: «1701 года месяца декабря куплена сия книга, глаголемая триодь цветная, в монастырь Тихона Чудотворца, что в уезде Ярославца-малого, при наместнике иеромонахе Антонии, на деньги строителя монаха Ионы бывшего Шаровкина монастыря». 8) Евангелие учительное иеромонаха Кирилла Транквиллиона в лист, печатано в Уневском монастыре 1696 года; на заглавном листе рисунок и имя резчика: «року 1696 иеромонах Никодим». 9) Апостол московской печати 1745 года, с надписью: «дана сия книга в Тихонову пустынь в церковь Преображения Господня той же пустыни наместником иеромонахом Тихоном 1755 года». 10) Каноны Богородичные с малым повечерием, в ¼ долю листа, киевского издания 1746 года. 11) Следованная псалтирь в лист киевской печати 1750 года 12) Книга Аввы Дорофея , в долю листа, виленского издания 1767 года. Сверх того монастырская библиотека состоит из книг духовно-нравственного и исторического содержания, пополняемая ежегодно выпискою новых книг и духовных периодических изданий. В числе исторических книг есть в ней вся «древняя Вивлиофика», издание Николая Новикова.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Впрочем, книга сия, кроме общих Христианских догматов и нравоучения, ничего не имеет сходного с Арндтовой книгой и гораздо яснее, подробнее, поучительнее и лучше сей. Она писана Сочинителем собственноручно в 1770 и 1771 годах, то есть в первые лета пребывания его в Задонском Монастыре, а напечатана – в Санкт-Петербурге у Шнора 1789, и вторично в Императорской Типографии 1803 года в 6-ти частях; в 8-ю долю листа. Сие сочинение по обширности своей больше других стоило труда ему, но зато больше прочих доказывает в Сочинителе основательное знание Богословия, а наипаче, опытное и, обыкновенно, не скоро приобретаемое сведение духа Христианской Веры и Евангелия. Можно сравнить оное со всеми наилучшими в Христианстве нравственными книгами, а на Российском языке – оно есть первое и образцовое. Слог здесь, так, как и в прочих его сочинениях, простой и беседовательный, а не учебный, и внятен может быть самому простолюдину. Книга сия есть не только достаточная библиотека для всех, желающих заниматься здравым Христианским нравоучением, но и для тех, кои хотят быть подлинными Христианскими, а не метафизическими проповедниками Евангельского учения. 8) Сокровище Духовное, от мира собираемое, писано также в Задонском Монастыре в 1777, 1778 и 1779 годах; и состоит в 4-х частях, напечатано в 8-ю долю листа в Санкт-Петербурге 1784 году в Типографии Сухопутного Шляхетного Кадетского Корпуса, и вторично – 1796 года в Корпусе чужестранных Единоверцев. Книга сия содержит в себе 157 размышлений о нравственных предметах. Сочинитель размышления сии почерпал от нечаянно встречавшихся ему чувственных предметов, или из случаев своей жизни. Таким образом, например, есть у него в сей книге размышления под заглавиями: лоза и розги; – глава и тело; – овцы; – пастух и стадо; – воротись, не туда пошел; – не касайся сего, здесь яд; – нигде я от тебя уйти не могу; – госпиталь или лазарет; – и мы туда пойдем; – зачем ты здесь? – чего ты стал? – вода с высоких гор на низкие места течет; – малое деревце; – баня; – чей ты? – завтра приду; – отрыжка; – сторож; – стыдно мне на тебя смотреть; – я не твой брат, и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

58 . Практика садовничества, вторая часть. 59 . Италиянская азбука писменная. 60 . Книга розрядная с 1493 генв. 29 по 1611 февр. 13. 61 . Выписка из указов о иноземцах. 62 . Початок Русской земли, како приидоша Славяне племяни Афетова и села на Руской земли по рекам, то есть, летописец Киевский и всее Руские земли, и Полское и Литвании. – Отдана в Архив от переводчика Алексея Федоровича Малиновского. В четверть листа 63 . Краткое описание Турецкого государства. Два экземпляра. (Остермана 144). 64 . Описание рек, в России находящихся. Из библиотеки Сойманова. 65. Журнал генерала Гордона, том 4, с 1684-го по 1690-й год. Приложены к рукописям г. Миллера, где таковых книг 4 тома имеются. 66. – – том 5-й, с 1690 по 1695-й од. На аглинском языке. (Оба тома Остермана 129). 67 . Tractatus de praetensionibus omnium Principum in Europa hodierna die dominantium. 68 . Liber de testamentis et praesumptionibus. 69 . Liber de successionibus ab intestato Statutorum Venetorum. Liber 4. 70 . Перевод с книги уложения венецианского, книга 4, о наследствах без духовных, изданного от князя Якова Феупала 1242 года. 71 . Перевод с книги: Выписка из прав француских, сочиненных адвокатом Фериером 1679 года. 72 . Перевод с книги: Права о наследствии, по аглинскому, францускому и шкоцкому законам. 73 . Remonstranze della Francia al suo Re. 1717. 74 . Греческая грамматика Планудия. 75 . Греческая грамматика. 76 . Книга грамматическая пиитического и исторического учения. На греческом языке. 77 . Гомера Илиады стихами. На греческом. 78 . Евангелие старинное, писанное на пергамине. На греческом. 79 . Сокращенное толкование на девять слов Григория Богослова , сочиненное ираклийским архиереем Никитою. Старинное, писанное на пергамине. На греческом. 80 . Ирмосы и стихиры с нотами на праздники некоторых святых. Греческая. 81 . Сочинение иеромонаха Матвея, собранное из канонов апостолских и из книг святых отцов, о разных должностях священного чина. На греческом. 82 . Стихиры постной Триоди с нотами. Греческая.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

2. Зданием каменная двухэтажная, с таковою же в одной связи колокольнею - крепка, ветхостей и повреждений нет. 3. Престолов в них три. В настоящей теплой, во имя святого великомученика и победоносца Георгия, освящен по благословению Преосвященного Онисифора Епископа Вологодского и Устюгского в 1817 году сентября 23-го дня. В холодной в верхнем этаже - во имя Преображения Господня; в оной же церкви в трапезе на северной стороне придел во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, возобновлен вместо прежде бывшей деревянной церкви, по причине свирепствовавшей в сем приходе губительной болезни - холеры в 1848 году, оба сии престола освящены по благословению Преосвященнейшего Евлампия Епископа Вологодского и Устюгского и Кавалера, первый в 1848 году октября 10-го дня, второй в 1849 году Октября 9-го дня. 4. Утварью церковной не скудна: риз лучших 5, среднего сорта 3; подризников лучших 4, среднего сорта 5; епитрахилей 17; стихарей лучших 2, среднего сорта 7; орарей 10; поручей лучших 6, среднего сорта 15; покровов для покрытия святых сосудов лучших 5, среднего сорта 10. Напрестольных святых вещей: дароносица с одним прибором оловянным, а другим серебряным с позолотою 84-й пробы весом в 24 1/4 золотника, святых ковчегов два: один серебряный, а другой оловянный, в серебряном весу один фунт 81 золотников 84-й пробы. Евангелий четыре: 1-е на Александрии с серебряною отделкою без пробы, 2-е в десть на простой бумаге посеребреное по белому железу, 3-е в четверть листа с финифтяными клеймами, 4-е в восьмую долю листа медною отбеленою отделкою. Крестов четыре: 1-й серебряный золоченый 84-й пробы весом в 64 1/2 золотника, 2-й серебряный без пробы басмяной работы на дереве, 3-й медный с финифтяными клеймами, 4-й медный отбеленый. Сосудов с приборами три: 1-й серебряный золоченый под чернетью весом в 4 1/2 фунта 72-й пробы и два оловянных. Кадил медных и отбеленных три, четвертое медное же ветхое. Укропник, ковш для подаяния теплоты, купель для крещения младенцев медные. Венцы для брачующихся из белого железа. Подсвечники, лампады, паникадило, чаша для освящения медные, равно налои и столы исправные и благолепию храма приличные. Книги для церковного круга есть нужные и к употреблению годные.

http://sobory.ru/article/?object=10492

Библиотека Церковная библиотека состоит преимущественно из богослужебных книг; есть, впрочем, несколько и других старопечатных книг. Исчислим, более замечательные рукописи и книги. Рукописи 1 Служба преподобному отцу нашему Тихону, Калужскому чудотворцу, июня 16 дня. Рукопись писана полууставом, на простой бумаге, в 1 / 4 долю листа без обозначения года, в кожаном переплете. В начале этой рукописи, на обороте белого листа, находится надпись: «по сей службе праздновать благословляем, 15 июня 1805 года, Феофилакт епископ Калужский и Боровский. 2 Синодик, писанный полууставом (см. в особом описании). 3 Вкладная книга, писана полууставом (см. в особом описании). 4 Краткая хронология или показание лет от начала мира по тысячу семьсот семидесятый (здесь в заглавии недописка) год по Рождеству Христову, разделенная на семь веков по церковному стилю. Эта рукопись писана на простой бумаге в лист, без обозначения имени сочинителя и года, в кожаном переплете. Летопись доведена до 1774 года, как видно из следующего ее окончания: «отселе начинаются лета благополучного и вожделеннейшего государствования благочестивейшей великой Государыни Нашей Императрицы Екатерины Алексеевны, которых по тысячу семь сот семьдесят четвертый по Рождеству Христову год, состоит одиннадцать и шесть месяцев». Старопечатные книги 1) Евангелие напрестольное, печатанное во Львове, иждивением львовского братства, в 1644 году, мая 25 дня, в типографии Михаила Слезки, 2 изданием. На заставках имя резчика: иеродиакон Георгий. Без оклада, оболочено по доскам темно фиолетовым бархатом. 2) Патерик Печерский, киевского издания 1655 года. Надпись по листам: «рейтарского строя ротмистр Артемий Агеев сын Юрковской дал сию книгу патерик, жития св. отец Печерских чудотворцев, вкладу, Ярославского уезда малого, в дом Пресвятой Богородицы Успению Тихоновой пустыни за семь рублей при игумене Ионе, да при келаре старце Авраамии и тот мой вклад записать во вкладную книгу и поминать моих родителей и написать в синодик против моего поминания».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Известны 2 книги, выпущенные Н. в Александровой слободе: Псалтирь (2 июня 1576 - 31 янв. 1577) и Часовник (1577-1580). Исследователи отмечают близость орнамента «слободской» Псалтири к московскому - и по стилю, и по общности досок. Для ее инициалов, как и для инициалов фёдоровского издания, характерны растительные гирлянды ( Зёрнова. 1952. С. 15). Часовник сохранился в единственном экземпляре (РГБ. МК. Кир. 8, 81), неполном и дефектном, в к-ром отсутствуют указания на выходные данные. К слободским изданиям Н. Часовник относят на основе тождества его шрифта, заставок и бумаги с Псалтирью 1577 г. ( Каменева. 1967). Издание Часовника следовало за фёдоровским, новым при его печатании стало лишь уменьшение формата с 4-й до 8-й доли листа. По мнению А. В. Вознесенского, решение о возобновлении работы типографии связано с оживлением книгопечатания в Вильно и появлением на рус. рынке большого количества богослужебных книг, правильность текста к-рых не могли проконтролировать московские церковные власти. Вероятно, поэтому в Слободе были изданы Псалтирь, Часовник и, как установлено А. А. Туриловым, Евангелие (между февр. 1577 и 1580 г., в 4-ю долю листа) - три книги, к-рые в 1574-1576 гг. напечатал в Вильне Мстиславец. Кроме того, в Ярославле Д. Ф. Полозневым помимо экземпляра Евангелия был выявлен Апостол, также изданный Н. в Слободе одновременно с Евангелием ( Полознев Д. Ф. К истории б-ки ц. Ильи Пророка в Ярославле XVII в.//Книжная культура Ярославского края: Мат-лы науч. конф. (Ярославль, 12-13 окт. 2010 г.). Ярославль, 2011. С. 125-126; Он же. Библиогр. исследование печатных книг из ярославской б-ки Георгия Лыткина 1-й трети XVII в.//Библиография. 2013. 1. С. 69). В новой типографии Н. использовал прежний шрифт, а также нек-рые гравированные украшения из изданий московского периода его деятельности. Книгопечатание в Москве было возрождено после 20-летнего перерыва в кон. 80-х гг. XVI в., вскоре после учреждения в России Патриаршества. С 1587 г. Н. приступил к восстановлению и обустройству государевой типографии - Печатного двора , которым он руководил до 1602 г., вероятно до своей смерти.

http://pravenc.ru/text/2564808.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010