«Явление Христа народу» Александра Андреевича Иванова, несмотря на неоднозначную реакцию, все же было принято хорошо.  Так, известный русский философ-славянофил А. Хомяков охарактеризовал произведение художника как великое творение, заслуживающее высокой оценки. Также высоко оценили труд мастера известные критики и деятели искусства: В. В. Стасов, И. Е. Репин, И. Н. Крамской, А. П. Боголюбов и др. В брошюре «Явление Христа народу. Картина Иванова», опубликованной отдельным изданием в 1858 году, художник Аполлон Мокрицкий отмечал, что полотно представляет собой «гармоничное сочетание» всех составных частей искусства, «создающее единство „истинного“ и „прекрасного“, то есть конкретной натуры и идеальной пластической формы», при этом доверие Иванова к натуре настолько велико, что своей техникой он «никого не напоминает». По мнению Мокрицкого, сюжет картины «принадлежит к таким, которые требуют не только „гения и познания“, но и „высшего настроения духа“». Высоко оценивая пейзажную составляющую произведения Иванова, Мокрицкий писал, что «это первая картина, в которой пейзаж является во всей своей „простоте и истине“» 2 . Владимир Стасов отмечал, что, представив публике свое творение, Александр Иванов «поднялся на громадную вышину» и создал произведение, подобного которому «никогда не представляло до тех пор русское искусство» 3 . Художник Илья Репин отмечал, что «Явление Христа народу» — это «самая гениальная и самая народная русская картина… живая выразительность её удивительна… по своей идее она близка сердцу каждого русского» 4 . При этом Репин особо выделял живость и разнообразность, с которыми воспроизведены «два колоссальных характера» — Иисус Христос и Иоанн Креститель. В статье, опубликованной в 1858 году в журнале «Русская беседа», известный русский философ и писатель-славянофил Алексей Хомяков писал, что в отношении своей картины Иванов следовал правилу «устранить всякий личный произвол, всякую личную прихоть», следствием которого было то, что «величие избранного предмета действительно перешло в его изображение». В связи с этим Хомяков особо выделял то обстоятельство, что Иванов преодолел искушение выдвинуть Иисуса Христа вперёд, оставив его «в некотором удалении» — так, как его видел Иоанн Креститель. По словам Хомякова, в произведении Иванова «совершенная естественность и полное чувство красоты являются только в служебном отношении к святыне мысли духовной». Обсуждая живописные достоинства картины, Хомяков отмечал, что общее впечатление от неё «приближается к эффекту, производимому великими фресками старых мастеров» 5

http://azbyka.ru/art/yavlenie-hrista-nar...

[xii] Юртаева И.А. Об одном евангельском мотиве в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»//Поэтика русской литературы. М., 2006. С.396. [xiii] См.: Киносита Т. «Возвышенная печаль судьбы» «Рыцаря бедного» - князя Мышкина// Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» ( 2001) .С.390-404. [xv] Ср.: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1978. С.267-274. См. также: Злочевская А.В. Образ антигероя в повестях и рассказах Ф.М. Достоев­ско­го//Филологические науки. 1983, С.22-29. [xvii] Исупов К.Г. Введение в метафизику Достоевского//Ф.М. Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 2007. Т.18. С.57. [xviii] См.: Сливкин Е.«Танец смерти» Ганса Гольбейна в романе «Идиот»//Ф.М. До­стоевский и мировая культура. М., 2003. Альманах [xix] О толковании заглавия романа см.: Касаткина Т.А. «Идиот» и «чудак»: синонимия или антонимия?//Вопросы литературы. 2001. С.90-103; Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. СПб., 2001. С.54; Попова И. Другая вера как социальное безумие частного человека («Крик осла» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»)//Семиотика безумия. М., 2005. С.98-108 и др. [xx] Ср., например: Соркина Д.Л. Об одном из источников образа Льва Николаевича Мышкина//Ученые записки Томского университета. Вопросы художественного метода и стиля. 1964. С.145-151; Кийко Е.И. Достоевский и Ренан//Ф.М. Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1980. Т.4. С.106–122; Соломина-Минихен Н.Н. ( Мать Ксения) .О роли книги Ренана «Жизнь Иисуса» в творческой истории «Идиота»// Роман Ф.М. Достоевского«Идиот» ( 2001) .С.100-110; Степанян К.А.Ор. cit. С.197-214. [xxiii] См.: Марченко Е.И. «Странная картина» Ганса Гольбейна Младшего в романе Ф. Достоевского «Идиот»//Стиль – образ – время: проблемы истории и теории искусства. М., 1991. С.93–118; Лепахин В.Икона в творчестве До­стоев­ского («Братья Карамазовы», «Кроткая», «Бесы», «Подросток», «Идиот»)//Ф.М. Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 2000. Т.15. С.237-263; Сара Янг. Картина Гольбейна «Христос в могиле» в структуре романа «Идиот»//Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» ( 2001). С.; Сливкин Е.«Танец смерти» Ганса Гольбейна в романе «Идиот» .С.80-109; Соломина-Минихен Н.Н. (Мать Ксения)«Я с Человеком прощусь …» (К вопросу о влиянии Нового Завета на роман «Идиот») //Ф.М. Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 2005. Т.17 . С.346-376; Касаткина Т.А. После знакомства с подлинником. Картина Ганса Гольбейна Младшего «Христос в могиле» в структуре романа Ф.М. Достоевского «Идиот»//Новый мир. М., 2006. 2. С.154-168 и др.

http://bogoslov.ru/article/2837343

С наибольшей степенью наглядности ответить на эти вопросы можно при помощи сравнительного анализа иконы и живописного произведения – картины, в котором следует выделить основные внешние – стилистические – и внутренние – богословские – отличия. Вначале о внутренних. Картина (а под картиной следует понимать не только произведения светского характера, но и живопись на религиозные темы) представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: исторической ситуации, политической системы, от типа и характера самой личности художника, от образа его жизни. Все выдающиеся художники умели чувствовать то, что волнует их современников и, преломляя общественный нерв эпохи через себя, оставляли на полотне сконцентрированный художественный образ своего времени. Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, она – отображение инобытия в нашем мире. В иконе, как и в картине, происходит обобщение по вполне определенному принципу – общее выражено через частное. Но в картине это частное носит сугубо личные, неповторимые черты. Поэтому, картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора. Она находит свое выражение в своеобразной живописной манере, специфических приемах композиции, в колористическом цветовом решении. Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона – творение соборное; иконописание – не самовыражение, а служение и аскетическое делание. Если на законченной картине художник ставит свою подпись, что означает не только авторство, но и меру ответственности за произведение, то на иконе надписывается имя того, чей лик явлен на иконной доске. В онтологическом смысле здесь происходит соединение имени и образа. Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства. Картина принадлежит миру душевному.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/sozertsa...

В девятнадцатом веке положение изменилось: если все нуждается в научных доказательствах, то и обвинение человека в суде надо подтверждать научными методами. Теперь в суде рассматривается, есть ли у человека мотив для совершения преступления, была ли у него возможность его совершить, то есть отсутствие алиби, кроме того, необходимо связать орудие преступления с обвиняемым. Если человек был отравлен, надо установить, каким именно ядом, и найти этот яд у предполагаемого преступника. Появляется дисциплина криминалистика, а в ней - различные разделы, к примеру, дактилоскопия, поскольку было открыто, что у каждого человека уникальные отпечатки пальцев. Появляются базы отпечатков пальцев преступников. Если вернуться к сюжету картины и самой евангельской истории, Пилат сделал странную на наш взгляд вещь - " взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы " (Мф. 27:24). Он символически смыл Его кровь со своих рук, показав, что кровь теперь на руках самого народа. Благодаря достижениям криминалистики мы знаем, что кровь на самом деле не так-то легко смыть, ее следы остаются, и они видны в ультрафиолетовом излучении. Как бы человек тщательно ни умывал свои руки, следы крови с них полностью снять не удастся. Христос тоже " подсветил " скрытые следы преступления - в Нагорной проповеди Он говорит: " Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду " (Мф. 5: 21-22). То есть Христос призывает решать проблему, когда ее еще никто не видит. Лектор предложил найти " ключи " и на картине Николая Ге. Картина очень не понравилась критикам, для них был непривычен образ Христа. Академический художник никогда бы не изобразил главного героя в тени и сбоку. Отец Илия обратил внимание, что Пилат стоит на переднем плане и в солнечных лучах, но его лицо в тени, а Христос в тени, но Его лицо подсвечено. Привлекает внимание странное пятно на стене - вопрос, что это, очень волновал и искусствоведов. В 2011 году отмечался юбилей Николая Ге, и Третьяковской галерее выделили средства на исследования его картин. Картину " Что есть истина? " просветили ультрафиолетом и рентгеновскими лучами. Под красочным слоем обнаружилась другая картина, которая долгое время считалась утраченной. На ней изображена девушка, которая дает нищему кружку воды, и взгляд у нее испуганный. Сама она одета по моде девятнадцатого века, но нищий очень похож на Христа. Эту картину называют : " Неужели это Христос? " , сам же автор назвал ее " Милосердие " . Отец Илия отметил, что два слоя картины как бы вступают диалог друг с другом: внешняя картина - вопрос, внутренняя - ответ.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Но, если в картине " Крестный ход в Курской губернии " он выражает взгляд революционеров и русофобов на православную веру, русское духовенство, на традиции крестных ходов на Руси, то картина " Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года " является неприкрытой клеветой не только на Царя Иоанна, но и на русское Православное Самодержавие, на весь русский народ. Стоит вспомнить, что работа над картиной была начата в 1881 году, вскоре после зверского убийства террористами Императора Александра II, получившего именование Освободителя. Террористами велась открытая война с Российской государственностью, Самодержавной властью, и частью этой войны были действия против первого Русского Царя, эту Самодержавную власть на Руси утвердившего. Сам Репин не скрывал, что его картина направлена против Самодержавной монархии, то есть против Русского государства. Царь Иоанн Васильевич Грозный, полвека правивший Россией, был первым русским Царем, помазанником Божиим, укрепившим единодержавие и единозаконность на Руси, двукратно увеличившим территорию России, расширившим торговые пути и связи России со всем миром, основавшим многие города Российские, подавлявшим еретические движения, - напомнили авторы послания. - Он благодетельствовал многочисленным российским монастырям, а также православным монастырям Святой Земли, Синая и Святой горы Афон. Мы, русские люди, должны быть бесконечно благодарны нашим предкам за то, что они создали такую могучую державу, простирающуюся от Балтийского моря до Тихого океана, от Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского морей. Велика в этом заслуга Царя Иоанна Васильевича Грозного, расширившего пределы нашей страны, включившего в состав русского государства и Казанское, и Астраханское царства, и, самое главное, - Сибирское царство, богатствами которого, нефтью и газом, живет сегодня наша страна. Только за одно это мы, нынешние граждане России, потомки и продолжатели великих дел великого русского народа, должны в каждом городе Поволжья, Урала и Сибири, да и по всей России, поставить памятники Царю Иоанну Васильевичу Грозному и убрать клеветническую и лживую картину И.Репина из главной Русской галереи.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/10/02/et...

Думаю, что многие из этих людей, что называется в " процессе " . Придет время и многие из них откроют двери в Храм. И вот именно по этому показателю, Европа проигрывает России " всухую " . И в связи с этим считаю, что нашей Церкви давно пора ясно и внятно проартикулировать, что есть Христианские ценности в их гражданском и общечеловеческом понимании, ибо многие из атеистов придерживаясь традиционных ценностей в своей повседневной жизни даже не подозревают, что в их основе лежит богатство дарованное нам Христианством. Ну и наконец, в -третьих: аборты, это действительно наша головная боль, но с " ходу " этот вопрос не решить, ибо корни его уходят в систему воспитания и одними правительственными и законодательными мерами этот вопрос не решить. Последнее, правда вовсе не обозначает, что законодатели и правительство своим молчанием и нерешительностью обязаны поощрять этот грех. Антон 14 января 2016, 18:54 АлександрГ. 13 января 2016, 23:00 " А там, как мы понимаем процесс дехристианизации населения по-видимому, уже необратим. " А ЗДЕСЬ, думаете, обратим? В России процент реальных, (не номинальных) православных христиан, т.е. тех кто регулярно посещает богослужение, регулярно исповедуется и причащается, примерно такой же, как процент " практикующих католиков " во Франции (от 3,5 до 5 %). В Италии, Испании, Португалии, на юге Германии картина примерно такая же, или даже чуть лучше. А вот в Ирландии и Польше картина такая, о которой мы можем только мечтать (18-25% практикующих в Ирландии и 39% в Польше). И если в 90-е, начале 2000-ых можно было надеяться на то, что картина будет улучшаться, поскольку динамика была положительной, то сейчас это не так. Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что отрицательная динамика и во всех вышеперечисленных европейских странах. Процессы апостасии, к сожалению, едины для всех. Я прекрасно понимаю желание многих наших сограждан думать, что У НАС все намного лучше чем У НИХ. Но к сожалению это не так. И хотелось бы разделить Ваш оптимизм, но не получается.

http://pravoslavie.ru/89485.html

Действительно местность на этом острове низкая – болотистая, но на нем расположен целый морской город. Здесь поражает множество кабаков, портерных с разноязычными вывесками, необходимая принадлежность всех портовых городов, равно как и консульские дома с развивающимися на них национальными Флагами. Недалеко от Соловецкой пристани стоит небольшая довольно изящная православная церковь , а несколько ниже по реке в ряду домов выделяется крестом на верху крыши здание старой англиканской церкви. Сам остров, впрочем, особого интереса не представляет. Сообщение острова с городом поддерживается в течение дня множеством небольших пароходиков (Макарова), ходящих чрез каждые полчаса. На одном из таких пароходиков мы и отправились на Соломбалу. Пред нашими глазами развертывалась по мере приближения к острову панорама города. В нашем воображении восстала чудная роскошная картина – вида Ярославля с Волги. Какая большая разница этой картины с тем видом, который теперь раскрывался пред нашими глазами. В Ярославле берег Волги, на котором расположен город, величаво высоко поднимался над водою, густая зелень деревьев, тянувшихся длинною аллеею по набережной, представляла из себя роскошную декорацию, из-за которой выглядывал стройный ряд массивных зданий; издали виднелись золотые главы собора и кресты многочисленных церквей. Краски этой картины были сочны, самый вид – прекрасен. Красавица Волга мирно катила свои волны у подножия этого чудного вида; по берегам ее шла оживленная деятельность; рабочие и пассажиры то и дело сновали у пароходных пристаней, по реке навстречу нам и позади плыло множество судов и тянулись длинные-предлинные плоты... Однородная картина открывалась пред нашими глазами, когда мы ехали в Соломбалу, картина промышленного города при судоходной реке. С. Двина не менее величаво, но зато более могуче, расстилалась широко пред городом. Но северная природа наложила свою печать на этот пейзаж. Весь город как бы тонул в застывшей бледной синеве воздуха. Местности, окружающие город, говорили о бедности растительного царства края.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фарисеи, враги Христа, задали ему провокационный вопрос, позволительно ли платить налоги римскому кесарю (императору). На это Христос ответил: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие – Богу» (Евангелие от Матфея, XXII, 15–21). Кауер-Старший (1831–1893) – немецкий скульптор. «Голова Христа» была изваяна им для церкви св. Павла в Шверине, построенной в 1862–1869 гг. Платон (427–347 до н. э.) – великий древнегреческий философ-идеалист, ученик Сократа. Метсу (Метсю), Габриэль (ок. 1629–1667) – голландский художник-жанрист. Картина, о которой говорит архиерей, вероятно, принадлежит другому голландскому художнику – Кв. Метцису (1456–1529). Лафон, А. (1815–1901) – французский художник. Имеется в виду его картина «Христос в пещере» (1861). «Sacre coeur» («Пресвятое сердце») – культ Сердца Христова, возникший в XVII веке во Франции. Гверчино (правильно: Гуэрчино, наст. фам. Барбьери), Джованни-Франческо (1591–1666) – итальянский художник, представитель болонской школы барокко. Имеется в виду его картина «Венчание тернием». Ренан, Жозеф-Эрнест (1823–1892) – французский писатель, историк религии. Главный его труд – «История начал христианства» (первый том – «Жизнь Иисуса») (1863). Лафатер, Иоганн-Каспар (1741–1801) – швейцарский писатель, священник и богослов, автор трактата «Физиономика» (1772–1778) – труда об искусстве познавать характер человека по внешним его чертам. …в отдаленную сибирскую епархию. – В 1838 году Вятский епископ Нил был переведен из Вятки в Иркутск с повышением в чин архиепископа и пробыл в Сибири до 1854 г. Ставленник – лицо, готовящееся принять духовный сан. Орлец – круглый коврик с изображением града и орла, подкладываемый под ноги епископу во время богослужения; град – в знак его епископства во граде, орел – в знак чистого и правильного богословского учения (орел – символ высокого парения духа Иоанна Богослова). Горнее место – возвышение за престолом в алтаре. …«да святится имя Твое»… – Слова из молитвы «Отче наш» (Евангелие от Матфея, VI, 9–13). …и возглашает: «от лукавого».

http://azbyka.ru/fiction/na-kraju-sveta/

Но собственно, о том, что Пятикнижие написано многими людьми на протяжении долгого времени, я узнал еще в процессе своего обращения, и не от британских ученых, а от верующих людей, книги которых были посвящены этому вопросу — и для которых Библия, безусловно, была словом Божиим. Аргумент, который пытаются для нас выстроить авторы фильма (и не только они) — «Библия формировалось в течении долгого времени, ее тексты создавали, объединяли и редактировали множество людей, следовательно, Библия — не слово Божие» — просто ошибочен. Это логическая ошибка, которая в учебниках логики называется non sequitur (буквально «не следует»). Одно никак не следует из другого. Попробуем в этом разобраться. Как совершается Божественное Откровение? Кто, в самом деле, написал Библию? Картина, которая встает у многих перед глазами — с неба падает Книга (Суперкнига, как назывался один христианский мультсериал), люди начитают ее читать, так возникает Церковь. Богооткровенность Книги как будто предполагает, что человеческое участие в ее написании либо отсутствовало, либо было минимальным — в идеале Книга должна чудесным образом падать верующим в руки, в худшем случае, священнописатели должны играть роль простых секретарей, пишущих под диктовку Бога. Когда являются британские ученые (сначала германские, потом британские, если быть точным) и показывают, что на божественную диктовку это мало похоже, а похоже на текст, составленный людьми жившими в определенную эпоху, эта картина оказывается под сомнением. Но была ли она с самого начала Библейской? Библейская картина Откровения другая — Бог не сбрасывает с неба тексты, и даже не надиктовывает их секретарям. Бог вступает в общение с живыми людьми — Авраамом, Исааком, Иаковом, Моисеем, Давидом, другими Пророками. Бог создает общину верующих и заключает с ней Завет — эти люди становятся Его народом, а Он — их Богом. Бог являет Себя через события в истории этого народа; как Бог сам говорит о себе в Первой Заповеди: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх.20:2) Не «Бог, который сбросил вам на парашюте текст», а «Бог, который заключил с вами завет и явил Свою милость и Свой суд в событиях вашей истории».

http://foma.ru/kto-napisal-bibliyu.html

Легко усматривается, как страдает человек при отсутствии его, как часто при довольстве жизненном внутренне мучается, и нередко доходит до жалкого конца. Видно, тут открывается ненормальное, неправильное состояние жизни: заглушая это чувство любви в себе, человек действует вопреки своей собственной природе духа, как божественного образа, и человеческий эгоизм, ничем уже не сдерживаемый, постепенно, помимо сознания, раскрывает пред человеком такую бездну, в которой гибнет зараз все лучшее в жизни общественной – ее развитие, благосостояние, ее нравственная сторона, так что десятки лет необходимы, чтобы снова поставить ее на прежнюю ступень. Жизнь человеческая служит ясным отображением или зеркалом, в котором отражаются жалкие проявления этого: то представляется нам здесь позорная картина самолюбия и честолюбия, когда один старается возвыситься над другим и затмить его, выставляя себя за печальника общей пользы, оказываясь, на самом деле, лишь искателем собственной славы и выгоды, – то развертывается безутешная картина алчности человеческой к наживе и богатству, когда один, в удовлетворение своей страсти, при изыскании средств, часто пожирает другого без всякого участия к судьбе его, бесчестным образом отнимая у него все средства к возможной для него беспечальной жизни, – то рисуется мрачная картина уничтожения жизней человеческих чрез убийство себя и других, в видах удовлетворения своей страсти, без всякого представления о том, какой страшный вред этим наносят обществу – вред не только нравственный, но и материальный. Да! когда настанет предсказанное пророком Исаией время, когда мечи свои раскуют на земледельческие орудия и копья на серпы?!... Когда наступит святое царство твое в среде нашей. Отче наш ! Мы должны исповедать, что это царство, по идее и Божественному определению, настало, – мир Божий возвещен ангелами при самом рождении Спасителя, – средства к пребыванию и утверждению в нем даны в благодати Божией и в заповеди о взаимной любви. На самом же деле, к нашему несчастию, мы не видим осуществления его в среде людей, даже именующими себя верующими: мелкое самолюбие, взаимный обман, человеческие разнообразные страсти не допускают нас осуществить его, отдаляют от нас Духа Господня, лишают нас того духа свободы, который мыслим только в единении со Христом: «идеже Дух Господень, говорит апостол, ту и свобода».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010