На протяжении глав 4,1–19,10 – в этих трех картинах, которые представляют собой, по сути, одну, происходит много самых различных событий. В картинах этих много персонажей: престол, Сидящий на нем Агнец, семь духов, 4 животных, 24 старца, 7 ангелов, множество ангелов, отдельные ангелы; искупленные, то в виде разных множеств, то в виде 144000 запечатленных, то в виде жены. На земле три зверя (сатана, антихрист, лжепророк), Вавилон-блудница, жена ( Церковь ), видим небесный жертвенник и храм, а также земной Иерусалим. Четкое представление этих картин очень помогает при толковании. Так, видя эту картину (а ведь ее реально так и видел Иоанн), и видя на ней Христа-Агнца, мы уже никак не будем под каким-нибудь другим образом, например, ангелом, понимать, что это Христос. Картина цельна и связана, и мы начинаем ее понимать. А иначе очень трудно определить, кто, например, подразумевается под очередным ангелом или зверем и пр. Хотя, как уже отмечалось, определенные части картины по ходу причудливо трансформируются и перерастают подобно тому, как бывает в сновидениях. Третья картина. Жатва. Христос – Сын Человеческий на облаке, глава 14,14–20. В эту картину несколько вмешана картина Б (картина храма). Все картины – с первой по седьмую (всего будет семь картин) сменяют последовательно одна другую. Только эта третья картина выпадает несколько из общего хода и показывается как вставка в процессе развертывания второй (основной) картины. Картина четвертая. Небесный Всадник-Христос совершает Суд над землей и двумя зверьми (антихристом и лжепророком). Так в эту картину примешана несколько картина В (19,11–21). Пятая картина. Тысячелетнее царство. Христос-Ангел. Тоже примешана картина В, ибо показаны три зверя (20,1–10). Шестая картина. Белый престол суда. Глава 20,11–15. Седьмая картина. Новое небо, новая земля, новый Иерусалим (21,1–22,5). Христос-Агнец. Шестая и седьмая картины перекликаются с картиной А, ибо видим престол, Сидящего на нем, одного из семи ангелов. Важная мысль та, что в каждой из этих картин Христос явлен в каком-то определенном образе и в нем пребывает. Апокалипсис дает нам четыре образа Христа, совпадающие по смыслу с его четырьмя образами, которые дают четыре евангелиста ( Иез. 1 ; Откр. 4:7 ): Сын Человеческий (1 и 3 картины), Агнец (2 и 7 картины), Всадник (4 картина), Ангел (5 картина). Это соответствует обликам: человека, тельца, льва, орла. Так в этих картинах было все явлено апостолу Иоанну.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В зале 7-й Ни одна картина не приглянулась мне. В зале 8-й – Святые апостолы Петр и Павел кисти Гвидо Рени из школы болонской (†1642) – Павел обличает Петра. Лицо обвиняемого весьма выразительно. Он слушает Павла со вниманием суровым. Пальцы одной руки его растопырены в порыве недовольства (или раскаяния); живописец хорошо знал строение человеческого тела. В зале 9-й – Святое семейство. Богоматерь благообразна и миловидна. Тонкая улыбка Ее привлекательна. Праведный Иосиф подает Младенцу плоды. Вся эта картина очень хороша. А написал ее на полотне Симон Кантарини, прозываемый да Пезаро, из школы болонской (†1648). – Моисей, взятый из реки Нила и принесенный к дочери фараона. Тут несколько лиц. Между ними женские лица красивы и отличаются круглотой. Эта картина на полотне написана Вонифатием Венецианцем из школы венецианской (†1553). В зале 10-й – Святое семейство кисти Береттини, прозываемого да Кортина, из школы римской (†1669). Богоматерь с черными глазами и ресницами очень хороша. Праведный Иосиф держит рыбку в сетке, написанной мастерски. Вообще вся эта картина на полотне очаровательна. – Вознесение Божией Матери. Она сидит на облаке. Взор Ее устремлен на небо. Ручки распростерты в молитвенном положении. Картина прекрасная! Написал ее Карл Франсуа Нуволоне, прозываемый Панфило по имени отца его, ученик Малосса, из школы миланской (†1651). – Отъезд св.Павлы из Рима в Палестину. Много·лиц. Картина на полотне. Кисть мастерская. Живописец Иосиф Боттани из школы ломбардской (†1784). – Распятие. У креста Мария Магдалина, священник и монах. Картина на полотне отменно хороша. Написана в 1744г. Петром Сублеврас. Постановка Распятого естественна. Сокращенное лицо Его хорошо. В ногах два гвоздя. – Блаженный Иероним в пустыне слышит звук небесных труб. Картина на полотне написана в 1739г. тем же Сублеврасом. Иероним, встревоженный, перестал читать книгу, которой листы всклокочены, встал и вперил взор свой в небо так, что голова его отшатнулась назад. В небе видны ангелы. Поразительная картина!

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Картина 19. Егда Священник поминает на земли, Ангел написует имя той души на небеси. Картина 20. Св. Царица Феодора, Царя Феофила, молитв ради……. Спасе. Картина 21. Видение Царицы Феодоры относительно Царя Феофила. Картина 22. Видение Патриарха Мефодия о Феофиловом разрешении. Картина 23. Юноша-пленник от уз избавился через поминовение. Картина 24. Пленный отрок возвести родителям, яже о себе. Далее: Притчи Св. Варлаама о временном сем веце. Картина 25 и самая замечательная, т.е. Родословное древо Русских Князей и Царей от Владимира до Феодора Алексеевича (включительно). На верху древа предстоит: Св. Князь Владимир Киевский. На левой стороне 11-ть фигур, на правой 9-ть. Все изображенные, лицами обращены к родоначальнику их горе и с простертыми руками; Великие Князья в Великокняжеских облачениях, а из них схимонахи в монашеских мантиях. Михаил Феодорович, Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич – портреты, в Царском облачении. С коронами на главе, а Св. Владимир в тиаре. С лева (по порядку сверху): 1. В. К. Ярослав, 2. В. К. Владимир, 3. В. К. Всеволод Владимирский, 4. Князь Александр Невский (в схиме), 5. Князь Иван Калита (в схиме), 6. Князь Димитрий Донской, 7. Князь Василий, 8. В. К. Иоанн всея России, 9. Царь и В. К. Иоанн – инок Иона, 10. Царь и В. К. Михаил Феодорович всея России, 11. Царь и В. К. Феодор Алексеевич всея России. С права: 1. В. К. Всеволод, 2. Князь Георгий Долгогорукий, 3. Князь Ярослав Владимирский, 4. Князь Даниил Московский (в схиме), 5. Князь Иоанн, 6. Князь Василий Дмитриевич, 7. Царь Василий – инок Варлаам, 8. Царь Феодор Иоаннович, 9. Царь и В. К. Алексей Михайлович всея России. За тем начинается собственно Синодик: 1. Благоверных и Великих Князей. 2. Царей. 3. Царя и В. К. Ивана Васильевича дети. 4. Благоверных Великих Княгинь. 5. Цариц. 6. Царя и В. К. Михаила Феодоровича дети. 7. Царя и В. К. Алексея Михайловича дети. 8. Царя Феодора Алексеевича дети (Царь Илия). 9. Род Св. Патриарха Филарета Никитича. 10. Род Князя Алексея Воротынского.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Об иконе и абстрактном искусстве Запад, разорвав догматическое единство с Восточной Церковью, потерял мистическое, созерцательное восприятие духовного мира, свойственное древней Церкви. Это восприятие он заменил мимитической картиной на визуальном уровне. Мимитическая картина, по сути дела, – это искусство художественной фотографии – чем больше сходство с изображенным предметом, тем выше и талантливее считается картина. Но визуальная картина может отразить индивидуум, а не личность, то есть она не проникает за завесу человеческого тела. Духовная красота в такой картине часто подменяется красотой телесной и психологическим состоянием изображаемого человека. Такая картина динамику мистических созерцаний заменяет внешней экспрессией. Расцвет западной католической живописи и искусства приходится на эпоху Ренессанса. Ренессанс значит «возрождение». О каком возрождении здесь идет речь? О возрождении античного искусства, о возрождении язычества. Язычникам особенно было свойственно изображать олимпийских богов, ваять их в металле и камне. Статуи языческих богов были сделаны по-человечески столь прекрасно, что до нас дошли предания о том, как некоторые люди безумно и страстно влюблялись в них. Так и живописцы эпохи Возрождения стремились передать живые пластические формы – на полотне. Мы чувствуем в фигурах «святых», которых изображали гениальные по-человечески, но слепые духовно художники Ренессанса, присутствие не духа, а плоти и крови. Пластичность, красота и вместе с тем – тяжелая материальность, заключенность в вещество человеческого тела, его тяжесть, массивность, страстность, «оземленность». Икона – мистична, а картина – психологична. Картина вызывает у человека определенные эмоциональные переживания, икона – переживания духовные, мистические. Вид прекрасного человеческого тела может вызвать подсознательные эротические чувства, которые человек по ошибке воспримет как мистический экстаз. Такой человек, внешне молясь святому, в темных глубинах души наслаждается сексуальными переживаниями, которые имитируют духовное вдохновение. Такой человек остается невозрожденным и непросвещенным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2180...

На рубеже тысячелетий картина оказалась в храме, можно сказать «обрелась». Никто не помнил как, но, скорее всего, ее принесли туда владельцы: случается, что старую, ветхую икону или церковную книгу люди приносят в храм. Ходят в народе уже почти поверья, что нехорошо такие вещи выбрасывать — грех. И ризницы наполняются старенькими иконами в киотах с бумажными розочками, наклеенными на доски литографиями, позеленевшими окладами. Картина надеялась, что теперь, в храме, наконец-то ее смогут увидеть люди. Она не мечтала, разумеется, что перед ней станут молиться. Свое место она знала. Холст, живопись маслом — это вам не Андрей Рублев, но хотя бы где-то в углу кабинета бухгалтера, может быть, нашлось бы место? Но в храме оказалось достаточно крепких икон для всех помещений. Сколько времени картина провела в чулане (он же «ризница») общей площадью 3 кв. метра — не известно. Но в храме начался ремонт и картина вместе с другим содержимым ризницы переехала на лето в кабинет церковной школы. Картине там понравилось: класс был большой, туда иногда приходили люди — поиграть на пианино (такие тонкие натуры могли и живописью заинтересоваться), и, главное, там были восхитительные белые почти пустые стены! Осенью алтарники перетащили все имущество из класса назад, в свежепобеленный чулан. Картине, однако, удалось задержаться в классе: она свалилась за парту, прижалась к стене так, что стала похожа на какой-то школьный скарб. Лежать у пыльного плинтуса было не очень удобно, но картина и не такое переживала. Она полагала, что скоро ее извлекут и, очень может быть, повесят на стену в классе. Она ведь может просвещать детей! Ее сюжет взят из первой главы Евангелия от Иоанна. В середине осени директор школы добралась-таки до пакета и случилось не чудесное, а обыденное второе обретение холстика. Красочный слой покрылся пушистым налетом пыли, а кое-где и осыпался. Трудно было понять, что же это изображено. В таком виде к детям нельзя. Директор вздохнула и передала пакет только что назначенному ризничему, то есть ризничей, которая закончила православный ВУЗ и мнила себя грамотным хранителем.

http://pravmir.ru/naivnaya-kartina/

На единоличных изображениях Е., в композициях рядом с Богоматерью на троне среди избранных святых («алтарь свт. Николая», Конрад фон Зёст, ок. 1400, капелла свт. Николая, Зост), в сценах «Святое собеседование» (картина Х. Мемлинга «Богоматерь с Младенцем и святыми Варварой и Екатериной», нач. 80-х гг. XV в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк; картина Тициана «Мадонна с Младенцем, вмц. Екатериной и Иоанном Крестителем», ок. 1530, Национальная галерея, Лондон), «Святое семейство» (часто эта иконография совмещена с сюжетом «Мистическое обручение св. Екатерины»: Дж. Ч. Прокаччини, кон. XVI в., Пинакотека Брера, Милан), «Оплакивание» (Б. Кампи, 70-е гг. XVI в., Пинакотека Брера, Милан) варианты изображения атрибутов многообразны: пальмовая ветвь (Дуччо, алтарный образ «Маэста», ок. 1308-1311, музей кафедрального собора, Сиена; П. Лоренцетти, образ в составе полиптиха, 1332 г., Национальная пинакотека, Сиена; икона, 1387, каталонский мастер Мартин де Вилланова, мон-рь вмц. Екатерины на Синае; икона для иконостаса Дж. Скьявоне, ок. 1456-1461, Национальная галерея, Лондон), пальмовая ветвь и колесо (картина фра Анжелико, 1-я пол. XV в., Национальная галерея Умбрии, Перуджа), пальмовая ветвь и книга (рельеф портала Мариенкирхе в Ашаффенбурге, кон. XII в.; картина П. Перуджино «Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, святые Роза и Екатерина», ок. 1490, Лувр, Париж), пальмовая ветвь, книга и колесо (полиптих «Мадонна с Младенцем, Христос и святые», Франческо д " Антонио де Анкона, 2-я пол. XIV в., ГМИИ), колесо и книга (образ работы Аллегретто Нуци (?) «Святые Екатерина и Варфоломей», ок. 1350, Национальная галерея, Лондон), колесо и меч (фреска, ок. 1330, ц. Мариенкирхе в Ройтлингене, Германия), пальмовая ветвь, меч и колесо, книга (Ян ван Эйк, алтарь 1437, Картинная галерея, Дрезден), книга и меч (картина Пинтуриккио «Вмц. Екатерина с донатором», ок. 1480-1500, Национальная галерея, Лондон), книга (фреска сер. XIII в., собор в Понтиньи, Франция), меч (картина Рафаэля, 1507-1509, Национальная галерея, Лондон; витраж ок. 1524, собор Фрайбурга, Германия), корона в руке (фреска XV в., собор в Атри, Италия), усеченная палачом голова святой в ее руках (фреска А. Лоренцетти, между 1335 и 1338, ц. Сант-Агостино, Сиена).

http://pravenc.ru/text/189599.html

Полное документальное подтверждение этой официальной экспертизы опубликовано в наши дни. Поэтому сегодня только человек безграмотный и откровенно враждебно настроенный к русскому народу и Царям может утверждать, что картина Репина имеет историческое основание. Написанная как яркий и злобный пасквиль на Царя, картина вызывает у многих людей, любящих Россию, русский народ и историю, острую реакцию. Ведь многие уже не первую сотню лет почитают Царя Иоанна Васильевича святым. Однако дело тут не только в Грозном Царе и давно прошедших, хоть и славных временах: картина направлена против современных Репину Царей: против Императоров Александра III и Николая II. Метил он этой картиной в целом в Царское Православное Самодержавие как в основу Русской государственности, что, впрочем, и не скрывал, поддерживая многих масонов и революционеров. Сегодня такой картине не место в главной национальной картинной галерее. И православная общественность, и профессиональные историки неоднократно обращалась к директору Третьяковской галереи с требованием убрать данную картину в запасники, но голоса эти были не услышаны, и вот результат: неадекватная картина вызвала вполне адекватную реакцию русского православного человека - Игоря Подпорина. 9 месяцев следствие пыталось доказать недоказуемое: что картина имеет «особую» ценность, и поэтому Игоря Подпорина надо обвинять не по части 1 статьи 166, а по части 2 ст. 166. Следствие провело целый ряд экспертиз, главная из которых, психиатрическая, показала, что Подпорин находится в добром здравии. Несмотря на многочисленные ходатайства адвоката, следствие отказалось проводить комплексную комиссионную историческую и историко-психологическую экспертизы, которые должны были показать русофобскую направленность картины и справедливое чувство гнева, вызываемое ею у любого русского православного человека, а также оценить реальную стоимость нанесенного ущерба. Вызывает также серьезные сомнения искусствоведческая экспертиза этой картины, явно на скорую руку составленная руководством Научно-Реставрационного Центра им. И.Э. Грабаря, в которой утверждается, что ущерб, нанесенный картине Подпориным, якобы составляет порядка 20 млн рублей. Никаких фактических обоснований ущерба мастерская не представила. До сих пор по прошествии 9 месяцев, смета на реставрацию не утверждена, даже проект сметы не был представлен в экспертизе.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/25/ew...

Общая картина отношений. С. 170–171. Ср.: Забытые страницы русского имяславия. С. 212–216 (ГАРФ. Φ 3431. On. 1. Д. 359. Л. 91–93). 1845 Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 171–172. Текст донесения см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 219–221 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1.Д. 359. Л. 96–97). 1846 Дело афонских монахов. – Русское слово, 8.05.1914 105). Текст донесения см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 221–226 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 359. Л. 98–102). 1847 Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 172; История Афонской смуты. С. XXII. 1852 Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 174. Полный текст определения 4136 см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 226– 232 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 359. Л. 70–73). 1855 NiviereA. Le mouvement onomatodoxe. Une querelle theologique parmi les moines russes du Mont Athos (1907–1914). Memoire de D. E. A. Universite Paris IV-Sorbonne, 1985. P. 39. 1856 Узнав в 1918 г. от своих противников о полной форме Определения, Булатович писал: «Если бы эта оговорка не была бы от нас скрыта, то едва ли бы мы решились возвратиться к церковному общению». Епископ Василий (Зеленцов), впрочем, считает, что иеросхимонах Антоний (Булатович) знал полный текст Определения, но сам испросил у Саблера урезанный текст для представления своим соратникам. См.: Общая картина отношений. С. 197–198. 1858 Там же. Требование имяславцев о предоставлении им денег из капитала Пантелеимоновского и Андреевского монастырей вызвало резкую реакцию монаха Климента, доверенного Свято-Андреевского скита, направившего 30 мая 1914 года митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру письмо с просьбой отказать имяславцам в удовлетворении их требования. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 244–246 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 32). На требование имяславцев о предоставлении им скита Пицунда отозвался в рапортах на имя епископа Сухумского Сергия и архиепископа Никона (Рождественского) настоятель этого скита архимандрит Иларион, категорически воспротивившийся притязаниям имяславцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Толпящийся народ несет два креста. У этого живописца, больше чем у предшественников его, заметны естественность, свободность, смелость и перспектива. Иоанна Гехле, Höchle (1754–1832 гг.) – Старик плотник, оправляющий свою дудку, и старуха в шубе и шелковом платке на голове, влагающая червонец в кошелек; оба как живые. Филиппа Уффенбаха († 1640) – Благовещение. Младенец Иисус с крестом летит в светлом облаке вниз головой к Деве Марии вслед за Духом Святым (голубем). Странно! Шенманна (XIX века). Богоматерь в пустыне сидит и своим головным платком закрывает спящего Младенца Своего. Лик Ее – прекрасен. Кажется, что и Она дремлет. Вокруг Их ничто не шелохнется. Солнце восходит или закатывается. Превосходная картина! Антония де Пиан – Погребальный вертеп, подпертый готическими столпами и освещенный сбоку через окно. Туда входят капуцины со свечами. Освещение волшебное! 21, суббота. Наконец я осмотрел последнюю картинную галерею князя Лихтенштейна. Здесь замечательны: Гвида Рени – Рождество Христово, большая картина. Богоматерь сидит под деревянным навесом и поддерживает Божественного Младенца. Она очень хороша. В целомудренном лице Ее выражены вера, любовь и благоговение. Вифлеемские пастыри исполнены старческим благоговением. Освещение и отражение света от самого Младенца – превосходно. Его же – Блаженный Иероним в пещере с ангелом. Вдали под сводом ее – воздух. Превосходная картина. Рафаэля – Богоматерь и Младенец Ее Иисус смотрят вдаль, в будущность. Прекрасная картина! Франческина – Спящий Адонис красавец. Венера засмотрелась на него. Кисть блазненная. В верхнем этаже: Бронзина – Богоматерь с Младенцем. Она благообразна. Кисть у этого живописца нежна. Юлия Романо – Иоанн Предтеча в пустыне. Я залюбовался этой картиной. Фра Севастиана дель Пиомбо († 1547) – Ангел с Товитом. Оба идут. Очень хорошая картина. Сейболда († 1768) – Пожилой мужчина и молодая девица. Оба написаны живые. Кажется, что с них была снята кожа и прилеплена к полотну. Фита или Feti († 1624) – несколько картин из царства животных: ловля зверей, дерущиеся петухи, собаки, преследующие оленя, собаки, лающие на волков.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Иоанн Креститель Леонардо да Винчи. 1514-1516 гг. Слева. Предположительно картина писалась с Салаи. Справа Леонардо да Винчи. Рисунок «Ангел во плоти». 1513-1515 Многие исследователи творчества да Винчи сходятся во мнении, что Леонардо держал Джакомо (Салаи) рядом с собой по причине романтических отношений, которые их связывали. В пользу этого говорят немногочисленные эротические рисунки да Винчи, в том числе и изображение обнаженного ученика в позе, почти идентичной той, в которой изображен Иоанн Креститель. Андрогинность изображенного бросается в глаза . Иоанн Предтеча. Фрагмент. Леонардо да Винчи.1514-1516 гг. Многие исследователи творчества Леонардо считают, что моделью для «Иоанна Крестителя» был Джан Джакомо Капротти, Салаи, ученик Леонардо. Gian Caprotti - Giovanni (Иоанн). Отсюда напрашивается страшный вывод: произошла сознательная подмена, перед нами анти-креститель, демон в образе Иоанна Крестителя. Леонардо Да Винчи. Бахус? Иоанн Предтеча? 1513-1515 Это картина измененный вариант Иоанна Крестителя в пустыне. Предполагается, что моделью был всё тот же Джан Капротти. Картину «Святой Иоанн Креститель» связывают с другой знаменитой работой да Винчи – «Вакхом». Однако, несмотря на то, что она атрибутирована как картина Леонардо, споры об авторстве ведутся до сих пор. В том, что картина была создана на основе эскиза да Винчи нет никаких сомнений. Леонардо да Винчи. Святой Иоанн в пустыне (набросок). Рисунки и иллюстрации, 1510 г. Об этом говорит идентичная поза героя и положение его рук. Вот только на наброске да Винчи изображен Иоанн Креститель. Как же христианский пророк превратился в греческого бога? Согласно одной из версий, которая приписывает авторство «Вакха» да Винчи, изначально картина называлась «Святой Иоанн Креститель в пустыне». Мало того, что пророк был изображен в образе, далеком от канонического, он еще был и полностью обнаженным. Ученый и меценат Кассиано даль Поццо, увидевший работу в Фонтенбло в 1625 году, отметил, что, несмотря на непревзойденное живописное мастерство автора, изображенный на картине мужчина никак не может быть Иоанном Крестителем, поскольку такой неподобающий образ не вызывает религиозного трепета и благочестивых мыслей.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/02/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010