Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 172. 1850 Там же. С. 174. 1851 Обратим внимание на отсутствие упоминания о книге схимонаха Илариона»На горах Кавказа». 1852 Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 174. Полный текст определения 4136 см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 226- 232 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 359. Л. 70–73). 1853 Арсений (Стадницкий), митрополит. Дневник (запись от 22 мая 1914 г.).«Ценою покоя», т. е. ценою ухода на покой. 1854 Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 174–175. 1855 NiviereA. Le mouvement onomatodoxe. Une querelle theologique parmi les moines russes du Mont Athos (1907–1914). Memoire de D. E. A. Universite Paris IV-Sorbonne, 1985. P. 39. 1856 Узнав в 1918 г. от своих противников о полной форме Определения, Булатович писал:«Если бы эта оговорка не была бы от нас скрыта, то едва ли бы мы решились возвратиться к церковному общению». Епископ Василий (Зеленцов), впрочем, считает, что иеросхимонах Антоний (Булатович) знал полный текст Определения, но сам испросил у Саблера урезанный текст для представления своим соратникам. См.: Общая картина отношений. С. 197–198. 1857 Возвращение афонских иноков в Церковь (письмо в редакцию). — Утро России, 22.05.1914 116). То же в: Биржевые ведомости, 23.05.1914 14 165). 1858 Там же. Требование имяславцев о предоставлении им денег из капитала Пантелеимоновского и Андреевского монастырей вызвало резкую реакцию монаха Климента, доверенного Свято–Андреевского скита, направившего 30 мая 1914 года митрополиту Санкт–Петербургскому и Ладожскому Владимиру письмо с просьбой отказать имяславцам в удовлетворении их требования. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 244–246 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 32). На требование имяславцев о предоставлении им скита Пицунда отозвался в рапортах на имя епископа Сухумского Сергия и архиепископа Никона (Рождественского) настоятель этого скита архимандрит Иларион, категорически воспротивившийся притязаниям имяславцев. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 246–251 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 33. Л. 1–6). 1859

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Нила Сорского как реформаторов Церкви : «…На дворе XVI в. В Европе Мартин Лютер со своими единомышленниками проповедует необходимость церковной реформы, а что происходит на Руси? Не было ли у нас своих реформаторов? Были. С одной стороны – это традиция так называемых «заволжских старцев» (речь о монастырях, которые находились в той самой «Северной Фиваиде»), которая восходит к преподобному Нилу Сорскому. Пожив какое-то время на Афоне, преподобный Нил пытался убедить русских монахов жить скромно, не пользоваться подаяниями, а кормиться собственным трудом, не иметь в собственности земель и крепостных крестьян. То есть речь шла даже не о всей Церкви (как у Лютера), а только о монахах. Но некоторые из почитателей преподобного Нила пошли дальше – Матвей Башкин, Феодосий Косой в середине XVI в. уже проповедовали вполне протестантские идеи. Над ними состоялся суд (Московский собор 1553–1554 гг.). Это были времена Ивана Грозного, и суд был грозным – Башкин отправился в монастырь на покаяние, о его дальнейшей судьбе ничего не известно, а Косому удалось сбежать в Литву». Здесь мы имеем дело с тонкой апологией Реформации, которая отождествляется с великим святым Русской Церкви – преподобным Нилом Сорским. На с. 43 диакон Илья предлагает поговорить о масонах и даёт ссылку на просмотр ролика «История Масонов за 10 минут. Мифы и скучная правда». Под этим видео учащиеся видят другую ссылку – на « официальный сайт великой ложи». Без комментариев. Вот текст, который разместил диакон на с. 51: « Вопрос: Может ли художник (писатель и пр.) использовать реальные истории из жизни друзей, которые выставляют их в дурном свете? (обсуждение). Учитель: Вместо ответа мы послушаем презентацию на тему: Картина В. Поленова «Христос и грешница» (обсуждение) . Учитель: Как вы думаете, каким образом эта картина связана с заданным ранее вопросом? (обсуждение). Ответ: Помимо прочего эта картина примечательна тем, что для фигуры Христа Поленову позировал Левитан. Написана картина была 1888 г. (это год первого путешествия Левитана и Кувшинниковой с другими художниками по р.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/22/...

А. Шилов: Изумительна также картина А. Иванова «Явление Христа народу», над ней художник работал в течение 20 лет и считал ее незаконченной. В своей мастерской Иванов вел уединенную, затворническую жизнь, он был человеком верующим, это видно по его подходу — настолько он выразительный. Изумительная картина, я считаю, что одна из лучших (если не самая лучшая) на библейский сюжет, написанная на пленэре. Все фигуры были написаны не в мастерских, а на природе, при свете солнца, и это придает картине еще большую реалистичность. Особое значение А. Иванов придавал достоверности и выразительности пейзажа, уделял внимание проработке каждой детали. Все это говорит о его религиозном отношении к этой теме. Ведь для таких произведений недостаточно одного таланта художника и познаний им искусства, необходимо еще высшее настроение духа. Конечно, настоящий художник, такой как Иванов, очень требователен, по натуре самоед. Закончить картину, сказать, что я сделал все, что мог — всегда очень тяжело. А. Иванов — это подвиг и пример для всех художников. Митрополит Иларион: Его картина поражает тем, что Христос действительно изображен вдали, Он не на переднем плане, не в центре композиции. Например, при написании иконы такое практически невозможно, за исключением житийных сцен. Если пишется икона Христа, то Христос всегда будет изображен в центре. На своей картине А. Иванов изобразил, прежде всего, человеческое сообщество, людей, которые ожидают пришествия Христа. Все они очень разные: люди, уже совершившие святое омовение и слушающие пророка; надменно хмурые лица книжников и фарисеев; кроткие, порой даже скорбные, женские лица. Бледное, изможденное лицо самого Предтечи и его огненный взор…Они на переднем плане, а Христос появляется на вершине горы, Он едва обозначен идущим по каменистому пути. Все в Его фигуре указывает на Его Божественное происхождение. Фигурка Его маленькая, но именно она духовно доминирует во всей картине. А. Шилов: Это единственный пример, когда фигура очень далеко, но к ней обращены взгляды людей: здесь богатые и бедные, юные и старые, невинные и грешные; и те, что сразу отозвались сердцем на появление Искупителя, и те, что продолжают сомневаться, что Спаситель явился народу. Психологически эта картина выверена очень тонко и сделана блестяще. Все лучи сходятся на образе Иисуса Христа.

http://patriarchia.ru/db/text/3785966.ht...

Жаль даже смотреть!.. Вторая картина: Иоаким на горах молится. Ему является ангел с неба и возвещает радость об услышании молитвы его. Он так смиренно согнулся, очень протянув шею и голову, что невольно чувствуешь и все горе его, и весь трепет неожиданной радости: «неужели?» А рядом святая Анна в саду. На дереве гнездо птичье. Анна горько жалуется Богу, что даже и птицы не лишены птенцов, а она – бесчадна… И ей тоже является ангел и возвещает радость о будущем рождении… Это уже третья картина-икона. Далее – четвертая: целование у так называемых Золотых ворот Иерусалимских. Они стремятся друг к другу открыть о радости, – встречаются у Золотых ворот и целуются. Это – символ зачатия. Пятая – рождение Анною Младенца. Она на постели. А Рожденную в пеленах несут обмывать в некоем сосуде служанки. Иоакима не видно здесь. Он дальше – в шестой картине. Мария лежит в люльке, стоящей на полу на овальных подставках для качания. В люльке лежит одетая (а не в пеленах уже), с покрытою головою, – точно не Младенец, а взрослая, – Мария. Над Ней служанка веером или опахалом отгоняет, может быть, мух. К Ней подходит родитель. Смиренно, точно низший к высшей. А Она лежит серьезная, почти строгая, и смотрит на отца. Седьмая картина: Иоаким и Анна оба держат Младенца и целуют Ее в лицо. Поодаль стоит служанка (няня молодая), отвернувши деликатно лицо. На восьмой – Иоаким и Анна торжествуют: они пришли в храм с Новорожденной. Их встречают три священника в облачениях… Седые-седые старцы с бородами. И кроткие лица… Хорошие старцы: не наглядишься… Пред ними стол: на столе стоят уже дары – хлеб и еще что-то (кажется, елей в чашах). Дары приняты. Анна впереди торжествующе, «с поднятый» лицом показывает, протягивая («смотрите вот!») к ним богоданный дар, Дщерь! Врата алтаря отворены: Бог приемлет жертву! Девятая икона-картина – Введение – обычно… Десятая – Богородица во святом святых – сзади, далее и выше священника – сидит на престоле; над Ней киворий (балдахин). Ангел летит с неба и предлагает Ей хлеб небесный.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И дела их идут вслед за ними. Почившие в Господе не пустыми идут в вечность. За ними, как доброе наследство, идут в вечность их добрые дела. Почему Господь и учил: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они (облагодетельствованные вами – Г. Ф.), когда обнищаете (умрете), приняли вас в вечные обители» ( Лк. 16:9 ). Добрые дела, как светлая одежда, облекут праведника в вечности. Но с чем предстанешь ты, ленивая душа, там, не творя добрых дел любви в Духе Святом?! Не боишься ли обнажения своей срамоты, ибо не во что будет тебе облечься? Не забываешь ли, что все мы будем судимы по делам, как о том учит Писание? Не забываешь ли, что по смерти нет ни покаяния, ни добрых дел? На что надеешься, душа нерадивая? Спеши творить добро! Картина жатвы После того как Иоанн записал сказанное небесным голосом (ст. 13), ему открывается новое видение. Сначала собственно картина жатвы (ст. 14–16), потом картина обрезания винограда (ст. 17–20). Интересно отметить, что здесь Христос явится ему не как Агнец, но снова, как в первой главе, в виде Сына Человеческого. Это третья картина Апокалипсиса (см. Приложение 2). После видения трех ангелов-вестников... Откр.14:14 И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. Так явился Иоанну Господин жатвы подобный Сыну Человеческому – Иисус Христос Мессия. Как Сын Человеческий являлся Христос тайнозрителю в самом первом видении Апокалипсиса (1,13). Особенно же это видение перекликается с видением пророка Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан. 7:13–14 ). И у Даниила, и у Иоанна мы видим Христа, подобного Сыну Человеческому, грядущему на облаках судить мир. Слово подобный здесь означает не просто сходство, а действительное тождество. Он действительный Сын Человеческий, не мнимо, а действительно Тот, воплотившийся от Девы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Заслуживающее внимание исключение представляет картина Вильгельма Кёльнского, второй половины XIV века в мюнхенской пинакотеке, где Спаситель представлен в терновом венке. Если бы эта картина не возбуждала никаких сомнений, то здесь мы имели бы древнейший пример нерукотворенного образа с терновым венком; однако сомнения здесь возможны. Два других нерукотворенных образа работы того же художника, или его учеников, один в Кёльне, другой в национальной галерее в Лондоне, представлены в древнем типе и, следовательно, не имеют тернового венка. Притом и легенды о Веронике, бывшие в то время в обращении среди немцев, придерживаются еще древней версии. Конечно, французские рукописи, содержащие в себе сказание о Грале и представляющие уже вторую версию легенды о Веронике, древнее Вильгельма Кёльнского, но они не были в обращении в Германии и едва ли могли быть известны этому художнику. Отсюда возможно предположить, что рассматриваемая картина принадлежит не Вильгельму Кёльнскому, но кому-либо из позднейших художников, или же картина Вильгельма Кёльнского исправлена в позднейшее время через присоединение тернового венка. Перемена в изображении нерукотворенного образа в XV веке стоит в согласии с общим религиозным направлением того времени; со стремлением выдвинуть на первый план глубину страданий и унижения Спасителя, в явный ущерб божественной стороне Его личности. Драмы страстей Господних строго следуют этому направлению: они оттеняют главным образом историю страданий, отмечая в ней все малейшие подробности, между тем как факты воскресения и вознесения Спасителя остаются здесь на втором плане. Уже первый шаг от древнего способа представления Спасителя к новому имел своим последствием очевидное принижение обычного дотоле типа. Божественный лик Спасителя превращался в лицо обыкновенного смертного, важность и серьёзность выражения, равно как и прежние пропорции в чертах лица, утрачиваются, лик Его принимает кругловатую форму, с грубыми чертами, с выражением нередко отталкивающим. В лучшем случае дело ограничивается передачей в типе Иисуса Христа свыше человеческих страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.3 из  5) Сиротство без сиротства Тихий летний вечер. В женской палате несколько больных устроили ужин по-домашнему. Другие читали или просто лежали, наверное, в раздумьях о своей семье и о болезни. В таких палатах чувствуется своеобразный уют и чистота, присущие женщинам. Больная, которая была назначена на консультацию, перелистывала какой-то журнал. На ее аккуратно убранной тумбочке бросалась в глаза небольшая картина «Явление Христа Марии Магдалине». После медицинской части нашего общения я поинтересовался ее отношением к этому евангельскому сюжету картины. Отложив в сторону журнал, больная приподнялась повыше на кровати и поправила волосы, блестящие проседью. — Раз вы хотите узнать об этом, — Алена Леонтьевна повернула голову в сторону тумбочки, — я расскажу Вам. — Ее немолодое открытое лицо с улыбкой в уголках рта, живые зеленоватые глаза располагали к себе. Негромко, так что могли слышать только мы вдвоем, она начала свое повествование. — Как эта картина повлияла на мою жизнь? Во время войны я была девочкой. Папа ушел на фронт и не вернулся, а мама умерла во время блокады. Я осталась сиротой, росла в детдоме. Мое сиротство меня угнетало, и я часто плакала. В шестом классе нас повели в Русский музей. Среди множества картин меня особенно поразила картина «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». Экскурсовод вкратце сказал, что великого русского художника вдохновил евангельский сюжет… На большом красочном полотне изображена женщина, поднимающаяся с колен и протягивающая руки к Человеку, величественно стоящему около нее, а Он, протягивает к ней правую руку, словно успокаивая. На Его груди и ступнях видны раны. Для меня эта картина предстала настолько живой, что мне показалось, будто вот-вот все изображенное придет в движение и все выйдут к нам. В глазах Марии я видела восхищение, а в глазах Христа мне виделась отцовская любовь. Я замерла и как бы отождествила себя с Марией… У нее было к Кому прийти, а у меня никого не было… Наверное, она тоже сиротка… Я опять прочитала надпись внизу картины. Как хорошо, если бы у меня была такая старшая сестра, как Магдалина, а рядом такой папа: ведь одинокой сиротке, так тяжело, и я часто плачу. И у меня невольно полились слезы.

http://azbyka.ru/fiction/sirotstvo-bez-s...

137 …Донской монастырь… — Донской мужской монастырь за Калужскими воротами, основан царем Федором Иоанновичем в 1591 г. (по др. сведениям в 1592—1593 гг.). 138 …могила моего отца… — С. И. Шмелев был похоронен на кладбище Донского монастыря (1880), могила не сохранилась. О поиске места захоронения отца писателя см.: Грико Т. И. История семьи Шмелевых//Венок Шмелеву. М., 2001. 139 “Журнал де Женев” — ежедневная газета “Journal de Jeneve”, выходившая в Швейцарии на французском языке. 140 ген. Кутепов — А. П. Кутепов (1882—1930), генерал от инфантерии, участник русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, после смерти П. Н. Врангеля председатель Русского Обще-Воинского союза (РОВС), в 1930 г. был похищен и убит агентами ОГПУ. 141 Теодор Обер — швейцарский адвокат, защищавший убийц В. В. Воровского, в 1924 г. основал Лигу по борьбе с большевизмом; непримиримые борцы с большевизмом. — И. С. Шмелев был автором “Воззвания русского общества друзей международной борьбы с большевизмом”. 142 …спас “случай”… — в ноябре 1920 г. И. С. Шмелев был задержан, но отпущен комиссаром ревкома как автор повести “Человек из ресторана” (см.: Маевский Вл. Шмелев в воспоминаниях//Памяти Ивана Сергеевича Шмелева. Мюнхен, 1956). 143 Иоанн Шаховской — архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской, 1902—1989), духовный писатель, поэт, литературный критик. 144 “…пора уж отдохнуть и погасить лампаду”. — А. С. Пушкин “Борис Годунов” (1825). Ед. хр. 5. Л. 37 — 39. Письмо, машинопись. 160 …Врубель в “Царевне Лебедь”… — картина была написана М. А. Врубелем (1856—1910) в 1900 г. 161 …Левитан — “Над вечным покоем”… — картина 1898 г. И. И. Левитана (1860—1900). 162 …Саврасов в “Грачи прилетели”… — картина 1891 г. А. К. Саврасова (1830—1897). 163 Нестеров — Михаил Васильевич Нестеров (1862—1942), русский художник; …малявинские “Бабы”… — картина 1914 г. Ф. А. Малявина (1869—1940). 164 …партию “Миньоны”… — имеется в виду ария Филины из оперы “Миньон” (1866) А.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

Ничего не может быть трогательнее и прекраснее типа и характера некоторых из его наиболее прекрасных лиц. Совершенно в ином духе, как и можно ожидать, картина Рождества Луки Синьорелли (в Британской национальной галерее); это притягательная и, несмотря на свой бурый колорит, – великолепная картина, в которой автор старается сразу рассказать всю историю Рождества Христова по Евангелию Луки. Обнаженный Младенец лежит на подушке. Коленопреклоненная Богоматерь одета в платье голубого и зеленого цвета, – цвета неба и надежды. Справа сидит праведный Иосиф в красном и оранжевом одеянии. Позади них три сияющих ангела с блещущими золотом и разноцветными красками крыльями. Слева – два коленопреклоненных пастуха, за которыми стоят еще и другие, и все они до крайности поражены небесным видением. Один из пастухов нашел себе убежище в пещере, где он сидит, играя на флейте, увенчанный плющом подобно юному греческому богу (очевидный отголосок античного мира). Лица их едва ли можно назвать набожными или нежными, но нельзя не признать тончайшей человеческой красоты в загорелом пастухе в соломенной шляпе и в его молодом сотоварище. По обеим сторонам Приснодевы – светловолосые ангелы, один из которых несколько с аффектацией смотрит из за плечи Пресвятой Марии. Прекрасная картина Рождества есть у Франции, в Болонье. Она была написана по просьбе Антона Бентивольо, рыцаря красного креста, который сам нарисован молящимся среди пастухов. Справа стоят епископ в митре и двое святых, а в средине коленопреклонению стоит с блаженно сияющим лицом Пресвятая Дева в молитвенном положении. Особенность этой картины заключается в интенсивности той сосредоточенности, с которой всякая мысль и всякий взгляд устремлены на лучезарного Богомладенца, лежащего на маленькой кроватке в средине всех. Рядом с Ним поют две птички, сидящие на кустике, выбивающемся из расселины скалы. Большой оригинальностью отличается картина Рождества Тинторетто в «Школе св.Рокко». Событие изображается в верхней части стойла; вол и осел находятся внизу, а подле них – павлин. Петух роется в соломе. Богомладенец лежит в своего рода плетеной колыбели, и Приснодева приподнимает покрывало, чтобы показать своего Сына группе умиленных поселян-пастухов. Лицо Приснодевы есть одно из прекраснейших, какие только имеются среди изображений Тинторетто.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rozhde...

Миссионерская проповедь — распространение христианства (православия) среди нерусских народов. Миссионерская деятельность особенно усилилась в период расширения русского многонационального государства (XVI–XIX века), она способствовала усилению колониального режима царизма на окраинах. В то же время миссионерство сыграло известную роль в распространении русского языка среди нерусских народов, в укреплении их связи с русским народом. 295 Вольтеровское кресло — старинное кресло, в котором можно полулежать. 296 …в Тюбингене, Лондоне или Женеве…— Тюбинген — университетский город в Германии, прославленный своим богословским факультетом; Женева — столица Швейцарии, — центр реформатской церкви; Лондон — англиканской. 297 …сидит у кладезя с женой самаритянской…— этоп евангелический сюжет (Иоанн, гл. IV, 4-42) разрабатывался многими художниками. Вероятно, здесь имеется в виду картина Рембрандта «Христос и самаритянка» 1655 года. В написанной им на этот же сюжет картине в 1658 году образ Иисуса представлен более строгим, смотрящим на женщину с осуждением и болью. 298 Христа целует… Иуда. — Вероятно, имеется в виду картина П. Рубенса (1577–1640) «Поцелуй Иуды», которую Лесков называл «гениальной картиной гениального Рубенса». 299 …коварный фарисей с динарием. — Подразумевается знаменитая картина Тициана (1477?—1576) «Динарий кесаря», хранящаяся в Дрезденской картинной галерее. 300 Кауер-Старший, Р. (1831–1893) — немецкий скульптор. «Голова Христа» им изваяна для церкви св. Павла в Шверине, построенной в 1862–1869 годах. 301 Платон (427–347 до н. э.) — древнегреческий философ — идеалист, ученик Сократа. 302 Метсу, Габриель (ок. 1629–1667) — голландский бытовой живописец. Картина, о которой здесь говорит Лесков, вероятно, принадлежит другому голландскому художнику — Кв. Метцису (1456–1529). 303 Лафон, Ал. (1815–1901) — французский художник. Лесков имеет в виду его картину «Христос в пещере» (1861). 304 «Sacré coeur» («Пресвятое сердце») — особый культ, возникший в XVII веке во Франции и распространявшийся иезуитами. Характеризуется пылкостью и чувственной сентиментальностью. 305

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010