во имя Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан). С XIV в. изображения Е. дополняли атрибутами, свидетельствующими о ее делах милосердия изображениями: хлеба - статуя, ок. 1350 г., собор, Страсбург; корзины или подноса с хлебами - картина «Св. Елизавета Тюрингская, раздающая хлебы нищим» Дж. Б. Питтони (1734, Музей изящных искусств, Будапешт); хлеба и рыбы (в миске) - статуя, сер. XV в., капелла св. Лаврентия в Роттвайле; хлеба и виноградной грозди - скульптура Т. Рименшнейдера, 1510 г. (Национальный музей, Нюрнберг); ключа и черпака (схожесть иконографий Е. и Марфы иногда затрудняет их идентификацию: скульптура в коробе алтаря св. Марии, ок. 1510, Гос. художественное собрание, Веймар) - рельеф XV в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк); кувшина или кружки - картина из мон-ря Оттобойрен, ок. 1460 г. (Баварский национальный музей, Мюнхен); чаши (редко) - резной алтарь работы К. Берга, ц. св. Кнуда в Оденсе, Дания; хлеба и платья, предназначенных для бедных,- фреска XIII в. (Национальный археологический музей, Чивидале-дель-Фриули) и витраж 20-30-х гг. XV в. в ц. Богоматери, Обервезель; гребня, к-рым Е. причесывала прокаженных,- картина швабского художника, ок. 1430 г. (частное собрание, Германия). Распространено изображение Е. с розами на коленях или в подоле платья - картина Лоренцо ди Биччи (ок. 1450, Национальная галерея Умбрии, Перуджа), с розами и лилиями - фреска XIV в. ц. Сан-Франческо в Ареццо; тосканская рукопись Жития Е. (Laurent. 9. Fol. 35, XIII в.); статуя ок. 1470 г. в соборе св. Стефана в Вене. Часто Е. представлена в окружении нищих или прокаженных - триптих Г. Гольбейна Старшего (1516, Старая пинакотека, Мюнхен). В многофигурных композициях чаще всего встречаются ее изображения с мужем, тетей - аббатисой Метхильдой, дядей - еп. Экбертом Бамбергским, деверем - ландгр. Конрадом Тюрингским, с Конрадом Марбургским и его покровителем Иоанном Бриеннским («Елизавета подле матери среди родственников по материнской линии» - Житие св. Гедвиги, 1451. Sign. IV. Fol. 192. Bl. 5r); с вмц.

http://pravenc.ru/text/189793.html

Считается, что прообразом Николая Мирликийского в этой картине был Лев Толстой, с которым Репин в те годы много общался. Однако исследователи утверждают, что лицо святителя Николая написано с поэта Аполлона Майкова. Палача Репин писал с художника Николая Кузнецова. Образ приговоренного к смерти, стоящего на коленях, был создан с писателя Иеронима Ясинского, а юного осужденного — с Дмитрия Мережковского. Толстому картина не понравилась. В письме к художнику Н. Ге он пишет: «У Репина сказано то, что он хотел сказать, так узко, тесно, что на словах это бы еще точнее можно сказать. Сказано, и больше ничего. Помешал казнить, ну что ж? Ну, помешал. А потом? Но мало того: так как содержание не художественно, не ново, не дорого автору, то даже и то не сказано. Вся картина без фокуса, и все фигуры ползут врозь». А вот писатель Николай Лесков, увидев картину на выставке передвижников, восхитился и написал Репину: «Приветствую большой и несомненный успех Ваших произведений. На выставке нет ничего лучше “Св. Николая” и портрета Глазунова. Похвалы Вам единогласные. Стоят картины прекрасно, и лучшего им не надо». В 1890 году Репин написал копию этой картины. Этот вариант он пожертвовал для выставки в пользу голодающих крестьян, проводившейся в Москве в 1891 году. Там ее купил Федор Терещенко, коллекция которого впоследствии, включая эту картину, стала частью собрания Киевского музея русского искусства, а эскиз попал в Государственный Русский музей. Репин, как и обещал, написал уменьшенный вариант картины для Николаевского женского монастыря в селе Стрелечьем. В 1930 году монастырь был закрыт, после чего многие иконы и картины были разобраны местными жителями. В 1934 году картина «Николай Мирликийский» была обнаружена в доме председателя местного совета в Липцах, который не торопился отдавать ее, а спрятал в кладовку. Только в 1935 году картина была передана государству и в настоящее время находится в Харьковском художественном музее. Предвосхищающий пророк В начале 1890-х годов Репину заказали серию иллюстраций к «Пророку» Лермонтова. Он сделал несколько листов: «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка», «Отверженный пророк в пустыне» и др. Но рисунки в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года не вошли. Видимо, образ пророка, созданный Репиным, был уж очень необычен: немолодой, длинноволосый, бородатый, в рубище вместо одежды, с пылающим взором на изможденном лице. Его облик ­явно был противопоставлен облику другого ­персонажа — человека грубого и ­приземленного. Эти образы скорее представляют собой вариации на тему современной жизни, нежели походят на традиционные библейские иллюстрации. Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Однако, по мнению составителя «Лермонтовской энциклопедии», эти иллюстрации являются наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл «Пророка» Лермонтова.

http://e-vestnik.ru/culture/iliya_repin_...

Перед кончиной преподобный Серафим сказал: «И вот, Самой Матери Божией, Царице Небесной вручаю вас. Она Сама все управит». Но вернемся к четвертому уделу Божией Матери. Что же означает Дивеево? Ведь Россия стала совсем иной, чем во времена Киевской и Московской Руси, и долгое время многие не понимали слов Матери Божией и преподобного Серафима – как это Дивеево и почему? Но после февраля 1917 г. и крушения самодержавия стало непреложно ясным, что такое Дивеево. Это Новая Россия без самодержавия; страна, Которой управляет Сама Матерь Божия, Заступница наша. Перед самой февральской революцией священнику Марфо-Мариинской обители о. Митрофану было во сне видение. Три сменяющие друг друга картины. Первая: стоит прекрасный храм, и вдруг появляются языки пламени – и вот весь храм в огне, зрелище величественное и страшное. Вторая картина: преподобный Серафим Саровский стоит коленопреклоненный на камне с молитвенно воздетыми руками. И третья картина: изображение царской семьи в черной рамке, из краев которой начинают вырастать побеги, закрывшие все изображение белыми лилиями. Отец Митрофан рассказал о видении игуменье обители великой княгине Елизавете Федоровне. Она сказала, что может объяснить этот сон. Первая картина означает, что за грехи наши, беззакония и оскудение любви Церковь  и страна будут ввергнуты в тяжкие бедствия, будут разрушены храмы, монастыри и начнется страшная братоубийственная война. Но Россия и  Церковь не погибнут. По молитвам преподобного Серафима Саровского – великого святого русской церкви и других святых и праведников нашей отчизны Россия будет помилована. Третья картина означает, что в России будет революция, и царская семья погибнет. Все это сбылось. В это же время произошло восстановление патриаршества на Руси. Сбылось пророчество преподобного Серафима Саровского . Сама Пречистая показала этим восстановлением и явлением иконы Державной, что и в самое жестокое и трудное время Она с нами, Она – наша Заступница усердная, Предстательница перед Богом и все так же Престол Ее и дом Ее – в России, а особая любовь и благоволение – на народе российском.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ещё раз о «культурных шоках»  и способах их нейтрализации Картина Репина «Иван Грозный убивает своего сына» как элемент технологии культурно-исторических провокаций 15.11.2023 162 Время на чтение 4 минуты Источник: Народный Собор Написанная в 1885 году художником Ильёй Репиным картина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», изображающая убийство Иваном IV своего сына, тогда для многих представителей российского общества стала настоящим культурным шоком. В прессе появилось множество критических статей с требованием убрать это полотно из экспозиции и даже вообще запретить его показ. При этом профессиональные историки обоснованно указывали, что изображаемое не соответствует действительности. Ведь ни одна русская летопись не сообщает об убийстве Иваном Грозным своего сына. А обер-прокурор Св. Синода Победоносцев прямо писал Александру III: «…Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент… чисто фантастический». В итоге после посещения выставки царём Александром III на публичную демонстрацию картины был наложен запрет, который затем всё же был отменен. Вспыхнувший вокруг картины скандал лишь добавил ей популярности. Бурная фантазия Репина, отражённая на холсте, прочно вошла в умы людей, а в советское время была даже запечатлена в школьных учебниках истории. Говоря современным научным языком, картина Репина по «Окну Оветона» резко сдвинула общественное сознание в нужное для фальсификаторов русской истории направление и прочно закрепила выгодную им версию. Проведенное в 1963 году после вскрытия гробниц Московского кремля изучение останков царевича Иоанна показало наличие в его костях запредельного количества ртути, что подтверждало версию его отравления. А вот версия, что Грозный убил своего сына ударом посоха в голову, при этом доказана не была. Но все это почти не повлияло серьёзно на прочно обосновавшуюся за многие годы в общественном сознании легенду об убийстве Иваном Грозным своего сына, запечатленную на картине И. Репина, над которой он начал работать после своей поездки по Европе (где, вполне вероятно, и получил заказ на создание данного провокационного полотна).

http://ruskline.ru/opp/2023/11/15/kartin...

У другого окна предела – картина с подписью: «преставшу же ся гонению на христиан и благочестию сияющу, создаша вернии церковь во имя тех святых триех мучеников Гурия, Самона и Авива и положиша во едином ковчезе святыя мощи, источающия болящим исцеления и многая чудеса». Под этой надписью в кругах – св. праведные Иоаким и Анна и св. отроковица Мария. На своде, по направлению к алтарю – внизу – картина с подписью: «хотящу лукавому зятю Готфянину с супругою своею отъити в путь, тогда теща его София поят его и дщерь свою, введе в церковь святых страстотерпцев Гурия, Самона и Авива, рече зятю: «аз тебе дщери моея не вверяю, аще не даси мне поручников сих святых, имися за святый ковчег их и кленимися, яко не сотвориши дщери моей никакого зла». Готфянин же рече: «от рук ваших, о святии, приемлю отроковицу сию и вас творю поручники, яко не сотворю зла моей супрузе». На северной стене предела картина с подписью: «беззаконный муж Готфин жену свою Евфимию живу с мертвою погребе. Молящеся же Евфимии и горько рыдающи, призываше мучеников Гурия, Самона и Авива и се явишася три святоноснии мужие Гурий, Самон и Авив и рекоша ей: «скоро обрящешь себе спасение». Ниже – другая картина с подписью: «Евфимия невидимою и всемогущею силою Божиею в церковь принесена и при честнем гробе святых мучеников положена бысть, и бывшу в церкви утреннему пению, возбудися от сна и узре святых мучеников Гурия, Самона и Авива, глаголющих к ней: «радуйся дщи и познай, где еси, исполнихом, еже обещахом, сие рекши, невидимы быша, отроковица же, воставши, исполнися неизглаголанныя радости и объемлющи ковчег святых мучеников со слезами благодарение воздаяше Богу и святым его мучеником». На западной стене предела существует надпись, указывающая на то, что храм был росписан в 1863 г. при императоре Александре II художником Рогожкиным. В северо-западный верхний предел св. великомученика Прокопия ведет каменная лестница, довольно узкая, внутри стен от самого притвора собора. В пролете собора, против двери, ведущей в предел, повешены два небольших колокола.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

6. Икона, представляющая моление о чаше, золотая, литой обронной работы, наложенная на ляписе лазури редкой величины и цвета. Она прислана в дар Императрице Ekamepuhe II от Римского Папы Nuя IV, а Государыней сей пожалована в Лавру в 1790 году, Августа 29. В сей иконе под молением Спасителевым укреплена другая небольшая икона, представляющая Константиново побеждение на Максентия, резанная весьма мелкой искуснейшей работой на самом чистом перламутре в золотых рамочках; и над иконой в золотом лучеобразном сиянии антик изумрудный с вырезанным на ней весьма искусным изображением св. Марии Магдалины, обложенный вокруг бриллиантами. 7. Икона рождества Богородицы, писанная сухими красками на доске превосходной работой, в золотой раме, а по углам обложена бриллиантами с изумрудами, и таковой же вверху над иконой букет. На обороте этой иконы на золотой доске вырезана следующая надпись: «Сим святым образом Её Императорское Величество Благоверная Государыня Императрица Екатерина Алексеевна, Самодержица Всероссийская, соизволила благословить вселюбезнейшую свою Богом избранную Дщерь, Её Императорское Высочество Благоверную Государыню Великую Княжну Наталью Алексеевну в день вожделеннейшего Её обручения. Лета Господня 1773 года, Августа 16». Икона сия по кончине Великой Княгини при погребении Её отдана в Лавру. 8. Сия же Государыня Императрица в 1790 и 1794 годах пожаловала для украшения соборной церкви многочисленное собрание живописных картин, большей частью фламандской школы. Многие из оных подлинники, а некоторые списаны весьма верно с подлинников наилучшими художниками. Из подлинников замечательны наипаче в левой стороне за клиросом на нише Рубенсова колоссальная картина воскресения Христова: ему же приписываемая и другая также близ её стоящая картина снятие с креста, или, по крайней мере, она есть верной список с его картины; в алтаре на горнем месте Рафаила Менса подлинная картина благовещения Пресвятой Богородицы, однако же, в некоторых частях недоконченная; а над южными алтарными дверьми Фандикова подлинная же картина Спасителя благословляющего.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

См.: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви: заявление иеросхимонаха Свято–Андреевского Скита на Афоне Антония (Булатовича) об отложении от духовного общения с церковною властью ради исповедания им боголепности почитания Имени Господня. — Начала 1–4, 1998. С. 177. 1827 Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 168. 1828 Там же. С. 169. 1829 Фамилия неизвестна. Проживал в Болтином монастыре Смоленской епархии. 1830 Суд над»имябожцами». — Свет, 27.04.1914 108). 1831 Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 170–171. Ср.: Забытые страницы русского имяславия. С. 212–216 (ГАРФ. Φ 3431. On. 1. Д. 359. Л. 91–93). 1832 Забытые страницы русского имяславия. С. 216–218 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 359. Л. 94–95). 1833 Суд над»имябожцами». — Свет, 27.04.1914 108). 1834 Инок. Суд над афонцами. Письмо в редакцию. — Дым отечества, 8.05.1914 19). 1835 Суд над»имябожцами». — Свет, 27.04.1914 108). 1836 Имябожцы. — Раннее утро, 27.04.1914 97). 1837 См.:«Свете тихий». Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). Том 1. Сост. С. Фомин. М., 1996. С. 238–239. 1838 Там же. С. 315–316. 1839 «Имябожцы». Дело афонских иноков накануне ликвидации. — Раннее утро, 3.05.1914 1840 Там же. 1841 Дело афонских монахов. — Голос Москвы, 7.05.1914 104). 1842 Афонские монахи. Беседа с епископом Модестом. — Русское слово, 7.05.1914 104). 1843 Там же. 1844 История Афонской смуты. Пг., 1917. С. XXIII. 1845 Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 171–172. Текст донесения см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 219–221 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 359. Л. 96–97). 1846 Дело афонских монахов. — Русское слово, 8.05.1914 105). Текст донесения см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 221–226 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 359. Л. 98–102). 1847 Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 172; История Афонской смуты. С. XXII. 1848 Арсений (Стадницкий), митрополит. Дневник (запись от 8 мая 1914 г.). 1849

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Картина как отображение истории В Москве представили уникальный портрет великого князя Сергея Александровича 5 февраля, 2014 В Москве представили уникальный портрет великого князя Сергея Александровича Во вторник 4 февраля в выставочном комплексе Государственного Исторического музея Москвы, в рамках проходящей выставки «Романовы. Портрет династии. Царский и великокняжеский портрет», прошла презентация картины Карла Лемоха «За чтением. Портрет Великого князя Сергия Александровича. 1886 г.» Великий князь Сергей Александрович (1857-1905) был пятым сыном императора Александра II и императрицы Марии Александровны. На портрете Лемоха он изображен читающим в своем кабинете в усадьбе Ильинское под Москвой, которую предпочитал шумному Санкт-Петербургу. Открывая презентацию, директор Государственного Исторического музея Алексей Левыкин заметил, что встреча посвящена человеку, «который вложил очень много сил, своих знаний и умений для того, чтобы Исторический музей существовал». Говоря о том, что сегодня общество многое пересматривает, отказывается от различных идеологем, касающихся многих исторических персон, Алексей Левыкин отметил: — Если говорить о князе Сергее Александровиче, то достаточно сказать одно – при нем и при его участии были созданы две организации, два музея, которые вообще олицетворяют культурный облик Москвы – Государственный исторический музей и знаменитый Пушкинский музей. — Мы говорим, действительно, об очень интересном человеке, сложном человеке. И чем сложнее личность, тем она интереснее для нас, — добавил глава ГИМа. В заключение своего выступления Алексей Левыкин поблагодарил Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», который и передал музею презентуемый портрет великого князя. В свою очередь, глава Общества Анна Громова рассказала, что картина работы Лемоха была приобретена на торгах аукционного дома-кабинета благодаря помощи фонда Олега Дерипаски «Вольное дело». — Для нас эта картина особенно важна потому, что наш Фонд начал свою деятельность с возрождения приходской жизни в селе Ильинское-Усово. Это усадьба императора Александра II и императрицы Марии Александровны, которую унаследовал после смерти матери великий князь Сергей Александрович, — сказала она.

http://pravmir.ru/kartina-kak-otobrazhen...

В памятниках XV в., когда на Западе уже установилась новая практика причащения, таких изображений нет: на столе лежат облатки, чаша в руках Иисуса Христа; но она не передается апостолам (рук. нац. библ. fr. 828, fol. 192), а иногда Иисус Христос причащает одними облатками стоящих на коленях апостолов (триптих ватик. музея). Замечательные варианты: в одной из миниатюр рукописи нац. библ. 9561 (л. 34 об.) Тайная вечеря сопоставлена с изображением пира Иосифа с братьями; на лиможской эмали 1557 г., изданной Соммераром 1876 , на столе агнец, как в некоторых миниатюрах наших лицевых Страстей; в Библии бедных 1877 вечеря сопоставлена с манной и Мелхиседеком, встречающим Авраама; присоединены здесь по обычаю и пророки – Давид ( Пс. 77:25 : «хлеб ангельский яде человек»), Исаия (55:2: «послушайте мене и снесте благая»), Соломон ( Притч. 9:5 : «приидите, ядите мой хлеб и пийте вино») и Сирах (=Соломон: Прем. 16:20 : «хлеб с небесе послал еси им, всякое услаждение в себе имеющий»). Все эти варианты, впрочем, мало подвинули вперед художественную обработку сюжета. Заслуга эта принадлежит знаменитым художникам Западной Европы и преимущественно – школы тосканской XIV-XV вв.; назовем Джотто ( церковь Мария dell’arena в Падуе, картина в церкви Св. Креста во Флоренции), Николо Петри (фреска в рефектории Св. Креста во Флоренции), Спинелло Аретино (картина в берлинском музее), Лоренцо Гиберти (врата флорент. ваптистерия), Фьезоле (картина в церкви Annunziata во Флоренции, фреска в S. Marco во Флоренции), Козимо Розелли (фреска в Сикстинской капелле в Риме), Доменико Хирландайо (рефекторий Ognisanti во Флоренции, foresteria в S. Marco), Луку Синьорелли (картина во флорент. Академии), Леонардо да Винчи (Maria delle Grazie в Милане), Бернардино Луини (рефекторий S. Maria degli Angeli в Лугано), Андреа дель Сарто (рефекторий S. Salvi во Флоренции), Рафаэля (ватик. ложи); немецких художников – А. Дюрера (гравюра), Гольбейна (карт. базельского музея) 1878 , нидерландца Поурбуса младшего (лувр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

1848. Арсений (Стадницкий), митрополит. Дневник (запись от 8 мая 1914 г.). 1849. Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 172. 1850. Там же. С. 174. 1851. Обратим внимание на отсутствие упоминания о книге схимонаха Илариона»На горах Кавказа». 1852. Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 174. Полный текст определения 4136 см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 226- 232 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 359. Л. 70–73). 1853. Арсений (Стадницкий), митрополит. Дневник (запись от 22 мая 1914 г.).«Ценою покоя», т. е. ценою ухода на покой. 1854. Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 174–175. 1855. NiviereA. Le mouvement onomatodoxe. Une querelle theologique parmi les moines russes du Mont Athos (1907–1914). Memoire de D. E. A. Universite Paris IVSorbonne, 1985. P. 39. 1856. Узнав в 1918 г. от своих противников о полной форме Определения, Булатович писал:«Если бы эта оговорка не была бы от нас скрыта, то едва ли бы мы решились возвратиться к церковному общению». Епископ Василий (Зеленцов), впрочем, считает, что иеросхимонах Антоний (Булатович) знал полный текст Определения, но сам испросил у Саблера урезанный текст для представления своим соратникам. См.: Общая картина отношений. С. 197–198. 1857. Возвращение афонских иноков в Церковь (письмо в редакцию). — Утро России, 22.05.1914 116). То же в: Биржевые ведомости, 23.05.1914 14 165). 1858. Там же. Требование имяславцев о предоставлении им денег из капитала Пантелеимоновского и Андреевского монастырей вызвало резкую реакцию монаха Климента, доверенного Свято–Андреевского скита, направившего 30 мая 1914 года митрополиту Санкт–Петербургскому и Ладожскому Владимиру письмо с просьбой отказать имяславцам в удовлетворении их требования. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 244–246 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 32). На требование имяславцев о предоставлении им скита Пицунда отозвался в рапортах на имя епископа Сухумского Сергия и архиепископа Никона (Рождественского) настоятель этого скита архимандрит Иларион, категорически воспротивившийся притязаниям имяславцев. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 246–251 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 33. Л. 1–6).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010