Милосердие святого Серафима поистине умилительно. Ограничивая себя самым необходимым, он готов был делиться своими скромными средствами со всеми, не только с людьми, но и с диким зверем. Говорить ли о его чистоте сердца? Он, как верный страж, стоял над ним, бодрствуя ежечасно, очищая его покаянием, молитвою Иисусовой. Скажем лучше о том, что составляет награду чистых сердцем. Он воистину зрел Бога. Не токмо Царица Небесная неоднократно воочию являлась ему, но и Сам Господь Иисус Христос , во время Божественной литургии, окруженный святыми ангелами, как бы роем пчелиным, явился взору его. Тем более преподобный зрит Бога в вечной славе Его, где с ликами святых предстоит Ему, славя Бога в Троице и ходатайствуя за нас пред Ним. Тысячи исцелений, утешений, отзвуков его небесного гласа в душе народной служат тому доказательством. Миротворцев Господь именует сынами Божиими. И вот кто действительно может быть назван сыном Божиим – это ублажаемый нами святой старец, не только сам живший в мире со всеми, но и примирявший отцов и матерей с детьми, мужей с женами, братии и сестер о Господе друг с другом. Да, старец Серафим вполне осуществил в своей жизни заповеди Христовы. И если его не гнали за правду и он не сподобился венца мученичества, хотя и приял побои от злодеев, – то только потому, что рука не поднималась на того, кто всех встречал земным поклоном, величая словами: «радость моя», кто целовал всем руки и ноги. Так святой Серафим возлюбил Господа, ибо «кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» ( Ин. 14, 21 ). Так сказал Господь, и не ложно слово Его. Господь, всею полнотою Божества Своего, обитал в нем, насколько это доступно существу человеческому. Святой Серафим, как ветка на лозе, жил во Христе. А «кто во Христе, тот новая тварь». И истинно слово Господа Иисуса Христа: «верующий в Меня, дела, которые Я творю, и он сотворит, и больше сих сотворит» ( Ин. 14,12 ). Вот разгадка происходящих ныне в Сарове событий. Не сошел Господь плотию Своею на землю и не сойдет. Но вновь повторяется евангельская картина народного одушевления верой, картина людского горя и несчастия, собранного в одно место, ожидающего утешения, облегчения, врачевания свыше,– картина общей радости всех за каждого утешенного, ободренного, исцеленного. То делается Тем же Христом Спасителем, только чрез верного раба Своего, его молитвами и предстательством.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Обширный дом богатого флорентинца Луки Питти построен был по плану зодчего Брунеллеско в 1458 г., потом достался Медичисам в 1550 г. и был увеличен ими, украшен стенописью и наполнен картинами с 1640 лета. Тут картины размещены в пятнадцати залах 259 .  В зале 1-й: Сальватора Розы – Море при закате солнца. Хорошо освещено. Франциска Курради – Нарцисс у струйника – загляденье. Россели Маттео – Торжество Давида. Он на плече несет огромный меч, едва охватывая ефес его, а в руке держит голову Голиафа. Его встречают еврейки. Из них первая с бубном – прелестна, прочие миловидны (1621 г.). Тициана – Обручение св. Екатерины. Она красива. Прильнула к Божественному Младенцу. А маленький Предтеча стоит перед Ним на коленах и обожает Его. Умилительная картина! Нежен колорит у Тициана. Фра Бартоломео флорентинца – Снятие с креста 260 . Лицо Спасителя бледно, томно, но благообразно. Он походит на Свою Матерь, Которая поддерживает голову Его и как бы целует ее. В благообразном виде Ее выражаются материнская любовь и горесть, но не отчаяние. Евангелист Иоанн поддерживает Усопшего.  В зале 2-й: Мурилла – Мадонна. Она прекрасна, но не идеальна. Это – мать, как и все матери на земле. Христофора Аллори – Помощь св. Иулиана у опасной реки. Девушку принимают из лодки. Она в первой молодости своей прелестна. Салимбения – Святое семейство, 1587 г. Тут все лица весьма благообразны. Собачка лает на Предтечу. Гверчина – Воскрешение Тавифы – малая картина 1618 г. Повелительно лицо апостола Петра. Юлия Романо – Святое семейство. Лицо Богоматери очень хорошо. Она с улыбкой смотрит на младенцев, попирающих зыбку. Праведный Иосиф, опершись на обломки колонн, рукой своей поддерживает подбородок свой. Андрея Сарто – Плащаница у подножия Голгофы. Умилительная картина. Все, пять-шесть, смотрят на усопшего Христа. Нери Маратта – Явление Богоматери св. Филиппу. Лицо ее величаво. Тициана – Мария Магдалина хороша, но толста.  В зале 3-й: Рафаэля – Святое семейство. Лицо Богоматери идеально. Андрея Сарто – Святое семейство. Богоматерь молода и прекрасна. Лицо Ее с тонкими чертами нежно и девственно (профиль). Миловиден и Божественный Младенец.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Перед вами картина «Коронование Девы Марии» знаменитого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти. Этот шедевр часто называют и по-другому – «Алтарь Одди», так как Рафаэль написал ее специально по заказу Магдалины Одди для алтаря в фамильной часовне семьи Одди в церкви святого Франциска в городе Перудже. «Коронование Девы Марии» была написана совсем еще молодым Рафаэлем – ему только-только исполнилось 20 лет. Он уже два года учился в мастерской знаменитого итальянского живописца Пьетро Перуджино, и очень скоро ученик превзошел своего учителя. Небесным облаком картина как бы разделена на две части, события на ней происходят одновременно на небе и на земле. В верхней части мы видим, как Христос коронует Деву Марию в Царицы Небесные и Их окружают играющие на музыкальных инструментах Ангелы и Архангелы. В нижней части пораженные апостолы собрались вокруг пустого гроба и смотрят вверх на небеса, куда на их глазах вознеслась Пресвятая Богородица. При этом центральное место в нижней части картины занимает пустой гроб, в котором расцветают белоснежные лилии, – он как бы символизирует победу жизни над смертью. Человек в белом гиматии (плаще) – апостол Фома. Он держит в руках пояс, который Богородица в момент вознесения сбросила ему с Небес. В 1797 году, когда войска Наполеона вошли в Италию, картина «Коронование Девы Марии» была вывезена французами в Париж и помещена в Музей Наполеона. В 1815 году после поражения Наполеона картину вернули в Италию, но привезли не в Перуджу, а доставили в Ватикан и поместили в знаменитый музей Ватикана – Пинокотеку, где она сейчас и находится. Тициан Тициан. «Вознесение Девы Марии», 1516–1518 гг. В Венеции в районе Сан-Поло на Кампо деи Фрари находится один из самых знаменитых венецианских соборов – собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари (в переводе: «Святой Марии Словущей, или Успения Девы Марии»). В этом соборе похоронен еще один величайший итальянский живописец эпохи Возрождения, стоящий в одном ряду с Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем, – Тициан Вечеллио. И здесь же, в этом соборе, находится его величайший шедевр – «Вознесение Девы Марии».

http://ruskline.ru/opp/2021/08/30/uspeni...

Григория Богослова , рус. перев. ч. II. 50). И такая картина по истине всегда казалась ужасной – как во времена древние, так и в настоящие! Но эта-то ужасная картина, по мысли св. Григория, эта- то картина «земли поруганной», не очень редкая для труженика земледельца, вызывающая сознание неотвратимости бедствия, вызывает христианина на мысли о том, «отчего такие удары и бичи? Следствие ли это беспорядочного и неправильного движения вселенной, не управляемого и неразумного течения вещей, как будто нет над ними правителя, и дело ли это случая, как думают немудрые мудрецы?.. Или все – с разумом и в порядке, как сначала произведено и приведено в движение по законами, известными Единому приведшему в движение все, так и после движется и изменяется, управляемое браздами Промысла? От чего неурожаи, тлетворные ветры, град? Как тварь, созданная в наслаждение людям, – сей общий и равный для всех источник удовольствия, – обращается в наказание для нечестивых, чтобы мы тем же самым, чем были почтены и за что оказались неблагодарными, теперь (речь эта ведется пред народом, у которого град только что уничтожил посевы) вразумились и познали силу Божью в злостраданиях, когда не познали её в благотворных действиях?» (Ibid). Это постоянное сознание зависимости от Творца делает, конечно, человека–земледельца сосредоточеннее в мыслях, отнимает у человека самонадеянность, а чрез то образует устойчивый нравственный характер. Занятие клира земледелием и ремеслами и поощрение к такому занятию достаточно засвидетельствованы хотя не многочисленными, но достоверными фактами древней истории. Заниматься земледелием, как средством к жизни, побуждало древний клир, вероятно, прежде всего уже то обстоятельство, что с тех пор как церковь стала законно существовать пред государством, у церкви часто бывала собственность в виде земли. Так например в указах императора Константина упоминаются поля и сады, долженствующие быть возвращенными христианским общинами, как беззаконно отнятые в эпоху гонений (Евсев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kipari...

В 12 верстах от монастыря, на Секирной горе высится церковь Архангела Михаила, а внизу к горе прислонилась часовня, в которой помещена своеобразная картина с объяснительным текстом (текст этот мне как-то не пришлось списать). Картина изображает то событие, в память которого выстроена, как церковь , так и часовня, и от которого самая гора получила название «Секирной». С некоторыми вариациями изображение картины встречается и в обители – в трапезе Успенского Собора, в церкви Рождества Пресвятыя Богородицы и т. д., что указывает на важность того события, которое послужило темой картины. В самом первоначальном виде в книге „Сад 1711 года картина представлена так: женщина с 2 заплетенными косами стоит на коленях, причем туловище её наклонено вперед, руки её, обращенные туда же к низу, упираются в землю – одним словом, она находится в положении «на четвереньках». Два ангела с крыльями, с сиянием около голов стоят около женщины, один справа, другой слева, правый из них держит левой рукой правую косу женщины, а другой рукой – розгу, размахнувшись ударить ею женщину по спине; левый ангел правой рукой держит правую косу женщины, а левой – тоже розгу и совершенно в таком же положении как и другой ангел. Вполне ясно, что два ангела секут розгами женщину, удерживая её в неподвижном положении за косы. Все модификации картины, которые я видел в обители, состоят только в том, что косы женщины выпущены, а потому соответственные руки ангелов хотя и обращены к голове, но не достигают её, а висят на воздухе, что прямо отзывается фальшью и неестественностью. Самое событие, послужившее темой картины, было следующее: приблизительно в 1426 г. два простые монаха – Герман и Савватий в первый раз пришли на Соловецкий остров, – здесь, близ Секирной горы, построили себе по хижине, предаваясь подвигам иноческой жизни. Летом жители побережья Белого моря приезжали сюда для рыбных и звериных промыслов (западный берег носил особое название Карельского), отчасти от себя, отчасти по приказанию Новгородских бояр, которым принадлежали все Соловецкие острова. Поморы считали остров своей собственностью, а потому враждебно относились к каким-то инокам, неизвестно откуда пришедшим, и старались их вытеснить, боясь, чтобы они не завладели островом навсегда. В книге «Сад подробности события разсказаны так (в переводе на Русский язык):

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда звучит фамилия «Васнецов», в мыслях возникают сказочные образы Богатырей, ковра-самолета, Аленушки и Серого волка. Только очень добрый художник мог написать их с такой любовью. «Богатыри», или «Три Богатыря», – самая известная картина, созданная художником Виктором Васнецовым. Когда звучит фамилия «Васнецов», в мыслях возникают сказочные образы Богатырей, ковра-самолета, Аленушки и Серого волка. Только очень добрый художник мог написать их с такой любовью. «Богатыри», или «Три Богатыря», – самая известная картина, созданная художником Виктором Васнецовым. Этот популярный образ, растиражированный в советское время на ковриках, скатертях и прочих предметах, первым возникает в памяти при мыслях о богатырской силе. «Тройка появилась не случайно, Троица придумана не зря, ведь недаром в каждой русской чайной есть картина «Три богатыря…» Как нет Москвы без Красной площади, так мы не можем представить России без сказочных персонажей Виктора Васнецова. Детство Родился художник 15 мая (29 мая по новому стилю) 1848 года в большой семье священника Михаила Васнецова в глухой вятской деревне Лопьял. Мальчик был крещен в Троицкой церкви, в которой служил его отец. Вскоре вся семья переехала в село Рябово той же Вятской губернии, где и прошло детство Васнецова. Сын сельского священника, Виктор Васнецов готовился пойти по стопам отца. Он был отдан в Вятское духовное училище, затем переведен в Вятскую духовную семинарию, откуда ушел, не закончив учебы. Древнерусская красота естественным образом вошла в сознание художника. «Я жил среди мужиков и баб, — писал В.М. Васнецов, — и любил их не «народнически», а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Тяга к искусству было столь сильна, что юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя и помогал расписывать Вятский собор. В 1867 году написал первые работы маслом — «Молочница» и «Жница». На полученные за них 60 рублей с разрешения отца отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

http://pravmir.ru/ya-vsegda-tolko-rusyu-...

Подобный тем мучениям и терзаниям, которым, по повествованию Евангелия, подвергалось тело юноши от злобного духа, страждет от него и душа, особливо подчинившаяся произвольно влиянию его и признавшая за истину ту убийственную ложь, которую он непрестанно представляет нам для нашей погибели, прикрывая ее личиною истины для более удобного обмана и более удачного злодеяния. Трезвитеся, бодрствуйте, — предостерегает нас святой апостол Петр, — зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити. Ему же противитеся тверди верою (1Пет.5:8-9). Какими орудиями действует на нас падший ангел? Преимущественно помыслом греховным и греховным мечтанием. От противящихся ему он бежит, а непознающих его, беседующих с ним и вверяющихся ему он колеблет, мучит и погубляет. Как сам он на чреве ходит и не способен к помыслам духовным, так и перед нашим воображением он живописно рисует сей преходящий мир с прелестями и наслаждениями и вместе входит в беседу с душою об осуществлении несбыточных мечтаний. Он предлагает нам земную славу, он предлагает нам богатство, он предлагает нам пресыщения, он предлагает наслаждения плотскими нечистотами, к которым, по выражению святого Василия Великого, не только получил сочувствие, но которых он, будучи сотворен духом бесплотным, соделался родителем . Он предлагает все это в мечтании и вместе указывает на способы противозаконные к осуществлению мечтаний противозаконных. Он ввергает нас в печаль, в уныние, в отчаяние — словом сказать, он неусыпно печется о погибели нашей средствами и благовидными и неблаговидными: и явным грехом, и грехом, прикрытым личиною добра, умащенным приманкою наслаждения. Сия есть победа, победившая мир — вера наша, — говорит святой Иоанн Богослов (1Ин.5:4). Вера — орудие победы над миром — есть вместе и орудие победы над падшими ангелами. Кто, презирающий оком веры в возвещаемую словом Божиим вечность, не соделается хладным к кратковременным преимуществам мира? Кто, будучи истинным учеником Господа нашего Иисуса Христа, захочет попрать Его всесвятые заповедания для наслаждения греховного, представляющегося приманчивым до вкушения, являющегося гнусным и убийственным по вкушении? Какую силу может иметь над учеником Христовым обворожительная картина земных преимуществ и наслаждений, даже ужасная картина земных бедствий, рисуемая лукавыми духами для приведения зрителя в уныние и отчаяние, когда силою Слова Божия напечатлелась в душе его величественная картина вечности, пред которою всякая земная живопись бледна, ничтожна? Святой Иоанн Богослов, возвестивший, что победа, победившая мир, есть вера наша, приветствует истинных чад Христовых, победивших мир, с победою над падшим ангелом и сонмищем подручных ему духов: пишу вам, юноши, говорит он, яко победисте лукавого (1Ин.2:13).

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/02/...

в одежды францисканского ордена; раздаривание Е. своего имущества; смерть Е.; обретение мощей Е. и передача их Фридриху II. Иногда цикл дополняли композиции, сюжеты к-рых связаны с проявлением благочестия, аскезы, смирения Е.: святая в окружении челяди спешит в церковь; ночная молитва Е.; явление Христа Е.; отказ Е. от трапезы с неправедно добытыми яствами; самобичевание Е.; получение Е. от св. Франциска Ассизского устава ордена. Традиционно Е., основательницу больницы для бедных в Марбурге-ан-дер-Лан, изображали ухаживающей за больными (алтарная картина, мастер Теодорих, XIV в., замок Карлштейн близ Праги), омывающей ноги Христу (внешняя створка алтаря, 1483, госпиталь Св. Духа, Таллин). Наиболее распространены сюжеты, связанные с чудом превращения хлеба, к-рый Е. несла беднякам в переднике, в розы при появлении разгневанного мужа (фреска разрушенной ц. Санта-Элизабетта делла Конка, 1330-1340, Национальная галерея Умбрии, Перуджа) или иллюстрирующие чудо с Распятием: в постели Е. вместо младенца нищенки (в др. варианте - прокаженного) было обнаружено Распятие (в др. варианте - Младенец Христос) - картина, ок. 1490, Лауфен, Швейцария. Среди других сюжетов, связанных с сотворенными Е. чудесами,- принесение ангелом теплого одеяния для Е.- алтарная картина нач. XIV в. (Штеделевский ин-т искусств, Франкфурт-на-Майне); освобождение из чистилища матери Е. по молитвам святой - рельеф «Родные и приближенные имп. Максимилиана I» нач. XVI в. (в наст. время местонахождение неизвестно, ранее - Музей кайзера Фридриха, Берлин). Среди посмертных чудес Е. распространены изображения воскрешения утопшей - пределла Пьеро делла Франчески, сер. XV в. (Национальная галерея Умбрии, Перуджа) и исцеления в Райнхардсбрунне - витраж нач. XX в. (ц. св. Елизаветы, Бонн). В алтаре св. Елизаветы (1483, Б. Нотке) в ц. Св. Духа в Таллине образы святой на внешней створке (слева от Христа рядом со св. Виктором) и на внутренней створке (среди др. святых) дополнены 4 эпизодами из ее жизни, сопоставленными с 4 сценами из жизни Христа.

http://pravenc.ru/text/189793.html

По обеим сторонам ее коленопреклоненно стоят юные ангелы, а двое других тихо перешептываются между собою, при чем один из них, указывая пальцем к небу, как бы говорит: «этот Младенец есть Сын Божий». Праведный Иосиф, опершись на свой посох, задумчиво смотрит на всю эту сцену. Картина эта обнаруживает недостаток в самобытности, напоминая своими подробностями подобные же картины других художников своего времени (Леонардо, Перуджино, Луини и др.), но в общем она поражает гармонией своей композиции, разнообразием выражения и глубокою искренностью чувства. Лоренцо тогда не увлекался такими вихрями вдохновения и страсти, как это было с Микеланджело. Все у него погружено в светлое и спокойное безмолвие. Это верный признак внутреннего величия. «Великие творения, которые Бог внушает в сердца своих творений, – говорит Боссюет, – естественно производят безмолвие, восторг и нечто необъяснимо божественное, что подавляет всякое выражение». Около того же времени много работал в Милане и Падуе Амброджио Боргоньоне. У него есть прекрасная картина Рождества Христова в церкви св.Цельса в Милане. В ней Богоматерь коленопреклоненно стоит позади Богомладенца, благословляющего самого автора картины. По обеим сторонам Богоматери стоят св.Иоанн и св.Рох – серьезные благородные фигуры. Два маленьких ангела стоят коленопреклоненно на земле, а три другие – на небе. У него есть и еще картина в Дрездене, на которой Богоматерь, одетая в длинное белое платье с золотой вышивкой, под короной слова Рах («Мир»), имеет выражение глубочайшей грусти, хотя вверху является во всей славе Отец Небесный в облаке ангелов со свитками, на которых видны слова: Gloria in excelsis. Боргоньоне был человек утонченной натуры и сильного религиозного чувства. Изображение божественных или светских личностей в спокойном безмолвии или в самоотверженном страдании лучше всего соответствовало его темпераменту. Далее самые цвета соответствуют этому преобладающему чувству; серая бледнота его лиц только изредка видоизменяется закрасневшимися от скорби веками.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rozhde...

У меня остались эскизы, наброски, небольшие картины, но всё это в прошлом. Человек должен заниматься одним делом, но серьёзно. Но я очень люблю современных нам художников И.Глазунова, К.Васильева, А.Шилова и П.Рыженко, который писал картины на исторические темы. В частности, он написал известную многим картину - её репродукции есть на каждой православной выставке - «Схимонах Пересвет перед битвой». Картина была подарена им Святейшему Патриарху Кириллу. Чем интересна эта картина? Челубей тоже был монахом - тибетским. В одном из тибетских монастырей висит образ Пересвета, и монахи на вопрос русского посетителя ответили: «Мы уважаем Пересвета. Он победил нашего непобедимого монаха, потому что ваш Бог сильнее нашего бога». - А Ваши фотографии есть у Патриарха? - Я подарил Святейшему свой фотоальбом. Это своего рода избранное за последние двенадцать лет творческой деятельности. - У художника К.Васильева есть чудная картина - «Ожидание»: окно, свеча, женщина... Перед этой картиной можно часами стоять - так сильно её воздействие. А может ли фотография так же сильно воздействовать? Есть у вас такие фотографии? - У меня есть фотография «Русский крест - Божий крест», это изображение человека, прожившего долгую и нелёгкую жизнь. Он седой как лунь, но глаза его - чистые родники, вместо рук у него культяпки, но он держит ими икону Святой Троицы. Мне кажется, это образ нынешней России. Ибо что нам, русскому народу, ещё осталось, кроме как держаться за Святую Троицу? Все силы зла ополчились на Россию, враг силён, коварен и опасен. И справиться с врагом мы сможем, только уповая на Господа Бога. Есть ещё фотография «Вопль к Пресвятой Богородице». На ней женщина, которая не может иметь детей. Она пришла в храм, увидела мужчину с малышом на руках, глаза её наполнились слезами, и она, подняв взор к иконе Богородицы, всем сердцем взмолилась о даровании ей ребёнка. Этот момент я и запечатлел. Лет через пять я увидел её в храме уже с младенцем на руках... - Вы своим фотографиям даёте названия. Это так важно? Ведь фотография не статья, не повесть - и так всё видно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010