Как только все Израильтяне перешли через Иордан, и перешел Иордан Ковчег Завета, последними из реки вышли священники. Переход евреев через Иордан ( Нав. 3–4 ): Нав. 3, 14–17 : Начало перехода: воды Иордана разделяются; Двенадцать камней из Иордана и двенадцать камней в Иордане ( Нав. 4, 1–14 ); Нав. 4, 15–18 : Окончание перехода; Нав. 4, 19–24 : Значение двенадцати камней. Нав. 5, 13–15 : Встреча Иисуса Навина с “вождем воинства Господня” 145 . Взятие Иерихона 146 ( Нав. 6 ): Шестидневное обнесение Ковчега вокруг Иерихона ( Нав. 6, 1–13 ); Крушение стен Иерихонских ( Нав. 6, 14–20 ); Нав. 6, 21–24 : Спасение Раав; Имя Раав или Рахав означает “широкий”, “обширный” (Отсюда происходит существительное “свобода”). Раав вышла в замужество за князя Салмона и вошла в родословную царя Давида (мать прадеда Давида) и Христа Спасителя ( Мф. 1, 5 ). В Новом Завете Раав упоминается трижды. Кроме указанного случая упоминания ее имени в родословии Спасителя она упоминается также: 1) “Раав блудница, – пишет апостол Иаков, не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев, и отпустив их другим путем?” ( Иак. 2, 25 ). 2) “Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными” ( Евр. 11, 31 ). История избавления Раав от смерти, принятие ее в общество богоизбранного народа есть история о том, как ветвь от дикой маслины приносит добрый плод. Заклятие 147 на Иерихон ( Нав. 6, 25 ). Общая характеристика времен вождей Времена судей Времена судей продолжаются от окончания событий завоевания земли Обетованной и рождении Гофониила (1175 г. до Р.Х.) до избрания Саула – первого царя Израильского (1030 г. до Р.Х.), то есть охватывают собою время в 145 лет. Большая часть пятого периода нашей истории относится ко временам Судей. Времена Судей описаны в книгах Судей, Руфь и в Первой книге Царств. Книга Судей О книге Судей Суд. 2, 1–4 : Основная идея книги – зависимость благоденствия Израиля от его верности Богу. Судьи – обличители народа Израильского (книга Судей “софетим” – Евр, “крите” – греч. В названии – главный предмет содержания).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Конечно, труден и тернист путь благовестников воли Божией, но сонм прежде нас прошедших этот путь великих Божиих служителей вселенской и нашей Русской Церкви да укрепит нас – немощных. И хотя бы не только некоторые люди, но все силы ада подняли вопли, пастыри должны исполнить долг пред Богом и паствой своей ( Puм. VIII, 35–39 ). Знаем, что очень лестно и выгодно идти другим путем, сшивая под каждый локоть мягкую подушечку, т.е., подлаживаясь под господствующее в данный момент течение, или, как теперь говорят, идти «по воле народной», но нас те выгоды и похвалы да не прельщают. У нас всегда перед глазами яркая библейская иллюстрация двух сих путей – пастырского и угоднического, – записанная в 22-й главе Третьей книги Царств. Вот она: Ахав, царь Израильский, пригласил Иосафата, царя Иудейского, идти на войну против сирийцев, захвативших его землю (Рамоф Галаадский). Царь Израильский Ахав и царь Иудейский Иосафат сидели в царских одеждах на своих престолах на площади у ворот Самарии, а четыреста ложных пророков Ваала собрались пред ними. Старший из них Седекия сделал себе железные роги и говорил: сими избодете сириан до истребления их. И все пророки пророчествовали то же. Но по просьбе Иосафата призвали также Божия пророка Михея, предупреждая его: «все пророки пророчествуют о победе, изреки и ты доброе». И сказал Михей: «изреку, что скажет мне Господь». Когда царь Иосафат спросил его, то Михей под общим впечатлением ответил согласно со всеми: «иди, и будет успех». Но потом, когда заклял его царь сказать всю истину, сказал: «вижу всех израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря». И за эту неприятную правду Седекия избил его по лицу, а Ахав посадил его в темницу на голодный хлеб и воду, пока не исполнилась все-таки воля Божия: когда блудницы омывали колесницу Ахава и псы лизали запекшуюся кровь его. Да, трудно и теперь говорить правду Божию, но она неизменна, как тысячи лет назад, так и теперь, и пастыри должны Ее говорить народу. Правда эта, дорогие мои братья и сестры во Христе, проходит через всю Библию и через всю историю человечества. А кратко записана Пророком Моисеем пред смертью в 28-й главе Второзакония. Прочтите всю эту главу внимательно. Она исполнилась над народом еврейским, но исполняется и в судьбах каждого народа. «Если ты будешь тщательно исполнять заповеди Господни, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов на земле. И приидут на тебя все благословения сии... Поразит пред тобою Господь всех врагов твоих: одним путем они вступят, а семью побегут от тебя... Если же не будешь слушать Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его, то приидут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя... Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим, одним путем выступишь против них, а семью побежишь от них» (Второз. 28, 1, 2, 7, 15, 25,).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

На Воздвижение Креста Господня. Евангелие Иоанна гл. 19 от 6 до 35 ст. Зач. 60. Апостол 1Кор. гл. 1 от 18 до 24 ст. Зач. 65. На праздники Пресвятыя Богородицы. Евангелие Луки гл. 10 от 38 до 42 и гл. 11 от 27 до 28 ст. Зач. 54. Апостол Филиппис. гл. 2 от 5 до 11 ст. Зач. 24. 4 Здесь между прочим небесполезно припомнить и то, что сколь ни сильно действовали на испровержение Св. Писания Деисты, Натуралисты и другие вольнодумцы, но Писание будучи запечатлено Духом Святым и измовено кровию мученников, само себя защитило от всех их ухищрений; толпы врагов его разорялись, их книги потеряли доверенность и у самых малоопытных, и Слово Божие остается цело и неприкосновенно к утешению человечества. 5 Места же менее ясные, каковы на пр. Пророческие видения, давно уже изъяснены Св. Отцами, которые при содействии Духа Святаго раскрыли истинный смысл оных верно и достаточно. 8 Завет называется союз Бога с человеками, В. Завет состоял в том, что Бог обещал человекам Божественнаго учителя благочестия и Спасителя и приготовлял их к принятию Его; Н. Завет состоит в том, что сего Спасителя Бог даровал человекам действительно. см. Христ. Кат. стр. 10. 9 Порядок, в котором священные книги положены в нашей Библии , есть следующий: в Ветхом Завете: Книга Бытия, книга Исхода, книга Левит, книга Числа, книга Второзакония, книга Иисуса Навина, книга Судей Израилевых, книга Руфь, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, первая книга Эздры, книга Неемии, вторая книга Эздры, книга Товита, книга Иудифь, книга Эсфирь, книга Иова, Псалтирь, книга Притчей Соломоновых, книга Экклезиаста, книга Песнь песней, книга Премудрости Соломони, книга Премудрости Иисуса сына Сирахова, книга Исаии, книга Иеремии, плачь Иеремеев, книга Варуха, книга Иезекииля, книга Даниила, книга Осии, книга Иоиля, книга Амоса, книга Авдия, книга Ионы, книга Михея, книга Наума, книга Аввакума, книга Софонии, книга Аггея, книга Захарии, книга Малахии, три книги Маккавейские, и третья книга Эздры, в Новом Завете Евангелие от Матфея, (написано прежде других и по свидетельству Афанасия, именно чрез восемь лет по вознесении Господа) Евангелие от Марка, (написано вскоре после Евангелия от Матфея) Евангелие от Луки (написано, как догадывается Иероним около 55 года по Рождестве Христове). Евангелие от Иоанна (написано после всех, и по мнению Афанасия, в конце второй половины первого Христианскаго столетия); Апостольские деяния, Послания Ап. Иакова, два Послания Ап. Петра, три Послания Ап. Иоанна, Послания Ап. Иуды, Послание к Римлянам, два Послания к Коринфянам, Послание к Галатом, Послание ко Ефесеем, Послания к Филипписеем, Послание к Колоссаем, два Послания к Солуняном, два Послания к Тимофею, Послание к Титу, Послание к Филимону, Послание ко Евреем и Апокалипсис Св. Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

Напротив, и ныне есть еще указания на то, что они были, и, следовательно, если затерялись, то, конечно, потому, что существовали в небольшом количестве экземпляров, так как списывание всех ветхозаветных книг составляло большую трудность и, между тем, не представляло такой крайней необходимости, как списывание книг новозаветных и Псалтири, употреблявшихся при богослужении и потому уцелевших в немалом количестве. Есть, говорим, и ныне указание на существование книг ветхозаветных в славянском переводе гораздо ранее XV в., и указания следующие: 1) до нашего времени сохранилась копия пяти книг Моисеевых, сделанная в XV в. с рукописи, писанной в 1136 г. диаконом Кириком в Новгороде, как свидетельствует одна приписка, скопированная переписчиком XV в. с древнейшего подлинника ; 2) точно в таких же копиях XV в. с рукописи, писанной еще в 1047 г. для новгородского князя Владимира Ярославича, дошли до нас книги пророков с толкованиями, и, что особенно замечательно, здесь писец XI в. в послесловии, буквально скопированном переписчиком, кажется, выражает ту мысль, что эти книги переведены святым Кириллом или даже что самый подлинник Кириллов был у писца под руками; 3) черноризец Поликарп, описавший несколько житий святых киево-печерских подвижников, так выразился о затворнике Никите, жившем во время игуменства преподобного Никона (с 1078 г.): «Не можаше никто стязатися с ним книгами Ветхаго Завета; весь бо изъуст умеаше: Бытие, Исход, Левита, Числа, Судии, Царства и вся пророчества по чину и вся книгы жидовскиа»; и, 4) наконец, в памятниках письменности нашей XI в.: в «Слове» митрополита Илариона (писано между 1037–1050 гг.), в сочинениях мниха Иакова и преподобного Нестора приводятся места из Пятикнижия Моисеева, из книг Судей, Царств, Притчей, Премудрости Соломоновой и Иисуса, сына Сирахова, пророков Исаии, Даниила, Осии, Малахии и прочих. Все это показывает, что, по крайней мере в XI в. существовала на славянском языке вся Библия . Скажем ли, что только в это время она и переведена? Но ужели о столь важном событии мог бы умолчать почти современный ему преподобный наш летописец? Ужели бы до такой степени оно могло укрыться от него, что он перевод всех книг Священного Писания исполнь прямо приписывает святому Мефодию? Прибавим к сему свидетельство знатоков, что многие ветхозаветные славянские книги, сохранившиеся в списках XV и XVI вв., носят на себе неизгладимые следы болгарского языка не только XI, но и Х в., или вообще следы древнейшего болгарского перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Напротив, и ныне есть еще указания на то, что они были, и, следовательно, если затерялись, то, конечно, потому, что существовали в небольшом количестве экземпляров, так как списывание всех ветхозаветных книг составляло большую трудность и, между тем, не представляло такой крайней необходимости, как списывание книг новозаветных и Псалтири, употреблявшихся при богослужении и потому уцелевших в немалом количестве. Есть, говорим, и ныне указание на существование книг ветхозаветных в славянском переводе гораздо ранее XV в., и указания следующие: 1) до нашего времени сохранилась копия пяти книг Моисеевых, сделанная в XV в. с рукописи, писанной в 1136 г. диаконом Кириком в Новгороде, как свидетельствует одна приписка, скопированная переписчиком XV в. с древнейшего подлинника 394 ; 2) точно в таких же копиях XV в. с рукописи, писанной еще в 1047 г. для новгородского князя Владимира Ярославича, дошли до нас книги пророков с толкованиями, и, что особенно замечательно, здесь писец XI в. в послесловии, буквально скопированном переписчиком, кажется, выражает ту мысль, что эти книги переведены святым Кириллом или даже что самый подлинник Кириллов был у писца под руками 395 ; 3) черноризец Поликарп, описавший несколько житий святых киево-печерских подвижников, так выразился о затворнике Никите, жившем во время игуменства преподобного Никона (с 1078 г.): “Не можаше никто стязатися с ним книгами Ветхаго Завета; весь бо изъуст умеаше: Бытие, Исход, Левита, Числа, Судии, Царства и вся пророчества по чину и вся книгы жидовскиа” 396 ; и, 4) наконец, в памятниках письменности нашей XI в.: в “Слове” митрополита Илариона (писано между 1037 – 1050 гг.), в сочинениях мниха Иакова и преподобного Нестора приводятся места из Пятикнижия Моисеева, из книг Судей, Царств, Притчей, Премудрости Соломоновой и Иисуса, сына Сирахова, пророков Исаии, Даниила, Осии, Малахии и прочих 397 . Все это показывает, что, по крайней мере в XI в. существовала на славянском языке вся Библия . Скажем ли, что только в это время она и переведена? Но ужели о столь важном событии мог бы умолчать почти современный ему преподобный наш летописец? Ужели бы до такой степени оно могло укрыться от него, что он перевод всех книг Священного Писания исполнь прямо приписывает святому Мефодию? Прибавим к сему свидетельство знатоков, что многие ветхозаветные славянские книги, сохранившиеся в списках XV и XVI вв., носят на себе неизгладимые следы болгарского языка не только XI, но и Х в., или вообще следы древнейшего болгарского перевода 398 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Не верьте, православные христиане, лжепророкам, лжеучителям, которые тревожат совесть вашу, сеют сомнение в душах ваших, которые желают выставить пред вами Господа жестоким и немилосердным. Нет! Господь наивысшая справедливость и любовь, и Бог никогда не лишит нас милости Своей! И мы веруем, мы знаем, мы проповедуем и везде и всегда говорим: Мы со Христом, мы со Святой Его Церковью, мы соединены любовью со всеми св. угодниками и св. ангелами. С этой верой мы живем, с этой верой и умрем! Аминь. 1. О почитании св. Ангелов. Дарование ангелов-хранителей нам грешным людям есть одна из бесчисленных милостей Божиих. Эта милость так важна по влиянию на нашу вечную судьбу, что мы, по указанию Св. Церкви, обязаны как можно чаще молить Господа о продолжении оной. Церковь Христова, с самого начала ее существования, почитала ангелов своими ходатаями и молитвенниками пред Богом и хранителями верных христиан. Церковь Христова повелевает обращаться к св. ангелам с Молитвами о ходатайстве их пред Богом. Это веление Церкви основано всецело на Слове Божием. Мы знаем из Св. Писания, что престол Господень окружают сонмы ангелов ( Евр. 12:22–24 ). Св. апостол Павел говорит, что св. ангелы суть бесплотные духи, добрые, ближайшие исполнители воли Божией ( Евр. 1:14 ). Те ангелы, которых Господь поставил для руководства христианскими душами, называются ангелами–хранителями ( Мф. 18:10 ; Деян. 12:15 ). Св. апостолы Петр и Павел свидетельствуют, что ангелы являются носителями Божественной благодати и потому, чествуя их, мы чествуем Самого Господа ( Мф. 10:40 ). Само слово Божие показывает нам примеры чествования св. ангелов, которое выражалось в поклонении им (Иис. Нав. 5:14–15; 4 Царств. 2:15). Ангелы, хранители душ и телес наших, нужны нам всегда; они помогают нам понимать проповедь неразумной природы и уяснять вещания неба и земли. Восходящее и заходящее солнце, различные явлении дня и ночи, бури и веяния хлада тонка – все это свидетельствует о том, что есть невидимая сила, руководящая всеми этими явлениями природы. Вот св. ангелы и помогают нам понимать эти явления природы. Св. ангелы невидимо наставляют нас во все время нашей земной жизни: и в годы детства, и в годы юности, и в годы зрелого возраста, и старости; они невидимо помогают нам понимать и усваивать науки, наставления Церкви и таинственные внушения благодати Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Недаром так горько оплакивалась потеря любимого наставника в надгробном слове протоиерея Димитрия Семеновича Попова. Потерю его почувствовали и в высших сферах нашей Церкви. В отчёте обер-прокурора за 1847 год читаем: «Между совершившими земное поприще надлежит упомянуть об архимандритах и настоятелях монастырей: Ставропигиального Ростовского, Яковлевского, Димитриева – Инокентия, и Болховского Троицкого – Макария, которые по своему духовному просвещению и высокой внутренней жизни стяжали всеобщее уважение, посвятив все дни свои назиданию, утешению и утверждению народа в благочестии». Литература об архимандрите Макарии I. Труды архимандрита Макария: 1) Переводы с еврейского языка на русский Священных Ветхозаветных книг: больших и малых пророков, Иова, Песни Песней, Экклезиаста, Притчей Соломоновых, Пятикнижия Моисеева, Судей Израилевых, 4 книг Царств, книги Руфь, первой и второй Паралипоменон, второй книги Ездры, книги Неемии, Есфири, первой и второй книг Маккавейских. В «Православном Обозрении» 1860–1867 годов. Есть и отдельное издание. Москва 1863 и 1868 г. 2) Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской духовной миссии. Издание первое, книжка первая. Москва 1851 года. Университетская типография. – Издание второе. Москва 1860 года. Части I и II. Типография Готье. 3) Письма архимандрита Макария к Ф.А. Голубинскому. «Душеполезное Чтение» 1890 года часть III; 1891 года части I и II, 1892 года. 4) 6 неизданных писем о. Макария к брату его о. Алексею Глухарёву. В библиотеке Высокопреосвященного Владимира, архиепископа Казанского. 5) Полные записки архимандрита Макария, первого Алтайскаго миссионера, с августа 1830 года по 1833 год. Рукопись 68 листов. Отрывки из этих записок напечатаны в «Христианском Чтении» 1834 г. части II и IV; 1836 года части I, III и IV; 1837 года часть II; 1838 года часть III. Затем отсюда перепечатаны с незначительными пропусками А. С. Стурдзой в «Памятник трудов православных благовестников русских». Москва 1857 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Но подлинным «виновником» бытия Библии в современном виде – и мы должны быть благодарны ему за это – был не кто иной, как Ездра. Этот человек, священник, предпринял колоссальный труд. Так же, как блж. Иероним, который перевел всю Библию на латинский язык, Ездра предпринял грандиозные усилия и собрал все, что можно было собрать, и составлял ветхозаветный кодекс. Он-то и является настоящим автором, и почти на каждой книге Библии есть его рука. Свое личное «я» он вложил в этот труд, переживал, мучился, молился, и Господь дал ему этот дар, возможность собрать всё, что к тому времени существовало. Это произошло примерно за 400 лет до Р.Х., по окончании вавилонского пленения. Официально Ездра считается составителем ветхозаветного канона (правила). Помогал ему Неемия, который являлся создателем обширной библиотеки, где он «собрал сказания о царях и пророках и о Давиде и письма царей о священных приношениях» ( 2Мак. 2:13 ). Конечно, много труда положили в создание Библии и пророки Аггей, Захария, Малахия. После Ездры появились некоторые новые книги – например, книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Однако появившиеся после Ездры книги в канон еврейской Библии не вошли. Все книги канонические представляют собой канон еврейской Библии (в ней 22 книги). Они расположены по числу букв еврейского алфавита: 22 буквы – 22 книги. Книги расположены в несколько ином, чем в нашей Библии, порядке. Все книги на еврейском языке имеют названия отличные от тех, которые мы привыкли слышать. Они имеют названия по первым своим словам. Скажем, книга Бытия называется «Берешит» (что значит «в начале»). Книга Исход имеет название «Вэ эллэ шимот» («Сии суть имена»). Итак, Св. Писание Ветхого Завета содержит в себе следующие книги : 1 . Первые книги пророка Моисея («Тора» – «Закон»), содержащие в себе основы ветхозаветной веры и нравственности. В них входят: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Это книги законоположительные. 2 . Второй отдел – книги исторические. Он включает в себя: Книгу Иисуса Навина, Книгу Судей, Книгу Руфь, Книги Царств.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Что скажу я? Он сказал мне, Он и сделал. Тихо (или: в смирении) буду проводить все годы жизни моей, помня о горести души моей. Господи! Так живут, и во всем этом жизнь духа моего. Ты исцелишь (или исцелил) меня и даруешь мне жизнь. Вот, во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой, Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою. Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн моих будем воспевать песни в доме Господнем». «И сказал Исаия: пусть принесут пласт смокв и обложат им нарыв; и он выздоровеет. И сказал Езекия: «какое знамение, что я буду ходить в дом Господень?» (21–22). В то же время, по случаю выздоровления Езекии от болезни и по случаю знамения ( 2Пар.32:31 ), а также, вероятно, по случаю избавления от царя Ассирийского (ср. 2Пар.32:22–23 : – стремившийся к независимости от Ассирии) царь Вавилонский Меродах-Валадан, сын Валадана, прислал к Езекии письмо и дары. «И обрадовался посланным Езекия» и показал им все сокровища свои, оружейный дом свой (39:1–2). Но за то, что Езекия обрадовался этим людям, «приходившим из земли далекой, из Вавилона» (т. е. поддался обаянию славы земных царств), он должен был выслушать от пророка Исаии слова «гнева Господня» ( 2Пар.32:25–26 ): «вот, придут дни, и все, что есть в доме твоем, и что собрали отцы твои, будет унесено в Вавилон… и возьмут из сыновей твоих, которых ты родишь, и они будут евнухами во дворце царя Вавилонского» (3–7). Езекия со смирением ответил на это Исаии: «благо слово Господне, которое ты изрек, потому что присовокупил он, (все-таки) мир и благосостояние пребудут в дни мои» (7 ст.). Место исторического отдела 36–39 глав между 35-й и 40-й главами книги вполне соответствует хронологическому порядку событий, упоминаемых в главах: так как во время написания 33–35 глав конец осады Иерусалима еще не наступил (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Этот случай часто изображается на древних византийских, русских и балканских иконах Успения. Около одра, на котором возлежит тело Пречистой Девы, можно видеть маленькую фигурку человека в тюрбане (так обычно на иконах бывают представлены иудеи), протягивающего руки к телу, и напротив его – ангела, который заносит меч для удара. Одушевленныи Кивот. – Церковные поэты, начиная с прп. Ефрема Сирина , сравнивали Богоматерь с ковчегом (по-гречески – кивотос) Завета, – главной святыней древнего Израиля. В позолоченном ковчеге из благородного дерева хранились каменные скрижали с записанными на них заповедями закона Божия, который был дан пророку Моисею на Синайской горе. Богоматерь же называется одушевленным (т. е. живым) ковчегом, ибо в Ней вселилось Само Слово Божие, – не то слово, что написано на камне, но ипостасное Слово, Единородный Сын Бога Вышнего, по всему равный Отцу, принял в Ее утробе человеческое естество. «...Царь Соломон при положении Кивота в созданном им храме Господнем «созвал в Сион всех старейшин Израилевых, чтобы перенести Ковчег завета Господня из города Давыдова, то есть Сиона; и подняли священники ковчег и скинию свидетельства, и несли их священники и левиты. А царь и весь народ шли перед Ковчегом, принося жертвы... И внесли священники Ковчег завета Господня на место его... во Святое святых, под крылья херувимов» (3 Царств, 8, 1 – 6). Так и ныне при положении мысленного Кивота, – не завета Господня, но Самой Ипостаси Бога Слова, – Сам новый Соломон, Начальник мира и величайший Зиждитель всей вселенной, собрал сегодня в Иеросалиме премирные полки небесных духов и первенцев нового Завета... И Он вводит душу посредством ангелов во Святое святых, первообразное, истинное и небесное,.. и посажает возле престола Своего...» ( Иоанн Дамаскин . 2-е Слово на Успение, 12). Надо сказать, что для древнейших христианских толкователей писания «ковчег Завета» был прообразом не Марии, а человеческой плоти Христа: «Ибо как ковчег был вызолочен изнутри и извне чистым золотом, так и тело Христа было чисто и лучезарно, изнутри украшаемое Словом (т. е. Божеством Слова – С. С.) , извне же охраняемое Духом...» (Св. Иустин Философ . Слово против Валентиниан). Но такое понимание не противоречит мысли Дамаскина, который сам ссылается на вышеприведенные слова св. Иустина в одном из своих произведений. Ведь Христос получил человеческую плоть именно в рождении от Своей девственной Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010