Точно ли автором Пятикнижия был Моисей? Неужели правы те, кто говорит, что Моисей не писал всего Пятикнижия? Тогда, получается, верить этим книгам нельзя? 13 августа, 2014 Неужели правы те, кто говорит, что Моисей не писал всего Пятикнижия? Тогда, получается, верить этим книгам нельзя? Как же быть православным? Я бы предложил, прежде всего, не накладывать на себя уз неудобоносимых и не принимать упорство протестантских фундаменталистов за святоотеческое Предание. Обычно православный читатель Библии не задумывается над такими вопросами, как авторство или датировка отдельных книг. Первые пять книг Библии, Пятикнижие Моисеево? Конечно, его написал пророк Моисей, ведь оно так и называется, ведь именно так учат Писание и Предание. А кто не согласен – тот нечестивый атеист. Андрей Десницкий А потом этот православный читатель может столкнуться с аргументами другой стороны. Он их или отвергнет с порога, начиная прямо с выводов, и до аргументов уже не доберется, либо… рассмотрит и с некоторыми согласится. Что же, значит, Писание и Предание недостоверны? Такой вывод некоторые и делают. Стоп, давайте разберемся. Предание – вещь сложная и многоплановая, в ней можно найти множество самых разных утверждений (например, о плоской Земле и вращающемся вокруг нее Солнце или о браках гиен с муренами), но только некоторые из них имеют действительно вероучительное значение. Вопрос об авторстве библейских книг к их числу явно не относится. А как же наименование «Пятикнижие Моисеево»? Разве оно не указывает на автора? Совершенно необязательно. Так Псалтирь у нас носит имя царя Давида, но Давид совершенно точно не писал 136-го псалма «на реках Вавилонских» просто потому, что умер задолго до вавилонского плена. Вряд ли Иона, Руфь и Иов сами написали книги, носящие их имена. И уж совершенно точно пророк Самуил не писал двух книг, носящих в еврейской традиции его имя (в нашей – 1-я и 2-я Царств) уже просто потому, что он умер к середине первой книги. Отчасти проясняет ситуацию книга Притчей Соломоновых. Она так и называется в оригинале – казалось бы, ее целиком и полностью написал царь Соломон? Нет! Во-первых, в конце этой книги приведены изречения еще двух царей, Агура и Лемуила. Но даже не это главное, 25-я глава начинается со слов: «И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского». То есть притчи произнес царь Соломон, но в книгу они вошли только при царе Езекии, двумя столетиями позднее! Все это время они существовали в виде устного предания. Книга Притчей восходит к Соломону, Соломон – ее главный герой, но ее в дошедшем до нас виде, от начала до конца, Соломон явно не писал.

http://pravmir.ru/tochno-li-avtorom-pyat...

Примечания к тому 11 К оглавлению 136 А. э. 4. 50 Никон тогда же опубликовал эту грамоту по всей своей епархии. Досиф. Опис. Соловецк. монаст. 3. 218 137 А. э. 3. 109, 114, 133, 139 А. и. 3. 97, 104, 108, 111, 119, 120 Доп. А. и. 2. 77 Русск. истор. библиот. 2. 137, 239 138 А. и. 3. 93, 103 Русск. истор. библиот. 3. 127, 129 139 А. и. 3. 79, 146, 217 А. э. 3. 110, 117, 283 Русск. истор. библиот. 2. 126 140 А. э. 3. 282, 306 Чтение М. истор. общ. 1869. 2. Отд. 5, 1–6 141 А. и. 3. 82 Акт. до юрид. быта России. 1. 63. Ст. 21; 64. Ст. 2; 147. Ст. 26; 49. Ст. 12 Горчаков. О земел. влад. Русских митр. и патр. Прил. С. 32, 36, 85 Переписн. книга домовой казны патриарха во Временн. 16. Отд. 2. 70, 73 Смирнов. Опис. Савв.-Сторож. монаст. С. 122 142 Временн. М. истор. общ. 15. Отд. 2. 76 Горчаков. О земел. влад. Росс. митр. и патр. Прил. С. 74–76 143 А. э. 4. 33 144 Горчаков. О земел. влад. Русск. митр. и патр. 343 нашей «Истор. Русск. Церкви». 8. 234. Прим. 291 145 Записки Русск. отдел. Археологич. общ. 2. ¤ . А земли, например, у Кирилло-Белозерского монастыря было в 1631 г. 23690 четвертей (А. э. 3. 193 Котоших. О России в царств. Ал. Мих. Гл. 11. Ст. 6 В 1637 г. за Кирилло-Белозерским монастырем числилось, по писцовым книгам, 25490 четвертей земли, 2101 двор крестьян и бобылей и самих крестьян и бобылей 2834 человека (А. э. 3. 274 А. и. 3. 198 Отсюда можно видеть, как малолюдны были эти дворы. 146 Горчаков. О земел. влад. Русск. митр. и патр. С. 413–415 147 А. и. 3. 132, 198, 200, 286; 4. 51 А. э. 3. 211, 225, 274, 275 Уложен. 7. 1; 8. 1 Собр. русск. лет. 4. 322–335 148 А. э. 3. 193, 211, 212, 273, 284 А. и. 3. 201 Доп. А. и. 2. 59 Собр. госуд. грам. 3. 101 Досиф. Летоп. Соловецк. мон. 60 Опис. Солов. мон. 3. 127, 137, 138 149 А. э. 3. 195. 289; 4. 25 150 О всех названных монастырях см. в Истории росс. иерархии и у Строева — Списки иерархов и настоятелей монастырей по указателям, приложенным в конце обоих изданий. О некоторых из этих монастырей — в «Росписи» о количестве крестьян у монастырей (Записк. Русск. отд. Археолог. общ. 2. ¤ ) и в отдельных описаниях монастырей, например, Опис. Моск. Знаменского мон. Сергия. С. 14. М., 1869

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

Наконец, Самуилом же, по Талмуду, написаны первые 24 главы нашей 1-й книги Царств. Действительно, в самой этой книге Царств говорится, что Самуил после избрания Саула на царство, в Массифаве (евр. Мицпе), записал оправдания царствия (т. е. Царское право, права царя и обязанности подданных) в книгу, и положил пред Господом ( 1Цар. 10:25 ). Обстоятельство, что книга Самуила была положена пред Господом (тоже, что подле ковчега), показывает, что Самуил «оправданиям царствия» хотел усвоить и усвоил такое же значение, какое имел уже давно закон Моисеев, т. е. канонизировал их. Всех книг Царств четыре. Продолжение 1-й и написание 2-й книги Царств приписывается пророкам Нафану и Гаду, как об этом есть свидетельство и в самих священных книгах, именно в 1-й кн. Паралипоменон, где говорится: прочая словеса царя Давида первая и последняя написана суть в словесех Самуила видящего, и в словесех Нафана пророка, и в словесех Гада провидящего ( 1Пар. 29:29 ). Тем не менее 1-я и 2-я книги Царств у раввинов носят вместе имя Самуила, т. е. именуются книгами Самуила. Это потому, что Нафан и Гад принадлежали к пророческим школам, основателем коих был Самуил ( 1Цар. 9:9; 10:5 ): как учитель и отец их, Самуил мог и имел право на то, чтобы его имя дано было писаниям его учеников. После Нафана и Гада священными писателями во времена царей были другие пророки, из которых известны по имени в самых книгах священных: Ахия и (с евр.) Иеддо ( 2Пар. 9:29 ), Самей и Аддо ( 2Пар. 12:15; 13:22 ), Ииуй ( 2Пар. 20:34 ), Исайя ( 2Пар. 26:22; 32:32 ) и Хозай ( 2Пар. 33:19 по евр. подл.). Были ли эти пророки непосредственными участниками в царских летописях, составлявшихся, как можно судить из многих мест 4-й кн. Царств и 2-й книги Паралипоменон ( 2Пар. 32:32 ), руками царских памятописцев, или писали особенные сказания, неизвестно: но то несомненно, что их Богодухновенные повествования вошли в состав последних 2-х книг Царств и, кроме того, 2-х книг Паралипоменон. Между священными писателями времени царей были и сами цари, а именно Давид и Соломон. Царь и пророк Давид оставил нам книгу псалмов, называемую Псалтирью, от имени десятиструнного инструмента, игрою на котором Давид сопровождал пение своих псалмов. Псалтирь, впрочем, состоит не из одних только Давидовых псалмов. В ней, как говорят сами надписи псалмов, есть один ( Пс. 89 ), принадлежащий Моисею, одиннадцать псалмов ( Пс. 41–48, 83, 84, 86 ) – левитов, сынов Кореевых, двенадцать ( Пс. 49, 72–82 ) – Асафа пророка, также из колена Левиина, один ( Пс. 87 ) – Емана и один ( Пс. 88 ) – Ефама, современников Давидовых; есть псалмы Соломона, Иеремии пророка и других, имена которых не надписаны. Сын и преемник Давида, Соломон, оставил нам книгу Притчей, Екклесиаст и Песнь песней (притчи – иначе подобия, или краткие изречения; екклесиаст – проповедник; песнь песней – превосходнейшая песнь).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

В 20-й главе (ст. 5; 1-й кн. Паралипоменон вместо этого читаем настоящую версию: «тогда Элханан, сын Гаира, поразил Лахмия, брата Голиафова, Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей» 752 . Преимущество опять на стороне Паралипоменон. Можно бы увеличить в значительной степени число примеров подобного же рода и к ним же присоединить достаточное число таких, которые дают обыкновенно повод к унижениям исторической достоверности Паралипоменон и возбуждают самые нелепые попытки примирения, – но и приведенных достаточно для пояснения и подтверждения нашей мысли. Сюда же можно отнести вавилонские названия месяцев. —106— Далее, предположение о существовании древнейшей редакции Царств, сохранившейся в книгах Паралипоменон, бросает свет на много подробностей в параллельных отделах тех и других книг, дает понятие о процессе работы их составителей, об их наклонностях и симпатиях, которыми они руководились при выборе материала. Например, писатель книги Царств ( 4Цар.15:33 и далее) рассказывает о царствовании Иоафама, сына Озии, в буквально сходных выражениях с книгою Паралипоменон и замечает: «он построил верхние ворота при доме Господнем». После этого он прямо переходит к обычному замечанию: «прочее об Иоафаме написано в летописи царей иудейских». В книгах же Паралипоменон после замечания о верхних воротах дома Господня читаем еще следующее (2Пар. гл. 27): «и многое построил на стене Офела; и города построил на горе Иудейской, и в лесах построил дворцы и башни. Он воевал с царем Аммонитян и одолел их; и дали ему аммонитяне в тот год сто талантов серебра и десять тысяч коров пшеницы и ячменя десять тысяч...» (ст. 2–5). Писатель Царств не придает значения мирскому могуществу и власти, а потому опускает приведенные подробности. Автор Паралипоменон их сохранил, потому что они льстили национально-патриотическому чувству иудеев. Равным образом автор Царств почти всегда опускает подробности, касающиеся, обрядового устройства, или же излагает их в сокращенном виде, и это потому, что он, как пророк, придавал им менее значения, чем священник писатель Паралипоменон. Таким образом, сделанные нами замечания об отношении Паралипоменон к Царств – показывают, что действительно книги Царств первоначально, как у LXX-u, составляли целое и написаны не по первоисточникам, а на основании древнейшей утраченной редакции еврейской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Общее же содержание ирмоса заимствовано из Послания к Колоссянам, где Павел так пишет о Христе (для лучшего сравнения с ирмосом привожу по славянскому тексту): »...Иже есть образ Бога невидимаго, перворожен всея твари, яко о Нем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая. (...) И Той есть прежде всех, и всяческая о Нем состоятся. И Той есть Глава телу Церкве (...) И вас иногда сущих отчужденых... ныне же примири в теле плоти Своея, смертию Его, представити вас святы и непорочны и неповинны пред Собою, аще убо пребываете в вере основани, и тверди, и неподвижими...» (Колоссянам, 1, 15–16, 17, 18, 21, 22, 23). Един бо еси свят, и на святых почиваяи. – На каждой праздничной утрене мы слышим возглас: «Яко свят еси, Господи Боже наш, и на святых почиваеши...» 4 Эти слова из книги пророка Исаии (57, 15) от глубокой древности не только широко используются в литургических текстах византийской традиции, но звучат и в латинском, армянском, коптском богослужении. К сожалению, русский Синодальный перевод Библии исказил их до полной неузнаваемости. Здесь у пророка выражено представление о Боге, как бы восседающем на духовном, невещественно и безвидно мыслимом престоле, который составляют высшие ангельские чины – серафимы, херувимы и престолы (у последних самое имя указывает на образ их служения). Под «святыми» Исаия разумеет высшие ангельские чины. Бог нередко так и именуется в Библии: «Седящий на херувимах» (1 Царств, 4, 4; 2 Царств, 6, 2; 4 Царств, 19, 15; Псалтырь 79, 2; 98, 1; Исаия, 37, 16 и др.). Учение об иерархии служебных духов, исполняющих повеления Творца, и составляющих собою Его невещественный престол, содержится в книгах как Ветхого, так и Нового Завета ( 1Петра 3, 22 ; Колоссянам, 1, 16), и особенно подробно раскрыто в трактате «О небесной иерархии», дошедшем под именем св. Дионисия Ареопагита . Почиваяи. – Почему к Творцу и Промыслителю мира, ни на одно мгновение не оставляющему без попечения бесчисленные множества Своих созданий, прилагается такое слово, которое означает покой, отдых или бездействие? В каком смысле говорится, что Бог – «почивает»? Ответ на этот вопрос можно найти в комментариях прп. Максима Исповедника к книге «О небесной иерархии» (глава 7, примеч. 39): «...Кто пребывает в себе и обнаруживает бессмертие, имеет состояние покоя. Применительно к бытию быть бессмертным понимается как пребывать в покое» .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Иисуса Навина; 7, Судей Изр. и Руфь, 8, Самуила, или 1 и 2 книги Царств; 9, Цари, или 3 и 4 Царств; 10, Исаия; 11, Иеремия и Плачь его; 12, Иезекииль; 13, двенадцать малых Пророков; 14, Иов; 15, Псалтирь; 16,Притчи; 17, Екклесиаст; 18, Песнь Песней; 19, Даниил; 20, Паралипоменон 1 и 2; 21, Ездры 1 и 2; и 22, Есфирь 80 . Христиане, приняв от Евреев Канонические книги их, большею частью последовали к прежнему способу счисления этих книг; не имея впрочем надобности держаться здесь числа Еврейских букв, они могли разделить 12 малых Пророков и отсюда вышло в Ветхом Завете Канонических книг 33, в следующем порядке: 1, Бытия; 2, Исход; 3, Левит; 4, Числа; 5, Второзакония; 6, Иисуса Навина; 7, Судей с Руфью; 8, Царств кн. 1-я и 2-я; 9, Царств кн. З-я и 4-я; 10, Паралипоменон 2-я кн. 11, Иова; 12, Псалтирь; 13, Притчи Соломона; 14, Екклесиаст; 15, Песнь Песней; 16, Осия; 17, Иоиль; 18, Амос; 19, Авдий; 20, Иона; 21, Михей; 22 , Наум; 23, Аввакум; 24, Софоний; 25, Аггей; 26, Захария; 27, Малахия; 28, Исаия; 29, Иеремия; 30, Иезекииль; 51, Даниил; 32, Ездры, и 1-я книга Неемии; 35, Есфирь.– Это было обыкновенное счисление Канонических книг Ветхого Завета в первенствующей Церкви 81 . Таким образом 33 Канонические книги Ветхого Завета и 27 Нового составляют 60; а потому весьма вероятно, что под именем 60-ти, уставных книг и у Иоанна Экзарха Болгарского должно разуметь только Канонические. И так, по точному свидетельству Экзарха Болгарского, Кириллом и Мефодием переведена собственно не вся Библия , в том виде, в каком мы ныне имеем ее, так как, кроме 60-ти уставных, или, по настоящему исчислению, 65-ти Канонических книг 82 , в ней заключаются еще 10 Апокрифических; 1) 2-я Книга Ездры, (по нашей Библии, а по Латинской 3-я) 2) Товия, 3) Иудифь; 4) Премудр. Солом. 5) Премуд. Сирах. 6 ) Варух; 7) Маккавейск. 1-я книга; 8) Маккавеиск. 2-я кн. 9) Маккавейск. 3-я кн. 10) Эздры 3-я книга. Но, во-первых, из того, что кроме Псалтири нигде не встречаются Славянские списки прочих книг Ветхого Завета древнее XV столетия, кажется, нельзя еще заключить решительно, что они вовсе не были переведены Кириллом и Мефодием, или по крайней мере близкими к их веку переводчиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Orest-Novickij...

Тело на душу и душа на тело оказывают взаимное влияние; когда человек болеет телом, то и душевная его жизнь изменяется; в свою очередь и больная душа сообщает телу какой-то мрачный вид. Всякий из нас, сколько-нибудь всматривающийся в жизнь человеческую, легко мог заметить, что душа распоряжается телом: захотелось душе пойти куда либо, — тело беспрекословно исполняет волю госпожи своей; весело на душе у человека, и тело его принимает совсем иной вид. Точно также и молитвенное расположение душевное должно выражаться во внешнем виде человека: чувствует душа тяжкий грех, и человек невольно падает на колени, из глаз текут слезы. В слове Божьем мы встречаем много примеров, подтверждающих эту мысль. Пророк Божий Моисей, молясь о победе над амаликитянами, воздевал руки к небу — и всякий раз, когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, a когда опускал руки свои, одолевал, Амалик (Исх. 17:11–12 ). Мать пророка Самуила, когда высказывала в скинии Господу свою скорбь и просила о разрешении неплодства, то молитвенная скорбь её так ясно отразилась на ней, на движении её губ, и во всей её внешности, что первосвященник Илий счел её нетрезвой (1 Царств. 1:13 ). Святый царепророк Давид, торжествуя перенесение ковчега Господня, “ скакал пред Господом ” (2 Царств. 6:14 ). Пророк Даниил, невзирая на царский указ, строго воспрещавший в продолжение тридцати дней обращаться с просьбой к кому-либо другому, помимо царя, три раза в день “преклонял колена” в сторону, обращенную к Иерусалиму (Дан. 6:10 ). Сам Господь наш Иисус Христос молился с обращенными к небу очами (Иоанн. 17:1 ), коленопреклоненный (Лук. 22:41–45 ), павши ниц — на лицо Своё (Матф. 26:39 ). Итак, братие, будем твердо стоять и крепко держаться предания, которому научились мы в святой православной Церкви. Будем всей душой любить уставы матери нашей — Церкви, хранить их как святый завет благочестивой древности, как учреждения самые благотворные для нашей души во всех её состояниях, даже в минуты самой смерти нашей. Аминь. Самоткровение Божества во Христе

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Моя жизнь пусть будет жизнью райскою. Монахи все дни и ночи посвящают Господу. Давайте постоянно помнить об этом, даже тогда, когда мы еще не поднялись от греховной бездны. Посмотрите, какой покой дарует человеку Бог ! Как все сокровища раскрывает перед нами, чтобы мы обрели уверенность, надежду, радость, доверие Богу! Когда Каин совершил первое преступление – убийство, Бог позвал его к Себе. Вспомните слова Бога, обращенные к Каину. Хотя Он и знал, что Каин не раскается, но, чтобы помочь ему, сказал: «Успокойся» (см.: Быт. 4:7 ). Точно так же Бог поступает и с нами. В каком бы положении ты ни оказался, первым делом успокойся. Разве ты не видишь, Бог повсюду – внутри, снаружи, наверху, внизу. И Он тебя восхитит в один прекрасный миг, только ты не удаляйся от Него. Давайте ходить по нашей святой земле подобно монахам в монастыре. Духовно и умно. Давайте, наконец, ощутим, что мы отделены от мира. Пребывая в мире, мы в то же время находимся за его пределами, живем в нашем собственном мире. Я живу в монастыре, и для меня там вершится собор, собрание святых. Ваши ежедневные собрания происходят у вас дома, в обществе и в Церкви. Так, из источника жизни мы черпаем опыт. Из сосудов Святого Духа мы наполняемся упокоением, сладостью, духовными видениями, откровениями, которые небесными тропами восходят в наши сердца. Лишь бы мы сами сохраняли верность Церкви и ее традициям. Важно держать пост. Эти слова приобретают особое значение сейчас, в дни Святой Четыредесятницы. Вот одна из традиций нашей Церкви. Я не соблюдаю пост – значит, я не христианин. Как пророк Илия взошел на небо на огненной колеснице (3 Царств 19:8–18; 4 Царств 2:11) и увидел Бога? А как Моисей ( Исх. 19 и 24) лицезрел Господа? Как апостол Павел ( Деян. 9:9–19 ) услышал зов Бога? Все они соблюдали пост. А вспомним Варнаву ( Деян. 13:1–3 )! Или Петра, увидевшего «большое полотно», образ небесного Иерусалима – как он постился ( Деян. 10:9 )! Постился! Так давайте и мы бережно хранить заветы нашей Церкви! Знать, что наша духовная жизнь – это... В монастыре мы говорим так: монашеская жизнь подобна дороге с односторонним движением. Есть один путь – вперед. А там – Царствие Небесное, рай, где все глубоко и внутренне цельно. Такова жизнь каждого христианина. И другого пути у нас нет. Вперед, мои дорогие, только вперед.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Когда и кем написана книга Судей? По словам бл. Феодорита " книга Судей написана после того времени, которое она изображает, потому что в ней упоминается имя: Иерусалим, а сие наименование город получил впоследствии, вместо древнего имени Иевус " (Толк. на кн. Судей. Вопр.2). На основании Суд.18:31; 1:21; 17:6 точное время написания книги Судей положить можно между пленением ковчега или постановлением царя и завоеванием Иерусалима Давидом. Писателем же книги, по ветхозаветному преданию, был Самуил пророк. 17. " Восьмая книга Ветхаго Завета, Руфь, называется так потому, что содержит историю Руфи. Руфь была родом Моавитянка; но отказавшись от родства и отеческого суеверия, она обратилась к истинному богопочитанию, и переселилась в Вифлеем иудейский; там сочеталась браком с Возом, из колена Иудина. От нея производится родство Давида таким образом: Вооз от Руфи родил Овида, Овид - Иессея, Иессей - Давида " (Синопсис Афанасия). По такому содержанию книги Руфь бл. Августин (Христ. Наука. Кн.2. Гл.13) называет ее началом или преддверием к книгам Царств, изображающим историю Чарского дома Давида, и это тем более справедливо, что в книгах Царств нет других известий о предках Давида, а Иоанн Златоуст, в своем Синопсисе, причисляя псалмы Давида к пророческим книгам, рядом с псалмами помещает и книгу Руфь (пророческие книги суть: шестнадцать пророков, Руфь и Давид). Другие же отцы Церкви (св. Епифаний, Кирилл Иерус.), по примеру древней синагоги, соединяют книгу Руфь в одно с книгой Судей на том основании, что описанное в книге происшествие относится ко времени судей (Руф.1:1). Все это показывает, что книга Руфь, при небольшом своем объеме, имеет важное значение в общем составе Св. Писания, что она явилась не случайно и что она правильно занимает в греческой Библии и нашей славянской восьмое от начала место в числе священных книг (в еврейском каноне она занимает место между учительными книгами). " Не ради самого Давида написана книга, а ради Владыки Христа, потому что и Он произошел от Руфи по плоти " . " Божественный Моисей, пиша книгу родства Иисуса Христа, упомянул Руфь Маовитянку, миновав знаменитых добродетелью жен, Сару, Ревекку и других, вразумляя сим, что единородный Сын Божий вочеловечился ради всех человеков, и иудеев и прочих народов, и грешных и праведных " (Феодорит. Толков. на кн. Руфь. Вопрос 1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

Величественно изображает пророк будущую славу сего храма и утверждения незыблемого царства на земле, царства Христова: «так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир» (Агг.2:6–10). И еще было слово Господне к пророку: «скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф» (Агг.2:21–24). По кончине своей, святой Аггей с честью был погребен близ священнических гробов, ибо происходил из священнического рода. Был он мужем, совершенным в добродетели, и, как славный и великий пророк, был любим и чтим всеми. Имя его, в переложении с еврейского языка на русский — значит праздник или празднующий [ 5 ]. Изображается святой Аггей старцем с благообразным лицом, обрамленным круглою бородою, глава его частью была лишена волос. Житие блаженной царицы Феофании Блаженная Феофания родилась в Царьграде и происходила из царского рода. Родители ее — Константин, имевший сан иллюстрия [ 1 ], и мать Анна, живя в честном супружестве, долгое время были бесплодны, почему всегда скорбели о том, что не имели детей. Сильно желая иметь плод своего супружества, они молились Пречистой Владычице нашей Богородице и, часто приходя в Ее всечестный храм, бывший в Форакии [ 2 ], в прилежном молении изливали пред Нею сердца свои. — Да разрешится, — молились они, — о, Госпожа мира, бесплодие наше Твоим милосердием, и да приимем по ходатайству Твоему от Создателя чадородие! И так как они просили с верою, то и получили просимое благодатью Той, к Которой усердно обращались с молитвою: они прияли разрешения своего бесплодия и родили дитя женского пола, которое назвали Феофаниею. С шестилетнего возраста Феофанию стали обучать грамоте, и наставлять на всякое доброе дело. Еще в детские лета ее, можно было видеть ясные знамения будущих ее великих добродетелей и святости. Видя ее благонравие и ум, родители Феофании очень радовались и надеялись впоследствии утешаться ее благочадием. Посему они искали юношу, подобного ей по знатности рода, благонравию и уму, чтобы сочетать ее по закону браком, так как она уже приходила в возраст и больше сверстниц своих была украшена всеми дарованиями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010