– «Но каким образом человеческая природа могла вместить силу неизреченного Божества“, спрашивает Кирилл ? Если человек не может вынести лицезрения Божия ( Исх. 33, 20 ), то как возможно было рассматриваемое соединение? «Я отвечу на это, говорит Кирилл, что это чудо, превышающее Слово, и что образ домостроительства совершенно непостижим для нашего человеческого ума“. Но мудрый и наглядный пример сего дан самим Богом Моисею в видении несгораемой купины ( Исх. 3, 1– 6 ). При сем Бог, не допуская до купины Моисея, показывал, что если бы кто стал пользоваться детоводительством закона и тенями образов, то не приблизился бы ко Христу. В виде же огня, охватившего весь куст, но не сжигавшего его, был Сам Господь. Каким же теперь образом вещество столь тонкое и легко сгораемое нисколько не страдало от приближения огня? Но в этом примере был ясный образ таинства Христова: ибо как без вреда для куста выносим был огонь, точно также и для нашей природы – необъятность Божества. Следовательно, насколько дело касается нашего разумения и слово выражения, то, пожалуй, для них Божество и человечество кажутся несовместимыми друг с другом в единство естества. Но однако они совокупились именно во Христе, и из обоих является один Эммануил . Но тот, кто выставляет и человека и Сына раздельным от Того, который от Бога по природе, тот, следовательно, не уразумел глубины сего таинства. Ибо не человеку мы научились от тайноводствовавших нас святых совершать служение и поклоняться, но именно Богу вочеловечившемуся. Посему мы утверждаем, далее, что Эммануил объявлен над нами царем”. Последнюю мысль проповедник доказывает словами прор. Исаии (3 " 2, I) и Псалмопевца (2, 6). – ϒ», р. 777 – 784. Божественное достоинство Иисуса Христа автор доказывает далее рассказом о воцарении над израилем Саула (1 Царств. 8, 5 – 7), который по словам пророка Осии (13, II) в гневе поставлен был царем над теми, которые отверглись управления над ними Бога. Христос, как поставлевный Богом в царя над нами, не мог быть простым человеком, «Если, говорит Кирилл, Христос есть человек, подобный нам, а не Слово, явившееся в образе человеческом, но при этом поставлен был царем и владычествует над земнородными 113 , то кто же впал бы в такое пустословие, что стал бы думать и говорить, будто и Он (Христос ) получил царство в гневе Бога и Отца, и так как мы были в неприязни (с Богом ) и во грехе, то и поставил нас под ярмо человека 114 ?...

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Всяко Писание богодухновенно и полезно (2Тим.3:16); и ничто не может воспрепятствовать желающему спастись, и никто другой не имеет над ним власти, кроме одного сотворившего нас Бога, Который и готов на помощь и на сохранение от всякого искушения вопиющих к Нему и желающих исполнять Его святую волю. Ибо без Него никто не может делать доброго, ни зла невольно терпеть, если не попустит Бог, для наказания согрешающего и для спасения души его. Лукавые дела принадлежат нам и происходят от нашей лености и содействия демонов. Но всякое ведение, добродетель и крепость есть благодать Божия, как и все остальное. По благодати дал Он всем власть чадами Божиими быть (Ин.1:12), чрез соблюдение Его заповедей. Заповеди эти более сохраняют нас, - и суть благодать Божия; ибо без благодати Его мы и их не можем соблюсти и ничего не можем воздать Ему, как только одну веру и произволение. И просто: сохраняя все правые догматы от твердой веры и слуха, - должно начинать делание по порядку, как науки в училищах; и таким образом старательно на самом деле обучать себя семи прежде упомянутым деланиям, которые суть: Примечания 1. υ. 2. В слав. Добротолюбии: Исход, четыре книги Царств, Паралипоменон, Псалтирь, Пророчества, Святые Евангелия, Деяния апостолов. 3. ε ε. 4. Слич.: Преподобного отца нашего Иоанна, Лествица. М., 1862. Слово 26, 248. 5. εο. 6. υ, в слав. " уныние " . 7. В слав. " аще же ниже сие приемлем " . 8. , темперамент. 9. . 10. Ευο, сознательность. 11. ο, в слав. " сласть " . 12. Ου, в слав. " болезнь " . 13. , обручение, в слав. " предначинание " . 14. ε. 15. . 16. Арсению Великому. См.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых отцов. М., 1845. С.13. 17. ο, в слав. " сласти " . Необходимое и весьма полезное указание семи телесных деланий Первое - безмолвие, то есть беспопечительный образ жизни, чуждый всякой житейской заботы, чтобы человек удалением от людей и попечений мог избегать молвы; и яко льва, рыкающаго и ищущаго кого поглотити (ср.: 1Пет.5:8) беседами и заботами житейскими.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/954/...

Писались эти книги на трех континентах — в Азии, Африке и Европе, на трех языках: на иврите (это язык Ветхого Завета; Вторая Книга Царств называет его «языком Иуды», т. е. языком иудеев); на языке ханаанском (арамейском языке, который представлял собою общепринятое вплоть до времен Александра Македонского наречие); на греческом языке — основном языке цивилизации того периода, когда появились новозаветные книги (греческий язык был международным во времена Христа Спасителя). Основная мысль всех книг — искупление человека Богом. Она проходит красной нитью через всю Библию от первой книги — Книги Бытия до последней — Откровения Иоанна Богослова. От первых слов Библии ( «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:1–2). Кстати, первые стихи Книги Бытия вам нужно знать наизусть.) до последних ее слов из Откровения Иоанна Богослова: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (Отк. 22:21).   От начала до конца — мысль о том, что Господь искупает человека, и ради этого Он принимает на Себя «зрак раба», воплощается, но к этому воплощению готовит человечество долгим историческим и даже доисторическим путем. Ведь Библия вбирает в себя путь человека от первых его дней на земле до конца — до начала жизни будущего века. Если изобразить графически период, который охватывает Библия, то получится прямая линия, на одном конце которой бесконечность, откуда вышел человек, и на другом бесконечность, вечность, в которую он уходит. Человек бесконечен, и только маленький отрезок этой бесконечности нам открыт — от одной вечности до другой. В какой-то момент, как сказано, в конце времен (по отсчету Божиему, а не человеческому) на землю приходит Сын Божий. Какой период времени охватывает Ветхий Завет, что заключается в нем? Период от «доистории», от творения мира до наших дней, а Новый Завет — от наших дней до сегодняшнего дня. А сегодняшний день — это год 1994 по Рождестве Христовом (с учетом того, что дата рождения Иисуса Христа была в свое время определена неправильно и следует сделать поправку на несколько лет. Но менять всю систему летосчисления не стали, и эта условная дата, 1-й год нашей эры — считается датой рождения Христа). Итак, Новый Завет охватывает период протяженностью в 1994 года. А сколько лет прошло с того момента, когда началась история человечества? А она началась не с момента сотворения мира, а с момента его грехопадения. То, что было до грехопадения, это праистория. Мы не можем сказать, сколько времени длилось пребывание человека в Раю, хотя, вероятно, оно длилось мало. Но что такое «мало»? У Бога один день, как тысяча лет, и тысяча лет — как один день. Адам ведь не был, физически и нравственно, человеком в том смысле физическом и нравственном, в каком знаем мы человека сейчас, т. е. после грехопадения. Тайна его бытия это тайна той жизни, когда человек был бессмертен и мог общаться с Богом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Писания, то как можно было бы совместить с таким пониманием подчеркнутое безразличие Господа Иисуса Христа к государству и государственной жизни и деятельности».    Посмотрим, насколько мнение автора критики, высказанное им в приведенных его словах, соответствует истине.    Прежде всего нужно сказать, что слова Христа: «воздадите кесарева кесареви» (Мф. 22:21), как раз и являются богооткровенным и основным учением о значении для нас православного царя. Если в них Господь дал заповедь о повиновении царю языческому, то с какою же готовностью и с каким благоговением мы должны повиноваться царю православному? Ибо царь православный несравненно больше имеет благодетельного значения для православных христиан, чем языческие цари. Последние часто гнали св. Церковь, а цари православные были ее покровителями, защитниками догматов православной Церкви в ее борьбе с еретиками и язычниками и источником благоденствия в жизни христиан.    Затем, считаем не лишним отметить, что в нашей книге вообще нет утверждения мысли о том, какова должна быть власть государственная на основании св. Евангелия и Деяний Апостольских. В «Русской Идеологии» мы говорим о том, что в словах Христа «воздадите кесарева кесареви» дана Самим Господом положительная заповедь, определяющая наше отношение к царю. А также указываем здесь и на аналогичную ей заповедь ап. Петра, выраженную в его словах: «Бога бойтеся, царя чтите» (Шетр. 2,17). Говоря о необходимости богоустановленной царской самодержавной власти, мы базировались на словах ап. Павла (Рим. 13, Г) и Первой книге Царств (1 Цар. 8—12), а не только на текстах Евангелия и Деяний Апостольских.    Впрочем, пользуясь случаем, можем сказать, что некоторое указание по данному вопросу содержится и в Евангелии, а именно — в притчах Господа о милосердном царе, и безжалостном заимодавце (Мф. 18:23—25) и о царе, который устроил брачный пир для своего сына (Мф. 22:1—14).    В первой из них власть земного царя, которому уподобил Господь Царство Небесное с его Небесным Царем, изображается как власть настоящего верховного повелителя подданных, ибо последние называют его рабами (Мф. 18:23). Во второй притче земной царь представляется Господом так же, как полномошный или самодержавный монарх, в руках которого находится жизнь и смерть подданных (Мф. 22:7). К этому надо присовокупить и то, что Господь на Тайной вечере говорил своим ученикам: «...цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются» (Лк. 22:25). Следовательно, и здесь власть царя представляется Господом как господствующая, верховная или самодержавная.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3883...

4) Архангелы… святую веру в людех умножают, просвещающе их ум светом разума святого Евангелия, и открывающе им таинства веры благочестивыя 74 . δ) Поручая им в управление человеческие общества Вручено есть Ангелам вселенныя управление, и хранение всех царств и княжеств, земель же и всех народов, племен и языков: коеждо бо царство, и племя, и язык, особного имать себе хранителя и управителя всецелой своей стране, единого Ангела, от небесного чина, глаголемого начала 75 .Того чина служение есть поучати человека, да всякому начальнику, по достоинству степене его, должную воздавать честь. И тии Ангелы на высокия честных санов степени достойных возводят, и наставляют их, да не своего ради приобретения, самопитания, любочестия же и тщетныя славы, на начальство кое восходят, но самыя ради Божия чести, разширения же и умножения Его святыя хвалы и пользы ради ближних 76 . ε) Даруя из них хранителя каждому верующему 1) Не видим киждо нас святого Ангела-хранителя своего, веруем же, яко при коемждо нас Ангел-хранитель, от крещения данный, обретается 77 . Ангелы… приставлены суть хранити коегождо нас верных: стоящих убо держат нас, да не падемся, падших же подъемлют, да восстанем, и никогда же оставляют нас, аще и согрешающих всегда бо готови суть помогати нам, аще точию сами восхощем 78 . 2) Елика душе, и елика телу нам нужная, они о тех пекутся и промышляют, в путех наших хранят ны, и во всей жизни нашей блюдут ны, руководствуют, наставляют, управляют, добродетельно и целомудренно в чистоте Христианской жити поучают, силу демонскую от нас отгоняют, умнии наши очи просвещают, и молитвы наши к Богу приносят 79 . Добры суть заступники ходатаи, ихже имате к князем: но не суть таковы, якоже суть Ангели, ходатайствующии о нас к Богу 80 . 3) Наставшу дню кончины, Херувим со множеством Ангел, Божественному отцу (препод. Макарию), представ глагола: востани Господень подражателю, и с нами поиди в вечную жизнь, возведи окрест очи твои, и виждь, елико тебе безплотных, и ликов святых от Вседержителя послано есть, еже к Нему провести тя: виждь Апостолов собор, Пророков сонм, мучеников множество, святителей лик, постников полк, преподобных и праведных совокупление.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Ангел этой души, идя издали, горько плакал, а бесы веселились. Так тяжек грех самоубийства! Слово Божие учит, что не только каждый верующий, но и каждое человеческое общество, каждый народ, каждое государство, каждая церковь – имеют своих ангелов-хранителей. Так, евангелист Матфей передает нам, как мы говорили об этом в начале нашей беседы, что Иисус Христос , убеждая уважать каждого верующего, сколько бы ни казался он малым и слабым, сказал апостолам: «Блюдите, да не презрите единого от малых сих: глаголю бо вам, яко ангели их на небесех выну видят лице Отца моего небеснаго» ( Мф.18:10 ). Апостол Павел говорил: «Не вси ли суть служебнии дуси, во служение посылаеми, за хотящих наследовати спасение?» ( Евр.1:14 ). В обоих местах, очевидно, утверждается бытие ангелов-хранителей. В книгах Ветхого Завета передается много таких событий, в которых нельзя не видеть действий свойственных ангелам-хранителям. Таковы, например, следующие события: ангел был видимым спутником Товии в город Раги, избавил его от опасности при реке Тигре, давал благотворные советы, располагал все ко благу и, что всего более послужило к счастью благочестивого семейства, устроил исцеление Товита (главы 5; 6; 9; 11). В книгах Царств говорится, что пророк Илия в своем дивном служении неоднократно получал и пособие, и наставления, и руководство от ангела ( 3Цар.19:2–19 ). Авраам, посылая раба своего для снискания жены сыну своему, говорил ему между прочим: «Господь Бог... послет ангела Своего пред тобою, и поймеши жену сыну моему Исааку оттуду» ( Быт.24:7 ). Есть места в Ветхом Завете, которые по единогласному пониманию отцов Церкви заключают учение об ангелах-хранителях. Таковы, главным образом, следующие места: «Ополчится ангел Господень (с подлинника еврейского: ополчатся ангелы Господни) окрест боящихся Его и избавит их» ( Пс.33:8 ), – и другое следующее место, – «Не приидет к тебе зло и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих» ( Пс.90:10,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В книге Деяний Апостольских рассказывается, как о необыкновенном случае, когда апостол Павел, отъезжая в Сирию, остриг себе в Кенхреях голову, сделав это по «обету» (18, 18). Иначе св. апостол Павел и не мог поступать, потому что знал, что Господь Иисус Христос был Назореем. «Я – Иисус Назорей, Которого ты гонишь» ( Деян. 22:8 ), – говорил Сам Христос Спаситель, призывая его к апостольству. Назореи же не стригли волос ( Чис. 6:5 ; Суд. 13:5 ). Даже в сектантских журналах, как «Сеятель Истины» на обложке рисуют Иисуса Христа в длинной одежде и с длинными волосами. Апостол же Павел пишет: «будьте подражателями мне, как и я Христу " ( 1Кор. 11:1 ). Да и Господь Иисус Христос велел брать с Него Самого пример. «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Иоан. 13:15 ).Итак, нося длинные волосы, пастыри Православной нашей Церкви нисколько не нарушают предписаний Св. Писания, а наоборот – следуют св. апостолам, как те – Иисусу Христу. 11) Ваши пастыри носят длинную одежду, благословляют рукою народ, имеют различные названия: протоиереи, архимандриты, архиепископы 11) Священное Писание нисколько не запрещает носить длинную одежду. Пророки Илия и Елисей, как и все ветхозаветное священство Аароново, носили таковую одежду (4 Царств. 2:13; Исх. 28 ). Сам Господь повелевает пророку Моисею сделать для Аарона и сыновей длинную одежду: «вот одежды, которыя должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидарь и пояс» ( Исх. 28:4 ). Хитон это «долгая» нижняя одежда. Св. апостол Павел тоже носил длинную одежду. Своему возлюбленному ученику он пишет: «Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа» ( 2Тим. 4:13 ). Фелонь это также длинная одежда. Сам Спаситель носил хитон, длинную одежду ( Иоан. 19:23 ). Св. апостол Иоанн Богослов в своем Откровении видел Сына Человеческого, т. е. Господа Иисуса Христа, одетого в подир – длинную первосвященническую одежду ( Откр. 1:13 ). Благословение народа пастырями Православной Церкви – не произвольная выдумка самих священников, а имеет основание в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

«В этой главе мы представим библейское доказательство, что окончание времен язычников, окончание их права на власть, наступит в 1914 году; и что кроме этого, эта дата будет границей правления несовершенных людей. И, заметьте, если это будет твердо основано на Священном Писании , тогда окажется: 1. Этот год будет началом Царства Божия, ибо Сам наш Господь учил молиться говоря: «Да приидет Царствие твое.» Царство Божие в это время будет полностью всем управлять, твердо будет основано на земле. 2. На нашей земле правление возьмет в свои руки новый правитель земли. …но на протяжении значительного времени до этой даты, он низвергнет все земные правительства и учредит вместо них Свое праведное правление. 3. Некоторое время перед окончанием 1914 года последний член божественно-признанной церкви Христа, «царственного священства», «тела Христова» будет прославлен с главою Христом, ибо каждый член должен царствовать со Христом, будучи сонаследником Царствия. 4. От 1914 года и впредь Иерусалим не будет более попираем язычниками, но восстанет из праха унижения к чести, ибо времена язычников окончатся. 5. С этого времени прекратится ожесточение Израиля, ибо их ожесточение простирается до времени, «пока войдет полное число язычников». 6. Время великой скорби, которой не было с начала мира и не будет, достигнет своей кульминации во всемирном господстве анархии. 7….будут сокрушены и разбросаны «все власти» (гражданские и церковные) – железо и глина» 162 . Подобные высказывания не были единичными, они постоянно появлялись в публикациях Общества. В книге Рассела «Время приблизилось», вышедшей в 1889 году, мы читаем следующее: «…в течение ближайших 26 лет все существующие правительства будут свергнуты и распадутся… В свете сильного библейского свидетельства о временах язычников, мы считаем установленной истиной то, что окончательное падение царств этого мира и полное установление Царства Божьего совершится к концу 1914 года н. э.» 163 . Спустя два года после опубликования этой книги, в 1891 году, была издана еще одна книга Рассела «Да приидет Царствие Твое», где на стр. 153 мы читаем: «…к концу 1914 года полностью уйдет то, что Бог называет Вавилоном, а люди – христианским миром…» 164 В следующем 1892 году, в выпуске за 15 января, «Сторожевая башня» утверждала, что «дата завершения «брани» определенно указана в Писании как октябрь 1914 года» 165 . Короткая статья из выпуска «Сторожевой Башни» за июль 1894 года раскрывает, что политическое положение того времени рассматривалось как явное доказательство того, что мир вот – вот должен войти в состояние агонии. Причем утверждалось, «что это Божьи сроки, а не наши … что 1914 год означает не начало, а конец времени бедствий» 166 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Другая причина в том, «что люди, живущие в страхе Божием, как чада Божии, чада Царствия Небесного, которое есть правда и мир, суть самые верные и усердные слуги царя земного, самые ревностные исполнители общественных обязанностей» (3:158–159). Святой Иоанн в памятный день благочестивейшего государя посвящает несколько минут также слову о самоотвержении... Без самоотвержения нельзя обойтись: польза Отечества требует трудов, которые нередко соединяются с самоотвержением. В обществе оно «так необходимо, как необходимо в порядке природы солнцу светить земле, а облакам кропить на землю дождём» (3: 165–166). Великий пример необходимости жертвовать своими выгодами, спокойствием и даже жизнью ради блага общества явил святой благоверный князь Александр Невский. «Не раз в продолжение своего многотрудного служения был он поставляем в необходимость – выбирать одно из двух: благо Отечества или жизнь – и никогда не колебался в выборе... „Какое необыкновенное самоотвержение!» – думаем мы, но оно должно быть и в каждом сыне Церкви и Отечества!» (3:168–169). «О, как сильно Отечество нуждается в людях благородных, исполненных чувств самоотвержения для блага общественного! – восклицает святой Пастырь. – Как глубоко справедливо слово Апостола, что “силь ны должни немощи немощных носити, и не себе только угождати ( Рим. 15,1 ). Иначе, будет много погибающих немощных всякого рода оттого именно, что некому было понести их немощей» (3:166–167). «Слушатели благочестивые! Не оставим наследственной добродетели, переданной нам предками вместе с нашей жизнью – благочестия и преданности престолу. Не забудем, что только истинные служители Царя Небесного могут быть вполне добросовестными слугами царя земного» (3: 160). 2.   В честь императрицы Марии Александровны Господь насаждает на престолах царств людей, великих добродетелями. Ими украшена и наша государыня – верой и благочестием, состраданием к несчастным, истинно материнской заботой о воспитании девиц в духе веры и преданности Православной Церкви, в духе семейном, попечением о вдовах, сиротах, горячим желанием всякого блага, преспеяния Русскому народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Если каждый отдельно не согласится слушать какое-нибудь превратное учение, как оно распространится? Если каждый отвергнет злой обычай, как он найдет себе место в обществе нашем? Если каждый неуклонно будет ходить по уставам Церкви, они будут владычествовать и во всех. Если б было так, тогда конец всем новым учениям, обычаям и нарушениям уставов Церкви, тогда, если и явится кто противного духа, будет извержен вон, как мертвый член. Отчего зло распространяется? Оттого, что мы сами равнодушно смотрим на него и охотно поддаемся ему. Печатается неистинное — мы читаем и не оговариваем; вводится недобрый обычай — и мы не только не противимся тому, но охотно и сами увлекаемся им. А тем и другим еще раздражаем охоту писать неистинное, еще вводить недоброе — и зло растет. Не будь сочувствия и содействия с нашей стороны — всякое зло рассеется и исчезнет само собою. В добром и один много значит, Богу поспешествующу. К тому же: кто когда оставляется один? Если зло, к которому не благоволит Господь, делается сильным общинностию, чего нельзя ожидать от общения в добре, которое всегда благословляет Бог? Помолимся же, братие, «да Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, даст нам Духа премудрости и откровения, в познание Его» (Еф.1.17), «да не бываем ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения: истинствующе же в любви, да возрастим в Него всяческая, Иже есть глава Христос, из Негоже все тело составляемо и счиневаемо приличие, всяцем осязанием подаяния, по действу в мере единыя коеяждо части, возращение тела творит в создание самаго себе любовию» (Еф.4,14–16). Аминь. В г. Санкт–Петербурге, в кафедральном Исаакиевском соборе   2. На освящение храма в честь мученика Максимилиана (О благотворности для детей часто бывать в храмах и молиться)   Пишется в Третьей книге Царств: «и сотвори Соломон праздник в той день и весь Израиль с ним» (3Цар.8,65). Это было в день освящения построенного им Храма! В подобных обстоятельствах находимся ныне и мы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010