В древнем Египте имена замечательнейших царей начертывались на памятниках. За тем стали записывать речи государей и дела их. Для избежание лести, таковые записки были обнародываемы не прежде, как по смерти царя, о котором писались. В народе Еврейском, в котором бытописание освящено было, в лице св. прор. Моисея и других священных писателей, вдохновением Духа Божие, во времена царей велись летописные записки о каждом царствовании, называвшиеся книгами словес царя. Этими записками, как историческим материалом, пользовались богодухновенные писатели книг царств и Паралипоменон. У греков знаменитый историк Полибий, во 2-м столетии до Р. X., с искусством составивший всеобщую историю, много обязан существованию летописных записей до него. В своей истории он не более как честный и добросовестный хронограф (летописец). В средние века, при дворе британском находились сведущие люди, на которых была возложена обязанность записывать замечательные поступки и слова своих государей. Подобным образом и древние князья русские повелевали добросовестным людям вносить в летописные записи все, что в их княжение происходило, доброе и недоброе, с совершенною истиною и без всяких украшений 1 . Все важные событие в жизни народа русского, меры управление и сношений с другими государствами, вносились в русские летописи. И потому то к ним обращались, как к весьма важным документам, в случае несогласие между князьями и городами, где они княжили, – посредством летописей решаемы были возникавшие тяжбы и приобретались отыскиваемые права 2 . При всей необходимости иметь летописи, пригодные в практическом отношении, древние русские летописи далеко превышают требование одной житейской пользы. Польза общая постоянно имелась в виду, но понятие ее было гораздо обширнее, нежели выгода какого-либо лица или даже области. Высшие, духовные интересы, являются на первом плане в нашей древней летописи: благо всей земли русской, нравственное достоинство человека – христианина, благотворное действие подвигов, совершенных предками: вот предметы, которые наиболее занимали летописцев и вызывали их к общеполезной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Как же нам истинно по-духовному, вполне свободно от мирских пристрастий и притязаний, судить о делах мирской политики? – Книги слова Божия, в которых говорится о политических соотношениях Израиля, в Ветхом Завете, к другим народам и царствам, уже раскрыты пред нами Новым Заветом. Новый Израиль состоит из общников Божественного семени Авраамова – Христа ( Гал.3:29 ), содержащих истину и благодать Его во всей чистоте: таковы именно православные христиане. Но сколько есть и в неправославных обществах остатков истины, неповрежденных ложью, и сколько тот или другой из неправославных возвышается к духу оставшейся у них отчасти истины, – столько и самые неправославные приближаются к Православной Церкви и принадлежат к останкам ее же благодатного семени ( Откр.12:17 ). И даже, сколько Христос Бог Слово, в котором – вся сила православия, духовно светит и всякому человеку, грядущему в мир ( Ин.1:9 ), и сколько верны этому светению самые неведущие еще Его ( Деян.17:23 ; Ис.45:5 ), столько и самые неверные приближаются к правомысленному христианству и не чужды духа предваряющей Христовой благодати. Равно с другой стороны, и дух неверия, дух той или другой неправославной лживости, приражаясь к православным и овладевая некоторыми из них, тем не менее все же есть часть неверных языков, а не Израиля Божия ( Гал.6:16 ); и сколько православные уступают такому лживому духу, столько отступают и от силы православия ( Гал.5:2–4 ). Все это и должно быть у нас в виду при внимании нашем к политическим соотношениям и столкновениям царств и народов. Главный же светильник к открытию и уяснению духовного и в этих делах, может быть, самых запутанных из для человеческих, представляется нашей вере в той любви Господа к человекам, по которой Он восприял все человеческое естество в своем воплощении и есть Спаситель всего человеческого от зла и греха. С такими воззрениями попробуем, напр., дать себе духовный отчет в последней отечественной войне по Восточному вопросу. Кресты и медали с изображением «Всевидящего Ока», – которыми за подвиги и жертвы в эту войну щедро награждены Царем все сословия, – настоятельно требуют от нас такой духовной отчетливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Канон Ветхого Завета по Новому Завету, Филону и Иосифу Флавию 1 . Новый Завет часто цитует священные книги, однако апостолы не имели случая пользоваться для своих писаний приведением указаний из всех ветхозаветных книг. Так, Песнь Песней, Есфирь, Екклезиаст не упоминаются у новозаветных писателей. Что касается до Паралипоменон, то, по некоторым критикам, св. Матфей делает на них намек в Евангелии ( Мф.23:35 ; сл. 2Пар.24:22 ). Вопрос о том, пользовались ли новозаветные писатели неканоническими книгами Ветхого Завета, точно не может быть разрешен. Придти по этому вопросу к выводам строго положительным нельзя уже потому, что у авторов Нового Завета, собственно говоря, нет ясных и определенных цитаций из неканонических ветхозаветных писаний, и ученым на основании слабых следов цитаций приходится строить лишь свои предположения. 93 Несомненно одно, что И. Христос и апостолы признавали в собственном смысле богодухновенными лишь те писания Ветхого Завета, которые были приняты у палестинских евреев. 2 . Филон приводит в своих сочинениях многочисленные цитаты из священного Писания, но он нигде не дает исчисления книг, входящих в состав его. Достойно внимания то, что Филон, несомненно, знает еврейский канон священных книг в его трехчастном составе; даже более, – в сочинении „О ферапевтах“, Филон говорит о священных книгах в таких выражениях, которые прямо показывают, что этот иудейский писатель держался канона еврейской Библии. Иосиф Флавий, в конце I века нашей эры, есть первый автор, представляющий нам полный список книг Ветхого Завета. 94 Он говорит, что Библия заключает 22 книги: 5 книг Моисея, 13 книг пророков и 4 книги лирических и нравоучительных. Эти последние суть: Псалмы, Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней. 13 книг пророческих содержат писания Иисуса Навина, Судей и Руфь, две книги Самуила, две книги Царств, Исаии, Иеремии, Иезекииля, двенадцати малых пророков, Иова, Есфирь, Даниила, Ездры и Неемии и, наконец, Паралипоменон. 95 Канон Иосифа Флавия есть, следовательно, тот же самый, что и канон еврейской Библии и заключает все канонические книги Ветхого Завета. Свидетельство Флавия о священных книгах, без сомнения, очень важно, так как в своем исчислении иудейский историк представляет, конечно, общее мнение о каноне всех иудеев своего времени. 96

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Прославляя Преподобного Сергия, обратимся к нему с горячей молитвой: «Благодать, данную ти от Бога, сведуще, тебе присного нашего милостивого отца прилежно просим, пролей ныне теплую твою молитву о нас, грешных, ко Господу, яко да презрев вся наша согрешения... Церковь свою святую от распрей и расколов непозыблему да сохранит, обилие всяких плодов земли да дарует, и вся православные христианы да спасет и помилует...». Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас! Аминь. Игумен МАРК (Лозинский) , профессор МДА Поучение в Неделю святых отцов Святой апостол Павел в 11-й главе Послания к евреям, из которой взято апостольское чтение нынешнего воскресного дня, раскрывая понятие веры (ст. 1, 2), говорит, что в вере свидетельствованы были древние, и приводит примеры из жизни ветхозаветных праведников: Авеля, Ноя, Авраама, Исаака, Моисея и других. Победители царств и творцы правды, они умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные и радовались (ст. 13). Они стремились к лучшему, то есть к небесному, – говорит о них апостол (ст. 16). Мы – последователи Христа, наследники этих обетований. Такова основная мысль апостола. Вера – это осуществление ожидаемого, уверенность в невидимом (ст. 1). Наставление святого апостола вышних ищите, идеже Христос, особенно близко и дорого нам. Стремление к небесному превыше всего, ибо ничто земное не достойно человека, созданного по образу и подобию Божию. Взирая на мир очами веры, мы обретаем крылья духа, которые поднимают нас над суетой и скорбями. Христос препобедил смерть. Ликуй, душа, наследница небес, приснотекущий нетления источник открылся с Воскресением Христовым. Ветхозаветные праведники, о коих говорит ныне апостол, только издали видели обетования и радовались благам, дарованным нам благостью Божией, по вере нашей в пришедшего на землю нас ради, человек, и нашего ради спасения – Христа, Сына Божия. И нам дано войти в радость Господа своего. Да будет вера наша во Христа Искупителя свидетельством нашего стремления быть достойными исполнившихся с пришествием Христовым обетований ветхозаветным праведникам, ибо верен Обещавший нам спасение. Будем и мы верны Ему до конца дней наших. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Конечная дата — 1914 г. — была теперь близка. От этого срока ожидали очень многого. В книге “Время близко”, выпущенной за 25 лет до 1914 г., выделены семь моментов: “ В этой главе мы представим библейское доказательство, что окончание времен язычников, окончание их права на власть, наступит в 1914 году; и что кроме этого, эта дата будет границей правления несовершенных людей. И, заметьте, если это будет твердо основано на Священном Писании, тогда окажется: 1. Этот год будет началом Царства Божия, ибо Сам наш Господь учил молиться, говоря: «Да приидет Царствие Твое». Царство Божие в это время будет полностью всем управлять, твердо будет основано на земле. 2. На нашей земле правление возьмет в свои руки новый правитель земли но на протяжении значительного времени до этой даты он низвергнет все земные правительства и учредит вместо них Свое праведное правление. 3. Некоторое время перед окончанием 1914 года последний член божественно-признанной церкви Христа, «царственного священства», «тела Христова» будет прославлен с главою Христом, ибо каждый член должен царствовать со Христом, будучи сонаследником Царствия. 4. От 1914 года и впредь Иерусалим не будет более попираем язычниками, но восстанет из праха унижения к чести, ибо времена язычников окончатся. 5. С этого времени прекратится ожесточение Израиля, ибо их ожесточение простирается до времени, «пока войдет полное число язычников». 6. Время великой скорби, которой не было с начала мира и не будет, достигнет своей кульминации во всемирном господстве анархии. 7. …будут сокрушены и разбросаны «все власти» (гражданские и церковные) — железо и глина ” 11 . Подобные высказывания не были единичными. В книге “Приблизилось время”, вышедшей в 1889 г., мы читаем: “ …в течение ближайших 26 лет все существующие правительства будут свергнуты и распадутся В свете сильного библейского свидетельства о временах язычников, мы считаем установленной истиной то, что окончательное падение царств этого мира и полное установление Царства Божьего совершится к концу 1914 года н. э. ” 12 . В 1891 г. была издана книга Рассела “Да приидет Царствие Твое”, где на с. 153 сказано: “ …к концу 1914 года полностью уйдет то, что Бог называет Вавилоном, а люди — христианским миром… ” 13 . В 1892 г., в выпуске от 15 января “Сторожевая башня” утверждала, что “ дата завершения «брани» определенно указана в Писании как октябрь 1914 года ” 14 . Короткая статья из выпуска “Сторожевой башни” за июль 1894 г. показывает, что политическое положение того времени рассматривалось как явное доказательство того, что мир вот-вот должен войти в состояние агонии, причем утверждалось “ что это Божьи сроки, а не наши что 1914 год означает не начало, а конец времени бедствий ” 15 .

http://pravmir.ru/lzheprorochestva-o-vto...

Священные авторы не ставили перед собой задачи написания научно-исторических трактатов, они преследовали задачу написания «священной истории» с целью религиозного научения. В связи с этой целью они использовали метод отбора фактов из уже известных источников; так, они опускают многие подробности гражданской истории, и, напротив, проявляют особый интерес к истории религиозной жизни народа Завета. Поэтому они иногда умалчивают или кратко упоминают даже о таких событиях, которые имели первостепенное значение в древности. На основании отобранного и использованного материала они высказывали затем религиозно-богословские суждения об исторических событиях. Уникальность метода священных авторов заключается именно в отборе исторических фактов и в богословской оценке исторической действительности. Священные авторы и редакторы верили, что Бог подавал откровение через события священной истории. Это одна из основных библейских истин, которая раскрывается во всей Библии , начиная с первых священных книг. Пониманию священных авторов и редакторов, как боговдохновенных, доступно было Божественное Провидение, проявлявшееся в исторических событиях народа Завета. Поэтому их богословские суждения в оценке событий прошлого, исходившие от Бога, являются частью Божественного откровения, изложенного в этих книгах. Ветхозаветные исторические книги, особенно древние (Иисуса Навина, Судей и Царств), образующие первую группу их, после своего появления неоднократно редактировались и в своей окончательной форме являются произведениями школы девтерономических редакторов накануне вавилонского плена, так как богословское истолкование исторических событий и деятельности лиц в них представлено с точки зрения религиозных идей Второзакония. Девтерономическая редакция однако в неодинаковой степени затронула их, о чем свидетельствует сохранение индивидуальных особенностей значительной частью этих книг. Первая и вторая книги Царств. 1. Названия их и разделение на части. Эти две книги первоначально составляли одну книгу, которая называлась Сефер Шемуел» – «Книга Самуила». В греческом переводе Семидесяти книга Самуила была разделена на две книги, получившие название Первой и Второй книг Царств. Разделение на две книги нарушает литературное единство этого священного произведения, в частности разрывает повествование о гибели Саула и разделяет историю Давида, но для древнего времени оно являлось целесообразным и практичным, так как очень длинными свитками пользоваться было неудобно. Из греческого перевода это деление и названия перешли в Вульгату и позднее – в наши славянский и русский переводы. В пятнадцатом веке и евреи приняли от христиан деление на две книги, но сохранили прежнее название. Отсюда в еврейском масоретском тексте и в протестантских изданиях Первой и Второй книгам Царств нашей Библии соответствуют 1-я и 2-я книги Самуила.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

3. Фрагменты слоновой кости в Иерусалиме. В древние времена слоновая кость ценилась дороже золота, и тем удивительней, что в раскопках близ Храмовой горы в Иерусалиме обнаружено множество ее небольших фрагментов. Это первые находки слоновой кости того времени на раскопках города. После тщательной очистки и реставрации ученые опознали в них мебельные мозаичные вставки, которые использовалась для украшения дерева розетками, цветами и геометрическими узорами. Слоновая кость найдена в руинах большого здания, сгоревшего, по всей вероятности, при разрушении Иерусалима вавилонянами в 586 году до н.э. Не исключено, что костяная мозаика украшала трон Соломона, описанный в 1 Книге Царств 10:18, либо ложе, которое пророк осуждает в Книге Амоса 6:4. 2. Проклятие с горы Эбал. Археологи проглядели крошечную свинцовую табличку при просеивании грунта в раскопе на горе Эбал 40 лет назад, и ее обнаружили их потомки лишь в 2022 году при повторном «мокром просеивании» старых отвалов. Внутри сложенной пополам пластинки удалось прочитать надпись с помощью компьютерной томографии. По словам Скотта Стриплинга, руководителя группы научных библейских исследований надпись на иврите гласит: «Проклят, проклят, проклят – проклят Богом Яхве. Отныне ты проклят. Ты, проклятый, неизбежно умрешь. Проклят Яхве – проклят, проклят, проклят». Двойное поминание имени бога в опоясывающей хиастической структуре текста считают необычным, а сам текст вошел в число самых древних памятников еврейской письменности. Табличка датируется примерно 1200–1400 годами до нашей эры, что примерно соответствует периоду, когда Иисус Навин построил жертвенник на горе Гевал и проклял тех, кто отвергает Бога и поклоняется идолам ( Нав.8:30 ). Впрочем, трактовка текста и его определение пока считается предварительной и спорной в ожидании официальной экспертной оценки. 1. Первая фраза на ханаанском языке. Надпись на миниатюрном гребне из слоновой кости, найденном при раскопках в Тель-Лахише на юге Израиля, возглавляет рейтинг библейских находок 2022 года.

http://azbyka.ru/news/sostavlen-top-10-v...

3) Пророческая книга Нового Завета: Апокалипсис Иоанна Богослова. Всех книг Нового Завета 27. Всех же книг Ветхого и Нового Завета нашей Библии 76. 7. Указанные книги, находящиеся в составе нашей славянской Библии, имеют еще одно разделение - на книги " правильные " , " утвержденные " , " канонические " и " стоящие вне правильных книг " , книги " неутвержденные " или " неканонические " . " Рачительно испытай от Церкви, какие книги Богодухновенные " , учил св. Кирилл Иерусалимский, разумея под богодухновенными книги, признанные в таковом значении всею Церковью, или, иначе, книги канонические (Кирилл Иерусал. Оглас. поуч. 4, 33). По отношению к Ветхому Завету отеческое правило учит каноническими или " правильными " признавать те книги, которые в качестве богодухновенных христианская Церковь приняла от богоизбранного ветхозаветного народа. " Все Божественные книги Ветхого Завета в начале написаны на еврейском языке, в этом, конечно, все согласятся с нами " (Златоуст. Беседы на кн. Бытия. Бес.4, 4). " Ездру же, священника из колена Левина, Бог вдохновил определить все изречения прежде бывших пророков и возобновить народу (забытое во время плена) законоположение Моисея " (Ириней. Против ересей. Кн.3. Гл.21, 2). Итак, канонические книги Ветхого Завета суть те, которые приняты Ездрою и которые существовали в еврейском каноне. По этому поводу находим следующее свидетельство св. Мелитона, епископа Сардийского (в Лидии), от 2-го века по Р.Х. " Отправившись на восток и быв на том самом месте, где все проповедывалось и совершалось, я с точностью узнал книги Ветхого Завета и, составив им список, посылаю его к тебе. Вот имена их: пять книг Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), Иисус Навин, Судии, Руфь, четыре книги Царств, две Паралипоменон, Псалмы Давидовы, Притчи Соломоновы или Премудрость, Екклесиаст, Песнь Песней, Иов, книги пророков: Исаии, Иеремии, 12 пророков в одной книге, Даниил, Иезекииль, Ездра " (Евсевий. Церк. ист. Кн.4. Гл.26). К сему свидетельству надлежит присовокупить, что 1) книга Ездры составляла у евреев одно с книгою Неемии; следовательно и последняя здесь разумеется; 2) здесь не упомянута книга Есфирь, хотя она есть в еврейском каноне, и следовательно должна именоваться каноническою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

Трехчастное деление Писаний Ветхого Завета было уже завершено в середине II века до н.э. Сегодня Ветхий Завет принято делить на «Закон, Пророков и Писания». Существуют ли исторические свидетельства того, что подобное трехчастное деление существует уже давно? 12 Предисловие к книге Сирах Внук Иешуа (Иисуса) бен Сира, переводивший труд своего деда (книгу Сирах) на греческий язык, добавил к ней следующее предисловие (ок. 132 г. до н.э.): «Много великих сокровищ учености и мудрости дано нам в Законе, Пророках и других книгах, за ними последовавших, за что Израиль заслуживает великой похвалы, и поэтому наш долг состоит в том, чтобы не только те, кто читает на нашем языке, стали учеными, но чтобы они смогли научить – в устной или письменной форме – и людей из внешнего мира. Поэтому мой дед Иисус, посвятивший себя чтению Писания, Пророков и прочих книг, доставшихся нам от отцов, и достигший очень больших познаний, решил и сам написать нечто, относящееся к учености и мудрости, для тех, кто пожелал бы, изучив их, продвинуться еще дальше, ведя жизнь, сообразно с Законом» 13 . 2 книга Маккавейская Во 2 книге Маккавейской 2:1315 читаем: «Повествуется также в записях и памятных книгах Неемии, как он, составляя библиотеку, собрал сказания о царях и пророках и о Давиде 14 и письма царей о священных приношениях. Подобным образом и Иуда затерянное, по случаю бывшей у нас войны, всё собрал, и оно есть у нас. Итак, если вы имеете в этом надобность, пришлите людей, которые вам доставят» 15 . Хотя в этом отрывке не говорится о Законе, Пророки и Давид явно выделяются в два подраздела Писания. Под «сказаниями о царях», возможно, имеется в виду книги Самуила и Царств. Под писаниями Давида, скорее всего, подразумевается Псалтирь. Упомянутый здесь Иуда – это Иуда Маккавей. Война, бывшая по случаю – восстание под предводительством Маккавеев за освобождение из-под гнета Антиоха Епифана, чья ненависть к Писанию упоминается в 1 Маккавейской 1:56. Что подразумевается под словом «собрал»? Беквит предполагает, что «он должен был предварительно собрать список книг. Перечисляя книги, он должен был не только распределить их по категориям, но и установить определенный порядок следования внутри каждой категории» 16 . Если это предположение, верно, то трехчастное деление Писаний Ветхого Завета было уже завершено в середине второго века до нашей эры. Филон

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

– их множество. Утрата более ранних манускриптов, как уже пояснялось, произошла по причине предпочтения списка более раннему тексту. Масоретские тексты, действительно, не хуже предшествовавших им, ибо являются результатом колоссальной и тщательнейшей редакционной работы многих веков. Но археологическая наука XX в. дала огромные результаты в нахождении манускриптов гораздо более ранних времен, даже времен до нашей эры. Долгое время масоретские тексты X в. были древнейшими, дошедшими до нынешних времен. Это позволило библейской критике усомниться в достоверности и неискаженности этих текстов. Считалось, что текст содержит много ошибок, искажений, экстраполяций (позднейших вставок) и т.д. И вот, как будто специально, в течение более чем двух тысяч лет хранились древние кумранские свитки, чтобы засвидетельствовать, все подвергающей сомнению, науке поразительную точность масоретских текстов! Многие гипотезы либеральной библейской критики рухнули, и в новой красе явилась незыблемость древнего Предания и дошедшей до нас Библии. Так, например, кумранский текст книги пророка Исаии (II в. до Р.Х.) на 95% совпадает с масоретским текстом. А остальные 5% – незначительные описки или различия в правописании. Там, где кумранский текст расходится с масоретским, он, порою, совпадает или с Септуагинтой, или с самарянской Торой, что, в свою очередь, подтверждает высокий авторитет этих древних переводов и, возможно, даже некоторое преимущество их, как содержащих местами более древнее чтение, чем масоретский текст. Укажем дошедшие до наших времен манускрипты. Эпоха ветхозаветных времен (до Р.Х.) Фрагменты из Танаха содержат: – Папирусы Йеб (Елефантинские) и Ассуан (Египетские) периода 494–407 до Р.Х. Папирусы Едфу (Египетские) и фрагменты книг 1 и 2 Царств, пророка Иеремии (III в до Р.Х.). – Пергаменты. Величайшей находкой было обнаружение отроками бедуинами в 1947 г. свитков в Кумранских пещерах на берегу Мертвого моря. Кумранские свитки датируются II в. до Р.Х. и содержат фрагменты рукописей на еврейском языке всех библейских книг, кроме книги Есфирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010