Ист.: Euthymius, patriarch. Werke des patriarchen von Euthymius (1375-1393)/Hrsg. E. Kaluzniacki. W., 1901. S. 181-202; SynCP. Col. 277-280; Юфу Й. Старобългарски паметници в слав.-румън. лит-ра//Изв. Ин-та за лит-ра. София, 1963. Т. 15/16. С. 253-258; Стара бълг. лит-ра. София, 1982. Т. 2: Ораторска проза. С. 150-164, 336-337 [новоболг. пер.]; Евтимий, патр. Съчинения. София, 1990. С. 148-165, 279-282 [новоболг. пер.]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 243-244; ЖСв. Дек. С. 117-118; Павлова Р. Восточнославянские святые в южнослав. письменности XIII-XIV вв. Halle (Saale), 2008. С. 123-125 [проложное Житие]. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 43, 266, 375; Ιωννης, πσκοπος Πολυβτου//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1218; Lucchesi G. Giovanni il Taumaturgo//BiblSS. Vol. 6. Col. 909-910; Иванова К. Похвалното слово за Йован Поливотски от Евтимий Търновски//Старобълг. лит-ра. София, 1982. Кн. 12. С. 30-53; она же. Успение Методиево//Старобългаристика. 1999. 4. С. 7-24; СтБЛ. 1992. С. 348-350; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 232; Dumbarton Oaks Hagiography Database. Wash., 1998. P. 56; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000. S. 320-321; Stiernon D. Jean, évêque de Polybote//DHGE. T. 27. Col. 459; PMBZ, N 3244; История на българската средновек. лит-ра/Съст. А. Милтенова. София, 2008. С. 436, 520, 524, 528, 577-579, 671; Павлова Р. Восточнославянские святые в южнослав. письменности XIII-XIV вв. Halle (Saale), 2008. С. 122 [исслед.]. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви

http://pravenc.ru/text/471555.html

Сегодня кинематографисты объединяются для созидания. Этой весной у всех нас появился шанс наконец осознать, что не будет великого отечественного кино без великого государства, как и не будет великой державы без великого российского кино. Этот шанс мы намерены использовать в полной мере. Список участников " круглого стола " " Будущее российского государства и текущие задачи национального кинематографа " . 23 мая, Липецк, XVIII Кинофорум " Золотой Витязь " : Михалков Никита Сергеевич – Председатель СК РФ, Народный артист России Бурляев Николай Петрович – Президент МКФ " Золотой Витязь " , Секретарь СК РФ, Народный артист России Лазарук Сергей Владимирович (Первый Заместитель Председателя СК РФ) Лаптев Юрий Константинович – Советник Президента РФ Щипков Александр Владимирович – Советник Председателя Совета Федераций Федерального Собрания РФ Мединский Владимир Ростиславович – депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ Королев Олег Петрович – губернатор Липецкой области. Куракова Людмила Валентиновна – заместитель главы администрации Липецкой области. Гостюхин Владимир Васильевич – Вице-президент МКФ " Золотой Витязь " , народный артист республики Беларусь. Михайлов Александр Яковлевич – Народный артист России, вице-президент МКФ " Золотой Витязь " Николов Маргарит – Вице-президент МКФ " Золотой Витязь " , кинорежиссёр, (Болгария) Недашковская Раиса Степановна – Вице-президент МКФ " Золотой Витязь " , Народная артистка Украины Маркович Йован – Вице-президент МКФ " Золотой Витязь " , кинодраматург (Сербия) Макарова Инна Владимировна – Народная артистка СССР Никоненко Сергей Петрович – народный артист России Назаров Юрий Владимирович – народный артист России Аскольдов Александр Яковлевич – кинорежиссер Полока Геннадий Иванович – кинорежиссер Арсеньев Владилен Владиленович – кинопродюссер Кургинян Сергей Ервандович – политолог Любимов Борис Николаевич – Ректор Театрального института им.Щепкина Малышев Владимир Сергеевич – ректор ВГИК Калинин Михаил Германович – Секретарь Союза кинематографистов России

http://religare.ru/2_65704.html

Все для учеников Он регулярно преподавал ученикам наставления в аудиториях, на клиросе, а также в студенческой трапезной. Часто приходил в трапезную во время ужина. Но это никогда не были случайные посещения, но всегда с ясно определенной целью: в начале, середине и конце каждого полугодия, перед началом Рождественского и Великого поста, на день святого Саввы, а когда была необходимость, то и дополнительно в другое время. В основном он сам поддерживал порядок в здании епархии. Также часто сам или с семинаристами чистил пол Соборной церкви… У него была своя мастерская с инструментами для разных ремесел: лудильные, сапожные, переплетные и для работы электрика… Он овладел всеми ремеслами и видами работ, знание которых необходимо человеку, а особенно монаху, для самостоятельной жизни. И ничто не было для него трудно. У многих в голове не укладывалось, что все это делает владыка, особенно когда он вступил в поздние годы жизни. А он на это однажды, по возвращении из монастыря Гориоче, пока в истоке ждали автобус на Печ, сказал иеромонаху Афанасию, своему будущему – когда он стал патриархом – викарному епископу: «Некоторые говорят, что владыке не надо поправлять черепицу на крыше, что не надо работать… Как будто труд унижает! Не труд унижает человека, а дурная, греховная жизнь. Если Спаситель мог работать своими руками, был плотником, то почему бы и мне не работать? Если Его труд не унижал, то не унизит и меня». Душа дома Отец Павел был душой нашего дома, во многом. Когда он говорил, нам казалось, будто с нами говорит сам апостол Павел. Мы верили ему, как слову Евангелия, – рассказывал мне архимандрит Йован (Радосавлевич). Засада у почты В Косове произошел однажды такой случай: была зима, 25 января 1977 года, около 17.30 часов. Владыка Павел, как обычно, сам пошел отнести письма на почту в Призрене. Проходя мимо отеля «Теранда», он услышал, что кто-то бежит за ним, но не обернулся; парнишка 15-16 лет на бегу ухватил его за бороду, крикнув с ненавистью: «поп!» Владыка с сожалением поглядел на него и продолжал идти.

http://pravoslavie.ru/38198.html

А ведь в ту пору всякий ждал смерти каждый день. Считали мы, что лучше совершить отпевание прежде кончины, чем никогда. Наши священники поколебались было сделать это, но в конце концов согласились. При совершении отпевания мы плакали, но не скорбели. Могу вам сказать, что после окончания отпевания в наших душах воцарился покой – и готовы мы были ради Христа без страха идти и в темницу, и на костер, и под меч, и на виселицу. Никогда до того Христос не был нам дороже и ближе. Некоторые из тех сорока умерли – либо как узники, либо как свободные, – а я и еще несколько моих товарищей вот живем. Размышляя о том, хорошо ли мы поступили или нет, вспомнили мы евангельское повествование о Марии, излившей миро на ноги Иисусовы. И когда некоторые злые люди сердились на это, Иисус ответил: Оставьте ее; она сберегла это на день Моего погребения ( Ин.12:3–7 ). Ведь это по сути дела был для Него чин погребения наперед, прежде смерти на Голгофе. Так [это произошло] и с нами в Кикинде. Простите нас, если мы согрешили. Но после войны в [каждую] годовщину нашего отпевания мы [неизменно] раздавали щедрую милостыню и питали многих сирот – и вот это продолжается уже целых пятнадцать лет. Сестра из Чуруга: «Наше братство в Чуруге многочисленное и давнее. Вероятно, вы слышали, что наш храм – самый большой в Воеводине. Впрочем, помимо огромного храма есть у нас и два других достояния: во–первых, богатая богомольческая история, а во–вторых, наш духовный учитель и наставник, протоиерей Теофанович. О нашем движении в Чуруге давно писал еще знаменитый протоиерей и ректор Карловацкой семинарии Йован Вучкович. Писал с любовью и пониманием, порицая одного церковного начальника, презиравшего нас и ставившего ни во что. В ту пору я еще девочкой обходила с местными, бачскими и банатскими, богомольцами наши славные обители начиная с Войловицы и Ковиля и вплоть до Раваницы и Прибиной главы. Тогда это называлось малым паломничеством. Кто совершал его трижды, считалось, что побывал на Святой Горе Афон. А кто семь раз – того приравнивали к посетившему Гроб Господень в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Во время его учебы в университете семью Вукмановичей постигло горе: за короткий срок умерли старший брат, сестра, а затем и отец. Мать попросила Луку оставить учебу и вернуться домой, чтобы жениться и начать работать для содержания семьи и оплаты обучения младшего брата Светозара. Лука так и поступил. Он вернулся в родное село, женился на Драгине Лопичич и вскоре принял священный сан. Уже через два года после свадьбы в их семье родился первенец – Чедомир, а всего у отца Луки было двое сыновей и две дочери. Черногорцы, возможно, единственный европейский народ, который до известной степени сохранил племенное деление. Вукмановичи происходили из племени Подгор, которое проживало в двух соседних селах – Подгор-Утрг и Подгор-Овточичи. Во втором селе своего родного племени и служил отец Лука приходским священником. В епархии о нем отзывались как об «одном из лучших учеников семинарии и одном из наиревностнейших молодых священников». Несмотря на молодость, он, по словам его правящего архиерея митрополита Гавриила, успел быстро заслужить народную любовь и уважение. В 1931 году на него было совершено покушение: во время литургии, когда отец Лука вышел из алтаря на великий вход, некий Йован Степчевич, психически больной человек, трижды выстрелил в него из револьвера. Первая пуля попала в плечо, а вторая в живот. Отец Лука удержался на ногах, затем нашел силы, чтобы вернуться в алтарь и поставить на престол святые дары, после чего упал, потеряв сознание. Тяжелораненого священника доставили в больницу, где ему сделали операцию. Уже эта деталь дает важный штрих к духовному портрету святого Луки: будучи тяжело раненым, он заботится не о себе, а о том, чтобы сберечь святыню. О мотивах покушения точно ничего не известно; существовало несколько версий, в том числе и та, что за этим покушением стояли коммунисты (этой версии придерживался митрополит Гавриил) . Нужно сказать, что отец Лука был наиболее ярким и последовательным православным сербским полемистом, выступавшим против коммунистической идеологии. Он посвятил этому вопросу несколько статей, свою диссертацию, множество бесед и выступлений. По замечанию жизнеописателя святого, монаха Павла (Кондича), «в то время это была самая серьезная и аргументированная критика материалистической философии».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Затем отец Йован упросил брата Божу Чеперковича сказать слово. Брат Божа: «Передаю вам приветствия от нашего братства в Врньцах. Слава Богу, братство наше изо дня в день укрепляется. И народ, приезжающий на курорт из разных краев, охотно присоединяется к нам после богослужений и слушает религиозные поучения и духовные песнопения на церковном дворе. Некоторые из слушателей, прибывшие из дальних мест, настолько вдохновляются [увиденным], что дают обет основать богомольческое братство и в своем родном краю. Другие опять–таки приглашают наших миссионеров посетить их и духовно укрепить. И Божия благодать является среди нас в силе. Как и говорит апостол Павел: Вера ваша да будет не в мудрости человеческой, а в силе Божией ( 1Кор.2:5 ). А что такое сила Божия, если не Божии чудеса, являющие себя как изнутри, так и снаружи. Туда, куда не достигает рука человеческая, досягает рука Божия. И что не может человек, может Бог . Ибо написано в Свидетельстве истины: Всё возможно Богу ( Мк.10:27 ). Расскажу вам об одном из многих [произошедших] у нас чудесных событий. Один наш сосед пять лет лежал неподвижно в постели. Никакое лечение ему не помогло. Спросили его наши собратья, разрешит ли он провести собрание богомольцев у себя в доме. Он позволил. Пришло нас около тридцати. Читали мы, пели и проповедовали. Больной сначала нас внимательно слушал, а потом заплакал. И сам стал искренне молиться Богу. Выздоровел он полностью – и вот сегодня находится здесь, среди нас. Приехал со мной. Вызовите его – пусть он сам [все это] удостоверит». Подходит к нам белокурый юноша и простыми словами подтверждает все то, что сказал о нем брат Божа. – Нужно ли высшее доказательство нашей веры и [смысла] нашего движения? – продолжил брат Божа. – Но должно быть у нас [и] нечто постоянное и неизменное. Что это такое? Это Святая Православная Церковь . Есть она у нас – или, лучше сказать, есть мы у нее. Ни шагу, братья, [не сделаем мы] вне ее или наперекор ей. Она родник живой веры, а живая вера – опять–таки источник всех чудес в наше время, как и во времена древние. Но [живем мы и движемся. – Пер.] только с ней и с ее благословением – дабы не прельстили нас разные прокламации волков в овечьей шкуре. Простите меня, грешного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В XV-XIX вв. Враца являлась и ювелирным центром. В нач. XVII в. здесь работали мастера чипровской ювелирной школы Никола, Константин, Пала, Мавроди и Йован Пановы, в XVIII в.- Цоцо, Тошо, Коста, в XIX в.- Тодор Цоцов, Михо с сыновьями и мн. др. Из их произведений сохранились: напрестольное евангелие в окладе (мастер Мавроди, 1600, ц. Вознесения во Враце), потир (неизв. мастер, 1628, Врачанский мон-рь), дарохранительница (неизв. мастер, XVII в., вмонтирована в церковную ограду ц. свт. Николая во Враце), мощехранительница (мастера Тошо и Георги, 1792, Черепишский мон-рь) и др. Вероятно, в Бистрецком мон-ре действовала мастерская, где отливали нагрудные иконки и др. предметы: в 1822 г. были созданы 2 гравюры с изображениями мон-ря и его святых покровителей - Иоанна Богослова и Иоанна Рильского. Произведения деревянной резьбы датируются XVIII-XIX вв. В Долнобешовицком мон-ре и нек-рых сельских церквах иконостасы созданы в XVIII в. неизвестными резчиками в архаичном стиле. В XIX в. иконостасы для церквей В. е. исполнял свящ. Раде с сыном Панайотом, на технику резьбы к-рых повлияли иконостасы мон-ря Иоанна Рильского кон. XVIII - нач. XIX в. Нек-рые иконостасы во В. е.- работа мастеров из Дебара в Македонии (Антона Станишева и резчиков из рода Филиповци). В XIX в. во В. е., как и в целом в Болгарии, возродилось искусство резьбы по камню. Каменные рельефы украсили фасады врачанских церквей, Градешницкого мон-ря, церкви в с. Горна-Бешовица, ограду Долнобешовицкого мон-ря, акведук Струпецкого мон-ря, надгробия и вкладные кресты. Из предметов церковного шитья во Враце сохранилась плащаница (1628) работы монахов Нифонта и Василия. В XIX в. во Враце богослужебные одежды исполнял мастер Николай Павлович Занкин (саккос митр. Агапия, 1836; епитрахиль, 1844; плащаница из Черепишского мон-ря, 1844; омофор, саккос, 1846). Лит.: Гошев И. Църковни старини из Врачанска епархия//ГСУ, БФ. 1934. Год 11 (1933/1934); Георгиева С. , Бучински Д. Старото златарство във Враца. София, 1959; Савова-Касабова Р. Икони от Врачанския край. София, 1977; Ангелов В. Врачанска църковна везба от Възраждането//Проблеми на изкуството. София, 1985. Кн. 1; Гергова И. Врачанската иконопис от XVII в.//Изкуство. София, 1990. Кн. 9/10. С. 9-14; она же. Ранният български иконостас: XVI-XVII в. София, 1993.

http://pravenc.ru/text/155412.html

II. О чудесных исцелениях Повествование об исцелении в Барешанском монастыре Из моего дневника (1935 г.) После сегодняшней Литургии в обители святого Меркурия подвели нам к алтарю одного мужчину по имени Василий, чтобы я прочитал над ним молитву. Василий выглядел вполне здоровым и разумно отвечал на все вопросы. Однако люди рассказывали, что в монастырь привели его связанным и совершенно помешанным. Священник Ристо Барешанский утверждает, что Василий к тому же был ещё и нем, так что не мог выговорить ни слова. Оставили его в обители на 7 дней. Несколько раз священник читал над ни молитву. Однажды утром, когда священник пришёл в монастырь, Василий изумил его словами: «Прошу тебя, отче, причастить меня». Таким образом, больной выздоровел, утихомирился, и к нему вернулась речь. Это живой пример Божией силы и милости, свидетелями которого были многие из народа, собравшегося в обитель на престольный праздник. Повествование о женщине, лишённой рассудка Протоиерей Йован Бошкович поведал о следующем. «Как-то раз в день святой Троицы [, – рассказывал он, -] был я в Остроге. Прибыл и митрополит Митрофан из Цéтиня. Народу [собралось] немало. Вдруг увидел я, как паломники ведут семерых лошадей, на одной из них сидит связанная женщина, а люди поддерживают её с боков. На других лошадях – разные вещи, целый обоз. Один из прибывших узнал меня и попросил: «Прошу тебя, помоги нам с этой женщиной. Это супруга главного австрийского распорядителя налогов в Герцеговине, который [сейчас] находится в Мостаре. Помутилась она разумом в наивысшей степени. Привезли мы её к святому Василию, и потому прошу – помоги-ка нам подвести её [к святым мощам]. Я отправил просителя к Митрополиту, и Митрополит назначил [именно] меня позаботиться об этой женщине. Помню, звали её Милчика и как будто она была католичкой. Отвели мы её под раку, а потом затворили в некой тёмной келье. [Она] ужасно кричала, крушила всё, что попадало под руку, и бросалась на людей. Ежедневно за неё читалась молитва перед ракой. На третий день она умолкла. Открыли мы келью, а она [сидит там тихо и] смирно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

При этом вне зоны внимания историков остаются, помимо указанных выше общих проблем, и некоторые более частные вопросы: 1) степень распространения коллаборационизма среди православного духовенства в том или ином регионе; 2) причины антисемитизма в церковной среде; 3) степень воздействия антисемитской пропаганды нацистов на православное население оккупированной части Советского Союза; 4) богословские основы участия духовенства в спасении евреев и др. Одна из причин небольшого количества исследовательских работ заключается в отрывочности и скудности источниковой базы. Практически все участники и свидетели описываемых событий уже ушли из жизни, оставив чрезвычайно мало нарративных источников. В доступных для исследователей архивных фондах соответствующую информацию приходится искать «по крупицам» в большом массиве документов различных организаций периода Второй мировой войны. Кроме того, часть документов до сих пор засекречена – в российских, белорусских и украинских государственных и ведомственных архивах (архивы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Комитета государственной безопасности Белоруссии, Службы безопасности Украины, Министерства обороны Российской Федерации и т.д.). Отношение некоторых других Православных Поместных Церквей, прежде всего Болгарской Церкви, изучено лучше. Здесь следует назвать монографию М. Бар-Зоара о героическом спасении болгарских евреев, сборник материалов состоявшегося в Софии в 1995 г. Международного симпозиума «Спасяването на българските евреи през Второта световна война», два сборника документов: «Гласове в защиту на гражданското общество. Протоколи на Светия Синод на Българската православна църква по еврейския въпрос (1940–1944 г.)» (София, 1998) и «Борбата на българския народ за защита и спасяване на евреите в България през Второта световна война (Документа и материали)» (София, 1978), а также статьи И. Гезенко и Д. Мельцера. В 2011 г. сербский епископ Иоанн (Йован Чулибрк) выпустил книгу на сербохорватском языке по историографии Холокоста на территории Югославии. Специальные же монографии об отношении Болгарской, Сербской, Румынской и Элладской Православных Церквей к Холокосту не выходили.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Только Христос не предаст никогда» Наблюдения косовских сербов о жизни на родине и на сытой чужбине Мария Васич «Часто приходится ездить по работе в столицу, в Белград. Но сама мысль о полном переезде туда мне претит: предки жили в Косово и Метохии, я там родился и живу – с какой стати мне покидать родную землю? Тяжело жить в Косово? – Да, бесспорно. Но лучше здесь, на родине, с тяжестью, чем где-то там – с воздушными замками и фальшивой деловитостью», – говорит Йован Зафирович, автор песен, афоризмов, сербский журналист. Йован Зафирович Многие молодые сербы Косово и Метохии пытаются примирить голос, с одной стороны, сердца, с другой – разума. Сердце призывает: «Останься, живи здесь»; холодный разум твердит: «Уезжай». Раньше такой разноголосицы не было, но изгнание православных сербов из своих городов, экономическая катастрофа, разорение военного времени сделали свое дело: те, кто раньше и в страшном сне не мог представить себе, что придется оставить родные места, воспринимал саму эту мысль как нонсенс, покидают Косово. Остаются самые крепкие, самые упрямые, самые безнадежные оптимисты. – Что гонит меня с родной земли? Отсутствие элементарных условий для худо-бедно достойной жизни, это у большинства так, я думаю. Что еще? Неизвестность. Нет: даже неведение. Оно какое-то злое, пропитанное страхом, это неведение. Когда ты просто чего-то не знаешь, ты трудишься, пытаешься разобраться, внести ясность – а когда годами видишь безуспешность твоих попыток разобраться, обреченность твоих трудов, начинаешь испытывать чувство, близкое к темной, беспросветной печали, – говорит Йован. Рассказы о том, что раньше люди в Косово и Метохии жили лучше и без войны, а то и в достатке, для молодого поколения – какая-то сказка, легенда. Сербы могли спокойно ездить по Косово, жить в городах, работать на заводах, ходить или ездить к друзьям на другой конец края? Нет, правда: у них была работа?! Дома? В них никто не плевал? – Сказки какие-то. Мария Васич Сейчас для жителя оставшихся сербских сел или деревень выбраться в город, например, Гнилане – целое приключение, и не самое приятное, надо признать.

http://pravoslavie.ru/146385.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010