Мардарий (Ускокович), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви Мардарий (Ускокович), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви 5 нояб. 1913 г. по ходатайствам серб. общин был созван самочинный Митровдановский церковно-народный собор в Чикаго под председательством новоназначенного руководителя Сербской миссии прот. Савы Войводича (1913-1917), учредивший «Сербскую Православную Церковь в Северной Америке» в юрисдикции СПЦ с кафедрой в Чикаго, поделенную на 3 округа под управлением епископа или архиерейского наместника, поставляемых в Белграде. Глава СПЦ митр. Сербский Димитрий (Павлович) ответил, что благословит решения собора лишь в случае упразднения юрисдикции РПЦ в Америке. В 1915 г. серб. приходы посетил иером. Николай (Велимирович) с проповедями «Будущее Югославии» и «Религия будущего в Югославии». В связи с сепаратистскими стремлениями серб. приходов РПЦ 18 июня 1916 г. вышел Указ Святейшего Синода РПЦ 7601) архиеп. Алеутскому и Североамериканскому Евдокиму (Мещерскому) созвать под председательством архиеп. Алеутского конгресс серб. священников в Америке; ввести в состав Североамериканского епархиального управления одного из серб. священников по рекомендации приходов; периодические издания на серб. языке, выходящие на территории Америки, подвергать цензуре. 18 окт. 1916 г. архиеп. Евдокимом (Мещерским) был созван конгресс серб. священников в Чикаго, на к-ром присутствовало 14 священников из 19. Сербская духовная миссия была поделена на 4 округа во главе с протопресвитерами: Восточный (прот. Йован Крайнович), Средний (прот. Филип Среданович), Первый (прот. Сава Войводич) и Второй (прот. Димитрий Митрович) Западные, объединившие 30 приходов в Америке и 1 в Канаде (5 приходов решением конгресса были упразднены). В 1917 г. Святейший Синод РПЦ назначил руководителем Сербской миссии синкелла Мардария II (Ускоковича) . По сообщению еп. Шумадийского Саввы, еп. Канадский Александр (Немоловский) , управлявший Североамериканской епархией РПЦ в связи с отсутствием архиеп.

http://pravenc.ru/text/114442.html

Мученик Вукашин, старец из села Клепац Вуксан-Вукан-Вук – православный серб из республики Герцеговина, села Клепац, расположенного на восточном берегу реки Неретвы. В Клепце находилась старинная, начала XVI века, церковь святого апостола Луки – задушбина известных сербских храмостроителей Милорадовичей, и церковь Преображения Господня (до основания, так же как и само село, разрушенная хорватами в 1992 году). Старец Вукашин происходил из рода Мандран, родился, вероятно, в конце XIX века. Вырос в родном селе, повзрослев, уехал на заработки в столицу Боснии Сараево. С установлением новой власти, Независимой Державы Хорватской, Вук был вынужден вернуться в родное село, но хорватские усташи римо-католики добрались и до тех краев. От их страшного нашествия на сербские земли пострадала вся семья Вукашина, так же как и многие другие православные сербские семьи, а он сам вместе с другими уцелевшими сербами был угнан в известный концлагерь для сербов – Ясеновац. В январе 1943 года старец Вукашин был зверски убит усташским палачом Жилой Фригановичем. Убийца, заметив старика-крестьянина, который с каким-то непостижимым мудрым спокойствием наблюдал за зверствами палачей, решил разрушить его необъяснимый покой, отвел его в сторону, поставил на краю свежевырытой ямы, в которую сбрасывали изуродованных полуживых людей, и потребовал крикнуть: «Да здравствует Павелич!». Старик, не шелохнувшись, продолжал спокойно молчать. Озверевший убийца схватил нож, отрезал ему оба уха и нос, затем снова потребовал воздать хвалу Павеличу, пригрозив заживо вырвать Вукашину сердце, если тот снова промолчит. Блаженный мученик, спокойно взглянув на своего мучителя, тихо, но внятно произнес: «Делай, дитя, свое дело». Такой ответ и небесный покой, отражавшийся на лице святого новомученика, привел убийцу в бешенство: вне себя от злобы, он выколол ему глаза, вырезал сердце, перерезал горло и ногами спихнул в яму. Фрески с изображением новомученика находятся в монастыре святого Архангела Гавриила в Земуне, в центре Белграда, в Иоанновском скиту монастыря Острог (Йован Дол), кроме того, лик его изображен и среди особо чтимых святых Захумско-Герцеговинской епархии на иконе, написанной к празднованию 780-летия епархии.

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

Телефон: 0650-253-04-65. Приход во имя святого Иоанна Рыльского (БПЦ) Адрес: Kuhnplatz 7, im Hof, 1040 Wien. Настоятель: иерей Иоанн Петкин. Телефон: 0664-224-43-70. г. Грац (Graz) Покровский храм (РПЦ МП) Адрес: Schatzkammerkapelle, Mariahilferplatz, 3 8020 Graz. Настоятель: иерей Арсений Черникин. Телефон: 0676-394-73-34. г. Линц (Linz) Приход во имя святых новомучеников и исповедников Российских (РПЦ МП) Адрес: Biberweg 30, Pichling, Linz. Настоятель: архимандрит Георгий (Вострель). Литургия совершается в последнюю субботу каждого месяца. г. Зальцбург (Salzburg) Храм во имя святой Марии Защитницы (РПЦЗ) Адрес: Christian-Doppler-Strasse 3a, A – 5020 Salzburg. Настоятель: иерей Сергий Киселев. Телефон: (0662) 4410-71-10. Храм во имя святой Параскевы (СПЦ) Адрес: Buergerspital-Platz 2, 5020 Salzburg. Настоятель: иерей Йован Алимпич. Телефон: 0662-630-352. г. Инсбрук (Innsbruck) Церковь в честь Рождества святого Иоанна Крестителя (СПЦ) Адрес: Sieberer Strasse 7. Настоятель: иерей Петар Пантич. Телефон: 0512-205-753. г. Филлах (Villach) Храм во имя святого Александра Невского (РПЦЗ) Адрес: am Waldrain 8, A-9500 Villach. Настоятель: протоиерей Василий Фонченков. Телефон: (43) 4242-551-10. г . Туллн (Tulln) Церковь во имя святителя Николая Чудотворца (СПЦ) Адрес: St. Stephankapelle, Wiener Strasse 20, 3430 Tulln a.d. Donau. Настоятель: иерей Александр Станкович. Телефон: 0676-755-37-0. г. Брегенц (Bregenz) Приход во имя святых Константина и Елены (СПЦ) Адрес: Feldkirche, Graf-Hugo-Wuhrgang 1, 6800 Bregenz. Настоятель: протоиерей Миле Мийич. Телефон: 05522/324-88. г. Куфштайн (Kufstein) Приход во имя святого Виссариона Сарайского (СПЦ) Адрес: Alte Spitalkirche, Krankenhausgasse. Настоятель: иерей Миленко Маркович. Телефон: 0664-465-80-11. В скобках указана юрисдикционная принадлежность прихода: РПЦ МП – Русская Православная Церковь Московского Патриархата РПЦЗ – Русская Православная Церковь за границей СПЦ – Сербская Православная Церковь БПЦ – Болгарская Православная Церковь По информации сайта Австрийского викариатства Румынской Православной Церкви. И продолжает снижаться: по данным газеты «Kleine Zeitung», ежегодно около 20 000 австрийцев подают документ о том, что больше не являются членами Римско-Католической Церкви. Полный текст интервью на немецком языке см.: . Рейтинг: 7 Голосов: 7 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/2842.html

«Не помню такого ужаса, река Пек за ночь вышла из берегов, наводнение застигло нас врасплох, полностью затопило наши нивы и дома, говорит житель села Дебели Луг близ Майданпека Добривое Кушлич. Под угрозой работа крупнейшей сербской гидроэлектростанции Никола Тесла. Власти предупреждают, что наводнение может вынести на поверхность мины, оставшиеся со времен гражданской войны. В Белграде создано 29 пунктов приема пострадавших, где размещено около 4500 человек, там трудятся несколько десятков тысяч волонтеров. На защиту столицы от стихии и помощь пострадавшим вышел весь город, миллион мешков с песком должны предотвратить дальнейший разлив рек, Белград готов принять новый удар. Люди не спят ночами, собирают гуманитарную помощь, поддерживая пострадавших, сбор необходимой помощи организован при каждом храме, едва ли не на каждой улице и в здании патриархии СПЦ, где в данный момент проходит священный архиерейский Собор. Сербский патриарх Ириней, архипастыри после заседаний, вместо отдыха отправляются в места, подвергшиеся самым большим разрушениям, епископ липлянский Йован лично принял участие в спасении людей от наводнения, а служба в соборе началась с молебна о прекращении дождей. Молебны прошли во многих городах Сербии, где еще можно было передвигаться по суше. Известный теннисист Новак Джокович передал для пострадавших 500 тысяч евро, известные музыканты организуют благотворительные мероприятия и концерты. Сербы из Косово и Метохии направили 100 тонн гуманитарной помощи, воды, пищи, средств гигиены, все самое необходимое, а также собрано 5 миллионов динар, сбор средств продолжается. С особой благодарностью говорят здесь о помощи, пришедшей из России, уже стал легендой русский спасатель Валерий Локтионов, который прыгнул с моста в бурный поток, с риском для жизни спас троих. В общей сложности спасатели из России спасли более двух тысяч человек. Спортивный комплекс Комбанк Арена принял несколько тысяч потерпевших, одна из них, бабушка Славна, двое суток спасавшаяся на верхушке дерева, рассказывает:

http://pravoslavie.ru/71028.html

При обители периодически действовали испосницы Пресв. Богородицы, св. прор. Илии (XV-XVI вв.), 4 испосницы св. Гавриила Лесновского (в одной из них, испоснице Облов-Врв, были обретены его мощи), арх. Михаила (XIV в.) и скиты - Вознесенский, св. бессребреников Космы и Дамиана и вмч. Димитрия. Лит.: В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950. С. 169-173; О. Цркве и манастири на noдpyчjy nampujapшuje до 1683. г. Београд, 1984. С. 123-127; М. Enuckonuje и мumponoлuje Српске цркве у веку. Београд, 1985. С. 123-127; Српски jepapcu. С. 20, 224, 240, 497; Поп-Атанасов Велев И., М. Скрипторски центри во средновековна Makeдohuja. Ckonje, 1997. С. 145-170. Н. В. Радосавлевич Архитектура и росписи Ц. архангелов Михаила и Гавриила относится к крестово-купольному типу, сложена из тесаного камня (1341). Трехчастный алтарь оканчивается полуциркульной внутрицентральной апсидой, которая снаружи имеет 6-гранную форму; 2 боковые апсиды полукруглые, соответствуют диаконнику и жертвеннику. Купол опирается на 4 столба. В 1349 г. к наосу был пристроен притвор с куполом, в 1558 г. еще один притвор с 2-скатной крышей. Росписи наоса ц. архангелов Михаила и Гавриила, вероятно, были начаты в 1341 и закончены в 1346/48 гг. (годы, когда Йован Оливер носил титул севастократора); росписи притвора датируются 1349 г. Христос Пантократор. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Христос Пантократор. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Христос Архиерей. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. В скуфье купола храма помещен образ Христа Пантократора. Медальон, внутри к-рого находится оплечное изображение Христа, окружен лучистым сиянием, напоминая об образе Христа «Солнца Правды», который используется в песнопениях (тропарях) праздников Рождества Христова и Сретения. Медальон с изображением Христа несут, поднимая вверх, 8 ангелов. Ниже расположена композиция «Небесная литургия»: 10 ангелов в диаконских одеждах с богослужебными сосудами, тканями и свечами в руках образуют процессию, в которой также участвуют другие небесные силы: серафимы, тетраморфы и престолы.

http://pravenc.ru/text/2463597.html

Отец Йован Рапаич, редактор богомольческого журнала в Крагуевце и наш знаменитый духовник, открыл Собор такими словами: – Братья и сестры, думаю, что и ангельские небеса ныне радуются столь великому числу вас, собравшихся здесь, в Дивостине, в сем дивном «Девичьем пристанище». Наше Богомольческое движение – это, в первую очередь движение покаянное. И потому все мы собрались здесь как кающиеся. А если, по слову Спасителя, великая радость на небесах бывает [и] об одном кающемся грешнике ( Лк.15:7 ), то какова она там сейчас при виде многих сотен таких кающихся! Бабочка радуется переливам [букв.: обилию. – Ред.] цветов на безбрежном лугу; пчела веселится о многоцветье сада, мать восторгается домом, полным детей. А Бог радуется множеству Своего народа. И мы радуемся Богу. Наше учение – не некое собственное изобретение, а то, что Евангелием возвещено мipy. Своим духовным опытом (букв. своими духовными переживаниями. – Пер.) мы лишь подтверждаем это учение. На грешника прежде всего снисходит страх пред Богом; от этого страха рождается покаяние, за покаянием следует упование на Божию милость, а вслед за упованием приходит любовь, проявляющаяся в частой молитве и добрых делах. Все это вы испытали на себе или испытываете сейчас. И потому сами восстаете против ветхого человека в себе и радуетесь [человеку] новому. Возмущаетесь, говорю я, и восстаете против греха в себе и в обществе. Поэтому наше Движение названо Духовным восстанием. Как сербские рабы подняли восстание против агарян, так и мы, с Божией помощью, начинаем это Духовное восстание против греха, отравляющего [и] умерщвляющего и отдельных лиц, и весь народ. Свобода принадлежит человеку, как хлеб и дыхание. Впрочем, если человек или народ освободится лишь от внешних тиранов, но останется под гнетом своих собственных грехов, то тем самым сделал он не много. Это все равно, как если бы прогнал он чужой скот со своего пшеничного поля, но взамен пустил бы на это поле собственную живность, чтобы поела она у него все посевы и оставила его голодать. Это [и есть то] неразумие, против которого мы ополчаемся. И [в] это[м заключается] смысл нашего православного Богомольческого движения или, как [я уже] говорил, Духовного восстания в сербском народе. Памятуя об этом, я открываю наш сегодняшний Собор и сердечно приветствую всех присутствующих, а в первую очередь – преосвященного Владыку, духовенство, гостей, прибывших издалека и изблизи, а также всех вас, посланников наших братств со всей страны, и остальных наших братьев. Добро пожаловать!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > С Патриархом Иринеем по Святой Земле 29.12.2020 512 Время на чтение 9 минут 28 декабря – сороковой день отшествия ко Господу Предстоятеля Сербской Православной Церкви Святейшего Патриарха Иринея – выдающегося иерарха, богослова и пастыря. Любовь к людям, доброта и скромность Святейшего владыки остались в памяти и в душе каждого, кому довелось с ним встречаться. В числе тех, кто может поделиться этими счастливыми воспоминаниями, – епископ Пакрацко-Славонский Йован. Патриарха Иринея я встретил впервые в Хиландаре еще будучи послушником. Митрополит Амфилохий отправил меня и теперешнего иеромонаха М. на Святую Гору, чтобы мы могли немного перевести дух после «дробилки» Цетиньского монастыря военной поры и «принять Духа». Это случилось непосредственно после краткого настоятельства отца Паисия (Танасиевича), когда и настоятели, и братия заново учились общежительному порядку, предписанному святым Саввой, после многовековой идиоритмии. Отец Паисий после истребления его семьи на Дрине (повторного, ибо то же самое случилось и во время Второй мировой войны), уединился в недавно восстановленном скиту святого Василия на побережье, где он с любовью и подлинным святогорским гостеприимством принял нас. Вскоре он отправится во Вране (Южная Сербия), где за короткое время создаст ряд братств и сестричеств, которые его, рано почившего, до сих пор хранят в благодарной памяти. Патриарх Ириней – тогда епископ Нишский – прибыл в те дни в Хиландар, куда его направил Священный Синод, чтобы возглавить Литургию на монастырской Славе Введения Богородицы во храм Если бы мне тогда сказали, что он же, но уже как Патриарх направит меня как своего викария в 2014 году в Хиландар, чтобы возглавить празднование памяти святого Симеона Мироточивого Владыка Нишский посмотрел на непримечательных послушников (впрочем, примечательный послушник – это оксюморон), которые подошли взять благословение, и спросил, откуда мы, после чего любезно и немного официально сказал: «Что ж, нам нужны монашеские кадры». Правда, послушники уже были достаточно одержимы Святой Горой, чтобы такое рекрутирование произвело на них впечатление. Позже о. М. и я долго вспоминали ту странную силу, объятые которой мы, как два горных козла, карабкались от Ватопеда до Хиландара, и только спустя время признались друг другу, что не могли понять, что происходит с тем другим, куда он летит как помешанный.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/29/s_patr...

Жив Бог наш, дорогие братья и сестры и дети, и Он – присно Бог, творяй чудеса ( Пс.76:15 ). Ему слава и [по]хвала, господство и власть, сила и держава, благодарение и славословие, Троице во Единице: Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и во веки веков. Аминь. Пятнадцатый урок истины. Второе письмо гостям Уважаемый г–н Патерсон. Мне доставляет радость, что теперь могу направить Вам отчет и со второго нашего совета. Он касается чудес святых Апостолов и апостольской Церкви. Надеюсь, что и Вы по прочтении этого материала придете к тем же выводам, что и я, а именно: 1) что ученики совершенно верно поняли своего Учителя в миросозерцании, то есть в воззрении на мир земной, естественный, на мир преисподний, адский, и на мир горний, небесный, и что во всем мыслили они умом [букв.: умствовали умом. – Ред.] Христовым ( 1Кор.2:16 ); 2) что творили они такие дела, какие видели у Господа своего, а при необходимости совершали и другие и вящие дела, но всё в том же духе, с той же целью (ради спасения людей) и силой Того же Духа Святого; и 3) что [они], в отличие от магов, всегда считали, что совершаемые ими чудеса – не от них, а через них. Посему и творили они их всегда во имя Христово, ради Христовой славы и преуспеяния Христовой Церкви. Сознавая, что Христос действует через них, они утверждали, что с помощью Христа могут всё и нет для них ничего невозможного. Чувствовали они, что вверена им божественно–сыновняя власть над природными стихиями, над бесами и над людскими недугами. Всё это они удостоверили делами. Вместе с названным отчетом высылаю Вам и интересный очерк под названием «Йованьское стословие». В нем собраны общие понятия о чудесах и чудотворчестве, а также изложено наше православное учение о чудесах. Желая Вам всех благ от Бога, остаюсь Вам преданным Иеромонах Йован Рапаич Шестнадцатый урок истины. Второе письмо издалека Уважаемый отец Рапаич. Я получил Ваше письмо с отчетом второго совета и с очерком «Йованьское стословие». Прочитав его, отправился навестить своего друга Карингтона, поскольку он приглашал меня приехать к себе, как только вернусь я с Айоны, ибо чувствует он себя не очень хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Некоторые черногорские священнослужители открыто служили молебны за руководителя югославских коммунистов И.Б. Тито, с чем активно боролся Владыка Иоанникий. [xxv] В конце войны в рамках возглавляемого И.Б. Тито Отечественного фронта в некоторых регионах были созданы религиозные комиссии, в том числе в Черногории – в июле 1944 г. В эти комиссии в числе прочих входили и отдельные священнослужители. Так, в религиозную комиссию при Черногорском антифашистском вече от православных вошли в качестве председателя – протоиерей Йован Радович и в качестве секретаря – священник Джодже Калезич. Это не помешало гонениям на духовенство и до и после изгнания оккупантов Народно-освободительной армией Югославии (НОАЮ). Всего от рук коммунистов в Черногории погибло больше священников, чем в любой другой республике Югославии. Так, прикрываясь борьбой с итальянскими войсками, титовские партизаны 29 июня 1941 г. расстреляли настоятеля монастыря Жупа архимандрита Никодима (Янюшевича) и настоятеля монастыря Пресв. Троицы близ Пльевли архимандрита Серафима (Джарича), 27 июля – игумена монастыря Милешево игумена Нестора (Тркуля), 15 ноября – священника Василия Божарича, 3 апреля 1942 г. – священника Ново Делича, в июне – иеромонаха Феофана из монастыря Косийерева, в декабре 1942 г. – священника Йоку Гойнича, а всего в период оккупации убили по разным сведениям от 21 до 36 клириков. Уже после освобождения, в ноябре 1944 – июне 1945 гг., в Черногории коммунистами был убит 61 православный священнослужитель. [xxvi] В начале ноября 1944 г., накануне прихода Народно-освободительной армии в Цетинье, митрополит Иоанникий покинул город с несколькими местными священниками и служащими митрополии и направился в сторону Подгорицы. До конца ноября он пребывал между Подгорицей и Скадарским озером, где к Владыке присоединилось еще несколько десятков священнослужителей. В начале декабря эта группа направилась на запад через Санджак и Боснию, но, добравшись до Словении, попала в плен к частям НОАЮ. [xxvii] По другим сведениям митрополит Иоанникий был арестован еще 13 ноября 1944 г.

http://bogoslov.ru/article/1158253

Разные торжественные случаи часто были причиной контактов сербских и греческих монахов, но Хиландару был насущно необходим русский опыт, особенно тогда, когда речь шла об организации церковной жизни или жизни переписчиков в монастыре. Контакты между обителями Хиландар и Св. Пантелеимона были особенно интенсивными в XII и XIV вв. 589 Сербская литература XIV в. записывает еще одно событие, связанное с русским монастырем Св. Пантелеимона и с тогдашним настоятелем Хиландара игуменом Данило. Однажды игумен пошел в Пантелеимоновский монастырь к своему духовному отцу. Узнав об этом, солдаты напали на русский монастырь и подожгли крыльцо. То самое крыльцо, с которого св. Савва обратился к солдатам, посланным его вернуть, и сообщил им, что принял постриг и надел монашеские ризы. Но благодаря молитве игумена Данило атака была остановлена, хотя сам монастырь был сильно поврежден 590 . Значительным фактом являются те данные, встречающиеся в Житии архиепископа Данило, которые говорят о том, что духовный отец хиландарского игумена был из монастыря Св. Пантелеимона. Это еще раз свидетельствует об авторитете, который тогда имели русские монахи, и можно говорить наверняка, что контакты сербских и русских монахов были частыми в период, когда Данило был игуменом Хиландара. В тексте также говорится, что в периоды серьезной опасности он дни и ночи проводил в беседе со своим духовным наставником 591 . Обновление пострадавшего монастыря начинается в середине XIV в., когда он переходит во владение сербских монахов и когда царь Душан делает игуменом монастыря знаменитого старца Исаю. Душан дарует монастырю новые земли и выделяет большую денежную помощь, определяя монастырь как царский и автономный. Из Жития старца Исаи мы узнаем, что обновление монастыря происходило при его жизни: «Отец наш Исая от благочестивых церквей до монастыря пришел с большой радостия. И поднял церковь прекрасную и трапезарию и все, что монастырю и монахам нужно для покоя: церкви прекрасные великие, теремы, земли с царской дарственной. Все это благодаря помощи св. Пантелеимона» 592 . Авторитет этого монастыря в Сербии был невероятно велик, поэтому помощь ему слали монархи и вельможи и после правления царя Душана (король Вукашин, деспот Йован Драгаш, князь Лазарь, его жена и дети, деспот Джура Бранкович) 593 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010