Желаю вам всего наилучшего от Бога и сердечно приветствую вас Николай Саут-Кейнан, Пенсильвания 15 января 56 г. Дорогой мой Доктор, Я получил твою приходскую газету, но, к сожалению, не могу читать на «латинице 95 » (которая вовсе и не латиница Запада, но славянского Востока, чудовищный алфавит [письмо]!). Я только просмотрел, а прочитать мне некому. Меня очень заинтересовал случай с «spooke-house» 96 , досаждение злых духов и успешная молитва . Я хотел бы иметь это для своей коллекции. Поэтому прошу тебя, перепиши это начисто и отправь. Я воспользуюсь, с аналогичным материалом, собранным в Сербии. Когда-нибудь. Еще раз поздравляю тебя с крестной славой. Пусть славный Йован Предтеча вымолит у Господа Бога все, что вам нужно для спасения. Всегда преданный тебе Николай П. С. Я не в восторге от сооружения новых сербских церквей в Англии. У меня есть большая надежда на то, что мы вернемся к своим дорогим церквям и монастырям в Святой Сербии. С НОВЫМ 1956 ГОДОМ Вам и всему Сербству. Аминь, дай Боже! С праздником крестной славы! Святой и сильный Йован на помощь всюду и навсегда. Да украсит путь Ваш и всего Сербства в Новом году цветами (как эта открытка). Довольно терний [шипов], о Господи! Сердечный привет Николай ЕЛЕНЕ НАЙДАНОВИЧ, СУПРУГЕ Д-РА ДИМИТРИЯ НАЙДАНОВИЧА 97 1947 г. Любезная Госпожа Ела, Давным-давно я получил Ваше письмо в Нью-Йорке, но только сейчас пишу Вам отсюда из санатория. Я удивлен, что Вы с Димитрием хотите приехать сюда. Нет сейчас страны, где течет мед и молоко. А на кого оставите школу? И чем бы вы здесь занимались? Боюсь, что не ошибаюсь. В любом случае, сейчас нашим невозможен приезд сюда, пока не откроется новая квота. А пока лучше всего успокоиться в этой стране культуры и свободы. И молитесь Богу о милости всему миру, потому что гнев Божий настигает всех. Вам и Дмитрию желаю счастливого Нового года. Да благословит вас Бог. Еп. Николай Письма Ратибору Джурджевичу Постоянный адрес: Сербский монастырь Либертивилль, штат Иллинойс. США На праздник св. Апостола Филиппа 1946 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ибо Апостол говорит: «Духа Святого Божиего не печальте…» Но еще более чем этих, нужно отметить девственников и девственниц, живших в миру и оставшихся девственными до конца жизни (ради примера приведем лишь некоторые имена: Стака Скендеровека, отец Серафим из Крагуевца и брат Драги из Крнева – наших дней; девушка Милица Костич из Крушевца, недавно прыгнувшая с восьмого этажа, чтобы девство свое от насильников сохранить, и многие другие примеры). Более того, весь сербский народ все еще имеет глубоко в своем сердце чувство стыда и целомудрия, что определенно видно по нашим народным песням, не только эпическим, но и лирическим, о которых по праву говорится, что они передают «святость красоты» и «чистоту целомудренной невинности», без «личной страсти» и «без чего-либо чувственного». У писателя Велько Петровича есть такая характерная констатация: «Тот же дух (чистоты, как в лирических песнях) создал Дечанскую Богородицу (икону) и милешевского охранника гроба Христова (т.е. Ангела Воскресения)…, ангела, который сияет, как видение белой, гордой красоты. Сколько бы ни было в ней праславянских языческих «наслоений», наша народная лирика обрамлена христианской аскезой и освещена свечой так же, как и солнцем»). Сербская свадьба Ту же целомудренность и врожденную стыдливость у сербских мужчин и женщин, особенно у сербских матерей (дивны вообще примеры сербских матерей: Евросимы, матери Юговичей, матери Стояна Янковича, княгини Милицы, матери Николы Теслы, Стоянки – матери Княжепольской, «Матери Православной» Назора, матери из произведений наших новеллистов Лазы и Янка) отмечали и Йован Цвиич, и Йован Дучич, причем особенно у сербов динарского типа (тогда как на юге и в Боснии имеют место некоторые ориентальные влияния, посему там есть проявления страстной тоски и любовного томления, чего у динарцев нет, кроме как в «новокомпонованных песнях», которые народными уже и не являются). Характерные особенности сербской чести и достоинства известны, они выражены во многих народных пословицах и песнях.

http://pravmir.ru/duxovnaya-zhizn-serbov...

Сейчас монашеская жизнь в монастыре возрождается, новомученик Гавриил особо почитается сестрами и прихожанами монастыря. Священномученик Иоанникий, митрополит Черногорско-Приморский Митрополит Иоанникий (в миру Йован Липовац) родился 16 февраля 1890 года в приморском городе Бока Которска, в семье Шпиро Липоваца и Марии Дамьянович. Боголюбивая душа маленького Йована с раннего детства наполнялась ревностью и любовью к святому Православию. Родители воспитали будущего митрополита и дали ему образование в чисто православной традиции, которая в его родном Приморском крае веками подвергалась латинским гонениям. Начальную школу Йован окончил в городке Прчань, классическую гимназию – в Которе. Духовное образование он получил в Задарской семинарии, а впоследствии продолжил обучение на философском факультете Белградского университета. В Белграде он выдержал экзамены по богословским дисциплинам и получил степень профессора богословия. В диаконский сан рукоположен 8-го, а в сан пресвитера – 10 ноября 1912 года епископом Бококоторским и Дубровацким Владимиром. С 1912 по 1918 год служил помощником настоятеля Которской церкви, а затем получил приход в Ластве. С 1919 по 1925 год преподавал в Цетиньской женской педагогической гимназии и Цетиньской духовной семинарии, а с 1925 по 1940 год – в Первой мужской гимназии в Белграде. Как вдовствующий протоиерей назначен викарным епископом Будимлянским, а в конце 1939 года в монастыре Раковица принял монашество от митрополита Скопского Иосифа с возведением в сан игумена. В 1940 году, 11 февраля, в Кафедральном храме Белграда принял епископскую хиротонию от патриарха Сербского Гавриила, митрополита Скопского Иосифа и епископа Зворнично-Тузланского Нектария. Три архиерея рукоположением и призыванием Духа Святого на ставленника передали апостольское преемство и благодать новому владыке, а в скором времени все они, каждый по-своему, разделили с ним чашу мученичества и исповедничества веры Христовой. Митрополиту Иоанникию выпало управлять Черногорско-Приморской епархией в крайне тяжелое время – в период Второй мировой войны. Благодаря его заступничеству и ходатайству, были сохранены многие жизни. Только Богу известно, сколько голодных было накормлено во дворе Цетиньской митрополии, сколько гонимых спасено от смерти и плена благодаря усердию и жертвенности митрополита Иоанникия. Братоубийство, бушующее в Черногории, собирающее свою кровавую дань, разрывало душу и сердце митрополита. Каждым словом своим, каждым шагом, каждым действием он старался сохранить мир и любовь среди черногорцев, оплакивая каждую невинную жертву, моля Бога о спасении и сохранении всех верных, всего народа Черногорско-Приморской митрополии. С великим усердием молил он Господа, чтобы Вседержитель умудрил и наставил на путь истинный всех ослепленных и помраченных ложной идеологией. О неисчерпаемом боголюбии и братолюбии митрополита Иоанникия свидетельствуют его доброделание, его подвиги, которые он, приняв мученический венец, принес Господу.

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

158 Какие это ереси оставались после Немани, в сказании Дометиана не сказано. Поздний летописец так излагает известие Дометиана: «Елици крещени во латинскую ересь вопадоша, сам молитву миру изглаголав помазует их и верним причитает. Елицы же не покараху се, сих повелеваше цару Стефану брату со безчестием от отчьства изгнати и недаваше растити тернию во место винограда» (Гласник. Х, 36). Но Латиняне жили в Сербии и при Душане. Итак, не этих людей имел в виду Дометиан, когда говорил о подвиге Саввы в отношении к ересям. Вероятнее, это были остатки ариан и богомилов. 159 Об этом говорится и в Русских летописях. См.: Карамзин Н.М. История государства Российского. Том IV, прим. 84, 388; Сербская летопись в Гласнике. V, 38. 39, Х, 360. 160 Письма с востока 1, 114. (Муравьев А.Н. Письма с Востока в 1849–1850 гг.: В 2 ч. СПб., 1851. Ч. 1 (далее – Муравьев А.Н. Письма с Востока. – Ред.)). 162 Грамота 1233 г., не совсем сохранившаяся, напечатана в В акад. VII, 207. 208. Не бесплодна была заботливость св. Саввы о Зетской кафедре В 1252 г. старанием «епископа всея Зетскея области кир Неофита, восполняющего всё недостающее из святых писателей в святой церкви арх. Михаила на месте Иловице» переведён был вновь номоканон с полными правилами и толкованиями (у Григоровича, стр. 182, 183), перешедшей в 1270 г. в Россию. 164 Раича ист. 2, 382. (Раич Йован. История разных славенских народов, наипаче болгар, хорватов и сербов: В 4 ч. Вена, 1794–1795. Ч. 2 (далее – Раич. История разных славенских народов. – Ред.)). 165 Относили смерть свт. Саввы к 1241 г. Но напрасно. Болгарский патр. Иоаким, отпевавший его, скончался в первой половине 1237 г., когда Ясень осуждал Цорулуму, нынешний Чорлу (Georgios Akropolites. Historia, стр. 36). Следовательно, кончина свт. Саввы последовала в январе 1237 г. Так и по летописям: Никон. л. 2, 287, 288; Гласник. V, 46. Х, 263. В псалтири Киприана память свт. Саввы 14 января, у Царского 564 служба генваря 14 на память свт. Саввы. Так и в греческом синаксаре. Но на Афоне празднуют память его 12 января (Афонский патерик. Ч.2:180).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Многократно патриарх призывал верный народ и к внеочередным постам, чтобы избежать бедствий, которые ему угрожают, или, если они уже наступили, смягчить их последствия. Были то слова человеческой и пастырской заботы, слова небесного отзвука на земле. Слово патриарха Павла возвращало к жизни, придавало силы, руководило. Творило. Йован Янич Соработники у Бога ОТКРОВЕННЫЕ ВЕЧНЫЕ, НЕИЗМЕННЫЕ ИСТИНЫ Человек — существо, способное осознать вечные, неизменные истины, открытые ему Богом, насколько может их понять его ум и насколько это необходимо ему для спасения. Человек не должен тратить время и силы, чтобы их исследовать и отыскивать, они даны ему в готовом виде. В то время как в других областях: математике, технике, медицине и т. д. — он постепенно открывает нечто новое, лучшее и более точное, в науке евангельской человек этим заниматься не должен, эти истины ему уже открыты. Энергию же эту, сбереженную таким образом, нужно ему употребить на то, чтобы истины эти претворить в жизнь, ибо наука евангельская состоит не только в познании ее истин разумом, но и в ежедневном и ежечасном действии, жизни по ним. Кроме того, необходимо, чтобы христиане, как соработники у Бога (1 Кор. 3:9), излагали эти вечные истины, когда того потребует время, при помощи современных слов и примеров. Всесторонне освещать их так, чтобы они были ближе, яснее современному миру, легче для понимания и претворения в жизнь. НА НАС ВОЗЛОЖЕНО СДЕЛАТЬ ТО, ЧТО МЫ МОЖЕМ На нас возложено в свое время сделать то, что мы можем. То, что не можем, сделает Бог, если будет иметь для кого. Это от нас зависит. В нашем народе достаточно примеров и учителей того, как спасать душу, достоинство рода и всего человечества. Если будем держаться этого, Бог будет с нами. ТРУД НА ПОЛЬЗУ ЦЕЛОГО Как существует в теле множество органов, которые исполняют каждый свою функцию на общую пользу, пользу целого, так нужно и всем нам, каждому на своем месте и на своей должности, действовать ради всеобщего блага. СОРАБОТНИКИ У БОГА Мы, православные верующие, веруем слову Христову, которое гласит: нет ничего тайного, что не стало бы явным, ни скрытого, что не открылось бы (Ср.: Мф. 10:26; Лк. 8:17 и 12:2). Веруем, что око Его все видит, что Он все знает и что все мы предстанем пред Судом Его, чтобы дать ответ, на что употребили Его дары. Пред Судом Его никто не сможет оправдаться ложью, неправдой и ненавистью, соответственно — преступлениями. Именно это и дает нам силу держаться. Но нам не следует ожидать, что Бог откроет это. Апостол Павел говорит, что мы Его соработники, и далее, что мы обязаны участвовать в процессе провозглашения истины (См.: Еф. 6:14–17). Если же мир не желает слышать истину, однажды все мы отойдем пред Лице Божье, и, думаю, Он скажет, что мы добры насколько мы добры (Ср.: Еф. 6:8).

http://pravmir.ru/sorabotniki-u-boga/

Итак, придя в себя, кое-как дополз я до кромки земли, ухватился за тот куст, вылез и вернулся домой. Проболел я недолго, но это событие изрядно научило меня любви Божией. Полагаю, что оба гласа «иди» и «вернись!» – исходили от Ангела. Сказано мне было вернуться, так как мне грозила опасность. А сказано мне было идти, чтобы приобрёл я опыт того, как Бог спасает человека. Я был поставлен перед выбором. И я внял первому зову, говорившему мне «иди!» О чуде в монастыре Рáваница (в области Срем) Три года тому назад мы получили от нижеподписавшегося брата Петара Козлича письмо, содержание которого приводим здесь слово в слово, без изменений. «Йован Попович, земледелец из Шашинаца близ Сремской Митровицы, оглох в 1914 году на поле боя, так что левым ухом не слышал вовсе, а правым – лишь немного, да и то, если говорили ему в самое ухо, а так, хоть бы рядом и из пушек стреляли, Йован ничего не слышал. В 1914-м и 1915 годах врачи пытались как-то ему помочь, но без всякого успеха. В результате он был демобилизован как полностью негодный к воинской службе. Вернувшись домой, Йован [вновь] искал помощи у врачей, ездил к ним лечиться, однако [доктора] ему ничем не помогли, хотя обещал он им всё, чтó попросят, – только бы вернули ему здоровье. Врачи утверждали, что он уже никогда не сможет слышать, так как [слуховые] нервы у него простужены и, по их непреложному мнению, у него полопались барабанные перепонки. …Однако невозможное человекам возможно Богу, ибо Он всемогущ. Но, к сожалению, люди не обращаются к Богу и не просят у Него помощи в своих невзгодах. Вот и Йован, потеряв всякую надежду на выздоровление, покорно носил своё бремя. Но Всемогущий, провидя его терпение, призвал его к полному исцелению. Призвал Он Йована покаяться в своих грехах, дабы сначала отверзлись у него духовные органы чувств, а затем уже – и телесные. Два года тому назад Йован стал усердно каяться в своих прегрешениях и хотя [по-прежнему] не слышал, однако регулярно ходил в церковь и на братские собрания, стараясь не пропустить ни одного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Св. Софии в Мистре, Греция (ок. 1350), ц. вмч. Димитрия Маркова монастыря, Македония (ок. 1376-1381). Др. изображение служащего Христа Архиерея в богато украшенном, расшитом жемчугом саккосе, благословляющего правой рукой и держащего в левой закрытое Евангелие, находится в нише диаконника. На боковых стенах алтаря изображены св. архидиаконы Стефан и Лаврентий. В зоне алтаря и на прилегающих к нему поверхностях стен и столбах представлены св. отцы Церкви, архиепископы К-польской и местной Церкви. Росписи наоса составляют несколько циклов: двунадесятые праздники (от Благовещения до Успения Богоматери), Страсти Христовы (18 сцен в верхнем регистре, от Омовения ног до Погребения; это самый обширный из всех циклов в росписи Л.), Явление Христа по Воскресении, притчи и чудеса (в среднем регистре), Деяния и чудеса арх. Михаила (12 сцен в нижнем регистре; начинается со сцены «Собор архангелов», которая в византийском искусстве включается в цикл деяний только с сер. XIII в.), Житие прп. Гавриила Лесновского, основателя общины и монастыря, погребенного в храме (на юж. стене алтаря 2 иконных образа этого святого; на сев. стене - в плоской нише сцена «Преставление прп. Гавриила»). В нижнем ярусе стен и на столбах - единичные образы избранных святых и портрет донатора (на сев. стене центрального нефа Йован Оливер в роскошных одеждах севастократора, предстоит с моделью храма перед небесным патроном церкви арх. Михаилом). Ктитор Йован Оливер. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Ктитор Йован Оливер. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Св. арх. Михаил поражает сарацинов. Роспись наоса ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Св. арх. Михаил поражает сарацинов. Роспись наоса ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Роспись основного пространства храма выполнена 4 греч. мастерами; частично сохранилась подпись одного из них (Георгий ?). По мнению В. Джурича и С. Габелич, 1-й мастер выполнил изображение Христа Пантократора, Небесной литургии и пророков в куполе, 2-й - фигуры 40 Севастийских мучеников, евангелистов и цикл Великих праздников (за исключением сцены «Успение Богоматери»), часть сцен в цикле Страстей Христовых.

http://pravenc.ru/text/2463597.html

Итак, выехали мы вшестером: наш отец Даниил, гость из России Георгий, сестры Настя, Полина и Лариса, а также наш добрый познаник (знакомый) черногорец Йован – в качестве водителя и провожатого, он знал, как проехать по Косово без пратни (охраны). Дело в том, что со времен последнего военного конфликта в Косово православные без пратни обычно не ездят. Пратня – это два бронетранспортера, едущие впереди и позади автобуса с паломниками. Мы же просто «замаскировались» слегка: Йован надел черные очки, батюшка снял камилавку, а всем остальным сказали не высовываться в окна. От нашего метоха (это частное монастырское владение, скит) до границы с Косово – около трех часов езды, мы соседи. Граница напоминает автозаправку: несколько будок, к которым подъезжают машины. Надо было только предъявить паспорта, и все. Едем дальше. За окном – темный жутковатый лес, елки, заросли, совсем как в России. Но дальше дорога стала спускаться вниз, и пространство расширилось до горизонта. Открылось огромное равнинное плато, сплошь все в домишках, речушках и огородиках. ...Да, вот оно, легендарное Косово поле! Кстати, почти в одно время с Косовской битвой и в России состоялось историческое сражение – Куликовское. Что для всякого русского в словах «поле Куликово»? Дмитрий Донской, святой Сергий, свержение ига, святая земля, залитая кровью. А что для всякого серба в словах «Косово поле»? Святой князь Лазарь, легендарный «Косовский завет»: предпочтение земного небесному, поражение на земле, торжество на небесах, святая земля, залитая кровью... А кос – это черный дрозд, как и кулик, совсем небольшая птичка. ...Едем по Косову. Восточного типа городские квартальчики: узкие, витиеватые. Дома, в основном одноэтажные, прячутся за деревьями. Мечети с минаретами, мусульмане кругом, чумазые дети, магазины, кабаки. На угрюмых смуглых лицах – какое-то недовольство, тревога, злоба. Если бы можно было повернуть время вспять, увидели бы мы здесь совсем другие церкви и другие лица. Мы увидели бы здесь мир, любовь, покой и счастье, красоту и благоденствие. А тем, кто на чужом счастье свой дом строит, – не видать ни мира, ни покоя вовеки.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Возвращением Епископа Артемия Священноначалие нашей Святой Церкви само бы отворило врата для того, чего от нас требует, т.е. возврата в монастыри, а прежде всего, всем и особенно князьям мipa сего показало, что в действительности в водимой Христом церковной политике нашей Свято-Саввской Церкви нет места никакому смягчению и изменению курса в отношении Косова и Метохии (как уже высказался Питер Фейт, и чего бы они всей душой желали, и как триумфально на своих «советах» заявляют). Но что все в соединении и единодушии и далее, Пресвятой Троицей ведомые, Отцом укрепляемые, Христом собранные и Свято-Духовски возлюбя друг друга, не только будем хранить распято-косовский удел Неба на земле, но и в вечности будем все причастниками неприступного таинства Жизни Вечной. К этому обращению монахов-беженцев присоединяемся и мы, остальные насельники монастырей Рашско-Призренской епархии, и далее пребывающие в своих монастырях в ожидании возвращения наших братьев и сестер в свои богоспасаемые обители, но, прежде всего, желая и смиренно и коленопреклоненно моля Его Святейшество и Отцов Архиереев возвратить на его кафедру и в свою Епархию безвинно изгнанного отца нашего, Епископа Артемия. Монастырь Црна Река 1. протосинкелл Николай Николич 2. иеромонах Наум Миркович 3. иеромонах Дамаскин Вацич 4. иеромонах Виссарион Шулович 5. иеромонах Ириней Ристич 6. монах Антоний Маринкович 7. монах Климент Неделькович 8. монах Рафаил Пейчич 9. монах Киприан Келевич 10. монах Иоасаф Лоич 11. монах Харитон Влаич 12. послушник Деян Стоянович 13. послушник Деян Матияшевич 14. послушник Драган Младенович 15. послушник Александар Стопа 16. послушник Йован Эрделян 17. послушник Александр Козулин 18. послушник Йован Банков 19. послушник Марко Трайкович Монастырь Баньска 1. иеромонах Агапит Бичанин 2. иеромонах Пимен Деянович 3. монах Леонтий Кантар Монастырь Сопочаны 1. иеромонах Досифей Вукосавлевич 2. иеромонах Максим Новакович 3. монах Паисий Маркович 4. послушник Оливер Джюрджев 5. послушник Деян Макич

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/a...

Нищета, покинутость, безнадега. Для таких семей наши приезды, собранная нами (часто при поддержке читателей «Православие.Ru») помощь – свет в окне. Конечно, благодарят. Разумеется, молятся. Часто плачут. Впрочем, мы тоже слезы иногда не сдерживаем. «Как живете?» – «Нормально». «Норма» – это унизительно низкое пособие, ниже всякого прожиточного минимума, которое никто никогда не перерасчитывал и не повышал, разумеется. Вот и учи на него своих детей, покупай продукты и что там еще. «Всё нормально». В сербском анклаве С желаниями и планами сербы Косово и Метохии осторожны, научились не увлекаться фантазиями и мечтами. «Довлеет дневи злоба его» – вот, наверное, главное правило. Очень сложно сравнить жизнь людей Косово и Метохии с другими местами Сербии. Иногда такое сравнение просто раздражает – особенно тех, чье сердце осталось дома, в родном Косово: «Белград – как птица в небе, а Косово – птица в клетке, и уж совсем не золотой. Разница огромна. В сытом Белграде люди могут строить планы и мечтать; в Косово же главная задача – проснувшись, увидеть, что дом и церковь целы, скот не увели, не украли трактор. Свободно дышать – вот наш приоритет. Нас часто не понимают, к сожалению. За построением планов и мечтаний не слышат зов трубы с Косово и Метохии», – говорит Йован Зафирович. Мне кажется, что настоящая жизнь все-таки идет здесь, в Косово. Тяжелая, без воздушных замков и мечтаний, фальшивой деловитости. Но – с непостижимой часто верой, несломленным духом и терпением. Вопреки всему. Йован Зафирович родился и живет в Косово и Метохии. Журналист, автор сборников песен, посвященных родному краю. Премию, которую получил за победу в конкурсе газеты «Политика» на лучшие афоризмы, передал детскому саду в Косовском Поморавье. Главной задачей своей работы считает объективный рассказ о жизни косовских сербов, их бедах и радостях, страданиях и вере народа, который одним своим присутствием так мешает официальной версии «достойного выбора западных ценностей независимого Косова». Рейтинг: 10 Голосов: 603 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 P.S.

http://pravoslavie.ru/146385.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010