Архангел Гавриил. Икона из Высоцкого чина. Конец XIV в. Моление о чаше. Фреска церкви Св. Андреаша на Треске под Склопле. 1389 После 1380 г. была украшена фресками церковь Св. Дмитрия в Прилепе, в Македонии, а около 1389 г. – церковь Св. Андреаша на Треске под Скопле. Митрополит Йован Зограф, возглавлявший работу, происходил из монастыря в Зрзе. В храме-триконхе, посвящённом св. Андрею, декорация состоит из немногочисленных крупных сцен и отдельно стоящих фигур. Декоративная отобранность системы убранства, расчёт на взыскательный эстетизм и немногословие, крупные размеры – всё, что впоследствии будет характеризовать фрески Моравской Сербии, появляется уже здесь. Ориентация искусства конца XIV в. на монументальные произведения XIII столетия в творчестве Йована Зографа особенно очевидна. Композиции отличает предельно чёткая построенность, все они фронтально ориентированы. Архитектурный стаффаж намеренно кубичен, ощутимо трёхмерен. Широкий и сдержанный ритм массивных одеяний, замыкающих формы, их скульптурная отточенность, ориентация на типы конца XIII в., тональный колорит – всё направлено на то, чтобы придать образам пластическую выявленность и психологическую внушительность. Однако явственная маньеризация фигур, противоречащая их массивности, слишком мощный свет, излучаемый поверхностью личного, меланхолическое выражение ликов не позволят спутать это искусство с бодрым, оптимистическим и напористым стилем конца XIII столетия. Ритм, несмотря на эпический размах сцен, постоянно скользит и стелется, связывая формы воедино, демонстрируя их податливость. Письмо ликов – дымчатое, нежное. Тени слишком прозрачны, движки слишком воздушны и деликатны, что предвещает «тающую» карнацию, обретённую позднее в произведениях моравской школы. Мануил II Палеолог с семьёй, благословляемый Богоматерью. Миниатюра Сочинений Дионисия Ареопагита . 1403 Несколько иначе трактуются принципы классического варианта конца XIV в. в таких произведениях, как фрески Кир Мануила Евгеника в церкви Спаса в Цаленджихе, в Грузии (после 1384 г.), в иконе Богоматери Пименовской (после 1381 г., Государственная Третьяковская галерея).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разговор с подругой был прерван SMS. Открываю сообщение, с радостью вижу имя любимого сербского священника. «Сейчас упокоился наш Патриарх». Несколько секунд не могла осмыслить, слишком резко радость сменилась на шок, боль, пустоту. Да, все готовились к этому, было очевидно, что уход святителя все ближе. Но разве можно оказаться к этому готовым? Нашла Интернет-портал Радио и Телевидение Сербии, на главной странице запись, разрывающая душу. Митропополит Амфилохий, воплощение мужества и выдеркжи, не в состоянии сдержать рыдания, сообщает верующим и священству о кончине Патриарха Павла. Митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия известие об упокоении патриарха застало в момент закладывания камня в основание храма святых диакона Аввакума и игумена Паисия в земунском районе Алтина. «Именно в момент, когда мы полагали закладной камень в этом святом храме Господь принял его душу в свои объятия, утром, после того как наш отец Мефодий причастил Его святейшество. Да дарует ему Господь Царство небесное и вечный покой», – сказал митрополит Амфилохий. Борьба за пошатнувшееся здоровье самого старшего из православных предстоятелей мира началась 2 года назад, когда он поступил в клинику военно-медицинской академии. Биограф Патриарха Йован Янич в еженедельном журнале «НИН» опубликовал обращение Патриарха к пастве из больницы: «Мы должны молиться за всех людей, прежде всего за людей добронамеренных, но и за злонамеренных тоже! Чтобы их воля переменилась на добрую, ибо и они нуждаются в спасении!» Он был избран патриархом в 1990 году, став 44-м предстоятелем СПЦ. Патриарха Павла, смиренного архиерея, называли «живым святым», говорили, что у него «душа как одуванчик». Моя первая встреча со Святейшим Патриархом произошла в мае 2000 года. Она совпала с празднованием Славы Белграда Вознесения Господня. С волнением народ ждал появления любимого пастыря, и вот он вошел во дворик Вознесенского храма, народ бережно расступался, давая дорогу и склоняясь под благословение. Это было так удивительно: отсутствие сутолоки, плечистых охранников, теснящих народ от Архипастыря, простота, искренность, любовь чад к отцу и отца к детям, неспеша, каждого благословляющего по дороге к входу…

http://pravoslavie.ru/32712.html

Граф Савва Владиславич как предтеча славянофильства и основоположник сербско-русских духовных связей Источник: Русская линия От редакции : " Русская линия " сообщала о старте проекта " Возвращение памяти " , посвященного замечательному русско-сербскому государственному деятелю Савве Владиславичу-Рагузинскому. В июне в сербском городе Сремски Карловцы был открыт первый памятник русскому графу. Об этом событии РЛ публиковала эксклюзивный материал . Сегодня мы публикуем статью сербского автора Йово Бачича, которую в редакцию прислал наш друг профессор социологии белградского Института политических исследований Зоран Милошевич. В истории развития сербско-русских связей, сложившихся еще в средние века и укрепленных в период правления Петра Первого, важную роль сыграл наш земляк-серб Савва Владиславич, который в российских источниках упоминается под фамилией Рагузинский. Во время своего пребывания в России он был советником российского императора Петра I, а также Екатерины I, что свидетельствует о большом доверии этих великих правителей к нему. Статус одного из самых влиятельных людей в России первой половины XVIII века сохранялся за Владиславичем до конца его жизни. Как подчеркивает Йован Дучич, главный биограф Саввы Владиславича, в его функции входило решение особенно важных государственных проблем финансового и дипломатического характера: " В течение четверти века он был вовлечен во все ключевые события русского царства: он заключал военный союз с великим князем Молдавии в Яше, мирное соглашение с султаном в Пруте, конкорд с папой в Риме, пакт о сотрудничестве при принятии первого постановления о разграничении России и Китая с китайским царем в Пекине. Но, кроме того, заслуга Владиславича заключается в том, (до настоящего момента это не было известно сербскому народу, однако имеет первостепенное значение), что он бырл первым сербом, который еще закате смутного для нас XVII века убедил Россию, и лично Петра участвовать в освобождении сербского народа и Балкан… Владиславич приобрел в конце нашего злосчастного XVII столетия имя большого димломата великого славянского народа, отличившись огромными заслугами в важном для истории славян периоде. Он был первым, кто поставил проблему сербского народа в России во главе общей балканской проблемы "

http://pravoslavie.ru/37603.html

Во времена турок монастырь опустел, и от него стались только разграбленные две церкви. Благовещенскую церковь в начале 20 века восстановил черногорский король Николай I (за здравие своей супруги Милены) и посвятил её Положению риз Пресвятой Богородицы, так как Горичский сборник, из которого стало известно о первоначальном посвящении церкви, был ещё не известен. Однако в драматических событиях XX века монастырь вновь запустел и ещё не восстановлен. Монастырь Морачник Находится на одноимённом острове, в восточной его части, у южного берега Скадарского озера, в 19 км от черногорского городка Вирпазар и в 13 км от границы с Албанией. Обитель построена в период между 1404 и 1417 гг. зетским господарем (1402-1421) Балшей III Балшичем. Небольшая церковь Успения Пресвятой Богородицы (ныне освящённая в честь иконы Божией Матери «Троеручница» с приделом Св. Иоанна Дамаскина) принадлежит к типу храмов с тремя конхами, характерному для скадарских церквей времён Балшичей. Она тоже была расписана, но следов живописи не сохранилось. Вскоре после строительства к ней был пристроен притвор (ныне в разрушенном состоянии). Восточнее церкви находился келейный корпус, а южнее – трапезная. Между ними была 4-х этажная башня, остатки которой возвышаются над церковью и сейчас. На верхнем этаже была часовня (также как и в башне монастыря Пречистая Краинская). Морачник просуществовал недолго и при турецкой власти скоро опустел и дошёл до наших дней в полуразрушенном состоянии. В 1963г. была проведена частичная реставрация, в ходе которой над церковью был восстановлен купол. В 1985г. были проведены археологические работы. На самой высокой точке в центре острова были найдены остатки ещё одной церкви Преображения Господня, построенной приблизительно в тоже время, что и Успенская церковь. Рядом с Морачником находится островок Топоана, на котором тоже найдены остатки церкви триконховой основы. Возрождаться монастырь стал в конце 1990-х гг., когда его настоятелем был назначен иеромонах Йован (Чулибрк), известный сербский православный публицист, работающий в журнале и на радио «Светигора».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Нужно уравнять меру, чтобы мы как соработники Божии делали бы то, что можем, а что сверх того, если потребуется, то совершит Сам Всемогущий. Да если бы не помогал Он нам в течение пяти столетий от нас, сербов, ничего бы не осталось. Нужно было «только» переменить веру, и вот сразу получаешь все права! Но наши предки знали, что потеряют этим несравнимо больше, чем приобретут. Нужно было выдержать те пять веков! Сноски – поминальные дни в народном календаре православных южных славян, включая сербов. В разных местностях число таких дней может быть неодинаково. Наиболее распространены задушницы в субботу накануне Масленицы, задушницы, приуроченные к празднику Вознесения или Троицы, а также к субботе накануне дня св. Димитрия или св. Михаила. Одним из обязательных элементов ритуала задушницы выступает возжжение свечей на могилах усопших родственников (прим. перев.). в виду период османского владычества, применительно к сербским землям охватывающий время приблизительно с середины XV по начало XIX в. (прим. перев.). Йован Янич. «Будем людьми!» Жизнь и слово патриарха Павла. М.: Издательство ПСТГУ. Читайте также: Время Патриарха Павла Патриарх Сербский Павел: жизнь в фотографиях Эх, брат, Стефан, до чего хорош этот твой «варбург»! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 мая, 2023 3 мая, 2023 14 декабря, 2021 5 сентября, 2021 29 мая, 2021 3 мая, 2021 17 марта, 2021 18 февраля, 2021 18 января, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/patriarx-serbskij-pave...

Иеромонах Михаил Джусич родился в Гледиче в 1911 году. Закончил Богословский факультет. 6 января 1934 года принял монашеский постриг. В том же году рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха. Его профессором был Иустин Попович. Во время войны помогал своему народу. В мае 1945 года был схвачен партизанами вместе с протосингелом Иоанном Рапаичем и расстрелян в Блажуе под Сараево. Сингел Иоанн Рапаич родился в 1910 году. В 1931 году закончил семинарию, а затем преподавал на Богословском факультете в Белграде. Активно помогал свт. Николаю Велимировичу. В мае 1945 года схвачен партизанами вместе с иеромонахом Михаилом Джусичем. Оба находились в тюрьме ОЗНА, где их морили голодом и мучили. Были выпушены на несколько дней из тюрьмы, но затем 28 мая 1945 года отправлены в Сараево. Расстреляны в селе Блажуе. По свидетельству очевидцев расстрелянные сами копали себе яму. Священник Йован Зечевич родился в 1895 году в Боснийском Новом. Закончил Сараевскую семинарию. В 1922 году рукоположен в сан диакона и священника. В июне 1941 года уведен усташами с группой сербов в Копривници, подвергался пыткам, после чего был убит. Священник Божидар Йович родился в 1912 году в Бусоваче. Закончил семинарию в Сараево. В 1937 состоялась его диаконская, а затем иерейская хиротония. После Второй мировой войны был осужден на 8 лет заключения. Скончался 9 мая 1951 года в исправительном учреждении в Зенице. Протоиерей Богдан Лалич родился в 1889 году в Сараево. В 1912 году закончил Призренскую семинарию. В 1914 году рукоположен в сан диакона и священника. В июле 1941 года был схвачен усташами, содержался в тюрьме в здании Сараевской семинарии. Затем отправлен в концлагерь Госпич, где убит. Священник Тифун Максимович родился в 1873 году в Зенике под Сараево. Закончил Рельевскую семинарию. В 1899 году был рукоположен в сан диакона и священника. Подвергался гонениям со стороны австрийских властей за миссионерскую деятельность среди сербов. В начале Первой мировой войны был арестован австрийскими властями. Расстрелян в сентябре 1914 года в Семизовце, где и похоронен.

http://pravoslavie.ru/41279.html

Православлье и религия новог и светског поретка (Православие и религия будущего)/Пер. на серб. Цетие (Югославия): Светигора, 1995. Православии поглед на еволуци)у (Православный взгляд на эволюцию)/Пер. на серб. Цетие: Светигора, 2000. Ψυχ μετ τν θνατο (Душа после смерти)/Пер. на греч. Афины: Myriobiblios, 2003. Die Seele nach dem Tod (Душа после смерти). Мюнхен: Русский православный мон–рь Прп. Иова Почаевского , 2000. Стварае света и рани човек: Православно тумачее книге Постая (Сотворение мира и первый человек: православное толкование книги Бытия [Книга Бытия, творение и первый человеке])/Пер. на серб. Белград (Сербия): Православная миссионерская школа при церкви Св. Александра Невского, 2002. Sufletui dupa moarte (Душа после смерти)/Пер. на рум. prof.Gratia Lungu; ред. Protos. Teodosie Paraschiv. 1994; 2-е изд.: Tehnopress, 2003. Sufletui dupa moarte (Душа после смерти)/Пер. на рум. Бухарест (Румыния): Editura Anastasia, 1996; 2-е над.: 2002. Свети Йован Шангайски (Св. Иоанн Шанхайский )/Пер. на серб. Белград (Сербия): Православная миссионерская школа при церкви Св.Александра Невского, 2002. Tsminda Patrikisa da Tsminda Grigol Turelis kvaldakval (Стопами свв.Патрика и Григория Турского )/Пер. на груз. Тбилиси (Грузия): Отар Каралашвили, 2002. Велики пост – наше иэгнанство (Великий пост – наше изгнание)/Пер. на серб.//Православие. 1991. 15 марта. С.12. Parintilor («Vita Parnim» св. Григория Турского на рум.). Бухарест: Editura Sophia, 2004. Публикации об о.Серафиме (Роузе) и его работах на русском языке (если публикация не на русском, это отмечено особо) Антоний (Медведев), архиепископ Сан-Францисский и Западноамериканский. Слово на отпевании иеромонаха Серафима//Православная Русь. 2001. С.3. Всеволод (Филипьев), инок. Личность о. Серафима (Роуза) как символ нашего времени//Православная Русь. 2001. С.2–6. Charkiewicz, Jaroslaw. Z piekla do nieba: o.Serafin Rose/Пер. на польский//Arche. VoL21. Дерюгин Владимир, священник. Иеромонах Серафим: Уход праведника. Greenview (California), 1983.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Золотой витязь " и его славянская рать 14.11.2006 417 Время на чтение 4 минуты По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москве прошел IV Международный театральный форум " Золотой витязь " . Впервые он длился 18 дней вместо привычных десяти и принял около 500 участников. За эти дни свои спектакли показали 39 театров из России от Омска до Вологды, из Белоруссии и Болгарии, с Украины , из Боснии и Герцеговины, Сербии и Эстонии. Было создано три состава международного жюри, куда вошли народные артистки СССР Людмила Касаткина, Ада Роговцева, Зинаида Кириенко, главный редактор журнала " Театральная жизнь " Олег Пивоваров, сербский драматург Йован Маркович, а также несколько священнослужителей, " чтобы жюри помнило: все надо мерить мерою Христа - тогда все становится на свои места " , - сказал президент форума известный актер, режиссер, народный артист России Николай Бурляев. Жюри оценивало постановки в номинациях " Драма. Большая форма " , " Драма. Малая форма " и " Театр для детей " . Московские спектакли шли в своих родных театрах, а провинциальные и зарубежные - в Государственном академическом театре Российской армии и Московском театре русской драмы " Камерная сцена " под руководством Михаила Щепенко. За " Золотого витязя " на форуме сражались Достоевский, А. Н. Островский, Гоголь, Грибоедов, Лев Толстой, Одоевский, Вампилов, Распутин, Платонов. Также в рамках форума прошла научно-практическая конференция на тему " Духовные традиции славянского театра " и " круглые столы " с обсуждением конкурсных спектаклей. На 18-й день жюри подвело итоги и состоялась торжественная церемония закрытия форума. Вел церемонию закрытия президент " Золотого витязя " народный артист России, актер и режиссер Николай Бурляев. В номинации " Драма. Большая форма " первый приз получил спектакль " Мертвые души " режиссера Сергея Арцибашева (Московский академический театр имени Вл. Маяковского). Это первая постановка обоих томов " Мертвых душ " на сцене с такими актерами как Игорь Костолевский, Светлана Немоляева (они были отмечены дипломами за лучшую женскую и мужскую роль), Александр Лазарев, а сам Сергей Арцибашев сыграл Чичикова. Его герой пускается в махинации ради мечты о красавице-жене и куче ребятишек. Ближе к концу спектакля Чичиков раскаивается и уже в тюрьме вспоминает, что душа бессмертна.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Сегодня кинематографисты объединяются для созидания. Этой весной у всех нас появился шанс наконец осознать, что не будет великого отечественного кино без великого государства, как и не будет великой державы без великого российского кино. Этот шанс мы намерены использовать в полной мере. Список участников " круглого стола " " Будущее российского государства и текущие задачи национального кинематографа " . 23 мая, Липецк, XVIII Кинофорум " Золотой Витязь " : Михалков Никита Сергеевич – Председатель СК РФ, Народный артист России Бурляев Николай Петрович – Президент МКФ " Золотой Витязь " , Секретарь СК РФ, Народный артист России Лазарук Сергей Владимирович (Первый Заместитель Председателя СК РФ) Лаптев Юрий Константинович – Советник Президента РФ Щипков Александр Владимирович – Советник Председателя Совета Федераций Федерального Собрания РФ Мединский Владимир Ростиславович – депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ Королев Олег Петрович – губернатор Липецкой области. Куракова Людмила Валентиновна – заместитель главы администрации Липецкой области. Гостюхин Владимир Васильевич – Вице-президент МКФ " Золотой Витязь " , народный артист республики Беларусь. Михайлов Александр Яковлевич – Народный артист России, вице-президент МКФ " Золотой Витязь " Николов Маргарит – Вице-президент МКФ " Золотой Витязь " , кинорежиссёр, (Болгария) Недашковская Раиса Степановна – Вице-президент МКФ " Золотой Витязь " , Народная артистка Украины Маркович Йован – Вице-президент МКФ " Золотой Витязь " , кинодраматург (Сербия) Макарова Инна Владимировна – Народная артистка СССР Никоненко Сергей Петрович – народный артист России Назаров Юрий Владимирович – народный артист России Аскольдов Александр Яковлевич – кинорежиссер Полока Геннадий Иванович – кинорежиссер Арсеньев Владилен Владиленович – кинопродюссер Кургинян Сергей Ервандович – политолог Любимов Борис Николаевич – Ректор Театрального института им.Щепкина Малышев Владимир Сергеевич – ректор ВГИК

http://religare.ru/2_65704_1_21.html

Что касается «Луча микрокосма»: перевод был выполнен мною по заказу Института мировой литературы РАН. Данная религиозно-философская поэма величайшего сербского поэта и митрополита Черногорского Петра II Петровича Негоша (1813-1851), написанная им за несколько первых недель Великого поста (1845), на русский язык ранее никогда не переводилась, если не считать подстрочного перевода ряда фрагментов, сделанного еще в XIX столетии известным филологом-славистом П.А. Лавровым. Мой перевод был опубликован в одном академическом сборнике в конце прошлого года. В Сербии в июне этого года, как раз в ходе нашей поездки, состоялась его торжественная презентация в Нови-Саде («сербском Петербурге»), в Матице Сербской (старейшее культурно-просветительное учреждение в стране, параллельная Академия наук). Президент Матицы, коллеги-слависты, пресса и телевидение действительно меня хвалили. Я понимаю, насколько бледным, хотя и верным (среди первых читателей были и авторитетные богословы и епископы Сербской церкви) подобием является сей перевод по сравнению с боговдохновенным оригиналом. Вот в чем была главная сложность. Хотя я и взялся за сей труд по благословению владыки Амфилохия, у меня были определенные сомнения. Лучше бы мне предложили подготовить и перевести «Избранное» Дучича. Йован Дучич (1871-1943), крупнейший сербский поэт ХХ века, глубоко верующий христианин и патриот своей славянской отчизны, мне в принципе вполне по силам. Его я способен переводить адекватно оригиналу, что не раз и доказывал («На берегу Неретвы» и др.); к Негошу же поначалу страшно было притронуться. Ведь это не просто классика, а национальное достояние, многие строки которого (именно строки, а не строфы, почему и при переводе сохранять приходится не только строфу, но и каждую строчку в отдельности!) давно сделались афоризмами. А еще это - святоотеческое творение Тайновидца Ловченского, обладавшего гораздо большим поэтическим даром, нежели его дядя, святитель Петр. («Темным» и «неясным» у святителя Петра Цетинского коллегам показалось не столько «Поучение в стихах», сколько знаменитое «Завещание», текст прозаический, но сложный для современного восприятия.) И Негош, и святитель Петр писали не на языке Вука, то есть не тем сербским литературным языком, который постепенно утвердился после реформ Вука Караджича в середине XIX столетия, а куда более архаичным слогом, с обилием нарочитых славянизмов. Особенно это относится к «Лучу микрокосма». Переводить эту поэму надо, естественно, не языком Пушкина ; следует учитывать также и диалектические особенности, которые в переводе могут быть отражены с помощью контрастных (по сравнению с высоким слогом) просторечий. Важный вопрос - солярная символика. Еще один момент - эпический размер, который надо стараться сохранять. Но, повторяю, главную трудность представляли вовсе не историко-лингвистические препоны и не метрика. Главное здесь - особая ответственность. Думаю, любой православный христианин меня прекрасно понимает.

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/17/n...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010