– Связи сербского и русского народов берут начало со времен средневековья. Особое символическое значение имеет тот факт, что основатель сербской нации Святой Савва отправился именно в русский монастырь на Афоне (Святой Горе) и стал там монахом. Принадлежность к общему великому славянскому древу и православной вере, любовь к свободе и независимости, а также готовность принести любую жертву во имя истинных ценностей – это то, что лежит в основе нашего братства на протяжении веков. Вот почему даже сегодня, в нашем нестабильном мире, Сербия и Россия поддерживают друг друга в международных учреждениях, активно сотрудничают в области энергетики, обороны, инфраструктуры и высоких технологий, что, несомненно, делает наши страны сильными, конкурентоспособными. А главное – сербы знают и чувствуют, что во всех величайших испытаниях они могут рассчитывать на Россию. – В Сербии только что закончились российско-сербские антитеррористические учения. Это просто сотрудничество или какое-то послание, адресованное Европе? – Суверенное решение Сербии – быть военно-нейтральным государством. По последним опросам общественного мнения 90% сербов выступают против членства в НАТО –военном союзе, который 22 года назад убивал наших граждан и опустошал наши города. Да, мы сотрудничаем с НАТО в рамках программы «Партнерство для мира», где участвуем в военных учениях. Но, как военно-нейтральное государство, мы также сотрудничаем на самом высоком уровне и с Россией, и с ОДКБ. Военные учения с Россией, проведенные на днях, являются лишь частью политики военного нейтралитета.Я думаю, что на Западе, может быть, и недовольны этим, но вынуждены смириться. Последние годы сотрудничества с Россией в области обороны оказались особенно плодотворными и принесли огромную пользу сербской стороне.Благодаря России мы обновили авиацию, укрепили противовоздушную оборону, бронетанковые подразделения, модернизировали вооружение. Суверенная и нейтральная политика подразумевает сильную армию и высокий уровень патриотизма, а Сербия в этом смысле укрепляется именно благодаря сотрудничеству с Россией.

http://ruskline.ru/opp/2021/06/03/iovan_...

Если хотите, может избрать и четвертую комиссию из трех членов, которая бы тщательно исследовала, собрала и изложила влияние и значение чудес для современного богомольческого движения в сербском народе. Отчеты этих комиссий могли бы быть заслушаны на каком–либо из предстоящих соборов, а при необходимости их [можно было бы] и опубликовать. Все принимают это предложение нашего епископа. Пастор Карингтон: «Я готов признать и оценить труд, на который вас невольно подвигнул. Спасибо вам. Для меня особое значение имел бы отчет сей четвертой комиссии, в котором было бы освещено влияние и значение чудес для вашего современного движения в Сербской Церкви». Была уже глубокая ночь, когда беседы и выступления закончились. Собор, как и всегда, завершился молитвой. На небосводе необычайно весело сияли Божии звезды, словно радуясь тому, что люди на земле прославляют всеобщего Творца. Речи смолкли, но пение продолжилось. Вокруг Дивостинского храма пело несколько хоров, которым подпевал весь народ. [Даже тот,] кто никогда не пел, здесь начинал петь. [И] кто никогда не плакал от радости, здесь орошал лицо слезами. Один хор пел: Се, Господь с Небесным Воинством грядет, Для врагов Креста день срама настает: Пусть же постыдятся они и покаются – Ангельские рати на них ополчаются; Грозные и яркие, как молнии, блистают, Перед ними горы земные оседают. Утесы высокие и цари надменные Склонились к подножию Господа вселенной; Пред Ним – Серафимы, за Ним – Херувимы, Мир дольный страшным пламенем окутан и дымом… Другой хор народным напевом исполнял 95–й псалом: Воспойте Гбсподеви песнь нову, Воспойте Господеви вся земля! Воспойте Господеви, благословите имя Его, Благовестите день от дне спасение Его. Возвестите во языцех славу Его, Во всех людях чудеса Его… Многоголосье пения не прекратится до рассвета. Так это всегда и на всех богомольческих соборах. Пятый урок истины. В Крагуевце Через три месяца после собора в Дивостине о. Йован Рапаич созвал ту первую комиссию из трех членов в штаб–квартире в Крагуевце. Под его начальством они зачитали составленный отчет. О чудесах Господа нашего Иисуса Христа и их влиянии и значении Люди же, удивляясь, говорили: кто это? (Мф.8:27)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Подводя итоги, следует отметить, что совместная беда сплачивала народы Югославии, в том числе сербов и евреев. Сотни югославских граждан, в значительной части православные священнослужители и миряне, спасали евреев и помогали им с риском для собственной жизни. На 1 января 2012 г. институт Яд Вашем присвоил звание «Праведников народов мира» 131 жителю Сербии, 107 жителям Хорватии, 40 гражданам Боснии и Герцеговины, 10 жителями Македонии, 6 гражданам Словении и одному жителю Черногории. Всего в годы Второй мировой войны погибли около 66 тысяч евреев Югославии из 80 тысяч (82%). Около 14 тысяч спаслись, бежав в итальянскую зону, уйдя в партизанские отряды И.Б. Тито или укрывшись у местного населения 790 . В настоящее время память об общности судьбы сербов и евреев в период нацистской оккупации Югославии жива в сербском народе и духовенстве. Так, например, весной 2013 г. архиерей Сербской Православной Церкви епископ Иоанн (Йован Чулибрк) презентовал в Москве свою книгу на сербско-хорватском языке по историографии Холокоста на территории Югославии 791 . Помощь евреям священнослужителей и мирян других православных церквей В целом ряде других оккупированных или союзных нацистской Германии странах, помимо русских эмигрантов, имелось и свое православное духовенство, некоторые представители которого приняли активное участие в спасении евреев. Из них наиболее заметный вклад внести православные священнослужители Чехословакии. На территориях, которые в 1919–1920 гг. вошли в состав Чехословацкой республики, традиционно проживали многочисленные еврейские общины. Согласно переписи 1921 г., численность еврейского населения страны составляла 354 342 человека (2,6 % всех жителей). Согласно конституции Чехословакии, евреи имели равные с христианами гражданские права. Кроме того, чехословацкому еврейству как этноконфессиональной общности был предоставлен статус национального меньшинства. 29 сентября 1938 г. было подписано Мюнхенское соглашение, по которому населенные в основном немцами пограничные области Чехословакии (Судеты) отходили к Германии. 15 марта 1939 г. Чехия была оккупирована немецкими войсками (Словакия объявила себя независимой, а Закарпатье захватила Венгрия). На следующий день Гитлер подписал указ, в соответствии с которым чешские земли (Чехия, Моравия и Силезия) включались в состав Третьего рейха в качестве Протектората Богемия и Моравия, управляемого немецким протектором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Когда я окончил Норвичский институт, владыка Алипий (Гаманович), тогда еще иеромонах, преподавал историю Русской Церкви в семинарии, и я у него учился на пятерки, потому что любил историю. И отец Алипий предложил мне, чтобы я взял этот предмет сначала как его ассистент, а затем как самостоятельный преподаватель. Так что благодаря будущему владыке Алипию я стал преподавателем Свято-Троицкой семинарии и преподавал там 29 лет, пока не уехал в Иерусалим начальником миссии. Я любил историю и много читал, но читал только то, что меня интересовало. А когда начал преподавать, то увидел, что у меня имеются «пробелы». Мое знание некоторых эпох было довольно ограничено. Тогда я поступил на богословский факультет в Белграде. Прожил в Сербии два года, чтобы выучить язык, и потом приезжал только на экзамены. Бывали периоды, когда я в течение года дважды ездил в Белград, а иногда и вовсе не мог приехать. В общей сложности программа составляла 4 года, но у меня это растянулось на 10 лет. – Наверное, во время учебы вы познакомились со многими представителями Сербской Церкви? – Да, и многие даже уже скончались. Моими преподавателями были владыка Амфилохий Черногорский (тогда еще иеромонах), владыка Афанасий (Евтич). Из живых – владыка Ириней Бачский. Со многими архиереями Сербской Церкви я учился. Йован Шумадийский даже был моим соседом по комнате (у сербов это называется немецким словом «цимер»). У меня дружеские отношения с владыкой Лукияном, управляющим сербскими епархиями Венгрии и Румынии. В Чикаго дружу с владыкой Лонгином. Покойный патриарх Ириней очень хорошо ко мне относился. И когда я прилетал в Белград, то посылал за мной свой автомобиль, и также меня на патриаршем автомобиле отвозили в аэропорт. Да, знакомств много в Сербии и отношения хорошие, правда, многие из знакомых уже упокоились. – Окончив белградский факультет, вы снова вернулись в Джорданвилль? – Да, я вернулся с дипломом и сказал владыке Лавру (Шкурла): «Я готов поступить в братию монастыря». Подал прошение и стал послушником. До этого я боялся стать послушником, потому что в это время первоиерархом РПЦЗ был владыка Виталий (Устинов). Он имел очень определенные взгляды на Московскую Патриархию, и я боялся, что мне могут помешать окончить Белградский университет. Хотя я фактически и жил послушником в Джорданвилле с момента поступления в семинарию, формально послушником не был и поступил туда лишь в 1987 году. Через год меня постригли с именем Петр в честь новомученика Петра, митрополита Крутицкого. Проходил я послушание иеродиаконом, а затем монахом в Свято-Троицком монастыре.

http://pravoslavie.ru/143309.html

Фрески в притворе имеют особое значение в том числе и как работы известных сербских мастеров: попа Страхини из Будимля и художника, прозванного кир Косма. Согласно надписи над одним из окон северной стены, роспись притвора началась также при игумене Симеоне в 1604 году. Особое место среди фресок притвора занимает акафист Пресвятой Богородице в 24 сценах, на которых написаны и стихи акафиста. Особенно важно то, что стихи написаны в сербско-славянской редакции. Страхиня расписал две верхние зоны, куда входят часть акафиста (от 1-го икоса до 8-го кондака), большая часть Вселенских Соборов (от III до VII), несколько сцен из Деяний апостольских, иллюстрация Притчи о милостивом самарянине и некоторые из медальонов со святыми. Кир Косма (в некоторых источниках известен и как Йован), продолживший начатое своим предшественником, по сути закончил роспись тех же сюжетов. Помимо этого он написал и изображения сербских святых: святого Симеона Мироточивого, святителя Саввы и святого Стефана Дечанского. Особенно выделяется композиция, на которой святой Савва снимает знаки своего княжеского достоинства и преподносит Евангелие Богородице. Творчество кир Космы получило наивысшую оценку. В свои иконы и фрески он сумел вдохнуть жизнь и красоту и палитрой нежных светлых красок ознаменовать последний всплеск сербского и византийского искусства XVI–XVII веков. – Отец Никифор, расскажите немного о сегодняшнем дне обители. Мы знаем, что ежегодно на Успение Пресвятой Богородицы в Пиве бывает большой праздник. – По благословению епископа Будимлянско-Никшичского Иоанникия летом 2004 года мы, двое монахов, перешли из монастыря святого Георгия (Джурджеви Ступови) в Беранах в Пиву и заменили прежнее монашеское братство. С того момента регулярные богослужения стали главным в жизни пивских монахов, влияние монастыря расширилось, а также постепенно были обновлены и оборудованы монастырские здания. Праздник Успения Пресвятой Богородицы – самый торжественный день в обители. В этот день в монастыре собирается большое число священства и монашества, а в монастырский храм стекается более тысячи паломников из Пивы, Никшича, Гацко, Сараево, Фочи и других городов. После Божественной литургии, которую совершает архиерей, всегда проводится «Духовная академия» с богатой культурной программой, в которой, помимо епископа Иоанникия, принимают участие знаменитые сербские писатели, поэты и народные гусляры. Народное гуляние продолжается до позднего вечера.

http://pravoslavie.ru/41599.html

Читаю я о том, какое было предвестие о смерти знаменитого митрополита Московского Филарета. Дело относится к 1867 году. Тогда исполнилось полвека его архиерейства. Сам он достиг уже 84-летнего возраста. Отпраздновав свой юбилей, владыка удалился от дел в Троицкую Лавру преподобного Сергия. В тот год 14 сентября явился ему во сне родной отец и сказал: «Береги 19-е число»! 6 Этот сон митрополит истолковал как извещение даты его кончины. Поэтому начал спешно готовиться к смерти и решил 19-го числа каждого месяца причащаться Святых Таин. Когда прошло 19 сентября, он стал ждать 19 октября. Когда наступило 19 октября, он снова причастился, но жизнь продолжалась. В ноябре владыка стал побаливать и принялся срочно оканчивать все дела, пока не пришла смерть. Приготовив всё и заказав гроб, 19 ноября он отслужил последнюю Литургию и отправился отдыхать. Когда монах пришёл звать его на обед, то увидел владыку уже умершим. Вот что означали слова «береги 19-е число», услышанные во сне. Хотя и говорит сербский народ: «Сон – ложь, а Бог – правда», однако в народных преданиях и песнях отмечено немало снов, которые и вправду сбылись. Совсем недавно перечитывал я песню «Женитьба Максима Црнóевича», а в ней – сон Йована-капитана, который рассказывает он своему дяде Ивану Црноевичу. Чуть уснул я – сон дурной увидел, Грозный сон – суди ему Всевышний: Будто взор возвёл на небеса я, И узрел вдруг тучи грозовые. Вот одна надвинулась сурово Над Жáбляком-градом очутилась. Молнии ужасные сверкнули И твои палаты поразили, Сам в огне ты тоже оказался – И во всём дворце единый камень Только уцелел; под сим обломком Невредимым твой Максим остался И наружу невредимым вышел. О себе же, дядя мой любезный, До конца поведать я не смею… Если верить сну – меня погибель Ждёт на свадебном пиру весёлом. И действительно, в несчастной междоусобице между сватьями Максим был лишь ранен, а Йован-капитан убит. Сон накануне кончины короля Александра Обреновича Протоиерей-наместник Стева Гужвич поведал нам о том, что видел необычный сон в ту ночь, когда погиб последний Обренович, король Александр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Непродолжительным был и визит Владиславича в Константинополь – в Москву он вернулся в 1705 году С ним в Москву, куда он переселился насовсем, переехал и его брат Йован со своими четырьмя синовьями. Также в Москву он привез одного молодого выходца из Эфиопии, которого купил на рынке рабов в Стамбуле. Его он подарил Петру Первому, царь же, в свою очередь, обрадовался такому подарку: молодого африканца царь окрестил, дав ему имя Петр, и послал его на учебу. Этот юноша был прадедом великого русского поэта Александра Пушкина Данный факт был известен и самому Пушкину, чем объясняется его симпатия по отношению к сербам Среди многочисленных отчетов, которые тогда подавал граф Савва Владиславич, была рукопись " Тайного описания Черного моря " . За оказанные услуги царь Петр Первый щедро вознаградил серба, подарив ему дворец в Покровке в Москве и обеспечив право заниматься торговлей на Азовском море и в Малороссии, а также за границей Немного поздней царь осознал купеческие способности Саввы. Во время исторически важной Полтавской битвы 1709 года, в результате которой российская армия в пух и прах разбила шведского короля Карля XII, в обязанности графа Владиславича входило военное обеспечение армии: он успешно организовал поставку воловьих упряжек по непроходимым дорогам. За отличное выполнение поставленных задач Петр I наградил Владиславича имением в Малороссии Также ему было присуждено высокое звание придворного советника по вопросам православного Востока Затем последовала подготовка к войне с Турцией, однако в государственной казне не было достаточно средств для организации военных действий. Савва выступил автором плана пополнения царской казны, разработав и реализовав идею монетарной и налоговой реформы. Его план был осуществлен – казна была наполнена, а Петр Первый наградил его званием придворного саветника До начала войны с Турцией и российского поражения на Пруте в 1710 году Петр Первый пытался в качестве союзника заполучить молдавского князя Дмитрия Кантемира – проводить переговоры было поручено Савве Владиславичу Рагузинский также был одним из учасников с российской стороны переговоров с турками, когда после проиграной войны составлял мирный договор

http://pravoslavie.ru/37603.html

Ведь ты пришел в лечебницу, в которой можешь получить лекарство для твоего душевного спасения. Смотри, не уйди из нее неизлеченным». 4.3. Об исповеди детей Вопросы к исповедующимся 8 подразделяются на вопросы для малолетних и взрослых. Начнем с вопросов для малолетних. Греки и русские сразу после крещения приносят в церковь маленького ребенка, чтобы священник его причастил. И среди нас, сербов, в некоторых местах причащают маленьких детей, но только тех, что сами могут пойти в церковь ко причастию. Таких детей родители приводят причащаться без исповеди. Но, по большей части, родители поддерживают очень хороший обычай, приводя своих детей на исповедь и ко Святому Причащению, когда им исполняется семь лет. По нашему скромному размышлению, последний образ действия более уместен, чем первый. Это наше мнение разделяет и некий русский богослов. Приведем свидетельство из «Петроградского Церковного Вестника» (1895, 7, с. 221), где говорится, что детей следует приводить на исповедь с семи лет. В «Задарской Истине», говоря об исповеди, клирик Задарской семинарии Йован Бучин, кроме прочего, учит: «В конце мы хотим несколько слов сказать об исповеди детей, ведь в этом предмете пастыри наименее сведущи... Чему в детстве научишься, это потом и будешь делать... Главный урок всего упомянутого зла коренится в детстве. Всему виной неправильное воспитание ребенка. Поэтому пастырю нужно обратить особое внимание на исповедь детей... Небрежность при исповеди детей происходит от мысли, что ребенок не грешит тяжко, и поэтому его исповедь можно рассматривать просто как обряд. Первое утверждение хорошо, но второе – совсем нет. Можно согласиться, что у детей нет тяжких грехов, так называемых смертных, но неужели следует только в смертных грехах каяться? Конечно же нет. Потому и исповедь детей не может рассматриваться как простой обряд... Ребенок принимает Святые Тайны точно так же, как и взрослые; и ребенок может принять недостойно, если не исполняет условий, которые определены для этого... Итак, пастырю прежде всего следует постараться как следует ребенка исповедать» («Задарская Истина», Задар, 1886, с. 295).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Викарными епископами Патриарха Сербского избраны протосинкел Иоанн (Чулибрк) с титулом " епископ Липлянский " и архим. Андрей (Чилерджич) с титулом " епископ Ремезиянский " . Собор попросил еп. Захумско-Герцеговинского Григория (Дурича) в качестве заместителя помогать митр. Дабробосанскому Николаю (Мрджа) в исполнении его архипастырского послушания. На американском континенте утверждена епархия Новограчаницко-Средне-Западно-Американская и упразднена митрополия Либертивилльско-Чикагская. При этом монастырь св. Саввы Сербского в г. Либертивилле возле Чикаго получил статус ставропигиального и перешел под прямое управление Патриарха Сербского. Новым местопребыванием кафедры Восточно-Американской епархии определен Нью-Йорк. Также Собор одобрил дополненный текст Статута Канадской епархии и Устав митрополии Австралийско-Новозеландской. Собор отложил вопрос о выделении новых епархий из состава Белградско-Карловацкой архиепископии и Рашско-Призренской епархии до создания необходимых условий. При этом Собор подчеркнул необходимость в восстановлении древней Рашской епархии (которая во время турецкого владычества была присоединена к Призренской) и усиления присутствия Сербской Церкви в южной части Сербии. С целью успешной организации церковной жизни Собор расширил состав постоянной Соборной комиссии по ревизии Устава СПЦ. Ряд решений Собор принял по вопросам церковного просвещения и церковного образования. Так Православному богословскому факультету Белградского университета поручено осуществить перевод творений святых отцов и учителей Церкви с языков оригиналов и их издание с научными комментариями. Новым ректором Карловацкой богословии (семинарии) избран профессор прот. Йован Петкович, а также принято решение вернуть Призренскую богословию в Призрен (во время военного конфликта 90-х г. ХХ в. в Косово и Метохии богословия была переведена в Ниш). Собор выразил надежду на развитие сотрудничества между высшими церковными школами и принял ряд мер для развития образовательно-воспитательной системы в семинариях и включения семинарий, действующих на территории Сербии, в государственную образовательную систему, а также благословил в местах, где имеются необходимые условия, открывать церковные православные гимназии и иные школы.

http://religare.ru/2_86534_1_21.html

923 Речь идет о магистерской диссертации «Истина бытия Божия. Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью. Выпуск первый». СПб., 1888. Защита диссертации состоялась 3 апреля 1888 г. См.: Христианское чтение. 1888. 5–6. – Ред. 924 По сведениям А. Леонтьева, имеется в виду другой товарищ епископа Михаила по Тамбовской ДС, кандидат МДА. – Ред. 925 Письмо не имеет даты. Написано приблизительно в конце 1887 г., когда почивший святитель состоял исполняющим должность инспектора СПбДА, на какую должность был назначен указом Святейшего Синода от 29 апреля 1887 г. – Изд. 926 Пичета Иоанн (Йован) Христофорович (1844–1920) – протоиерей, преподаватель Полтавской ДС (1867–1888) и ректор Полоцкой ДС (1888–1889). Отец советского историка В. И. Пичеты (1878– 1947). – Ред. 927 Екатерина (Ефимовская Евгения Борисовна; 1850–1925) – графиня, основательница и настоятельница Богородицкой Леснинской обители (см.: Памятка о Леснинской первоклассной женской Свято-Богородицкой обители. Варшава, 1904). – Ред. 929 Серафим (Мещеряков Яков Михайлович; 1860 – после 1933). Окончил Пензенскую классическую гимназию. Однокашник митрополита Антония по СПбДА. Рукоположен во епископа Острожского, викария Волынской епархии в 1898 г., с 1902 г. – епископ Полоцкий и Витебский; с 1911 г. – епископ Иркутский и Верхоленский; с 1915 г. на покое. С 1922 г. – архиепископ Костромской и Галичский. – Ред. 930 Речь идет о рекомендованной Владыкой (см. письмо 3) для школы при Вировской пустыни учительнице. 932 Речь идет о подарках, полученных Владыкой от полтавских почитателей ко дню своих именин (30 сентября). Между ними были две больших картины: одна (писанная масляными красками) изображала вид Крестовоздвиженского монастыря, другая (акварель) – Богоматерь у Креста, копия картины французского художника Поля де ля Роша. Об этих двух картинах и говорит Владыка во 2-м письме. – Изд. Поль Деларош (1797–1856) – французский исторический живописец. – Ред. 933 Вернее – икона Спасителя, олеографическая копия с произведения известного французского художника П. Лефлева, настолько искусно исполненная, что почивший Владыка считал ее написанной масляными красками. С этой иконой преосвященный Михаил при поездках на более или менее продолжительное время редко расставался.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010