При страшных обстоятельствах последнего дня земной жизни Господа, любовь к Нему ап. Иоанна победила его слабость и страх. Он был в доме первосвященника и здесь видел унижение и мучения Христа и осуждение Его на смерть; а когда распяли Господа, он стоял при кресте Его, причём Господь поручил его попечению Свою Матерь и назвал его вместо Себя сыном её. Вероятно, он находился при кресте и в последние минуты жизни Господа и видел последние страшные происшествия. В книге Деяний Апостольских о нём рассказывается сравнительно мало. Первый раз он упоминается в обществе верующих, собравшихся в иерусалимской горнице для молитвы ( Деян. 1:13 ). Потом рассказывается, как они с ап. Петром, по исцелению хромого и после проповеди о Христе, были взяты под стражу, а наутро отвечали пред синедрионом, что они должны повиноваться больше Богу, чем людям; далее рассказывается, как в другой раз он вместе с прочими апостолами был заключён в тюрьму, терпел за Господа позор и бичевание. После этого вместе с ап. Петром он путешествовал в Самарию для низведения Св. Духа на обратившихся там ко Христу ( Деян. 3 гл., 4 гл., 5 гл., 8 гл.). Принимая участие вместе с ап. Петром и прочими апостолами в деле проповеди о Христе и созидании Церкви Его, он вместе с сим жил и попечением о Матери Господа и благочестивыми размышлениями. Святые апостолы Иаков, брат Господа, ап. Пётр и ап. Иоанн, живя в Иерусалиме, были представителями иудео-христианства, но, как рассказывает ап. Павел, во время пребывания его в Иерусалиме и он вместе с другими столпами Церкви также подал ему руку общения и признал его миссию к язычникам. ( Гал. 2:9 ). Предание о деятельности ап. Иоанна очень обширно, но в нём трудно выбрать достоверное. Несомненно, что после смерти его брата Иакова в 44 г., и затем смерти Богоматери, с началом иудейской войны (66-го года) он из Иерусалима удалился в Малую Азию, избрал главным пунктом своей жизни и проповеднической деятельности один из важнейших городов иудейского рассеяния Ефес; затем в царствование Нерона или Домициана, за свидетельство об Иисусе был сослан (или сам удалился) на остров Патмос, где написал свой Апокалипсис; затем опять возвратился в г. Ефес и здесь уже в глубокой старости в конце 1-го века написал Евангелие и послания. 2. Содержание послания Во введении к посланию (1:1–4) апостол указывает содержание его и цель. Исходя из понятия о христианском состоянии, как общении христиан во Христе с Богом Отцом, ап. Иоанн излагает в своём послании учение об этом Богообщении с той целью, чтобы споспешествовать христианам – это Богообщение обнаруживать в святой жизни и делать его более и более совершенным, в противоположность заблуждению, при котором с презрением к святости жизни христианство ограничивалось только чистым знанием, и чтобы его радость о пребывании христиан в общении с Богом Отцом и Господом Иисусом Христом была совершенной (4 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

" Переводы Священного Писания . Перевод из Библии », который о. Порфирий называет «Мой перевод Библии», – в одной книге (IVБ4), состоящей из 357 лл., между которыми четыре листа снимков: а) с синайской копии иерусалимской древней рукописи греч. евангелия, b) с евангелия XI в. русск. ред., принадлежащего Публ. Библ., с) с синайск. рукоп. греческ. евапгелия Х в. и d) с Профитолога Валантион-Чаушского Х в. в Солуне. Рукопись вся написана о. Порфирием. Текст начинается с пятого образца, который заключает в себе: «Преобразования и пророчества, читаемые в церкви накануне Господних и Богородичных праздников и других священных дней». Переводы напечатаны в «Труд. киевск. духовн. акад.» 1869, 7–10, стр. 119–214 (стр. 9–90). β) Книга Есфирь, – переведена с греческ. рукописи 1021 г. Ватопедского монастыря на Афоне и напечатана там же 1874 г., 5, стр. 144–161 (стр. 91–109). За этим следует черновая первой статьи. γ) Псалтирь, переведенная с греческой псалтири, писанной на пергаменте в 862 году по Рождестве Христове диаконом церкви св. Воскресения в Иерусалиме Феодором по повелению Тивериадского Епископа Ноя. Перевел ее Епископ Порфирий. На верху первого листа написано: «Исправлена. Печатай». Рукопись оканчивается на 25 псалме. Остальные листы вырезаны. Напечатана там же, – 1875 г., 8–11, стр. 1–104 (стр. 199–248). δ) Песнь песней. Перевод с французского (стр. 249–261). Один из ранних трудов преосвящ. Порфирия, как видно из отметки в конце: «1839 года июня 26-го дня. Херсонская Семинария». В самом конце находится французская заметка преосвящ. Порфирия об Almanach de Μ. Wladislawleff» (стр. 264). ε) «Книга бытия, притчей и пророчеств, переведенная с греческой рукописи 1054 года преосвященным епископом Порфирием Успенским . С присовокуплением описания Влантионского Профитолога X века, что в Солуне. Москва. 1883 года». В верхнем углу этой страницы отмечено: «Не печатано. Печатай». Это целый труд, который должен был составить целую книгу. Содержание ее взято из рукописи монастыря св. Саввы освященного, что близ Иерусалима (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1) Сказывали, что святого причастия нет истинного от 7-го вселенского собора [то есть после последнего общего собора восточной и западной церквей]. 2) Монашество с тех времен отвергали. 3) Об обращении еретиков и раскольников, о соединении веры не молилися. 4) О Его Императорского Величества здравии... не молилися. 5) Пение и служение церковное отрицали, — глаголали сице: како воспоим песню на земли чуждей! Учитель их Козма бысть мужик неук, невежа, едва азбуку совершенно знал. Подруга себе имел второго Козму, называемы были В архивах Преображенского приказа, тайной полиции начала XVIII века, сохранились документы, указывающие, что на Керженце в конце XVII и начале следующего столетия проживал некий расколоучитель Козма Андреев и его сотрудник Козма Панфилов, а по другим архивным данным видно, что этот Козма Андреев и некий Козма Маленький, видимо, тот же Козма Панфилов, были келейниками старообрядческого Керженецкого Козма, по отцу, был из ярославских пределов и с 1660-х годов жил, видимо, еще ребенком, в Москве, но около 1683 года, по всей вероятности, в связи с неудачным стрелецким бунтом ушел на Керженец, где он с другим Козмой, своим приятелем, и был арестован. Козма Андреев умер в 1716 году в Преображенском приказе, а его товарищ уже в 1714 году. Учение Козмы было просто: “Благодати Божией несть ни в церквях, ни в чтении, ни в пении [т. е. богослужении], ни в иконах, ни в какой вещи, все взято на небо”. Так как проповедники этой новой веры провозглашали несть внешним проявлениям церковной и духовной жизни и утверждали, что даже богослужение или общая молитва уже невозможны, то согласие присвоило себе название, или же было прозвано, нетовщина, а само учение своими негативными чертами со временем приблизилось к своеобразному религиозному и духовному агностицизму. Правда, есть указания, что сам Козма Андреев уверял, что и он, и его ученики “утреню и часы, и вечерню поют по старой печати” и что, таким образом, его толк был близок к северному беспоповскому расколу. Но, судя по поведению его позднейших последователей, можно думать, что этот Козма или заведомо сообщал неправильные сведения о своем учении, или же что нетовцы так мало обращали внимания на “общее пение”, что уже в самом начале XVIII века большинство их перестало служить и посещать свои церковные службы.

http://sedmitza.ru/lib/text/439583/

Вообще, много было случаев, оправдавших чудную прозорливость Феодора; в бытность свою в Константинополе, который он посетил два раза по желанию патриарха и императора, принимавших его с большой честью, он в последнее своё посещение, при императоре Фоке (602–610), предсказал близкую кончину патриарха и будущие бедствия Церкви и государства. Дожив до глубокой старости, Феодор, во всю свою жизнь напутствоваемый чудным покровительством св. великомуч. Георгия, не был оставлен им и при смерти, о которой известил его св. Георгий, когда, явясь ему во сне и вручая жезл, приказывал идти за собой в дальний путь... Жизнь Феодора описана учеником его Евсевием (в иночестве Георгием), свидетелем многих чудес преподобного, «а чего он сам не видал, то написал по рассказу очевидцев или исцелённых святым, многое слышал и от самого святого». В конце жития сказано, что св. Феодор скончался 22 апреля, в третий год правления Ираклия 296 (613). Св. мученика Леонида Отец Оригена . Пострадал при Септимии Севере во время 5-го гонения на христиан, начавшегося вследствие строгого указа императора в 202 году, которым воспрещалось, под смертной казнью, принимать иудейство и христианство. В некоторых областях вражда язычников против христиан была так сильна, что, опираясь на нерасположение к ним императора, они начали преследовать христиан даже до получения положительного на то указа от императора, – и преследование это, напр. в Египте, было так жестоко, что христиане считали это признаком пришествия на землю антихриста и скорой кончины века. В это время был между прочими схвачен в Александрии христианин, по имени Леонид, и заключён в темницу. Это был отец большего семейства, которому в случае смерти Леонида предстояла нищета, так как имущество осуждённых за веру Христову отбиралось в казну. Это не могло поколебать и заставить отречься от Христа человека, который успел уже и детей своих воспитать в такой сильной любви к воплотившемуся Богу, что старший из них, семнадцатилетний Ориген , писал к отцу в темницу:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

длины и 75 с. ширины, впоследствии уничтоженный 295 . В конце XVIII столетия Неглиненские пруды, постепенно заплывавшие, были спущены, мельницы сломаны и проведена Троицкая улица. Место бывших прудов, да и сама Неглинная, обращенные окрестными жителями в свалку всяких нечистот, обратились в зловонное болото, едва проходимое в дождливое время. Старый же Каменный мост, у Троицких ворот, известен был всей Москве, как первое разбойное место того времени. Под его клетками или сводами постоянно жили в самовольно построенных избах всякие воры, мошенники и душегубцы, так что возле Неглинной в этой местности опасно было даже ездить 296 . Крупнейшим событием XIX века, оставившим следы свои в описываемой местности, было неприятельское нашествие 1812 года. Французы вошли в Москву чрез Пресненскую, Дорогомиловскую, Тверскую и Калужскую заставы. Некоторые из них проходили через местность Крестовоздвиженского прихода, следуя далее, в Кремль, другие же здесь и остановились постоем, заняв и дома, и церкви. И те и другие были разграблены, частью же разрушены и сожжены. После погрома Москва опять стала возобновляться, и описываемая местность, хотя и не вдруг, значительно изменила свой вид. В 1817 г. отстроен экзерцир-гауз, вдоль Кремлевской стены место было расчищено и разведен сад, разделенный Троицким и Боровицким мостами на три части. Около Троицкого моста в саду устроена «ресторация», а посреди 2-го сада – кондитерская. Река Неглинная обращена в водосток и пущена по подземной трубе. Обширная площадь между Воздвиженкой и Троицкими воротами, застроенная небольшими домами, с церковью св. Николая, была расчищена, дома снесены и церковь разобрана. Те большие здания, которые существуют в приходе теперь, явились в последнее время. Еще недавно в некоторых местах, как, напр., в Ваганьковском переулке и на Моховой, были большие пустыри, поросшие крапивой и другими сорными травами 297 . После 1812 года приходы церквей Николаевской, в Сапожках, Николаевской и Благовещенской, на Старом Ваганькове, в которых числилось: в первом 9 дворов, во втором 5 и в третьем 3 двора, – соединены в один приход при Крестовоздвиженской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Запрещение (навсегда) священнослужения и права благословлять рукою сосланным в монастырь священнослужителям не всегда соединялось с лишением сана. В 1696 г. Афанасий писал следующее в Николаевский Корельский монастырь относительно одного священника: «...И мы, преосвящ. архиепископ, слушав ево вдового священника Ивана челобитья, указали вам, игумену Василиску з братьею, ево вдового священника постричи у вас в Николаевском Корельском монастыре по чину святыя Церкве и отдать ево в научение монашеского житья старцу доброжительну и держать вам ево в монастырских брацких трудах неослабно под крепким началом, из монастыря неисходно, и смотрить над ним накрепко, чтоб он не пьянствовал, и к Архангельскому городу и в волости ево отнюдь не отпущать, для того что он к пьянству пристрастен, а буде он явится в пьянстве и ево смирять вам монастырским смирением по разсмотрению... А иерейского служения ничего действовать ему в монашестве, ниже рукою благословлять без нашего указу отнюдь не велеть, хотя он в мире был и священник. Писася во граде Холмогорах в дому нашем мироздания 7204-го года Апреля в 5 день». (Скрепа дьяка Данила Лебедева) 21 . Такое наказание полагалось для священников и дьяконов. Низшие церковники – дьячки и пономари – подвергались не меньшему наказанию за проступки. За пьянство, наприм., они обыкновенно были лишаемы места. В записях новоявленных памятей, дававшихся низшим клирикам при назначении на место, довольно часто встречаются замечания: такой-то назначен «на место упьянчиваго дьячка», или: «а прежнему дьячку (или пономарю) за ево пьянство отказано» 22 . За более крупные и более выдающиеся из ряду обыкновенных преступления низшие церковники, как и священнослужители, подвергались, как видно, еще и тягчайшему наказанию. Чтобы избежать тяжкого архиерейского наказания, провинившиеся священно- и церковнослужители предпочитали иногда явке на Холмогоры бегство. В 1689 г. крестьяне Вельского стана Троицкого прихода, выбиравшие себе нового священника, писали Афанасию:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Чет. Минея от Метафраста. (Act. SS. iann. 1. р. 370. C. Annot. ad Kal. gr. in Actis SS mail t. l). Март. Р. 9 янв. В Прологе св. Иулиан воспоминается еще 22 июля и 21июня. Св. священномуч. Картерия. Иерей и учитель христианский в Кесарии каппадокийской, при импер. Диоклетиане и Урбане игемоне, после тяжких мук умер от копья жидовина, в 304 г. Пролог (Act. SS. iann. 1. р. 472). Свв. мучч. Феофила диакона и Елладия мирянина. Ливиане, побиенные камнями. Пролог. (Act. SS. iann. 1. р. 472) Мес. В. Март. Р. Преп. Илии, пустынника Египетского. После семидесятилетних подвигов на некоей горе, в Нижней Фиваиде, скончался 110 лет, в конце 4 века. Пролог. (Vitae pp 2. c. 12. Cotel. eccl. gr. monum 1. p. 447). Преп. Григория Печерского. Утоплен в Днепре, по приказанию Ростислава Всеволодовича кн. Переяславского, в 1094 г. Чет. Минея. 9 Св. муч. Полиевкта. Воин, первый мученик в Мелитине армянской, пострадавший при Декии. Чет. Минея от Метафраста (Surius ad. hd. Act. SS. Febr. II p. 659). Март. P. 10 февр. Мес. В. В службе канон Феофана. Преп. Евстратия чудотворца. Из Тарсии (города, находившегося недалеко от Никомидии), подвизался в Авгаровской обители близ Олимпа, при Льве Армянине сделался добровольным изгнанником, по смерти его – настоятелем обители. Прест. 95 лет (позже 820 г.). Он современник Григорию Критскому (5 янв.) и подражатель Иоанникию Великому (4 ноября). Чет. Минея по Прологу. (Act. SS. iann. 1. р. 398). Св. пророка Самея. 3 Цар. гл. 12. Св. Петра, епископа Севастии армянской. Младший брат св. Василия Великого , посвященный в епископа в 380 г., умерший позже 391 года. Чет. Минея в Житии Василия В. 1 янв. (Act. SS. iann. I. p. 588 et 1108 Or. Chr. 1. p. 424 Fabr. IX. 318). Март. P. C в . Филиппа , митрополита Московского. Родился в 1507 г., скончался в Твери в 1570 г., задушенный по приказанию Иоанна Грозного. Пролог. Перенесение мощей его 3 июля. Есть служба. 10 Св. Григория, епископа Ниссийского, и супруги его, блаженной Феозвы диакониссы. Брат св. Василия Великого (1 Января) и Петра, еп. Севастийского (9 Января), посвящен во епископа в 372 году, присутствовал на 2-м Вселенском соборе в Константинополе; скончался позже 394 года. Отцем Отцев именуется по свидетельству 2-го Никейского собора ( Деян.6 гл.); Св. Феозву почтил похвалами св. Григорий Назианзин в 95 посл., писанном около 372 г., после ее кончины, в утешение ее супруга.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В конце 70-х годов XIX века в Москве развернулась деятельность Общества любителей церковного пения, которая продолжалась свыше 30 лет. К 1882 году относится самое раннее из сохранившихся изданий «Круга церковных песнопений обычного напева Московской епархии» (далее сокращенно – «Круг»). 2 В состав «Круга» вошли напевы, постоянно употреблявшиеся в то время в храмах Московского региона. Они записывались от регентов и псаломщиков приходских храмов. Напевы «Круга», и в частности, осмогласные, во многом совпадают с поющимися в настоящее время. Например, сейчас употребительны напевы стихир всех гласов киевского распева, изложенные в «Круге», напевы тропарей 1, 3, 4, 7, 8-го гласов греческого распева (мелодии тропарей 2, 5, 6-го гласов греческого распева ныне не поются), почти все мелодии ирмосов, кроме 8-го гласа знаменного распева, прокимены киевского распева, за исключением напева 4-го гласа, ныне не употребительного, прокимены воскресной утрени знаменного распева. Таким образом, «Круг» отражает реально существовавшую в конце XIX века московскую певческую практику и дает возможность представить себе развитие московского пения за последнее столетие. Однако одноголосное издание не дает возможности судить о типе исполнения церковных напевов, которые, вероятно, исполнялись многоголосно. По наблюдению И.А. Гарднера, «Дьячки-псаломщики пели по традиции не одноголосно, но не по нотам, а по памяти, или в терцию по синодальным богослужебным певческим книгам для одного голоса, исполняя приведенные там на нотах напевы ... не одноголосно, в импровизируемой по слуху гармонизации » 3 . В конце XIX – начале XX века публиковались различные многоголосные сборники обиходных песнопений. Их назначение могло быть различным: авторские редакции напевов, учебные пособия, издания напевов местных традиций, в том числе и монастырских. К числу наиболее известных публикаций многоголосных напевов относятся Обиходы под редакцией С.В. Смоленского и А.Д. Кастальского. 4 Состав напевов осмогласия в этих изданиях весьма сходен с современным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Они наделены такой силой, что могли бы разрушить и самое небо, если бы это было дозволено им» 4 . – Такова в общих чертах теория демонологии, созданная апологетами 2-го века; она разделяется не только Тертуллианом , Тацианом и Минуцием Феликсом , но Иустином Философом , Феофилом и др. 1) Очерченная сейчас, довольно ненормальная нравственная атмосфера, в какой вращались христиане второго и третьего века, весьма важна для понимания различных сторон христианской жизни за этот период. Она, прежде всего, обостряла их отношение к государственной, национальной религии. Переходивший за порог христианской церкви, язычник не просто оставлял свою прежнюю религию: он удерживал свое прежнее убеждение в существовании богов, но только начинал почитать их за злых демонов, обитавших в идолах 5 , и, таким образом, из благожелателя их обращался в противника. В его глазах боги были реальными врагами 6 , с которыми нужно было вести упорную и ожесточенную борьбу, борьбу на жизнь и на смерть. Акты мученические полны рассказов о том, как тот или другой христианин является в капище идола и, вполне разделяя языческое убеждение в существовании богов, при помощи заклинаний, изгоняет обитающего в нем бога. Так Панкратий изгоняет демона из идола Фалько, почитаемого в одном сицилийском городке Тавромении, обращаясь к нему с такими словами: «Фалько, глухое, слепое и немое животное! Кто ты и что здесь делаешь? Сколько времени ты здесь живешь, обольщая создания моего Бога и принимая от них жертвы?.. Демон отвечает ему: «260 лет я живу здесь и получаю жертвы и приношения от города Тавромении, каждый год по три невинных ребенка, семьдесят три жирных и прекрасных быков, свиней и несколько ягненков». «Заклинаю вас, злые демоны, продолжает Панкратий, – именем распятого нашего Мессии и Господа, соберитесь сюда отовсюду, возьмите из храма идола Фалько, бросьте его в море на расстоянии 30 стадий от берега и сами вместе с ним низвергнитесь в глубину бездны». В конце 3-го века Евгений изгоняет бесов из идола Трапезунтского, причем на этот раз изгнанию подверглись никто иные, сами Дия, Артемида и Аполлон, которых Евгений удалил на необитаемые горы Кавказа 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

П[етр] Н[иколаевич] С[авицкий]. Заканчиваю это письмецо 30 декабря. Непрерывно думаю о Вашем здоровье, желаю Вам бодрости и сил! Очень хотел бы дать Вам отчет в том, над чем я работай в истекшие годы. Полагаю, что многое в этом (русские летописи, искусство Запада, история Древнего Востока) интересовало бы и Вас. Будьте здоровы и благополучны. Ваш П[етр] Н[иколаевич] С[авицкий] Д. 4. Л. 23–24 об. Подлинник. Автограф. 3. 24 января 1955 г. Дорогой старший брат и друг. 15-го сего января, в день для меня знаменательный по воспоминаниям, дошла до меня в полной исправности посланная Вами посылочка, отправленная 31-го декабря. Благодарю Вас от всего сердца! Содержимое этой посылочки дало мне возможность достойно отметить с друзьями день моего Ванюшки (20 января). Получено ли Вами мое поздравление с Праздником, отправленное в конце декабря? Очень хотел бы получить от Вас хотя бы несколько строк, узнать о Вашем здоровье. В истекшие недели немало читал по истории Запада, но только для того, чтобы во всех подробностях сопоставить происходившее на Западе с судьбами нашей Руси. Прочел хорошую работу о Кижском погосте на Онежском озере, с его замечательными памятниками начала XVIII века. Какие глубины русского духа в них обнаруживаются! Еще раз благодарю за все. Будьте же здоровы, дорогой друг, и дайте весточку о себе. На обороте почтовой карточки. На другой стороне на бланке карточки. Куда: Мордовская АССР, п/о Потьма, Зубово-Полянский дом инвалидов. Кому: Афанасию Григорьевичу Сахарову. Адрес отправители: Мордовская АССР, п/о Явас, п/я 385/11. Петр Николаевич Савицкий. Д. 5 Л. 35 об. Подлинник. Автограф. 4. 4–5 февраля 1955 г. 4 февраля 1955 г., закончено 5 февраля (канун Ксении) Дорогой старший брат и друг, был сердечно обрадован получением Вашего письма от 22 января, которое дошло быстро. От всей души благодарю Вас за память. Строки мои, написанные к 30-летию, выражают во всей глубине впечатления мои и убеждения. В человеческом мире нужно и мерить человеческой меркой. Полное совершенство нам недоступно. Оно – удел иной сферы. Но и нам (некоторым из нас) доступны большие достижения по пути к совершенству. Строки мои – о том, чего Вы достигли на этом пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010