17 июля 1855 года святитель Иннокентий заложил новый трехпрестольный Успенский храм на Преображенской. Основные средства на строительство церкви выделили одесские купцы Черепенниковы. Архитектором нового храма стал Л. Оттон. На строительство храма ушло 14 лет — 12 апреля 1869 года архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий освятил здание собора. 19 января 1875 года архиепископ Херсонский и Одесским Леонтий освятил главный придел нижнего единоверческого храма во имя святителя и чудотворца Николая – покровителя моряков и путешественников, а 30 января – и второй придел во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Через некоторое время жители Москвы пожертвовали на нижний храм Одесской Свято-Успенской церкви иконы и богослужебную утварь. В нижнем храме Свято-Успенского кафедрального собора находятся мощи праведного Ионы, явившего, по словам современников, множество различных образов святости. Отец Иона обладал даром пророчества и целительства душевных и телесных ран. Крест, которым он святил воду, до сих пор хранится в соборе и является одной из наиболее почитаемых в народе святынь. В Свято-Успенском кафедральном соборе Одессы находится икона святителя Иннокентия с частицей его мощей. Нелегко пришлось Успенскому собору, как, впрочем, и другим храмам города, с приходом большевиков. Храм был закрыт в конце 30-х годов 20-го века. В 1942 году румынские оккупанты возобновили деятельность нижнего храма. Для этого им, правда, пришлось несколько дней откачивать из него воду – храм был затоплен на 1,5 метра. Во время Великой Отечественной войны верхний храм пострадал гораздо больше нижнего, в центральный купол угодила немецкая бомба. 56-метровая колокольня храма стала одним из символов борьбы одесситов с фашистскими оккупантами. Одна из историй гласит, что однажды ночью советские подпольщики водрузили на колокольню красный флаг, который румынам удалось снять только следующим вечером. Когда-то об этом событии указывала соответствующая мемориальная доска на стене храма. Огромную роль в восстановлении храма после войны сыграли архиепископ Никон, митрополит Борис и патриарх Алексий I Симанский.

http://sobory.ru/article/?object=08409

В том же веке Кай, Пресвитер Римский, опровергал ересь Артемона, не признававшаго Божества Иисуса Христа, тем, что псалмы и песни в честь Господа еще прежде были составлены верными 19 . Христиане этого времени пели малое славословие: Слава Отцу и Сыну и Св. Духу 20 . В третьем веке Павел Самосатский был осужден Собором Антиохийским, между прочим, за то, что псалмы, воспеваемые в Церкви в честь Господа, он отвергал, как новоизобретенные 21 . С образованием монастырей в четвертом веке Богослужебные песни и частные обычаи Церквей еще более умножились. В Палестинских монастырях прежде других учреждены были молитвенные часы, в которые иноки, собираясь для Богослужения, пели по три псалма 22 . В прочих монастырях относительно пения псалмов были разные обычаи 23 , но в большем употреблении было правило, данное Ангелом св. Пахомию Великому , в котором поведывалось во время вечерних и утренних молитв петь но 12 псалмов с молитвами 24 . В некоторых Церквах после всякого псалма останавливались и предавались собственным молитвам 25 . В Египетских Церквах после всякого псалма пели: «Аллилуиа» в честь Пресвятой Троицы 26 ; в других – за чтецом, который читал или пел псалмы, народ подпевал последние слова стихов 27 , а в конце последнего псалма все Христиане пели: «Аллилуиа», «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу» 28 . Такое разнообразное Богослужение и обычаи частных церквей наконец до того умножились, что пастыри Церкви начали сознавать необходимость однообразного Богослужения. Василий Великий и другие великие Отцы и учители Церкви вводили в Богослужение уже определенные псалмы и молитвы 29 , а на Лаодикийском Соборе 4-го века запрещено было принимать в Церковь песни от всех лиц. «Не подобает, – сказано в 59-м его правиле, – в церкви глаголати псалмы не священные», то есть не принимать песен, составленных частными лицами и не утвержденных Церковью для всеобщего употребления. 30 Для св. Отцов Церкви казалось и этого мало; им хотелось, чтобы везде было однообразное Богослужение. И потому в 5-м веке Карфагенский Собор определил однообразный чин Богослужения и молитв для всех церквей. «Постановлено и сие, – читается в 116-м его правиле, – да совершаются всеми утвержденные на Соборе молитвы, и отнюдь да не приносят никогда иные вопреки вере, но да глаголют те, кои просвещеннейшими собраны». 31

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Еще более впечатляет (и при этом вызывает больше доверия) история лютеранства в Эфиопии, где миссионеры также появились в середине 19-го века. Однако когда Эфиопская Евангельская церковь Мекане Езус, объединившая три иностранные миссии, стала в 1959 году независимой, она насчитывала всего 20 тысяч верующих – вполне стандартный случай для лютеранской миссии в Африке. В 1972 году была выработана программа " Служить всему человеку " , согласно которой церковь должна заботиться не только о духовных, но и физических и интеллектуальных потребностях человека. Было развернуто много программ по социальной помощи, учреждению библейских школ и распространению христианской литературы. Социальное служение также имеет множество направлений – предоставление пропитания глодающим, создание больниц и госпиталей, работа с бездомными детьми, маргинализированными группами, больными СПИДом. При этом церковь долгое время находилась в стесненных обстоятельствах – до 1974 года государственной церковью была Эфиопская Православная Церковь, затем народно-демократическое правительство также не жаловало религиозную пропаганду, и полтора десятка лет длящаяся гражданская война также не способствовала стабильному развитию. Только в 1991 году, когда ситуация стабилизировалась, церковь получила возможность свободно развиваться. Из-за последствий войны церковь много внимания уделяет и всяческим мирным инициативам (после окончания большой гражданской войны Эфиопия не прекратила воевать – мелкие и относительно крупные войны сотрясали ее еще несколько раз – отделение Эритреи, несколько межплеменных войн). Но, не смотря на подобные инициативы, даже внутри церкви имеются межнациональные конфликты – с 1996 по 2010 год существовал заметный раскол в центральных областях Эфиопии, который был преодолен совсем недавно. В конце 80-ых годов церковь насчитывала уже около 800 тысяч человек (за 40 лет она выросла в 40 раз!). Уже в 1991 году церковь насчитывала миллион верующих, в 2002 году 4 миллиона, а на данный момент почти 5,3 миллионов человек. За каких-то 50 лет церковь выросла в 265 раз! Такой взрывоподобный рост уже не объяснить демографической ситуацией. При этом надо отметить, что церковь Мекане Езус более активна в регионах, где Эфиопская Православная Церковь не является доминирующей, хоть и не избегает и остальных территорий. На западе страны в некоторых местах Церковь Мекане Езус даже становится доминирующей религией. Не смотря на то, что Евангельская церковь Мекане Езус осознает себя лютеранской и придерживается Аугсбургского исповедания веры, она больше похожа на усредненную протестантскую церковь, вроде объединенной немецкой. И действительно, в ее состав в 1973 году безболезненно влились немногочисленные эфиопские пресвитериане. Визуально и по методу действия эфиопские лютеране сильно приблизились к прочим, нелитургическим африканским протестантам.

http://religare.ru/2_80654_1_21.html

– Как открывался Троицкий собор, ведь внутри храма все было разрушено? – Сплочение людей было тогда поразительным. Троицкий собор удалось восстановить за очень короткое время. Люди несли в храм все, что им удалось сохранить в годы гонений на Церковь. Это были богослужебные книги, церковная утварь, за очень маленький срок убрали весь мусор из нижней церкви Троицкого собора. Был построен фанерный иконостас, и начались первые богослужения. И на первых службах, документы это подтверждают, было очень много людей самого разного возраста. Нашему народу просто была необходима в тот период времени духовная поддержка. Проповеди священников и в первые дни работы собора, и потом были патриотической направленности. Мы сегодня точно знаем – есть подтверждающие документы, – о чем говорил священник на службе 8 октября 1942-го. Все до единого люди прекрасно понимали, что для разгрома врага нужно объединить все силы, и духовная основа была в тот период времени сосредоточена именно в Церкви. Когда было разрешено открывать храмы по Саратовской области, было подано более 25 ходатайств! Другое дело, что Сталин не был бы самим собой, если бы наряду с постановлением об открытии храмов не принял бы другое постановление – о контролирующем органе, о совете, который в тот период распоряжался всеми делами Православной Церкви. К сожалению, этот совет большую часть прошений отклонял. И были открыты только 5 храмов. Но очень важно, что в самых крупных городах области – Вольске, Ртищеве, Петровске – они все же появились. – Расскажите о наиболее интересных, ярких судьбах священников, которые служили в годы войны. – Конечно, имен и фамилий можно назвать немало. Это протоиерей Иоанн Варин, священник Георгий Молев, протоиерей Петр Меринов и многие другие. И каждый из этих священников достоин отдельного рассказа. Но мне очень близка судьба семьи протоиерея Андрея Султанова, человека во многом удивительного. Он родился в конце XIX века, окончил миссионерские курсы, жил в Башкирии, потом в Сибири. Судьба забросила его в Саратовскую область в 20-е годы, когда Церковь подвергалась гонениям и уничтожалась. В село Золотое Красноармейского района священник приехал, так как здесь проживали родственники его жены. В семье батюшки было много детей, которые потом в годы войны с первых же ее дней воевали на фронте.

http://pravoslavie.ru/38270.html

Нередко народ осыпал блаженного Василия насмешками и побоями, но он все сносил с кротостью. Ночь блаженный проводил на паперти церковной в молитве и богомыслии. Бог прославил своего праведника даром прозорливости и чудес. Так, по молитве блаж. Василия перед Владимирской иконой Божией Матери, Москва – а с ней и вся Россия – были спасены от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521-ом году. Этот хан, успевший сжечь предместья Москвы, устрашился видением множества воинов и отступил за пределы Руси. В 1547-ом году блаженный неутешно плакал, предвещая пожар Москвы, который уничтожил почти весь город. Некоторое время спустя, на обеде в царских палатах блаженный трижды выливал вино в окно, говоря, что гасит пожар в Новгороде. Действительно, в это самое время в Новгороде вспыхнул пожар, но не успел разгореться какой-то незнакомый человек, по рассказам новгородцев, заливал загоревшиеся дома. Приехав потом в Москву, новгородцы опознали в блаженном этого незнакомца. Преставился блаженный Василий в возрасте 88-ми лет в 1552-ом году. Сам царь Иоанн Грозный нес тело его в церковь для погребения. Святой Василий был похоронен в Москве в соборе Покрова Богородицы, который обычно называется храмом Василия Блаженного. Мощи его прославились многочисленными чудесами. Вериги (тяжелые цепи), которые он носил на своем теле, хранились в Московской Духовной Академии. Тропарь: Житие твое, Василие, неложное и чистота нескверна, Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением, и мразом и теплотою солнечною, и слотою (слякотью) и дождевным облаком, и просветися лице твое яко солнце: и ныне приходят к тебе российстии народы, цари же и князи и вси людие, прославляюще святое твое успение: тем Христа Бога моли, да избавит ны от варварского пленения и междоусобныя брани и мир мирови подаст и душам нашим велию милость. Праведная Нонна 18 авг. (5 авг. по церк.кал.) Святая Нонна родилась в конце 3-его века в христианской семье. Она вышла замуж за Григория, градоначальника и богатого владельца земель в Каппадокийсой области Малой Азии. Муж ее сначала был язычником, чтил верховного бога и поклонялся огню. У Нонны родилась дочь Горгония и сыновья Григорий и Кесарий. Она воспитала их в христианском духе и горячо молилась, чтобы и муж обратился к истине. Господь услышал ее молитвы: муж стал верить в Христа, крестился и всецело посвятил себя Церкви. Около 325-го года он стал пресвитером, а затем епископом города Назианза в Каппадокии. Тогда и праведная Нонна была посвящена в диакониссы, после чего она усердно занялась благотворительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Послание к Титу, подобно посланиям к Тимофею, содержит преимущественно указания пастырских свойств; но в нем находится изображение и догматических истин о явлении спасительной благодати (2:11–13) и о спасении чрез Иисуса Христа – Бога (3:4–7), и заблуждений иудействующих (1:10–16). По изложению послание сие сходно более всего с посланием к Ефесянам. Здесь изложение более ровное, нежели в посланиях к Тимофею, где видно большее оживление Апостола Павла, так-как Тимофей, кажется, был для Павла ближе по духу, сердцу и образованию, нежели Тит, происходивший не из Иудеев, а из язычников, между тем как Тимофей по женской линии был Иудей и измлада знал Свящ. Писание. Сохранение и распространение послания к Титу во вселенской Церкви было такое же, как и посланий к Тимофею, а потому и свидетели о его подлинности почти все те же. Св. Климент, епископ Римский, приводит из сего послания 4-ый стих 2-ой главы и 1-ый ст. 3-ей главы (см. о сем подробнее в сочинении А, Клитина: «Подлинность посланий к Тимофею и Титу», стр. 202–298), а св. Ириней, епископ Лионский, в своем сочинении против ересей (в кн. 3, отд. 3), говорит: «Павел повелевает нам после первого и второго вразумления от еретика человека отступать» (сравн. Тит. 3:10 ). Так-как послание к Титу находится в списке Мураториевом и переводе Сирском (Пешито), то можно сказать, что в конце II-ro века как Восточная, так и Западная Церковь считала это послание подлинным. Историк Евсевий называет его «обязательным», а блаж. Иероним свидетельствует, что послание к Титу признавал подлинным даже Татиан , глава энкратитов, который отвергал другие послания. В последующее же время многие св. отцы писали объяснения на сие послание. В Православной Церкви послание к Титу читается за церковным Богослужением в таком порядке: Гл. 1, ст. 1–4, гл. 2, ст. 15, и гл. 3, ст. 1–3, 12–13 и 15 в день св. Тита, 25-го августа. Гл. 1, ст. 5–16, и гл. 2, ст. 1 в четверток 28-ой недели. Гл. 1, ст. 15–16, и гл. 2, ст. 1–10 в пяток « » Гл. 2, ст. 11–14, и гл. 3, ст. 4–7 в день Крещения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

При церкви стоял каменный одноэтажный дом богадельни имени Бакулиных. В богадельне призревали 5 женщин. В ведомости о богадельнях при церквах Коломенского уезда за 1910 г. указано, что богадельня при Ильинской, в селе Сандырях, церкви содержалась на проценты с 10 000 рублей, пожертвованных покойным П.Г. Бакулиным и женой его, дом, в котором находилась богадельня, был также пожертвован в церковь. Также в приходе Ильинского храма была земская начальная Сандырёвская школа. Церковный причт храма издавна состоял из священника, дьячка и поно­маря. В 1816 г. прибавлена диаконская вакансия. Клировая ведомость за 1840 г. сообщает, что священником в церкви с. Сандыри был Иоанн Яковлев, сын священника, в школах не обучался. В 1800 г. посвящён во диакона к Коломенской Богоявленской церкви еписко­пом Серафимом Дмитровским из дьячков Успенской церкви с. Черки­зова. В 1804 г. рукоположен во священника митрополитом Платоном к храму с. Сандыри. Диакон Илия Сергеевич Грязнов, женат на дочери о. Иоанна, Наталии Ивановне. В 1840 г. дьячком при храме служил Ефимий Алексеевич Сандырёвский, пономарём был Фё­дор Афанасьевич Знаменский. В конце XIX века причт по штату состоял из священника, диакона и псаломщика. С 1902 г. при церкви с. Санды­ри служил священник Виктор Павлович Смирнов. В 1898 г. он окончил Вифанскую Духовную семинарию с аттеста­том 2-го разряда. С 1898 по 1902 гг. работал учителем в Юдинской церковно-приходской школе Можайского уезда. В 1902 г. рукоположен во священника к Ильинскому храму с. Сандыри, в том же году опреде­лён законоучителем в Сандырёвском земском училище. С 1903 г. со­стоял наблюдателем над Сандырёвской народной библиотекой. В 1911 г. награждён набедренником, в 1916 г. - скуфьёй. У о. Виктора и его жены Ольги Алексеевны было трое детей: Борис, Евге­ний и Анатолий. Отцу Виктору сослужили диакон Иван Иванович Ни­кольский и псаломщик Николай Леонидович Востоков 3 февраля 1883 г. в Сандырях в семье псаломщика Петра Бажанова родился сын Сергей, будущий священномученик. После окон­чания трёх классов Московской Духовной семинарии Сергей Петро­вич Бажанов служил до 1918 г. диаконом в Успенском соборе г. Ко­ломны. В 1918 г. рукоположен во священника к Троицкому храму с. Троицкие Озерки Коломенского района, с 1923 по 1930 гг. служил в Иоанно-Предтеченской церкви в Городищах (в наше время вошло в черту Коломны), с 1930 г. - в Никольской церкви с. Городня (Луховиц­кий район). В 1932 г. о. Сергий был приговорён к трём годам заключения в исправительно-трудо­вом лагере. На него свалили срыв посевной кам­пании 1932 г., будто создание семенного фонда было сорвано из-за его систематической агитации. Отработав на строительстве Беломоро-Балтийского канала, о. Сергий снова стал служить в том же храме. 14 октября 1937 г. он вновь был арестован и заключён в Таганскую тюрьму в Москве. Его снова обвиняли в контрреволюционной агитации. Отец Сергий вины не признал. 25 октября 1937 г. он был приговорён к смертной казни и 31 октября расстрелян.

http://sobory.ru/article/?object=22986

Священноцерковнослужители на 1913 год: 1. Настоятель священник Рафаил Павлов Виноградов 37 лет, награжден набедренником в 1904 г., скуфьею в 1907 г., окончил курс Нижегородской семинарии по 1 разряду – студентом, на настоящем месте с 12 марта 1910 г. 2. Священник Павел Ильич Виноградов 30 лет, награжден набедренником в 1912 г., окончил курс Нижегородской семинарии по 1 разряду – студентом, на настоящем месте с 29 июля 1906 г. 3. Диакон Николай Николаев Соколовский, 28 лет, на настоящем месте с 1912 г. 4. Псаломщик Владимир Алексеев Ремезов 21 года, обучался в 1-м классе Нижегородской духовной семинарии, уволен по прошению, на настоящем месте с 1913 г. 5. Псаломщик Петр Николаев Коченский 21 года, из 3-го класса Нижегородского духовного училища, на настоящем месте с 1913 г. Источник: В 3-х км от г. Павлово, на противоположном (левом) берегу Оки привольно раскинулся рабочий посёлок в Нижегородской Мещёре-Тумботино, получивший статус в 1938 году. Населённый пункт возник на месте древнего бортного мордовского ухожья, получивший своё название сначала от имени первопоселенца - Тулбутино; позже название было связано с фамилией владельца Тумболинова, и лишь в конце XVI века селение получило свое нынешнее название - Тумботино, впервые упоминаемое в писцовых книгах в 1580 году как пустошь с 12 дворовыми местами. По переписи 1621-1623 гг., это была крупная деревня с 32 дворами и более чем 70 жителями, которые занимались бортничеством, охотой, рубкой строевых деревьев с дальнейшей их обработкой и продажей, а также добычей кричного железа и древесного угля. На исходе XIX в. в Тумботине насчитывалось 1222 человека. В 1884 году в селе была основана фабрика Родионова. На рубеже XVIII-XIX вв. здесь возводится каменная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в формах сельского провинцильного классицизма. Благовещенская церковь принадлежит к одному из самых распространённых в России типов храмов, в основе которого - восьмерик на высоком четверике. Вот что говорится в краткой исторической ведомости от 1904 года, хранящейся в Центральном архиве Нижегородской области: " Построена тщанием прихожан в 1800 году. Зданием каменная с таковою колокольней, крепка; в зимнее время мало поместительная. Вокруг церкви возведена железная ограда на каменном цоколе, взамен ветхой деревянной. При церкви есть деревянная сторожка. Престолов в ней три: 1-й - центральный (летний) - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, 2-ой (зимний) - на правой стороне - во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и третий - на левой стороне - во имя Преподобных Отцов Зосимы и Савватия, - Соловецких чудотворцев. Утвари достаточно. Причта по штату 1885 года: священник, диакон и псаломщик. Земли при сей церкви - усадебной 1 десятина 800 саженей, сенокосной 3 десятины и пахотной 32 десятины 484 сажени. Приписных церквей нет. Библиотеки нет. В приходе братств и попечительств нет. Прихожан означенной церкви мужского пола 1718 человек, женского - 1947 человек " .

http://sobory.ru/article/?object=29138

5. Заглавия, содержащие инструкции относительно использования псалма в богослужении. Изредка в заглавии говорится о том, какое место должен занимать тот или иной псалом в богослужении. Наиболее известными примерами здесь служат «песни восхождения» ( Пс. 119–133 ; о значении этого выражения см. вводные замечания к Пс. 119 ) и «псалом на день субботний» ( Пс. 91 ). Композиция. Псалмы, созданные в разное время разными людьми, позднее были собраны в пять книг ( Пс. 1–40; 41–71; 72–88; 89–105; 106–150 ), каждая из которых завершается славословием, формально обозначающим окончание одной и начало другой книги. Разделение между четвертой и пятой книгами несколько искусственное, возникшее из желания составителей структурно соотнести Псалтирь с Пятикнижием Моисея: Моисей дал Израилю литургию, Давид создал ее текст. Псалмы 1, 2 служат своего рода входом во святилище Псалтири, тогда как псалмы 145–150 представляют собой одно большое заключительное славословие, подлинный апофеоз хвалы Создателю. Через псалом 1 молитвы и хвалы, изначально возносившиеся только в храме, входят в книгу, над которой можно размышлять и в синагоге, и дома. Завершающий стих псалма 71 («Кончились молитвы Давида, сына Иессеева») свидетельствует о том, что первые две книги приобрели свою нынешнюю форму в конце царствования Давида. Первые же два псалма были добавлены к ним лишь по окончании составления книги Псалтирь, то есть уже после возвращения Израиля из вавилонского плена. Первая и вторая книги посвящены прославлению золотого века, который Израиль переживал в эпоху единого царства. Псалмы 2 и 71 представляют собой молитвы о том, чтобы вовеки на земле длилось богоугодное правление царя. Все псалмы первой книги ( Пс. 1–40 ), за исключением 1-го, 2-го и 32-го, приписываются Давиду. Если в первых двух книгах и встречаются плачи, то они неизменно завершаются хвалой. В противоположность первым двум, третья книга выдержана в печальных тонах. В открывающем ее псалме 72 оплакиваются страдания праведных, которые, видя благоденствие нечестивых, могут надеяться лишь на торжество справедливости в мире ином. Последний в книге, 88-й, является сетованием на то, что Господь, по-видимому, нарушил Свой завет с Давидом и «поверг на землю венец его». Предыдущий же, 87-й, единственный в Псалтири не содержит хвалы Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

     По воскресным дням прабабушка держала на дворе обеденный стол для бедных, сама готовила пищу, накрывала и угощала нищих и голодных со всей ближайшей округи Крюкова , на что некоторые, в частности слободской дурачок Еська, отплатили семье самой чёрной неблагодарностью. В такой обстановке рос Антон» (15).     Вспомним: « Если хочешь быть совершенным, пойди и продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за мною » . (Мф.19, 21)     Могут сказать, что родители не продавали имение, чтобы кормить по воскресеньям нищих. Да, им нечего было продавать. Они тратили деньги, которые собирали, чтобы построить дом, ведь их многодетная семья много лет ютилась в комнатах, которые они снимали у чужих людей. Они мечтали построить собственный дом, экономили даже на керосине. Антону, которого отец научил читать в пять лет, приходилось часто читать… при лучине! И это в конце 19-го-то века… Тогда-то он и испортил своё зрение. Но благотворительные обеды для нищих семья устраивала. А свой дом удалось построить лишь в 1905 году, когда Антон уже стал учителем…     Добавим: дети после еды целовали руку отца , что в те годы на Руси было вообще уже очень большой редкостью.       « Антон в 1895году поступил учиться сначала в Белопольскую школу, а затем, в 1901 в Кременчугское четырёхклассное училище. И в Белополье, и в Кременчуге Антон учился отлично, заметно выделяясь среди соучеников глубиной знаний, широтой кругозора» (7, с. 6)     На уроках учителя словесности Г.П.Каминского Антон «впервые узнал прелесть вдохновенной поэмы «Слово о полку Игореве» (7, с 7).     Антон полюбил украинский язык, любил читать Гоголя.     «В документе об окончании училища у Антона стояли только пятёрки» (7, с. 7).     Но сверстники во дворе над ним жестоко издевались, часто избивали. Отличников и слабеньких не любили. Случалось, что за Антона заступалась соседская девочка…     Брат, который был младше на 7 лет, вспоминал: «в играх той банды, к которой принадлежал и я (от 4 до 10 лет), он никогда участия не принимал… для Антона его младенческие и детские годы представляли почти непрерывную цепь физических страданий» (8, с. 5-6).

http://pravmir.ru/pravoslavnye-istoki-pe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010