На творчество не наложено никаких возрастных ограничений, многие ученые, композиторы, художники создали свои самые значительные, зрелые и творческие работы, будучи пожилыми. Бог, храм и природа – вот наши вдохновители. А сколько творческих возможностей открывается для нас в совместной деятельности со своими внуками и правнуками. Эти зрители, слушатели и ценители всегда будут в восторге от того, что сделает дед или бабушка. Нет своих – пообщайся с ребенком своих знакомых, помоги многодетной бабушке. В каждом храме есть прекрасные шитые бисером и шелками иконы, над которыми трудились прихожане, а сколько вязаных носочков и рукавичек приносят они для детишек в детские дома. Почему не собрать вместе этих художниц, да не обучить еще десяток-другой прихожанок искусству вязания или шитья? «Детская лепта» – так назывался кружок, который создала Елизавета Федоровна Романова, и где дети из состоятельных семей готовили поделки, шили одежду и собирали игрушки для сирот. Возрождение при храмах и монастырях «Лепты», где могли бы собираться пожилые и старики для совместной молитвы и творческого труда, было бы великим делом. Другое возможное направление: сестричество милосердия. Почему-то считается, что туда должны вступать только сравнительно молодые люди. Конечно, на поле боя или в уходе за тяжелым больным достаточная телесная сила не помешает. Но ведь основная битва со злом идет в душах и сердцах человеческих. Людям одного возраста легче понять друг друга, а вместе и путь к Богу может оказаться прямее и короче. И в милосердном сестричестве и в братстве талант веры пожилого человека может расцвесть и, умножаясь, дать плоды. Таким образом, исполнение надлежащего, успех всей жизни заключается в сохранении достоинства, которое для человека есть его возможность, будучи земным существом, выбрать путь к Богу, правильно употребить свою свободу, добровольно идя навстречу Христу. Все люди равны в своем достоинстве, независимо от возраста, положения или здоровья. Есть старая поговорка: «Не умирай, пока живешь!». Есть еще время обрести утраченное достоинство. Достояние наше – вера христианская, достояние наше – любовь к ближним, достояние наше – почтение к родителям и их памяти, достояние наше – целомудренная жизнь, достояние наше – терпение в болезнях и испытаниях. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). И в пожилые и в старые годы можно быть успешным. Помогай Господь!

http://pravoslavie.ru/91757.html

Не напрасно пасторы вооружаются против него. Не без основания прелат Капф клеймит это явление позорными именами. Протестантское духовенство осуждает трактирные удовольствия своих прихожан не потому, что они слишком грязны и доводят до нищеты, а потому, что они уже чересчур постоянны, всегдашни, безнадежны. В этих удовольствиях выражается самое крайнее эгоистическое и материалистическое направление немца; между тем, как пасторы все-таки считают себя истолкователями Божественного Откровения. Экономист-шваб, пожалуй, посещает свой храм довольно исправно; но он делает это как-то машинально, по заведенному обычаю или просто для развлечения. Между тем, все его мысли заняты своим настоящим гешефтом; тут он весь погружен душею и телом; и если в воскресные или праздничные дни оставляет свои гешефты, то это делает не столько по религиозным побуждениям, сколько для своего удовольствия. Побывавши на час в храме, где он с немецким терпением выслушивает длинную проповедь пастора, да пропоет машинально несколько стихов из своего молитвенника, идет он... Куда? Дома скучно, родственных связей не уважает. А между тем, на каждом шагу попадаются ему гостиницы, ресторации, питейные дома: там пиво хорошо, здесь много публики. И вот принарядившись по-праздничному, отправляется бродить по этим публичным заведениям. Все эти заведения в праздничные дни переполнены, бывают, гуляющим людом, точно так же, как и у нас на Руси, только с тою разницею, что в наших питейных и трактирных заведениях наш народ гуляет нараспашку, с непритворным веселием, тогда как немцы в самых трактирах умеют казаться людьми солидными, сдержанными, серьезными. Чем же занимаются эти серьезные и прилично одетые люди? Да ничем. От безделья играют в карты, шашки, шахматы, на биллиарде и т. п. Но не думайте, что эти игры были, так сказать, «искусством для искусства». Такого удовольствия немец не позволит себе, из самой игры он делает гешефт и интересуется ею, когда на столе звенят деньги. Вслед за мужьями (только порознь от них) идут в ресторации их жены и дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

11:4. Железная печь. В Древнем мире не использовались ныне широко распространенные доменные печи для отливки железа. Железо имеет температуру плавления 1537°С, которой древние технологии не могли достигнуть. Но при нагревании железа до 1100° оно становится губчатым и достигает полутвердой фазы, позволяющей производить его ковку. Печь обычно загружали древесным углем для поддержания химического процесса и обеспечения достаточного содержания углерода. Качество стали зависит от количества углерода, которое она способна поглотить. Чем меньше кислорода, тем чаще требуется повторять процесс, чтобы избавиться от ненужных шлаков. Хотя «печь» в данном случае является метафорой, обозначающей рабство, огонь в печи носит не деструктивный, а конструктивный характер. В этом горниле руда превращается в прочный и ценный продукт, железо. Опыт пребывания в Египте преобразил Израиль, сделав его народом завета. 11:5. Земля, текущая молоком и медом. Это устойчивое выражение, ставшее в Писании синонимом плодородной земли. Подобное выражение встречается в угаритском эпосе «Ваал и Мот», где возвращение плодородия земли передается в образе рек, текущих медом. В столь древнем египетском тексте, как «Повесть о Синухете» (начало 2-го тыс. до н. э.), земля ханаанская предстает как изобилующая не только природными богатствами, но и продуктами человеческого труда. Более подробная информация приводится в коммент. к Исх. 3:7–10 . 11:13. Сколько улиц, столько жертвенников. Эта фраза подчеркивает, что улицы Иерусалима изобиловали жертвенниками для каждения Ваалу. В обычном древнем городе Ближнего Востока было около дюжины перекрестков в жилых кварталах. Из данного текста не следует, что жертвенники Ваала были на каждом перекрестке, хотя вавилонские источники сообщают о небольших святилищах или нишах на пересечениях улиц и во внутренних дворах. В одном тексте говорится, что в Вавилоне было 180 статуй, посвященных богине Иштар. 11:15. Священное мясо. Значительная часть мяса, потребляемого в Израиле, была связана с системой жертвоприношений, а потому его съедали в определенных местах при храме. Именно о съедении жертвенного мяса и говорится здесь. Ирония в том, что они обсуждают свои непотребства даже тогда, когда находятся в священных пределах храма и делят между собой жертвенное мясо.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Помнится, как он на исповеди не один раз шутливо жаловался, смеясь своим замечательным, каким-то детским смехом: «Батюшка, на этом приходе, в Отрадном, такие грешники! Я во всю жизнь в Ильинском храме таких грешников не встречал. А здесь такой грешный приход...». Как будто он не понимал, что эти грешники едут к нему исповедоваться со всех концов – именно к нему едут! И вот, когда приходишь в храм в Отрадном, батюшку обычно сразу и не увидишь. Литургия совершается в главном приделе, а народу полно в левом приделе, и не видно, что происходит, если только вперед протолкнешься, увидишь, что у аналойчика на низкой скамеечке сидит отец Тихон и кто-то стоит рядом с ним на коленях и ему в ухо шепчет свои грехи. Иногда отец Тихон вставал и молча шел в алтарь. Пойдет в алтарь, к престолу, помолится, потом идет обратно, и что-то чудесное происходит после его молитвы. Еще помню случай, как отец Тихон вдруг стал умолять, просить меня быть вместе, быть дружным с другими батюшками, только бы друг друга не бросали, только были бы вместе. Старчество – это совершенство. Подвиг старчества – это самый высокий подвиг, самое высокое и самое великое служение. И отец Тихон во всем являл такое удивительное совершенство. Больше всего он поражал своей кротостью, смирением, своей удивительной радостью: он радовался каждому человеку, принимал как родного любого человека, независимо от того, кто это был. И так было к нему легко подойти, не чувствовалось никакого расстояния между тобой и им. Он был удивительно открыт ко всем людям и в каждом видел бесконечную ценность. Для него все были равны, каждый, кто к нему приходил, ощущал его удивительную любовь. Благодать Божия просто поражала в нем». Рассказывает протоиерей Димитрий Смирнов 45 . «Отец Владимир исповедовался у отца Тихона, и такая у него была радость, что он и со мной хотел этой радостью поделиться. Он и посоветовал мне перед диаконской и священнической хиротониями, которые довольно близко друг от друга отстояли, пойти к отцу Тихону. Но каждый раз все складывалось неудачно. В общем, этого не случилось тогда, только потом, когда отец Тихон переселился в Отрадное.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И проповедь за литургий произносит ли священник свою, или печатную, в последнее время стала исключительно касаться нравоучения христианского или вопросов современности. Спора нет – это все необходимо нужно. Но нужна и другая проповедь, изъясняющая основы веры, богослужебную практику, религиозные обряды и обычаи. В прежнее время, не столь давнее, говорились катехизические поучения; в каждом благочинии по очереди один – два священника назначались катехизаторами и свои проповеди представляли особой комиссии в епархиальном городе на просмотр. Осмеяли этот обычай, а в нем было много хорошего. Пусть катехизатор иногда списывал и переписывал чужое: ведь не все же это делали, а кто и списывал, ничего не терял, а, главное, проповеди все-таки регулярно произносились и в систематическом виде давали слушателям изложение христианского учения. По нашему глубокому убеждению, этот оставленный обычай, катехизических поучений и притом возможно частых следует непременно восстановить. Конечно, многое в исполнении его требует исправления, но самый обычай надо сохранить. Теперь к догматической проповеди принято относиться пренебрежительно. И, к сожалению, такое пренебрежительное отношение встречается именно среди духовенства. В одном большом епархиальном городе образовался пастырский проповеднический кружок при братском храме. Вошел в него и сам преосвященный. Духовенство города все было образованное, наполовину с академическим образованием. На первую проповедь архиерея явилось много духовенства. Преосвященный начал изъяснять Символ веры и рассчитал беседы на целый год. Нужно было видеть, с одной стороны, усмешки и иронию со стороны духовенства, с другой – внимание пасомых, которые все в большем и в большем количестве сходились по воскресеньям и праздничным вечерам слушать простое изложение веры православной. Один из ревностных наших и ученых архипастырей, отмечая это отсутствие катехизической проповеди, со справедливой горечью как-то говорил: «я думаю, скоро наш народ разучится совершать крестное знамение».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Поэтому будем усердны к умножению духовного богатства молитвы, трудолюбия, доброты, выдержанности воли, призывая на помощь Господа Спасителя, Ему же слава во веки веков. Аминь. О сердечности молитвы Священное Писание доносит до нас призывы Божии: «Сыне, дай мне твое сердце!» 214 ; «Воспевая в сердцах ваших (молитвы) Господу» 215 . За литургией всегда мы слышим: «Горе имеем сердца». Господь потому так обращается к нам, что мы должны молиться сердцем, с чувством. Чтобы ты ни говорил Богу на молитве – говори с чувством благоговейной любви, переживая произносимое. Святые не могли насытиться в молитвенном обращении к Богу из-за наполнения и возгорения сердца чувствами к Богу. Чтобы научиться молиться сердечно, надо произносить слова медленно, полагая каждое слово на сердце, заставляя сердце откликаться на него. Дети, школьники на первых порах читают всякую книгу медленно. Мы перед Богом также ученики приготовительного класса, едва умеющие молитвенно лепетать. Нам тоже необходимо выговаривать молитвенные слова медленно, вдумываясь в их силу. Тогда они то заставляют нас каяться в грехах, то воспламеняться любовию к Богу и людям, живым и умершим, то исполняют нас чувствами благодарения и славословия Богу. Молитвенное умиление от сердечности молитвы сладостно, благодатно, много утешает, учит любить Бога и изменяет сам характер молящегося. В каждом из нас свои недостатки. Но за сердечность молитвы Господь Сам изменяет нас Своею силой. Положим, ты горяч, пылок; это значит, что ты поверхностный, изменчивый человек, зачастую капризен и болтлив. Либо ты склонен к грусти, живешь прошедшим или будущим. От множества чувств и дум у тебя отсутствует живое дело. Либо ты работоспособен, но круг интересов твоих узок, притом ты горд и заносчив. Либо ты спокоен характером, но ленив, пристрастен к односторонним интересам. Во всех этих недостатках Господь тебя исправит – начни только сердечно молиться. О знаменитом алтайском миссионере архимандрите Макарии (Глухареве) рассказывают, что он в своем монастырском храме перед службой становился среди народа, постепенно переходил с места на место и учил отдельно каждого, как молиться Богу пламенно и усердно. Один из таких его учеников, вспоминая уроки отца Макария, рассказывал: «Подошел ко мне отец архимандрит и говорит: «Ну как ты молишься? Станем вместе молиться. Говори за мной: «Отец Ты наш Небесный!» Я повторил, а он: «Нет, нет, ты усерднее, от души скажи». Тут возвысил он тон голоса: «Отец Ты наш Небесный!» Я повторил уже со вниманием и чувством. «Нет, нет, – говорит, – еще усерднее, покрепче скажи: «Отец Ты наш Небесный!!!» Сердце забилось в груди моей, я сам возвысил голос и из глубины души воззвал: «Отец Ты наш Небесный!!!» – «Ну молись так, молись», – одобрительно сказал старец и пошел к другим богомольцам».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Бывает так, что храм строится на средства каких-то жертвователей, которые желают, чтобы он выглядел максимально роскошно. И тут дело не в том, что мы идем у них на поводу, – мы просто исполняем то их желание, которое они выражают, потому что у них нет готовности отдать эти ж самые деньги бедным, и они их не отдадут. Но если уж хотят их вложить в храм, пусть вкладывают. Я ничего предосудительного в этом не вижу, хотя согласен с тем, что люди, видя чрезмерную роскошь, порою соблазняются. – А кто решает вопрос о мере роскоши при изготовлении облачений в каждом отдельном храме? Настоятель, правящий архиерей? – Его может решать архиерей в кафедральном соборе и в тех храмах, благоукрашением которых он непосредственно занимается. В большинстве же случаев это, безусловно, решает настоятель. Он сам определяет, какой материал ему покупать на свое облачение, будет ли это шелк или парча, будет ли это парча простая или эксклюзивная, какая будет митра, чем она будет расшита, и тому подобные вопросы он решает сам. – Как Вам кажется, удается ли сегодня Церкви придерживаться золотой середины и часто ли современный человек соблазняется излишним, с его точки зрения, благолепием? – Наверное, нельзя говорить о таком среднестатистическом человеке, потому что кому-то это благолепие, наоборот, нравится, чье-то сердце оно греет и радует этой красотой. Кто-то вообще этого не замечает, ну а кто-то соблазняется. – В таком случае не лучше ли продать все церковное убранство, утварь и одеяния священников и вырученные деньги раздать стоящим на церковной паперти нищим? – Сделать это, конечно, можно. Но дело в том, что это улучшит и даже не облегчит существование людей, побирающихся на паперти: завтра они снова придут к церкви и будут там точно так же стоять. Да, кто-то «разживется» за счет этих средств, но на пользу они не пойдут, потому что, к сожалению, зачастую эти нищие находятся под чьим-то «контролем» и отдают то, что они насобирают у храма. Неоднократно бывали случаи, когда приходилось просто устраивать «разборки» с теми, кто приходил отбирать собранное подаяние, если нам удавалось этих людей вычислить. Но сомневаюсь в том, что это что-то меняло существенным образом, потому что не у храма, так в другом месте эти люди встречаются с этими нищими и устанавливают для них свои правила. Поэтому продавать церковные облачения, сосуды и так далее и раздавать деньги именно этим людям, наверное, будет не совсем разумно, не говоря уже о том, что почти все они, за редчайшим исключением, потому и оказались на улице, что по каким-то своим глубинным причинам давно уже выпали из социума, давно уже не в состоянии адаптироваться в обществе; даже тогда, когда милостью Божией с помощью людей возвращались было к достойной человека жизни, они все равно вскоре вновь оказывались на так называемом дне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

В каждом из них предлагается пристанище и духовно-целебная помощь всякому труждающемуся и обремененному греховными недугами, уподобляющими его израненным и изувеченным воинам, лежащим в лазарете. Всякий христианин призван к духовной воинской службе. На всяком лежит обязанность воевать с врагами спасения, особенно злыми духами: несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным ( Еф. 6: 12 ). И нет ни одного человека, который бы не терпел жестоких уязвлений от этих врагов, т. е. не был бы целью их пагубных козней. Есть грешники, которые не чувствуют боли от этих уязвлений, – они так привыкли к грехам, что совесть перестала быть чувствительною к этой боли. Но те, в которых пробудилось искреннее раскаяние в грехах, ощущают нестерпимую сердечную боль, подражая Давиду, который так изображает свои душевные страдания и муки, какие испытывал вследствие раскаяния в своих грехах: несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне ( Пс. 37: 4, 5 ). Говоря сие, Давид сравнивает себя с человеком утопающим, скрывшимся с головою под водою и едва переводящим дух, также с человеком, которому приходится нести непосильное бремя, способное задавить его. Таково состояние человека подавленного сознанием своей вины и угрызениями совести. В подобном состоянии находился Давид, согрешив против Урии, отняв у него жену и жизнь. По выражению великого покаянного канона, он «устрелен был стрелою прелюбодейства и поражен копием жестокого убийства», и в сем отношении походил на израненного и изувеченного воина. Но как ни тяжки страдания воина, он не теряет надежды на исцеление, когда поступает в лазарет. Подобно сему и ты, грешная душа, мучимая угрызениями совести, как бы ни были тяжки твои грехи, не отчаивайся в милосердии Божием, ищи благодати исцеления в духовном лазарете, в храме Божием, где сия благодать преподается в святых таинствах покаяния и причащения, в слове Божием, в молитвах и песнопениях церковных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010