Лекция поможет понять, что происходит в храме в последнюю неделю перед Пасхой, как Церковь готовит нас к этому празднику, разворачивая перед нами события последних дней жизни Спасителя. Страстная седмица — особое время в жизни Церкви. Каждый день уникален: у него своя тема, свои песнопения и специально подобранные чтения из Ветхого и Нового Завета. Устав Церкви, каким мы знаем его сейчас, складывался тысячу лет, и разобраться в нем самостоятельно нелегко. Нужен тот, кто подскажет — что главное в каждом из дней, на что обратить внимание, о чем задуматься, к чему себя готовить. Об этом расскажет Илья Александрович Красовицкий, регент с многолетним стажем, преподаватель литургики из Свято-Тихоновского университета. Лекция будет полезна и тем, кто только знакомится с православным богослужением, и тем, кто уже давно в Церкви. Вот что будет на лекции: — общие особенности Страстных служб. Что общего и чем отличаются Страстные службы и великопостные? Каково содержание воспоминаний каждого дня? — Литургия в дни Страстной седмицы. В какой день и в какое время какая Литургия совершается и почему? — рассказ о каждом дне недели с понедельника по субботу. Значение дня, какие службы служатся в этот день, основные чтения и песнопения. Группа Вконтакте Facebook группа В помощь молящемуся: богослужение Страстной седмицы Лекция поможет понять, что происходит в храме в последнюю неделю перед Пасхой, как Церковь готовит нас к этому празднику, разворачивая перед нами события последних дней жизни Спасителя. Страстная седмица — особое время в жизни Церкви. Каждый день уникален: у него своя тема, свои песнопения и специально подобранные чтения из Ветхого и Нового Завета. Устав Церкви, каким мы знаем его сейчас, складывался тысячу лет, и разобраться в нем самостоятельно нелегко. Нужен тот, кто подскажет — что главное в каждом из дней, на что обратить внимание, о чем задуматься, к чему себя готовить. Об этом расскажет Илья Александрович Красовицкий, регент с многолетним стажем, преподаватель литургики из Свято-Тихоновского университета. Лекция будет полезна и тем, кто только знакомится с православным богослужением, и тем, кто уже давно в Церкви.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

Когда с помощью Божиею закончено было расширение храма нашего (распространением приделов) и вместе с тем – и внутреннее его благоукрашение коновыми иконостасами, тогда среди причта, и прихожан возникла мысль и об устройстве часовни при нашем храме. Побуждениями к этому служили следующие соображения: а) храм наш занимает видное, центральное положение, при большом проходном пути, на широкой многолюдной улице. Многие, проходя мимо храма на свои дела, или отправляясь куда-либо из Москвы желали бы помолиться Господу и испросить себе благодатную помощь благословение его Великого Святителя, но храм наш бывает открыт лишь в часы богослужений, да и не все еще, поспешая на свои дела или в путь, имеют время и возможность заходить в храм. В часовне же каждый с удобством и без обременения себя мог бы совершить в таких случаях краткую молитву; б) многие наши прихожане в совершении домашней молитвы стеснены неудобствами и теснотою своих квартир. Но потребность в молитве у каждаго из нас является при разных обстоятельствах жизни, напр., в тяжелые минуты, когда скорб теснит душу, или когда Господь посылает нам какую-либо радость, перед кем, как не перед Господом излить нам свою душу – свое скорбное или благодарное чувство? Или когда нужно начать какое-либо доброе дело, у кого, как не у Отца Небесного нам просить помощи? При таких обстоятельствах жизни молитвенное место при храме, через который нам подается от Господа помощь и благословение, – или часовня, в которую взойти каждый может во всякое время дня, должно иметь важное значение; в) в нашей местности на довольно далеком разстоянии, не было такого, места или часовни (часовня при Валаамском подворье устроена была позднее), между тем г) в Петербурге и в некоторых других больших городах, при каждом более или менее значительном храме устроены часовни и как приходилось нам наблюдать, – они усердно посещаются богомольцами. Все это и располагало представителей нашего прихода, – знающих нужды и религиозное настроение наших прихожан – желат устройства при храме нашем часовни. Не находилось лишь соответствующего для этого при храме места. Но скоро волею Божиею такое место было указано. В Апреле 1894 года каменное помещение для церковных лавок с правой стороны храма (на углу Тверской ул. и Васильевского пер.) обгорело, и возобновить его для той же цели (по близости разстояния этих лавок от церкви) духовным начальством не было дозволено. Освободилось таким образом как бы само собой для часовни такое место, лучше которого трудно было найти и причт и прихожане тогда пришли к наиболее твердому намерению заменить при храме одно из мест торговли местом молитвы, и обратились к Высокопреосвященному митрополиту Сергию с прошением о дозволении устроить часовню, на что получили Его Архипастырское благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Митрополит Иларион: Невозможно совместить христианскую жизнь с жизнью по стихиям мира сего 30 июня, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Мы не можем припасть ко Христу и служить Ему, одновременно служа мамоне, хотя искушение компромисса подстерегает нас на каждом шагу. 30 июня. ПРАВМИР. 29 июня 2014 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. После богослужения митрополит Волоколамский Иларион обратился к верующим с архипастырским словом, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС : «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали слова Господа Иисуса Христа о том, что человек не может служить двум господам, потому что, служа сразу двоим, он либо одного будет любить, а другого ненавидеть, либо одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (см. Мф. 6,24). Этот пример можно наблюдать в жизни очень многих людей, когда те пытаются служить одновременно и Богу, и мамоне. Но Евангелие говорит однозначно: «Одного будешь любить, а другого ненавидеть». Служение мамоне означает рабство и зависимость от различных благ – материальных, таких как богатство, стяжательство, земные приобретения, или духовных, под которыми подразумеваются человеческие страсти и грехи. Мы не можем припасть ко Христу и служить Ему, одновременно служа мамоне, хотя искушение компромисса подстерегает нас на каждом шагу. Доказательством этого является жизнь очень многих людей, которые пытались пойти по такому пути, но у них ничего не получилось, ибо никто из нас не может одновременно быть добрым и злым, праведником и грешником. Если человек становится на путь богопочитания, на путь служения и верности Богу, то в своей жизни он должен быть готов отказаться от многого из того, что доступно другим, ибо в  той мере, в какой мы любим свои привязанности и служим им, мы ненавидим Бога.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-nev...

Поучение по возобновлении сельского храма Православные христиане! При Божией помощи, общим нашим усердием, в нашем храме устроен новый иконостас, а также весь храм прилично украшен, и ныне мы пришли сюда призвать Божию благодать на обновленный храм сей и вознесли благодарные молитвы к Богу за то, что Он даровал нам Божий храм и по своей милости промышляет о нем. Конечно, молясь в сем храме, вы также с особенным вниманием смотрите на красоту храма. Взор наш останавливается прежде всего на новом иконостасе. Да и как не посмотреть христианину с отрадою в душе на Божию красоту? Здесь лики св. угодников Божиих сияют как звезды на небе. Везде украшение, чистота и опрятность. Прекрасен теперь храм наш. Честь вам, добрые прихожане и благотворители св. храма сего! На его украшение вы принесли немалую жертву от вашего имущества и трудов. За такое усердие к Богу и Его св. жилищу никогда не забудет вас св. Церковь . При каждом Богослужении она воссылает свои молитвы к Богу о своих благотворителях, взывая: о плодоносящих и добродеющих во святом и всечестном храме сем (из суг. ект.) Господу помолимся; освяти, Господи, любящия благолепие дому Твоего, Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою (заамв. мол.). Вот награда усердным благотворителям святых храмов Божиих! Бр. хр.! Мы радуемся обновлению нашего приходского храма, нам приятно видеть свой храм прилично украшенным. Но неужели все дело должно тем и кончиться, что мы посмотрим теперь на новый иконостас, на красоту храма, да и пойдем отсюда, не поучившись ничему полезному и спасительному для души? Нет, в нашем праздновании, по случаю обновления храма, есть немало поучительных и назидательных уроков для нас. Ныне в храме нашем новый иконостас; он обновлен и украшен, все в нем чисто и опрятно. Но обновлена ли наша жизнь, украшена ли наша душа? Душа наша есть также храм, который дорог для Господа и для нас самих. Да, други мои, по слову св. апостола, душа наша есть тот храм, в котором должен жить Дух Божий ( 1Кор. 3:16 ). Для Бога, конечно, приятен и этот храм, в который мы приходим молиться Ему и который мы теперь украсили; но храм души нашей несравненно приятнее и дороже. – Этот храм рукотворенный построен и украшен усердием человеческим, и в свое время опять обветшает и, может быть, совсем не будет существовать; а храм души нашей, созданный Всемогущим Творцом по образу и по подобию Божию, купленный бесценною кровью Христа Спасителя нашего, должен существовать вечно и назначен для царства небесного. А потому и забота наша об украшении души нашей, как храма Божия, должна быть для Бога самая приятнейшая и для нас спасительная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Закрыть Расслабляться нам никак нельзя! В Неделю о расслабленном в храме свт. Николы на Берсеневке прошло отчетно-перевыборное Приходское собрание 17.05.2022 415 Время на чтение 13 минут Фото: Предоставлены автором Кажется, будто вчера была Пасхальная ночь, все мы прикоснулись к пасхальной радости, едиными усты пели «Христос воскресе из мертвых…», как будто изнутри лились слова пасхального канона «Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха!» Удержаться бы подольше в этом состоянии, не отяжелеть бы вновь от суеты, проблем, огорчений, обид, не сорваться, не упасть, не потерять этот рай. Радость у нас очень легко отнять. Трудно хранить пост, но хранить радость еще более трудно, хранить пасхальную радость - это посерьезней даже, чем Великий пост - неслучайно пасхальное время такое же продолжительное. В эти особенные дни между Вознесением и Троицей, дни в ожидании Святого Духа, в Неделю о расслабленном, в храме святителя Николы на Берсеневке состоялось отчетно-перевыборное Приходское собрание. Всё не просто в Церкви, всё имеет значение – ведь, действительно, прихожане, такие собранные во время Великого поста, во время долгой Пасхальной ночной службы, вдруг, ближе к Преполовению начинают расслабляться, разъезжаются по дачам, храмы повсеместно почти наполовину опустошаются. Так и у нас – с трудом набрали необходимый кворум, вызванивая со своих дачных участков наших активистов. Расслабляться рано! Воскресный день, естественно, начался с Божественной литургии, затем общинная трапеза, которая является продолжением молитвы. По обычаю, в летнее время такие трапезы у нас проходят в церковном саду, сопровождаются чтением поучений, а по ее окончании – беседы о насущном, о жизни прихода, другие вопросы и обсуждения на различные животрепещущие темы. В этот раз тема одна – предстоящее Приходское отчетно-перевыборное собрание, которое началось сразу же по прибытии к нам нашего благочинного (благочинного церквей Москворецкого округа) протоиерея Сергия Селезнева. Как и положено, всякое доброе дело начали молитвой, пропели тропарь «Христос воскресе». Каждый, начиная с настоятеля, отчитался за проделанную на своем участке работу: староста, казначей, ревизионная комиссия, социальное служение, воскресная школа, религиозное образование и просвещение, молодежное движение. Не все безоблачно, есть свои трудности на каждом участке.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/17/ra...

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников ( 1  голос:  5.0 из  5) Правда ли то, что греки никогда не исповедуются, почему гречанки не покрывают голову в церкви, откуда у них в храмах скамейки, – о духовной жизни Греции, «мифической» и реальной. Приводим беседу со священником Александром Носевичем, выпускником богословского факультета Афинского университета, клириком храма Святой Троицы в Афинах. — Отец Александр! В Греции почти что в каждом храме мы видим скамьи, женщины приходят на службы с непокрытой головой, в брюках… Как эти отступления от традиции сказываются на духовной жизни греческого общества? — Действительно в греческой православной традиции в 20 веке из-за проникновения западной культуры произошли изменения: появились скамьи внутри храма (хотя, замечу, что стасидии в монастырях были всегда для долгих богослужений), женщины перестали носить косынки, могут в брюках зайти в храм. Но ведь западные влияния на Русскую Церковь намного глубже и серьезнее. Просто мы об этом сейчас фактически не задумываемся. В Греции эти внешние отступления не привели, слава Богу, к утрате главного – внутреннего осмысления православной веры. Давайте не будем лукавить, русское богослужение – пышное, с излишествами. Греческое богослужение отличает простота. Эта же простота и единодушие наблюдается во взаимоотношениях прихожан и духовенства. В России священник или архиерей скорее представляют некую «касту», т.е. когда человек попадает в клир, это, как правило, отделяет его от прихожан. Воскресная служба в храме Свт. Григория Паламы Здесь такого представить себе невозможно. Да, есть уважение к священному сану, но барьеров в общении сам факт священства не создает. Приходящий в храм – приходит в семью. Пускай он делает свои первые шаги не очень удачно, но это не повод его оскорбить или показать на дверь, что, к сожалению, нередко случается в России при всем нашем внешнем благочестии. Внешне – все благополучно, а внутри – иначе. Именно закрытость русской души – самая большая ее проблема. В Греции же было и есть понимание, я бы сказал сущностное, вещей, доступных в своей открытости и простоте.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/kakoe-on...

Монахиня Игнатия (Петровская). Божественная Литургия Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 30 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 † Раздумчиво раскинулись вершины деревьев на кладбище в день воскресный. Они голы и потому берут душу особенно ощутимо. Откуда в них сегодня такая власть, такая устремленность вверх, такая способность остановить человека и вместе с тем — та­кое упование грядущей весны, такая тихая, струящаяся к небу радость? Вопрос может быть задан, но ответ не обязателен, — тогда особенно, когда сердце человека на фоне крайнего упадка всех сил телесных тоже изумлено радостью, тишиной. Пусть вопрос останется без ответа, коль скоро ты и так — непонятно, вдруг — взят на длани любви Божией. Слышишь, как под февральским солнцем засуетилось все живое, какой щебет затеяли воробьи, а трели синиц стали звонкими, чистыми, прозрачными? Ответ пришел позднее. Тогда, на кладбище это было воскресенье. Воскресенье блудного сына — подготовительной недели к Великому посту, день чудесной, овеянной тихим звоном Литургии, когда в храме уже одеты лиловые облачения. И сердце вопрошало тогда о божественной Евхаристии, о ее участии в жизни людей, в жизни всего мира. Вершины деревьев и ответили образом премирным; молчанием своим, своей радостью, обращением своей властью даже, обретенной ими — вместе с нами — в силе совершенного тайнодействия Литургии. Понять это мне помогли позднее дома цветы — тюльпаны. За ночь они сомкнули свои лепестки, как плотные створки, сжались в кучку, и каждый из них и все вместе. А к утру, только чуть-чуть забрезжил утренний свет — створки их фиалов начали открываться; в каждом из венчиков ощутилось также движение, и один стал передвигаться относительно другого, чтоб достать побольше света. Так природа растительного мира воспринимает малейший проблеск дня, так стремится она и к свету незримому, к Божественному космосу, и раскрывается навстречу ему, ищет, таинственно его ощущает. В самом деле, посмотрите на те же кроны деревьев в дни, когда Церковь не полагает святой Литургии. Они протянули вверх свои ветви, как руки, и умоляют о милости, умоляют о благодати, так как им, чутким созданиям Божиим, живущим одной жизнью со всем живым миром, также необходима благодать Литургии.

http://pravmir.ru/monahinya-ignatiya-pet...

Скачать epub pdf Великая Пятница Сегодня Великая Пятница, поэтому литургии нет и совершается особенная служба часов, которая состоит из чтения пророческих псалмов и книг пророков, повествующих о распятии Христа Спасителя. И все то, что мы читали из псалмов царя Давида, из книги Исаии пророка, все, что они за много сотен лет Духом Святым видели, в Великую Пятницу и совершилось. То, что сегодня происходит в каждом храме, происходило и на Голгофе: так же стоял Крест, так же при Кресте стояли Мать Иисуса и любимый ученик Иоанн. Остальные ученики убежали, вокруг толкался народ, и одни хулили Христа Спасителя, другие издевались над Ним, третьи злорадствовали, четвертые просто были равнодушны – воинам, находившимся у Креста, было все равно, кого стеречь: им сказано охранять, и они охраняют, потому что им за это жалованье платят. Вот так же и мы сегодня стоим при Кресте. Входит человек в храм, открывает дверь, видит – Крест. Он подходит к ящику, берет пучок свечей и идет ставит свечки: туда поставит, сюда. Здесь Евангелие читают, или слова апостола Павла, или поют тропарь: «Ужас бе видети, небесе и земли Творца на Кресте висяща, солнце померкшее, день же паки в нощь преложшийся, и землю из гробов возсылающу телеса мертвых». Когда Господь распялся на Кресте, солнце померкло, и днем стало темно, как ночью, и земля потряслась. А почему человек, видя это, никакого ужаса и трепета не имеет? Ему главное Николе, Казанской, Скорбящей поставить свечку; у него какие-то свои дела, какие-то свои мысли, о чем-то своем он молится. Почему человек не содрогается? Почему никто слезы не проливает, не бьет себя в грудь, не посыпает голову пеплом? Апостол Павел в послании, которое сегодня читали, пишет (жалко только, что мы не слушаем, а такие здесь слова замечательные): «Отверглся кто закона Моисеова, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает: колико мните горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и Кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый. Вемы бо рекшаго: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь. И паки: яко судит Господь людем Своим. Страшно есть еже впасти в руце Бога живаго». Пройдет немножко времени, и все мы пойдем на суд. И знаете, нас Кто будет судить? Он, Христос. Перед нами наш Судия, Который спросит с нас за все: за каждое слово, за каждое дело, за каждую мысль мы будем держать ответ. А мы слушаем о том, как Он пролил за нас Свою Кровь – и остаемся ну, может быть, не совсем равнодушны, может, на какую-то секунду наше сознание хоть в какое-то слово включается, а так из всех здесь присутствующих только четверо или трое внимательно следили за тем, что здесь читалось. А между тем это слово нас касается, и касается непосредственно. Вот об этом надо нам подумать.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Первый образ в иконографии русских святых Доклад на Пленарном заседании VII Пименовских Чтений Саратов. 11 декабря 2009 г. 20.01.2010 695 Время на чтение 25 минут Написание икон святых является древней традицией Православной Церкви. Взирая на святые образы, верующий человек, согласно постановлению VII Вселенского Собора, возводит свои мысленные очи к Подвижнику, пребывающему в небесных обителях, воздавая при этом благоговейное почитание написанному его изображению. Это особенно ярко показывает единство Первообраза и иконного образа. Как пишет известный богослов-агиограф архиепископ Сергий (Спасский), мы «чрез почитание святых икон привлекаем к себе благословение Божие и любовь святых Божиих»1. Ниже он продолжает: «Для Господа Бога святые иконы служат орудием проявления Его Божественной силы к нашему спасению: чрез них Он совершает великие знамения и чудеса для утверждения веры в Него и святую Церковь Его, для утешения скорбных сердец, для исцеления болезней»2. В каждом православном храме имеется множество различных икон, на которых изображены святые подвижники. Они стали привычны и близки сердцу православного верующего человека. Но в почитании каждого Святого всегда имел место такой трогательный момент, как написание его первого образа. Впервые данный вопрос о написании образа новопрославленных святых встал на Руси после принятия Крещения в связи с канонизацией святых страстотерпцев Бориса и Глеба (†1015; пам. 2 мая). Причисление церковным Собором к лику святых угодника Божия благочестия влечет за собой написание ему Службы, Жития, а также указания - как писать его образ. Иконографические данные о святых суммированы в Иконописном Подлиннике. «Плод просвещения Древней Руси... Подлинник возник и развивался на основе Прологов, Миней, Житий святых и Святцев, будучи таким образом полным выражением всех сведений древнерусского иконописца, литературных и художественных... Наши древние иконописцы стояли во главе просвещенных людей Древней Руси, что они засвидетельствовали созданною ими художественно-литературною системою Иконописного Подлинника»3. Эпоха Всероссийского Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.), благодаря усилиям которого на Московских Соборах 1547, 1549 годов было канонизировано множество русских святых, в ряду других обобщающих церковно-культурных, исторических начинаний дала и Иконописный Подлинник. Можно сказать, что расцвет иконописания на Руси одновременен с расцветом почитания русских святых. Исторически первый образ Святого нередко предшествовал указаниям Иконописного Подлинника. История появления первых образов святых различна4.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Мы ощущаем незримое присутствие Царицы Небесной в нашей жизни 28 августа 2020 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. Накануне праздника Владыка совершил всенощное бдение с чином выноса плащаницы Божией Матери. На Литургии, на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. Перед причастием игумен Филарет (Тамбовский) огласил Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием . По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы совершаем последний великий праздник церковного года, ибо, как вы, наверное, знаете, церковный год, как и учебный, начинается в сентябре, а заканчивается в августе. Первым великим праздником церковного года оказывается Рождество Пресвятой Богородицы, а последним – Ее Успение. И в течение всего литургического года перед духовным взором христианина проходит жизнь Божией Матери – от Ее рождения и до блаженного успения. В первые века христианства еще не было богородичных праздников: ни Рождества, ни Введения во храм, ни Успения Пресвятой Богородицы. Древние христиане поминали мучеников, а центром церковной жизни становились места христианских погребений. В каждом городе были свои мученики, их мощи, местные празднования их памяти. Но праздников в честь Богородицы еще не было, хотя с самого начала существования Церкви христиане почитали Матерь Божию.

http://mospat.ru/ru/news/45425/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010