Или другое сочинение: «Беседа с батюшкой заставила меня задуматься над жизнью, что я делаю правильно и что нет. Некоторые изречения мне особенно понравились, запомнились: «Живи днем так, чтобы ночью мог спокойно спать»; «проживи молодость так, чтобы в старости ты не сожалел за свои грехи». Я бы посоветовала каждому сходить в этот храм и самому почувствовать свою душу, глубже задуматься над собой». Или вот: «В храме очень хорошая акустика, впечатление, что душа улетела на другую планету… Жизнь – это как космос либо как река. Космос никогда не исчезнет, как и душа никуда не денется». «У хранителя церкви 35 внуков. Он очень рад этому. Этот человек показал мне: живи правильной жизнью. Душа начала понимать цель жизни, начала открывать чудо нашей жизни… Это были самые познавательные два часа, это рай». «Я уже давно не ходила в храм, но после этого дня мне захотелось исповедоваться». «Больше всего меня тронула теплая атмосфера в храме. Когда входишь в этот храм, создается такое ощущение, что ты не беззащитен, не одинок, тебя хранит Господь». «Я не очень открытый человек, могу хранить все в себе. Но почему-то после этого похода мне захотелось кому-нибудь открыться, вылить все, что хранила в себе». А один написал: «Я некрещеный, но обязательно крещусь в этом храме». Вот какая удивительная реакция. Это чувство благодати. Они почувствовали благодать. Я как-то участвовал в Рождественских образовательных чтениях, слушал выступление одного мальчика из 4-го класса. Ребенок говорил 15 минут без шпаргалки, не запинаясь, цитаты лепил, рассказывал об исследовании по Оптинским старцам. Просто невозможно так говорить! Там представитель духовной академии со шпаргалкой выступал, а ребенок, который учится в школе, делает такой доклад! Явно, что дар Божий, но нашлась такая душа, которая этот дар восприняла. Господь всем дает дары. А воспринимается и используется это по-разному. Все ходят в школу, преподают всем одинаково, а результаты разнятся. Притча евангельская о талантах (см.: Мф. 25:14–23 ), когда один пускает талант в оборот, а другой закапывает в землю, – не отвлеченный рассказ, она в жизни – на каждом шагу.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerian_Krech...

Стоит ли бояться «Наших»? По словам Бориса Якименко, руководителя «Православного корпуса» движения «Наши», в ближайшее время стартует эксперимент: его активисты отправятся на московские приходы для проведения миссионерско-катехизаторской работы с молодежью. 13 января, 2010 По словам Бориса Якименко, руководителя «Православного корпуса» движения «Наши», в ближайшее время стартует эксперимент: его активисты отправятся на московские приходы для проведения миссионерско-катехизаторской работы с молодежью. Православный корпус молодежного движения «Наши» готов обеспечить приходы РПЦ миссионерами По словам Бориса Якеменко, руководителя Православного корпуса движения «Наши», в ближайшее время стартует эксперимент: его активисты отправятся на московские приходы для проведения миссионерско-катехизаторской работы с молодежью. «С одной стороны, подчиняться они будут настоятелю, а с другой —координироваться нами. Настоятель будет отвечать за канонические и догматические вопросы, а мы — за методические», — сообщил Борис Якеменко «Нескучному саду». Принимать миссионеров Православного корпуса «Наших» приходы будут в добровольном порядке. «Мы ведем переговоры об этом с рядом московских храмов, — говорит Борис Якеменко. — Я лично провел беседы с будущими миссионерами и убедился в их воцерковленности, образованности. Теперь осталось поговорить с настоятелями тех храмов, где ребята будут работать, и если они согласятся, то мы начнем». Круг конкретных обязанностей миссионеров-катехизаторов из числа активистов движения определится позже и в каждом конкретном случае будет зависеть от пожеланий настоятеля прихода. «Наш миссионер будет поддерживать при храме все те формы деятельности, которые уже существуют, и предлагать свои. Его особым попечением будет вся молодежь, приходящая по любому поводу в храм», — поясняет Борис Якеменко. По задумке инициаторов эксперимента, ответственность миссионера будет простираться и за пределы церковной ограды, его функцией станет вовлечение жителей близлежащего района в церковную жизнь. «Задача миссионера — чтобы о храме узнали все люди, которые живут рядом, чтобы храм стал для них чем-то привычным. Люди должны знать, когда можно прийти на службу, когда причаститься, что и как в храме устроено. На территории храма можно будет проводить часть мероприятий, которые обычно проводятся вне. Вот пенсионеров волнуют те или иные вопросы, начиная от пенсии и заканчивая социальным благоустройством. Вполне можно эти мероприятия устраивать на территории храма, чтобы люди знали, что храм — это то место, где их всегда ждут», — подчеркивает руководитель Православного корпуса «Наших».

http://pravmir.ru/stoit-li-boyatsya-nash...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

После реставрации закреплять оклад надо только одним-двумя небольшими латунными гвоздиками (на большой иконе, например, четырьмя-пятью). Этого вполне достаточно. Нельзя набивать оклад на " лицо " иконы. Нужно найти реставратора по металлу и восстановить загиб кромки. (Тем более нельзя набивать что-либо другое на икону, например благодарственные украшения.) Как правильно чистить оклады икон, старинные лампады и подсвечники, посеребренные и позолоченные? Это делается накрученным на заостренную деревянную палочку ватным тампоном. К средствам, убирающим грязь и не разрушающим металл, относятся " Бычья желчь медицинская " , моющая жидкость " Прогресс " , раствор " Детского " мыла. (Все эти вещества химически нейтральны и неабразивны.) Тампон смачивается несильно, чтобы не текло на икону. Затем моющее средство два-три раза стирают тампоном, смоченным в кипяченой холодной воде. Кропотливость и кажущаяся сложность такой работы не будут восприниматься очень трагически, если вспомнить, Кому мы работаем. Ведь " проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением " (Иер.48,10). Следить за чистотой самих икон тоже нужно, но ставя сохранность иконы на первое место. Нет ни средств, ни обстоятельств, оправдывающих чье-то желание заработать, сэкономить, попробовать свои силы или самоутвердиться. Иконы вообще не только художественные предметы храмового интерьера. Это особые его обитатели. И именно по этой причине в каждом храме необходим штатный хранитель, т.е. человек или с реставрационным образованием (по специальности " станковая живопись " ), или хотя бы прошедший стажировку по курсу " Консервация станковой темперной живописи " . Тем же, кто убирается в храме, надо знать, что нельзя обращаться с непокрытыми стеклом образами как с находящимися в застекленных киотах. Поверхность иконы отличается от поверхности стекла так же, как щечка малыша отличается от его любимого и столь же вымазанного вареньем мячика. Разве кто-нибудь умывает внука или дочку раствором стирального порошка? Между прочим, киоты - прекрасная, незаменимая в своем роде вещь. Предел мечтаний реставратора - чтобы каждая икона в храме была в своем застекленном киоте (не совсем " глухом " , сбоку лучше оставить отверстия для минимальной, но необходимой циркуляции воздуха).

http://zavet.ru/a/page_all_59.html

Рассмотрим по порядку все виды употребляемой в наших храмах мелодии. О распеве мы говорили выше. Обратимся теперь к понятию напева. Толкователи определяют его по-разному. Так, по мнению И. И.Вознесенского , слово «напев» означает ту или другую группу частных мелодий какого-либо гласа известного распева, например, напев подобна 4-го гласа знаменного распева и т.п.» 86]. Такого же мнения придерживается и Н.Потулов 70]. А.А.Игнатьев, суммируя оба эти мнения, поясняет, что «понятия «распев» и «напев» различаются только в объеме» 41]. С этими мнениями трудно согласиться. Зачем говорить «напев четвертого гласа знаменного распева», когда гораздо вернее будет, если мы скажем просто «четвертый глас знаменного распева»? Ведь и напевы и гласы обозначают одно и то же – мотивы, мелодию. Более правдоподобно рассуждают о происхождении слова «напев» старообрядческие толкователи. «Напев, или, как его называют певчие, «напевка», не подходит ни под какое сколько-нибудь точное определение. Все напевы обязаны своим происхождением исключительно влиянию местных вкусов, а еще чаще – свободному и своеобразному пониманию певческого искусства местных певцов и их руководителей… Каждый областной певец поет так, как он понял или усвоил данное песнопение. Показалось ли оно ему в каком-либо месте трудно усвояемым – он, ничтоже сумняся, упростил его – то есть, или видоизменил неподдающееся его познанию место, или (что проще и чаще случается) пропустил целый ряд хитросоставленпых крюковых сочетаний, заменив их простым переходом в два-три звука собственного сочетания. Иногда же получается обратный результат. Бывает, что равное течение мелодии почему-либо не удовлетворяет певца и он, руководимый уже не крюковой мелодией, а своим личным вкусом, начинает «украшать» ее, прибавляя то здесь, то там собственные вариации» 1909, 146, 237]. С этим согласен и Игнатьев, хотя и не решается, как мы уже сказали, дать собственного определения самому понятию «напев». «В каждом монастыре, – говорит он, – и едва ли не в каждом храме, вместе со своими уставами-порядками были и свои воззрения на церковное пение, свои напевы, свои особые распевы, притом часто не древние и не подлинные, а достаточно, а иногда и совершенно искаженные малообразованными переписчиками церковных песнопений и едва ли не еще более – досужими выдумками искусных для того времени певцов… Не было строго установленной системы, не было истории, а потому и не знали, какие напевы искажены, и каково вообще должно быть русское церковное пение» II]. Так говорит автор о древних временах. Но и в наши дни мало что изменилось в этом отношении. Таким образом, напев в церковном пении – то же, что местный говор в языке народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Важнейшая стратегическая задача, которая в настоящий момент стоит перед нами, на наш взгляд, заключается в следующем: необходимо объединить все разрозненные инициативы в целостную многоуровневую систему воспитания детей и молодежи. И в этом важнейшем деле необходимо объединение усилий всех здоровых и ответственных общественных сил нашей многонациональной и многоконфессиональной Родины, необходимо целеустремленное соработничество государства, общества и религиозных организаций. В этой связи хотелось бы кратко отметить основные направления сегодняшней деятельности Русской Православной Церкви в области работы с молодежью и представить наши предложения на Ваше рассмотрение. В каждом благочинии и крупных приходах в России в настоящее время назначаются ответственные за молодежную работу, это активные молодые люди, православные молодежные лидеры. В России более 30 тысяч храмов, а, например, в Москве более 300 действующих храмов и на каждом уже определен такой ответственный. При многих храмах организованы православные молодежные организации. Это огромный потенциал активной молодежи, готовой послужить на благо Церкви и Отечества. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла была открыта школа православного молодежного актива «Вера и дело». Краткосрочные курсы школы прошли в Москве, Саранске, Казани, Твери, Красноярске, Хабаровске, Новосибирске и др. Слушатели курсов овладели практическими навыками и теоретическими основами молодежной работы, получили знания по управлению проектами, развили свои организаторские навыки, а также изучили особенности работы с различными целевыми группами. Как показал опыт, школа «Вера и дело» является эффективным инструментом подготовки молодежных лидеров и волонтеров. Православная молодежь активно участвует в общественной жизни страны. Например, участники молодежного движения «Георгиевцы!» ежедневно выходили к Хамовническому суду во время процесса над кощунницами, устроившими шабаш в Храме Христа Спасителя. Молодые люди объясняли, что произошедшее — богохульство и подобное не должно повторяться. Многие СМИ заметили позицию молодежи и отношение у людей к т.н. «художественной акции» стало более определенным. Очень многие, не разобравшиеся вначале, поняли со слов православной молодежи, что подобные «акции» являются не искусством, а преступлением.

http://patriarchia.ru/db/text/2466104.ht...

По уставу на великопостной утрени полагаются в назидание верующих чтения из святоотеческих творений, именно: по 1–ой кафизме и седальне из преп. Ефрема Сирина, по 2–ой кафизме и седальне также — из преп. Ефрема, по 3–ей кафизме и седальне из книги епископа Палладия Еленопольскаго, называемой Лавсаик, по 3–ей песни канона — также из Лавсаика, по 6–ой песни канона чтение из Пролога. В настоящее время это бывает лишь в монастырях, а в некоторых приходах священник читает поучение или краткое житие святого из Пролога. Конец великопостной утрени тоже имеет свои особенности: Великое славословие читается, как на обычной повседневной утрени, затем следует обычная просительная ектения, после которой поются стихиры на стиховне из Триоди; после этих стихир читается дважды: « Благо есть исповедатися Господеви», Трисвятое по Отче наш: и по возгласе, вместо обычного тропаря, читается: В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним, Богородице, дверь небесная, отверзи нам двери милости Твоея. Сугубой ектении, как на обычной повседневной утрени не бывает, а читается 40 раз « Господи, помилуй», Слава и ныне, Честнейшую херувим… Именем Господним благослови, отче, и возглас иерея: Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне, и присно и во веки веков, вместо обычного многолетствования читается молитва: « Небесный царю…» и за ней следует чтение иереем великопостной молитвы преп. Ефрема Сирина: « Господи и Владыко живота моего» с 16–ью поклонами. По окончании этой молитвы и поклонов сразу же начинается чтение Первого часа. Великопостные часы Особенностью великопостных часов является, то что: 1. на каждом часе, за некоторыми исключениями, после обычных трех псалмов, стихословится кафизма, 2. на каждом часе поется трижды с земными поклонами тропарь данного часа, 3. на 6–ом часе после первой половины богородична читается паремия, перед которой и после которой положен каждый раз особый прокимен Триоди, 4. в конце каждого часа, после возгласа иерея, читается великопостная молитва: « Господи и Владыко живота моего», обычно с 16–ью поклонами, а на 9–ом часе всегда только с 3–мя поклонами. Тропари часов следующие:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Это плохое утешение, конечно, но я такая не одна. Мама моей подруги пришла, а вернее, приковыляла к врачу с варикозным воспалением обеих ног. Врач послал ее этажом выше, в процедурную. Медсестрица в процедурной скомандовала: — Идите в аптеку — вон, через дорогу, купите упаковку одноразовых шприцев и перчатки. Принесете все это — тогда сделаю вам укол. — Но мне очень больно ходить!.. — Так сюда же Вы как-то пришли! — дернула плечом «волшебница в белом халате»… Услышав от своей мамы этот рассказ, моя подруга рванулась к телефону — звонить главврачу и вообще устраивать скандал. Но мама буквально повисла у дочки на руке: — Не надо! Мне еще не раз, возможно, придется к этой медсестре идти… Не к этой, так к другой, но из этой же поликлиники… Лучше не надо. Не умерла же я, сходив в эту аптеку, в конце концов… Да, чувство зависимости, беззащитности, бесправия. Страх лишиться того, что худо-бедно еще дают… [Рисунок Нино Чакветадзе] Тот, кто по тем или иным причинам не может или не хочет защищать себя, не защитит и близких, не говоря уже о прочих людях, и такие ситуации тоже на каждом шагу. Родители боятся заступиться за своих детей, которых травят одноклассники или третируют учителя: не сделать бы еще хуже. Жена не находит в себе сил защитить собственных родителей, с которыми ее муж разговаривает, как барин с прислугой… Необходимо сказать еще и о том, что мы подчас боимся защитить себя, свои неотъемлемые права в Церкви, в храме. Среди писем с вопросами к правящему архиерею, приходящих на наш сайт, было такое: «В храме перед началом службы ко мне подошла незнакомая женщина и потребовала, чтобы я покинула храм. Причиной была ссадина у меня на ноге. Женщина сказала: “Вам нельзя сейчас находиться в церкви — вы с кровью”. Я не хотела уходить из церкви, но она пригрозила, что позовет охранника…» Очень хотелось спросить бедного автора письма: а что же вы охранника-то церковного так испугались, он что — руки за спину вам вывернул бы, дубинкой бы вас бил, силой выволок?.. Сработало само слово «охранник» — на уровне рефлекса: тот, у кого власть. Сработала самоуверенность не в меру ревностной, притом невежественной прихожанки и неуверенность, неосведомленность, возможно, природная робость автора письма…

http://pravoslavie.ru/119473.html

Молок. Теперь мы узнали о ваших праздниках престольных, но мы знаем, что в Ветхом Завете одному престолу праздновали, у вас же всякий своему престолу совершает праздник. Скажите, на каком основании это у вас делается? Христ. Вы опять лжете, не зная истины: у иудеев, кроме всеобщих праздников, были во всяком колене или племени свои праздники; так, например, царь Давид просил у Ионафана отпустить его в свой дом для праздника их племени; сказано в Священном Писании: «Упросися отъити до Вифлеема града своего, яко жертва дней тамо всему племени», или еще сказано: «яко жертва колена нашего во граде« ( 1Цар.20:6, 29 ) и наконец еще говорится: «яко жертва днесь людем в Ваме» ( 1Цар.9:12 ). Таким образом мы видим ясное доказательство того, что кроме всеобщих праздников Господних, были еще частные праздники для всякого колена или племени, в которые они собирались воедино и совершали свой праздник, вознося жертвы Богу. Все это служило прообразом наших новозаветных праздников, и поэтому ныне всякому святилищу Божию мы совершаем празднование, при чем в каждом храме бывает свой праздник, который посвящается тому святому, во имя которого устроен храм, посему и называется храмовым праздником, для которого бывает и особая служба. Вы же, молокане, если Божьих праздников не соблюдаете, и многие из них не почитаете, то будете ли вы праздновать святилищу Божию, которого вы не признаете? 3) О построении часовен и крестов на путях Молок. Это вы хорошо доказали нам и мы довольны вами; но скажите нам еще в свое оправдание о поставлении часовен и крестов на дорогах и перекрестках. Христ. Уважаемые наши собеседники! Теперь вы должны бы подумать о своей несостоятельности на этой беседе, и устыдились бы обличать нас и злословить напрасно, ибо вы не доказали нам от слов Священного Писания справедливость и основательность тех трех обличений, которые вы предъявили нам; так, вы не доказали нам, на каком основании вы обличали нас за умножение алтарей Господних; затем вы не привели нам доказательства от Священного Писания на ваши обличения нас за престольные праздники, а также и за частные праздненства.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Укажем некоторые правила, которые могут помочь в развитии пастырского душепопечения. 1 . Никогда никому ни в каких пастырских потребностях не отказывать; зовут ли причастить на дому больного, просят ли совершить в храме требу, подают ли записочку о упокоении или о здравии, – все принимать к сердцу и на все откликаться с радостью. 2 . Если что-либо нельзя сделать самому, просить сделать сослуживца. 3 . Если нельзя сделать сегодня (например, причастить больного), не полениться сделать завтра, если больной не в смертельной опасности. 4 . Исповедь частную (индивидуальную) всемерно поддерживать, принимая сердечное участие в душевных страданиях ближнего, и тем обогащать свою душу опытом духовного руководства и попечительства. 5 . Тяжелые душевные страдания ближнего держать в сердечной молитвенной памяти пред Богом, вплоть до исхода болезни. 6 . Сораспинать, по мере сил, свою душу Богу и ближнему и все скорби и духовные нужды ближнего воспринимать молитвенно в Боге и переживать, как свои собственные. 7 . Меньше всего думать о вознагражджении (деньгах) при исполнении своих пастырских обязанностей. Если будет молитвенность, внутреннее соучастие в скорбях ближнего и добросовестное выполнение треб, то будет и хорошее и даже сверхзаслуженное вознаграждение. Деньги – не причина, а следствие душепопечения. Поэтому каково душепопечение, таково и вознаграждение. Опытный пастырь может указать еще множество подобных правил, но дело, конечно, не в правилах, а в желании и решительности неотступно заниматься душепопечением. Будут последние (желание и решимость), и отпадет нужда в правилах. Любящая душа пастыря сама подскажет ему, что сделать и как сделать в каждом отдельном случае. Что случается на приходе 1 . К умирающему больному был приглашен для причащения священник. Из – за большого стечения церковных дел он не мог в этот день явиться, пообещав быть завтра. Пришло завтра, а просьба была забыта. Через три – четыре дня священник увидел того, к которому его звали, но уже в гробу, в храме при отпевании. Как мог чувствовать себя священник, отпевая того, кого он не напутствовал в жизнь вечную по своему небрежению?

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010