Надо уметь слышать акустику храма. В каждой акустике свои приемы Надо уметь слышать акустику. В каждой акустике свои приемы, регент досконально знает акустику храма, какие в разных местах применять акустические приемы. Если гулкая акустика, надо подсказать певчим и петь в более сухой манере. Бывает, наоборот, глухая акустика, где требуется протягивать, но нельзя перегущать тембральное заполнение гласной, иначе скрадывается произнесение согласной, как будто человек плохо произносит, – согласные надо вызванчивать. Характер звучания должен быть своего рода щипковый, если сравнивать с музыкальным инструментом, или как колокол, который звучит, потом затухает. Так же и слог. Это «читок», прием «читка». «Читок» – это определенный штрих, чего многие не знают. Вообще что такое правильно? Славить Бога можно любыми голосами. Где же в Евангелии написано, каким голосом надо петь? – Как бороться с неправильным пением в храме? – Синодалы, в частности Александр Никольский, который курировал все церковные хоры Москвы, поддерживали специфические особенности пения в каждом храме, где они были, потому что даже интересно, когда в разных храмах по-разному поют, а не то, что так правильно, а так неправильно. Странное суждение. Вообще что такое правильно? Славить Бога можно любыми голосами. Где же в Евангелии написано, каким голосом надо петь? Идея народного хора родилась давно, но воплотилась постепенно, потому что не каждый регент может выдержать, когда поют вразнобой. У меня получалось, потому что я могу терпеть и знаю, как бывает вначале. У меня большой опыт работы именно с теми, кто не поет, и я умею находить выход руководства такими начинающими, я не боюсь их. А многие не знают, что делать, когда поют нестройно. Просто надо потерпеть. Я не обращаю внимания на то, что не получается, приветливо общаюсь, хвалю, потому что их всегда ругали. Просто их боятся, а я не боюсь. И в какой-то момент я понял, что может получиться. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ирина 12 августа 2017, 14:46

http://pravoslavie.ru/79933.html

Сейчас имеют значение споры, на тему смирения и лжесмирения. Потому что последнее, на мой взгляд и приводит к тем обстоятельствам, в результате которых становятся возможными подобные злодеяния. Ну, стал бы преступник расстреливать священника в Храме, если бы при каждом Храме были свои военизированные отряды православных бойцов, которые бы в любой момент могли бы снести башку любому воину Ислама? Кто-нибудь вообще бы решился на такое преступление зная, что в ответ на него православное население России устроит такие погромы и беспорядки, что последствия их будут видны даже с МКС, прямо из космоса? Мы, православные - не умеем защищать свою веру. Свои святыни. Своих священников. Вот и получаем то, что получаем. А ведь наши предки, вели себя совсем по-другому. Вспомним хотя бы Илью Муромца, или Пересвета. Какой героизм, какая отвага, какое мужество, какая реальная сила! А ведь оба они, вообще были монахами. А мы, являясь сегодня мирянами, непомерно далеки от них, в проявлении этих благородных качеств. Поэтому и стреляют всякие мрази, по нашим священникам прямо в Храмах. И будут стрелять дальше, если мы не опомнимся... r.B . Angelina 20 ноября 2009, 13:51 Spasibo za statju. Upokoj Gospodi dushu o. Daniila. A vot kstati po povodu zemnogo i nebesnogo Otechestva polnostju s nim soglasna. Галина Александрова 20 ноября 2009, 13:46 На последнем занятии отец Даниил опять нам рассказывал о гонениях на христиан. Он читал и объяснял послание Св.ап.Павла. И опять подчеркнул о нашем временном здесь проживании и о стремлении жить ради Царствия Небесного. Он ЗНАЛ, что говорил. И за это ему отомстили. Его обличающие слова и прямота были для многих " неудобоваримы " . Предостережения о " волках в овечьих шкурах " и подмене истинного Слова Божьего стало нам его последним наставлением. Тяжко и больно терять таких людей на земле. Но надежда на то, что он обрел теперь постоянное место, свой Дом во Царствии Небесном-будет утешением. Прими, Господи, нашего батюшку Даниила в Царствие Свое! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/32775.html

– Кто поддерживал вас в трудное время? Матушка, прихожане? – Василий Васильевич однажды обратился к приходу: мол, отец Симеон служит, а жить ему негде, семья в другом городе. И прихожанка Анна Михайловна, Царство ей Небесное, проживавшая с другими женщинами в церковном доме, уступила свою маленькую комнатку, а сама перебралась на кухню коммунальной квартиры. Можете себе такое представить? Мы, конечно, были ей очень благодарны. Но и там возникли свои испытания – места мало, тесно, детей ночами кусали клопы, выползавшие из-под обоев. Матушка, конечно, поддерживала в дни испытаний, всегда была рядом. Со временем Господь все устроил. – Уполномоченные в советское время – кто это? Однажды мне даже угрожали пистолетом – заставляли подписать чистый лист – Это были люди из государственных структур, которые следили за тем, как жили священники, что они говорили в своих проповедях, как служили. Могли указать архиерею: этого снять, того перевезти туда. Конечно, и за мной был такой пригляд, тем более что рвение в храме и предлагаемые реформы на приходе не всем нравились. Но советское законодательство я не нарушал, нес свое священническое служение. Было и такое, что сотрудники КГБ предлагали следить за прихожанами, доносить, а тогда в Серафимовский храм ходил практически весь город, но мы со священниками помнили о Святом Агнце и были верны своему служению Церкви. Однажды мне даже угрожали пистолетом, заставляли подписать чистый лист. Ничего у них не получилось. Я уже заранее, еще в Уржуме отцом Симеоном Гарькавцевым, который лагеря прошел, был предупрежден: «Семенушка, потреплют еще тебя, будь мудр». Поэтому ни под какими угрозами ничего подписывать не стал. – Вы всю свою жизнь несли служение в Серафимовском храме города Кирова? – Штатным клириком – да. Но на великие праздники, например на Пасху, ездил в командировки совершать служение в отдаленных городах Кировской области: в Уржуме, Кирсе, Омутнинске, Лальске… В Омутнинске был молитвенный дом. Начинать приходилось с самого малого, поскольку везде в годы советской власти встречали полуразрушенные храмы, священников на местах не было, так что совершать службы было непросто, не было самого элементарного, но при этом верующий народ всегда радовался приезду батюшки и собирался на службы, особенно в праздники. Все прихожане с радостью старались сделать что-нибудь для храма. На каждом месте были свои обычаи и традиции.

http://pravoslavie.ru/156978.html

§ I. «Немощные и радостные» – все нуждаются и просят божественной милости: те молят Господа о начале её, а эти о продолжении. Следовательно, перед нами слово, в котором отпечатлеваются душевные движения всего человечества к небесному Благодетелю. В нем можно читать самое красноречивое выражение всех человеческих страдании и радостей. Не в молитве одной и не в храме только это слово выделяется своей царственностью, но на каждом шагу жизни. Оно ярко блестит в царском венце и благодетельно покрывает суму нищего. Если у царя оно спорит с могуществом, и тот в представлении своих подданных более милостив, чем грозен, то и у нищего на устах оно имеет необыкновенную силу. Унылая просьба о милостыне и вид боязливо протянутой руки глубоко уязвят душу, если в ней сохранились остатки чистой совести и доброго сердца. Никто не может исчислить трофеи его нравственной победы. Здесь оно украшает строгий суд и правду, там смягчает суровую жестокость, а здесь преклоняет своекорыстную силу. Поэтому, искренне жаль, если человек облекает в него свои самые дешевые и часто лживые чувства; мерзость последних через это еще больше становится. Если сюда присоединим, что крестный путь Нашего Спасителя, закончившийся после голгофского позора воскресением и вознесением на небо, был путем милости к падшему человечеству, то у нас на лицо все существенные мотивы для самого внимательного отношения к этому слову. Филолог, желающий идти далее внешней формы языка, общих законов человеческой фонетики, должен принять за аксиому, что человечество говорит одним языком, но каждый отдельный народ и в нем всякий человек своим собственным. 1 Бог вложил в душу человека постоянную тенденцию – насколько можно точнее применять свой членораздельный звук к выражению своей мысли. Но мысль человеческая неуловима и жива, как сама человеческая душа. Жизнь её отражается и на членораздельном звуке. Отсюда, язык не есть нечто реально законченное, а постоянно развивающееся. Каждое слово имеет свою историю, проследить которую до подробностей безусловно важно, но не мыслимо, по недостатку необходимого материала. И в языке одни слова умирают, другие рождаются, а иные подвергаются изменениям. С другой стороны, в каждом слове нужно искать отпечаток духовной индивидуальности народа и человека. Одно и тоже понятие может звучать или торжественным гимном, или грустной элегией.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/p...

По уставу на великопостной утрени полагаются в назидание верующих чтения из святоотеческих творений, именно: по 1-ой кафизме и седальне из преп. Ефрема Сирина , по 2-ой кафизме и седальне также – из преп. Ефрема, по 3-ей кафизме и седальне из книги епископа Палладия Еленопольскаго , называемой «Лавсаик» , по 3-ей песни канона – также из Лавсаика, по 6-ой песни канона чтение из Пролога. В настоящее время это бывает лишь в монастырях, а в некоторых приходах священник читает поучение или краткое житие святого из Пролога. Конец великопостной утрени тоже имеет свои особенности: Великое славословие читается, как на обычной повседневной утрени, затем следует обычная просительная ектения, после которой поются стихиры на стиховне из Триоди; после этих стихир читается дважды: «Благо есть исповедатися Господеви», Трисвятое по Отче наш: и по возгласе, вместо обычного тропаря, читается: В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним, Богородице, дверь небесная, отверзи нам двери милости Твоея. Сугубой ектении, как на обычной повседневной утрени не бывает, а читается 40 раз «Господи, помилуй», Слава и ныне, Честнейшую херувим… Именем Господним благослови, отче, и возглас иерея: Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне, и присно и во веки веков, вместо обычного многолетствования читается молитва: «Небесный царю…» и за ней следует чтение иереем великопостной молитвы преп. Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего» с 16-ью поклонами. По окончании этой молитвы и поклонов сразу же начинается чтение Первого часа. Великопостные часы Особенностью великопостных часов является, то что: 1. на каждом часе, за некоторыми исключениями, после обычных трех псалмов, стихословится кафизма, 2. на каждом часе поется трижды с земными поклонами тропарь данного часа, 3. на 6-ом часе после первой половины богородична читается паремия, перед которой и после которой положен каждый раз особый прокимен Триоди, 4. в конце каждого часа, после возгласа иерея, читается великопостная молитва: «Господи и Владыко живота моего», обычно с 16-ью поклонами, а на 9-ом часе всегда только с 3-мя поклонами. Тропари часов следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Завтра мы будем тем, что мы делаем сегодня Но я боюсь того, что под видом войны, когда нельзя строить никаких планов, может прийти некое расслабление — давайте мы будем просто сидеть и ничего делать. Так тоже жить нельзя, потому что мы завтра будем тем, что мы делаем сегодня. Каждый епархиальный отдел, каждый приход перед собой ставит цели на год. Я прошу, чтобы эти планы предоставили правящему архиерею. Планирую сейчас встретиться с духовенством каждого благочиния в отдельности, чтобы от каждого священника услышать, что он считает нужным сделать для улучшения церковной жизни на приходе в этом году. На каждом приходе это разные задачи. Что для одного прихода уже пройденный этап, для другого — цель, которой хочется достичь в обозримом будущем. Над этим мы работаем, формулируем сами для себя какие-то цели и задачи, и потом в конце года обсуждаем, что нам удалось сделать, что нет, и почему. И я должен сказать, что это помогает не топтаться на месте, а двигаться вперёд. На Борисо-Глебском приходе г. Часов Яр      Мы точно не будем ограничиваться только совершением богослужений. В каждом направлении церковной жизни должны делаться хотя бы небольшие шаги вперёд. Это то, о чём мы говорим с духовенством, друг с другом, на собрании благочинных, на встречах со священнослужителями. Конечно, говорить о таких глобальных проектах, как строительство духовно-просветительского центра, которое было начато до войны, сейчас пока не приходится. Мы не можем до конца доделать то, что ещё нужно доделать в верхнем храме Богоявленского кафедрального собора, но это не повод опускать руки. Цена успеха За прошедшие десять лет я понял, что ничего стоящего вообще нельзя сделать ни в церковной жизни, ни, наверное, в жизни повседневной, если ты не готов все свои силы отдать ради того, что ты делаешь. Любой человек, если он ставит перед собой какую-то цель, прежде всего должен себя спросить: готов ли я всё, что у меня есть, все мои силы, способности, таланты, здоровье, возможности отдать ради того, чтобы достичь этой цели? И если да, то Господь на это отвечает и посылает и благодать, и разум, и благословение, и помощь. Если нет — я даже не знаю, как можно что-то по-настоящему большое сделать без этой решимости.

http://pravoslavie.ru/101219.html

После богослужения в Иоанно¬-Предтеченском храме при Саранском духовном училище. Со студентами и преподавателями в священном сане      Во многих регионах уже укрепилась практика заключения договоров между митрополией или епархией и органами власти, госструктурами. И здесь у нас тоже это есть. Но, как правило, эти договоры оказывались формальными и малодейственными. И я задумался: почему это так? Принимается программа, создается какой-то совет по исполнению, но в него входят, как правило, мало заинтересованные в этой программе лица. И мы с коллегами решили системно подойти к этому вопросу. Была организована деловая встреча с главой республики Владимиром Дмитриевичем Волковым с целью решения проблем духовности и нравственности в воспитательном процессе в образовании. Мы нашли понимание и поддержку со стороны руководства республики. В результате была сформирована целевая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на 2015–2020 годы. Для реализации этой программы был создан общественный совет при главе республики, в который вошли профильные министры: здравоохранения, культуры, национальной политики, образования. И, естественно, это сразу изменило характер нашей деятельности. Министр ведь отвечает перед главой республики за качество своей работы. И мы получили возможность сотрудничать с министерствами напрямую. А значит, оказывать влияние в каждой области человеческой деятельности: в образовании, культуре, спорте, науке… Октябрь 2015 года. Святейший Патриарх Кирилл освятил новопостроенный храм во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла в Саранске и совершил первую Божественную литургию в нем      И во всех сферах так — не эпизодические, не отдельные какие-то действия, а программные, системные. Когда есть система, она позволяет редактировать действия, вносить какие-то улучшения, правки, потому что ведь в каждом районе свои проблемы и свой уровень взаимоотношений. Последняя наша хорошая, четкая черта в этом вопросе — мы создали при архиерее общественный совет, состоящий из глав районов и благочинных, конечно, посоветовавшись прежде с главой республики. Поставили задачу: нам нужно не только в столичном городе, но и во всех районных центрах встречаться и с директорами школ, и с директорами детских садов, спорткомплексов, отделов культуры и обсуждать с ними вопросы, связанные с воспитанием наших традиционных духовных и нравственных ценностей… То есть все районные структуры будут встречаться и взаимодействовать с нашими благочинными. Поначалу я намереваюсь в каждом районе вместе с благочинным со всеми встретиться и по району поездить. Представители центральных республиканских ведомств тоже с нами будут ездить, чтобы профессионально к ситуации подойти, чтобы высказать в своем ведомстве те или иные пожелания, чтобы процесс у нас осуществлялся более активно и плодоносно. Думаю, что года через два-три мы начнем добрые плоды собирать.

http://pravoslavie.ru/104595.html

XLI. Слава Соломона, его грехопадение и кончина Он соорудил также и стену окрест Иерусалима, и пышные себе чертоги, с помощью Царя Тирского, который прислал ему, кроме зодчих и кедров Ливанских, еще сто двадцать талантов золота. Соломон укрепил и пограничные города свои, создал новые в пустыне и на Ливане, даже до отдаленной Пальмиры, и ему платили дань все народы внутри Палестины, которые столь долго противились сынам Израилевым. Трижды в год приносил он жертвы мирные, всесожжения и фимиам, в храме Господнем, и благословлял Господь его молитву, распространяя могущество Царя. Корабли его, с кораблями Тирскими, ходили по морям и привозили ему, из дальнего Офира и Фарсиса, золото, слоновую кость, драгоценные камни и благовонные древа, которые употреблял на некоторые украшения в храме и на мусикийские орудия; из золота же вылил фиалы и все сосуды и триста щитов, которые повесил в кедровых своих палатах. – Он соорудил себе и великолепный престол из слоновой кости, обитый золотом, на шести ступенях, с двумя большими львами по сторонам и детищами львов на каждой ступени. Таково было великолепие двора царского, ибо каждый год собирал Соломон около семи сот талантов золота в свою сокровищницу, не считая податей и даров, от купцов иноземных и князей покоренной Аравии, которые посылали ему сосуды, оружие, фимиам, лошаков и коней, для его двенадцати тысяч конников и тысячи четырех сот колесниц, расставленных по крепким городам. Дорогие металлы сделались при нем обычными в Иерусалиме, как простые камни, и кедры как смоковницы, от избытка древ Ливанских. – Но все сие великолепие едва удостоил сравнить Спаситель, с красотой цветов сельных: «посмотрите на лилии полей, как растут они, не трудятся и не прядут; но Я говорю вам, что и Соломон, во всей своей славе, не облекался как одна из них.» ( Mamф. VI. 28, 29 .). Но свыше всякого богатства благословил Бог Соломона премудростью, которая превосходила разум всех человеков, так что нигде не обреталось ему подобного, и прославилось имя его во всех окрестных странах. Он написал три тысячи нравственных притчей, из которых сохранились нам только избраннейшие; говорил о каждом древе, начиная от кедра, растущего на Ливане, до иссона, исходящего из расселины стены, и о всех скотах земных и птицах небесных и рыбах морских. Из уст его истекли также пять тысяч песней, но одна сохранена Провидением в составе Священных книг, так называемая песнь песней, по высоте своей. Его описание жениха брата и невесты сестры, Царя, пасущего стада, и Царицы, стерегущей виноград, есть образ таинственного союза Мессии с Церковью , неоднократно представленного в Св. Писании под таковым символом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Вот таки дела... 24 декабря 2013, 01:02 Хорошая статья. Где-то читал описание иностранцами Руси времен Ивана IV Грозного, писали что русский мирянин токма тем и отличался от монаха, что имел жену и детей. Елена 23 декабря 2013, 19:27 Вячеславу Читала у схиигумена Саввы о том, что от лукавого два помысла, которые надо гнать: я святой, и я не спасусь. В первом случае лукавый подпитывает нашу гордость, во втором - отчаяние и уныние и отказ от молитвы, Причастия и вообще Богообщения. Оба пути благославлены Господом и монашеский, и семейный. Если у Вас семья, дети, несите свой крест. Ведь в семье на каждом шагу от нас требуется любовь, помощь, смирение. Так и спасемся Наталья 23 декабря 2013, 17:40 Душеполезное поучение. Спаси Бог! Козьма Лавочник 23 декабря 2013, 13:48 о-оочень отрезвляющие образы в статье...надо запомнить и приводить себе на память в нужные моменты . Климент 23 декабря 2013, 13:23 Вы путаете любовь к БОГУ и любовь к Богослужению в храмах. Присутствие на Богослужении помогает духовно развиваться... а любовь к Богу... это не возможно объяснить... человек сам осознает присутствие Любви Всевышнего и ко Всевышнему, когда ОН войдет в его сердце...слепой ведущий слепого - упадут в яму... И любовь к БОГУ и любовь к ближнему идут рука об руку!... И лучше помочь нуждающемуся, чем отстоять на службе в храме без должного духовного расположения! ИМХО. Андрей Савельев 23 декабря 2013, 09:55 Спасибо! Слова потрясают до сердца! Как все верно! Спаси Господи нас маловерных! ТаняСем 23 декабря 2013, 09:52 Отличная статья,отрезвляет лучше любого душа!Сразу увидела себя со стороны и все грехи свои тоже,почаще надо такие строки читать,очень дисциплинирует!Каюсь,Господи,прости меня грешную,что считаю себя православной,а ничего для этого не делаю,лишь по дороге на работу в мыслях молитвы почитаю и все,а в Храме уже давно не была и когда причащалась не помню...Прости и помилуй меня,Господи! Маргарита 23 декабря 2013, 08:34 Елена, спасибо! очень хорошая статья,очень искренняя. Если не соблюдать первую заповедь, значит человек не сможет соблюдать и все остальные, на то она и первая, мы все должны делать ради любви к Богу, даже человека ближнего любить ради Бога, а не больше Бога! От этого нарушения случаются страсти и скорби.

http://pravoslavie.ru/66851.html

 - Была ситуация когда человек в храме во время богослужения ходил, отвлекал людей, просил, отвлекал какими-то собственными нуждами.  От этого было смущение. Я его даже попросил, что мол, уважаемый, сейчас не время для  милостыни. - Владимир, я согласен с Вами, но здесь надо понять, что в каждом храме есть дежурный. Если мы все начнем делать замечание таким людям, начнем отфутболивать его по храму, то храм превратиться в такую площадку немилосердного отношения к нуждающемуся. Я допускаю, конечно, мысль, что он, может быть, собирал на спиртное, может быть, даже на наркотики. Такие ситуации бывают. Но все-таки, когда мы сталкиваемся с необходимостью проявить милосердие -  может быть, это некая Божественная проверка. Ведь на Страшном Суде не будут выясняться такие вопросы, как знание нравственного богословия, сравнительного богословия, там не будет  экзамена по сектоведению. Там будут выясняться только вопросы, связанные с милосердием - проявляли ли мы его по отношению к людям, с которыми встречались? Надо понять, что мера того, как мы относимся к другим, совсем другим  - ведь Евангелие нас учит хорошо относиться и к врагам, и к проклинающим-  и есть такой тест, правильно отвечая на который, мы можем выстроить правильные отношения с Богом. Универсальность нашей христианской религии состоит в том, что служа человеку независимо от его национальности, религии, цвета кожи, социального положения, возраста, пола - мы служим Самому Христу. - Как научиться сохранять мирный дух? Это бывает порой так тяжело. - Вы знаете, мирный дух надо сохранять следующим образом: если к вам приближается гневливость, начинайте говорить медленно. В Послании апостола Иакова сказано: «Могущий обуздать свой язык, обуздает и все свое тело».  Вот когда я ощущаю, что ко мне подходит гневливость -  я начинаю медленно говорить, потому что когда человек переходит на медленную речь -  он может контролировать и меру своих чувств. Например, человек идет и очень устал, а ему надо быстро куда-то прийти, он начинает побыстрее махать руками и от этого  быстрее идет, в нем включается дополнительный ресурс. Так и наш язык, хотя он и маленький орган в человеческом теле, но может все тело воспламенить. Поэтому, когда наша речь под контролем нашего разума и не опережает его, мы можем контролировать свои чувства. А когда наш язык опережает разум, мысли, и все в каком-то чувственном фейерверке эмоциональных проявлений - это очень опасно. В Писании так и сказано – «от слов своих оправдаешься или осудишься». 

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010