Ясно, что понятие оправдания, в смысле нашей оправданности от первородного греха Адама или нашего избавления от ответственности за этот грех нельзя исключать из понятия спасения, как ясно и то, что без этого оправдания нельзя стяжать и самой святости, достигаемой возрождающею благодатию Святого Духа, как плодом крестной смерти Господа. Оправдание есть основа, а святость есть следствие. Отсюда понятно, почему профессор М. Д. Муретов горячо возражал в качестве оппонента магистранту, а также и М. Антонию, правильно указывая тому и другому, что понятие спасения гораздо сложнее, чем понятие личной (субъективной) святости. Проф. Муретов выяснял православный взгляд на спасение, включая в него не только нашу личную святость, но и оправдание от положенного Адаму Божественным правосудием карательного приговора 33 . Очень жаль, что духовные представители научного православного богословия выступали на этом диспуте с не православным взглядом, а светскому представителю нашей богословской науки пришлось возражать и доказывать их отступление от православной истины. Совершенно напрасно М. Антоний, в целях укрепления своего ошибочного учения об оправдании, ссылается на тексты из посланий Ап. Павла. Эти ссылки являются неосновательными. Впрочем, чтобы не быть голословными, обратимся к словам самого М. Антония: «Беседа нас четырех о праведности и оправдании, т.е. об этическом (нравственном) и юридическом понимании искупления, явилась неожиданной для самих оппонентов (т.е. М.Д. Муретова ); но впоследствии я досмотрел, что на нашей стороне были несравненно сильнейшие резоны, чем простое истолкование изречений по контексту речи. Дело в том, что даже русский текст Библии , носящий на себе вообще оттенки протестантского влияния (что можете усмотреть во всех почти курсивах Нового Завета, т.е. домыслах переводчиков и в предпочтении еврейского текста в Ветхом Завете греческому), только 7 раз влагает в уста Апостола Павла слово «оправдание», а правда (т.е. праведность) у него повторяется 61 раз. Мало того, из семи случаев «оправдание» привнесено в русский текст ошибочно вместо «правды», как это в греческом и славянском. Последний ни разу не передает греческого слова δικαιοσνη как «оправдание», а всегда как «правда» (праведность), словом же «оправдание» славянские переводчики переводили греческое δικαωμα – понятие, противоположное осуждению, обвинению и приводимое Апостолом именно в таком контрасте с этими понятиями (т.е. осуждением) – ( Рим.4:25, 5:16, 18, 8:4 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Неминуемое последствие греха, душа греха — смерть — царствует от Адама, как говорит святой апостол Павел, «и над несогрешившими по подобию преступления Адамова» (Рим.5:12, 14), т.е., по учению блаженного Феодорита, и над теми, которые не согрешили непосредственно, как Адам, и не ели от запрещенного плода, но согрешили подобно преступлению Адама и стали участниками падения его как праотца. «Поскольку в состоянии невиновности все люди были во Адаме, — говорится в православном исповедании, — то как только Адам согрешил — согрешили с ним все и вошли в греховное состояние, быв подвергнуты не только греху, но и наказанию за грех». На самом деле, всякий личный грех каждого потомка Адама почерплет свою существенную, греховную, силу из греха прародительского, и наследственность первородного греха — это не что иное как продолжение падшего состояния прародителей в потомках Адамовых. 2. Наследственность первородного греха всеобща, ибо никто из людей не изъят из этого, кроме Богочеловека Господа Иисуса Христа, рожденного вышеестественным образом от Святой Девы и Духа Святого. Всеобщую наследственность первородного греха подтверждает многими и различными образами Святое Откровение Ветхого и Нового Завета. Так, оно учит, что падший, зараженный грехом Адам рождал детей «по образу своему» (Быт.5:3), т.е. по обезображенному, поврежденному, растленному грехом образу своему. Праведный Иов указывает на прародительский грех как на источник всеобщей человеческой греховности, когда говорит: «Кто бо чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день житие его на земли» (Иов.14:4-5; ср.: Иов.15:14; Ис.63:6: Сир.17:30; Прем.12:10; Сир.41:8). Пророк Давид, хотя и рожден от благочестивых родителей, жалуется: «Се бо в беззакониях (в еврейском оригинале — «в беззаконии») зачат есмь, и во гресех (в еврейском«во грехе») роди мя мати моя» (Пс.50:7), чем указывает на зараженность грехом человеческого естества вообще и на ее передачу посредством зачатия и рождения. Все люди как потомки падшего Адама подвержены греху, поэтому Святое Откровение говорит: «Несть человек, иже не согрешит» (3Цар.8:46; 2Пар.6:36); «Несть человек праведен на земли, иже сотворит благое и не согрешит» (Еккл.7:20); «Кто похвалится чисто имети сердце? или кто дерзнет рещи чиста себе быти от грехов?» (Притч.20:9; ср.: Сир.7:5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

15, 14; Сир. 17, 30 ; Прем. 12, 10 ; Сир. 41, 8 ). Пророк Давид, хотя рожден от благочестивых родителей, жалуется: Се бо в беззакониих (в еврейском оригинале – в беззаконии) зачат есм, и во гресех (в еврейскомво грехе) роди мя мати моя ( Пс. 50, 7 ), чем указывает на зараженность грехом человеческого естества вообще и на ее передачу посредством зачатия и рождения. Все люди, как потомки падшего Адама, подвержены греху. Поэтому Святое Откровение и говорит: Нет человека, который не согрешил бы ( 3Цар. 8, 46 ); Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы ( Еккл. 7, 20 ); Кто похвалится, что имеет чистое сердце? или кто дерзнет сказать, что чист от грехов? ( Притч. 20, 9 ; ср. Сир. 7, 5 ). Сколько бы ни искали безгрешного человека – человека, который не был бы заражен греховностью и подвержен греху, – ветхозаветное откровение утверждает, что такого человека нет: Вси уклонишася, вкупе непотребни быша; несть творяй благое, несть до единаго ( Пс. 52, 4 ; ср. Пс. 13, 3; 129, 3; 142, 2 ; Иов. 9, 2; 4, 17; 25, 4 ; Быт. 6, 5; 8, 21 ); Всяк человек ложь ( Пс. 115, 2 ) – в том смысле, что в каждом потомке Адама через зараженность грехом действует отец греха и лжи – дьявол , лгущий на Бога и на богозданную тварь. Новозаветное откровение основывается на истине: все люди грешные – все, кроме Господа Иисуса Христа. Происходя путем рождения от растленного грехом Адама как единого родоначальника (см. Деян. 17, 26 ), все люди под грехом, все согрешили и лишены славы Божией ( Рим. 3; 9, 23 ; ср. 7, 14), все по зараженному грехом естеству своему являются чадами гнева ( Еф. 2, 3 ). Поэтому кто имеет, знает и чувствует новозаветную истину о греховности всех людей без исключения, тот не может сказать, что кто-либо из людей без греха: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем себя и истины нет в нас ( 1Ин. 1, 8 ; ср. Ин. 8, 7, 9 ). Только Господь Иисус без греха как Богочеловек, ибо Он рожден не путем естественного, семенного зачатия, но от Девы Святой и Духа Святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

3 . Ибо если есть среди нас такие, чья вера ограничивается тем, что они ходят в церковь , кланяются священникам, выражают почтение и почитание служителям Бога, что-то даже приносят для украшения алтаря и храма, но не прилагают никаких усилий, чтобы исправить свои привычки, облагородить устремления, отвергнуть пороки, взрастить целомудрие, укротить ярость, обуздать жадность, сдержать алчность; не заключают они уст своих, когда извергаются из них злословие и глупости или шутовство и яд зависти; пусть узнают такие, которые не желают исправляться, но пребывают во всем этом до глубокой старости, что разделят они участь и выпадет им удел гаваонитян. И потому заклинаем вас, братья, как «посланники» Слова Божьего (ср. 2Кор.5:20 ), пока есть у нас возможность исправиться, возревнуем и, отбросив прежнюю скверну и ветхие лохмотья пороков, поспешим стать причастниками и общниками израильтян. А хочешь увидеть, сколь велика свобода израильтян? В законе установлено, что еврейский мальчик, обращенный в рабство, не может быть рабом более шести лет, «а в седьмой год пусть выйдет на волю даром» ( Исх.21:2 ). Столь велико у них стремление к свободе! Как бы то ни было, вернемся к духовному толкованию, и пусть ты будешь еврейским мальчиком, попавшим в рабство, ибо ребенок легко становится рабом души. О таком виде рабства в Писании сказано: «Всякий, делающий грех , есть раб греха» ( Ин.8:34 ). В это рабство обращается не сильная и совершенная душа, но младенческая и податливая. Поэтому если ты – еврейский мальчик, то есть верующий, который принял крещение в Церкви, а затем попал в рабство греха, то довольно тебе быть порабощенным шесть лет, но в седьмой год смотри, не оставайся в рабстве, но поспеши освободиться. Число семь обозначает установления закона, а число шесть – образ этого мира. Поэтомупока ты помышляешь «о земном» ( Кол.3:2 », о нем заботишься и все мысли твои «о плотском» ( Рим.8:5 ), то неизбежно становишься рабом греха. Когда же придешь к числу семь, то есть к познанию закона, тогда ищисвободу и возвращайся в славное отечество свое, ибо если останешься во зле и станешь упорствовать в грехе своем и не послушаешь Бога, Который предупреждает тебя и призывает к прежней свободе, то отметина будет запечатлена в ухе твоем и останешься ты рабом греха навечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

е. скорбит не только о духовной, во и о материальной гибели своего родного города. Следовательно, говорит не только как отвергнутый народом Искупитель, но и как человек, жалеющий свое отечество. Но почему же здесь нужно видеть жалость именно к отечеству, а не жалость вообще к несчастной участи погибающих? Да потому, конечно, что Господь упоминает только о Иерусалиме, как символе всего еврейского народа, и ничего не говорит о таковой же участи других народов, Богочеловеку так же ведомой, и именно участи, постигающей их за то же «неузнание времени посещения» своего, за каковое был наказан и Иерусалим. Но Спаситель, быть может, потому воскорбел об Иерусалиме, что в данном случае повод был скорбеть только о нем? Господь приближался к Иерусалиму, увидел его и, зная его судьбу, восплакал о ней. Все, таким образом, объясняется простыми законами ассоциации. Но ведь по этим же законам ассоциации Господу следовало бы вспомнить и о плачевной судьбе других народов по сходству этой судьбы с судьбой еврейского народа, и, однако, Он о ней не вспомнил, а между тем такая моральная и материальная судьба была, есть и будет не у одного только Израиля, поскольку и другие народы виновны во грехе богоборчества. Значит, в данном случае Спаситель жалел евреев как свой именно народ, плакал об Иерусалиме как своем отечестве. Замечательно, что Господь и Самого Себя считал посланным возвещать Евангелие Царствия Божия прежде всего погибшим овцам дома Израилева, и ученикам своим, посылая их на проповедь , заповедал обращаться с нею прежде всего к еврейскому народу. Между тем цели Христова благовестия были универсальны. И если бы Господь не признавал любви к своему народу, желания ему блага, добродетельного для всякого человека, тогда бы Он, конечно, не настаивал нарочито на требовании возвестить Евангелие прежде всего Израилю. Скажут, что Господь, Сам проповедуя благовестие спасения и от апостолов требуя проповеди прежде всего иудеям, просто исполнял предвечное определение Бога о таковом именно порядке проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Nikol...

Невдалеке от бывшего дома Каиафы на покатости Сионской горы к восходу солнечному находится пещера. В ней-то апостол Петр и плакал горько о грехе своем, вышедши со двора Каиафы. Тут была когда-то церковь над пещерой, а теперь и следа ее нет. На Сионской горе рядом с тем монастырем, где был дом Каиафы, устроено кладбище для всех христиан. Здесь особый уголок есть и для русских странников, умирающих во св. городе. По тамошнему обычаю, когда нужда бывает похоронить покойника, разрывают старую могилу и, вынувши из нее кости похороненного в ней прежде, складывают их в одну общую пещеру. Это бывает от того, что по тамошнему грунту трудно выкапывать новые могилы, да и места мало. Так же водится и на св. Афонской горе. У христиан, живущих во св. земле, нет обычая класть покойника в гроб, а прямо кладут его в могилу. Проводить городом покойника как следует по-христиански, т. е. со св. крестами, иконами, с пением, турки не воспрещают; но они не позволяют им ставить над могилами кресты, все равно как и над церквами. Часть горы Сионской полуденная теперь находится за городом, остальная же часть – внутри города. С Сиона входят в город воротами Сионскими. Неподалеку от них вправо в городе находится квартал еврейский, эта часть города заселена почти одними евреями; жилища бедные, грязные между развалинами древними. Замечательна здесь одна стена в одном углу еврейского квартала около главного турецкого храма или мечети Омаровой. Стена эта, как видно, очень древняя, низ ее сложен из огромных камней. Говорят, что она Остаток той ограды, которая в старину окружала еврейский храм, когда Иерусалим был еврейской столицей. Иерусалимские жители – евреи купили у турецкого начальства позволение собираться около ней по пятницам, чтобы поплакать здесь о своем отечестве, из которого они выгнаны, о древнем Иерусалиме, разоренном врагами, о своем унижении. И жалобно и грустно видеть как евреи, мужчины и женщины, старики и дети, собравшись сюда, поют плачевным голосом свои священные песни об Иерусалиме, целуют камни, ударяют об них головой, либо сидят перед ними неподвижно, смотря на них и воспоминая прежние счастливые времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Но нужно делать различие между этими грехами. Одни совершены были как преступление воли Божией. Таковы, например, падения Давида, Соломона или народа еврейского в пустыне. Эти грехи нельзя, конечно, ставить в вину Богу. Когда Давид терпел за правду от Саула, воспевал пришествие Христа и поучал народы мудрости, то действовал по руководству Св. Духа. Также и Соломон, когда судил праведно, изъяснял премудрость Божию, строил храм, предызображал царство Христа, возвещал грядущий мир народам, высказал три тысячи притч о пришествии Господа и пять тысяч песней, то, по свидетельству Писания, угодил Богу. Но когда Давид взял к себе в жены Вирсавию, жену Урии, а Соломон собрал жен ото всех народов и дозволил им воздвигнуть идолов в Израиле, – тогда ими не руководил уже Дух Святой. Оба они согрешили. Так представляет дело и Св. Писание, повествуя, что Давида по повелению Божию строго обличил в грехе пророк Нафан, и, замечая о Соломоне, что он «сделал зло пред Господом» (« 3Цар. 11, 1 ). И тот, и другой были наказаны. Точно также понес кару и народ еврейский, когда не хотел повиноваться водительству Бога и стал «блудодействовать» в пустыне. Двадцать три тысячи погибло тогда в один день, как говорит ап. Павел ( 1Кор. 10,1–13 ; Против ересей IV, 27,1–3.) Писание об этих грехах возвещает лишь для нашего научения. Если наказаны были люди древние, не видевшие пришествия Господа, то тем большему наказанию подвергнутся христиане, уверовавшие в Пришедшего, живущие после Его искупительной смерти (27, 2,4). Разбирает Ириней и упрек, который делали еретики евреям по поводу взятия последними во время исхода из Египта сосудов, одежд и т. п. Св. отец признает, что это было сделано по повелению Божию, но замечает, что гностики оказываются в данном случае лишь незнающими и непонимающими оправданий Божиих и Его распоряжений (30,1). Нельзя ставить в вину иудеям, что они взяли сосуды. Живя в Египте долгое время в самом тяжком рабстве, народ еврейский получил право на обладание некоторой долей имущества египтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

15 . Псалом 115 возносит благодарение Христу Богу за великую тайну Боговоплощения. Благодарит верный за чашу спасения, за Пречистые Тайны Божественные, за усыновление Богу и за дворы Господни – церкви святые. 16 . Псалом 116 хвалит и благодарит Господа вся Церковь верующих во Христа, яко утвердися милость Христа Бога – спасение на Кресте – на людях, и истина Господня – Христос Бог – пребывает во век, яко Царь и Бог во век. 17 . Псалом 117 – прославление Христа Бога яко Царя славы, ибо во единое царство Свое – Церковь – все племена соедини. Сам Господь много претерпел до самой вольной страсти, и Десница Живоначальной Троицы Божественной сотворила силу, и Христос смертию смерть разрушил, и сия вера во Христа есть врата Господня, ибо Христос – камень веры – даровал нам воскресение – день радования и веселия, и Дом Свой – Церковь , и рог олтарев – Евангелие спасения. И мы взываем Ему: «Бог мой еси Ты, и вознесу Тя, Христе Боже, яко Ты Благ, мое спасение и милость Твоя во веки». 18 . Псалом 118 для пения отходящих в путь, прославляет добродетели и совершенства, и молитву, и закон Божий. Содержит 176 стихов и напоминает прекрасное дерево с 22 ветвями по числу букв еврейского алфавита, причем большая ветвь имеет по 8 веточек – стихов – осьмериц; итак, 22 по 8 и есть 176. В первой осьмерице ублажаются непорочные, святым крещением очищенные от порока греха первородного, которые любят Бога, идут путем Христова Евангелия, подвигов, заповедей, сердечной веры, любви и надежды и богомыслия. Во второй осьмерице – поучение юнейшему народу христианскому хранить Евангелие в сердце и уме, благодать и судьбы Промысла Божия, путь спасения и смирение. В третьей осьмерице – прошение покрова Божия, да уразумеют очи сердечные чудеса и закон, ибо человек – пришлец на земле, и только судьбами Христовыми избавляется от гордых демонов, поноса и уничижения – греха. Путь истины, судьбы Божии, широта свиданий, оправдания есть благодать Христова. Праведник – достояние Лица Христова и причастник милостей и благости Христовых, ибо человек во грехе и, пока не смирит себя послушанием Христовым и не родится водою и Духом, не может войти в Царствие Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Последнее свойственно основателям данных сект и коренится во всем предыдущем развитии протестантизма, ориентированного на гордого реформатора — одиночку, не связанного никакой традицией, кроме собственной воли. Он присваивает себе права Церкви и Бога, и тем самым обрекает себя на онтологическое одиночество. Он смотрит на всех остальных людей сверху вниз и они начинают ему казаться ничтожными букашками, с которыми он, великий, должен возится как с малыми детьми. А когда они не соглашаются с его «великими проектами», он приходит к мизантропии. А так как посмотреть на Бога не дает ему его медная шея, человек оказывается в полной пустоте и отчаянии, от которой спасает его только новая порция самоутверждения и безграничной власти. И здесь мы видим очередное повторение судьбы Люцифера, мечтавшего поставить выше звезд престол свой и стать равным Богу, но обреченному на пресмыкание по земле и пожирание праха. Библиография 1. Священное Писание 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель. (на русском языке)1989. 2. Библия. Библия Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. (на церковно-славянском языке). М. 1993. 3. Пять книг Торы. Йырушалаим.(на еврейском языке).1978. 4. Septuaginta. Deutsce bibelgesellschaft. 1979. 5. Καινη Διαθηκη. θηναι. 1990. 6. Толковая Библия. Т. 2. Стокгольм. 1987. 2. Святые отцы и учителя Церкви 7. Святитель Афанасий Великий. Творения. Ч. III. М. 1994. 8. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч.1. М. 1845. 9. Свт. Григорий Великий Двоеслов. Избранные творения. М. 1999. 10. Св. Григорий Чудотворец. Св. Мефодий Патарский. Творения. М.1996. 11. Деяния Вселенских Соборов. Т. III. СПб. 1996. 12. Дидахе.//Ранние Отцы Церкви. Брюссель. 1988. С. 20. 13. Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке. М.1997. 14. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа Константинопольского Избранные творения. Толкование на святого Матфея евангелиста. Т. 1. М. 1993. 15. Творения иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина. Точное изложение Православной веры. М. — Ростов-на-Дону. 1992. 16. Преподобного Иоанна Лествица. Сергиев Посад. 1908. 17. Св. Ириней Лионский. Творения. М. 1996. 18. Аввы Исаака Сирина Слова подвижнические. М. 1993. 19. Св. Иустин философ и мученик. Творения. М. 1995. 20. Архимандрит Иустин Попович. Православная Церковь и экументизм. М. 1997. 21. Архим. Иустин (Попович). О первородном грехе. Пермь 1999. 22. Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. М. 1892. T. III. 23. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М.1994. 24. Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. М. 1855. 25. Творения блаженного Феодорита Киррского. М. 1859.Т. 6. 26. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования посланий апостола Павла. Послание к Ефесеям. М.1998. 27. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования посланий апостола Павла. Послание к Римлянам. М.1996.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В некоторых рукописях «Apophthegmata Patrum», помимо рассказа аввы Даниила, приводится еще одна апофтегма, значительно более подробная и также приписываемая авве Даниилу (гл. 18, § 4) 30 . Здесь сомневающийся монах не просто оказался введен в заблуждение термином νττυπα, но усомнился в истинности Святых Даров по наущению самого дьявола, а чуду явления Младенца здесь предпослан целый рассказ о происходящем во время литургии: во время чтения Писания кровля церкви раскрылась и слова Евангелия, словно языки пламени, достигали небес; во время великого входа с неба снизошел огонь, с ним ангелы и, самое главное, – два особенных Лика с Младенцем между ними. Ангелы стали вокруг святого престола, а Лики и Младенец оказались над престолом. Когда настало время раздроблять Дары, Лики заклали Младенца и источили Его Кровь в чашу, а Тело положили сверху евхаристического Хлеба. Данная апофтегма является контаминацией двух текстов – более раннего рассказа аввы Даниила и Narratio 52 прп. Анастасия Синаита , где мальчик из еврейской семьи, принявший святое Крещение, удостаивается видения того, как во время литургии кровля храма раскрывается и в собрание нисходит огонь и множество «прекрасных мужей», то есть ангелов 31 . Эта контаминированная апофтегма сама иногда включается в число приписываемых прп. Анастасию произведений 32 . Среди приписываемых прп. Анастасию Синаиту произведений имеется еще один рассказ о видении во время литургии (=BHG 1448y): здесь некий столпник, подвизавшийся в 12 милях от Дамаска, усомнился в истинности Евхаристии, совершенной священником, который был обвинен в плотском грехе. Но стоило столпнику помыслить сие, как одна из частиц освященного Хлеба стала плотью (σαρκθη), прилипла к пальцу священника, а затем упала на облачение св. престола, так что образовалось кровавое пятно. Свидетелями этого чуда стали около пятисот человек 33 . Очень похожая история – женщина, которая пекла хлеб для Евхаристии, усомнилась в истинности таинства, совершенного на плодах ее трудов (очевидно, осознавая свои грехи), но папа Григорий Великий вразумил ее, а часть Хлеба стала плотью, – получила очень большое распространение на латинском Западе. Этот сюжет обычно называется «мессой святого Григория» и имеет свою иконографию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010