Во-вторых, сами последователи Муна свидетельствуют о своих необычных, приводящих к экстазу переживаниях. Один бывший член группы Муна рассказывал: «Я почувствовал, как все, сказанное мною, как будто унеслось в безвоздушное пространство. Когда я встал, то почувствовал себя подобно разреженному воздуху; я должен был напрячь свои силы, я чувствовал, что это была энергия, своего рода экстаз. Она посылала мне токи, и я сравнивал ее с божественной любовью». Кроме того, Мун заявляет, что он много раз беседовал с разными духами, а также с Самим Иисусом Христом. Члены его общины говорят о его способности читать мысли своих учеников. Одна из его последовательниц в Англии свидетельствовала, что однажды, когда Мун был с нею, им явился дух Джорджа Фокса, основателя квакерского движения 99 . И главное. В центре вероучительной системы мунизма находится сам «преподобный» Мун, «человек, которому сотни раз удавалось растрогать Бога до слез», и соответственно единственный из людей, кому «ведомы Божьи тайны»… 100 Подведем итоги. Подобно всем псевдохристианским культам, « Церковь Объединения» использует термины, звучащие вполне традиционно, но за ними скрываются понятия, радикально расходящиеся с христианской верой. «Божественный Принцип» в значительной мере извращает практически все основополагающие положения христианства, в том числе учения о природе Бога, личности и миссии Иисуса Христа, первородном грехе, грехопадении Адама и Евы, спасении, небесах и аде. Все верования Церкви Объединения строятся на одной фундаментальной идее о том, что Мун – это мессия человечества, пришедший с целью завершить миссию, которую не удалось завершить Иисусу – духовное и физическое спасение человечества. Как гласит предисловие к «Божественному Принципу», «с полнотой времен, Бог послал на эту землю одного человека, чтобы решить фундаментальные проблемы человеческой жизни и вселенной. Его имя – Сан Мен Мун». 101 В ЦО не почитают икон и во время воскресных богослужений ставят на престол лишь одну увеличенную цветную фотографию «преподобного» Муна с супругой. Христианам традиционных Церквей трудно понять, почему движение Муна называется «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства». На деле объединение в ней происходит не вокруг личности Христа и Евхаристии, а вокруг «Семьи» Муна 102 . 94 Говорит Господин. 1972. 2 апр. С. 3, 5. Цит. по: Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. С. 107. 102 Мун никогда не именует себя Иисусом Христом, но члены ЦО постоянно сравнивают его с Мессией. А ведь еврейское слово «Мессия» соответствует греческому «Христос» – помазанник. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Таким образом, «уподобление» истолковывается Оригеном как этическая задача. 171 Особенно ясно и строго это различие проведено у Григория Нисского в его проповеди на слова «Сотворим Человека...»: «Об­раз» (eikon) есть онтологическая и субстанциальная сущность че­ловека и означает дух, ум; «подобие» (omoiosis) означает этиче­скую задачу и добродетель. Окончательная формула, подводящая итог этим мыслям, принадлежит Иоанну Дамаскину и является для православной теологии основоположной. Её мы находим у него в «Православной вере» (De fide orthodoxa): «Бог сотворил человека Своею собственной рукой из видимой и невидимой природы по Своему собственному образу и подобию – из земли Он сформиро­вал его тело, но душу, логическую и умную (logiken kai noeran), Он дал ему в Своём Собственном дыхании, поэтому мы называем её божественной иконой (образом)». «По образу означает, таким образом, разум и свободу; по подобию означает возможное уподоб­ление в добродетели». 172 Это фундаментальное различие образа и подобия ещё глубже выражено и последовательно проведено у поз­днейшего великого византийского богослова Григория Паламы в его оригинальной антропологии. Оно и до наших дней остаётся ос­новоположной точкой зрения православной теологии. Кирилл Александрийский остаётся тем единственным греческим отцом Церкви, который отклоняет это различение как необоснованное и рассматривает оба еврейских термина (Be-zalmenu, ki-dmutenu) как синонимы. Существует двоякое основание для этого строгого различения «образа и подобия». Во-первых, ясное и решительное противопо­ставление онтологического и нормативного значения образа в двух группах библейских текстов; во-вторых, что ещё важнее, неизбеж­ность этого различения для понимания сущности греха. Ибо возни­кает вопрос, что происходит с образом Божиим в грехе. Остаётся ли образ Божий неуничтожимым и неповреждённым в падшем че­ловеке или же он совершенно уничтожается и теряется? Восточная церковь даёт следующий ответ: образ (eikon) остаётся неизменным и у грешника; подобие же (omoiosis) исчезает.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Таким образом, «уподобление» истолковывается Оригеном , как этическая задача 1 . Особенно ясно и строго это различение проведено у Григория Нисского , в его проповеди на слова «Сотворим человека...»: «образ» (eikon) есть онтологическая и субстанциальная сущность человека и означает дух, ум; «подобие» (omoiosis) означат этическую задачу и добродетель. Окончательная формула, подводящая итог этим мыслям, принадлежит Иоанну Дамаскину и является для православной теологии основоположной. Ее мы находим у него в «Православной вере» (de fide orthodoxa): «Бог сотворил человека Своею собственной рукою из видимой и невидимой природы по Своему собственному образу и подобию – из земли он сформировал его тело, но душу, логическую и умную (logiken kai noeran), Он дал ему в Своем собственном дыхании, поэтому мы называем ее божественной иконой (образом)». «По образу, означает таким образом разум и свободу; по подобию, означает возможное уподобление в добродетели» 2 . Это фундаментальное различие образа и подобия еще глубже выражено и последовательно проведено у позднейшего великого византийского богослова Григория Паламы в его оригинальной антрополога. Оно и до наших дней остается основоположной точкой зрения православной теологии. Кирилл Александрийский остается тем единственным греческим отцом Церкви, который отклоняет это различение, как необоснованное, и рассматривает оба еврейских термина (be-zalmênû ki-dmutênû) как синонимы. Существует двоякое основание для этого строгого различения «образа и подобия». Во-первых ясное и решительное противопоставление онтологического и нормативного значения образа в двух группах библейских текстов; во-вторых, что еще важнее, неизбежность этого различения для понимания сущности греха . Ибо возникает вопрос, что происходит с образом Божиим в грехе. Остается ли образ Божий неуничтожимым и неповрежденным в падшем человеке, или же он совершенно уничтожается и теряется? Восточная церковь дает следующий ответь: образ (eikon) остается неизменным и у грешника; подобие же (omoiosis) исчезает 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

" Веру их», т. е. или тех одних, которые принесли расслабленного для исцеления, или и их и вместе веру самого расслабленного. «Дерзай» – это слово ободрения. Быть может, больной но грехам своим почитал себя не достойным милосердия Иисус Христа. «Прощаются грехи» – болезни иногда посылаются в наказание за грехи, посему, чтобы исцелить болезнь, нужно снять грех . И Господь видел причину болезни расслабленного во грехе, потому и говорит прежде о прощении грехов. Когда, исцеляя расслабленного, Иисус Христос сказал ему: «прощаются тебе грехи твои», то при этом некоторые из книжников сказали сами в себе: «Он богохульствует». Иисус же Христос, видя такие их мысли, сказал: «для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой». Что такое хула или богохульство? Как понимать слова Иисус Христа: «что легче сказать: прощаются тебе грехи, или... встань и ходи»? И что значит название Иисус Христа Сыном Человеческим, которым здесь, как нередко и в других случаях, Он называл Себя? " Хулить» – значит унижать. «Богохульствовать» – значит унижать имя Божие, присваивать себе то, что принадлежит Богу. Книжники, т. е. еврейские ученые, обвиняли Иисус Христа в том, что Он присвоил себе право, принадлежащее только Богу, т. е. отпускать грехи, как Он отпустил расслабленному. Слова же Иисуса Христа книжникам: «что легче сказать: прощаются тебе грехи, или... встань и ходи?» значат следующее: «Разве легче, вы думаете, сказать: «встань и ходи», чем сказать: «прощаются тебе грехи»? Нет, то и другое одинаково нелегко, для того и другого нужна Божественная власть, потому что и выздороветь больной может только тогда, когда будут прощены ему грехи, причинившие болезнь». Название Иисуса Христа Сыном Человеческим значит то же, что человеком вообще (т. е. будучи вцелом человеком), Иисус Христос есть Сын Божий; родившись на земле от Пресвятой Девы Марии, Он сделался «Сыном Человеческим». Господь особенно любил называть себя сим смиренным названием, чтобы показать свое братство с людьми и свою особенную близость к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

– Почему православные патриоты и эксперты не поднимали этих обвинений раньше? – Одно из двух: или же они за последний год подтянули свои знания в сектоведении и религоведении, или же услышали (почувствовали) команду: «фас» («теперь можно»). Я знаком с батюшкой, несмотря на глубокое к нему уважение, даже для меня многие его высказывания непонятны и неприемлемы. Но, обвиняя схиигумена РПЦ в том, что он – лжесвященник, гипнотезер, убийца и чуть ли не педофил, призывающий детей к самоубийству, те, кто это говорит, разве не наносят разрушительный удар по самой РПЦ? Не становятся невольно «рядовыми бойцами» Бжезиинского, заявившего, что после развала СССР у Запада остался только один враг – Русская Православная Церковь? Я уже не говорю о том, что подобные неоднозначные обвинения только укрепляют веру в правоте о.Сергия его и без того многочисленных сторонников и защитников. – И тем не менее, что же такого крамольного провозглашает опальный священнослужитель? – В своих проповедях он обвиняет руководство РПЦ, в том числе Патриарха Кирилла в закрытии церквей в период пандемии, «коронабесия», в грехе экуменизма, контактах и сближении с Римско-католической церковью. К Президенту у него звучали претензии в связи с тем, что он якобы предает интересы России. На этих основаниях он называл антихристами и Патриарха Кирилла, и Президента Путина , что, на мой взгляд, очевидный и грубый перебор. Его требования о том, чтобы и Патриарх, и Президент приехали к нему с покаянием во грехах, причем в трехдневный срок («… а иначе Россию в целом постигнут кары небесные») выглядят, в лучшем случае, как предельная политическая наивность, в худшем – как провокация, с элементами мазохизма и непомерной гордыни. Для людей, знающих о.Сергия (по крайне мере для меня и тех, кого я знаю) всё это крайне непонятно, необъяснимо и не похоже на прежнего о.Сергия. Были высказывания, которые, при желании, можно отнести к «антисемистским», «разжигающим межнациональную рознь»: захват власти в России жидомасонами и т.п. Эта тема была поддержана и развита известным политическим деятелем с Украины – Эдуардом Ходосом. К слову, бывшим руководителем Еврейского Конгресса Украины.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/14/spisar...

Православный публицист Александр Вознесенский, реагируя на новость греческого православного издания Orthodox Times о том, что новый премьер Франции православный и имеет греческие корни, в своём тлг-канале заявил: «Я не понимаю как педераст, публично заявляющий о своём грехе как о норме жизни, может быть православным. У педераста не может быть конфессии: православный или католик – он хулитель Бога, хулитель заповедей, а хулитель заповедей не может быть православным по определению. У них там в Orthodox Times все обкурились? Хотя, вроде была тема, что это СМИ сделали американцы как альтернативную площадку к Ромфее и, вероятно, начали по чуть-чуть продвигать свои " ценности " православным». Известный политический обозреватель Владимир Корнилов в своём тлг-канале опубликовал реплику, сделав акцент на том, что новый премьер министр Франции Габриэль Атталь – не только педераст, но называет себя православным, приняв веру матери (отец Атталя алжирец). Больше того, напоминает Корнилов, мать Атталя из знатного рода Курисов, связанного с Россией, ее предки несколько веков жили в России. Вот такая гремучая смесь у нового премьер-министра Франции. Он и араб-алжирец по отцу, и еврейские корни есть, коль страдал от антисемитизма, по собственному признанию, и греческие и российские… Но, ей Богу, лучше бы он был католиком и не имел к России никакого отношения, чтобы ни православная вера, ни имя России не было замарано его сексуальным извращенчеством. Гордиться тут нам нечем. Можно только печаловаться о вырождении русской эмиграции, чему это не единственный пример. А если он вдруг попытается нормализовать отношения с Россией, спекулируя российскими корнями, то лучше бы Путин и наш МИД проигнорировали такие инициативы, чтобы самим не мараться и имя России не марать. У России куда больше перспектив в мире, если она станет себя позиционировать оплотом подлинного христианства и традиционных, особенно семейных, ценностей. Тогда всё нравственно здоровое в мире потянется к России. А педерасты пускай живут во Франции, так она скорее станет мусульманской…

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/15/go...

Сего ради присовокупляет, глаголя: и лукавое пред Тобою сотворих. Хотя бо тайным образом согрешил Давид внутрь заключенныя ложницы, однако очей Божиих заключить не мог. Яко да оправдишися во словесех Твоих. Оная частица, да, не причину означает здесь, но последствие, и разум имеет следующий: Тебе единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих; откуду воспоследовало, что ты оправдался во словесех Твоих, когда меня грешником и неправедным объявил. За сим следует повторение и объяснение тех же слов: и победиши внегда судити Ти, аки бы сказал: ежели бы между мною и Тобою поставлен был суд и я захотел бы отрицать мой грех, в котором Ты меня обвиняешь, то Ты, конечно, одержал бы верх, а я не устоял бы на суде. Пс.50:7 . Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Четвертую причину выводит из первороднаго греха, распространившагося на нас чрез естественное рождение: откуду сделались мы немощны и склонны ко всякому греху, а по сей причине и сожаления достойны. Но Давид не извиняется растлением естества своего, так как многие лицемеры обыкновенно употребляют сию завесу для прикрытия своея гнусности, говоря: согрешили, признаемся; но что нам делать? мы люди плотяные и от естества к порокам склонные; грешить есть дело человеческое, мы склонностям нашим противиться не можем. Таковых убежищ Давид не искал, чтоб укрыться от Божия суда: но паче увеличивая тяжесть преступления своего, производит начало от первороднаго греха, и чистосердечно признается,что он не ныне навлек на себя повинность греха, но заражен был тем от самыя утробы матерния. Сие протолковали мы о грехе первородном, последуя Еврейскому тексту, в котором читается так: в беззаконии воображен есмь, и во гресе согре мя мати моя. Пс.50:8 . Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости твоея явил ми еси. Из сих слов яснее видим, что Давид не для извинения своего отнес свой грех ко времени зачатия, но наипаче для того, дабы засвидетельствовать, что он от самаго младенчества повинен был вечной смерти. Почему не токмо не возлагает вины на Бога (как некоторые дерзкие люди безстыдно жалуются на Него потому, что Он не дал людям другаго естества), но паче со смирением суд Божий оправдывает. Он представляет себя пред очи Божии преступником, достойным вечнаго осуждения. Сего ради упоминает об истине, которую нарушил, не уважив тех священных и сокровенных тайн, которыя Бог открыл ему с тем, чтоб он истину любил, а пороков и всякия несправедливости бегал, будучи наипаче поставлен царем для научения других. Таким образом, во втором члене еще более увеличивает грех свой, показывая, что он не может взять в предлог извинения невежество свое, поскольку был свыше довольно вразумлен о должности своей. Пс.50:9 . Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Для чего постился Моисей на Синае? – Священныя книги сказуют, что он постился сорок дней, в первый раз, для принятия от Бога Закона, во второй раз, для умилостивления Бога, прогневаннаго идолопоклонством Еврейскаго народа и угрожавшаго наказать оный совершенным истреблением, в третий раз, для высокаго благодатнаго боговидения и для вторичнаго получения от Бога скрижалей Закона и Завета, вместо разбитых. И сей пример далек от подражания. Однако и он может нам дать поучительные выводы. Если великий четыредесятидневный пост Моисея был ему споспешником в принятии закона Божия для целаго народа Еврейскаго, и можно сказать, для всего последующаго рода человеческаго; то наш, хотя не по достоинству называемый великим, хотя малый пост, может нам быть споспешником в углубленном и живом познании закона Божия, по крайней мере каждому для себя; так как, напротив, насыщенное чрево, по признанию даже внешних учителей, не благоприятствует учению и мирскому, кольми паче духовному и божественному. Если соединенный с молитвою пост одного Моисея был успешным ходатаем для испрошения от Бога прощения целому народу в тягчайшем грехе: то не может ли твой благоговейный пост быть полезным ходатаем для испрошения прощения грехов, по крайней мере одному тебе? Если протяженный пост Моисея был путем к чудесному боговидению, какое только достижимо для живущаго в теле: то наш посильный пост, облегчая сердце от отягощения чувственнаго, утончая от одебеления плотскаго, не может ли приготовить нас хотя к начаткам благодатных ощущений? Для чего постился Илия сорок дней на пути к Хориву? – Сей пост мог бы показаться ненамеренным делом случайной необходимости: потому что Пророк путешествовал по местам пустынным. Но Ангел дает нам разуметь, что это было дело не случая, а распоряжения, и притом небеснаго распоряжения. Пророк, видно, и сам не много заботился о пище; и, после того, как «иде в пустыню дне путь» ( 3Цap. XIX. 4 и сл.), не ужинав, «ляже, и успе под садом. И се Ангел Господень коснеся ему, и рече ему: востани, яждь и пий». Пророк вкусил ячменнаго опреснока и воды, приготовленных ему Ангелом, так не много, как свойственно любителю поста; и почувствовал нужду дополнить прерванный сон: «Возвратився успе». И что же? «Обратися Ангел Господень вторицею, и коснеся ему, и рече ему: востани, яждь и пий, яко мног от Тебе путь». Что была за надобность будить Пророка, уснувшаго тотчас по принятии пищи, и вновь заставлять его принимать пищу? Если Ангел заботился о его пропитании; то мог бы после, благовременнее, на пути явиться ему с своим ячменным опресноком и корчагом воды, если нужно, и не однажды. Видите, что Ангел не пир дает Пророку, а распоряжает пост. Подкрепи, говорит, себя пищею сильнее, потому что тебе долго надлежит остаться без пищи, тебе предлежит четыредесятидневный путь, и с тем вместе четыредесятидневный пост. Куда же привел Илию четыредесятидневный путь и четыредесятидневный пост? – К чудесному боговидению, подобно как и Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Пс.129:3 . Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Пс.129:4 . яко у тебе очищение есть. Пророк предлагает здесь материю прошения своего, которая состоит в том, дабы Бог не по правосудию Своему поступил с ним, но по милосердию. Однако не просто прошение свое предлагает, но дабы не явиться чрез меру дерзким, присовокупляет причину, по которой мог бы Бог преклониться на прошение его. Сего ради глаголет: Господи, аще назриши беззаконие человеков, то всех осудиши, но безконечной благости Твоей не свойственно всех без изъятия погибели предавать: убо и я не должен пред Тобою чрез меру дерзок явиться, ежели прошу, чтоб Ты простил мне грехи мои, и из сея глубины, в которую грех погрузил меня, милосердо извлек. А дабы показать, что он знает великое милосердие Божие, и потому несмотря на великость и множество грехов своих, надеется получить прощение и спасение, сего ради глаголет: яко у тебе очищение есть. Аки бы сказал: Господи, хотя и никто не может постоять пред Тобою, ежели Ты будешь строго разсматривать беззакония наши, но я, ведая, что Ты по существу Твоему милосерд еси и у тебе точию обрести могу очищение, сего ради уповаю получить прощение грехам моим. Пс.129:5 . Имене ради твоего потерпех тя, Господи, потерпе душа моя в слово твое: упова душа моя на Господа. Сими словами Давид изображает, что он будучи во глубине зол, не отчаивался о милосердии Божием. Ибо душа его, уязвленная ранами грехов, терпела, то есть ожидала врачевства от слова Его, в котором часто обещал Он, то чрез Моисея, то чрез других Пророков, прощать грехи кающимся, по оному: аще взыщете Господа Бога вашего, обрящете Его, егда взыщете от всего сердца вашего. Почему и сам Давид во псалме 118 сказал: помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал ми еси ( Пс. 118:49 ). А что несколько темновато сказал, то повторяет яснейшими словами, глаголя: упова душа моя на Господа, аки бы сказал: надеюся на Бога, а притом от всего моего сердца, что получу прощение, котораго прошу. Сей пример Давидов должен служить для нас полезным наставлением: ибо был он в сугубой глубине зол, то есть, и во глубине грехов, и во глубине бедности. Ежели разсудим о грехе его, то он был самый тягчайший; ибо учинил прелюбодеяние, имея множество жен: убил Урию неповиннаго, и такого воина, который весьма верно служил ему; оскорбил Бога, от Котораго получил царство и дар пророчества, такоже силу, красоту, мудрость, богатство и другие многие дары. Потом ежели разсудим о бедности, то и оная была немалая, когда гнал его Саул, царь сильный и великомощный, от котораго часто находился он в опасности смерти. При всем том, понеже не отчаялся, но уповал на Господа, сего ради избавлен был.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.1:4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли. Да, нечестивые не так, как благочестивые, которые во всем, что ни предпринимают, что ни делают, имеют успех; потому что все делают с надеждой на помощь Божию. Как на корни дерева, посаженного при водных источниках, всегда изливается влага, и оно всегда зеленеет и приносит обильный плод, так и на труды и занятия благочестивого человека изливается благодать Божия, и труды эти всегда благоуспешны. Но дела нечестивых лишены благодатного Божия содействия и потому, как прах, возметаемый ветром от лица земли, дела эти уничтожаются и не приносят плода, не имеют никаких благотворных последствий. Потому что нечестивые не знают Бога и отказываются искать и познавать Его. Они, как фараон египетский, на представление Моисея и Аарона отпустить народ Божий в пустыню, отвечают: «Кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его и отпустил Израиля? «Я не знаю Господа» ( Исх. 5:2 ). Они, по долготерпению Божию, пользуются часто всеми благами мира сего; а между тем, как написано в книге Иова, они говорят Богу: «Отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?» ( Иов.21:14–15 ). Будучи безбожниками, они живут во грехе и предаются всем порокам, всем постыдным страстям ( Рим. 1:24–32 ). Будучи сами злы и безумны, они преследуют верующих ( Ин. 16:23 ). Пс.1:5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. В переводе с еврейского: Не устоят нечестивые на суде, не устоят потому, что подобны земному праху, не утверждены верою во Христа и уже осуждены, по слову Самого Спасителя: «Иже не имет веры, осужден будет» ( Мк. 16:16 ). А потому в словах псалма: Не воскреснут нечестивии на суд – нет противоречия со словами Св. Евангелия: «вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота: а сотворшии злая, в воскрешение суда» ( Ин. 5:28–29 ). Итак, все воскреснут, только нечестивые не будут стоять на суде вместе с праведными ( Мф. 25:32 ), а вместе с грешниками будут осуждены, праведные же и благочестивые по воскресении последуют в Царствие Божие, или – что то же – в жизнь вечную, как говорит и Сам Спаситель: «Аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй пославшему Мя, имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот» ( Ин. 5:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010