Давайте пока смирение и послушание оставим в стороне, а вот поговорим о словах этих молитв, которые кому-то, может, кажется, задевают их достоинство. Ведь все эти молитвы, о которых Вы сейчас сказали, они носят покаянный характер, а когда человек в чем то раскаивается, когда он сокрушается, то он не только в молитве, он в повседневной жизни может сам себя ругать. Более того, он может сам себя бить, вот этот жест – бить себя в грудь, что это значит, это значит – бить самого себя, то есть, наказывать самого себя за тот проступок, который ты сам совершил. Иногда эти действия сопровождаются сравнениями с животными, прямо скажем, не с самыми благородными. То, что касается 50-го псалма, то он так и называется – покаянный псалом и очень широко используется в молитвенном правиле. Давид написал этот псалом после того как пророк Нафан обличил его в двойном преступлении – в убийстве человека и в воровстве чужой жены. И вот, осознав то, что он совершил, придя в ужас от содеянного, Давид пишет этот 50й псалом и в частности эти слова, которые столь смутили графа Толстого: « В беззакониях я зачат и во грехе родила меня мать моя ». И вот это покаянное сокрушение конкретного человека в его конкретной жизненной ситуации ни в коем случае нельзя воспринимать как позицию христианской церкви на вопросы зачатия и рождения ребенка. Когда мы читаем « Псалтирь », то мы должны иметь в виду, что это определенный литературный жанр, это древняя еврейская поэзия. И в «Псалтири» содержится всё, что присуще этому жанру: и образность, и преувеличение, и эмоции. Псалмы люди писали по разным поводам – это и благодарение Богу, и хвала Богу, и просьба о помощи, и покаяние, и в минуты скорби люди писали псалмы. И, несмотря на то, что всё это Священное Писание, мы должны четко разделять: где там слово Божие, а где там человеческие эмоции. Духовно-просветительский телепроект «Слово» Раб Божий — сложности перевода проф. А. Десницкий Из книги “Современный библейский перевод Теория и практика” Верующий человек в Библии называет себя слугой/рабом Божьим.

http://azbyka.ru/rabstvo-bogu

Его предали, но Иосиф не проклинает в ответ, а беспокоится о своих родственниках. И когда братья приходят купить хлеба в Египте, Иосиф не открывается им, как будто желая испытать их: изменились ли они в лучшую сторону. Для этого Иосиф сурово обвиняет братьев в шпионаже, будто они пришли высмотреть «слабые места земли». И вот цель достигнута: братья говорят между собой на еврейском, и становится ясно, что они раскаиваются во грехе, который совершили много лет назад. Но покаяние - только часть дела, от совершенных требуется показать Испытующему плоды, достойные покаяния (Лк 3: 8). Чтобы удостовериться и в этой благой перемене своих братьев, Иосиф в следующий их приход подбрасывает чашу в мешок Вениамина, обвиняет его в краже и заявляет, что он останется рабом в Египте. И вот тут Иуда - тот самый, который когда-то предложил братьям не совершать тяжкий грех и не убивать Иосифа, а продать, - и сейчас предлагает нечто. Он предлагает себя в пожизненное рабство вместо Вениамина, потому что жалеет отца, старика Иакова, единственной отрадой которому является младший брат Вениамин. Иуда готов не видеть более ни своих детей, ни жены, лишь бы его отец был спокоен и не убит горем! Вот это - плод достойный покаяния, это настоящая жертвенная любовь, и Иосиф, измученный душевной болью, понимает это, и с радостью открывается своим братьям. Он и прощает их, и видит Промысл Божий в их действиях, и рад перемене, которая за эти годы превратила их из эгоистов в человеколюбивых «мужей». Может быть, эта жертвенность Иуды и стала причиной того, что Господь избрал из 12 колен Израилевых именно Иудино для воплощения Сына Божия. Вот некоторые уроки, которые Писание сегодня предложило нам. Потщимся же всегда внимательно и с молитвой читать Библию, и Господь обязательно будет открывать нам каждый раз все новые оттенки прочитанного. Ну и, конечно же, по силе подражать, хоть в чем-нибудь малом душеполезном, святым нашим отцам и Ветхого, и Нового Заветов. Священник Сергий Бегиян http://www.pravoslavie.ru/put/76106.htm

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/23/...

Иер. 6:23 . Мучителен есть и не умилосердится. Смотри, как изображает вооруженными, немилосердыми. Иер. 6:24 . Слышахом слух его, ослабеша. Это – как от лица пророка, (так) и от тех самих: пророчески изображает и разносящиеся голоса. Иер. 6:25 . Не исходите на нивы. Здесь говорит об осаде. Смотри, как спустя недолго и незаметно наводит бедствия. Иер. 6:26 . Дщи людей моих, препояшися вретищем. Почему? По причине наступающих бедствий. Потом опять указывает и причины несчастий. Это и всегда делает, одновременно защищаясь и вместе с тем удостоверяя сказанное. Иер. 6:27 . Искусителя дах тя в людех искусных. Говорит о необычайности развращения, потому что даже осада не сделала их лучшими. Вот, говорит, предоставляю тебе испытать их в то время, когда и бывшие совершенно бесчувственными могут сделаться много лучшими. Нет ни одного, который, как бы ни был тверд, не смягчался бы вследствие страха. Пророку говорит Бог, обличая их злобу, чтобы не казался несправедливо осуждающим их. Иер. 6:28 . Вси непослушни ходящии строптиво: медь и железо. Уподобил их меди и железу, показывая их твердость и постоянство в грехе. Строптивы их пути, следующие не по прямому направлению. Прав Господь ( Пс. 91:16 ) и правы пути Его. Что значит: как медь и железо? Постоянство, неизменность злобы. И в другом месте говорит: чело твое медяно ( Ис. 48:4 ). Как тот не смягчает, подобно расплавленной меди, злобы, потому что имеет извращенные пути, и в огне и в плавильной печи ходит строптиво, так они во время наказания не забывают своего злонравия. Иер. 6:28 . Яко медь и железо вси растлены суть. Как те (металлы) истребляются временем вследствие ржавчины, так и эти совершенно утратили в продолжение времени дух благочестия. Иер. 6:29 . Оскуде мех от огня, истле олово, всуе ковач сребро кует. Вместо: кует в еврейском (тексте): очищает. Развращение их обозначил посредством примера. Говорит, что олово служит для серебра очистительным средством, и будучи прибавляемо, делает его твердым, (причем) всякое примешанное чуждое вещество удаляется. (Итак, говорит), что всякая мысль у них уничтожилась: ни пророков не слушали, ни наказаниями не вразумились, ни от прочего не сделались лучшими. Лукавства их не истаяша. Продолжает сравнение. Как серебро, говорит, содержащее много меди, хотя бы прибавлено было к нему много олова, остается нечистым, смешанным с медью, так и эти не освободились от развращения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Вы наверно помните рассказ Ветхого Завета о том, как Моисей поднимался на Синайскую гору. Она вся была покрыта темной тучей, раздавался гром, сияли молнии, и еврейский народ, находившийся у подножия Синая, стоял в ужасе. Моисей по приказанию Божию, по призыву Божию поднялся на гору и вошел в эту устрашающую всех и его в том числе тьму, и в тот момент, когда он в эту тьму вошел, она стала сиянием Божией славы (Исх 20:21, 34:29). Это мы можем применить по отношению к нашему постепенному познанию другого человека, но больше всего, в высшей степени мы должны это применить к познанию себя самого. Когда мы видим перед собой только тьму, только потемки, когда мы знаем, что никакого пути нет дальше, мы должны идти дальше. В начале Второй мировой войны король Георг VI обратился к английскому народу со словом и в этом слове процитировал одну американскую писательницу, которая пишет приблизительно так: я спросил у стража, который стоял у двери будущего: что я могу сделать для того, чтобы с уверенностью войти в неизвестность? И тот ответил: вложи руку твою в руку Божию и вступай во тьму, и это будет для тебя уверенностью большей, чем любой свет и любая гарантия… И вот мы так должны уходить в себя, при всем страхе, который это может вызывать, потому что, когда мы погружаемся в себя, мы видим очень многое, чего обычно не хотим видеть. Мы видим, во-первых, свой страх, мы видим свои недостатки или грехи, то, что стоит между мной и глубиной и говорит мне: туда ты не пройдешь, я  – тебе преграда. Это может относиться к любому греху, который нам так дорог, что мы от него отказаться не можем. Есть рассказ в житии святого Макария Великого о том, как его ученик видел после его смерти, как душа Макария возносилась на небо и бесы по дороге к небу расставили как бы таможенные столы, и у каждого стола его испытывали о каком-нибудь его грехе, и каждый раз он был оправдан и проходил мимо. И когда он прошел последний искус и стоял уже в дверях рая, бесы решили его уловить на последнем, на чем можно уловить человека. Они захлопали в ладоши и закричали: «Макарий, ты нас победил!». И Макарий повернулся к ним и сказал: «Еще нет». Они его и на тщеславии или гордыне не словили, и он вошел в рай.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-sur...

Ноеминь привела Руфь в народ Божий, и Руфь должна ассимилироваться с этим новым для нее обществом верующих людей. Это сейчас существует много народов, которые исповедуют веру в Единого Бога. Но тогда на всей планете только один маленький народ – потомки Авраама, Исаака и Иакова, еврейский народ – исповедовал веру в одного Бога. Все остальные народы поклонялись многим богам. И среди тьмы многобожия Господь избрал один народ. Как я вам объяснял, богословы по-разному толкуют, почему был избран именно еврейский народ. Одни говорят, что он был избран ради Авраама, Исаака и Иакова; другие говорят – потому что он был худшим народом. И на примере худших Господь хотел показать, что из этого народа могут выйти достойные. Это двенадцать апостолов Иисуса Христа, Пресвятая Дева Мария, пророки, прародители Иисуса Христа по плоти, праматери, среди которых Руфь-моавитянка, прабабка царя Давида. Конечно, мы с вами можем представить, что когда Руфь шла за Ноеминью, она представляла себе, что весь верующий народ похож на Ноеминь. Такое часто бывает. Когда один человек производит приятное впечатление как христианин и приводит другого человека в Церковь , в храм, вновь пришедшему кажется, что все такие же хорошие, как вот этот, который для него является образцом. Но это не так, и мы с вами об этом тоже говорили. И Руфь столкнулась с проблемой: ее надо было защищать от мужчин, которые посматривали в ее сторону. Вооз, ее сродник, выступает в роли ее защитника, потому что даже среди верующих людей есть склонные воспользоваться беззащитностью вдовы. Собственно говоря, весь мир лежит во грехе. Не надо удивляться, что люди грешат. Грех – это заболевание, которое передается половым путем. Как говорил Давид: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ). То есть, в самом процессе зачатия уже присутствует грех , поэтому удивляться, что люди грешат, не надо. Надо удивляться, что иногда люди не грешат. И жизнь таких людей надо изучать. Поэтому апостол Павел однажды сказал: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). Почему апостол Павел не сказал: «Вспоминайте наставников», имея в виду живых? Он добавил: «И, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Мы видим, как человек хорошо идет, но мы не всегда видим, как оканчивается его путь. Иногда человек хорошо начинает, но плохо кончает. Лучше, когда наоборот – плохо начинает, но кончает хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Павел, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:3–5 ). Далее возрождение и обращение два совершенно различных понятие: одно – рождение при начале жизни, другое – поворот среди пути. Они никогда не употребляются одно вместо другого в Св. Писании. Это обстоятельство снова заставляет нас признать, что под возрождением Церковь всегда разумела привитие ко Христу в таинстве Крещения. Другое основание, почему Спаситель не мог подразумевать под переменой, происходящей в рождении от воды и Духа, перемену в настроении христианина, называемую обращением, явствует из того, что Он говорит Никодиму о «новом рождении», как о тайне, новом даре, вступлении в новое состояние, Царство Божие, – понятие совершенно неприменимые к обращению. Если бы Спаситель подразумевал под новым рождением искреннее раскаяние, или душевную перемену, которую испытывает каждый человек, когда становится истинным христианином, Он мог бы, конечно, сразу же объяснить это такому искреннему совопроснику, как Никодим. Некоторые псалмы, как напр. 29-й, 50-й, 85-й изобилуют выражениями сокрушения о грехе и стремлением к Богу и благочестию, которые могли бы уяснить Никодиму природу возрождение, если бы оно было тоже самое, что обращение, или сознание нашей греховности. Обращение – просто «поворот», отвращение от греха и обращение к Богу. Еврейское слово, соответствующее этому понятию, одно из самых употребительных в Ветхом Завете. Оно встречается в 50-м псалме: «нечестивые к Тебе обратятся», и на протяжении этого псалма, а равно как и во многих других, мы имеем все значение понятие обращение: «Тебе, Тебе Единому согрешил я» – здесь пред нами исповедание во грехе, как оскорблении Бога; «Отврати лице Твое от грехов моих» – тут скорбь и сокрушение за грехи; «Сердце чистое созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» – тут стремление души очиститься и освободиться от греховных страстей и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

«Кости сухия, – взывает он, – слышите слово Господне!» ( Иез. 33:4 ) – и повелевает им ожить и стать на ноги; и, повинуясь гласу Господа своего, ожили эти сухие кости. А сколько трудился тот же пророк Иезекииль и другие пророки Божии, чтобы обратить живых иудеев на путь добродетели, но все напрасно! Господи, – жалуется пророк Исаия за себя и за всех других пророков, – кто верова слуху нашему; «и мышца Господня кому открыся» ( Ис. 53:1 ). Непрестанно повторял Предтеча Господень царю Ироду: «не достоит тебе имети жену (Филиппа) брата твоего» ( Мк. 6:18 ), – но не мог восставить умершей во грехе том души его. Мало того, сам от него за это обличение смерть восприял. Но зачем много приводить примеров? Всем известно, сколько Сам Христос заботился о спасении неблагодарного народа еврейского, сколько увещевал их, молил, говорил: «Покайтеся, покайтеся», – наконец, и Ему пришлось сказать: «Иерусалиме, Иерусалиме, ...колькраты восхотех собрата чада твоя, якоже кокош гнездо свое под крыле, и не восхотесте» ( Лк. 13:34 ). Вот как мало действуют увещания на ожесточенное во грехе сердце человеческое! Но одни ли увещания тут бывают бессильны? Грозил Бог чрез пророка Илию нечестивой Иезавели: «пси снедят ю в предградии Иезраеля» ( 3Цар. 21:23 ), но покаялась ли она после такой угрозы? Нет, осталась так же крепка в злобе своей, пока самым делом не сбылось на ней слово пророческое. Грозил Бог чрез Пророка Иеровоаму, когда этот нечестивый царь приносил жертву идолам, а Пророк воззвал к его жертвеннику: «олтарю, олтарю, еще глаголет Господь: се сын рождается дому Давидову, Иосия имя ему, и пожрет на тебе жерцы:... и кости человеческия сожжет на тебе» ( 3Цар. 13:2 ). Но послушал ли Иеровоам? Каменный жертвенник от слова пророческого развалился, а Иеровоам простер руку, приказывая взять Пророка. И конечно, он жестоко поступил бы с Пророком, если бы рука его тотчас же не засохла. Впрочем, и это явное наказание Божие не вразумило его: «по глаголе сем не обратися Иеровоам от злобы своея», – говорит Священное Писание ( 3Цар. 13:33 ). Так трудно бывает увещать или устрашить нечувственного, ожесточенного грешника. Лучший пример такого ожесточения представляет нам фараон. Бог не только грозил ему словами, но и делом насылал на него разные казни: и всю воду в реках прелагал в кровь, и насылал мух песиих, жаб бесчисленных, бурю и град великий, и тьмой непроглядной помрачал весь Египет, наконец, истребил всех первенцев египетских, от человека до скота, но ничто не склонило гордого фараона добровольно исполнить волю Божию, пока Бог не потопил его самого в водах морских. Не видно ли из сего, что правду сказал Блаженный Августин : «Удобнее Богу было целый мир создать, нежели одного грешника ожесточенного обратить»? Бог творил мир одним словом Своим, а для обращения грешника нужно произволение самого грешника, его желание покаяться, а этого-то и не было у фараона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Прп. Симеон выносит ему суровый приговор: если он формально даже и числится христианином, на самом деле таковым не является. Как христианин, он мертв, потому что замечать свои болезни и чувствовать их - «естественное свойство живых» ( Sym. N. Theol. Or. 6. 1-3). Следуя общехрист. традиции, свт. Игнатий (Брянчанинов) выделяет 2 категории Г.: смертные и несмертные. Смертных Г. необходимо избегать во что бы то ни стало, ибо они «убивают душу». «Если кто умрет в смертном грехе, не успев покаяться в нем, его душа идет во ад. Ей нет никакой надежды на спасение» (Соч. СПб., 1905. Т. 4. С. 374). Свт. Игнатий при этом отмечает, что часто человека настигает смерть как раз при совершении смертного Г.: «Иной упился вином, и в этом состоянии душа его разлучилась от тела; иной пошел на воровство и грабеж, и гнев Божий поразил его на самом злодеянии» (Там же). Свт. Игнатий указывает, что св. отцы «уподобляют смертный грех тяжелому камню», а несмертный - песчинке. Если человек с камнем на шее окажется в воде, то неминуемо утонет. Точно так же «в пропастях ада» топит человека смертный Г. Что же касается Г. несмертных, то они «не убивают души, но только более или менее уязвляют ее. Этих грехов не чужды и святые». Однако «святые бодрствуют над собою и, заметив согрешение, в которое увлекла их общая человекам немощь, тотчас врачуют ее покаянием». Если же, совершая мелкие Г., человек не обращает на это никакого внимания, он может оказаться в плачевном состоянии. И не только потому, что оставляемые в забвении незначительные погрешности часто приводят к серьезным Г., но и потому, что песчинки мелких Г. могут скопиться в количестве, к-рое по весу не будет уступать тяжелому камню смертного Г. (Там же. С. 374-375). Лит.: Велтистов В. Грех, его происхождение, сущность и следствия. М., 1885; Введенский Д. Учение Ветхого Завета о грехе. Серг. П., 1900; Rimselis V. Natura et peccatum: De oppositionem inter naturam et peccatum ad mentem S. Thomae: Diss. [R.], 1952; Smith C. R. The Bible Doctrine of Sin and the Ways of God with Sinners. L., 1953; Еремин В. , диак. Анализ постепенного развития греха и его виды: [Курс. соч.]/МДА. Загорск, 1956. Ркп.; Regnier J. Der moderne Mensch und die Sünde. Würzburg, 1959; Rondet H. The Theology of Sin: Transl. from French. Notre Dame (Ind.), 1960; Ненартович Ф. , прот. Грехопадение человека и его следствия: [Курс. соч.]/МДА. Загорск, 1971. Ркп.; Малевич Б. Происхождение, сущность и следствия греха: [Курс. соч.]/МДА. Загорск, 1975. Ркп.; Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996; Концепт греха в славянской и еврейской культурной традиции: Сб. ст. М., 2000.

http://pravenc.ru/text/Грех.html

Второй же ответ, поскольку он указывает сущностную причину болезни, даёт возможность правильно поставить диагноз и начать лечение не внешних симптомов, но самой болезни, то есть поражать вирусы. С понятием «первородный грех» происходит нечто подобное. Одни авторы описывают внешние проявления греховности человека (поврежден ум, воля удобопреклонна ко злу, тело подвержено болезням, тлению, смерти и т. д.). Другие же, подобно прп. Макарию Великому , указывают духовную суть первородного греха – умная и мысленная сила сатаны (Духовные беседы. Беседа 24, 3), которая действует в естестве невозрождённого человека и вызывает указанные проявления. Оба эти рассуждения о первородном грехе правильны и не противоречат друг другу, но второе является более полным, ибо указана сущностная причина греховных проявлений в человеческой жизни, что позволяет полноценно осмысливать и совершать борьбу с грехом. 464  Ветхозаветный взгляд на брак как на благословленный Богом союз (см.: Быт. 1:28 ) сочетался с учением о передаче через зачатие и рождение первоначальной греховности, что нашло своё выражение в особой жертве за грех, которую должна была принести каждая родившая женщина: По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех ( Лев. 12:6 ; Лев. 12:8 ). Проф. А.П. Лопухин комментирует это постановление так: «В жертве для богатых и бедных, состоявшей из птицы – молодого голубя или голубицы: этим равенством показывалась безусловно равная ответственность или повинность всех за грех первородный, а назначением самой малоценной жертвы указывалось отсутствие активного или сознательного элемента в очищаемом грехе» (Толковая Библия //Ред. А.П. Лопухин . Репринт, т. 1. СПб., Стокгольм, 1987, стр. 444). 465  Если в еврейском (и соответствующем ему русском) варианте этого места из Книги Иова говорится о преемственности нечистоты через акт рождения, что и определяет всеобщую греховность, то в переводе семидесяти (и славянском) смысловой акцент смещён в сторону всеобщности скверны : (слав.) Кто чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день житие его на земли .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Если же кто из всего народа мог убежать, то куда бы он ни приходил, он смерть предпочитал жизни и в погибели видел врачевство для души окаянной. Ст. 4. И ты скажешь им: так говорит Господь: неужели тот, кто упадет, не встанет, и кто совратился, не возвратится? После столь великих зол призывает к покаянию тех, кои могли остаться, увещевает к обращению и дает место покаянию, пока не пришло то, чем угрожал. А написанное в еврейском: и кто совратился не обратится, означает то, что отвратившийся от Бога, если захочет обратиться к лучшему, может и гнев Божий изменить на лучшее, может противостоять наступающему бедствию и молитвами избежать наказаний. Ст. 5. Почему же отступил народ этот в Иерусалиме отступничеством упорным? Ухватились за ложь, и не захотели обратиться. Чем больше, говорит, Я призывал их к покаянию, тем больше они отступали от Меня, – не столько по склонности ко греху, сколько по желанию преодолеть Меня. Ибо крепко ухватились они за ложь – за идолов и за все нечестивое, противное истине и правде, и не захотели обратиться. Не сказал: не могли, а сказал: не захотели, – со всею ревностью последовали беззакониям. От. 6. Я наблюдал и слушал: никто не говорит доброго, никто не раскаивается во грехе своем, говоря: «что я сделал»? Все обратились на путь свой, как конь, стремительно идущий в сражение. Призываемые к покаянию, они не хотят слушать, и мало того, что они согрешили и богохульствовали, но все они подобно коням, стремительно бросающимся в сражение, не раздумывают о грехе своем и не говорят: что я сделал? Из этого видим, что это говорится или о всем роде человеческом, так как он склонен к порокам, или о времени Спасителя, когда вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единого ( Пс. 13 ). Почему, и Сам Он таинственно восклицает: спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный ( Пс. 11, 1 ). Если же так, то где утверждающие, что в нашей власти не иметь никакого греха? Никто, говорит, не говорит доброго; ибо и за всякое слово праздное мы отдадим отчет в день суда. Ст. 7. Коршун под небом познал время свое; горлица и ласточка и аист соблюли время прихода своего, а народ Мой не познал суда Господня. Вместо коршуна, как перевел Симмах, LXX и Феодотион поставили самое слово еврейское asida, а Акила поставил: цапля. Далее: вместо ласточка, Симмах перевел кузнечик, что по-еврейски называется sis, а вместо аист, как поставили мы, и Акила и Симмах перевели agur, вместо чего LXX перевели полевые воробьи. Мысль та же, что и высказанная в начале книги пророка Исаии: позна вол стяжавшего и, и осел ясли господина своего: Израиль же Мене не позна, и людие мои не разумеша (Исаии 1, 3); – что и малые птицы знают свои времена, знают, когда они должны бежать от зимнего холода и улетать в теплые места, и в начале весны, опять возвращаться в обычные страны. Небо же здесь мы должны принимать в значении находящегося над землей воздуха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010