Единственный из перечисленных выше предметов, не возбуждающий сомнений относительно его спорной природы – это тяжбы наследников о наследстве. Насколько невероятно, что Владимир включил дела о наследстве в круг ведомства церковного суда («Русская правда» прямо относит эти дела к ведомству княжеского суда), настолько же несомненно, что в более позднее время дела по завещаниям и наследству вообще действительно вошли в церковно-судебную компетенцию, и даже все меры, которые мы теперь называем мерами охранительного судопроизводства по отношению к имуществу, оставшемуся после умерших, исходили от духовных властей, особенно во второй половине XVII в. К этому же времени наблюдается распространение церковной подсудности на разные другие дела, как то; по сговорным записям и рядным грамотам (о приданых животах), дела о незаконных детях, родителями не признаваемых, дела по усыновлению и братотворению, челобитные господ на беглых холопов, духовному суду существовала до Петра Великого. Духовному суду должны были подлежать, по всем спорным делам, духовные лица и многие другие, соответствовавшие западноевропейским personae miserabiles. В древнейшем списке устава Владимира (по синодальн. кормч. N 132) упоминаются: игумен, поп, дьякон, дети их, попадья и кто в клиросе, игуменья, чернец, черница, проскурница, паломник, лечец, прощеник, задушный человек, сторонник, слепец, хромец, монастыри, больницы, гостиницы и странноприимцы. Некоторые из перечисленных классов лиц требуют особого объяснения. Паломник означал лицо, предпринимавшее путешествие по св. местам. Лечец означал лекаря, который причислен был к «церковным людям» потому, что самые больницы отнесены были к ведомству церковного суда. Прощеник означал не человека, получившего чудесное исцеление, как объясняют до сих пор ошибочно этот термин, а холопа, отпущенного господином на волю. Задушный человек означал такого же холопа, отпущенного господином на волю, но не inter vivis, a mortis causa, т. е. по завещанию, на помин души господина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

в синодальн. вотчинах); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 1708 (писцов. книга 1624 г. м-ря и его вотчинн. дерев. Зверковой и Сухоносицы); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библиот.», I, II, 22 (архим. м-ря Евфимий в 1597 г. свидетельствовал мощи схимонаха Иоасафа после разрушения Печер. м-ря в Нижнем); “Русск. истор. Библиот.», II, 84, 51 (расходн. книга 1603–1604 г. Благовещ. Нижегор. м-ря; 21 янв. отдано заемных денег 10 руб. в Дудин м-рь игум. Евфимию). 991, 224 (повинная челобитн. 1632 г. неводчика Дудина м-ря о ложном его показании границ рыбн. ловель на р. Оке; игум. Евфимий). 613. Анастасиевский, женский, ныне приходская церковь , в слободе Васильевой, Нижегородской губ., Балахнинского у., в 43 вер. к сев.-зап. от Балахны, на правом берегу Волги. Упразднен в 1764 г.; здесь погребена инокиня Анастасия. “Волга от Твери до Астрах.», 145. 614. Анастасов или Настасов – Лихвинский – Рождество – Богородицкий, мужской, ныне село Анастасово-Монастырь, Тульской губ., Одоевского у., в 2 вер. от Одоева, при р. Упе. В сохранившемся синоднике о нем говорится: «Лета 7066 (1558) ноября в 1 день приказали князь Михаило да князь Александр Иоаннович в своей вотчине в Одоеве у Рожд. Преч. Богородицы в Анастасове монастыре игумну Герману по родителях своих кормити кормы, потому что те монастыри в своей вотчине ставили и строили их всяким старанием, и земли к тому монастырю подавали, доколе и монастырь стоит». В 1665 г. приписан к дому митроп. Сарского; в 1724 г. к м-рю приписан Николаевский-Резванский м-рь Перемышльский; в 1764 г. упразднен и обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.», V, 136; Ратшин, 114; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 178; “Топогр. опис. Калуж. наместн.», 40; “Ист. опис. Малояросл. Черноостр. мон.», 34; Попроцкий, “Калуж. губ.», II, 17; “Памят. кн. Калуж. губ. на 1861 г.», 273; Афремов, “Ист. обозр. Туль. губ.», 54, 69; “Калуж. губ. в.», 1848 г., 31 (Синодник); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 580, 8; “Чтения в И. Общ. ист.», 1846 г., II, смесь, 27 (заглавный лист в синоднике Дубенского); 1863 г., I, Отд. 1, 164 (Церк. ист. опис. упраздн. м-рей); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», IV, 1724 г., 499 (доношение архиеп. Сарского Леонида о приписке Перемышль. Никол. м-ря к Анастасьеву м-рю Крутиц. епархии). 615. Андроницкий – Троицкий или Андрониковский – Брецкий, мужской, ныне село Андроницкий Монастырь или село Андроники, Черниговской губ., Сосницкого у., в 40 вер. к сев.-зап. от Сосниц, при рч. Бречице. Основан около 1660 г. при архиеп. Лазаре Барановиче попечением игумена Андроника и иждивением жительницы Березинской Агафьи Зеленской. Обращен в приход в 1786 г. “Истор. Росс. Иер.», III, 93; Ратшин, 543; “Ист. стат. опис. Чернигов. епар.», Общий обзор, 40; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 534, 21; “Чтения в И. Общ. ист.», 1871 г., II, Отд. 2, 23 (иеромон. Герман Загородский, с 1739 г. игум. Антониева Любеч. м-ря); 1884 г., II, Отд. 1, 30 (акты южно-русск. м-рей; игум. Пахомий 1709 г., Иоанн Дубенский 1732 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

данному Св. Синоду в 23 день сего месяца за собственноручным Его Величества подписанием, в котором изображено: «На основании мнения Митрополита Новгородского и С.-Петербургского, повелеваю: Московского первоклассного, Новоспасского монастыря архимандрита Филарета посвятить в сан епископа, викария С.-Петербургской епархии, с наименованием епископа Ревельского, оставляя его, впрочем, при С.-Петербургской духовной Академии ректором по-прежнему, и под его управлением Новоспасский монастырь. Должность викария исполнять ему по тем правилам, какие существуют для викарных архиереев; следующее по сему званию жалованье производить из сумм вообще на духовный департамент именуемых; вместо же 60-ти десятин земли, рыбных ловель, мельницы и 12 человек служителей, викариям положенных, выдавать из тех же сумм по две тысячи рублей в год. Услугой духовных во время священнослужения, также ризницей, довольствоваться ему из Александро-Невской Лавры. Святейший Синод не оставит учинить по сему надлежащего распоряжения». – Св. Правит. Синод Приказали: 1) О сем Высочайшем Его Императорского Величества повелению означенному архимандриту Филарету объявить указом, с тем, что распоряжение о наречении и посвящении его во епископа будет сделано впредь; 2) Г. Тайному Советн. Синода Обер-Прокурору кн. А.Н. Голицыну предоставить: а) доложить Государю Императору и испросить Высоч. соизволение касательно назначения времени и места наречения и посвящения архимандрита Филарета во епископа и б) о производстве по силе помянутого Высочайшего указа викарному С.-Петербургской Епархии епископу следующего по сему званию жалованья и еще 2000 руб. в год, из сумм на духовный департамент ассигнуемых, снестись с Г. Министров Финансов, чего ради с определения сего дать копию к обер-прокурорским делам. – 3) Синодальному Члену преосвященному Амвросию, Митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому для должного исполнения в свое время по означенному Высоч. повелению, а для сведения об оном в Московскую и Грузино-Имеритинскую Св. Синода конторы и к прочим синодальн. членам и епархиальным архиереям, также в ставропигиальные лавры

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Orationes adversus Arianos», Or. IV n. 35; S. Hilarius Pictaviensis «De Trinitate». lib. VI; Isidore of Pelusium. epistola. 238. 225 «Враги Церкви будут восставать на нее; ... но решительно не одолеют ей. Долго ли? – Без сомнения, до скончания века. Ибо если бы могли одолеть когда нибудь то Провидящий времена до вечности, не мог бы сказать решительно, что не одолеют» («Слова синодальн. члена Филарета, митроп. московск.» Изд. второе 1848 г. Част. II, стр. 35). 235 Свидетельства, из св. Писания, на коих безпоповцы стараются утвердить свое лживое учение о прекращении св. Церкви, св. таинств и священноначалия во времена антихриста, собраны и рассмотрены в книге митрополита Григория (Постникова) : «Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь ». (Часть I., стр. 41–46: 51–56; 230–236. изд. 1856 г.). 237 S. Ambrosius Mediolanensis. Opp. T. I. «In Expositionem evangelii secundum Lucam». lib. VII. pag. 1431. 239 Hom. de captive Eutropius n. 6. Conf. in Ephesios. hom. VII, n. 2, in Hebræos. hom. XXI n 3. Тоже учение о непреодолимости Церкви и с такою же силою излагает св. Златоуст и в других местах («Христианское чтение» на 1832 г. 47. стр. 79). 255 «Связаннии вещьми житейскии... удобь приступять к диаволу и знаменуются» но «слышащии божественная Писания и в руках тая имушии... мнози прелести его убегнут» (Больш. Соборн. лист. 133 и на оборот). 256 Это слово в первый раз было издано Иоанном Пиком, каноником Парижским в 1537 году (смотр. Фабрициево изд. Творений св. Ипполита 1716 г). Слово сие было признано за подлинное Ипполитово некоторыми учеными, каковы: Бароний (Arinal. ad апп. 229. § 10), Ляббей (Script. eccl. pag. 471 ), Беллярмин (Lib. 3. cap. 8. Vid Histoire générale des Auteurs Sacrés et Eccles, par Remy Ceillier, 1730. T. 2. pag. 360). Но решительно все другие ученые, нарочито занимавшиеся разбором сего слова, единогласно отвергают его подлинность. Назовем здесь – Гуго Гроция, Роберта Кока, Франциска Комбефизия, Тильмона (мнения коих приведены в предисловии к «слову о антихристе» в Фабрициевом издании 1716 г), Фабриция, Сейлье (Tom.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-anti...

Раскольники же, не зная истинного значения слова «Аллилуиа», осуждают Православную Церковь за то, что она, как говорят они, не славит Троицу, но четверит...; «не подобает, – говорят они, – святая аллилуиа трегубити, но дважды глаголати аллилуиа, а в третье: Слава Тебе, Боже; понеже по-еврейски аллилуиа, а по нашему Слава Тебе, Боже». Но в древних рукописных богослужебных книгах, например, в Цветной Триоди, писанной в 1344 году и хранящейся в Московской Патриаршей библиотеке, и в других (См. выписки из них: в Беседе к глаголемому старообрядцу об аллилуиа; в книге: Истинно древняя и истинно Православная Христова Церковь , Григория, Митр. Новг. и Спб., 1859 г., ч 2, стр. 145; в книге: Выписки из старописьменных и старопечатных книг купца Озерскаго. Москва. 1862 г., ч. 2, стр. 166 и далее), и в печатных книгах до 1460 года [См. выписки из них в Описании находящихся в Импер. Публичн. библиотеке старопечатных богослужебных книг (1564–1640); Христ. Чт. 1854 года, август-ноябрь], аллилуиа указывается петь по трижды. Митрополит Макарий, почитаемый начальником Стоглавого Собора, так говорит в Макарьевской Минее об аллилуиа: «Иже поют миози по-дважды аллилуиа, а не трегубно, на грех себе и на осуждение поют. Так подобает пети: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, Слава Тебе, Боже. Аллилуиа же речется: пойте Богу. То ти перьвое речется: «пойте Богу», то Отцу. А се второе «пойте Богу», то Сыну. А се третие «пойте Богу», то Святому Духу. Таже – Слава Тебе, Боже. Первое пойте пресвятой Троице, Отцу и Сыну, и Святому Духу. А се единому Богу в Троице сущу: Слава Тебе, Боже. Пой же всякий христианин по трижды, а не дважды. Аще ли дважды, то разлучаете Святого Духа от Отца и от Сына» (Макарьевская Четь-Минея, хранящаяся вь Московск. Синодальн. библиотеке, август, л. 816). Должно заметить и то, что предписывать читать или петь, произнося «аллилуиа» по дважды, начали, говорит Высокопреосв. митрополит Григорий, гораздо после Стоглавого Собора, а особливо в последние годы Патриарха Иосифа, когда сей Патриарх, будучи уже очень стар, не мог с надлежащим вниманием наблюдать за печатавшимися церковными книгами и обуздывать своеволие печатавших.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

750 Симон (епископ Владимирский). Повесть об основании Печерской обители. Он говорит при том: «В житии св. Антония пространнее обрящеши». 751 Собр. л. 3, 2. «В л. 6581 (1073) заложена бысть церковь Печерская Феодосием игуменом». Краткая Киев. л.: «преставися Антоний, игумен Печерский, благословив и знаменовав место церкви Св. Богородицы» (Супрасл. л. 139). Но здесь ошибоч но относится к 1074 г. кончина Антония и Феодосия. В Густин. л. и в 3-ей Новгор. (Собр. л. 2, 274. 3, 208) год кончины Антониевой отнесен к году основания храма, но ошибочно выставлен 1071 г. Днем кончины прп. Антония по древним святцам по­ставлено 7 мая ( Макарий (Булгаков) , митр. История Русской церкви. Т. 1). В минее Макария под 7 число мая «слово о св. Антонии Печерстем». Служба ему на 7 мая (у Царского 563). В святцах старинных (Синодальн. Апостола XVI в. по опис. Синод. р. 1, 339 и устава XII в. у Толстого, I, 100) память о прп. Антонии также под 7 мая; а под 10 июля в уставе замечено: «соборная церкви св. Антонию не празднуют». Последняя заметка дает видеть, что в то время лавра уже праздновала прп. Антонию 7 мая. О древнем праздновании св. Антонию, кроме Симона и Поликарпа, неизвестный в сборнике XV в. (Востоков А. Описание рукописей Румянцевского музеума. 406). 754 Никодим (Святогорец). Новый Мартиролог; Сергий (Веснин), иеросхимонах. Путеводитель по святой горе Афонской и указатель ее святынь и прочих достопамят­ностей. СПб., 1854. Память прп. Пахомия празднуется мая 20-го; но день Вознесения Господня в 1730 г. был мая 7-го дня. 755 Димитрий, архимандрит. Месяцеслов святых, всею русскою церковию или местно чтимых: В 4 вып. 1878–1883. Под 7 мая. 757 St. Basile. Epistolae 204 ad Neocaesar/ed. Migne. V. 4, 751 (рус. пер.: Творения святителя Василия: В 7 ч. М., 1845–1848. Т. 7). В другом письме, против евстафиан, говорит он: «То понятие о Боге, которое приобрел я с детства от блаженной матери моей и бабки Макрины, и возрастало во мне» (там же). Римская Церковь славит память старшей Макрины января 14. В месяцесловах Греческой Церкви по какой-то стран­ности не видно имени ее в числе святых, тогда как и Григорий Нисский в описании жизни младшей Макрины говорит о ее исповеднических подвигах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

собр. русск. лет., т. VI, с. 121). Но такая большая продолжительность времени представляется весьма маловероятною: мог преподобный Сергий долго не решаться на то, чтобы обратиться к чудодейственной помощи Божией, но в таком случае было простое естественное средство помочь беде– это выкопать колодезь (как после и выкопаны были в монастыре два колодезя). Что касается до другого источника, или ключа, находившегося в бо(льшем или меньшем отдалении от монастыря, из которого монахи должны были некоторое время брать воду, то со всею вероятностию нужно полагать его в северном овраге монастыря, в котором были источники в XVII веке (Симон Азарьин в «Книге о новых чудесах...», печатн., с. 10) и в котором найден весьма обильный источник в недавнее время. В древнее и старое время у архиереев наших, кроме параманда монашеского, который носится по рубашке, был еще параманд служебный, который при богослужении надевался ими на стихарь или подризник. Этот последний параманд и разумеется в нашем случае (см. о нем: Проскинитарий Суханова, Синодальн. ркп. 574, л. 313 об., Казанск. изд., с. 230, прим.; архим. Леонида Описание рукописей Московск. дух. академии, вып. I, с. 166 fin.; преосв. Саввы «Пояснительный словарь к Указателю патриаршей ризницы», под словом «параманд»). Существующие в нашей церковной истории обыкновенные представления о Михаиле как о весьма недоброкачественном выскочке совершенно неосновательны. Напротив, это был человек замечательнейший, помышлявший было о коренном исправлении нашего духовенства, о чем, сколько знаем, помышляли из митрополитов только двое– Феодосий и Макарий. Михаила очернил перед потомством митрополит Киприан, у которого он восхитил было кафедру митрополии (и которому должно быть усвояемо хулительное сказание о нем, читаемое в Никоновской летописи). После отказа преподобного Сергия святой Алексий дал Михаилу свое благословение, как это известно документальным образом. Входить здесь в пространные речи о Михаиле считаем неуместным и неудобным. Сам митрополит Киприан после смерти святого Алексия (12 февраля 1378г.) искал было содействия преподобного Сергия и его племянника Феодора в занятии в Москве кафедры митрополичьей.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

Гавриил – природою Слободских полков, слободы Грайвороны, из духовного чина. В 1726 г. определен в Харьковскую училищную коллегию для надсмотра над новыми постройками и выдачи учителям столовой и питейной порции. В 1733 г. пострижен в монашество и был 12 лет экономом Троицкого Ахтырского монастыря. В 1744 г. был взят в Троице-Сергиеву лавру и был в ней перво-иеродиаконом. В 1745 г. арх. Феодосием был взят с собой в Петербург, где был его келейным иеродиаконом и иеромонахом. В 1752 г. по представлению архиеп. Сильвестра велено быть в Синодальном доме иеремонахом, а в 1763 г. Синодальным ризничим. В прошении об увольнении писал, что «от хождения в продолжении 21 года по высоким лестницам чувствовал лом в ногах; в 1772 г. вскрылись раны и столько день от дня усиливаются, что ныне на крайне болезненном одру лежу и с места от боли едва встать могу». 28 августа 1774 г. был положен в Павловскую больницу, из которой вышел 12 ноября. – Преемником его был назначен (2 октября 1774 г.) игумен московского Воздвиженского монастыря Филипп, но он за болезнью отказался. Указом Синода от 11 декабря 1774 г. ризничим назначен игумен владимирского Боголюбова монастыря Киприан, а на его место Филипп. Киприан прибыл в Москву 5 января 1775 г. – 17 февраля 1780 г. Киприан просил назначить ризничим другого; определен был Успенского собора священник Петр Федоров, 10 мая постриженный в монашество и названный Порфирием. Сдача ризницы окончена 13 июля 1780 г.; все в целости. – Порядок Синодальных ризничих в первой половине XVIII в. следующий: 1701 г. ризничий иеродиакон Филарет. 1702–1735 гг. ризничий и казначей иеромонах Филагрий. 1735–1747 гг. ризничий Николо-Угрешского монастыря игумен Феодор. 1747–1748 гг. ризничий иеромонах Авраамий из игуменов Ниловой пустыни 1748 г. ноября 9–17 февраля 1741 г. ризничий иеромонах Варсонофий – Троицкого-Александроневского монастыря из благочинных иеромонахов, но не вступая в сию ризническую должность, по прошению ево за старостию и болезнями от оной уволен на обещание. 1749 г. февраля 17 д. на оное Варсонофиево место определен в ризничие обретавшейся в морском корабельном флоте за обр-иеромонаха Астраханской епархии иеромонах Сергий. 1753 г. ноября 15 оной Сергий для произведения Рязанской епархии в Богословский монастырь во архимандрита уволен, а вместо ево ризничим определен Синодальн. дому иеромонах Гавриил (по 1774 г.). Архив М. С. К. 1774 г., д. 585, на 380 лл.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Иустин Вишневский – иеромонах, в 1799 г. – полгода. Василий Иванов, пресвитер благовещ. собора, 1799–1815 Виктор Прокопович-Антонский, 1800–1809 (с 1801 г. председательствующим) Иннокентий–синодальн. ризничий – 1801–1804 Василий Прокофьев, прот. церкви у красных ворот. Назначен был синодом, по рекомендации Платона, «к заступлению в цензуре место присутствующего», но, спустя два месяца, скончался (4 июня 1805 г., А. С. С 1799, 52 л. 277) Геннадий Шумов – пропов. академии – 1805–1808 Палладий (Аничков) тоже, – 1805–1809 Амвросий Виноградский – арх. Данилова монастыря, – 1809–1810 Владимир Третьяков – арх., председ. 1810–1812 Иаков Дмитриев (Никольский), 1810–1828 Амвросий Орнатский , председ., арх. Новоспасского монастыря, 1812–1817 Лаврентий Бакшевский, арх. Высокопетровского монастыря, 1815–1817 Амвросий, арх. Донского монастыря, 18161817 (назначен епископом вятским). Герасим Попов – прот. Архангельского собора, 1816–1818. Евгений Казанцев, председат., 1817–1818. Феофан, арх. – председ. 1818. Иоанн Иоаннов, 1818. Феофил, донской арх. Назначение отменено св. син. в том же 1818 году. И. Русинов, прот. Назначение отменено св. син. в том же 1818 году. 118 Александр Святославский, состоявший в течение 35 лет личным секретарем м.м. Филарета, был ранее письмоводителем цензуры 1815, 15; 1821,16. 128 М. Д. Ц. К. 1828, 20. Неудивительно, поэтому, если внесенный в 1811 году на обсуждение комиссии духовных училищ, проект (архиеп. Феофилакта) учреждения при московской синодальной типографии «особого отделения» для печатания полезных для церкви книг, «со способными людьми», даже не вспоминает о «существенной обязанности» московской цензуры. (Ком. дух. уч., 1809, 53, л. 184–187). 137 Чтения в Имп. Общ. Истории и Древностей Росс. при моск. университете 1870, Генв. – март, кн. I, стр. 35; ср. стр. I предисловия. 138 Конечно, здесь идет речь о взглядах руководящих кругов. Относительно масс справедливо замечание Н. И. Пирогова: «Слова Евангелия, слышавшиеся в церкви, считались сами по себе святыми; большим грехом считалось переложить их и заменить другими; дух старообрядчества, только уже Никоновского старообрядчества, было господствующим». ( Наши мистики-сектанты, Н. Дубровина Р. Ст., 1895, IX, 182–183).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

179       Послание к митрополиту Зосиме 1490 г. (Акты Арх. экс., т. I, 380); П. С. Р. Л., т. VI, стр. 39. 180       Послание Филофея, старца Елеазаровой пустыни к дьяку Мунехину. (Доп. к Актам истор., m. I, 1). 181       Sunt plures, qui ex monasteriis in heremum se conferunt, ibique tuguriola faciunt, quae aut soli, autcum sociis incolunt: victum ex terra et arboribus querunt, ni mirum radices et alios arborum fructus. (Rerum Moscovit. comentarii. Francoforti; M. D. C. 21). 182       Об этом соборе у Карамз., т. VI, в седьмой главе и примеч. 622. В сборнике библиотеки Московской дух. акад. 151/514, л. 426) находится известие об этом соборе, которое дает возможность дополнить выписку Карамзина (из Синодальн. рукописи, 79), а равно и сведение (по рукоп. Моск. дух. акад., 200), сообщенное г. Калачовым в 15-м примечании к статье его о Кормчей (в Чтениях Имп. общ. ист. 1847, кн. 3). Дело, как видно, было так: сначала послали дьяка Леваша донести великому князю слова (их приводит Карамзин и Калачов) о том, что со времен равноап. Константина «святители и монастыри грады и волости и земли дрьжали» и т. д. После этого «сам митрополит со всем освященными собором был у великого князя Ивана Васильевича всея Руси и сей список перед ним чьли: От Бытия» – о том, как Иосиф поступил с жреческою землей в Египте. «От Левгитския книги»: о землях, которыми наделены были Левиты. От жития равноапостольного царя Константина; Правило Карфагенского собора на обидящих Божия церкви. Устинианово правило. 7-го собора правило. Спиридона Тримифунтского из жития. Беседовник и другие свидетельства. После этого прочитаны были великому князю примеры из русской жизни об Антонии и Феодосии Печерских и о митрополитах Петре чудотворце, Феогносте и Алексии, которые все владели селами, а последний, кроме того, многие монастыри создал и их «селами, и землями и водами удоволил». Читано было о князьях, начиная с блаженного великого князя Владимира, которые все для монастырей волости сёла и земли, и воды, и ловли рыбные давали.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010