м-ря Киприан), 515 (в 1727 г. сюда назначен архимандритом Синодальн. дома иеромон. Иларион); VII, 1727 г., 5 (епископ Воронеж. Иосиф скончался и погребен в м-ре 1726 г.), 325 (архим. Иларион был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.), прилож., XL, VI (архим. Иосифу за поминовение быв. митроп. Воронеж. Пахомия дана ряса объяренная на песцовом меху); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 1362 (межевая книга 1653 г. вотчины м-ря в пустошах Пшенишной и Грибановой Зарецкой половины), 1376 (межев. кн. 1664 г. вотчин м-ря в дер. Печатниковой Копотенского стана), 1463 (межев. кн. 1678 г. вотчин м-ря в селе Бисерове с дер. Печернева стана), 1470 (межев. кн 1679 г. опять того села), 1474 (межев. кн. 1680 г. вотчин в сельце Чернецком, Вельяминово тоже, Замыцкой волости); II, книги дозорн., переписн. и проч., стр. 58, 74, 91, 105 (опись 1680 г. церков. земли в вотчин. м-ря сел Бисарева, Карачарова, Крюкова и Покровского у р. Незнани); Бычков, “Опис. рукоп И. П. Библ.», I, 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память преп. Андроника, ученика Сергия Радонеж., 13 июня); “Москвитянин», 1842 г., III, 272 (Иванчин-Писарев, “Спасо-Андроник. м-рь, важное истор. перепутье»); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., V, 372 (акт избрания ц. Мих. Фед. в 1613 г.; архим. Сергий), 80 (архим. Никон был на коронации ц. Федора Алексеев. в 1676 г.); 1775 г., VIII, 376 (архим. Сергий подписался под грам., данною в 1614 г. кн. Дм. Тимоф. Трубецкому); 1789 г., XI, 245 (архим. Симеон, с 1676 г. архиеп. Смолен.), 246 (архим. Никифор, с 1681 г. митроп. Астрахан.), 248 (архим. Авраамий, с 1687 г. митроп. Рязан., а на его место перевед. из Спасо-Преобр. Ярослав. м-ря архим Арсений), 315 (церкви в м-ре); 1791 г., XVII, 392 (духовная около 1500 г. кн. Ив. Юрьев. Голицына): XIX, 374 (надгробн. надписи в м-ре); “Продолж. древ. Виолиоф.», 1788 г., III, 170 (духовн. 1472 г. Юрия Вас.; а к Спасу в Ондрониково даю свое село Березницы); IV, 98 (духовн. 1486 г. кн. Мих. Андр. Верейского; м-рю дано сельцо Лучинское), 236 (духовн. 1504 г., кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

(Продолжение следует) 28 Второго нашего митрополита после нашествия Монголов, родом Грека, скончавшегося в 1305-м году. 30 Из синодального сборника XVI века житие напечатано К.И. Невоструевым в январской книжке Харьковского Духовного Вестника 1862 г.; из Новгородского Софийского сборника XIV века напечатано преосвящ. Макарием в приложениях к IV т. Истории; третий известный нам список – в сборнике XVI века Троицкой Лаврской библиотеки, 786 л. 300; указание других списков см. у Ключевского в Древнерусских житиях святых, стр. 75, прим. 2, и у Барсукова в Источниках русской агиографии, col. 447, прибавив к указанным еще список в синодальн. ркн. 421. Епископу Прохору усвояется житие в списке, напечатанном преосв. Макарием и в некоторых из списков не напечатанных. 31 Помещено в Степенной книге, – 1:410; читается в рукописях и в отдельном виде (см. преосв. Макария Ист. г. IV, прилож. 3, Востокова Описание рукописей Румянцевского Музея и у Барсукова ibid; нам известные списки: бывшие Волоколамские – 195, л. 226. и 593, л. 226, и Лаврский Троицкий 789, л. 51). 32 Св. Петр построил собственный монастырь, из чего и можно заключать, что он был человек со средствами, следовательно – что был родом горожанин, принадлежавший по сословию к боярству или к купечеству. Монастырь свой он поставил в местности между Львовым и Бельзом, из чего и можно заключать, что он родился в том или другом из этих городов (Так как на всякие высшие церковные должности обыкновенно ставили монахов по происхождению родовитых, то имели бы мы наклонность предполагать, что св. Петр был из знатного боярского семейства; но от предположения удерживает нас автор первого жития, который не делает никакого в этом роде намека. – Отца Петрова жития называют Феодором, а матери не называют по имени; в одном Румянцевском сборнике отец называется Иаковом, а мать Евпраксией, – у Восток. 359 л. 324 об., стр. 514 col. 2). 33 Монастырь св. Петра, построенный во имя Спаса (Преображенский) в настоящее время не существует; на его месте стоит теперь село, с приходскою церковию также Спаса, которое носит два названия: Дворце (Дворцы) и Спаскье (Спасское) и которое находится почти на равном расстоянии между городами Жолковым (Zolkiew, к округу которого принадлежит) и Бельзом (прямо на юг от последнего, в епархии Перемышльской, в деканате или благочинии Угровском), см. Галичского Исторического Сборника выпуск III, стр. примечаний VII, прим. 6. Зубрицкий в Критико-историч. повести о червонной Руси, стр. 71 прим., полагает бывший монастырь св. Петра в нынешнем селе Верхрате, находящемся от села Дворце не далеко на запад, неправильно, ибо в селе Верхрате приходская церковь во имя св. Георгия (по Шематизму). Автор Истории Иерархии, 667, ошибочно считает монастырем св. Петра монастырь Ратский Воздвиженский, находившийся в северо-западном углу Волынской губернии, на реке Рате, впадающей слева в верхнюю Припять.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По сему, если мы будем преуспевать вместе с другими добродетелями и в молениях, благоразумно приближаясь ко храму Божию, т. е. к Богоматери: то тогда обретем, что чистота сердца, как внутреннее сокровище, являет нам Бога. Ибо оную чистоту и происходящее от нее душевное настроение к Богу пророк Исаия именует внутренним во чреве, спасительным духом, восклицая Богу: страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли ( Ис. 26:18 ). Видите, каким образом души бесплодные и бездетные делаются матерями прекрасных детей. К вышереченным словам Пророк прибавляет следующее: не падемся, но падутся вси живущии на земли, т. е., страстями предающиеся земным предметам. Если мы, братие, желаем, населять не только землю, но и небо, и не впасть в землю и в грех, привлекавший нас к унижению, и, наоборот, непрерывно достигать Божественной высоты, да удалимся от зла, убоимся Бога, возвратимся к Нему добрыми делами; воздержанием и молитвою поспешим изгладить в себе недобрые предрассудки, и преобразовать к лучшему внутренние наши помыслы, и родить, по словам Пророка, в болезни дух собственного нашего спасения. Как Помощницу себе, будем призывать Ту, Которая за молитву и богоугодное житие была дарована ныне Своим родителям, Которая и скорбь родивших Ее превратила в радость, и проклятие прародительское разрешила, и болезни праматери прекратила, безболезненно родивши в девстве Христа, Ему же подобает всякая слава и поклонение со безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь 205 . 205 См. Рукоп. Московск. Синодальн. библиот, 69–LXX, лл. 157–160; ср. Церковн. Ведом. 1900 г., 36. Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 1. – XII, 862, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Св. Димитрий. М. 1849, стр. 35. 919 Моск. Арх. М. И. Д. дела малороссийския св. 82 17. Святитель Димитрий, видимо, долго держался противоположных убеждений. В вышеупомянутой декабрьской минеи л. 92 в «слове на зачатие св. Анны, егда зачат Пречистую Деву Богородицу Марию», учение о immaculata conceptio подтверждается ссылкой на стихи патриарха Сергия на вечери Рождества Богородицы: «Тако и одушевленное небо ова чистая зиждется чисто, кроме всякия скверны». В рук. Синодальн. библ. 187, Notata per alphabetum на л. 97 читаем: Maria Beata Virgo. De conceptione Beatissimae Virginis Mariae Baronius in apparatu XLIII f. non tamen aliter genita propter humanam naturam sed sicut omnes ex semine viri et utero mulieris. S. Damascenus De nativitate B. V. M. ser О beatos Joachimi lumbos ex quibus prorsus immaculatum semen fluxit Joannis de Carthagena 1 lib. 7 и далее на л. 236 В великой минеи чете яже всоборнеи церкве патриаршей на Москве августа месяца по листу τς (896) о Иерониме и Августине обретаются свидетельства сицевая. «Первый Иероним пресвитер старейший великия церкви римския просия же учительством в церкви божии от далматии рожденьем всегда же простейшем житием поживе, на еретики бысть млат и всей христианстей истинне твердейшее основание... вторый Августин картагенянин... всю церковь источником своих учений лет wчз (23) преизобилне напаяше... псалтырь же с возследованием на Москве печатная имать в начале предословие августиново... и в библиях московскаго типа в предословии Августин вспоминается с приложением ему чести сице: «божественны» Августин. О святом Иерониме в евангелии московскаго типа житие святаго Марка евангелиста написано о святаго Иеронима, триодь постная в субботу сырную ст. Б. «с Иеронимом и Германом всечестным яко божественнии светильницы да поются». 922 В свите будущего митрополита находились: игумен Иезекииль, казнодея печерский, монах Иустин, Иоиль, Мелетий, Порфирий (не ставленник ли Димитрия?), Галактион, Феодосий игумен Межигорский (любимец Иоакима и недруг Варлаама), два иеромонаха Иродион и Илья, диакон Варлаам, Иоасаф игумен Никольский, иеромонах Софоний, старцы Афанасий, Сила, Иосиф (Моск.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

74 Из книги, называемой О правой вере, напечат. в Москве при Иосифе Патриархе в лето 7156, главы первой. 76 Взято из Ответов Олонецких, которые перекрещиванцы уважают более Евангелия Божественного, и называют неоспоримыми и справедливейшими. Но по рассмотрении беспристрастных оказались оные преисполненными лжей и клевет на Святую Церковь и пастырей ее, и по сей причине опровержены совершенно, яко душевредные. Чти в книге, под названием: Обличение неправд раскольнических. 77 Взято из Путешествия во Иерусалим Саровския Общежительныя Пустыни Иеромонаха Мелетиа, 1793 и 1794 года, напечат. в Москве 1800 года, стран. 196, 197, 198. 83 Сия православная вера в нашей Святой Церкви благодатию Божиею сохраняется до сего времени неизменно. 84 Взято от Послания Патриархов Восточно-Кафолической Церкви, Константинопольского Иеремии, Антиохийского Афанасия, Иерусалимского Хрисанфа, и прочего духовенства, которое Послание писано в Константинополе 1723-го года в Великобританию о православной вере 2-й член, стран. 22, 23. Перевод сего Послания напечат. в С-Петербурге 1838-го года. 88 От старопечатной книги, называемой О правой вере, лист. 215, 216, главы 23-й о Юнитах. Сия книга напечатана 1642 года при Иосифе, Патриархе Московском. 90 Рече Господь: рцы людем сим: слухом услышите, и не уразумеете, и видяще узрите, и не увидите: одебеле бо сердце людей сих: и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся, и исцелю я ( Ис.6:9, 10 ). 93 На камени, сиречь на богословском исповедании, еже от апостола Петра исповеданном: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго», которое исповедание в нашей Православной Великороссийской Церкви содержится непоколебимо до сего времени. 96 От Послания Патриархов Восточных в Великобританию, член 10-й, напечат. в С.-Петербурге в Синодальн. Типограф. 1838-го года. 100 О правоверии Восточных Патриархов, яко они содержат оное также, как и наши пастыри, по сие время неизменно, изволяющий может прочесть в книжице под названием: Царская и Патриаршия грамоты о учреждении Святейшаго Синода, с изложением православнаго Исповедания Восточно-Кафолической Церкви, напечатан. в Санктпетербурге в Синодальной Типографии 1838-го года. И разговоры между испытующим и уверенным о Православии Восточной Греко-Российской Церкви, напечат. в Санктпетербурге в Синодальной Типографии 1815-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

7 Нет имени Нестора и в Помяннике Киево-Печ. Лавры конца ХУ и нач. XVI стол., изданном прок. С. Т. Голубевым в VI кн. Чтений в Общ. Нестора Летоп.; но дело в том, что здесь после имен никона, стефана, феодора, касилиа, ниволо, анисифора, марка, адеа» – пробел почти на страницу. 10 Татищев (Ист. Рос. I, 52–3), по какому–то странному недоразумению, приписывает это Житие Нифонту, еп. Новгородскому, жившему «в тринадцатом ст». 11 В. М. Ундольский. Хронологич. указатель Слав.–русск. кн. церк. печати с 1491 по 1864 г. М. 1871, 230 2391). 13 Η. П. Барсуков. Источн. русск. агиогр. Спб. 1882, 387; Арх. Димитрий. Месяцесл. свят. Вп. II, 190. 14 Насколько мне известно, лишь один Тимковский сомневается в принадлежности этого сочинения перу Нестора Летоп.: сопоставив некоторые данные Жития с данными Начальн. летоп., он приходит к выводу, что «преп. Нестор не оставил нам по себе никакого другого памятника, кроме драгоценной летописи, названной им самим Повестями врем. л.». (Краткое исследование о Патерике преп. Нестора, летописца Рос., – в 1 ч. «Записок и Труд. Общ. Ист. и Древн. Рос.», 70–73. 16 Даже в Святцах, составленных в конце XII–haчaлe XIII в., в которых вписаны имена Бориса и Глеба, нет еще имени Феодосия: таковы, напр., Святцы Студийск. устава, писанного в Новгороде и содержащагося в рукописи Моск Синодальн библ. (по Опис. Горского и Невоструева) 380, л. 181 об. (Голубинский. Ист. р. ц. I, 2, 336–7; В. Васильев. Ист. канон, р. св., 69–70). 20 «Важнейшие источники для определения времени крещения Владимира и Руси и их данные» – в «Христ. Чтен.» 1890, 5–6, 691–2. 22 Год изгнания игумена Стефана, предшественника Никона, в точности не известен: категорические указания и Евгения («Описание Киево-печ. Л.» 131), Филарета («Русск. свят.», I, 553), Макария («Ист. р. ц.в», II, 80), Мартынова (ДА. SS. Octob. XI, 116) и др. на 1078 г. – для меня не совсем ясны. В списке Печерских игуменов, помещенном в рукописи Музея Киевской дух. Акад. 93, л. 3,–находим, что « Никонъ поставле бы игоумено в лт т. е. в 1077 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

79 А. А. Шахматов, op. cit., стр. 136, 139; его же: О так называемой Ростовской летописи, стр. 42, 44, 45, 64. Симеоновская лет. XVI в. и Троицкая начала XV в. в Известиях отдел. русск. языка и слов. V, кн. 2, отдельные оттиски стр, 64; ср. еще Журн. Мин. Нар. Просв. 1900 г. IX, стр. 152. 84 Cp. выводы, к которым пришел специальный исследователь, изучая историю текста рассматриваемых летописей. Им установлена тесная связь между Ерм . и Львовск. летописями и между этими и Тверским Сб., и указаны источники каждой из назв. Летописей. А. А. Шахматов I. с. и в Изв. отд. русск. яз. и слов. 1903. IV, 1904. I, ср. еще в Отчете о сороковом присуждении наград гр. Уварова, стр 150. 85 А. А. Шахматов. Разыскания, стр. 243, ср. в Отчете о присужд. премий митр. Макария, стр. 144. 91 Победа над Сеннахиримом приводится в другой связи, в конце характеристики благочестивого князя. 92 Ключевский. Древнер. жития святых, стр. 221 и сл., Заусцинский в Журн. Мин. Нар. Просв. 1881. XI. 95 Ркп. Спб. Духовной Академии, Софийск. библ. Служебник XVI в., л. 294. ср. Моск. Публ. и Рум. музеев, ркп. Ундольского Трефолой XVI в., л. 154. Тр.-Серг. Лавры л. 525, л. 148, Имп. Публ. Библ. ркп. Титова л. 228, Имп. Акад. Наук 45 99, л. 116. см. Ключевский, op. cit., стр. 238. 98 Житие Феодосия, ср. Яхонтов, Жития свв. северных сподвижников, стр. 210, Епифаниево Житие Сергия, ркп. Тр-Сергиев. Лавры л. 8, 162 об., житие кн. Феодора, написанное Антонием, ркп. той же Лавры л. 152, Имп. Публ. Библ. F. I. 869, ср. еще житие Даниила Переяславского, составленное в Макарьевское время, ркп. Синодальн. Библ. л. 4: воспомянух осужение оного лениваго раба... недостойную руку прострох. 99 Лавр. лет. г. 6523, Ип. лет. г. 6707, ркп. Синод. Библ. л. 178, XVI в Похвала Константину Муромскому. «Вторый ты бысть Коньстянтине... и новому уподоблься Владимеру». 100 Некоторые места предисловия напоминают начало так. наз. Правила митр. Кирилла «Преблагыи Бог нашь, Иже все промышление творить нашему спасению и по недоведомым судбам Его и по всему устроению и ухыщрению пресвятаго Его и пречистаго Духа все в устроеную вещь въводя, достойныя и дарованьныя Его силы, святительскыя чести к всем опасне приимъшим чиститетьство, со всяцемь хранением опасне блюсти святых правил...» Русск.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По синаксарю Сербляка отшельник Иоанникий, родившийся в Зете, на поморье, в ранней молодости поселился на р. Ибре в Чернорецкой скале. Тут он подвизался как суровый постник, отказавшийся от себя. Некоторые иноки, увидав самоотверженную жизнь его, остались жить при нём с тем, чтобы безответно слушаться советов его. Отшельник, спустя некоторое время, предложил им устроить храм и монастырь. Благая мысль, при помощи Божией, приведена была в исполнение. – Когда распространился слух о новой жизни Иоанникия, то многие явились на скалу для духовных подвигов. Иоанникия стали хвалить даже в лицо. Это сильно беспокоило того, кто так любил смирение и тишину. Предав братию Господу и благодати Его, он удалился с любимой скалы. В недальней девицкой пустыне поселился он в пещере, при потоке холодной воды. И здесь мирно предал дух свой Господу, в конце XIII стол. 357 . Мощи св. Иоанникия покоятся в монастыре девицком, который построен был Юрием Бранковичем (1427–1456 г.) в благодарность за исцеление дочери его. Сербская Церковь поёт преподобному: «Божественных послушав заповедей, в молчании пребыл еси через все житие свое и, быв в поношении в отечествии своем, питался еси желанием истинные славы». «Желание Христовы стяжав, затворил еси чувства своя от всего тленнаго и мимотекущаго и подвигами души своея возшел еси на высоту, блаженне». «Преподобне отче, гласа Евангелия Господня послушав, мир оставил еси, ни во чтоже вменив богатство и славу, и живый в уединении, всем взывал еси оттуду: возлюбите Бога и обрящете благодать, ничто же предпочтите любви, да егда приидет во славе Своей, обрящете упокоение со всеми святыми: ихже молитвами, Христе, сохрани и спаси души наша» 358 . 308 Ркп. житие св. Стефана, описанное Епифанием, учеником преп. Сергия, в Синодальн. ркп. XVI в. 420. 555, в минее м. Макария изд. в 4 ч. Памят. стар. Руск. лит.; сокращёние в ч.-минее апр. 26. Епифаний в предисловии пишет: „я убогий инок, движимый любовью, положил написать, в память будущим родам, кое что из доброго и чудного жития пр. отца нашего Стефана, епископа Перми, – о его рождении и детстве, о юности и первых подвигах иночества, о священстве и святительстве, до самого преставления. О всём том собирал я сведения там и здесь: об ином слышал от учеников его, – так узнал я о его учительстве и пастырском управлении; другое видел своими глазами или слышал от него, так как много раз беседовал с ним; прочее принял от старых людей, которых спрашивал о нём“. Повесть Епифания многословна, но не богата известиями о Пермских деяниях Стефана. Краткое житие 26 апр. в муз. Румянцева, стр. 603.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1750 В Сборнике Троиц.-Серг. лавры XVII в. и др. Изд. в «Прибавл. к твор. св. о.о.» 1848 г. 134. 1751 Напр., Сборн. Тр.-Серг. лавры 762 XV в. л. 158; в уставе Моск. Синод. библ. 336/388 XVI в. л. 350 об и др. 1753 Ркп. Моск. Син. библ. 330/380, л. 248; в Типогр. ркп. и в триодно-месяцесловной части всех др. ркп. этот псалом не упоминается. 1755 Первый в ркп. Парих. Национ. библ. 53, изд. Schols " ем с кодексом Нового Завета в 1823 г., второй в Ватик библ. 19, издан Erizzo 1861 г. при Евангелии. В первом между прочим нет такого Иерусалим. праздника, как «Обновление» 13 сент. 1756 Таковы, например, при Евангелии Иерус. библ. IX в., при Апостоле СПб. Имп. Публ. библ. 57 IX-X в., при Евангелии Флорентийской Лаврент библ. X в., Одесск. Муз ркп. X в., Музея Киевской Дух. Ак. 708 X в. (из Нежинского храма). Парижской Коаленевой библ. 205 X-XI в. Все они, подобно Констант. VIII в., имеют памяти не на все дни года, имеют мало преподобных (Одесск.); между ними особенно древний, может быть со списка VII-VIII в., Коаленев: нет Введения, собора Богородицы 26 дек., поклонения веригам, св.Марка, пр. Иеремии, муч. Прокопия и др. 1757 Так на все дни имеют памяти упомянутый Иерусалимский X в., при Евангелия Калиполитанском (Галлипольском) и Парих. Национ. библ. 79 X в., Моск. Синод библ. 43–1055 г., Криптофеерат. мон., называемый «Еклогадион» XI в. Но большинство месяцесловов XI в. и некоторые XII в., даже XIII в. имеют памяти еще не на все дни года, между прочим например, месяцеслов при мзвестно Остромировом Еванг. XI в., пригреч. Новом Завете Флорент. Лаврент. библ. 27 XII в., при слав. Апостоле Слепченского мон. (около (Прилепа) XII в., при Глаголитском Евангелии Зографского мон. XII-XIII в., при Слав. Еванг. Реймсе. библ. XIII в. 1758 Не говоря о неполных месяцесл. X-XI в., так из полных в упомянутом Синодальн. библ. 43 XI в. и даже XII в.; при греч. Ев. Спб Публ. б. II 1 и в известном Мстиславовом Евангелии. 1759 Особенно богаты памятями из древнейших при греч. Еванг. Венец. Нанианск. библ. 166 Xi в., упомянутый Криптоферр. Еклогадион XI в., Охридский XII в. (Арх. Сергий Полн. месяц. вост. I, passim).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

к сев.-вост. от Суздаля, при р. Нерли. Упоминается в 1615 г., когда в нем был черный поп Герасим. В XVIII ст. служил подворьем Спасо-Евфимиеву мон. и имел тогда прекрасную камем. церковь св. Троицы и другую св. Георгия; около церкви находились келии. Упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», VI, 1021; Ан. Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале», 96; “Акты юридич.», 225 (Платежная 1615 г. в подможн. деньгах); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», IV, 1724 г., прилож., LXXXIX, XIV (выписка о колич. в синодальн. вотчинах хлеба, скота и проч.). 1271. Троицкий – Макариевский, мужской, 1-го класса (с 1764 г.), при гор. Калязине, Тверской губ., окруженный каменною стеною с бойницами и башнями по углам, расположен на левой стороне Волги, против самого города, находящегося на правом берегу. Основан около половины XV ст. (1459 г.) преп. Макарием, во владении Иоанна Коляги, по принятии иночества в Николаевском Клабукове мон.; преподобный преставился в 1483 г. 17 марта. Мощи преп. Макария, обретенные в 1521 г. 26 мая, покоятся в соборном храме св. Троицы, построенном в 1650 г. Память преподобного чтится в дни преставления его и в день открытия мощей. М-рь дает помещение в своей гостинице для училища об. п., содержимого городским обществом. Инок Виктор, “Житие преп. и богоносн. отца нашего Макария Калязин. чудотвор.», Тверь, изд. 2-ое, 1864 г.; “Опис. Троицкого Колязина мон.», Тверь, 1850 г.; “Ист. Росс. Иер.», IV, 585 (с грамот.); Ратшин, 508; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 129; “Опис. монаст.», 1817 г., 58; “Свед. о существ. лавр. и мон.», 138; Проценко, “М-ри в России», 31; Ключевский, “Жит. свят.», 289, 325, 371, 401, 462; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VI, 203; VII, 21, 441; “Словарь ист. о свят.», 171; “Воен. стат. обозр. Твер. губ.», 208; Белов, “Путев. впечатл. по Москов. и Твер. губ.», 19; Нейдгарт, “Путеводит. по Волге», II, 16; “Волга от Твери до Астр.», изд. Об. Самолет, 75; “Город. посел.», V, 105; “Журн. Мин. Вн. Д.», 1844 г., V, 500; 1848 г., XXII, 301; 1849 г., XXVII, 213; Покровский, “Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010