30-го марта. Четверг Дул сильный ветер и днём разогнало тучи. В 10 ч. пошли к обедне, (вслед  — РН ) за кот[орой] много наших людей причастилось, Недолго гулял с Татьяной; сегодня происходили похороны “жертв революции” у нас в парке против середины Александровского дворца недалеко от Китайского. Слышны были звуки похоронного марша и марсельезы. К 51/2  уже всё кончилось. В 6 час. пошли к службе 12 Евангелий, о. Беляев молодцом прочёл их один. Вечер провёл, как все последние. 31-го марта. Пятница Хороший солнечный день. Погулял с Татьяной до 11 час. В 2 часа был вынос плащаницы. Гулял и работал у парома. В 61/2  пошли к службе. Вечером исповедовались у о. Беляева. 1-го апреля. Суббота Забыл упомянуть, что вчера мы простились с 46 нашими служащими, которых, наконец, выпустили из Александровского дворца к их семьям в Петроград. Погода была хорошая, с сильным южным ветром. В 9 час. пошли к обедне и причастились Св. Христовых тайн со свитой и остальными людьми. Погулял до завтрака. Днём начали ломать лёд по-старому у моста с ручейком; работали Татьяна, Валя и Нагорный. Поспал до обеда. Одарили друг друга яичками и фотографиями. В 111/2  пошли к началу полунощницы. 2-го апреля. Светлое Христово воскресенье Заутреня и обедня окончились в час 40. Разговлялись со всеми в числе 16 челов[ек]. Лёг спать не сразу, т. к. плотно поел. Встал около 10 час. День стоял лучезарный, настоящий праздничный. Утром погулял. Перед завтраком христосовался со всеми служащими, а Аликс давала им фарфор[овые] яйца, сохранившиеся из прежних запасов. Всего было 135 чел[овек]. Днём начали работать у моста, но вскоре собралась большая толпа зевак за решёткой — пришлось уйти и скучно провести остальное время в саду. Алексей и Анастасия вышли в первый раз на воздух. В 7 ч. в игральной комнате наверху была отслужена вечерня. После обеда разошлись в 10 час.; читал Татьяне вслух у себя. Лёг рано. 3-го апреля. Понедельник Отличный весенний день. В 10 час. погулял с Валей Долгоруковым. В 11 час. пошёл с Т.[атьяной] и Ан.[астасией] к обедне. После завтрака вышел с ними и Алексеем в парк и всё время ломал лёд у нашей летней пристани; толпа зевак опять стояла у решётки и от начала до конца упорно наблюдала за нами. Солнце хорошо согревало. После чая разбирал массу полученных прежде открыток. Вечером наверху поиграл с Аликс в “мельницу”, а затем у себя почитал Татьяне вслух.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Вечерня. «В 10-м часу дне» (по нашему счету в 4-м пополудни) бывает благовест в большой колокол и потом «во вся». Священник по входе в алтарь облачается во все священнические одежды, и совершается великая вечерня. После полного обычного начала, предначинательного псалма и великой ектении поется «Господи, воззвах...» (на 1-й глас), вход с Евангелием; «Свете тихий...», поется прокимен, потом три паремии и Апостол. После чтения Апостола поется «Аллилуиа», затем читается Евангелие, после которого поется обычное «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», после Евангелия сугубая ектения, «Сподоби, Господи...», просительная, стихиры на стиховне; при пении на «Слава и ныне» «Тебе одеющагося...» 111 , священник совершает троекратное каждение вокруг плащаницы, положенной (до вечерни) на св. престоле (в Великую Пятницу священнослужители пред вечернею вынимают и плащаницу из гробницы, где бы она ни находилась в алтаре или в другой части храма и полагают на престол, гробница же устанавливается посреди храма пред алтарем), после «стиховных» читается «Ныне отпущаеши...», «Трисвятое» и «Отче наш», а по возгласе священника поются тропари: «Благообразный Иосиф...», «Слава и ныне» и «Мироносицам женам...» Вынос плащаницы При пении тропаря «Благообразный Иосиф...» священник поднимает плащаницу на голову, берет и св. Евангелие, «держа его при персях» 112 , в преднесении двух свещеносцев с зажженными свечами, в предшествии диакона с кадилом выносит ее из алтаря северными дверями и полагает на уготованном столе или гробе и, положивши на ней св. Евангелие, опять кадит ее трижды с четырех сторон, обходя кругом гроба, а лик поет: «Слава и ныне», «Мироносицам женам...», произносится пред плащаницею слово 113 , после этого верующие лобызают язвы в ногах Спасителя. Затем бывает обычное окончание великой вечерни. Священник входит в алтарь царскими вратами. Диакон: «Премудрость», лик: «Благослови», и т.д. Священник говорит отпуст в царских вратах; царские врата затворяются, равно и завеса. Малое повечерие

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Теперь эта утреня совершается обычно с вечера, т. е. еще в Великую Пятницу. Устав предписывает совершение ее в «седьмой час нощи», т. е. в час пополуночи. Теперь от него сохранились в нашей воскресной всенощной так называемые «тропари по непорочных» — «Ангельский собор удивися» и т. д. Потому-то псалом 118 с древности и был воскресным псалмом и именно в качестве такового он читается на погребении верующих — т. е. «о Христе умирающих». Это есть вечное утверждение того, что во Христе смерть перестала быть бессмыслицей, а осмыслена и есть путь к победе над смертью. Как неправильно думают многие, называя эту службу погребением. Литургическим образом погребения является вечерня Великой Пятницы и вынос Плащаницы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 мая, 2024 3 мая, 2024 2 мая, 2024 2 мая, 2024 1 мая, 2024 30 апреля, 2024 29 апреля, 2024 29 апреля, 2024 28 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/siya-est-blagoslovenna...

И вот сейчас время подвести этому итог. Ограничить мы себя могли, каждый, во многом излишнем; и вот пусть каждый перед своей совестью ответит: в чем он себя ограничил, и насколько он ограничил себя? Сколько он излишества себе позволил, и сколько он себя сдержал? И затем поставим перед собой вопрос: кому это воздержание наше пошло на пользу, для кого это время нашего воздержания оказалось временем радости и помощи? Вот мы собирали здесь в храме деньги на нуждающихся; конечно, нельзя судить, чем кто пожертвовал, по тому, что осталось на тарелке этих пожертвований; но за весь Пост двух фунтов не собралось на голодных у дверей этой церкви... Вот и вопрос, который ставится перед каждым из нас... Нас много здесь было; очень много народа прошло; а много ли людей от нашего воздержания получило хлеб? А ведь мы будем в этом судиться; не в том, что мы творили или не творили чудес, а в том, что мы были сыты, а другие были голодны; мы были одеты – а другие были нищими... И таких примеров можно представить очень много. Вот встаньте перед лицом своей совести и ответьте: воздержались ли вы ради спасения своей души, и принесло ли ваше воздержание кому-нибудь хоть крупицу радости и добра? А если нет – напрасен был пост; напрасно все эти дни, все эти недели мы вспоминали о том, как восходит Христос в Иерусалим умирать, страдать – потому что другие люди страдают и умирают, тогда как некоторые живут в излишке. Теперь мы вступаем во дни страстей Господних. В течение первых трех дней мы должны собрать с Евангелия, которое будет читаться, все, что мы можем собрать, всю правду, которая когда-либо проникла в нашу душу. Но когда чтения дойдут до Великой среды, когда мы встанем перед лицом действительных событий Страстной, – забудем себя: поздно тогда вспоминать! и станем перед лицом того, что происходит. И пусть эти события нас бьют и судят, и выправляют, и куют, как молот кует железо. Не защищайтесь от того, что вы услышите и увидите, не защищайтесь красотой церковной и умиротворенностью вне церкви против того, что происходит в эти дни: как человека загнали, замучили и убили – потому что мы все такие же, как те толпы, которые окружали Христа. Станем перед лицом и этой правды; произнесем над собой суд, и тогда, может быть, дрогнет в нас что-нибудь не на мгновение, а навсегда; и из этой Страстной, может быть, мы выйдем сколько-то более истинными людьми, обновленными по образу Того, Кто умер в эти дни. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Он был учеником; он был так же близок к Господу Иисусу Христу, как и каждый из других Его учеников. Каким-то образом, слишком таинственным, чтобы мы даже могли строить догадки, что-то с ним случилось: он избрал стяжательство, властолюбие, он избрал мир вместо нищеты, вместо предельного истощания Божия. Он был свободен: он сделал выбор. И одновременно само это его предательство раскрывает нам еще раз по-новому – что есть Божественная любовь: на фоне этой человеческой хрупкости и этой человеческой измены мы видим, как Христос говорит ему: Иди и делай, что собирался!.. Ни слова осуждения; только обращенные к ученикам слова, пронизанные болью: Лучше было бы тому человеку не родиться, который предает Сына Божия... И снова: когда Иуда приходит в Гефсиманский сад, принося смерть и предательство, Христос к нему обращается со словом такой силы любви, такой полноты любви: Друг! На какое дело ты пришел?.. В момент, когда Иуда предает Христа, чтобы Он был убит, Он зовет его: “Друг!”, потому что Он не изменяет никому; Он остается верным... И вечная судьба Иуды тоже покрыта для нас тайной; мы можем только представить себе, что, когда Христос сошел во ад и победил ад, Иуда и Христос снова встретились лицом к лицу. К чему привела эта встреча, мы гадать не можем. Но мы можем ставить перед собой вопросы о нашей собственной верности или наших изменах. Предательство Иуды было вызвано его привязанностью к вещам земли, его политическими планами, его желанием обогатиться; в конечном итоге – его непониманием Христа и путей Божиих. Тут предостережение: он – как человек из притчи, который отказался прийти на брачный пир, потому что купил поле и думал, что владеет им, а на самом деле он оказался во власти того, что приобрел; который отказался прийти, потому что купил волов и ему надо было испытать их, у него было дело на земле и не было времени на брачный пир; который отказался прийти, потому что сам нашел себе жену и сердце его было полно собственной радостью, не было в нем места для радости и счастья другого... Не похоже ли это на нас самих в стольких отношениях? Но, сказав все это, можем ли мы забыть слово Христа: “Друг!” – верность Того, Кого Книга Откровения называет “Верным”: Он верен навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

  Учёный пастор, сановитый, Речь погребальную гласит...   Вещает бренность человечью, Грехопаденье, кровь Христа... И умною, пристойной речью Толпа различно занята...   А небо так нетленно чисто, Так беспредельно над землёй... И птицы реют голосисто В воздушной бездне голубой...   Поэт здесь— созерцатель, сторонний происходящему. Мандельштам также замечает размеренность и отмеренность религиозных переживаний в той же ситуации («Я на прогулке похороны встретил...»), но общее ощущение от того преломляет трагически и переносит на себя:   Кто б ни был ты, покойный лютеранин, Тебя легко и просто хоронили. Был взор слезой приличной затуманен, И сдержанно колокола звонили.   И думал я: витийствовать не надо. Мы не пророки, даже не предтечи, Не любим рая, не боимся ада, И в полдень матовый горим, как свечи.   Поэт здесь— не со стороны, но изнутри воспринимает совершающееся, с горечью переживает теплохладностъ своего времени вообще. И всё же он знает, где можно обрести одоление подобных соблазнов— в вере глубокой и полной.   Люблю под сводами седыя тишины Молебнов, панихид блужданье И трогательный чин, ему же все должны,— У Исаака отпеванье.   Люблю священника неторопливый шаг, Широкий вынос плащаницы И в ветхом неводе Генисаретский мрак Великопостныя седмицы. ……………………………… Зане свободен раб, преодолевший страх, И сохранилось выше меры В прохладных житницах, в глубоких закромах Зерно глубокой, полной веры.   Вот пример подлинного религиозного переживания, противопоставленного мелкости времени. Мандельштам переживает в себе и человеческое, и, еле ощутимо, Божеское.   Осенний сумрак— ржавое железо Скрипит, поёт и разъедает плоть... Что весь соблазн и все богатства Креза Пред лезвием Твоей тоски, Господь!   Душный сумрак кроет ложе, Напряжённо дышит грудь... Может, мне всего дороже Тонкий крест и тайный путь.   Это— поединок с самим собою, бунт против своего же антропоцентризма, своих стремлений. Христово слишком дорого, чтобы не заметить и отринуть Его радость истинную.   Богослужения торжественный зенит,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

По распоряжению в 1877 г. для С.-Петербургской епархии в праздник Благовещения, случившийся в Великий Пяток, вынос плащаницы должен совершаться тотчас по окончании литургии: «Вслед за отпустом литургии поются стихиры на стиховне, положенные на вечерне Великого Пятка; во время пения сих песен св. плащаница полагается на престол и служащие переоблачаются из праздничных риз в траурные. При пении тропаря «Благообразный Иосиф...» св. плащаница выносится по обычаю на средину храма. По отпусте вечерни – обычная песнь на целование плащаницы, и затем повечерие с каноном». В книге «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе» сказано: «Аще будет Благовещение в Великий Пяток, литургия бывает после часов, а вечерня в свое время по чину (т.е. литургия не соединяется с вечернею, и вынос плащаницы в этом случае бывает, как обычно, на вечерне). При выносе плащаницы в праздник Благовещения удобнее соблюдать порядок или указанный священноначалием или наблюдаемый в Большом Успенском соборе 85 . По уставу грековосточной Церкви, Благовещение, если случится в Великий Пяток или в Великую Субботу, переносится на св. Пасху, что имеет серьезные основания. Если в Великую Субботу случится Благовещение На вечерне в Великую Пятницу на «Господи, воззвах» к дневным стихирам (на 6) присоединяются стихиры Благовещения (на 4), причем на «И ныне» – стихиры Благовещения («Послан бысть...»). После трехдневных паремий читаются 5 паремий Благовещения, а затем дневные прокимен, Апостол и Евангелие. В стихирах на стиховне на «Слава» поется стихира Благовещения, а остальные – дневные. По «Ныне отпущаеши...» и «Отче наш» поются тропарь Благовещения, «Слава и ныне» – «Благообразный Иосиф...» (обычно: «Слава», «Благообразный Иосиф...», «И ныне», «Мироносицам женам...»), и совершается вынос плащаницы на средину храма. На самый праздник служба начинается, как и обычно в Великую Субботу, с утрени. На утрени на «Бог Господь» поются по однажды тропари «Благообразный Иосиф...», «Егда снисшел еси...», «Слава», «Мироносицам женам...», «И ныне», «Днесь спасения нашего главизна...» Затем поются «Непорочны» с «Похвалами».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Рубрики Коллекции Вынос плащаницы и Чин погребения 3 мин., 02.05.2024 Поделиться Содержание Что такое вынос Плащаницы Термин «плащаница» появился в русских богослужебных книгах в конце XVI века. Плащаница — это икона, изображающая Спасителя, лежащего во гробе. Обычно это большой плат (кусок ткани), на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя. Вынос Плащаницы и Чин погребения — это два важнейших богослужения, которые совершаются в Великую пятницу Страстной седмицы. Великая пятница — самый скорбный день в церковном календаре для христиан всего мира. В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа.  - совершается днем в пятницу на вечерне Великой субботы, в третий час дня Страстной пятницы - в час смерти Иисуса Христа на кресте (т.е. обычно служба начинается в 14.00). Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма — во «гробе» — возвышении, украшенном цветами и умащенном благовониями в знак скорби о смерти Христа. На середину Плащаницы кладут Евангелие. Богослужебные особенности Чина погребения Текст утреня Великой субботы Утреня Великой Субботы с Чином погребения обычно служится в пятницу вечером. Плащанице в этом богослужении отводится роль, которую в других случаях имеет икона праздника. Утреня начинается, как надгробная служба. Поют погребальные тропари, совершают каждение. После пения 118-ого псалма и прославления Святой Троицы храм освещают, затем провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. Это первая, пока негромкая, потому что Спаситель еще во гробе, — благая весть о Воскресении Христовом. Во время богослужения верующие совершают крестный ход — обносят Плащаницу вокруг храма и поют «Святый Боже». Крестный ход сопровождается погребальным звоном колоколов. По окончании чина погребения Плащаницу подносят к царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться все священнослужители и прихожане. Там она находится до позднего вечера Великой субботы. Только перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до отдания Пасхи. Иконография Плащаницы

http://foma.ru/vyinos-plashhaniczyi.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010