4. Архитектура . Размещение колоколов на колокольне. Вес колокольного набора должен быть рассчитан на конструкцию колокольни. Основная часть колоколов размещается в арках (окнах) при помощи металлических хомутов на балках, что придает значительно меньшую амплитуду при раскачивании колокола, при этом колокол не должен быть закреплен «намертво». Благовестник размещают на центральной крестовине. На многоярусных колокольнях большие колокола подвешиваются на нижнем ярусе, поменьше – на верхних. Такой порядок делает центр тяжести всей колокольни ниже, а значит ее более устойчивой к колебаниям и разрушению. Для более слаженного звона колокола стараются располагать на одном ярусе. 5. Акустика . Основные требования при подборе колоколов. Минимальным числом колоколов для полноценного звона является 7 (3 зазвонных, 3 подзвонных и 1 благовестник), при этом практически все современные производители руководствуются давним правилом формирования гармоничного подбора – увеличение веса следующего колокола примерно в два раза. Это позволяет добиться благозвучных интервалов между колоколами (малая и большая терция, кварта, квинта и т.д.). 6. Богослужебный звон . Звон на Успение и Крещение. Звон на Успение . На вечернем богослужении звоны как обычно, добавляются звоны на вынос Плащаницы и на Чин погребения Плащаницы. Во время выноса Плащаницы перезвон, по положении Плащаницы в центре храма трезвон. Во время Чина погребения Плащаницы совершается крестный ход, на крестный ход – перезвон, по поставлении Плащаницы трезвон. Звон на Крещение . На Литургии звоны как обычно, добавляется звон во время Великого освящения воды. Во время погружения Креста водосвятный перезвон (по 7 ударов в каждый колокол). 7. Элементы звона . Московская традиция звона. Звоны в Московской традиции быстрые. На малых и средних колоколах используются сложные рисунки. Зазавонные колокола отбивают следующий ритмический рисунок: там-таратам-таратм-таратаратаратам (пропуски верхних ударов). Благовестник на протяжении всего звона отбивает равные доли.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Какие возгласы должне произносить священник после каждой малой ектении пред чтением евангелий на утрени Великого пятка? Возгласы эти указаваются в особо изданной службе на Великий пяток и суть следующие: после 1-й (по пении аллилуйя и тропарей): «Яко Твоя держава»; после 2-й Яко подобает Тебе великая слава»; после 3-й – «Яко благословися и пославися»..; после 4-й – «Яко Ты еси Бог наш»; после 5-й – «Яко благословися всесвятое имя Твое»..; после 7-й – «Яко Тя хвалят все силы небесные»… Следует ли производить трезвон при выносе плащаницы из алтаря на средину храма на вечерне Великого пятка? Следует, при чем за перезвоном должен следовать трезвон (Ц. В, 1897 г., Какой должен быть звон при обношении св. плащаницы в Великую субботу: трезвон торжественный, или перезвон – перевод колоколов – печальный? Судя по событию, из печальных печальнейшему и глубоко-трогательному, каково перенесение и затем погребение святейшего тела Мертвеца-Животодавца, и звон колоколов должне быть «перезвон, или перевод» – печальный. В самом деле, если и при выносе тела всякого усопшего православного бывает перевод колоколов, печальный; то не тем ли более должен быть таковой при обношении св. Тела Иисуса Христа. Но если в воспоминании этого события производить «трезвон» – торжественный, как это делается в некоторых приходских церквах и монастырях; то чем же будет отличаться таковой от перезвона на день св. Пасхи и во всю Святую седмицу, когда воспоминается преславное торжество Победителя над адом и смертию воскресшего Господа нашего Иисуса Христа? (Р.д.С.П., 1877 г., Во сколько часов полагается вынос плащаницы в Страстную пятницу? Вынос плащаницы полагается, как известно, за вечерней, по пении стихирь: «Тебе одеющегося светом яко ризою»… при пении тропаря: «Благообразный Иосиф»; самая же вечерня совершается или «в 10-м часу дня» (Типикон, последование Великого пятка), т. е., по современному исчеслению часов, в 3 часа по-полудни, или, если в Великий пяток придется Благовещение, в 8-м часу дня (Типикон, последование 25 марта), т. е. во 2-м часу дня (Ц. В-к, 1900 г.,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вижу Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на Кресте висяща, и уязвляюся горце сердцем, рече Чистая, но даждь слово, Благий, Рабе Твоей. Ныне Моего чаяния, радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых: увы Мне, болезную сердцем, Чистая, плачущи, глаголаше. О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз, но увы Мне, ныне Тя видящи на древе, распалаюся утробою. Хощу утробу Мою на руку, имаже яко Младенца держах, с древа прияти, вещаше Чистая, но никтоже, увы Мне, Сего даде. Се Свет Мой сладкий, Надежда и Живот Мой Благий, Бог Мой угасе на Кресте, распалаюся утробою, Дева стенящи глаголаше. Едину Надежду и Живот, Владыко Сыне Мой и Боже, во очию свет Раба Твоя имех, ныне же лишена бых Тебе, сладкое Мое Чадо и любимое. Мертва Тя зрю, Человеколюбче, оживившаго мертвыя, и содержаща вся, уязвляюся люте утробою. Хотела бых с Тобою умрети, Пречистая глаголаше, не терплю бо без дыхания мертва Тя видети. Вечером совершается Утреня с чином Погребения Плащаницы. О чем говорит Евангелие Великой пятницы? Великая пятница, последний день земной жизни Спасителя... Этот день начался для Него с ночного допроса у первосвященника Каиафы, сопровождавшегося изощренными издевательствами и избиением. Продолжился — утренним допросом у Понтия Пилата, префекта Иудеи, назначенного Римом. Не желая разбираться с абсурдными претензиями, которые предъявляли Христу первосвященники, и услышав, что Он галилеянин, Пилат отправил Иисуса к правителю Галилеи... Читать далее Вынос плащаницы и Чин погребения Вынос Плащаницы и Чин Погребения — это два важнейших богослужения, которые совершаются в Великую пятницу Страстной седмицы. Великая пятница — самый скорбный день в церковном календаре для христиан всего мира. В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа. Читать далее Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго, — песнопение Великой пятницы «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...» — при пении этой стихиры люди подходят приложиться к Плащанице в Великую субботу. Читать далее

http://foma.ru/velikaya-pyatnicza.html

Они подъемлют на главы Плащаницу и, в предшествии дьяконов с фимиамом кадильным, переносят ее царскими дверьми из алтаря на средину храма. Предстоятель из священников (а если вынос совершается одним священником с диаконом, то священник), в полном облачении, несет под Плащаницею Евангелие, которое полагается на святую Плащаницу, после положения ее на уготованном месте среди храма, изображая 1 тем, что Тот, Кто во гробе полагается и обвит Плащаницею, есть Слово из начала ( Ин.1:1 ). По принесении Плащаницы на средину храма, после пения «Благообразный Иосиф», поется песнь на Слава и Ныне: «Мироносицам женам». Она есть как бы продолжение тропаря «Благообразный Иосиф» (Пособ. к изучен. Устав. стр. 603). В некоторых местах в эту вечерню совершается переход из теплого храма в холодный и плащаница переносится в указанное время из алтаря теплого храма на средину храма холодного и ставится здесь на стол близ царских дверей 2 . Эта двойственность богослужебной практики зависит, без всякого сомнения, от того, что наш современный Устав, или Типикон, ни единым словом не обмолвился относительно выноса Плащаницы на вечерне Великого пятка. Это и вполне естественно, и нисколько неудивительно для того, кто знаком с судьбою современного нам Типикона; потому что Устав Иерусалимский, все, так называемые, обиходники, или монастырские Уставы, древней Руси и даже наши старопечатные Уставы знают только один вынос Плащаницы и именно на утрени в Великую субботу, после великого славословия, о выносе же Плащаницы в описываемое нами время, т. е. Великую пятницу на вечерне, все эти Уставы, согласно с древнейшею практикою церквей греческой и земель юго-славянских, положительно умалчивают. Следовательно, нужно думать, что рассматриваемый нами обычай получил свое начало в практике нашей Церкви гораздо позже 1682 года или, вернее, 1695 года, когда наш церковный Устав, по исправлении его сначала при патриархе Иоакиме, а затем при патриархе Адриане, принял свой настоящий неизменный состав и вид. Поэтому, чтобы произнести суждение о том, какая из двух существующих практик более целесообразна и исторически правильна, мы должны обратиться к рассмотрению источников происхождения этих обычаев в нашей богослужебной практике и причин, способствовавших их утверждению здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Какое событие происходило в вечер пятницы? Положение во гроб. Так оно и есть. На первой половине вечерни поются Страстные стихиры, те же, что пелись на утрене, бывает вход, прокимен тот же самый “Разделиша ризы” и чтение Паримий, Апостола и Евангелия. Причём Евангелие опять Страстное. Евангелие про Страсти Христовы, читается уже третий раз. Три службы практически об одном. Когда наступает вторая половина вечерни “предмет” богослужения совершенно меняется. Во второй части вечерни речь идёт о погребении Христа. Что происходит на второй половине вечерни? Вынос Плащаницы. Вы понимаете, что такое Плащаница? Это образ, который кладут посредине храма для поклонения. Этот вынос Плащаницы и есть символическое изображение погребения Христа, который как раз совпадает с тем часом, когда это происходило. Плащаницу должны выносить во время очень красивой, большой стихиры: “Тебе, одеющагося светом яко ризою, снем Иосиф с Древа с Никодимом”, Это действительно очень большая стихира, за это время можно успеть совершить вынос и совершить каждение. Но в России, как правило, выносят Плащаницу не во время стихиры, а чуть-чуть позже. Это, скорее всего, неправильно, надо выносить её во время этой стихиры. В конце вечерни поётся вот эта стихира и два тропаря: “Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое” и “Мироносицам женам при гробе [представ ангел вопияше]. Эти тропари будут повторяться и в Великую Субботу. Таким образом вторая половина вечерни как бы венчает все воспоминания Великой Пятницы и видимо, наглядно, и в песнопениях изображает положение Христа во гроб. Так устроена Великая Пятница. Я думаю на этом достаточно, если когда-нибудь нам доведётся ещё разговаривать про Пасху, мы начнём не с Пасхи, а с Великой Субботы, потому что мы про неё сказать не успели, а на самом деле Пасху и надо начинать с Великой субботы. Она к ней имеет большее отношение, чем ко всему предыдущему. Спасибо за внимание. Если есть вопросы [можете их задать]. Вопрос из зала: - Можно вопрос про Чин Омовения Ног? Когда он появился? Его вроде бы Патриарх хотел ввести… Вы его уже совершаете, да? - А что предложил Патриарх? - Чин Омовения Ног.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

Синодом, при пении тропаря: «Благообразный Иосиф». В этом случае нужно заботиться, чтобы пение тропаря было протяжное, и священник должен окончить вынос плащаницы и положить ее на приготовленное место раньше пения заключительных слов тропаря: «и во гробе нове покрыв положи». Что же касается того, в какие двери совершать вынос плащаницы, то: 1 . сообразнее с знаменованием этого обряда выносить плащаницу не царскими врагами, чрез которые она вносится на престол в Пасхальную ночь, а северными; 2 . при отсутствии в нашем Уставе указаний, прямо относящихся к этому обряду, там же мы встречаем определенные указания на аналогичный обряд выноса креста в праздник Воздвижения и в неделю Крестопоклонную, именно – северными вратами, и 3 . главное – по Уставу Церквей восточных, от которых у нас заимствован этот обряд, полагается совершать вынос плащаницы не чрез царские, а чрез северные двери. В виду этих оснований нельзя не отдать решительного преимущества выносу плащаницы чрез северные двери. При этом священнику с удобством могут помогать псаломщики, или кто-либо из мирян, как и делается во многих храмах, и священнику не будет особенных побуждений отступать от древнего обычая – с плащаницею нести и Евангелие (Рук. д.с.п. 1885, 9; Цер. Вест. 1888, 2; Христ. Пт. 1888, 2 т., 561–570 стр.) – «Церковный Ведомости» (см. 1897, 14) по поводу существующего в практике разнообразия относительно выноса плащаницы дают такое разъяснение: «многия местныя особенности при выносе плащаницы имеют свою историческую давность и совершаются не без известной мысли; посему они бывают благотворны для молящихся, привыкших к созерцанию известных священнодействий, и стремиться к водворению единообразия не всегда полезно». Но в иных сельских церквах разнообразие происходит «не от заботливости сохранить древние обычаи в них, а просто от незнания священнослужителей, как поступать при Богослужении, когда нет ясного указания в Типиконе. Они совершают по своему разуму, не водясь обычаем более общим в других многих церквах».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Впереди епитафия идут певцы, продолжая петь стихиры на стиховне, за ними примикирий с диванболом (подсвечником), далее диаконы с лампадами и кадильницами в руках и уже за ними священники с епитафием на головах. Как бы замыкая процессию, позади священников идет архимандрит с Евангелием в руках. Около так называемого кувуклия певцы останавливаются, а епитафий трижды обносится около кувуклия и затем уже полагается внутри его ( νδον το κουβουκλ ου). Является портарь и полагает на епитафий живые цветы. В это время патриарх, не участвовавший в выносе Плащаницы из алтаря, сходит с своей кафедры ( κ το θρ νου), подходит к кувуклию, делает поклонение епитафию, а затем целует его и, благословив народ, удаляется на свое место. Хор поет « Ες πολλ τη δσποτα». Портарь подает патриарху «цветы благовонные украшены (усобным устроением)». Затем по два в ряд подходят к кувуклию остальные архиереи, присутствующие в храме, священники, церковные сановники ( κκλησιαστηκο φικιλοι), делают поклоны, целуют епитафий и, получив цветы из рук патриарха, удаляются на свои места. Во все это время второй лик поет «Слава и ныне»: «Тебе одеющагося». Чтением после этого «Ныне отпущаеши», Трисвятаго, «Пресвятая Троице» и «Отче наш» и пением, по возгласе священника, тропарей: «Благообразный Иосиф» и «Мироносицам женам» и обычным отпустом чин вечерни оканчивается (Уст. Церкв. по чину христ. Велик. церкв. Конст. протопсалтов. Георг. К., изд. II, 1860 г., стр. 291). Если мы теперь исключим из представленного нами описания обряда – выноса Плащаницы за вечерней в пятницу Страстной седмицы раздачу цветов патриархом, что в нашей Руси, особенно на севере, было бы далеко не по сезону, если опустим из внимания разность в выносе Плащаницы через северные двери, что делается, нужно заметить, в некоторых храмах и у нас в России, и если, наконец, вынос Плащаницы перенесем на пение тропаря: «Благообразный Иосиф», то практика относительно данного обычая в нашей Церкви будет положительно тождественна с практикой Церквей восточных и зависимость первой от последней сделается вполне очевидной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Конкретная звуковая структура и манера исполнения зависели от типа подколокольного сооружения, состава колокольного набора и местных традиций богослужения и колокольного исполнительства. Виды З. Соответственно статусу церковной службы и местоположению в богослужебном обряде различают З. праздничные, полиелейные, будничные (простодневные), великопостные, погребальные (похоронные), водосвятные, а также З. «на вынос креста», «на вынос плащаницы», к часам и др. Как особую обрядовую разновидность иногда выделяют крестноходовой и славословный З. Они характеризуются употреблением тех или иных колоколов (прежде всего благовестников) и особенностями их использования (т. е. муз. структурой З.). З. бывают монодийные и многоголосные. Монодийные З.- это композиции, в которых задействован либо 1 колокол (обычно в равнодольном ритме), либо неск. колоколов, звучащих последовательно. К ним относятся благовест и перезвон (перебор). Многоголосные З.- это трезвон (или собственно З.) и все его разновидности. Исполняться они могут как одним звонарем, так и ансамблем, если колокола разобщены в пространстве звонницы или колокольни. Благовест одна из самых древних форм З., представляет собой равномерные удары, как правило, в один из вышеназванных благовестных колоколов. Благовест исполняется перед службой, а в некоторых случаях и во время ее для оповещения о начале или совершении важных обрядовых действий (см. ст. Благовест ). Иногда дается указание производить благовест в «переменные колокола» ( Голубцов. Чиновник. С. 1, 127, 150) или «благовест перебором» ( Никольский. Устав. Ч. 1. С. 33). Такой благовест, по всей вероятности, производился в неск. больших колоколов. Его называли еще «валовой» (ДАИ. 1853. Т. 5. С. 112), т. к. в нем участвовали приспособленные для раскачивания «валовые» (очепные) колокола. Перезвон или перебор,- это поочередные удары в неск. колоколов в последовательности, определенной местной традицией. Он исполняется при совершении чина отпевания, чина погребения, во время выноса плащаницы в Великую субботу, при выносе креста и водосвятии.

http://pravenc.ru/text/199669.html

К этому нужно прибавить, что великое славословие составляло необходимую принадлежность утрени в светлый день, и в цветной триоди Типограф. Библиотеки, 255 104 , замечено, что слава в вышних поется на этой утрене „якоже и всегда“ (л. 55). Наконец, к тому же заключению приводит и анализ утрени в великую субботу и в неделю крестопоклонную. Известно, что в эти дни вынос плащаницы и креста происходит по окончании „слава в вышних Богу“. Если от теперешней формы этого обряда перенесемся к его изложению в древних уставах, то параллель между ним и входом на песненной утрене сделается еще яснее. Древнейший устав, собственно говоря, ничего не знает о выносе плащаницы, а говорит только о входе священника в алтарь. По окончании этой процессии он преподает благословение с горнего места и садится на нем. В это время читается пророчество Иезекииля, а потом Апостол и Евангелие 105 . Даже в уставах XIV-XV века, бывших у нас под руками, не встретили мы известий о выносе плащаницы 106 . Что же касается до выноса креста в неделю крестопоклонную, то в начале этот обряд, вероятно, совпадал с утренним входом и примыкал к нему как дополнительная часть, объясняемая условиями праздника. Затем оба эти акта слились и первый уступил место последнему. Тритекти. За изложением песненной утрени следует у нашего автора описание особого рода службы, называемой „ Τριτοκτη“ (р. 650). Слово это, как специальный литургический термин, встречается нередко в рукописях богослужебного содержания и имеет разные значения. У латинских комментаторов: Гоара, Рейске, Дюканжа, Свицера, Алляция, Тоскани под словом „ Τριτοκτη“ разумеется третья и шестая песнь канона, положенные в уставе перед малым входом на литургии. Допуская это объяснение, они основываются на замечании древних уставов, где действительно говорится о пении на этом месте „от канона третьей и шестой песни“ и это называется „ Τριτοκτη“. Подобные замечания часто делаются в известном синодальном уставе позднейших – иерусалимской отрасли. Только выбор песней не всегда падает здесь на третью и шестую, но иногда указываются и какие-нибудь две другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Вынос и воздвижение креста Главным отличием праздника Воздвижения от других служит умилительный обряд выноса св. креста из алтаря на середину храма, воздвижения его и поклонения ему с целованием. Подготовляется обряд изнесения креста еще до всенощной по окончании малой вечерни. Тогда совершается, и тоже с некоторой молитвенной торжественностью, перенесение креста с жертвенника на престол 682 . После отпуста малой вечерни «входит екклисиарх с иереем и диаконом и параекклисиархом (пономарем) в жертвенник (в отделение алтаря, где стоит жертвенник) со свещами и облачается иерей и диакон и кадит (диакон, как видно из связи, хотя обычно сам иерей) честный крест, и глаголет: Благослови, владыко. Иерей: Благословен Бог наш. Таже (затем) Трисвятое и по Отче наш (обычно все это поется речитативом) – тропарь Креста: Спаси, Господи, люди Твоя. Слава и ныне, кондак. И взимает иерей честный крест с блюдом на главу, и вносит его во святый алтарь, предыдущим же пред ним со двема лампадами (в предшествии двух светильников). И полагает честный крест на св. трапезе, на евангельском месте (на месте, где обычно лежит Евангелие, т. е. на середине передней стороны престола), и вжигют пред ним свещу на всю нощь (т. е. до всенощной и на всю всенощную, которая предполагается продолжающейся всю ночь), а Евангелие поставляется на горнее место (обычно на престоле же за крестом)» 683 . Обряд самого выноса креста и воздвижения его совершается уже перед окончанием всенощного бдения, когда верующие достаточно подготовлялись к нему богослужением, именно после великого славословия. Историческое же основание для приурочения обряда к этому моменту службы то, что по старым уставам именно в это время на утрени был вход с Евангелием, каковой вход в праздник Воздвижения просто заменялся лишь входом с крестом, изнесением его. На этом же основании в этот момент утрени совершается и вынос плащаницы. Обряд изнесения креста состоит в том, что после предварительного каждения креста на престоле, архиерей или священник, одетый, как для литургии, во всю священную одежду, по окончании славословия выносит крест с блюдом на голове в предшествии светильников через северные двери алтаря перед царские двери, возглашая там «Премудрость, прости» и, при троекратном пении тропаря праздника, несет крест на середину храма, полагает на аналое и кадит его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010