Непраздная… Надо же — беременна в третий раз, и впервые услышала такое слово! Хорошее, емкое слово… И благословение на Великий пост — духовный пост. Пост во всем, кроме пищи… Было ощущение, что не случайно это произошло именно сейчас. Жесткое ограничение в пище помогает сосредоточить свою духовную жизнь во время поста. Но увы, зачастую ограничением в пище все и исчерпывается. Прежде, во время постов, проявляя строгость в еде, я мало заботилась об остальном. Теперь же, лишившись возможности поститься телесно, мне нужно было сосредоточить все усилия на посте духовном. Господь дал возможность научиться духовному посту, не подкрепленному воздержанием в пище. Пожалуй, эта задача даже труднее чем тот пост, к которому я привыкла. Справедливости ради надо сказать, что ограничения в пище все-таки пришлось на себя наложить. Но это была диета, а не пост. От многих излишеств пришлось отказаться, и ради постного времени, и ради здоровья будущего малыша. Не буду оценивать итоги. Было всякое: и периоды сосредоточенности, духовной собранности, и расслабление, невнимание и праздность. Зато выход из поста был гораздо более гладким, чем обычно. Я не набрасывалась на скоромную пищу, поскольку отказалась от нее только на время Страстной, и не успела «проголодаться». Не было эйфории и какой-то расслабленности от того, что «все можно» — тех ощущений, которые так мучили в прошлые годы. Тогда казалось, что все собранное по крохам за время поста, с таким трудом налаженная духовная жизнь — все рассыпалось и растерялось за несколько недель после Пасхи. Это мучительно и обидно, но с этим никак не удавалось справиться. Теперь же переход получился гладким. И конечно, очень поддержало духовную радость посещение крестных ходов на Светлой седмице. Как и в прошлом году, взяла отгулы на четверг и пятницу, но причаститься в Великий Четверг не удалось: пришлось вести Аришу на собеседование в школу. Зато были 12 Евангелий, вынос Плащаницы и Чин Погребения (на который ходили с детьми), литургия Великой Субботы (которая далась как-то трудно, было душно и тошнило), потом — освящение куличей, яркое, солнечное, радостное — предвкушение великого Праздника!

http://azbyka.ru/detforum/threads/bereme...

и веселием воспойте, людие, яко прославися. Аминь. «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные…» (На вынос Плащаницы) Возлюбленные, о чем возглаголем мы с вами в этот великий, священный час, когда лежит пред нами во гробе Спаситель мира — Христос? Немеют уста, язык замедляет свое движение, а сердце содрогается при виде совершившегося. Все объято благоговейным страхом и молчанием. Теперь не время глаголания, не время человеческого мудрования, теперь потребны только слезы и рыдания. Воззри, человек, на Того, Кто лежит пред очами твоими бездыханный, невзрачный. Весь Он изъязвлен, весь поруган и оплеван. Каждый член Его запечатлен страданиями. Вот глава! На ней еще свежи раны, нанесенные остриями тернового венца и ударами тростию. На ланитах видны отпечатки рук, ударявших Его то в одну, то в другую щеку, и не смыты еще следы от заплевания. На устах лежит предательский поцелуй Иуды. Руки и ноги истерзаны гвоздями, а ребра прободены копием. Нет ни единого места на теле, оставленного без ран и страданий. Увы! Спаситель наш! Кто повинен в Твоих страшных муках и в тех язвах, которые Ты носишь на теле Своем? Мы, и только мы. Не мы ли предательски целовали Тебя, когда языком своим хвалили Твое величие, а делами далеко отстояли от живительных Твоих источников? Не мы ли плевали в пречистые Твои очи и лицо и ударяли Тебя по ланитам, когда Ты разными способами пробуждал в нас спящую совесть, а мы отвергали Твои благодатные действия? Не наши ли руки возлагали на главу Твою терновый венец и били безжалостно тростию, когда наш ум противился Твоим спасительным повелениям, желая лучше витать в скверных помышлениях? Не мы ли пригвождали руки и ноги Твои и всего Тебя Самого ко кресту, когда отвергали Твой спасительный Промысел и стремились жить по своей воле, плотской и греховной? Не мы ли пронзали копием Твои пречистые ребра, когда сердце наше соуслаждалось греху и пленялось всякой нечистотой мира сего? О ужас! Возлюбленные, мы — те, кто повинны во всех страданиях Спасителя мира,— стоим теперь у Его гроба и, как праведники, желаем спострадать Ему.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

     Великая Пятница Утром дети идут в школу. Родители дома могут почитать Царские часы, хотя бы небольшую часть их. До времени возвращения старших детей из школы мама успеет сделать творожную пасху. Даже пятилетний малыш может помочь маме. Например, собрать деревянную пасочницу, застелить готовую форму тканью. Успели приготовить пасхи – и теперь все основные пасхальные блюда, к тому же домашние (а значит, действительно самые вкусные и натуральные), готовы. Дети вернулись из школы – собираемся на вынос Плащаницы. Не обязательно на всю службу, чтобы дети не устали, но попробуем хотя бы попасть в храм. Если вдруг не получается пойти в храм – например, на руках новорождённый малыш, а папа на работе и не может помочь маме с детьми, то можно помолиться дома. Зажечь свечи, ладан, и прочитать вместе с детьми – с теми, кто захочет присоединиться, – эту службу, или некоторые молитвы из нее. А потом сесть и почитать детям по-русски те пророчества, которые будут читаться на погребении Плащаницы. В таком случае дети будут лучше готовы к вечернему богослужению.   Теперь из всех домашних дел у нас остались окончательная и совсем небольшая уборка к Пасхе и приготовление блюд для ночного разговенья. Убираться мы можем всей семьей. Просто собираем все, что оказалось на полу, пылесосим, моем раковины и убираемся на кухне. Если чего-то не успели – не переживаем, это того не стоит. Можно встретить праздник с зеркалом, на котором проступают отпечатки детских ладошек, и с невыглаженным постельным бельём – нельзя встречать Пасху с раздражением по этим мелким поводам, с мыслями о том, какая из меня вышла плохая хозяйка. Если что-то можно приготовить уже сегодня – готовим. Варим и запекаем овощи, если они нам понадобятся для праздничных блюд. Самое главное – не суетиться, не раздражаться. Если дети не заняты помощью маме, то можно им включить заранее приготовленный фильм о страданиях Спасителя, фильмы о терновом венце Спасителя, или о Кресте, на котором был распят Христос, или о Туринской Плащанице .

http://pravoslavie.ru/78436.html

24 апреля . Великая Пятница. Вынос плащаницы. Произнес проповедь о смысле жизни человека, причем оценивается жизнь в момент смерти. 25 апреля . Великая Суббота. Обедню служил в Духосошественском соборе. Наградил о. Лазаря Новокрещеных двойным орарем. 26 апреля . Пасха. Ночью обедня закончилась в 4 часа 30 минут. Все прошло очень торжественно и умилительно. Хулиганов было мало. Милиция не вмешивалась. 2 мая встречал в Саратове на вокзале Мстислава Леопольдовича Ростроповича и Галину Павловну Вишневскую. Они высказали просьбу повенчать их, так как в свое время этого не сделали, а им хочется духовно укрепить брак. Повенчал в своей домовой церковке. Потом сделали парадный обед. Слушали пластинки с записями Неждановой. Ездили на берег Волги, стояли над обрывом, любовались природой. 3 мая . Фомино воскресенье. Мои гости присутствовали за литургией в Троицком соборе и причащались. После обеда и отдыха я проводил их в аэропорт. Каким - то чудом через два дня о венчании узнал уполномоченный. Сказал: " Вы совершали обряд без регистрации. Это — нарушение закона " . Я возразил уполномоченному, что архиерей в своем доме может совершать любые таинства без регистрации. Законодательством это не предусмотрено. Предусмотрено лишь совершение обрядов с регистрацией священниками. Спустя некоторое время я узнал, кто был доносчиком. Он давно был у меня на подозрении, как человек нечестный. 14 мая . Приехал в Москву. Был в Патриархии по поводу различных церковных саратовских дел. Вечером навестил М.Л. Ростроповича. Вместе с ним поехал к нему на дачу на электричке. Беседовали. Он очень хороший человек, душевный, отзывчивый, разносторонний, высокой культуры. Чувствую, что я все больше его люблю, и счастлив, что он считает меня своим другом. Оказалось, что у Ростроповича и Вишневской завтра юбилей — 15 лет совместной супружеской жизни. Так что я попаду на банкет. Были разные гости, в том числе Гавриил Абрамович Илизаров. Он мне показывал свой альбом. Каждый больной в трех видах. До операции, во время операции и после выздоровления. Впечатление потрясающее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

Ибо тут, у креста, всеми брошенного, всеми преданного Страдальца, зло наконец являет себя как зло, ненависть – как ненависть, ложь – как ложь, и в этом явлении начинается их саморазрушение. «Поистине, Человек сей – Сын Божий» (ср.: Мф. 27:54 ), – говорит римский офицер, распоряжавшийся казнью. Люди толпы, незадолго до этого вопившие: Распни, распни Его! ( Лк. 23:21 ), теперь бьют себя в грудь; разбойник, распятый рядом с Христом, говорит Ему: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем» (ср.: Лк. 23:42 ). И все более ощутимо нарастает победа – победа Побежденного. Вынос Плащаницы, погребение Христово – и этот, тысячами цветов расцветший гроб, словно растут они, как жизнь, из смерти, словно уже празднуют живоносную силу этого гроба. И поздно ночью обносим мы эту Плащаницу вокруг храма, но уже не погребальная – победная песнь раздается в ночной темноте: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!», ибо Христос, уже сошедший в самую глубину смерти, разрушает ее изнутри светом Своей любви, Своей жизни. Еще немного – и вся служба Страстной субботы станет одной радостной мольбой, одним радостным призывом: Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех ( Пс. 81:8 ) 45 . Исчезают темные, траурные ризы, все сильнее разгорается свет, ибо не может ад удержать этого Мертвеца, но трещит и разрушается, и уже сияет Жизнью запечатанный гроб, и совершается победа над смертью. Вот окончена служба Великой субботы. Но еще много часов должно пройти, прежде чем соберемся мы снова к полуночи в храме, чтобы самим себе и всему миру радостно возвестить, что Христос воскрес. Как долго тянется этот нескончаемый день, как таинственна «белая» тишина его, каким удивительным ожиданием пронизан весь мир! И все это потому, что для нас, христиан, Великая суббота – образ нашей жизни. Да, каждому из нас еще суждено сойти в тень смертную, да, грех, зло и смерть все еще как будто побеждают на земле. Но вот, пережив еще раз эту Страстную седмицу, знает и верит сердце, что победы эти – мнимые, что та тьма, в которую постепенно погружаемся мы, на деле светится изнутри пасхальным светом, что в самой смерти ждет и встречает нас Воскресший Христос тем же словом «Радуйтесь!», с каким обратился Он к женщинам, пришедшим в то раннее утро на гроб. Как в конце этого длинного дня, так и в конце всего – Пасха. И лучи пасхальной радости уже льются в мир, и, приближаясь к пасхальной ночи, мы знаем, что радости этой никто не отнимет у нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

30-го марта. Четверг Дул сильный ветер и днём разогнало тучи. В 10 ч. пошли к обедне, (вслед  — РН ) за кот[орой] много наших людей причастилось, Недолго гулял с Татьяной; сегодня происходили похороны “жертв революции” у нас в парке против середины Александровского дворца недалеко от Китайского. Слышны были звуки похоронного марша и марсельезы. К 51/2  уже всё кончилось. В 6 час. пошли к службе 12 Евангелий, о. Беляев молодцом прочёл их один. Вечер провёл, как все последние. 31-го марта. Пятница Хороший солнечный день. Погулял с Татьяной до 11 час. В 2 часа был вынос плащаницы. Гулял и работал у парома. В 61/2  пошли к службе. Вечером исповедовались у о. Беляева. 1-го апреля. Суббота Забыл упомянуть, что вчера мы простились с 46 нашими служащими, которых, наконец, выпустили из Александровского дворца к их семьям в Петроград. Погода была хорошая, с сильным южным ветром. В 9 час. пошли к обедне и причастились Св. Христовых тайн со свитой и остальными людьми. Погулял до завтрака. Днём начали ломать лёд по-старому у моста с ручейком; работали Татьяна, Валя и Нагорный. Поспал до обеда. Одарили друг друга яичками и фотографиями. В 111/2  пошли к началу полунощницы. 2-го апреля. Светлое Христово воскресенье Заутреня и обедня окончились в час 40. Разговлялись со всеми в числе 16 челов[ек]. Лёг спать не сразу, т. к. плотно поел. Встал около 10 час. День стоял лучезарный, настоящий праздничный. Утром погулял. Перед завтраком христосовался со всеми служащими, а Аликс давала им фарфор[овые] яйца, сохранившиеся из прежних запасов. Всего было 135 чел[овек]. Днём начали работать у моста, но вскоре собралась большая толпа зевак за решёткой — пришлось уйти и скучно провести остальное время в саду. Алексей и Анастасия вышли в первый раз на воздух. В 7 ч. в игральной комнате наверху была отслужена вечерня. После обеда разошлись в 10 час.; читал Татьяне вслух у себя. Лёг рано. 3-го апреля. Понедельник Отличный весенний день. В 10 час. погулял с Валей Долгоруковым. В 11 час. пошёл с Т.[атьяной] и Ан.[астасией] к обедне. После завтрака вышел с ними и Алексеем в парк и всё время ломал лёд у нашей летней пристани; толпа зевак опять стояла у решётки и от начала до конца упорно наблюдала за нами. Солнце хорошо согревало. После чая разбирал массу полученных прежде открыток. Вечером наверху поиграл с Аликс в “мельницу”, а затем у себя почитал Татьяне вслух.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Чтением после этого «Ныне отпущаеши», Трисвятого, «Пресвятая Троице», «Отче наш», пением тропарей «Благообразный Иосиф», «Мироносицам женам» и отпустом чин вечерни оканчивается. Если теперь исключим из представленного нами описания обряда выноса Плащаницы раздачу цветов патриархом (что в нашей Руси, особенно северной, было бы далеко не по сезону) и перенесем вынос Плащаницы на пение тропаря «Благообразный Иосиф», то практика нашей Церкви будет положительно тож[д]ественна с практикой Церквей Восточных и зависимость первой от последней сделается вполне очевидной. Следовательно, если требуется произнести свое суждение о достоинствах той и другой практики относительно выноса Плащаницы на вечерне в Великую Пятницу, то наши симпатии будут на стороне практики второго рода, т.е. выносить ее во время пения тропаря «Благообразный Иосиф», или (гораздо лучше, для полного согласия с практикой Церквей Восточных) во время пения стихир на стиховне. Пение тропаря после положения Плащаницы на приготовленном месте будет гармонировать и с самым содержанием тропаря, в котором говорится, что благообразный Иосиф, сняв с древа Пречистое Тело и обвив его чистою плащаницею, «во гробе нове покрыв положи». Обряд выноса Плащаницы на вечерне при пении стихир на стиховне заслуживает полного внимания со стороны будущего редактора нашего церковного устава не только потому, что умилительная картина несения Плащаницы на головах священниками, при стройном мелодичном пении возвышенных прекрасных стихир на стиховне, производит глубокое религиозное задевающее за самые чувствительные струны человеческого сердца и вызывающее потоки но и потому, что это[т] обряд вполне согласен с практикой Церкви Греческой. Следовательно, занося этот прекрасный обряд на страницы нашего церковного Типика, будущий редактор его останется вполне верен своему историческому призванию – согласовать нашу богослужебную практику с практикой Церквей Восточных, от которой наша богослужебная практика находилась в полной зависимости в течение всей истории богослужения в нашей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Именно, отпуст «Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения...», надписанный в Служебнике как отпуст в Неделю ваий вечера, произносится, кроме этой вечерни, еще в понедельник и во вторник в конце утрени, изобразительных и литургии, на повечерии же этих двух дней отпустом служит молитва «Владыко Многомилостиве». «Грядый Господь на вольную страсть...» произносится также в среду в конце утрени и после литургии, отпуст же изобразительных в этот день также совершается молитвой «Владыко Многомилостиве», а после малого повечерия полагается обычный малый отпуст «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых...» В четверг на утрене и на литургии полагается отпуст «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый...», на изобразительных же и на повечерии – обычный малый. [В книге «Службы на каждый день Страстной седмицы» в Великий четверг на утрене и на изобразительных указан отпуст «Грядый Господь на вольную страсть...», что противоречит Служебнику (см. «Отпусты Владычних праздников, глаголемии в вечерню, во утреню и в литургию по чину») и менее соответствует содержанию богослужения утрени этого дня, чем отпуст «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников... " ] В пятницу на утрене, или, что то же, на последовании Святых страстей, положен отпуст «Иже оплевания и биения и заушения...», а на часах и на вечерне («вынос Плащаницы») – «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения страшныя страсти и Животворящий Крест...» На повечерии же опять малый отпуст. В субботу на утрене, как и в пятницу на часах и на вечерне, произносится отпуст «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения страшныя страсти...», что вполне соответствует содержанию самого богослужения этой утрени. На изобразительных в этот день произносится обычный малый отпуст. Открытым стоит вопрос с отпустом литургии Великой субботы. В старопечатных московских Служебниках для Великой субботы имелось два отпуста: «Иже нас ради волею положивыйся во гробе Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере и всех святых помилует...» (Служебник изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Обнажай струп твой врачу сему и не стыдись сказать ему: «Отче, моя язва сия, моя рана сия; она произошла не от иного кого-нибудь, но от моей собственной лености; никто не виновен в ней, ни человек, ни злой дух, ни плоть, ни другое что-либо, но только мое нерадение»» (Лествица. Слово 4,61). 113 Как все это похоже на поступки исключительно пришедших в бесстрашие и безбожных людей. Раньше была просто матерная брань, теперь с направлением и вызовом к Богу. Поскольку эти люди – дети сатаны ( 1Ин.3:8 ) и от него тайком научаются, то невольно воспринимают черты его характера. 114 Вообще в литературе и драме («Фауст») откуда-то появился и существует образ «насмешливого» Мефистофеля, иронически-презрительно относящегося ко всем ценностям. Это, конечно, не так. Сатана может смеяться в передаче Шаляпина, однако это не выражает не только его сущности, но и целей его соблазна. Ему не до смеха и не до иронии ( 1Пет.5:8 ). Некто указывал на выражение из стихиры на стиховне (вечерня в Великий Пяток, вынос Плащаницы): «ад всесмехливый». Здесь просто неверный или неверно понятый перевод: δης παγγλαστος (греч.) значит «ад, достойный всяческого осмеяния», а не наоборот. 118 Это напоминает известное видение преп. Антонию Великому : «…и вот, увидел я огромного черного великана, который поднимался до облаков и досягал руками до неба. Под ним было озеро величиною с море. Потом увидел я души человеческие: они летели, как птицы. И которые перелетали через руки и голову великана, все охраняемы были ангелами, а которых он ударял своими руками, те падали в озеро…» Голос с неба объяснил преп.Антонию: потому они погружаются в ад, что «увлеклись пожеланиями плоти и предались памятозлобию». См.: Палладий, еп. Еленопольский. «Лавсаик» . СПб., 1873, с.112–113. – «Сказание блаж. Антония» (здесь вкратце). 126 Мф. 4:4 , где говорится, как Господь, ничего не евший в продолжение 40 дней, напоследок почувствовал голод и как сатана стал его искушать на этой почве. Иисус Христос ему отвечал словами Писания: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Втор.8:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Часа в два был с визитом граф Соесима. Христианскому учению совсем глух, хотя в бессмертие души верует и христианские книги берет; и сегодня я дал ему вновь переведенную Священную историю В. И. Богословского и наши три журнала с января. – Что делать с куском шелковой материи, который вы подарили мне из полученных тогда китайских подарков двадцать – двадцать три года тому назад и из которого я тогда же обещал вам сшить себе платье тогда, когда буду крестить вас? – спрашиваю. – Бросьте, – отвечает, смеясь. – Все-таки не брошу, а сделаю из него что-нибудь для Церкви в память ваших добрых услуг православному христианству здесь, – заключил я. Он когда-то (двадцать четыре года назад) освободил из тюрем наших христиан в Хакодате, Сендае, Мидзусава, заключенных местными властями, и настоял, чтобы вперед за христианство не преследовали, в каком смысле разосланы были секретные предписания губернаторам; при его помощи приобретено Миссиею это место на Суругадае и прочее. Двенадцать Евангелий читали оо. Роман и Феодор; первый – большое Евангелие предурно прочитал, торопился и без малейшего выражения; душа еще отсутствует у наших священнослужителей при таких действиях. Боже, как мучительно заведовать всем в священном деле и в то же время видеть одни недостатки – и в себе, и в других! Хоть бы чем совершенным Господь порадовал! 22 марта/3 апреля 1896. Великая Пятница. Три богослужения, вынос плащаницы, обнесение вокруг Собора после всенощной, – все, слава Богу, совершено. За вечерней было несколько русских; между прочим, генерал Топоргин, начальник Приамурской артиллерии, с своей больной женой, нуждающейся в какой-то операции, из-за которой генерал должен бросать здесь службу и ехать в Россию, ибо жена никому здесь не доверяет операции. Генерал и вида не подавал к такому заключению, но по оттенку речи можно заключить, что не легко иногда живется семейным, особенно серьезным людям, любящим настоящее дело. Генерал сначала смешал меня с Преосвященным Николаем Алеутским, что в Америке. «Недавно-де вы из России», «Что у вас в России» и подобное. Но тем не менее, после того, как я разъяснил ему ошибку его, он величал: «Вас-де везде знают» и прочее. И все это приходится выслушивать и видеть, как русские наши, даже хорошие люди, ни на волос не интересуются делами своей Церкви! А генерал еще, кроме того, что в 1890 году ехал в эти края на одном судне с о. Сергием Страгородским и прожил шесть лет у берегов Японии, месяц перед сим прожил в Нагасаки. Хоть бы крошечку внимания! И ни на волос не конфузится, когда видит, что завирается, а старается лестью поправить ошибку, думая, что и самая грубая и явно лживая лесть понравится духовному лицу. Печальное такое явление, наводящее на многие печальные думы, отчасти к лицу сего дню.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010