Благослови 143). Отпуст великий 144). Многолетие 145). Затворение царских врат и завесы. Разоблачение священнослужителей146) с произнесением: «Ныне отпущаеши», «Трисвятаго», «Отче наш», тропаря и кондака св. Иоанну Златоусту и богородична «Предстательство христиан», тропаря дню (по желанию), «Господи, помилуй» (12 раз), «Честнейшую», «Слава, и ныне»; отпуст. Примечания к таблице литургии 1) Священнослужители, хотя бы до входных молитв были и в алтаре, не иначе начинают литургию, как выйдя пред царские врата и прочитав эти молитвы. – См. на 636 стр. 2 и 3 прим. и 644–645 стр. печатного оригинала. – При соборном служении для чтения входных молитв священнослужители выходят из алтаря (а равно и входят в него, по прочтении этих молитв) в порядке старшинства (см. ниже, 5 прим.) и притом те, которые стоят на правой стороне престола, идут чрез южную дверь, а которые на левой стороне престола – чрез северную дверь. – Само собой понятно, что входное совершается священнослужителями (не исключая, конечно, и соборного служения) без облачения в какую бы то ни было священную одежду: облачение в священные одежды положено после. – Священник входит в церковь в скуфье или камилавке и, пришедши в алтарь, снимает их на целование престола; затем, надевши снова, выходит пред царские врата для чтения начинательных молитв и так стоит с покрытой головой до тропаря: «Пречистому Твоему образу», когда нужно снять скуфью или камилавку на целование икон Спасителя и Божией Матери и для произнесения: «Господи, низпосли руку»; после этого лучше тоже не надевать скуфьи или камилавки до входа в алтарь, чтобы снова не снимать их на целование св. престола, тем более, что тут же на пути принято прикладываться к изображению св. архистратига Михаила или другого святого, что на южной вратнице (Риж. Е.В. 1891, 12; Рук. д.с.п. 1897, 7; сн. на 782 стр. 4 прим.). 2) Что касается того, может ли диакон читать один «входное», когда, напр., он опоздает, то относительно этого должно заметить, что дело диакона быть в послушании иерея, предупреждать его приход в церковь , и диакон обязан совместно с священником совершать пред началом входное молитвословие (Ц.В. 1890, 42; Ц.Вед. 1896, 16); а потому опаздываний со стороны диакона вообще не должно быть (см. 746–747 стр. печатного оригинала), исключительные же случаи этих опаздываний обыкновенно покрываются братским снисхождением и любовью священника (см. Ц.В. 1899, 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Перед Литургией Преждеосвященных Даров входные молитвы совершаются так: с началом пения «Во Царствии Твоем…» отверзается завеса; священник и диакон боковыми дверьми выходят из алтаря к царским вратам и, сотворив перед ними три поясных поклона, совершают обычное начало и прочее последование входных молитв. Затем отходят к иконе Спасителя, читая тропарь: «Пречистому Образу Твоему…», полагают два земных поклона (так по Уставу; однако, по установившейся практике, поклоны совершаются поясные), целуют икону и полагают третий земной поклон. В таком же порядке они кланяются и целуют икону Богородицы, читая тропарь: «Милосердия сущи…». Также кланяются и целуют иконы храма и праздника (если есть). (В составе входных молитв – те же молитвы, что и на полной Литургии, за исключением: «Господи, низпосли руку Твою…», в которой испрашивается у Господа помощь на совершение Бескровной Жертвы.) По поклонении святым иконам священник и диакон, став пред царскими вратами, читают: «Ослаби, остави…» и полагают один земной поклон. Посем, обратившись к народу, кланяются в пояс, испрашивая прощение, и входят в алтарь с молитвой: «Вниду в дом Твой…». По входе в алтарь священнослужители дважды поклоняются перед святым престолом до земли, целуют, как обычно, Евангелие, напрестольный Крест и престол, и, совершив третье поклонение, кланяются друг другу, а затем облачаются в священные одежды; молитвы на облачение не читаются. Иерей благословляет рукой каждую принадлежность облачения, целует на ней Крест и произносит тихо: «Господу помолимся». Отпуст изобразительных (см. выше) на солее, затем иерей возвращается в алтарь. Иерей с диаконом совершают три малых поклона перед святым престолом и молятся: «Боже, очисти мя, грешнаго». Диакон молча принимает благословение от иерея, исходит северными дверьми на солею и, помолившись, возглашает: «Благослови, владыко». Иерей, стоя перед престолом и творя крест Евангелием, произносит начальный возглас: «Благословено Царство…». Певцы: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся…» (трижды) и псалом 103-й (предначинательный) . Во время чтения псалма священник тайно читает «с откровенною главою» перед царскими вратами светильничные молитвы, начиная с 4-й: «Немолчными песньми…». Три первые молитвы здесь не читаются, так как они будут прочитаны позднее.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-09/

6) Если настоятель в соборе, то, хотя бы он и не служил, готовящиеся к служению диаконы и псаломщики испрашивают у него благословение для облачения в священные одежды (Ц.Вед. 1896, 23); в Уставе, в чине всенощного бдения, говорится, что диакон, «положив поклон предстоятелю», берёт «стихарий свой и орарий, емлет от священника (служащего) благословение, и целовав десницу его, облачится в стихарь обычно» (Уст., 2 гл.). 7) Устав (см. 7 и 9 гл.), разъясняя это, говорит: (целует) «верх идеже есть крест», (целует) «крест, вверху ее» (т.е., одежды). Вообще при облачении целуется крест, изображённый на одежде, и притом это целование совершается при облачении в каждую одежду всеми облачающимися. 8) «Церк. Вестник» говорит, что относительно того, может ли диакон готовить св. сосуды без облачения, – не предусмотрено, и потому может (Ц.В. 1890, 42); точно также, по «Руководству при соверш. церк. богослуж.» Преосвящ. Иустина (бывш. Уфимского), диакон (придя в церковь ранее священника) до входных молитв полагает на жертвеннике воздухи, расставляет св. сосуды в порядке и полагает копие на особом блюдце для священника (Ряз. Е.В. 1896, 15); но по Служебнику диакон готовит св. сосуды после входных молитв и облачения и, следовательно, совершает это приготовление в облачении. 9) См. 747, 2 прим. на 771 стр. и 781 стр. печатного оригинала. 10) Должно ставить на жертвеннике и на престоле св. потир по отношению к себе на правой (а от св. дискоса – на левой) стороне, и притом по отношению к себе той стороной, на которой находится изображение Спасителя (см. Служеб.); эту сторону должно признавать лицевой; боковыми же сторонами потира – те, на которых изображаются Богоматерь и св. Иоанн Богослов, а задней – ту, на которой изображён св. крест. 11) В виду того, что не дозволяется никому, кроме священнослужителей, прикасаться к священным вещам, представляется более приличным – лицам священного сана, а не псаломщикам, брать из ризницы «воздух», или большой покров, которым покрывается св. чаша и дискос (Ц.В. 1888, 13; сн. 784 стр. печатного оригинала).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Знаменуй: Яко омофорий изоблачает Архиерей, пред апостолом, егда поют прокимен. И облачается паки на херувимской песни, егда изимает частицы, и паки снемлют ко входу. По херувимской же песни, аще есть хиротония пресвитерская, паки налагают, и по совершении хиротонии снемлют. По молитве же: С сими и мы, паки налагают, и по призывании Святого Духа и по отдании части святаго залога: аще есть иерей хиротонисанный, паки снемлют. Аще же есть диаконская хиротония, тогда паки налагают. И по совершении хиротонии снемлют. После же молитвы: Вонми Господи Иисусе Христе, егда хочет диакон глаголати: Вонмем, возлагают паки омофорий. И поклонився глаголет: Святая святым. И причащается сам со омофорием, и прочие причащает, и носит его до отпуста. Шапку же снемлют, егда частицы изимает в херувимскую песнь: егда целует святая по херувимской песни пред символа глаголанием и в символ. И егда глаголет: Приимите, ядите. И егда глаголет: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа. И сотвори убо хлеб сей. И егда причащается. По причастии же его возлагают шапку, и причащает прочия нося шапку и до отпуста. Аще же не есть хиротония пресвитера, не возлагают на Архиерея омофориа по херувимской песни, токмо егда имать благословити святая, и во время святаго причащения (Чиновн.). Примечания к таблице архиерейского служения литургии 362 (в тексте). Архиерейское служение литургии преждеосвященных Даров Встреча Архиерея и чтение входных молитв совершается так же, как сказано на 936–937 стр. и в 1 прим. на 921 стр. печатного оригинала. Затем в Чиновнике (по осенении Архиереем, после входных молитв, народа, когда певцы пропоют: Тон деспотин ) сказано: «И отшед (Архиерей) стоит на уготованном месте, и начинают часы, и поют по уставу. И по отпении часов Архиерей выходит на уготованное место, идеже облачится». За Архиереем следуют все сослужащие и т.д., – см. 937 стр. печатного оригинала. Облачение Архиерея совершается так же, как и пред литургией св. Иоанна Златоуста . Но «протодиакон над каждою одеждою токмо приглаголя: Господу помолимся : ино ничтоже глаголет» (Чиновн.; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Такой способ чтения входных молитв и облачена в день Пасхи: 1. дает возможность священнику выполнить требование Устава – читать входные молитвы не только не в полном облачении, но даже без епитрахили, тем более, что он должен совершать пасхальную литургию в тех же ризах, в каких служил утреню; 2. устраняет необходимость с его стороны служить в ризах, при облачении коих не были произнесены, полагаемые в Служебниках, молитвы; 3. практикуется архиереями в день Пасхи, когда они служат литургию с утреней; 4. на подобный порядок чтения входных молитв и облачения есть аналогичные указания в Уставе: накануне, напр., Рожд. Христова, когда литургия совершается с вечерней, и эта вечерня, как утреня в день Пасхи, посредствует между входными молитвами и облачением священника, священник и входные молитвы, и облачение совершает по чину перед вечерней, и в том же облачении совершается до конца литургия (Рук. д.с.п. 1886, 4). 369 По разъяснении «Церк. Вест.», литургия должна служиться сряду же после утрени или с небольшим промежутком (Цер. Вест. 1894, 8; сн. 629 стр., 4 примеч.). – Проскомидия совершается во время пения часов (Цер. Вест. 1891, 7). – Относительно полагаемого после проскомидии каждения нужно иметь в виду, что указание Типикона (гл. 22) о порядке исхождения из алтаря для каждения всего храма не изменяется и для пасхального Богослужения, так как из того обстоятельства, что царские врата при этом бывают отверсты, нельзя выводить, что в это время все вхождения и исхождения должны быть совершаемы чрез них (Цер. Вест. 1892, 30). – На празднике Пасхи и до Вознесения при начале литургии, вместо «Царю Небесный», священник должен читать «Христос воскресе», на Вознесение и до Пятидесятницы – тропарь Вознесения; «Слава в вышних Богу» в этом случае опускается, но «Господи устне мои» читается (Цер. Вест. 1887, 24; 1888, 3; 1889, 12; 1892, 31). 370 Это Евангельское чтение представляет такое возвышенное учение о лице Иисуса Христа и особенно о божестве Его, подобного которому нет ни у одного апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Л. И. З. состоит из 2 частей - литургии оглашенных и литургии верных; перед началом литургии оглашенных в алтаре совершается чин проскомидии . В правленых русских печатных изданиях Служебника последование входных молитв , облачения и проскомидии озаглавлено как          . По своему смыслу такое заглавие должно относиться к Л. И. З. целиком, но после окончания проскомидии в Служебнике начинается статья с основным текстом Л. И. З., со своим собственным заголовком:                  . В действительности заглавие чина проскомидии является названием диатаксиса (διταξις - «чин по порядку», «устав») Божественной литургии, т. е. подробного описания всех ее священнодействий от начала до конца. В русских изданиях тексты формуляра Л. И. З. и ее диатаксиса объединены, но с сохранением заглавий; иными словами, первое заглавие можно отнести не только к чину проскомидии (как это выглядит в Служебнике), но ко всем рубрикам Л. И. З., второе - к ее молитвам и ектениям . Первоначально диатаксисы представляли собой внешний по отношению к литургии текст (см. издания ряда диатаксисов: Красносельцев. 1889; 1896; Дмитриевский. 1912), их развитие в XI-XIV вв. было связано с отсутствием подробных указаний о порядке совершения Л. И. З. в визант. рукописях Евхология. С XIV в. стандартным стал диатаксис, описывающий афонскую практику совершения литургии того времени и отредактированный буд. патриархом К-польским свт. Филофеем Коккином († 1377/78); он и вошел в состав Евхологиев и Служебников и во мн. изданиях слился с чином Л. И. З. в одно целое. Причащение прп. Марии Египетской прп. Зосимой. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 175 об.) Причащение прп. Марии Египетской прп. Зосимой. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 175 об.) Чин проскомидии, т. е. приготовления евхаристических Даров, завершается священнической молитвой (в печатных изданиях Л. И. З. и Литургия свт. Василия Великого имеют одну и ту же молитву: Ο Θες, Θες μν, τν ορνιον ρτον -          , но в южноиталийских рукописях Л. И. З. часто имеет свою особую молитву протесиса наряду с особыми молитвами малого входа и Трисвятого; в древнейших слав. рукописях эти же особые молитвы протесиса и Трисвятого входят, напротив, не в Л. И. З., а в Литургию свт. Василия (см.: Желтов. 2007. 279-280, 292-297), тогда как молитва малого входа встречается в обеих литургиях - либо среди входных молитв перед службой, либо среди молитвословий великого входа (Там же. С. 300-304); кроме нее древнерусский чин Л. И. З. имел целый ряд др. особенных текстов (Там же)). После молитвы о Дарах читается молитва над кадилом (Θυμαμ σοι προσθρομεν -      ), совершаются покровение Даров и каждение.

http://pravenc.ru/text/2110609.html

По нашему мнению, священнику, готовящемуся к служению во дни Святой Пасхи, довольно прочитать с вечера Пасхальный канон вместо канона Иисусу Сладчайшему, канон к святому Причащению и вечерние молитвы. Было бы мало уместным и перед самой Литургией во дни Святой Пасхи вполне вычитывать обычные «входные молитвы». В числе обычных входных молитв первое место занимают покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи» и проч. Естественно, что эти тропари благоприличнее заменять тропарями пасхальными, какие положены на часах Пасхальных, то есть после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе из мертвых» читать: «Предварившия утро яже о Марии», «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне» и проч., а затем из обычных «входных молитв» неотложно читать: «Пречистому Твоему Образу», «Милосердия сущи источник» и «Господи, низпосли руку Твою с высоты святаго жилища Твоего... да безкровное священнодействие совершу». Так, по крайней мере в монастырях, совершаются «входные молитвы» перед Литургией в Пасхальную седмицу («Руководство для сельских пастырей», 1888 г.). На сколько частей и как разделять Евангелие, читаемое на Литургии в первый день Пасхи? Определенных правил на этот предмет нет, и практика не одинакова. В церквах столичных и при архиерейском служении чаще всего делят это Евангелие на три части: 1) от ст. 1 до 5 включительно, 2) от ст. 6 до 13 включительно и 3) от ст. 14 до конца, что вполне соответствует естественному течению мыслей в этом Евангелии («Церковный вестник»). Когда следует убирать с престола, с наступлением праздника Вознесения Господня, лежащую на нем Плащаницу? Устав не дает ответа на этот вопрос, а практика бывает различна: одни находят правильнее снимать с престола Плащаницу с вечера при начале праздничной службы, на малой вечерне, так как и положение Плащаницы на престоле совершается перед началом Пасхальной службы и пребывание Плащаницы на престоле, означающее пребывание Господа на земле, представляется несообразным с празднованием Вознесения Господня, когда прославляется Господь уже вознесшийся; другие находят правильнее снимать Плащаницу в самый праздник Вознесения в конце Литургии по отнесении Даров на жертвенник, когда именно этим действием изображается Вознесение Господне, тем более, что снятие ее накануне за малой вечерней наводило бы на мысль, будто Христос вознесся в 39-й, а не в 40-й день.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

4) Относительно совершения богослужебных обрядов собор издал следующие постановления: а) прежде всего собор определил, в какое время нужно звонить к обедни в субботу, в простые дни, в воскресные и в двунадесятые праздники, а также в день св. Апостолов Петра и Павла, и, наконец, в средние праздники. В субботу литургию нужно начинать в начале четвертого часа (по тогдашнему счислению времени от восхода солнца), по воскресеньям и великим праздникам в начале третьего часа, в средние праздники и в простые дни – в начале пятого часа. По различию этих сроков было определено также, когда после литургии должна быть трапеза. Означенные постановления составлены по монастырскому уставу; они не действуют во время нахождения его в походе. По замечанию бывшего митрополита Иоасафа, как мы уже говорили ранее (гл. XIII), были сделаны исключения также для царских чиновников, торговых людей и больных, для которых в особо назначенных церквах обедня должна начинаться ранее обыкновенного – в час дня (по тогдашнему счислению). б) Литургию должно служить по уставу и преданию Василия Великого , Иоанна Златоуста и Григория, папы римского , в полном облачении. В своих постановлениях о литургии собор изложил подробно, хотя не совсем полно, порядок совершения входных молитв, произносимых священников и дьяконом пред входом в церковь для служения литургии, и чина проскомидии (гл. 8-я и 9-я). Состав и порядок входных молитв различается от общецерковного 327 . Точно также и в образе совершения проскомидии замечается несходство с существующим теперь чином проскомидии: собор определил, что часть в память св. Иоанна Предтечи вынимается такая же, как и часть в часть Пресв. Богородицы (гл. 9-я), но затем в другом месте сказано, что эта часть должна быть немного меньше части Богородичной (гл. 41-я, вопр. 11-й). Говоря о проскомидии, собор счел нужным принять меры против злоупотреблений некоторых священников, которые не вынимают частей из приносимых просфор, а уносят последние к себе домой. Просвирням было запрещено приговаривать над просвирами, которые потом давались мирянам, как бы уже освященные. При этом были определены качества, требуемые от просвирней, возраст их и обязанности (гл. 8-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   После благодарственных молитв дается для целования Святой Крест, затем закрываются царские врата, священнослужители изодеяются от священных одежд, благодаря Бога за совершение Божественной литургии, и исходят из храма или совершают, если есть, требы.    На часах вместо указанных кондаков читаются в положенные дни, например, в Великий понедельник, и другие кондаки (см. Последование часов в Триоди постной).    Властолюбия.    Кроме пятой седмицы Великого поста (Типикон, 17-я глава).    Когда.    Не допусти сердце мое до злого намерения придумывать извинения грехам моим.    Пред ектенией священник, поцеловав Евангелие, поставляет его выше антиминса.    То есть здесь заканчиваются ектения и молитва о готовящихся ко Просвещению.    Воздерживаться.    Младенцев, которые не могут принять частицу Тела Христова, на литургии Преждеосвященных Даров не причащают. Указания для священно-церковнослужителей при архиерейском сл... НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ     Проскомидия. Проскомидия совершается заранее назначенным иереем до прибытия архиерея в храм. Иерей вместе с одним из диаконов прочитывает входные молитвы и надевает полное облачение. Просфоры, в особенности для Агнца, заздравная и заупокойная, приготовляются больших размеров. При вырезывании Агнца иерей принимает во внимание количество причащающихся священнослужителей. Вынув из заздравной просфоры две части, а из заупокойной – одну, иерей изымает частицы из прочих просфор, из нижних половинок, оставляя верхние для архиерея, который изымает частицы во время Херувимской песни. По обычаю архиерею уготавливаются еще две отдельные просфоры.     Встреча. Участвующие в сослужении с архиереем являются в храм заблаговременно, чтобы облачиться вовремя, кому следует, и приготовить всё необходимое. Иподиаконы приготовляют архиерейское облачение, постилают орлецы на амвоне, пред местными (Спасителя и Божией Матери), храмовой и праздничной иконами, пред амвоном и у входных дверей из притвора в храм.    При приближении архиерея к храму все выходят при закрытых царских вратах (завеса отдернута) северною и южною дверями из алтаря на встречу и становятся у входных дверей. При этом каждая пара соблюдает свое равнение. Иереи (в рясах и головных уборах – скуфьях, камилавках, клобуках) по старшинству (от входа) становятся в два ряда, причем совершавший проскомидию (в полном облачении) стоит посредине (между последними иереями), имея в руках напрестольный Крест, рукоятью к левой руке, на блюде, покрытом воздухом. Протодиакон и первый диакон (в полном облачении) с трикирием и дикирием, держа их на одной высоте, и кадильницами и между ними свещеносец становятся в ряд против входа, отступая к востоку от иереев на шаг.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

1) поклон настоятелю и «поклонения», 2) тропари и поклонение св. иконам, 3) молитва «Господи, ниспосли руку Твою...», 4) поклоны к «ликам» и 5) вход в алтарь с чтением части псалма или также и некоего тропаря. В России эта структура сохраняется и по сей день (за исключением части/4/), а в греческом православном мире сохранялась до XIX b. Константинопольский «Иеродиаконикон» 1849 г. был, по всей вероятности, первой богослужебной книгой, содержавшей между молитвой (3) и поклонами к «ликам» также и отпуст «последования» входных молитв 141 . Этот отпуст, который придаёт входным молитвам вид последования, быстро вошёл и в другие греческие богослужебные книги. В современном чине «Иератиконы» константинопольской традиции (ИЕР 1895, ИЕР 1951, ИЕР 1968, ИЕР 2002 и ИЕР 2004), в отличие от элладских «Иератиконов», опускают пролог ( 1.А  – 2.А ), прототип которого находится в «Уставе Божественной литургии» свт. Филофея Коккина. Лишь конкретное действие, предписываемое прологом, а именно три поклона «к востоку» перед царскими вратами, сохраняется в современном греческом чине в части 2.Б . Славянский же Служебник, напротив, в 1.А  – 2.А почти дословно воспроизводит текст пролога из древнейшей версии «Устава» в рукописи Св.-Пантелеимонова монастыря 142 . Очевидны и два других различия между русским и греческим чином входных молитв. Первое касается поклонения св. иконам: согласно русскому чину, священник и диакон поклоняются только иконам Христа и Богородицы, а по греческому – также и иконам св. Иоанна Предтечи и храмового святого ( 11.Б, 12.Б ). Поклонение иконам иконостаса – естественное и должное богослужебное действие перед входом в находящийся за иконостасом алтарь. В рукописях оно появляется с XII–XIII bb., сперва как отдельное уставное указание («целующе святыя иконы...» 143 , «И поклонився трижды святым иконам» 144 , «... пред иконы творяй коеждей иконе поклонения три» 145 ), а с XVI b. – с тропарями для поклонения каждой иконе. Целый ряд рукописей XVI–XVII bb. предписывают поклонение четырём иконам, как и нынешний греческий чин, но с иным тропарём св. Иоанну Предтече 146 . Поклонение лишь двум главным иконам, Спасителя и Богородицы, встречается, насколько можно судить, в немногих рукописях 147 , но именно этот способ поклонения вошёл в печатные Евхологии и в брошюры «Божественные литургии».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010