Со святым Стефаном вопием к Тебе: Боже отмщений, Господи, не постави греха врагом, ненавидящим и обидящим нас, но по велицей милости Твоей к покаянию обрати и помилуй их; нас же от всякаго злаго их обстояния (советы лукавыя и коварства их разорив), всесильною Твоею десницею изми и избави, молим Ти ся, Вседержавный Царю, скоро услыши и милостивно помилуй.     Зри: Сия вся прошения на молебнах: общия, покаянныя, благодарственная, о путешествующих, о недужных, о всяком добром деле, о умножении любве и о ненавидящих нас — печатаны суть в Иерейском молитвослове и Книге молебных пений.    См. «Православный церковный календарь» на 1947 г. изд. Московской Патриархии.    Священники, имеющие скуфьи и камилавки, придерживаются следующих правил относительно их употребления во время богослужения. Пред литургией для чтения входных молитв священники исходят пред царские врата в камилавках и снимают их при чтении тропаря «Пречистому Образу», — когда надо целовать иконы и читать молитву «Господи, низпосли»; также входят в алтарь и целуют престол с открытой головой. Проскомидию принято совершать без камилавки или скуфьи. Скуфьи и камилавки надеваются пред «Благословенно Царство», и в таком виде священники стоят до Евангелия, совершая и малый вход с покрытой головой по примеру архимандритов, совершающих этот вход в митрах.    На чтение Евангелия скуфьи и камилавки снимаются, а потом опять надеваются, и таким образом священники стоят до начала пения «Херувимской». Пред чтением: «Никтоже достоин» скуфьи и камилавки снимают и уже не надевают во все дальнейшее продолжение литургии до возгласа «Всегда ныне и присно» в конце литургии при последнем явлении Святых Даров народу. Поставив Дары на жертвенник, священник надевает скуфью или камилавку и в таком виде стоит до конца литургии. На вечерне и утрене камилавки снимают при чтении т. наз. светильничных и утренних молитв, при чтении Евангелия, а также при чтении акафистов, молитв на молебне. На Преждеосвященной литургии камилавки снимаются при перенесении Святых Даров с престола на жертвенник, на пение «Да исправится», и начиная с «Ныне Силы Небесныя» до «Да исполнятся уста наша» (Руков. для сельских пастырей, 1880 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

Панихиды у беспоповцев так же совершаются, как и погребение: вместо ектений поётся, Господи помилуй постольку же, как и на погребении; вместо возгласов священнических – Слава и ныне; заупокойная молитва: Боже духов, глаголемая на ектениях, вовсе оставляется; но кутия поставляется и наставником кадится 33 . д) Чин вечерни, павечерницы, полунощницы, утрени и часов. Пред начатием вечерни и всякой службы полагается обычный семипоклонный начал без предварительных трёх. Полагать такое начало вместо трёх входных поклонов, прежде того времени полагавшихся, предписано в Иосифовских учебных Псалтырях. У старообрядцев, всех вообще, эти семь поклонов, именуемые началом, как я говорил уже, получили особое новое назначение: им начинается всякое моление, без него никакая молитва не начинается, им же всякая служба и кончается; оно почитается не менее, если не более, начального благословения и отпуста иерейского. И так по положении начала один из старших начинает вечерню, глаголя: За молитв св. отец наших Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас. Этот стих говорится в начале всякой службы, вместо иерейского возгласа Благословен Бог наш, чтец: Аминь Царю небесный, Трисвятое, после Отче наш , вместо Яко твое есть царство, старший говорит молитву Исусову: Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас (эта молитва по Отче наш всегда глаголется вместо: Яко твое есть царство) и прочее обычно. По псалме: Благослови душе моя Господа, вместо ектении, поётся: Господи помилуй 12, вместо иерейского возгласа: Слава и ныне. По кафизме, вместо малой ектении: Господи помилуй трижды; вместо возгласа: Слава и ныне. За ектению: Исполним вечерния молитвы наша – Господи помилуй 12: вместо возгласа: Слава и ныне. Молитва главопреклонная пропускается. На конце, вместо сугубой ектении: Господи помилуй 40; вместо возгласа: Слава и ныне. На отпусте, вместо Христос истинный Бог наш, говорится в просительном виде: Господи Исусе Христе Сыне Божий молитв ради Пречистыя ти Матере, – вместо помилует и спасет нас, – помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец. Таким образом говорятся везде все отпусты. Прочее на вечерни идёт по обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Панихиды у беспоповцев так же совершаются, как и погребение: вместо ектений поется Господи помилуй по стольку же, как и на погребении; вместо возгласов священнических – Слава и ныне; заупокойная молитва: Боже духов, глаголемая на ектениях, вовсе оставляется; но кутья поставляется и наставником кадится 32 . д)      Чин вечерни, повечерницы, полунощницы, утрени и часов. Пред начатием вечерни и всякой службы полагается обычный семипоклонный начал без предварительных трех. Полагать такое начало вместо трех входных поклонов, прежде того времени полагавшихся, предписано в Иосифовских учебных Псалтирях. У старообрядцев, всех вообще, эти семь поклонов, именуемые началом, как я говорил уже, получили особое новое назначение: им начинается всякое моление, без него никакая молитва не начинается, им же всякая служба и кончается; оно почитается не менее, если не более, начального благословения и отпуста иерейского. И так по положении начала один из старших начинает вечерню, глаголя: За молитв св. отец наших Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас. Этот стих говорится в начале всякой службы, вместо иерейского возгласа Благословен Бог наш, чтец: Аминь. Царю небесный, Трисвятое, после Отче наш, вместо Яко твое есть царство, старший говорит молитву Иисусову: Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас (эта молитва по Отче наш всегда глаголется вместо: Яко твое есть царство) и прочее обычно. По псалме: Благослови душе моя Господа, вместо ектении, поется: Господи помилуй 12, вместо иерейского возгласа: Слава и ныне. По кафизме, вместо малой ектении: Господи помилуй трижды; вместо возгласа: Слава и ныне. За ектению: Исполним вечерния молитвы наша – Господи помилуй 12; вместо возгласа: Слава и ныне. Молитва главопреклонная пропускается. На конце, вместо сугубой ектении: Господи помилуй 40; вместо возгласа: Слава и ныне. На отпусте, вместо Христос истинный Бог наш, говорится в просительном виде: Господи Исусе Христе Сыне Божий молитв ради Пречистыя ти Матере, – вместо помилует и спасет нас, – помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец. Таким образом говорятся всегда все отпусты. Прочее на вечерни идет по обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

(В некоторых служебниках XVI в. выписки из стоглава о входных молитвах помещались особой статьей под именем «устава». (Опис. III–65)). Тем не менее, приготовительная часть изложена в нем с такими подробностями, которых служебники XV в. не имели. Устав Киприанов, определив в общих чертах требования, обязательные от служащего священника, сослался на обычное правило и ограничился одной молитвой. Такого сжатого изложения впоследствии оказалось недостаточно, и стали записывать по-прежнему целый ряд приготовительных молитв, тем более что они сами собой предполагались уставом Киприана. И вот, наш служебник открывается тропарями и входными молитвами иерею перед службой, а наставление сокращается. При надевании епитрахили записаны оба стиха: «емше Иисуса» и «благословен Бог изливаяй». После облачения записаны: молитва иерею от всякия скверны, молитва перед службой и краткое покаяние. В чине проскомидии 2-я просфора называется богородичной, а 3-я крестовой; остальные не перечисляются, но указано следующую частицу класть на дольней стороне агнца, и при этом поминаются архиепископ и весь священнический чин; частица, полагаемая на «правом розе», назначается за князя и православных христиан, – «на левом розе» – за усопших. Во время малого входа полагается благословение жертвенника (то же что в синод. 352. Опис. III. 50), перед евангелием – молитва: всияй свет; записана заупокойная ектенья и молитва на любовь, перед освящением даров положено призывание Св. Духа, перед возгласом: Святая Святым – несколько молитв из канона к причащению. Следующие затем подробности при причащении, которых нет в служебнике Киприана, согласны со служебниками Антония Римлянина и Варлаама Хутынского, повторяя, таким образом, особенности литургийной практики XII–XIII в. В конце приводятся две новых молитвы: 1-я похраняя дары и 2-я совлачася риз. И так, вот какой сложный агрегат составляется в XVI в. на основании исправленной Киприаном редакции, и какими новыми подробностями осложнилась эта последняя. Служебник нашей Академии, бывший волоколамский 88), представляет образчик еще более неумелого обращения с именем Киприана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Первое издание «Иератикона», вышедшее в 1895 г. в Константинополе, содержало последование, близкое к тому, которое приводилось в популярных изданиях «Божественных литургий». В противоположность последним, однако, оно удалило из 5 «Царю Небесный...», но и сохранило древнее указание о чтении «Слава в вышних Богу...» дважды, а «Господи, устне мои отверзеши...» один раз. Но, как было упомянуто в примечании к 5.Б , согласно ИЕР 1895 молитвы эти читал только священник, в то время как диакон уже стоял на солее напротив царских врат 275 . Последующие «Иератиконы» константинопольской традиции (ИЕР 1951, ИЕР 1968 и ИЕР 1981) просто перепечатали это последование. Новый элладский «Иератикон», ИЕР 1962, представил последование, ещё более близкое к последованию вышеупомянутых изданий «Божественных литургий». Единственным отличием было отсутствие в ИЕР 1962 молитвы «Царю Небесный...». Впрочем, причиной удаления этой молитвы было, вероятно, следующее обстоятельство. Как известно, «Царю Небесный...», как призывание Святого Духа для совершения богослужения, полагается в начале первой службы, следующей после перерыва в богослужении. В греческом мире первой службой в рассветные часы чаще всего является утреня, которая у греков уже много веков совершается непосредственно перед литургией (часы в приходских храмах опускаются). К тому же эта молитва читается и во время входных молитв, которые также уже много столетий читаются во время утрени. Повторение этой подготовительной молитвы ещё раз представлялось неоправданным 276 . ИЕР 1977 и его переиздания после «Господи, устне мои отверзеши...» добавили тропарь «Во храме стояще славы твоея, на небеси стояти мним, Богородице, врата небесныя, отверзи нам дверь милости твоея» 277 . Наконец, в отличие от всех предыдущих «Иератиконов», ИЕР 2002 исправляет, как было замечено выше, раздельный способ чтения молитв 5.Б и возвращает «Царю небесный...». Тем не менее, как и элладские «Иератиконы», он предписывает читать «Слава в вышних Богу...» трижды, а «Господи, устне мои отверзеши...» дважды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

скажет: «И о сподобитися нам »..., 3-й диакон сходит с Евангелием с солеи и, обогнув икону праздника с правой стороны, подходит к первен. свящ., имеющему читать Евангелие. Вонмем « перед чтением Евангелия произносит 1-й диакон, который и открывает место в Евангелии для чтения, а 3-й – поддерживает Евангелие. По прочтении Евангелия, 3-й диакон относит Евангелие чрез Царские врата в алтарь и кладёт Евангелие на его место и возвращается обратно через северные двери и становится позади первенств, священника с другими диаконами. Кланяются и целуют икону праздника диаконы все после священников. Кланяются одновременно, а к иконе прикладываются и к помазыванию освящ. елеем подходят по очереди, «по чину»: 1-й, 2-й и 3-й. Ектении после 3-й и 6 – песен канона произносит 2-й диакон, а, Спаси Боже люди твоя» пред каноном читает первый диакон. Чтение этой молитвы практикуют двояко: одни читают её на солее пред иконой праздника, немного в стороне (правой). Конечно, чтение предваряется и кончается поклоном иконе, а потом первенств. священнику. Каждение на 9-й песни канона совершает 1-й диакон. Порядок каждения этого обычный. Сугубую ектению после «Славословия великого» произносит 2-й диакон, а просительную 3-й диакон. Если же служат только два диакона, то сугубую произносит 1-й, а просительную – 2-й. Заключительное «премудрость» произносить 1-й диакон. Выход из алтаря и вход в него диаконов для чтения упомянутых ектений должен быть только чрез боковые двери алтаря. Л) Порядок служения литургии с 2 и 3 диаконами «Входное» пред проскомидией со всеми священниками, имеющими служить, выходит читать 1-й диакон, который останавливается позади священников пред «местной» иконой Спасителя. Читает он все положенные молитвы, кроме «Вниду в дом Твой». Читающий молитвы диакон во время чтения означенных молитв не делает никаких земных поклонов и к иконам в это время не прикладывается. Это он может сделать после того, как священники направятся в алтарь, т.е. по окончании входных молитв. Читающему эти молитвы диакону во время чтения их следовало–бы быть облачённым в свои диаконские облачения. Так лучше и торжественнее. В совершении проскомидии участвует 3-й диакон. Каждение по окончании проскомидии совершают 2-й и 3-й диаконы; а если только два диакона, то 1-й и 2-й. Нужно знать, что 1-й и 2-й диаконы в алтаре стоят с правой стороны, а третий с левой. Максимальное количество диаконов при служении должно быть три.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Как известно, то, что совершается не вслух всех, не публично, то способно подвергаться всевозможным изменениям, будучи лишено сдерживающего контроля со стороны народной привычки. Это именно и случилось в описываемое время: 1) с проскомидией, 2) с некоторыми молитвами и действиями в литургии оглашенных, и 3) с некоторыми несущественными молитвами и действиями в самой литургии верных; наконец 4) не избег этой участи и конец литургии, который хотя и совершался вслух, но, по своей неважности, несущественности, легко допускал изменения. Этот период колебаний означенных статей в литургии кончился 169 в XIV в. с изданием устава конст. патр. Филофея, жившего в XIV в., и с перенесением этого устава в Россию в том же веке митр. Киприаном. – Для того, чтобы лучше понять, как могло быть допущено подобное колебание в рассматриваемый период, нужно заметить (кроме того, что мы сказали выше относительно тайных молитв и священнодействий), что древний чин литургии до патр. Филофея вовсе не отличался такой подробностью изложения, какую мы находим в наших нынешних служебниках. Тогда не писали подробного устава литургии, как ныне, тогда писали только молитвы сполна, все остальное или вовсе не писалось или же писались только первые слова (напр. эктений). Понятно, какое широкое поприще для вариаций представлялось тогда каждому совершающему литургию, благодаря вышеозначеннолу обстоятельству. Изложение литургии с подробным ее уставом, изданное патр. Филофеем в XIV в., полагало преграды проявлению на будущее время подобного произвола. Прежде всего нужно заметить, что дольше всех этих частей не устанавливалась первая часть, т. е. молитвы входные. Только в XIV в., в Киприановом служебнике 170 полагается входная молитва, да и то только одна (наша: „Господи, ниспосли руку Твою...”). Остальных молитв входных не находим в Киприановом чине проскомидии, а следовательно их не было и в Филофеевом. Остальные входные молитвы являются (да и то не те, какие теперь читаются) в связи с проскомидией гораздо позже рассматриваемого периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

О служении литургии, недоконченной по случаю тяжелой болезни священника По смыслу «Известия Учительного» литургия может быть совсем прекращена, если священник тяжко заболеет и не будет в состоянии продолжить ее, до великого входа. Приготовленные же на проскомидии для совершения таинства хлеб и вино в этом случае на следующей литургии потребляются с Дарами не яко же Тело и Кровь Христовы, но яко же благословенный хлеб и вино. Если служащий литургию священник заболеет после великого входа и другого иерея не будет, тогда приготовленные, находящиеся на престоле Дары каким-либо благоговейным мужем покрываются, и пришедший иерей на следующий который-либо день совершит на том или ином престоле божественную службу, начиная от проскомидии, вынет новый Агнец и обычно в служении освятит. «По потреблении же новаго освященнаго Агнца, потребит и прежний Агнец, и Кровь божественную да испиет или, всыпав в святую чашу, вся вкупе на жертвеннике потребит» (Там же). Соборное служение литургии (с диаконом) Для чтения входных молитв священнослужители выходят из алтаря (а равно и входят в него по прочтении этих молитв) в порядке старшинства, притом те, которые стоят на правой стороне престола, идут через южную дверь, а которые на левой стороне престола – через северную дверь. Входное совершается ими без облачения в какую бы то ни было священную одежду; после чтения «Милосердия сущи...» совершают земные поклоны и прикладываются к святым иконам; затем все священники, наклонивши головы, читают: «Господи, ниспосли руку...» и по прочтении кланяются друг другу, именно: стоящие на правой стороне стоящим на левой стороне, а эти последние в то же время кланяются первым, после же этого все кланяются народу. По входе в алтарь все становятся по старшинству на своих местах, творят земной поклон пред престолом и целуют его, после чего отходят для облачения. Проскомидию совершает только один священник и притом младший или очередной; прочие священники вынимают из служебных просфор частицы о живых и об умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Как общую особенность домонгольского богослужения можно отметить такой необычный порядок: при исполнении прокимнов и аллилуариев архиереи и священники имели право сидеть. Из мирян такое право имели только князья. На литургии не было нынешних входных молитв, их заменял комплекс молитв священника за себя, за всех собравшихся, за живых и умерших. При совершении проскомидии в то время не имело принципиального значения количество просфор: Служебники вообще не указывали их числа. Позволялось даже служить на одной просфоре, если негде было приобрести большего количества. Обычно служили на трех просфорах. Нынешний проскомидийный чин окончательно сложился только в XIV-XV в.в. Имелась еще одна особенность - в домонгольский период проскомидию еще разрешалось совершать диаконам. При совершении литургии имел место целый ряд специфических особенностей. Например, после Великого Входа и перенесения Даров на Престол следовало омовение рук. Затем предстоятель трижды поклонялся перед Престолом, а остальные священники возглашали ему " многая лета " , чего не встречалось ни в греческой, ни в латинской практике. Такое же многолетие полагалось после возгласа " Святая святым " . Священнослужители не читали тайно " Херувимскую " , она исполнялась только певчими на клиросе. При приготовлении Св. Даров для причастия священник произносил некоторые молитвы, заимствованные из литургии св. апостола Иакова. Другие особенности богослужения в Киевский период были связаны, главным образом, с общепринятым со II половины XI в. Студийским уставом. Учительный момент особенно подчеркивался в период христианизации Руси. Поэтому в соответствии с студийской уставной традицией службу в большей степени не пели, а именно читали. Она была несколько короче по продолжительности, чем в иерусалимской традиции. Это делалось для того, чтобы люди могли легче усваивать то, что читается, глубже постигать содержание богослужения. Быть может, в чем-то поступались красотой православной службы ради того, чтобы достичь большего эффекта учительного.

http://sedmitza.ru/lib/text/436242/

даров в чашу песней: «Воскресение Христово видевше», «Святися, святися, новый Иерусалиме» и «О пасха велия и священнейшая, Христе», возгласа: «Спаси Боже, люди твоя», и, наконец, не было молитв читаемых в настоящее время при разоблачении священнослужащих. Из этого перечня частей, недостающих в литургиях Златоуста и Василия Великого , по их древним редакциям, сравнительно с нынешним порядком литургии тех же святых отцов, мы можем видеть, что главное различие между теми и другими заключается в тех частях их, которые совершаются священнослужащими тайно и вследствие этого мало чувствуют на себе стеснительное влияние давнего общего обычая. Часть литургии, совершающаяся из века в век вслух всего народа, твердо запоминается молящимися и привычка народа слышать одно и тоже не позволяет сделать какие бы то ни было изменения в этой части; но за этой, вслух всего народа совершающейся частью литургии, стоит еще часть, совершаемая тайно одними священнослужащими, на которую не простирается стеснительный надзор народа и которая поэтому более способна подвергаться изменениям. Эти общие положения, подтверждаясь наглядным образом старою редакцией литургии, подтверждаются так же редакцией её, принадлежащей патр. Филофею. Патриарх этот, можно сказать, не изменил ни одной йоты в части литургии Златоуста, совершающейся вслух всего народа, но все изменения, сделанные им, касались части литургии, совершаемой священнослужащими тайно, – именно он, отменив почти все особенности совершения литургии Златоуста, а вместе с нею, конечно, и литургии Василия Великого по их древней редакции, восполнил некоторые пробелы и в общем значительно приблизил порядок совершения литургии Златоуста к порядку совершения её в настоящее время. Тем не менее, несмотря на то, что порядок литургии Златоуста по редакции патр. Филофея ближе к современному нам, он все-таки представляет следующие разности сравнительно с этим последним. Из входных молитв пред литургией, по редакции патр. Филофея, положено читать только одну молитву: «Господи, ниспосли руку твою с высоты святаго жилища твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010