Торжественное пение, своеобразные напевы, стихиры с канонархом, отчетливое чтение, своевременное сидение, общее праздничное одушевление производят то, что дивная служба проходит легко и незаметно. Пред началом литургии, как только загудит тысячепудовый «Св. Андрей», священнослужители собираются в храме у западных дверей в ожидании игумена. Игумена встречают «со славой». В день храмового праздника идут даже в его покои, и оттуда провожают в храм со свечами и пением. Войдя в храм, при пении праздничного тропаря или задостойника направляются к царским вратам, и по прочтении входных молитв, идут к раке преподобных и прикладываются к их изображениям, после чего входят в алтарь, прикладываются ко св. престолу и взаимно благословляются со словами «Христос посреде нас», «И есть и будет», после чего облачаются. Игумен служит в митре — это отличие было пожаловано валаамским игуменам Императором Hukoлaeм II, — и в драгоценном изумрудном кресте с алмазами, дарованном игуменам Валаама Императором Aлekcahдpoм I. За литургией на Валааме священнослужители не полагают земных поклонов. По начальном возгласе — все служащие иереи, попарно, отходят к жертвеннику для поминовения близких им лиц. По причащении все сослужившие взаимно приветствуют друг друга с принятием Св. Таин, а по окончании литургии, при встрече, и другие братия сердечно приветствуют причащавшихся. После праздничной литургии совершается при колокольном звоне торжественное шествие с певчими в трапезную, с Богородичною просфорою, которая, после трапезы, по совершении чина панагии, разделяется братии. Я уже упоминал о красоте и разнообразии Валаамского пения. В течение Великого поста, например, на Преждеосвященных литургиях (а их в посту 16) напев «Да исправится молитва моя» почти не повторялся, и всякий раз отличался своеобразною красотою и умилительностью. А Киевское «Благослови, душе моя, Господи» и «Блажен муж» на праздничных всенощных потрясало своим величавым громогласием. Ведь, одно «Аллилуиа» на «Блажен муж» повторяется 90 раз! Удивительны также по своей красоте антифоны пред Евангелием на воскресных всенощных, и прокимны на будничных вечернях!

http://bogoslov.ru/article/6174418

Всемерзкий, пренечистый и вселукавый враг запнул меня сегодня, как грешного и мерзкого грешника, скверными и хульными помыслами на Пречистую Богородицу в то время, когда я по окончании часов и при совершении входных молитв подошел к пречистому Ее образу лобызать пречистые стопы Ее, коими Она освятила всю землю, воды и воздух, и сильно уязвил и смутил меня; я горько жалел, что допустил даже на мгновение приразиться к сердцу этой клевете и хуле, и в покаянии взывал ко Господу о милости, и Господь скоро помиловал и какую благодать мира даровал мне, какое избавление, явное и славное! Благодарю Тя, Господи, яко посрамляеши запинающего меня! Благодарю Тебя, яко великое дерзновение даруеши мне в служении пред богатыми, учеными и знатными! В церковном богослужении весьма часто употребляется краткое славословие Святой Троице, всё создавшей и всем управляющей, всё оживотворяющей: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Другая половина этого славословия прилагается к тропарю в честь Божией Матери, ибо чрез Нее мы сподобились вечно славословить Святую Троицу, чрез Нее оживотворены и спасены Триипостасным Божеством. 12 . Согрешил пред Господом и пред Святою Церковью , покушав вчера вечером красной икры и потом сардинок на прованском масле, ибо рыбная пища произвела блудное разжжение, хотя грез нечистых и не было. Защитник Александров, краснобай, убаюкал до того публику и присяжных заседателей, что эти последние оправдали виновную в покушении на убийство градоначальника Трепова и действительно выстрелившую в него, сказав, что она не виновата. Основа защиты была та, что Трепов градоначальник высек розгами Боголюбова-арестанта за грубость и дерзость пред ним. Розга-де унижает достоинство человека, а разве грубость и дерзость пред начальником не унижают достоинства человеческого? Разве возмущения в самом храме и на улице пред храмом не унижают, не оскверняют святости самого храма, святости богослужения (буйство было сделано во время богослужения), не говорю уже о поругании государственного учреждения и государственного порядка? Разве столь частые самоубийства, сделавшиеся как бы естественным последствием отмены телесных наказаний, обуздывавших греховные нравы людские, не унижают человека более всего? Оправдывайте, оправдывайте, господа, негодяев, и вы увидите, что будет, какое самоуправство, какие убийства и самоубийства. Эти убийства и самоубийства суть страшный суд Божий за отмену телесных наказаний негодяям; из-за отмены их зло достигло крайних пределов, ибо не стало узды, внешней узды для преступления. Как не оправдали Каракозова 126 и подобных ему? – Но тогда не было защитника Александрова, не было суда, скорого и правого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Если же вино пресуществляется в Кровь Христову, то это уже полноценное таинство Евхаристии и термин «преждеосвященная» оказывается некорректным. 2 . Во время ЛПД никакого преложения (пресуществления) вина в Кровь Господню не происходит , поэтому: перед началом литургии, при чтении входных молитв священники не читают молитву «Господи, низпосли руку Твою…», в которой испрашивается помощь для совершения «безкровного священнодействия»; не читаются специальные молитвы на облачение священнослужителей; не читаются проскомидийные молитвы при соединении вина с водой перед вливанием их в Чашу, а также при накрывании Покровцами и Воздухом Дискоса с Преждеосвященным Агнцем и Чаши с вином; не читаются особые молитвы после поставления Дискоса и Чаши на Престол по Великом входе; не читается Символ веры ; полностью исключается Евхаристический канон, принципиально необходимый для преложения Святых Даров; священник раздробляет Святой Агнец и влагает Частицу Святых Даров в Потир, ничего не произнося, и теплота в Чашу вливается в молчании; диакон не испивает из Чаши и также поступает священник, если он служит без диакона; младенцев на ЛПД не причащают, поскольку они нуждаются не в освященном вине, а в причащении Святыми Дарами, которые на ЛПД достаточно тверды даже для потребления взрослыми людьми. 3 . И самое главное: в чинопоследовании ЛПД нет ни одного молитвенного обращения к Богу, в котором бы священнослужители просили Его преложить (претворить, пресуществить) вино в Чаше в Кровь Христову. Таким образом, все чинопоследование ЛПД с середины XVII в. однозначно свидетельствует в пользу «традиционного» понимания, а именно: что вино хотя и приобщается благодати от Преждеосвященного Агнца в силу общения свойств, но Кровью Христовой от прикосновения не становится. 4. «Новооткрытое» понимание 4.1. Аргументация Историческую аргументацию в пользу того, что вино прелагается (пресуществляется) в Кровь Христову от соприкосновения с Преждеосвященным Агнцем, впервые подробно изложил проф. Иван Алексеевич Карабинов в 1915 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/e...

О.Серафим жил в единственной уцелевшей башне на стыке восточной и южной стены. В назначенный час я поднималась в его келью по скрипучей деревянной лестнице. Прочитав молитву, вошла. Он, благословив, предложил сесть. Сам сел к столу у окна. Стол был завален грудой писем, накопившихся за время отсутствия о.духовника. Там же лежали и деньги. Начал он беседу с того, что знает о моем разговоре с о.Андроником... Вдруг без зова и входных молитв влетел к нему молодой монах В. и упал в ноги, прося прощение. О.Серафим принял грозный вид. На смешанном русско-украинском языке он стал выговаривать монаху за то, что тот сказал настоятелю неположенное от его имени (новый настоятель, о.Феоген, прибыл во время отсутствия о. Серафима). Как я поняла, о. Серафим, жалея братию, просил не будить молодых послушников на ночные службы, чтобы они с 12 до 4-х могли отдохнуть, но не хотел, чтобы настоятель принял это ка вмешательство в его дела и распоряжения. Проще было бы для всех, для общего мира с новым настоятелем, чтобы монах В. смягчил обстановку, признав виноватым себя. О.Серафим старался дать понять это молодому монаху, но не объяснением, а грозным вопросом: «Чадо, що ты зробил?» Вероятно, тот все понял и только повторял, не пытаясь оправдаться, одно: Прости, отче». О.Серафим велел ему сейчас же пойти к настоятелю, просить прощения за то, что он все перепутал. Тот быстро ушел. О.Серафим был, видимо, доволен, что В. все понял без лишних слов. Он подошел к окну и, глядя на спешащего В., сказал с любовью: «О, святая простота». Продолжая прерванный разговор, о.Серафим пригласи меня приехать еще, если Бог благословит. Тут снова влетел монах В., радостно сообщая, что о.настоятель простил. О.Серафим стал снова грозно на него наступать, спрашивая куда он дел деньги и одеяла. На время своего отсутствия о.Серафим оставил свою келью этому монаху и тот по хозяйски распорядился: деньги раздал нуждающимся. “А одеяла где?” “Монашкам отдал, они мерзнут” (все знали, что обитель материально помогала многим нуждающимся, особенно монахиням в Золоноше, да и другим, о ком знали).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4048...

1. “От восток солнца до запад…” ( Пс. 112:3-2 ); 2. Сразу за этим хор поет тропарь праздника (или храма, если праздника большого нет). Скорость пения такова, чтобы Архиерей успел дать всем священникам Крест для целования, приложиться к праздничному образу и взойти на амвон. Если в храме имеется какая-либо чтимая святыня и предполагается, что архиерей будет к ней прикладываться, в этот момент поется тропарь данному святому, чьи святые мощи (или чтимый образ и т.д.) находится в храме. Можно тропарь повторить два раза. 3. Когда Архиерей взойдет на амвон, развернется и начнет благословлять народ, то хор поет: “Тон Дэспотин”. 4. По возгласе протодиакона: “Восстаните”, хор поет: “Преосвященнейший (или Высокопреосвященнейший) Владыко, благослови”. Такой же ответ хор поет в конце утрени и 1го часа. Далее вся Всенощная идет обычным чином. После отпуста утрени поется: “Ис полла” (краткое), далее поется многолетие: “Великого Господина…” и еще раз: “Ис полла” (краткое). Если окончание утрени совершал не Архиерей, а священник, то хор поет: “Великого Господина…” и “Ис полла…” (краткое). По отпусте 1 часа и возможном слове Архиерея и других лиц хор поет: – тропарь или величание праздника (не спеша); – “Утверждение на тя надеющихся…”; – “Ис полла” большое (как после трио на Литургии). Устав Божественной литургии для хора: Протодиакон: “Премудрость”. Хор: “От восток солнца до запад…” ( Пс 112:3-2 ) (от Пасхи до Отдания – “Христос Воскресе”) и далее сразу без перерыва начинает пение: “Достойно есть” (или в двунадесятые праздники, их попраздненства и в Преполовение – задостойник). Петь “Достойно” надо медленно, так, чтобы Архиерей успел полностью совершить входные молитвы. Ориентир для регента: в конце входных молитв Архиерей прикладывается к иконам Спасителя и Богоматери, читает перед Царскими вратами молитву и одевает клобук. К этому моменту пение “Достойно” надо закончить. Архиерей поворачивается, испрашивает у всех прощения и благословляет народ на три стороны. Хор поет: “Тон дэспотин кэ архиэрэа имон Кирие филаттэ. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота” (Господина нашего и Архиерея, Господи, сохрани на многая лета). После этого песнопения сразу поется ирмос 5й песни канона недели Ваий: “На гору Сион…”. По Уставу его надо петь только на Патриаршем богослужении, но по современной практике его поют и на любом архиерейском богослужении.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-ipodia...

Непосредственным прообразом чина является испрашивание прощения в начале и конце каждого дня, которое, согласно церковному уставу, должно совершаться во всяком общежительном монастыре ранним утром — после полунощницы, — а также вечером — после повечерия (см. Часослов). Тем самым, каждый монах, начиная с игумена обители, надеется прожить каждый день своей жизни в строгом соответствии с евангельской заповедью: «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24), а также исправить последствия даже малейшего отступления от нее в течение дня. Помимо этих прощений в начале и конце дня, церковная традиция предписывает, чтобы предстоятель испрашивал прощение у сослужащих и всего народа несколько раз во время совершения Божественной литургии: в конце входных молитв, перед великим входом, перед Причащением.  Старопечатные издания Служебника прямо описывали подробное, с земными поклонами, испрашивание прощения предстоятелем перед самым началом литургии и после великого входа. Еще одна традиция, повлиявшая на формирование чина прощения вечером в Сыропустную неделю — это предписание ранних редакций Иерусалимского устава о целовании чтимых икон в храме вечером в эту неделю, а также в конце вечерни в другие воскресенья Великого поста. Соединение этого благочестивого обычая с обязательным прощением в конце дня, по всей видимости, и привело к выделению прощения в Прощеное воскресенье в специфический чин. Он зафиксирован уже в русских монастырских Обиходниках и Чиновниках соборных храмов XVI-XVII вв. 7 , где содержатся краткие указания о том, как он происходил. Описанный выше порядок совершения чина прощения основывается на существующей в наши дни практике, с учетом указаний этих источников. 1 В тех приходах, в которых по различным причинам не бывает вечернего богослужения, чин прощения может быть совершен по окончании Божественной литургии как в соединении с вечерней, так и без нее.

http://patriarchia.ru/db/text/6053336.ht...

«Братцы, братцы, пойдемте скорей назад: про хиротонию забыли». Это было так просто, так непринужденно и спокойно. Что думал бедный архимандрит Дионисий, не знаю. Но любители всюду подмечать приметы запомнили это не без суеверия, а потом в бытность Дионисия без лести преданным пилсудчине митрополитом любили вспоминать про это «предзнаменование» 19 . Навсегда останется воспоминание об этой невозмутимой тишине и трезвом спокойствии, которое исходило от митрополита при его служении. Его выводили из себя безграмотность чтецов, певцов или диаконов, театральность, вычурность, наигранность, искусственное умиление – словом, все то, что он презрительно называл «мистикой». Надо было видеть, как он читал домашнее правило; это одни из лучших воспоминаний, – совместная молитва , совместное чтение правила перед литургией с митрополитом Антонием. Федя читком, скороговоркой читает повечерие, а потом митрополит читает канон или акафист. Читает не спеша, просто, внятно, бесстрастно, крестится истово, красиво и уставно. Глаза смотрят перед собой совершенно спокойно, как-то особо трезвенно. Никогда не помню закрытых глаз, деланого слащавого тона, псевдоумиления. Совершенно так же слушал он перед литургией чтение входных молитв. Когда он подходил к местным иконам с клобуком на плече, медленно кланялся в пояс или, когда можно по уставу, земно (кстати, какая красота были эти антониевские земные поклоны, несмотря на всю его грузность и старческое недомогание) и просто, без аффектации прикладывался к иконе. Так же и при облачении он спокойно и просто стоял на «рундуке» и с милой улыбкой умного лица смотрел, как «студентики» Миши, Сережи, Володи подносили ему облачение, облачали его, прислуживали ему. Старый протодиакон Вербицкий говаривал про него, про его облик при облачении: «Орел! Эк как стоит. Словно “овча на заколение ведеся”». Строго и благоговейно стоял он во время литургии. С той же улыбкой он ждал радостного для него момента в чтении Писания или в евхаристическом каноне. Слова Спасителя под конец жизни часто произносил со слезами; нередко глаза увлажнялись слезами при слушании Евангелия, особливо при чтении им Страстных Евангелий. Боже! Как Антоний читал первое страстное Евангелие! Кажется, и сейчас слышу его голос: «Ныне прославися Сын Человеческий...»

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

– После так называемого „начала“ к исповеди и молитв, положенных в Требнике (вслед за чем делается краткое наставление говеющим о необходимости соблюдать тишину и порядок, а также внимательно обдумывать грехи пред исповедью и с сокрушением о них и с благоговением приступать к ней), все приглашаются записаться в заведённую для этого книгу. После этой записи объявляется краткий отдых, а затем, по удару в колокол, все исповедники собираются в тёплый храм. Впереди, пред св. дверьми, ставится аналой со св. крестом и евангелием и пред ним возжигается свеча. Около священника поставляется столик и на нём кладется духовная роспись для справок и записная книга, в которой для удобства после исповеди каждого подчеркиваются одни имена. Сначала исповедуются выслушавшие молитвы пред исповедью, а потом священник делает „начало“ для вновь пришедших и исповедует их. Ожидающие исповеди находятся около входных дверей, при чём для слабомощных ставятся скамьи; дети стоят или сидят впереди взрослых. Впереди ставится стол и стул для чтеца. Псаломщик, а иногда и грамотный из прихожан, садится за стол и громко (заранее приготовившись к этому) читает, по выбору священника, жития святых из «Четьи-Минеи» или другое что из книг религиозно-нравственного содержания. Внятное и громкое чтение сосредоточивает на себе внимание ожидающих исповеди, воздерживает их от разговоров и не даёт возможности слышать беседу духовника с исповедником. К исповеди каждый вызывается по записной книжке, а для приходящих к ней и отходящих от неё при начале исповеди определяются разные стороны. После исповеди читается так называемое «правило», заканчиваемое «молитвами на сон грядущий» (см. подр. Рук. д.с.п. 1882, 10). – О. протопресвитером военного и морского духовенства на одном из бывших в 1895 г. братских собраний военного духовенства, живущего в С.-Петербурге и его окрестностях было высказано следующее: „Мне пришлось слышать воздыхания прихожан военных церквей, что в некоторых военных церквах исповедовают без ширм, а кругом 100–150 человек стоит: и смущается исповедник.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Правосл. литургия по Г. о. значительным образом отличается от католич. чина рим. мессы из-за влияния на нее визант. обряда, мн. элементы к-рого были включены комиссией в чин «литургии согласно св. Герману Парижскому». В начале литургии совершаются входные молитвы ( les prières préparatoires ), соответствующие accessus ad altare в рим. обряде (Пс 42, Confiteor, ascensio ad altare, introit), при этом допускается чтение входных молитв из визант. обряда. При облачении клирики читают традиц. зап. молитвы, облачения соответствуют используемым в Зап. Церкви (амикт, альба, стола, манипул, далматик и др.). Диакон совершает приготовление Даров ( la préparation des Dons ) с молитвами, частично заимствованными из чина проскомидии визант. обряда. Литургия оглашенных ( Liturgie des Catéchumènes ) начинается с диаконского возглашения: «Soyons attentifs! En silence!» (Внимайте! Храните молчание!) в соответствии с «Кратким толкованием» Псевдо-Германа. После antiphona ad praelegendum совершается вход с Евангелием и чтение молитвы малого входа из визант. обряда, по входе читаются молитвы начала литургии из визант. обряда (            ). Далее чинопоследование соответствует «Краткому толкованию»; при архиерейском служении во время пения Трисвятого (на 3 языках - греч., лат., франц.) допускается осенение народа трикирием и дикирием с чтением молитвы «Seigneur, regarde du haut des cieux» (         в визант. чине архиерейского богослужения ). По гомилии диакон читает литанию (prece), схожую с мирной ектенией визант. обряда. Литургия верных ( Liturgie des Fidèles ) начинается с диаконского призыва затворить двери, предстоятель преподает благословение, далее следует чтение народом «Верую» (Credo), во время к-рого диакон совершает каждение алтаря и храма. После Credo читаются 2 молитвы Praefatio fidelibus, предваряющие офферторий , состоящий из Sonus - пения Que toute chair humaine fasse silence (          ) и процессии с Дарами, схожей с вел. входом в визант. обряде. Во время процессии священник читает молитву Aucun de ceux qui sont liés (    ). По поставлении на престол Дары покрываются покровом (palla) с молитвой Le noble Joseph (    ), что также является прямым заимствованием из визант. обряда, в это время хор поет Laudes.

http://pravenc.ru/text/161584.html

В. В. Печатнов Эпилог После сопоставления современного русского и современного греческого чина Божественной литургии возникают два противоположных чувства: с одной стороны, ощущение фундаментального единства русского и греческого чина, а с другой – изумление от множества больших и малых различий. Литургии, их структура и основные молитвы одинаковы, но в подготовительных молитвах священнослужителей, в «клиросных» частях и ряде других элементов литургии наблюдается значительное несходство. Хотя, как мы видели, различия между русским и греческим чином начали возникать ещё в византийский период, несомненное большинство их появилось в XIX b. Тогда в греческих богослужебных книгах, особенно афинских, появилось несколько новых элементов, таких как отпуст входных молитв и пространный конечный отпуст, другие элементы, например, поминовение ангелов в чинопоследовании протесиса, были возвращены, а целый ряд элементов чина литургии XVI–XVIII bb. исчез. К последним элементам относятся как поздние, такие как тропарь Третьего часа перед преложением Честных Даров и «Преложив Духом Твоим Святым» в анафоре В , так и древние и традиционные, такие как Пс.33 во время раздаяния антидора и полный аллилуарий. Кроме того, уставные указания в греческих книгах второй половины XIX и начала ХХ вв. сильно изменились по сравнению с предыдущим периодом. Изменения касались в основном способа формулировки указаний, но в ряде случаев и их содержания. В результате, например, заамвонная молитва начала читаться перед иконой Спасителя справа от царских врат, а не с места ниже солеи и напротив царских врат, а диакон на Великом входе перестал держать св. дискос на уровне лба («π τς κορυφς», « на глав») и нести кадило. Русский чин Божественной литургии, напротив, сохранил почти неизменным чин середины XVII b., возникший в результате исправления богослужебных книг при патриархе Никоне . Последний был почти идентичен современному ему греческому чину, но имел и несколько славянских элементов, таких как ектения об усопших. В результате современный русский чин в большой степени сохраняет как дух, так и букву «Устава Божественной литургии» свт. Филофея Коккина. Это особенно видно при сравнении уставных указаний нашего Служебника и «Устава». Около семидесяти процентов указаний «Устава» сохраняются неизменными в современном русском формуляре литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010