Далеко не всегда и не перед всеми архиереями предносима была при этом возженная лампада, которая в первые века церкви, думаем, освещала среди ночи и мрака подземелий путь епископам, отправлявшимся служить, а потом сделалась исключительно символом духовного путеводительства ими других. Но то, что не было всегдашней составной частью входного восточных владык или вызывалось настоятельной нуждой, что обусловливалось последованием утрени, известным убранством храма и его помоста, простотой нравов и естественными богатствами востока, получив со временем таинственный смысл, стало непременной принадлежностью наших праздничных архиерейских встреч, так называемых их шествий «со славой». Лампада и дикиро-трикирии, кадильницы и орел составляют теперь не для всех привычную обстановку вполне естественного в древности входа, которая в связи с выносом на блюде креста пред западные врата храма, чтением протодиаконом, а не самим архиереем, обычных входных священнических молитв, иноязычным многолетствованием и архипастырским осенением народа с самого же начала заметно отличает архиерейскую службу от соборной пресвитерской. Архиерей не входит затем в алтарь одновременно с прочими служащими, но став среди церкви, «всенароднозрительно всеми священными одеяньми украшается по своему чину, на степенях, со каждением фимиама и приглашением стихов, подстлану под ногами его ковру и на нем же кафедре стоящей со возглавием». В старое время он вступал, как мы сказали, с остальной процессией в алтарь, где потом и облачался на горнем месте или около престола вместе со властьми, если нужно ему было поспешить в предварявший тогда нередко литургию крестный ход, или же возвращался, за отсутствием последнего, на средину храма для более торжественного здесь облачения, имевшего место по большим праздникам не на Руси только, но и далеко за ее пределами. Облачение священнослужащих в алтаре, в частности иерархов на востоке и в землях славянских, обыкновенно во время хвалитных стихир, с положением по местам даже облачальных одежд на св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Часы 1й и 6й начинаются с «Приидите, поклонимся», а часы 3й и 9й полным началом: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный. Трисвятое… Отче наш». Если 9й час следует за 6м, то он начинается с воззвания: «Приидите, поклонимся». От недели Антипасхи до отдания Пасхи последования, имеющие полное начало (часы: 3й и 9й), начинаются следующим образом: По — «Аминь» — «Христос воскресе»: 3жды, далее Трисвятое… Отче наш, и прочее обычно, а на своем месте — «Приидите, поклонимся». В последованиях же обычно начинающихся с «Приидите, поклонимся», например, вечерня после 9го часа, бдение, 1й час после утрени, 6й час — «Приидите, поклонимся» не бывает, но — «Христос воскресе»: 3жды. На Светлой неделе: часы пасхальные не читаются, а целиком поются. Отпуст на них воскресный: «Воскресый из мертвых» (см. отд. 1.31). В Святую Четыредесятницу на часах добавляются кафизмы, особые тропари, прокимны, ветхозаветные чтения и великопостные стихи с поклонами. На Страстной седмице устав особый с добавлением чтений Апостольских и Евангелий. Если 9й час переходит в Изобразительные, тогда отпуст бывает в конце Изобразительных. Если 9й час предваряет вечерню, тогда возглас 9го часа и первый возглас вечерни «Благословен Бог наш» произносит священник перед царскими вратами. В обоих случаях вечерня начинается с «Приидите, поклонимся». Божественная Литургия Входные молитвы перед совершением литургии В последовании входных молитв указывается следующий порядок: «Иерей и диакон, оба пред оными три поясных поклона со умилением делают, молятся в себе мытаревым гласом: «Боже! милостив буди мне, грешному. Боже! очисти мя грешного и помилуй мя». И затем диакон, отдав поклон иерею, тихо возглашает: «Благослови владыко!» Священник тихо глаголет: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь». И диакон начинает читать тихо и неспешно: «Царю Небесный», Трисвятое: по Отче наш. Священник: «Яко Твое есть царство:» Диакон: «Аминь». И глаголются тропари по порядку: «Помилуй нас Господи, помилуй нас: и т.д. Когда же диакон, став пред иконою Христа, начнет читать тропарь Спасу: «Пречистому Твоему Образу покланяемся благий:», тогда иерей, а за ним и диакон творят земной поклон пред образом Спасителя и целуют Его святое изображение. Так и по прочтении тропаря Богородичного: «Милосердия сущи источник: покланяются до земли и целуют святую икону Пресвятые Богородицы”» (Метод, стр. 910).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Близ старшего сослужащего Архиерею становится посошник, имея в руках архиерейскую мантию, предварительно положив орлец на том месте, где остановится Архиерей; в иных местах мантию держит первый иподиакон. Не доходя на некоторое расстояние до иереев, становится лицом к западу протодиакон и два или один диакон (все – в облачении), причем протодиакон держит трикирий, 1-й диакон – дикирий и оба имеют по кадильнице. Между протодиаконом и 1-м диаконом становится свещеносец, держа в руках подсвечник. Войдя в храм и став на орлец, Архиерей совершает молитвенное поклонение; то же творят и все встречавшие его; затем Архиерей всех их благословляет, на что они ответствуют поклонением ему. При входе Архиерея, протодиакон читает: «Достойно есть». То же «начинают певцы пети косно и со сладкопением»; «аще же есть Владычний праздник, поют ирмос 9-й песни». Протодиакон и диакон, после благословения Архиереем встречавших его, совершают ему троекратное каждение; таковое же каждение совершают они и по вторичном его благословении, творимом им после целования креста. Первый иподиакон, взяв мантию у посошника (который после этого переходит на другую сторону и становится за Архиереем), возлагает её на плечи Архиерея, а второй иподиакон поднимает крепу клобука, которая должна быть поверх мантии. После этого совершивший проскомидию священник подносит Архиерею крест на блюде, целует его руку и отходит на своё место. Поцеловав крест, Архиерей даёт целовать его тем, кои будут служить с ним, начиная со старейшего; по целовании креста каждый становится на своё место и потом все вместе кланяются Архиерею; посошник подаёт Архиерею посох, целуя его руку. После этого Архиерей, предшествуемый свещеносцем, протодиаконом, диаконами и иереем с крестом, идёт далее в храм и глаголет тихим гласом: «Вниду в дом Твой». За Архиереем идут иподиаконы (причем первый из них берёт с собой орлец, на котором стоял Архиерей), сослужащие и посошник, который, дойдя до амвона, принимает от Архиерея посох и стоит здесь до конца входных молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

О Литургии Преждеосвященных даров. – Можно ли кроме среды и пятка служит Преждеосвященную литургию в другие дни св. Четыредесятницы? – Можно ли совершать Литургию Преждеосвященных даров на запасных дарах, уготовляемых для причащении больных? – О заготовлении агнцев для Преждеосвященной литургии, – и как хранить оные в случае, если бы который из них не помещался в дарохранительнице? – О чтении входных молитв на Преждеосвященной литургии. – Нужно ли читать какие-либо молитвы при облачении для совершения этой литургии, и вообще так ли начинать оную, как начинается литургия обыкновенная? – О перенесении Св. Даров на жертвенник в начале Литургии Преждеосвященных даров, – и нужно ли читать какие-либо молитвы при покровении дискоса и чаши, по поставлении их на жертвенник, также при влиянии вина и воды в чашу? и т.п. О малом входе и пении. «Да исправится молитва моя»... и нужно ли открывать Царские врата во время этого пения? – О перенесении Св. Даров с жертвенника на престол во время великого входа, и какие при этом надобно читать молитвы? – О способе закрытия катепетасмы после великого входа на Преждеосвященной литургии и о значении этого обряда. – Об окончании литургии Преждеосвященной и о том можно ли на этой литургии вынимать частицы за живых и умерших, и вообще совершать какие-либо поминовения о верующих? §159. Вообще у нас принято совершать Литургию Преждеосвященных даров по Средам и Пяткам каждой недели Великого поста, а также и в Понедельник, Вторник и Среду страстной седмицы. Но кроме этого, по уставу, полагается еще совершать эту литургию 1) в Четверток 5 недели Великого поста после Андреева-стояния, (сравн. выше §149); 2) На обретение Главы Предтечи 24 февраля и 3) На Сорок мучеников 9 марта, если только который-либо из этих двух последних праздников не случится в Субботу или Неделю. Сюда же 4) надобно отнести также и храмовые праздники, когда который из них случится в Великом посту в такие дни, когда по уставу полной литургии не полагается (сравн. выше §152). Исключение в этом случае состоит только в том, что во все подобные храмовые праздники, а равно также и на Обретение Главы Предтечи и Сорок мучеников литургия Преждеосвященная совершается с чтением Апостола и Евангелия, после «Да исправится.. как это полагается по уставу (см. устав ц. 24 февраля и 9 марта, и о храмов. главах). Впрочем если бы по какой-либо причине священнику понадобилось служить преждеосвященную литургию и в другие дни Великого поста на пр. ради множества говеющих, для их причащения, (за исключением, конечно, Субботы и Недели), то и сие не запрещается. В Киево-Печерской Лавре, как известно, преждеосвященная литургия совершается во весь Великий пост , за исключением Суббот и Недель, ежедневно, и сие никогда не признавалось противоречащим уставу или обыкновению церковному.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Некоторые священнослужители после поклонения местным иконам Спасителя и Богородицы в иконостасе совершают поклонение иным чтимым храмовым образам с чтением соответствующих тропарей или молитвенных обращений. Основанием для этого является старая русская (дониконовская) традиция совершения входных молитв, предписывавшая читать не только два тропаря, как сейчас, но и ряд других молитвословий у святых образов. Аналогичный порядок частично наблюдается и при архиерейском служении: как правило, при совершении входных молитв «со славою» архиерей помимо икон Спасителя и Богородицы лобызает и чтимый храмовый образ или икону праздника, причем протодиакон читает в это время соответствующий тропарь. Поэтому описанный обычай имеет право на существование. Практика, согласно которой при соборном служении нескольких священников предстоятель (в пресвитерском сане), после поклонения св. престолу при окончании входных молитв, преподает сослужащим напрестольный крест для целования, не имеет основания ни в современных богослужебных книгах, ни в древних традициях, а является попыткой усвоения пресвитерами обычаев исключительно архиерейского священнослужения. Подобной практики, вопреки ее широкой распространенности в наши дни в некоторых епархиях, рекомендуется избегать. 1 Так, дониконовские издания Служебника прямо пишут о чтении входных молитв в епитрахили; в пореформенных изданиях эта подробность опущена, однако о епитрахили, висящей у царских врат, и возложении ее на себя священником, когда тот читает положенные молитвы вечерни и утрени перед закрытыми царскими вратами, упоминает принятый ныне в Русской Православной Церкви Типикон (гл. 9). 2 Более того, в «Настольной книге для священно-церковно-служителей» С.В. Булгакова, отражающей дореволюционную русскую практику, определенно указано: «Само собою понятно, что входное совершается священнослужителями (не исключая, конечно, и соборного служения) без облачения в какую бы то ни было священную одежду: облачение в священные одежды положено после» (К., 1913 (изд. 3). С. 886; прим. 1 к таблице Литургии).

http://patriarchia.ru/db/text/6053200.ht...

Действительно, раз облачение следует после входных молитв, то можно признать правомерность такой точки зрения 252 . Однако на практике священники нередко надевают епитрахиль перед входными молитвами (затем перед облачением снимают ее и надевают вновь уже с молитвой). Облачение в епитрахиль основано на том, что входные молитвы считаются кратким богослужением, а священник любое богослужение должен совершать в епитрахили. Для того чтобы священник мог надеть епитрахиль, не входя в алтарь, в древних монастырях на лицевой стороне иконостаса рядом с царскими вратами существовало особое место, куда вешали епитрахиль 253 ; эта традиция отражена в 9-й главе Типикона («вземлет же и епитрахилий, сущий у царских врат»). На практике для чтения входных молитв священник из алтаря выходит через северную дверь, диакон – через южную; вход же в алтарь после молитв осуществляется противоположным образом: священник – южной дверью, диакон – северной. Молитвы читает диакон, а священник (при соборном служении – старший пресвитер) произносит возгласы и читает молитву «Господи, низпосли руку Твою…». Вот последование входных молитв. Священник стоит перед царскими вратами и негромко говорит начальный возглас: «Благословен Бог наш...». Диакон: « Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...», Трисвятое по «Отче наш…». Священник: «Яко Твое есть Царство...». Диакон: «Аминь» и покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи...», «Слава»: «Господи, помилуй нас...», «И ныне»: «Милосердия двери отверзи нам...». Затем священнослужители целуют иконы Спасителя и Божией Матери. При целовании иконы Спасителя диакон читает тропарь «Пречистому образу Твоему покланяемся...» , а иконы Божией Матери – «Милосердия сущи источник...». После этого священник становится перед царскими вратами и с непокрытой головой читает молитву «Господи, низпосли руку Твою…» (при чтении этой молитвы священник по традиции воздевает руки), после чего священнослужители поклоняются друг другу, испрашивая друг у друга прощения, потом также поклоняются народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Л. 270 об. Мо молебна къ прести влчци бци въ и молбенъ. Нач. Дво влчце бце. же слова. все вимы и размваемы твари. – В той же ркп. Москов. Духов. Академии положена в числе молитве, составленных патр. Филофеем, но применена, вероятно, переводчиком к России: ибо говорится о князьях. С л. 278 об. разные приписки: возглас на литии: услыши ны Боже..., ектения на освящение воды, где воспоминается имя архиепископа Макария (т.е. митрополита Макария XVI в.), – л. 281. молитва ко пресвятой Богородице, где воспоминаются имена царя и Великого князя Ивана Васильевича и царевичей Ивана и Феодора. Нач. преста, гже влчце дво бце выщи еси англъ и арханглъ. (См. 350 л. 92.). 355 (по преж. кат. 603). Служебник, в 4 д., полууставом, XVI в., 59 л. На 1 листе подписано: Служени десто елиза. На л. 5. 8. 9. скорописью XVII в.: книга троека сергиева монастыр. На л. 57 об. ещё раз повторено: сергиева монастыр. На л. 48: книга митрофанова... (ещё слово обрезано). На об. 1. л. скорописью вписаны позже псал. 14 и 22., которые положено было читать перед входом в церковь архиерею, готовящемуся совершать литургию 366. л. 3 об.). За тем, л. 2., написаны тою же рукою тропари: Рауис двери По твою млть прибгае бце дво..., Ги, ими мен без з мо ... и другие, относящиеся также ко входным молитвам. Всех тропарей 11; последние – кресту Господню, архангелу, апостолу. Многие из сих тропарей назначены в число входных молитв для священника собором Московским 1551 г., так называемым Стоглавым (гл. 9.), и в рассматриваемой рукописи они вписаны для дополнения тех входных молитв, какие следуют далее. Л. 3. Не писан. На обор. 4. Млтва; на вино, слжебны. (См. 344. л. 123). Л. 5. Без заглавия. Тропари и молитвы входные: Гла радости и Прольшас стопы мо..., Непроходима дверь... Над последнею замечено, что произносит её священник ида (т.е. входя) въ двери црквны. Далее есть, краткая молитва входящему в алтарь. Всех тропарей и молитв 11. Взяты из чиноположения для службы, архиерейской ( 366. л. 1 об. и след.). – В предшествующих служебниках не было определённо сказано о входных молитвах, в чём они должны состоять.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

То же соблюдается у старообрядцев: т.е. земные поклоны полагаются не именно престолу, но есть моменты в литургии и утрени, когда и на Пасхальной седмице у них кладут земные поклоны все молящиеся. Также и на Православном Востоке, как сообщается у епископа Порфирия (Успенского) . В Лавре некоторые старцы говорили: «Если бы нам в день Пасхи явился сам Господь, разве мы не упали бы ниц перед Ним? Или мы, положив Ему поясной поклон, сказали бы в оправдание, что на большее не имеем права по Уставу?!» Без крестного знамения земные поклоны применяются: при испрашивании прощения, при великом входе на Преждеосвященной, при словах: «Свет Христов…» на ней же, при принятии архиерейского благословения в особых случаях, например, ставленником при хиротонии и т.п. §3 . По Лаврской терминологии «настоятелем» называется возглавляющий данный собор служащих. Сослужащие называются «предстоящими». Впредь будет употребляться эта терминология. Следует помнить, что всегда при соборной службе покрытие Даров совершается очередным иереем и диаконом (если диаконов двое или более) и одним только иереем (если диакон один) до чтения входных молитв прочими служащими. Пред исхождением на входные молитвы престол не целуется, а лишь совершается пред ним (каждым из служащих на своих местах) три метания и поклонение настоятелю. Самое исхождение при двух диаконах совершается: настоятелем, левой стороной предстоящих и вторым диаконом – северной дверью; первым диаконом и правой стороной – южной дверью. При трёх диаконах: второй диакон выходит южной дверью, за правой стороной предстоящих, третий диакон – северной дверью, за левой стороной предстоящих. Располагаются они на солее так, как показано на Рис. 1. Рисунок 1. Расположение служащих на входных молитвах при соборном служении. 1 – Царские врата; 2 – южные двери; 3 – северные двери; 4 – настоятель; 5 – первый диакон; 6 – второй диакон; 7 – третий диакон; 8 – сослужащие священники. Конечно, по смыслу входных молитв и по Служебнику, следовало бы их читать прямо по входе в храм, не заходя в алтарь. Очевидно, устройство входов в алтарь через «пономарню» создало эту неверную практику.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По поводу указанных сейчас особенностей, замеченных Стоглавым Собором в богослужебной практике Русской Церкви данного времени, нужно заметить, что все эти особенности действительно обращали на себя внимание современников, для которых благолепие и единообразие богослужебных чинов составляли неотъемлемую принадлежность христианского богослужения. А этого-то и не было на самом деле. Имея дело непосредственно с богослужебными книгами XVI века, мы не могли не остановить своего внимания на том разнообразии богослужебных списков чина литургии вообще и списков входных молитв в частности, каковое разнообразие, появившееся еще в XV столетии в наших памятниках, в XVI [в.] настолько осложнилось, что становилось трудно ориентироваться в этих списках входного и выбирать из них список наиболее правильный и согласный с практикой Церквей Восточных. Чтобы сколько-нибудь упорядочить этот хаос и отыскать в них какую-нибудь последовательность, мы разделили все списки входного на семь редакций, причем под одну и ту же редакцию мы подводили списки весьма часто хотя с одинаковым количеством входных молитв, но со значительным разнообразием составных частей в распорядке. простейшей редакцией входного мы считали ту, которая содержит в себе одну только молитву «Господи, низпосли руку Твою...», а самой сложной ту, в которой входное состоит более чем из 25 различных тропарей; причем весьма резко разделяется на три составные части, состоящие а) из молитв, которые священник читал во время звона к литургии и на пути в церковь , б) из молитв пред дверьми церковными и, наконец, в) из молитв в самом храме пред входом в алтарь. Особенным разнообразием отличалась 3 часть входного, так как она наполнялась вставкой всевозможного рода тропарей святым, иконы которых священник целовал. Понятно, не могли не смущаться таким разнообразием священники и народ, когда ему приходилось на него наталкиваться. Вопрос об истине невольно просился на язык, и отцы Собора это понимали лучше, чем другие. Из определения Собора мы видим, что отцы его желали уничтожить существующее разнообразие и особым определением раз и навсегда установить известную норму входного, в полной уверенности, что эта норма, получившая как бы некоторую каноническую санкцию, будет принятой в руководство в последующее время. О первой части входного, т. е. о молитвах, читаемых на пути в церковь и при звоне, как вы, может быть, заметили, Стоглавый Собор не обмолвился ни единым словом, но это не потому, чтобы эта часть входного исключалась из богослужебной практики, а потому что в рассмотрении ее на Соборе не было нужды. Известные нам списки входного XVI в. весьма осязательно говорят нам за то, что первая половина его, за очень редкими исключениями, везде неизменно сохраняет свой однообразный вид, а поэтому вводить ее в соборное определение было бы по меньшей мере излишне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

1-й час), «И ныне», Богородичен: «Яко не имамы дерзновения...», «Скоро да предварят ны...», Трисвятое по «Отче наш...» Священник: «Яко Твое есть царство...» Чтец: Кондак святого или праздника (см. 1-й час), «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним Благослови, отче...» Священник: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Чтец: «Боже и Господи сил...» Божественная литургия По сложившейся практике, приготовившийся литургисать священнослужитель, входит в алтарь, совершает по уставу два земных или поясных поклона пред престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтаря на солею для совершения входных молитв. Если совершают литургию несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль, остальные в рясах. Входные молитвы Священник входит в церковь в скуфье или камилавке и, пришедши в алтарь, снимает их на целование престола, затем, надев снова, выходит пред царские врата для чтения начинательных молитв и так стоит с покрытой головой до тропаря: «Пречистому Твоему образу…», когда нужно снять скуфью или камилавку на целование икон Спасителя и Божией Матери и для произнесения: «Господи, низпосли руку…», после этого лучше тоже не надевать скуфьи и камилавки до входа в алтарь, чтобы снова не снимать их на целование св. престола, тем более, что тут же на пути принято прикладываться к изображению св. архистратига Михаила или другого святого, что на южной двери. Входные молитвы совершаются без облачения. При соборном служении для чтения входных молитв священнослужители выходят из алтаря (а также входят в него по прочтении этих молитв) в порядке старшинства (см. ниже) и при том те, которые стоят на правой стороне престола, идут через южную дверь, а которые на левой стороне престола – через северную дверь. Пред царскими вратами: Священник и диакон делают 3 поклона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010