Архив Пн В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви явил обретенный чудотворный образ и совершил Литургию в Успенском соборе Кремля 4 ноября 2023 г. 13:38 4 ноября 2023 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. В этот день в России отмечается государственный праздник День народного единства.  Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Успенский собор Московского Кремля с чудотворной Казанской иконой Божией Матери. У врат Успенского собора секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков и благочинный Воскресенского церковного округа Московской (городской) епархии , настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы протоиерей Александр Дасаев приняли великую святыню и перенесли на престол в алтаре Успенского собора.  После входных молитв и облачения Его Святейшества чудотворную Казанскую икону вынесли из алтаря на солею. Поднявшись на солею, Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал об обретении чудотворного Казанского образа Божией Матери, перед которым молились князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Икона была украдена в 1918 году из Казанского собора на Красной площади г. Москвы. Место ее нахождения до последнего времени оставалось неизвестным.  Святейший Патриарх Кирилл благословил чудотворным образом Божией Матери участников богослужения. При пении величания икона была перенесена на аналой в центре Успенского собора.  За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел , Патриарший наместник Московской митрополии ; митрополит Воскресенский Григорий , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Егорьевский Матфей ; епископ Истринский Серафим , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Наро-Фоминский Никандр , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; протопресвитер Владимир Диваков; протоиерей Александр Дасаев; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Дионисий Казанцев, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по Московской области; протоиерей Феодор Рожик, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской Слободе г.

http://patriarchia.ru/db/text/6074511.ht...

Действительно всенощную они отслужили вместе. Служба шла довольно долго, по крайней мере гораздо дольше, чем как обыкновенно бывало в институтской церкви; но воспитанницы этого и не заметили. Им очень интересно было в первый раз видеть службу нашего героя в сане диакона и слышать его прекрасное чтение шестопсалмия: служил он так хорошо, как будто уже несколько дет состоял на службе, а читал как ектеньи, так и шестопсалмие так благоговейно, внятно и выразительно, что воспитанницы восхищены были его чтением и жадно довили каждое произносимое им слово. Тут они хорошо поняли, что значит благоговейная, неспешная, чинопоследовательная церковная служба. И молились они все очень усердно. Но следующий за тем день архиерейского торжественного служения произвел на них такое неотразимое впечатление, что они во всю жизнь помнили его. Тут все на них производило свое самое благотворное действие, интересовало их и вливало отраду в их сердца. Едва они вошли в свою церковь , как их непривычному к тому взору представилось интересное зрелище: одна половина церкви уже переполнена была дамами и девицами в пышных нарядах, посредине церкви возвышается архиерейский амвон, на клиросе стоят архиерейские певчие, царские врата уже отворены, законоучитель выходит из алтаря со св. крестом на блюде вместе с протодиаконом, диаконами и иподиаконами ко входу в церковь , туда же выходят еще не облачавшиеся в свои священные одежды архимандрит, благочинный и несколько священников. Невольное любопытство овладевает воспитанницами, и они обращают взор свой ко входу в церковь. Еще пять-шесть минут и архиерей входит в церковь. Здесь делают ему торжественную встречу, и он идет к царским вратам для чтения входных молитв, а оттуда возвращается к своей кафедре и восходит на нее. Сейчас же начинается облачение архиерея во все его святительские одежды при громогласном чтении протодиаконом положенных на этот случай стихов и пения архиерейского хора. Кончается облачение, архиерей благословляет всех предстоящих, певчие поют: «ες πολλ τη δσποτα!» О, как все это для них ново, доселе не видано и не слыхано ими, как это величественно и как прекрасно действует на их юные сердца!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

ЛИТУРГИЯ по чину святых Иоанна Златоуста и Василия Великого Литургия условно разделяется на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных. Совершению проскомидии предшествуют входные молитвы и облачение священнослужителей. Входные молитвы Перед началом литургии, утром в назначенное время священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, трижды осеняют себя крестным знамением, совершая три поклона, и читают входные, то есть приготовительные к совершению литургии, молитвы (стоя с покрытой головой, в скуфье или камилавке,– до чтения тропаря «Пречистому Твоему образу...»). [По сложившейся практике приготовившийся литургисать священнослужитель входит в алтарь, совершает по Уставу два земных или поясных поклона пред престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтаря на солею для совершения входных молитв. Если совершают литургию несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль, остальные – в рясах.] Диакон: Благослови, владыко. Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Диакон: Аминь. Царю Небесный... Трисвятое по «Отче наш». Священник: Яко Твое есть Царство... Диакон: Аминь. Далее оба читают: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумéюще, сию Ти молитву, яко Владыце, грешнии приносим: помилуй нас. Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповáхом, не прогневайся на ны зело, нижé помяни беззаконий наших, но призри и ныне, яко Благоутробен, и избави ны от враг наших. Ты бо еси Бог наш, и мы – людие Твои, вси – делá руку Твоею, и имя Твое призываем. И ныне: Милосердия двéри отвéрзи нам, Благословенная Богородице, надéющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго. Потом, подойдя к иконе Христа Спасителя, молятся, читая тропарь: Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избáвиши, яже создáл еси, от работы врáжия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришéдый спасти мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСТРЕЧА АРХИЕРЕЯ чин торжественной встречи епископа при его входе в храм для совершения службы, составляющий особенность архиерейского богослужения . Обычно В. а. называют не только непосредственно встречу епископа духовенством, но также чин совершения архиереем входных молитв и облачение его в центре храма. В визант. практике до XIV в. архиерей облачался в своих покоях или в скевофилакии (сосудохранительнице) и уже в полном облачении входил в храм, где его могли встречать у входа диаконы с кадилами. По праздникам прибытие архиерея в храм происходило в особенно торжественной обстановке, с участием мн. клириков, в К-поле - с участием военных чинов, поскольку вместе с архиереем в храм входил император. Торжественное шествие архиерея в алтарь для совершения литургии образовало чин малого входа ( Голубцов. С. 150-152). Фиксация в послеиконоборческую эпоху энарксиса (начальная часть литургии, состоящая из 3 антифонов) как обязательной части литургии повлекла за собой установление в XI-XII вв. такой практики, когда архиерей прибывал в храм еще до начала энарксиса, слушал его в притворе и входил в храм и затем в алтарь во время малого входа (см., напр.: Mateos. Célébration. P. 34-44). После XIII в., когда в связи с повсеместным переходом греч. Церквей на монастырский Иерусалимский устав утвердился обычай, чтобы диаконы и священники облачались не в отдельном от храма помещении (скевофилакии), а в диаконнике, при архиерейском богослужении предстоятель стал облачаться в притворе, в своей стасидии,- эта практика отражена в различных греч. диатаксисах архиерейской литургии XIV-XV вв. (диатаксисы: диакона и протонотария Великой ц. Димитрия Гемиста (XIV в.; см.: Habert. P. 1-304; Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 301-319), из б-ки Андрея ап. скита на Афоне (XV в.; см.: Там же. Т. 1. С. 164-172), Феодора Агаллиана (XV в.; см.: Χριστπουλος. 1935)). Впосл. в греч. практике утвердился достаточно простой порядок В.

http://pravenc.ru/text/155576.html

Отец Иоанн Кронштадтский 121 Господь судил мне принять монашество по молитве и заочному благословению отца Иоанна Кронштадтского . Поступив в Духовную Академию [в 1899 году], я стал искать случая повидаться с ним в Москве, куда он нередко приезжал для служения Божественной литургии и посещения больных. Вскоре Господь исполнил моё желание. Мой товарищ Илия Абурус, впоследствии настоятель Антиохийского подворья архимандрит Игнатий, отправляясь однажды к своему покровителю Преосвященному Трифону, епископа Дмитровскому, у которого отец Иоанн вознамерился служить в крестовой церкви 122 , захватил с собой и меня. В названном храме состоялось первое мое молитвенное общение с великим пастырем. Это было мне так дорого, что до сих пор я питаю чувство признательности к отцу Игнатию и всем тем, кто способствовал потом моему сближению с отцом Иоанном. Таковыми, между прочим, были Александр Семёнович и Елена Михайловна Мироновы и особенно Вера Ивановна Перцова. По переходе из Академии в Москву [в 1903 году] я уже довольно часто виделся и служил с батюшкой. О каждом его приезде мне сообщали благожелатели. Так, я имел утешение совершать с ним Божественную литургию в общинах “Утоли моя печали” 123 Иверской 124 , в Боевской богадельне 125 и на Антиохийское подворье. Припоминаю порядок и особенности служения отца Иоанна. Он приезжал прямо в храм, боковыми дверями входил в алтарь, опускался на колени перед престолом и, возложив на него руки, находился в таком положении иногда довольно долго. Батюшка каялся в это время во всех грехах, содеянных им за прошедшие сутки, и вставал, когда чувствовал, что Господь прощает его. Обновлённый и бодрый духом, он затем приветливо здоровался со всеми присутствующими, надевал епитрахиль, благословлял начало утрени и выходил на солею читать канон и дневные стихиры по книгам, которые приготовлял обыкновенно протоиерей храма Нечаянной Радости 126 в Кремле Николай Лебедев – друг и постоянный спутник отца Иоанна в Москве. Читал батюшка порывисто, делая на некоторых местах ударения, часто повторяя слова, а то и целые выражения. Видимо, он употреблял старание, чтобы все самому уразуметь и для присутствующих быть понятным. По той же причине он интересовался впечатлением, полученным от его чтения. После краткой утрени и входных молитв отец Иоанн начинал проскомидию, а иногда предоставлял совершать её одному из иереев. Служил батюшка сосредоточенно, на глазах у него, особенно в важнейшие моменты, показывались слезы. Тогда ощущалась сила его молитвы и близость к Господу. После литургии батюшка обыкновенно заходил к настоятелю храма или к начальствующим учреждений, где священнодействовал; здесь он выпивал чашку чая и подкреплялся трапезой.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Хртосъ истинный бгъ нашъ, млтвами пречты и всенепорочны сты свое мтре, стыхъ славныхъ и всехвальныъ аплъ, стаг (храма), иже во стыхъ тца нашег града, златостаг (ил великаг и небовленнаг) и всхъ стыхъ, помилетъ и спсетъ насъ, к блгъ и члвколюбецъ._ Δι′ εχν τν γων πατρων μν, Κριε ησο Χριστ Θες, λησον μς. Млтвами стыхъ нашихъ, гди хрт бже, помилй насъ._ δικονος· μν. Аминь. 16.А.  Таже твортъ и къ ликмъ поклоны по 16.Б. Κα ατησμενοι δι κλσεως τς κεφαλς συγχρησιν παρ το λαο 16.Б.  И испросивше поклономъ главы у людей 17.  и так ходтъ въ жертвенникъ, 17.А.  глаголюще: Внид въ домъ твой, поклонюс ко храм стом твоем въ страс твоемъ. Гди, настави м правдою твоею, врагъ моихъ ради исправи пред тобою пть мой. к нсть во оустхъ ихъ истины, сердце ихъ сетно, гробъ верстъ гортань ихъ, зыки своими льщах. Сд имъ, бже, да падтъ мыслей своихъ: по множеств ихъ изрини , к прегорчиша т, гди. И да возвеселтс вс на т, во вкъ возрадютс, и вселишис въ нихъ: и похвалтс теб им тво. к ты блгословиши првника, гди, к внчалъ насъ. [ Пс.5:8–12 ] 17.Б. λγοντες καστος· Εσελεσομαι ες τν οκν σου, προσκυνσω πρς ναν γιν σου ν φβ σου. 17.Б.  глаголюще Внид въ домъ твой, поклонюс ко храм стом твоем въ страс твоемъ. [ Пс.5:8 ] Поводом для формирования входных молитв явилась необходимость для священнослужителей получить благословение у Бога, у настоятеля и у народа для совершения Божественной литургии. Первоначально священнослужители просто брали благословение у архиерея, если он присутствовал, или просили (поклоном) прощения у народа, как это происходит до сих пор в конце входных молитв 137 . Даже в таком сравнительно позднем источнике как «Устав Божественной литургии» свт. Филофея Коккина (XIV b.) «последование» входных молитв состоит лишь из «обычного поклона игумену», поклонов «к востоку» и к «ликам», то есть хорам, и молитвы «Господи, ниспосли руку Твою...» 138 . В немного более древнем «Уставе Божественного священнодействия» («Διταξις τς θεας ερουργας») XII–XIII bb. (рук. Греч. Нац. Библ. молитвы ещё нет, но вместе с поклонами упоминается и ныне совершаемое поклонение св. иконам 139 . С XV b. все перечисленные элементы уже присутствуют вместе, а с XVI b. рукописные и печатные источники включают также покаянные тропари ( 6 ), ( 7 ) и ( 8 ), а кроме того – тропари, читаемые при поклонении иконам 140 . Так «последование» входных молитв обрело следующую структуру:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В. В. Печатнов Эпилог После сопоставления современного русского и современного греческого чина Божественной литургии возникают два противоположных чувства: с одной стороны, ощущение фундаментального единства русского и греческого чина, а с другой – изумление от множества больших и малых различий. Литургии, их структура и основные молитвы одинаковы, но в подготовительных молитвах священнослужителей, в «клиросных» частях и ряде других элементов литургии наблюдается значительное несходство. Хотя, как мы видели, различия между русским и греческим чином начали возникать ещё в византийский период, несомненное большинство их появилось в XIX b. Тогда в греческих богослужебных книгах, особенно афинских, появилось несколько новых элементов, таких как отпуст входных молитв и пространный конечный отпуст, другие элементы, например, поминовение ангелов в чинопоследовании протесиса, были возвращены, а целый ряд элементов чина литургии XVI–XVIII bb. исчез. К последним элементам относятся как поздние, такие как тропарь Третьего часа перед преложением Честных Даров и «Преложив Духом Твоим Святым» в анафоре В , так и древние и традиционные, такие как Пс.33 во время раздаяния антидора и полный аллилуарий. Кроме того, уставные указания в греческих книгах второй половины XIX и начала ХХ вв. сильно изменились по сравнению с предыдущим периодом. Изменения касались в основном способа формулировки указаний, но в ряде случаев и их содержания. В результате, например, заамвонная молитва начала читаться перед иконой Спасителя справа от царских врат, а не с места ниже солеи и напротив царских врат, а диакон на Великом входе перестал держать св. дискос на уровне лба («π τς κορυφς», « на глав») и нести кадило. Русский чин Божественной литургии, напротив, сохранил почти неизменным чин середины XVII b., возникший в результате исправления богослужебных книг при патриархе Никоне . Последний был почти идентичен современному ему греческому чину, но имел и несколько славянских элементов, таких как ектения об усопших. В результате современный русский чин в большой степени сохраняет как дух, так и букву «Устава Божественной литургии» свт. Филофея Коккина. Это особенно видно при сравнении уставных указаний нашего Служебника и «Устава». Около семидесяти процентов указаний «Устава» сохраняются неизменными в современном русском формуляре литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архив Пн Разъяснение о некоторых особенностях совершения входных молитв перед Божественной литургией 24 августа 2023 г. 20:40 Разъяснение, разработанное комиссией Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству, одобрено на заседании Священного Синода 24 августа 2023 года ( журнал 70 ). Вопросы Существуют две практики совершения входных молитв: с возложением священником на себя епитрахили и без ее возложения. Какую практику можно считать верной? Оправдан ли обычай некоторых священнослужителей при совершении входных молитв совершать поклонение чтимым храмовым образам помимо местных образов Спасителя и Богородицы в иконостасе? Оправдана ли такая практика, когда при соборном служении литургии несколькими священниками, завершив входные молитвы и поклонившись святому престолу, предстоятель (в пресвитерском сане) подает напрестольный крест сослужащим для целования? Ответ Указания богослужебных книг и содержащаяся в них логика позволяют утверждать, что входные молитвы могут читаться как в епитрахили, так и без нее, то есть допустимы обе практики. Поклонение чтимым храмовым образам наряду с поклонением местным иконам Спасителя и Богородицы, положенным по чину входных молитв, также является возможным. Напротив, практика, когда при соборном служении нескольких священников предстоятель в пресвитерском сане, завершая входные молитвы, подает напрестольный крест для целования сослужащим, нежелательна. Разъяснение ответа Существует две разные практики чтения входных молитв: с возложением предстоятелем епитрахили на себя или без ее возложения. Первая практика восходит к встречающимся в богослужебных книгах указаниям о постоянном наличии возле царских врат епитрахили специально для случаев чтения священником молитв перед этими вратами 1 , что, однако, не свойственно современной русской богослужебной традиции. Вторая практика исходит из желания подчеркнуть благоговейное отношение к святому алтарю, не позволяя священнослужителям входить в него до окончания входных молитв — ведь в случае хранения облачений в алтаре, невозможно возложить на себя епитрахиль, предварительно не оказавшись внутри алтаря. Следует также отметить, что при архиерейском служении литургии предстоятель совершает входные молитвы без епитрахили, таким образом, вторая практика также отражена в богослужебных книгах 2 . Следовательно, обе упомянутые практики вполне обоснованы и их следует признать равнозначными и допустимыми.

http://patriarchia.ru/db/text/6053200.ht...

Пн Роз " яснення про звершення молитов перед Божественною 24 серпня 2023 р. 20:40 Разъяснение, разработанное комиссией Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству, одобрено на заседании Священного Синода 24 августа 2023 года ( журнал 70 ). Вопросы Существуют две практики совершения входных молитв: с возложением священником на себя епитрахили и без ее возложения. Какую практику можно считать верной? Оправдан ли обычай некоторых священнослужителей при совершении входных молитв совершать поклонение чтимым храмовым образам помимо местных образов Спасителя и Богородицы в иконостасе? Оправдана ли такая практика, когда при соборном служении литургии несколькими священниками, завершив входные молитвы и поклонившись святому престолу, предстоятель (в пресвитерском сане) подает напрестольный крест сослужащим для целования? Ответ Указания богослужебных книг и содержащаяся в них логика позволяют утверждать, что входные молитвы могут читаться как в епитрахили, так и без нее, то есть допустимы обе практики. Поклонение чтимым храмовым образам наряду с поклонением местным иконам Спасителя и Богородицы, положенным по чину входных молитв, также является возможным. Напротив, практика, когда при соборном служении нескольких священников предстоятель в пресвитерском сане, завершая входные молитвы, подает напрестольный крест для целования сослужащим, нежелательна. Разъяснение ответа Существует две разные практики чтения входных молитв: с возложением предстоятелем епитрахили на себя или без ее возложения. Первая практика восходит к встречающимся в богослужебных книгах указаниям о постоянном наличии возле царских врат епитрахили специально для случаев чтения священником молитв перед этими вратами 1 , что, однако, не свойственно современной русской богослужебной традиции. Вторая практика исходит из желания подчеркнуть благоговейное отношение к святому алтарю, не позволяя священнослужителям входить в него до окончания входных молитв — ведь в случае хранения облачений в алтаре, невозможно возложить на себя епитрахиль, предварительно не оказавшись внутри алтаря. Следует также отметить, что при архиерейском служении литургии предстоятель совершает входные молитвы без епитрахили, таким образом, вторая практика также отражена в богослужебных книгах 2 . Следовательно, обе упомянутые практики вполне обоснованы и их следует признать равнозначными и допустимыми.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6053202...

На скит святых Антония и Феодосия Киево-Печерских в Польше совершено нападение 12 декабря, 2011. Новостная служба Пресс-секретарь полиции Хайнувки сообщила, что были уничтожены, в числе прочего, семь ульев, деревья на пешеходный мост, крест с купола на входных воротах скита. Основной кабель питания был срезан и трактор, принадлежащий скиту, был сдвинут в пруд. В четверг вечером полиция в Хайнувке (Польша)  была проинформирована о нападении и вандализме в скиту святых Антония и Феодосия Киево-Печерских в селе Одринки, сообщает Theorthodoxchurch.info Пресс-секретарь полиции Хайнувки сообщила, что были уничтожены, в числе прочего, семь ульев, деревья на пешеходный мост, крест с купола на входных воротах скита. Основной кабель питания был срезан и трактор, принадлежащий скиту, был сдвинут в пруд. Отец Гавриил, настоятель скита, хотел бы поблагодарить всех, кто его поддерживает, помогает в восстановлении скита и тех, кто охранял скит всю ночь после инцидента. Он также просит молитв. Скит святых Антония и Феодосия Киево-Печерских в Одринки (северо-восточная Польша) была основан в 2009 году архимандритом Гавриилом, бывший настоятелем Благовещенской Лавры в Супрасле. Он находится под духовным руководством Лавры. Выбор места для создания скита не был случайным. С XVII по XIX век здесь был Вознесенский монастырь. Это единственный скит в Польской Православной Церкви. Это был очередной акт нетерпимости в Польше в последние несколько месяцев. Синагоги в Орле и Крынки, дорожные знаки на литовском языке (общинам с 20% жителей, принадлежащих к этническим меньшинствам, разрешено устанавливать дорожные знаки на их родном языке) в Pusk,  и памятник в честь евреев, убитых поляками, в Едвабне — были измазаны краской. Была кража со взломом в культурном исламском центре в Белостоке. Кто-то пытался поджечь квартиру пакистанско-польской семейной пары в Белостоке. Было множество других, менее крупных инцидентов. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/na-skit-svyatyx-antoni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010