По осенении архиереем предстоящих в храме Крестом настоятель принимает опять Крест на блюдо и, когда, после этого архиерей на три стороны благословит предстоящий народ и на это благословение певчие пропоют: «Тон дэспотин...», настоятель, с прочими священниками и диаконами входит за архиереем через царские врата в алтарь, где полагает Крест на престоле. Затем священники и диаконы вместе с архиереем прикладываются к престолу и в порядке старшинства подходят к архиерею, стоящему на правой стороне от престола, для принятия благословения. Принять благословение архиерея входят в алтарь и псаломщики. По обозрении алтаря и его священных принадлежностей, когда архиерей будет выходить, для обозрения алтарей, в пределах храма и затем всего храма, духовенство снимает облачения, кроме настоятеля и младшего из диаконов, из которых первый, оставив на себе епитрахиль, сопутствует архиерею по храму, а последний, остаётся в облачении для затворения царских врат, когда архиерей будет выходить из храма. По обозрении храма, когда архиерей взойдёт на амвон преподать святительское назидание пастве прихода, духовенство становится на солее по сторонам архиерея – младшие за старшими, а настоятель прихода входит в это время одной их боковых дверей в алтарь для сложения антиминса, после чего и сам, сняв епитрахиль, выходит из алтаря для слушания архиерейского поучения. Когда архиерей закончит поучение и преподаст всем общее благословение, певчие пропоют: «Ис полла эти, дэспота», прихожане храма подходят к архипастырю для принятия благословения. При выходе архиерея из храма совершается трезвон. Архиерейское служение Литургии Преждеосвященных Даров Встреча Архиерея и чтение входных молитв совершается так же, как обычно при архиерейском богослужении. (Служить Преждеосвященную литургию на запасных Дарах (хранимых для приобщения больных) нигде не полагается, см. Ц. В. 1896, 40. – Нельзя совершать оную литургию на испортившемся Агнце, Ц. В. 1892, 12), Затем в Чиновнике (по осенению Архиереем, после входных молитв, народа, когда певцы пропоют: «Тон дэспотин...») сказано: «И отошед (Архиерей) стоит на уготованном месте, и начинают читать часы, и поют по уставу».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архиерей входит на самый амвон, а священники становятся за ним попарно ниже амвона для выслушивания входных молитв (старшие священники ближе к амвону). Когда, по окончании входных молитв, преосвященный, осенив благословением предстоящий народ, будет идти с амвона на облачальное место, первые из сослужащих священников поддерживают его при схождении со ступеней амвона и вместе с остальными сослужащими священниками идут за архиереем и становятся по чину в обычном порядке впереди облачального места (старшие ближе к архиерею). Затем все священники, одновременно с архиереем исполнив молитвенное поклонение и попарно приняв святительское благословение, уходят в алтарь для облачения (стоявшие на правой стороне – южной дверью, а стоявшие на левой стороне – северной дверью). § 3. Часы и литургия После облачения архиерея, в конце возглашения старшим диаконом «Тако да просветится свет твой пред человеки», выходит из алтаря южной дверью младший священник (совершавший проскомидию), а северной дверью – чтец; оба одновременно идут на середину храма, становятся посередине между амвоном и архиереем – священник справа, а чтец слева и, сделав молитвенное поклонение к алтарю, кланяются архиерею вместе со старшим диаконом. Взяв у владыки благословение, священник произносит: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», и следует обычное чтение часов. Обычно чтец вместо: «Именем Господним благослови, отче», произносит: «Именем Господним, владыко, благослови» 122 . После каждого возгласа священник и чтец делают поклон архиерею. При окончании чтения часов (после возгласа священника: «Яко Твое есть Царство...») священники, стоявшие около престола, исполняют троекратное молитвенное поклонение, выходят из алтаря северной и южной дверями на середину храма и становятся по старшинству впереди архиерея с двух сторон. Все, по молитвенном поклонении, кланяются архиерею на его святительское благословение. После возгласа: «Молитвами святых отец наших...», архиерей читает положенные пред началом литургии молитвы. Старший из сослужащих священников, поклонясь преосвященному, входит южной дверью в алтарь к престолу (к передней стороне его) и после молитвенного поклонения, поцеловав его и поклонившись архиерею чрез открытые в это время царские врата, творит возглас: «Благословенно Царство...». После возгласа, сделав поклон архиерею, становится на свое место с правой стороны престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   Архиерей входит на самый амвон, а священники становятся за ним попарно ниже амвона для выслушивания входных молитв (старшие священники ближе к амвону).    Когда, по окончании входных молитв, преосвященный, осенив благословением предстоящий народ, будет идти с амвона на облачальное место, первые из сослужащих священников поддерживают его при схождении со ступеней амвона и вместе с остальными сослужащими священниками идут за архиереем и становятся по чину в обычном порядке впереди облачального места (старшие ближе к архиерею). Затем все священники, одновременно с архиереем исполнив молитвенное поклонение и попарно приняв святительское благословение, уходят в алтарь для облачения (стоявшие на правой стороне — южной дверью, а стоявшие на левой стороне — северной дверью).   § 3. Часы и литургия    После облачения архиерея, в конце возглашения старшим диаконом «Тако да просветится свет твой пред человеки», выходит из алтаря южной дверью младший священник (совершавший проскомидию), а северной дверью — чтец; оба одновременно идут на середину храма, становятся посередине между амвоном и архиереем — священник справа, а чтец слева и, сделав молитвенное поклонение к алтарю, кланяются архиерею вместе со старшим диаконом. Взяв у владыки благословение, священник произносит: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», и следует обычное чтение часов. Обычно чтец вместо: «Именем Господним благослови, отче», произносит: «Именем Господним, владыко, благослови». После каждого возгласа священник и чтец делают поклон архиерею.    При окончании чтения часов (после возгласа священника: «Яко Твое есть Царство...») священники, стоявшие около престола, исполняют троекратное молитвенное поклонение, выходят из алтаря северной и южной дверями на середину храма и становятся по старшинству впереди архиерея с двух сторон. Все, по молитвенном поклонении, кланяются архиерею на его святительское благословение.    После возгласа: «Молитвами святых отец наших...», архиерей читает положенные пред началом литургии молитвы. Старший из сослужащих священников, поклонясь преосвященному, входит южной дверью в алтарь к престолу (к передней стороне его) и после молитвенного поклонения, поцеловав его и поклонившись архиерею чрез открытые в это время царские врата, творит возглас: «Благословенно Царство...». После возгласа, сделав поклон архиерею, становится на свое место с правой стороны престола.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

После отпуста утрени Архиерей и все священники крестятся, прикладываются к престолу, Архиерей осеняет духовенство общим благословением, а священнослужители кланяются Архиерею. Диаконы закрывают Царские врата. Архиерей и все священнослужители разоблачаются. Священник, начинавший службу, в епитрахили, поручах и головном уборе становится на предстоятельское место и заканчивает, по обычаю, 1й час. Во время чтения молитвы часа Архиерей и все духовенство крестятся и прикладываются к престолу. Иподиаконы открывают Царские врата. Архиерей исходит из алтаря Царскими вратами, а священники и диаконы боковыми дверями. Все священнослужители встают в два ряда перед амвоном лицом к алтарю. Священник, стоя у иконы Богоматери лицом к народу, делает отпуст часа, уходит в алтарь, разоблачается, выходит из алтаря и встает на свое место в ряду духовенства. После отпуста 1го часа хор поет: “Господи, помилуй” (трижды). Архиерей, стоя на амвоне в мантии, говорит слово верующим. После этого все поют тропарь или величание праздника, и Архиерей в предшествии духовенства идет в конец храма. В конце храма духовенство становится в два ряда лицом друг к другу. Архиерей становится на орлец, и иподиаконы снимают с него мантию. Хор поет: “Утверждение на Тя надеющихся…” (ирмос 3й песни канона на Сретение Господне, глас 3). Архиерей и все духовенство три раза крестятся, и Архиерей осеняет народ на три стороны. Хор поет: “Ис полла”. Архиерей в сопровождении благочинного и настоятеля исходит из храма. Последование Божественной литургии Архиерей идет по ковру к амвону, священники в 2 ряда идут за Архиереем, старшие впереди. Диаконы идут к алтарю (впереди Архиерея) и становятся в ряд перед кафедрой лицом к ней. Архиерей поднимается на кафедру. Диаконы трижды кадят Архиерея, благословляющего их, и уходят в алтарь боковыми дверями. Архиерей доходит до амвона. Протодиакон, стоя по правую руку от Архиерея, крестится, кланяется Архиерею и начинает чтение входных молитв. На Литургии на входных молитвах к иконам Спасителя и Божией Матери прикладывается только Архиерей, а священники во время чтения молитв стоят на своих местах, снимая в положенный момент клобуки и камилавки.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-ipodia...

По отпусте настоятель подаёт архиерею Крест, а диакон возглашает многолетие (где священник один, без диакона, ектению, отпуст и многолетие говорит священник, стоя у амвона). По осенении архиереем предстоящих в храме Крестом настоятель принимает опять Крест на блюдо и, когда, после этого архиерей на три стороны благословит предстоящий народ и на это благословение певчие пропоют: “Тон дэспотин…,” настоятель, с прочими священниками и диаконами входит за архиереем через царские врата в алтарь, где полагает Крест на престоле. Затем священники и диаконы вместе с архиереем прикладываются к престолу и в порядке старшинства подходят к архиерею, стоящему на правой стороне от престола, для принятия благословения. Принять благословение архиерея входят в алтарь и псаломщики. По обозрении алтаря и его священных принадлежностей, когда архиерей будет выходить, для обозрения алтарей, в пределах храма и затем всего храма, духовенство снимает облачения, кроме настоятеля и младшего из диаконов, из которых первый, оставив на себе епитрахиль, сопутствует архиерею по храму, а последний, остаётся в облачении для затворения царских врат, когда архиерей будет выходить из храма. По обозрении храма, когда архиерей взойдёт на амвон преподать святительское назидание пастве прихода, духовенство становится на солее по сторонам архиерея – младшие за старшими, а настоятель прихода входит в это время одной их боковых дверей в алтарь для сложения антиминса, после чего и сам, сняв епитрахиль, выходит из алтаря для слушания архиерейского поучения. Когда архиерей закончит поучение и преподаст всем общее благословение, певчие пропоют: “Ис полла эти, дэспота,” прихожане храма подходят к архипастырю для принятия благословения. При выходе архиерея из храма совершается трезвон. Архиерейское служение литургии преждеосвященных Даров. Встреча Архиерея и чтение входных молитв совершается так же, как обычно при архиерейском богослужении. (Служить Преждеосвященную литургию на запасных Дарах (хранимых для приобщения больных) нигде не полагается, см. Ц. В. 1896, 40. – Нельзя совершать оную литургию на испортившемся Агнце, Ц. В. 1892, 12), Затем в Чиновнике (по осенению Архиереем, после входных молитв, народа, когда певцы пропоют: “Тон дэспотин...”) сказано: “И отошед (Архиерей) стоит на уготованном месте, и начинают читать часы, и поют по уставу.”

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Относительно облачения для Светлой седмицы и в отдание Пасхи указаний нет, а практика различна 124 . Следует ли в пасхальную седмицу читать «светильничные» молитвы и когда? Известны два взгляда по этому вопросу: по одному, молитвы эти, как располагающие к покаянно-скорбному чувству, должны быть пропускаемы в торжественном пасхальном богослужении, а по другому – они во всяком случае должны быть вычитываемы, и именно, во время великой ектении, с которой они соединяются по содержанию. Какое «правило» и какие «входные молитвы» читать священнику в седмицу Пасхи? Священнику, готовящемуся к служению в дни св. Пасхи, довольно прочитать с вечера пасхальный канон, вместо канона «Иисусу Сладчайшему», канон ко св. причащению и вечерние молитвы, а утром молитвы ко св. причащению. Было бы мало уместным и пред самой литургией в дни св. Пасхи вполне вычитывать обычные входные молитвы. В числе обычных входных молитв первое место занимают покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи...» и проч. Естественно, что эти тропари благоприличнее заменять тропарями пасхальными, какие положены на часах пасхальных, т.е. после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе из мертвых...», читать «Предварившия утро яже о Марии...», «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне...» и проч. 125 ; затем из обычных входных молитв неотложно читать «Пречистому Твоему образу...», «Милосердия сущи источник...» и «Господи, ниспосли руку Твою...» В Светлую неделю, по Номоканону при Большом Требнике, «помины не бывают» (п. 169). Под словом «помины» в данном случае разумеется великая панихида (парастас) и всенощное бдение (или отдельно совершаемые заупокойная вечерня и утреня) и литургии за упокой (равным образом панихида и лития за упокой), а не поминовение на проскомидии, которое можно совершать повседневно (когда отправляется полная литургия); поэтому в дни св. Пасхи можно принимать просфоры и поминать за упокой на проскомидии. По разъяснению некоторых, относительно совершения панихид в течение Светлой седмицы, устав говорит, что в эту седмицу нельзя совершать их «в притворе храма», а вовсе не воспрещает совершение их вне храма. Отпевание (и совершение при этом панихид) бывает и во храме (без совершения заупокойной литургии), «аще случится брату коему отъити ко Господу в сию св. седмицу Пасхи». Недели по Пасхе

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Этот образ поклонения сохранился в греческих богослужебных книгах до середины XIX b., а в Евхологиях и поныне. «Приложение к Пандекту, три Литургии... содержащее...», изданное в Афинах Г. Кариофиллисом в 1864 г., было, как представляется, первым греческим изданием литургии, предписывающим священнослужителям поклоняться " всем иконам иконостаса» 148 . Как мы видели выше, такое указание имело прецедент в некоторых рукописях. Его повторяют почти все позднейшие афинские брошюры «Божественные литургии»: БЛ Афин. 1888 (М. Папагеоргиу), БЛ Афин. 1892 (Г. Кариофиллис), БЛ С. Юлис 19.., БЛ Афин. (ред. Н. Пападопулоса). Однако некоторые иные брошюры – БЛ Калам. 1870, БЛ ред. патр. Константия I (К-поль 1858 и Афины 1870), БЛ «Феникс» 1888 – остались верны более древнему чину. «Иератиконы» константинопольской традиции содержат в этом месте то же указание, что и сегодняшний ИЕР 2004. В ИЕР 1962 добавлено целование иконы празднуемого святого «аще суть... велий» 149 , а в ИЕР 1977 и его переизданиях (ИЕР 1987, ИЕР 1992, ИЕР 1995 и ИЕР 2000) – также и кондак Иоанну Предтече «Пророче Божий и предтече благодати...» 150 , который мог читаться вместо тропаря 11.Б 151 . На Руси рукописи приводят неодинаковое число икон, которые во время входных молитв почитают священнослужители. Рукописи XVI b. упоминают много икон, приводя и тропарь для каждой 152 ; можно заключить, что имеются в виду все иконы иконостаса. Такой порядок поклонения перешёл в печатные Служебники, где сохранился до реформы при патриархе Никоне 153 . С первого никоновского Служебника, С 1655, в русские богослужебные книги входит современный порядок почитания икон на входных молитвах, идентичный порядку, предписываемому греческими старопечатными книгами. Вышесказанного, думается, достаточно, чтобы заключить, что рукописная традиция, а на Руси до середины XVII b. и печатная свидетельствуют о поклонении и другим иконам иконостаса, помимо икон Спасителя и Божьей Матери. Поклонение лишь двум иконам представляется неестественным ограничением в действиях священнослужителей. Поскольку на Божественной литургии священнослужители входят в духовное общение не только с Христом и с Богородицей, но и со святыми, почитание их икон напрашивается, так сказать, само собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В первый раз они встречаются в служебниках XVI в., где определенно указывается, в чем должны состоять входные молитвы 171 . – Чтобы видеть в каком положении находились другие части проскомидии, берем четыре рукописи нашей Москов. Синод. библиотеки, – две из XII в. и две из XIV в. В первой рукоп. XII в. 172 говорится только о приготовлении Агнца священником и потом находятся две молитвы над кадилом и о предложенных дарах и следовательно нет молитв облачения, не говоря уже о молитвах входных, и нет подробного чина изъятия частиц из просфор, равно как и две последнии части проскомидии представляются недостаточно развитыми. Если присоединить к этому упоминание в другой рукописи XII в. 173 о приготовлении Агнца диаконом, то мы получим весьма недостаточно развитую проскомидию совершенно без молитв не только входа, но и облачения, далее без подробного чина приготовления Агнца и чаши, с двумя только молитвами – кадила и о предложенных дарах. Из XIV в. берем две таких рукописи, из которых одна носит на себе явные следы того времени, когда Филофеев устав, принесенный к нам Киприаном, еще не начинал действовать, а другая, в которой изложен устав Киприана или, лучше сказать, патр. Филофея. В докиприановском служебнике 174 проскомидия уже достаточно обставлена молитвами, хотя по большей части не существующими ныне. Правда, нет молитв входа и облачения, но зато есть молитвы пред приготовлением Агнца (чего ныне нет), после приготовления (опять нет); после приготовления чаши полагаются слова: „трие суть свидетельствующии...” Молитва предложения полагается ранее покровения даров (у нас же после). При покровении чаши и дискоса произносятся стихи псалма: „Господь воцарися”; вслед за тем словами „глас радости и веселия” и пр. оканчивается проскомидия. Таким образом около XIV в., в докиприановское время, проскомидия, в некоторых своих частях, обставлена была даже более, чем теперь. Наконец в Киприановеком служебнике 175 мы уже встречаем несравненно более сходства проскомидии с нынешней, чем в служебниках предыдущего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

С тех пор в служебниках стали излагать эту часть согласно с постановлениями Стоглава, а выписки из его актов иногда помещались во главе служебников под именем устава божественной службы. Отличительною особенностью этих исправлений было то, что они велись по славянским источникам, независимо от греческого текста и были самодельным актом русской церкви. Но влияние этой работы оказалось очень слабо в дальнейшей судьбе литургии и осталось домашним делом, не переходя на страницы служебников.–Затем служебник был исправляем для первого печатного издания при патриархе Иове 1602 г., и в одной из синодальных рукописей сохранился самый черновой подлинник, по которому и производилось исправление 362). Затем исправляем был служебник при Никоне. В последующих печатных изданиях также допускались изменения и дополнения, которые продолжаются в новых печатных изданиях и не прекращаются до сих пор. А судя по тому, что и в теперешнем служебнике остается еще много недосмотров, а иногда и грубых промахов в переводе молитв и в изложении обрядов, следует предполагать с полным правом, что будет рано или поздно предпринят полный и толковый пересмотр его славянского текста и сделаны необходимые в нем исправления. Изложим теперь более крупные разности в тексте литургии по нашим старинным служебникам от XII по XVII веке и сгруппируем их главные особенности сравнительно с теперешним. Разности эти замечаются в содержании и составе молитв и обрядов, приготовительных к литургии. Вместо теперешних входных молитв помещаются две-три покаянные молитвы священника о себе и разрешительныя, взятые из исповеди и рассчитанные не на священника, а на мирских людей, потому что упоминается о таких грехах, которые не позволяют священнику служить и вообще входить в алтарь. Эти молитвы взяты из требника. Проскомидия излагается вообще очень коротко до XIV–XV века. Упоминается только о приготовлении священником агнца и чаши. Число просфор до XIV века не превышает трех-четырех, остальные внесены в теперешний служебник после.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

С 1830-х гг. богослужебные книги начинают издаваться в свободном греческом королевстве 64 . Первые издания походили на венецианские, но в 1864 году афинский книгоиздатель Г. Кариофиллис напечатал текст литургий с более пространными уставными указаниями и с некоторыми другими добавлениями. Это издание, под непритязательным названием «Приложение к Пандекту» 65 , то есть греческому Великому Сборнику, было буквально расхватано священнослужителями, которые, после веков турецкого ига, нуждались в книгах с подробными уставными указаниями, полно представляющими весь порядок богослужения 66 . В 1875 и в 1892 гг. Кариофиллис предпринял ещё два издания с новыми дополнениями, а в начале ХХ в. на их основе были изданы брошюры С. Юлиса 67 и М. Саливероса 68 . В этих изданиях, кроме более пространных, чем прежде, уставных указаний, впервые в истории греческих печатных книг появляются покаянные тропари для священнослужителей перед Великим входом и частные поминовения во время него. Также эти издания помещают в текст литургии гораздо большее число молитв перед св. Причастием, чем любые другие издания, и намного более длинный отпуст, нежели книги, вышедшие ранее 69 . Согласно П. Трембеласу, в книгах Кариофиллиса и им подобных полностью отражена греческая практика совершения Божественной литургии в XIX веке и ничего не оставлено для совершения по памяти, как это было в рукописях и в предшествующих печатных изданиях 70 . Кроме того, в этих книгах уже просматриваются контуры современного чинопоследования Божественной литургии. Помимо вышеупомянутых черт (некоторые из которых были удалены в последнем издании книги «Иератикон»), в изданиях кариофильского типа уже есть новейшие элементы, такие как отпуст по окончании входных молитв, а диалог между священником и диаконом перед Трисвятой песнью и «клиросные» части, приводимые в книгах XVI–XVII bb. (песнопение «Да исполнятся уста наша...» после св. Причастия, 33-й псалом во время раздаяния антидора и др.), отсутствуют. Несмотря на то, что одновременно с этими изданиями выходят и более консервативные книги, со сравнительно лаконичными уставными указаниями и без вышеупомянутых дополнительных молитв и тропарей 71 , брошюры Кариофиллиса обозначили путь, по которому с тех пор пошли греческие издания литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010