Ибо мы, говоря испытуемому: «Веруешь ли, что получишь вечную жизнь и отпущение грехов?», утверждаем не что иное, как то, что это может быть дано в Кафолической Церкви, а у еретиков, у которых Церкви нет, получить оставление грехов невозможно. И поэтому защитники еретиков обязаны или изменить это вопрошание, или защитить истину, если только они не приписывают еретикам какую-то Церковь . Кроме того, необходимо, чтобы крещеный был помазан, дабы, получив помазание, он стал причастным Христу 43 . Но еретик, не имеющий ни алтаря, ни церкви, освятить елей не может. У еретиков помазания не может быть вообще. Ибо для нас совершенно очевидно: никак невозможно, чтобы елей у них был освящен для благодарения [ 44 ] . Мы не должны пребывать в неведении, но должны знать, что написано: Елей же грешника да не помажет головы моей ( Пс.140:5 ), – на это еще в древности Дух Святой указал в псалмах, дабы никто, потеряв след (ξιχνιασθες) [ 45 ] и сбившись с прямого пути, не был помазан еретиками, враждебными Христу. Да и как совершит молитву о крещеном не иерей, а святотатец и грешник? Ведь Писание говорит: Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает ( Ин.9:31 ). Через Святую Церковь мы мыслим отпущение грехов [ 46 ] . Кто же может дать то, чего не имеет сам? Или как может совершать что-либо духовное тот, кто отверг Духа Святого? Поэтому приходящий в Церковь и должен обновиться, дабы внутренне сделаться освященным через святые таинства. Ведь написано: Будьте святы, как Я свят, говорит Господь (см. Лев.11:44; 19:2; 20:7 ). Поэтому и тот, кто был введен в заблуждение обольщением, пусть в истинном и Церковном крещении совлечется и самого этого [ 47 ] , – всякий человек, который шел к Богу и искал иерея, но, оказавшись в заблуждении, попал к святотатцу. Выказывать снисходительность к тем, кто крещен еретиками, значит признавать крещение еретиков [ 48 ] . Ведь оно не может иметь силу отчасти. Если кто-либо смог крестить, значит, он имел силу и подать Святой Дух. А если не смог дать, так как не имеет Духа Святого, потому что пребывает вне Церкви, то не может и крестить приходящего. Ибо крещение одно, и Дух Святой один, и Церковь , Христом Господом нашим на единстве основанная (как говорил с самого начала ап. Петр), одна. Потому совершаемое еретиками – все негодно как ложное и пустое. Богу не может быть приятно и угодно ничто из совершаемого теми, кого Господь в Евангелии называет врагами и противниками: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает ( Мф.12:30 ). И блаженный ап. Иоанн, соблюдая заповеди Господни 49 , в своем Послании прежде всех писал: Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши ( 1Ин.2:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Ответ на возражение 1 . Никогда, ни до, ни после пришествия Христа люди не могли спастись иначе, как только став членами Христа, поскольку, как говорит Писание, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4, 12 ). Но до пришествия Христа люди облекались во Христа верой в Его грядущее пришествие, и «печатью» этой веры, по словам апостола, было обрезание ( Рим. 4, 11 ), а до того, как было установлено обрезание, как говорит Григорий, люди облекались во Христа «только верой» 91 и жертвоприношениями, посредством которых ветхозаветные отцы исповедали свою веру. Далее, после пришествия Христа люди тоже облекаются во Христа верой, согласно сказанному [в Писании]: «Верою вселиться Христу в сердца ваши» ( Еф. 3, 17 ). Однако вера в случившееся обозначается иначе, чем вера в то, что имеет случиться в будущем (так, для обозначения настоящего, прошедшего и будущего мы используем разные формы глаголов). Поэтому хотя само таинство крещения не всегда было необходимо для спасения, тем не менее, вера, таинством которой является крещение, была необходима всегда. Ответ на возражение 2. Как мы уже говорили во второй части (II-I, 81, 3), крещеные обновляются крещением в духе, вто время как их тела сохраняют свою подчиненность ветхому греху, согласно сказанному [в Писании]: «Тело – мертво для греха, но дух – жив для праведности» ( Рим. 8, 10 ). Поэтому Августин утверждает, что «не все то, что есть в человеке, крестится». Но очевидно, что в телесном порождении человек участвует не душевно, а телесно. Следовательно, дети крещеных рождаются с первородным грехом и потому должны креститься. Ответ на возражение 3. Освященные в утробе действительно получают очищающую от первородного греха благодать, однако они не получают сообразующую их с Христом печать. Поэтому если кто-либо ныне будет освящен в утробе, то ему надлежит креститься, чтобы посредством печати быть сообразованным с другими членами Христа. Раздел 2. МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК СПАСТИСЬ БЕЗ КРЕЩЕНИЯ?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

§ 8 По учению нашей церкви, таинство миропомазания не повторяется. Исключение из этого составляет только священное миропомазание Государей во время коронации. Впрочем, действие это совершается только одними Епископами, а потому к практике священников оно, собственно, и не относится. Священники могут сами снова миропомазывать только тех из христиан, принявших это таинство, которые, отрекшись от веры Христовой, отпадают напр. в язычество, магометанство или иудейство, и потом снова обращаются в православие (Пр. исп. П. Мог. ч. I, от. на вопр. 105; Последован. Мефод. Патр. в Больш. требн. стр. 27, 28). Сюда же надобно также отвести и тех, о которых неизвестно с достоверностью: приняли ли они миропомазание или нет? (Кн. о долж. пресвит. прих. § 89). Впрочем, как в том, так и в другом случае священники не должны действовать сами но себе, одной своей властью, а прежде обязаны испрашивать для этого разрешение епархиального архиерея, а затем уже поступать согласно его указаниям (сравн. также Нов. скриж., ч. IV, гл. LXX). Отделение II.O миропомазании возрастных, присоединяемых к православию Какие именно из иноверцев присоединяются у нас чрез миропомазание? С чьего ведома священник может совершитъ этого рода миропомазание, и частнейшие правила для его совершения. Нужно ли, чтобы при этом были восприемники? присоединении иноверцев в случае смертной опасности. Форма записи о присоединении иноверцев к православию в метрическую книгу. Заметка о присоединении к православию духовных лиц из иноверцев. Как вообще священнику поступать при присоединении иноверцев в сомнительных случаях? § 9. Чрез миропомазание присоединяются у нас к православной церкви все те из иноверцев, которые, веруя во Св. Троицу и будучи крещены в три погружения или обливания, с этим вместе не получают миропомазания от своего законного священства, как-то: 1) Римские католики и др., не получившие конфирмации от своих епископов; 2) все, так называемые, протестанты, лютеране, реформаты, кальвинисты и др., отвергающие в числе других таинств и таинство миропомазания, и 3) наконец, и наши раскольники, крещенные в расколе мирскими их начетчиками, а также в попами беглыми, или принадлежащие к так называемому незаконному австрийскому священству и др. (II Вселен, собор пр. 7; о должн. пресвит. приход, о крещении § 82; сравн.Нов. скриж., ч . IV, гл. LXX, § 5). Для присоединения их к православной церкви нет надобности испрашивать разрешение у епархиального начальства, как это постановляется при крещении неверных (сравн. выше о крещении Отд. VI, §§46, 47). Священники должны только доносить об этом Преосвященному или на имя Консистории в начале каждого года при подаче метрических годичных ведомостей, чрез благочинного, по уставу (Ук. Св. Синода 20 Февр. 1840 г. Сравн. ниже § 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Во-вторых, кому-либо может недоставать таинства крещения в действительности, но не в желании, как, например, когда человек желает креститься, но вследствие несчастного случая гибнет накануне своего крещения. Такой человек может спастись без актуального крещения благодаря своему желанию креститься, каковое желание является следствием «веры, действующей любовью», посредством которой Бог, сила Которого не ограничивается видимыми таинствами, освящает человека внутренне. Поэтому Амвросий говорит о Валентиниане, который умер, будучи еще оглашенным: «Я лишился его, того, кого должен был возродить. Но не лишился благодати он, ибо о ней молился». Ответ на возражение 1. Как сказано [в Писании], «человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» ( 1Цар. 16, 7 ). Но тот, кто желает посредством крещения «родиться от воды и Духа», возрождается в сердце, хотя и не в теле, в связи с чем апостол говорит, что «то – обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве; ему – и похвала (не от людей – но от Бога)» ( Рим. 2, 29 ). Ответ на возражение 2. Никто не обретет жизни вечной дотоле, доколе полностью не будет свободен от вины и долга наказания. Но такое полное отпущение человек получает при крещении и мученичестве, о котором по справедливости сказано, что оно «заключает в себе все священные силы крещения», то есть полностью избавляет от вины и наказания. Поэтому можно предположить, что оглашенный, который желал креститься (иначе бы он не умер при свершении добрых трудов, которые невозможны без «веры, действующей любовью»), сразу же по своей смерти не обретает жизни вечной и терпит наказание за свои прошлые грехи, однако впоследствии спасается, но, как читаем, «так, как бы из огня» ( 1Кор. 3, 15 ). Ответ на возражение 3. О таинстве крещения говорят как о необходимом для спасения постольку, поскольку человек не может быть спасен без хотя бы желания креститься, «каковое [желание] вместе с Богом считается делом». Раздел 3. МОЖНО ЛИ ОТКЛАДЫВАТЬ КРЕЩЕНИЕ? С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Спрашивается, какое значение имели эти вечери, и откуда получили они свое начало? Есть ли это явление чисто христианское или же привнесенное отвне? Бесспорно, подобные вечери существовали как в иудействе, так в язычестве, и новообращенные христиане иудейские вечери могли знать по опыту, так как сами участвовали в них до своего обращения, языческие – по слуху. Но одна аналогия, и притом чисто внешняя аналогия вечерей христианских с дохристианскими, не дает права ставить их в – исторически причинную связь и первые производить из последних. Мы должны вникать в сущность исторического явления, как представляется оно само в себе, в своей объективной действительности, и на основании положительных данных объяснять его происхождение. Из книги Деяний гл.2, ст.46, мы видим, что христианские вечери получили свое начало естественно и независимо от сторонних влияний, с первым зарождением христианского общества, которое в них именно впервые открылось, как собственно христианское общество, в отличие от общества Иудейского. Отделившиеся от «рода развращенного» ( Деян. 2, 40 ), соединенные крещением, исполненные Духом Святым, христиане образовали одну семью и имели все общее ( Деян. 2, 44–45 и 4, 34–35), даже ежедневные вечери. К такой тесно сплоченной общинной жизни – совне располагала опасность, грозившая им со стороны их соплеменников, изнутри – тот дух братства и свободной любви друг к другу, какой породило христианство. Сам Спаситель, Своим отношением к ученикам, – представил первообраз истинно христианской жизни. Сам Он считал Себя отцом и обращался с ними, как со Своими детьми ( Матф.10, 25; 20, 1 . Лук.13, 25 ), Его малое стадо или малый кружок учеников лично принимали в них участие. Правда, название ( γπαι) указывает на то, что они обязаны своим происхождением главным образом христианской братской любви ( αγπη) или, лучше, общению ( κοινωνα), которое нашло в них соответствующее выражение своего существа. Тертуллиан противополагает характер христианских агап характеру языческих обедов, к которым допускались и бедные, и в этом отношении указывает существенную разницу между теми и другими. В то время как там бедные допускались к столу только в качестве шутов, христиане принимали их, как братьев, чисто из любви к ним: на эту-то любовь указывает самое название γπαι... В этой-то любви, в этом общения исключительно и полагают источник или начало происхождения агап, по примеру Златоуста, который называет агапы απρροια της κοινωνας εκενης... Как ни неоспоримо это все-таки остается необъясненным, почему христианская братская любовь и общение в общей именно трапезе искали своего осуществления, а не проявились в другой какой-нибудь форме.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 68. О ПОЛУЧАТЕЛЯХ КРЕЩЕНИЯ Далее мы рассмотрим получателей крещения, в отношении которых наличествует двенадцать пунктов: 1) все ли обязаны получить крещение; 2) может ли человек спастись без крещения; 3) можно ли откладывать крещение; 4) должны ли креститься грешники; 5) надлежит ли налагать епитимию на крестившихся грешников; 6) необходимо ли исповедание грехов; 7) необходимо ли намерение крестимого; 8) необходима ли вера; 9) могут ли креститься младенцы; 10) могут ли креститься дети евреев против воли своих родителей; 11) может ли кто-либо креститься в утробе матери; 12) могут ли креститься сумасшедшие и слабоумные. Раздел 1. ВСЕ ЛИ ОБЯЗАНЫ ПОЛУЧИТЬ КРЕЩЕНИЕ? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что не все обязаны получить крещение. В самом деле, Христос не сузил путь человека к спасению. Но до пришествия Христа люди могли спастись без крещения; следовательно, могут они [спастись без крещения] и после пришествия Христа. Возражение 2. Далее, похоже, что крещение было установлено в первую очередь как средство против первородного греха. Но если крещеный лишен первородного греха, то дело представляется так, что он не может передать его своим детям. Следовательно, похоже, что дети крещеных могут не креститься. Возражение 3. Далее, крещение сообщается для того, чтобы человек мог благодатно очиститься от греха. Но тот, кто освящен в утробе, обладает всем этим и без крещения. Следовательно, не все обязаны получить крещение. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин. 3, 5 ). Кроме того, в [книге] «О церковных догматах» сказано: «Мы верим, что пути спасения открыты только для тех, кто крещен». Отвечаю: то, без чего люди не могут получить спасение, является для них обязательным. Затем, очевидно, что никто не может получить спасение иначе, как только через посредство Христа, согласно сказанному апостолом: «Как преступлением одного – всем человекам осуждение, так правдою одного – всем человекам оправдание к жизни» ( Рим. 5, 18 ). Но крещение сообщается человеку ради того, чтобы он, возродившись, мог облечься в Христа и стать Его членом, в связи с чем читаем: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3, 27 ). Отсюда понятно, что креститься обязаны все и что без крещения человеческое спасение невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

285. ЧТО ТАКОЕ КРЕЩЕНИЕ? Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Св. Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Св. Духом в жизнь духовную, святую. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие (Ин 3:5). 286. ОТКУДА КРЕЩЕНИЕ НАЧАЛО? Крещение началось с того, что вначале на Иордане Предтеча Спасов Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса (Деян 19:4). Затем Иисус Христос примером Своим освятил Крещение, приняв его от Иоанна. Наконец, по воскресении Своём Он дал апостолам торжественное повеление: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19). 287. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ В СВЯЩЕННОДЕЙСТВИИ КРЕЩЕНИЯ? Главное в священнодействии Крещения — троекратное погружение в воду с произнесением слов: “Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь.” 288. ЧТО ТРЕБУЕТСЯ ОТ ЖЕЛАЮЩЕГО ПРИНЯТЬ КРЕЩЕНИЕ? От желающего принять Крещение требуется покаяние и вера, поэтому перед Крещением читается Символ веры. Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян 2:38). Кто будет веровать и крестится, спасен будет (Мк 16:16). 289. НА КАКОМ ОСНОВАНИИ КРЕСТЯТ МЛАДЕНЦЕВ? Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст. 290. ЕСТЬ ЛИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИЗ СВ. ПИСАНИЯ, ЧТО МЛАДЕНЦЕВ СЛЕДУЕТ КРЕСТИТЬ? Из св. Писания можно доказать, что следует крестить младенцев. Во времена Ветхого Завета обрезание совершалось над восьмидневными младенцами, а Крещение в Новом Завете совершается вместо обрезания, следовательно, над младенцами должно совершаться Крещение. 291. ОТКУДА СЛЕДУЕТ, ЧТО КРЕЩЕНИЕ ЗАМЕНИЛО ВЕТХОЗАВЕТНОЕ ОБРЕЗАНИЕ? То, что Крещение совершается вместо обрезания, следует из слов апостола, обращённых к верующим: Вы… обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым… быв погребены с Ним в крещении (Кол 2:11-12).

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

288. Что требуется от желающего принять Крещение? От желающего принять Крещение требуется покаяние и вера, поэтому перед Крещением читается Символ веры . «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян. 2:38 ). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк. 16:16 ). 289. На каком основании крестят младенцев? Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст. 290. Есть ли доказательства из Священного Писания, что младенцев следует крестить? Из Священного Писания можно доказать, что следует крестить младенцев. Во времена Ветхого Завета обрезание совершалось над восьмидневными младенцами, а Крещение в Новом Завете совершается вместо обрезания, следовательно, над младенцами должно совершаться Крещение. 291. Откуда следует, что Крещение заменило ветхозаветное обрезание? То, что Крещение совершается вместо обрезания, следует из слов апостола, обращённых к верующим: «Вы… обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым… быв погребены с Ним в крещении» ( Кол 2:11–12 ). 292. Для чего при Крещении нужны восприемники? При Крещении нужны восприемники для того, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого и по Крещении принять его под своё попечение для утверждения в вере (см. святой Дионисий Ареопагит . О церковной иерархии, гл. 2). 293. Для чего над крещаемым читается заклинание? Над крещаемым читается заклинание для того, чтобы отогнать от него диавола, который со времени греха Адама получил доступ к людям и некоторую власть над ними, как бы над своими пленниками и рабами. Апостол Павел говорит, что все люди вне благодати живут «по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» ( Еф. 2:2 ). 294. В чем заключается сила заклинания? Сила заклинания заключается в имени Иисуса Христа, призываемом с молитвой и верой. Господь Иисус Христос обещал верующим:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Кроме того, крестить при таких обстоятельствах детей неверных означало бы подвергать их [большой] опасности, поскольку они, будучи по природе привязаны к своим родителям, расположены впасть в неверие. Поэтому в Церкви не принято крестить детей неверных против воли их родителей. Ответ на возражение 1 . Нельзя спасать человека от телесной смерти наперекор гражданскому праву. Так, например, если человек приговорен к смерти рассмотревшим его дело судьей, то никто не вправе прибегать к насилию для того, чтобы спасти его от смерти. И точно так же никто не вправе нарушать порядок естественного закона, согласно которому ребенок находится на попечении отца, чтобы спасти его от вечной смерти. Ответ на возражение 2. Евреи являются рабами правителей в смысле гражданского рабства, которое не исключает порядков естественного и божественного законов. Ответ на возражение 3. Человек определяется к Богу своим разумом, посредством которого он может познавать Бога. Поэтому еще не умеющий пользоваться разумом ребенок в естественном порядке определяется к Богу посредством разума родителей, от попечения которых он по природе зависит. Следовательно, все, что касается Бога, должно происходить с ребенком в соответствии с этим его определением. Раздел 1. 1 МОЖНО ЛИ КРЕСТИТЬ РЕБЕНКА ЕЩЕ В УТРОБЕ ЕГО МАТЕРИ? С одиннадцатым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что ребенка можно крестить еще в утробе его матери. В самом деле, как говорит апостол, дар Христа к оправданию более действенен, чем грех Адама к осуждению ( Рим. 5, 15 ). Но находящийся в материнской утробе ребенок осужден из-за греха Адама. Поэтому есть все основания для того, чтобы оправдать его даром Христа посредством крещения. Следовательно, ребенка можно крестить еще в утробе его матери. Возражение 2. Далее, находящийся в материнской утробе ребенок представляется частью матери. Но при крещении матери все, что в ней и является ее частями, крестится вместе с ней. Следовательно, похоже, что когда крестится мать, крестится и ребенок в ее утробе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Стих 2. Церкви Божией сущей в Коринфе, освященным о Христе Иисусе, званным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, тех же и нашем. «Все сказанное содержит в себе врачевство от недуга, потому что свяязует то, в чем к несчастию произошло разделение. И во-первых Апостол называет коринфян единою Церковию Божиею и прилагает: о Христе Иисусе, а не о том или другом. Называет же их и званными, и святыми и связует с уверовавшими в целой вселенной, научая, что надлежит не им только пребывать в единомыслии, но и всем, поверившим спасительной проповеди, иметь один образ мыслей, как составляющим единое тело Владыки Христа» (Феодорит). Это общее представление содержания настоящего места. Другими нашими толковниками некоторые речения объясняются обстоятельнее. Церкви Божией сущей в Коринфе. — «Церкви не того или другого, но Божией. Видишь ли, как он каждым выражением низлагает их надменность, всячески возводя ум их к небу? Церковь называет Божиею, выражая, что в ней должно быть единение; ибо если она Божия, то соединена и есть едина не только в Коринфе, но и во всей вселенной. Имя Церкви есть имя не разделения, а единения и согласия» (святой Златоуст). К тому же «если вы Церковь Божия, то как вы по людям себя распределяете?» (Экумений). Освященным о Христе Иисусе. Этим объясняется, почему они — Церковь Божия. Потому, что освящены; а освящены они, когда по уверовании приняли святое крещение и возложение рук или миропомазание. Вселившаяся в них благодать Святого Духа сделала их освященными. «Что такое освящение? — Омовение, очищение. Напоминает им о той нечистоте, от которой он избавил их, и научает смиренномудрию, ибо они освящены не за собственные добрые дела, но по человеколюбию Божию» (святой Златоуст). «И вот что важно, а не мудрость земная, которою вы превозноситесь» (Феофилакт). Званным святым. Призваны к святости, дали слово жить в святости и благодать Святого Духа получили в таинствах на то, чтобы в точности исполнить это слово. Исполняющие его святы. Но источник всему — звание. Пришло звание свыше, они поверили, и вследствие того святы стали. «И то самое, что вы спасаетесь верою, — не от вас, говорит: ибо не вы первые приступили, но были призваны, так что и это малое не вполне принадлежит вам. Хотя вы приступили, быв виновны во множестве зол, но и этим обязаны не себе самим, а Богу. Посему и в послании к Ефесеям он говорит: благодатию есте спасени чрез веру, и сие не от вас (Еф. 2, 8). И вера не вполне принадлежит вам, ибо вы не сами, предварив Бога, уверовали, но послушались, когда были призваны» (святой Златоуст).

http://predanie.ru/book/67912-tolkovanie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010