Следовательно, со стороны крестимого необходимо наличие желания, или намерения, получить таинство. Ответ на возражение 1. Когда человек оправдывается крещением, его претерпевание является не насильственным, а произвольным, и потому он должен хотеть получить то, что ему сообщается. Ответ на возражение 2. Если взрослому недоставало намерения получить таинство, то ему нужно креститься повторно. В случае же наличия сомнения надлежит использовать форму: «Если ты не крещен, то я крещу тебя...». Ответ на возражение 3. Крещение является средством не только от первородного, но и от актуальных грехов, которые обусловлены нашей волей и намерением. Раздел 8. НЕОБХОДИМО ЛИ, ЧТОБЫ КРЕСТИМЫЙ ВЕРОВАЛ? С восьмым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что со стороны крестимого необходима вера. В самом деле, таинство крещения было установлено Христом. Но Христос, сообщая форму крещения, помещает веру впереди крещения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк. 16, 16 ). Следовательно, похоже, что таинство крещения невозможно без веры. Возражение 2. Далее, в таинствах Церкви ничего не делается всуе. Но согласно церковному обряду пришедшего креститься человека спрашивают о его вере: «Веруешь ли в Бога, Отца всемогущего?». Следовательно, похоже, что крещению необходима вера. Возражение 3. Далее, для крещения необходимо намерение получить таинство. Но это невозможно без правой веры; действительно, крещение является таинством правой веры, поскольку, как говорит Августин в своей книге о крещении младенцев, его следствием является «соединение крестящихся с Христом», что невозможно без правой веры, согласно сказанному [в Писании]: «Верою вселиться Христу в сердца ваши» ( Еф. 3, 17 ). Следовательно, похоже, что тот, у кого нет правой веры, не может получить таинство крещения. Возражение 4. Кроме того, как мы уже показали во второй части (ИИ-ИИ, 10, 3), неверие является тягчайшим грехом. Но нельзя крестить тех, кто пребывает в грехе; следовательно, тех, кто пребывает в неверии, крестить нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Ответ на возражение 1. Приведенные слова должно понимать как сказанные о тех грешниках, которые желают отречься от греха. Ответ на возражение 2. Врачеватель душ наших, Христос, соделывает двояко. Во-первых, внутренне и Сам, приуготовляя человеческую волю к тому, чтобы она желала добра и ненавидела зло. Во-вторых, Он действует через посредство служителей путем внешнего приложения таинств, и тогда Он совершенствует то, что было начато внешне. Поэтому таинство крещения должно сообщаться только тем, в которых обнаруживается тот или иной знак их внутреннего обращения (ведь и телесное лекарство не дается больному, в котором не обнаруживается какого-либо признака жизни). Ответ на возражение 3. Крещение есть таинство веры. Затем, по словам Августина, мертвая вера не достаточна для спасения и не является его основанием, но – только вера живая, которая «действует любовью» ( Гал. 5, 6 ). Поэтому таинство крещения не может спасти человека, воля которого склонна к греху и, следовательно, исключает форму веры. Кроме того, запечатление крестильной печати не может расположить человека к благодати дотоле, доколе он сохраняет желание грешить, поскольку, как говорит Дамаскин, «Бог не принуждает силою к добродетели» 93 . Раздел 5. ДОЛЖНО ЛИ НАЛАГАТЬ ЕПИТИМИЮ НА КРЕСТИВШИХСЯ ГРЕШНИКОВ? С пятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что на крестившихся грешников должно налагать епитимию. В самом деле, согласно правосудности Божией, похоже, человек должен быть наказан за каждый свой грех, согласно сказанному [в Писании]: «Всякое дело Бог приведет на суд» ( Еккл. 12, 14 ). Но епитимия налагается на грешников во искупление совершенных ими грехов. Следовательно, дело представляется так, что на крестившихся грешников должно налагать епитимию. Возражение 2. Далее, посредством искупительных дел новообращенные грешники упражняются в праведности и избегании возможностей согрешить, «ибо искупление состоит в искоренении причин порока и отрезании путей к греху». Но это особенно важно для тех, которые были только что крещены. Следовательно, похоже, что на крестившихся грешников должно налагать епитимию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Засвидетельствование это состоит в том, что указанное лицо расписывается в графе «рукоприкладство свидетелей записи по желанию»; в этой же графе расписывается и сам крещенный (если он грамотный), а равно и его восприемники. По совершении св. крещения над одним из супругов, состоящих в браке по иудейскому закону, и по записи сего церковного обряда, в метрическую книгу, священнослужители обязаны немедленно доносить о сем епархиальному начальству с точным означением имен как супруга крестившегося, так и остающегося некрещенным. Преосвященный же, получив донесение о сем, поручает Дух. Консистории потребовать от оставшегося в иудействе супруга, чрез сношение с гражданским начальством, отзыва о том, желает ли он жить с обратившимся в православие супругом и дать требуемую (81 ст. X т. 1 ч. Св. Зак.) подписку, или нет соответственно тому или другому отзыву прежний брак названных супругов или остается в силе, или расторгается. По совершении св. крещения над евреем, Духовная Консистория обязана известить о сем губернское начальство или то место, от которого выдано было еврею свидетельство для вступления в православную веру, на тот конец, чтобы он был показываем в том звании, в коем он состоит, обратившимся из иудейской веры в православное исповедание и под тем именем, какое дано ему при крещении (Уст. о п. и п. прест. 43 ст.). Опасно больные иноверцы всякого возраста могут, по желанию их, быть крещены без промедления, с соблюдением установленных Церковью правил и с тем: 1) чтобы к крещению таких лиц было приступаемо не прежде, как по надлежащем совершенно надежном удостоверении, что они находятся не в состоянии безпамятства, лишающего их возможности выразить с сознанием и разумением свою волю; 2) чтобы о совершении такого крещения по нужде было безотлагательно доносимо епархиальному начальству, и 3) чтобы новокрещенного в таких обстоятельствах, буде он выздоровеет, епархиальное начальство поручило благонадежному духовному лицу для назидания и утверждения в христианстве (Уст. о. п. и п. прест., прил. к 70 ст. 4 п.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Точно так полезно и наше Географическое общество (в котором и мы с вами замешаны), имеющее целью узнавать и описывать землю. – Но земля и вся яже на ней дела сгорят, следовательно не останетея ничего, ровно ничего и от действий нашего Географ, общества, ибо будет новая земля, а там наши географич. сведения и снадобья не годятся. А между тем вера – святая и драгоценная вера – вечна и кончится только видением Бога; – а между тем спасете заблуждающих братий наших есть вечный предмет Божиего Промысла, а мы остаемся равнодушны-не хотим подать помощь братиям нашим, требующим от нас познания веры – не хотим на это уделить и копейки -уделяя десятки, сотни, Бог знает на что... (но довольно, иначе будет проповедь )! О, если бы (повторяю), кому-либо из наших сильных земли пришла мысль завести и у нас подобное Английскому Миссионерское общество! О, тогда... И мне пришло в голову, что это общество уже оказывается у нас, и вот уже многое множество и членов, в оном, – только еще нет моего Имени. И потому, когда Вы будете в собрании этого общества, скажите председателю оного, что преосвященный Иннокентий Камчатский жертвует в это общество 25-ю часть (т. е. 160 р. ассиг.) всех своих окладов (25-ю часть от 4000 р. ас); а когда дочери его выйдут в замужество, то 10-ю часть всех окладов и доходов, какие бы у него ни были. Но не мечты ли это только?... Но последнее истинно, – ей и аминь! В заключение всего этого скажу, что так или иначе, но мы обязаны удовлетворять святое желание горных обитателей нашей Америки, ищущих крещения, а я теперь, при моих средствах и способах, не могу, не могу! Об этом я писал прошедшей осенью Св. Синоду, и надеюсь получить пособие. Прощайте, возлюбленный мой о Господе! Господь с Вами и со всеми Вашими родными! Дорого бы заплатил за то, если бы можно было с Вами увидаться, хотя бы на час, и побеседовать усты ко устам. Со всею моею любовью до гроба (а далее-не знаю, Бог знает) честь имею быть и пребуду. Р. S. Покорнейше прошу: потрудитесь при случае передать мое почтение Петру Ивановичу Рикорду. Вашего Высокопревосходительства покорнейший слуга Иннокентш, Е. Камчатский. Мая 10 дня 1848 г. Ситха. Письмо 73 Милостивый Государь, Николай Емельянович ! Сверх всего того, о чем я просил Вас в предыдущем письме, покорнейше прошу еще купить 2 ½ арш. фиолетового бархату, 2 или 2 ½ темно-голубого иди синего бархату для меня на три камилавки. NB. Если Вы достоверно узнаете, что бархат таких цветов посылается от Компании в колонии, то Вы можете эту просьбу мою и оставить без исполнения. К числу вещей, служащих для Собора и других церквей (реестр коих послан в Глав. Правление) прибавьте еще: 100 букварей русских, самых дешевых. 10 Псалтирей, следованных в 1/5 листа. 50 Московских святцев (с молитвами) церковной печати – в переплете. Где-то мой несчастный сын, Иннокентий! и что он теперь. Я от него уже давно не получал писем. Пожалуйста, уведомьте меня о нем. И что! посылаете ли Вы ему денег? сделайте милость, не оставляйте его несчастнаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Ответ на возражение 2. Единство мистического тела является плодом полученного истинного тела. Но мы уже показали (80, 4), что служащие или получающие недостойно лишаются плода. Поэтому причастникам единства веры не должно принимать таинство от их распределения. Ответ на возражение 3. Хотя блуд и не является тягчайшим грехом, тем не менее, люди наиболее склонны к нему по причине вожделения плоти. Поэтому Церковь запрещает священникам этот грех особенным образом, [а именно так] что никто не должен слушать мессы тех, кто уличен в сожительстве. Однако это относится только к тем, кто пользуется дурной славой или был обвинен [в этом] и осужден, или вина которого нашла официальное подтверждение, или когда его вину невозможно прикрыть какой-либо отговоркой. Раздел 10. ВПРАВЕ ЛИ СВЯЩЕННИК ВСЕЦЕЛО ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ ОСВЯЩЕНИЯ ЕВХАРИСТИИ? С десятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что священник вправе всецело воздерживаться от освящения Евхаристии. В самом деле, служением священника является не только освящение Евхаристии, но также крещение и отправление других таинств. Однако священник не обязан выступать служителем других таинств, если только это не связано с попечением о душах. Следовательно, похоже, что точно так же он обязан освящать Евхаристию только в тех случаях, когда это связано с попечением о душах. Возражение 2. Далее, никто не обязан делать то, что он делать не вправе, в противном случае он пребывал бы в недоумении. Но мы уже показали (7), что находящийся в состоянии греха или отлученный священник не вправе освящать Евхаристию. Следовательно, похоже, что такие люди не обязаны служить обедню, а, значит, не обязаны и остальные, иначе первые получили бы выгоду от своего проступка. Возражение 3. Далее, слабость не причиняет утраты священнического сана, поскольку, по словам папы Геласия I, «как канонические предписания не дозволяют ослабевшим телом приступать к священству, точно так же и вступившие в это состояние, став для него непригодными, не утрачивают того, что было получено ими во времена их благополучия».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Этому противоречит следующее: Григорий в письме к епископу Квирику говорит: «Нам известно, что по староотеческим обычаям обратившихся к святой Церкви еретиков, кои прежде были крещены во имя Троицы, допускали к ее груди после или миропомазания, или рукоположения, или простого исповедания веры». Но этого не могло бы быть, если бы для получения крещения человеку была нужна вера. Отвечаю: как явствует из вышесказанного (63, 6; 66, 9), крещение производит в душе двоякое следствие, а именно печать и благодать. Поэтому что-либо может быть необходимым для крещения [тоже] двояко. Во-первых, как то, без чего не может быть получена благодать, которая является конечным следствием таинства. И в этом смысле для крещения необходима правая вера, поскольку, как явствует из слов [Писания], «правда Божия чрез веру в Иисуса, Христа» ( Рим. 3, 22 ). Во-вторых, что-либо может быть необходимым для крещения потому, что без него не может быть запечатлена крестильная печать. И в этом смысле при исполнении всего того, что присуще таинству, правая вера крестимого необходима не больше, чем [правая вера] крестящего, поскольку таинство совершается благодаря силе Божией, а не праведности служителя или получателя крещения. Ответ на возражение 1. Эти слова Господа сказаны о крещении как о ведущем нас к спасению путем сообщения освящающей благодати, для чего, конечно же, необходима правая вера. Поэтому Он недвусмысленно говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Ответ на возражение 2. Намерением Церкви при крещении людей является очищение их от греха, согласно сказанному [в Писании]: «Плодом сего будет снятие греха» ( Ис. 27, 9 ). Вследствие этой своей заботы она не желает крестить кого-либо помимо имеющих правую веру, без которой отпущение грехов невозможно. Поэтому она спрашивает пришедших креститься, веруют ли они. Тот же, кто, не имея правой веры, получает крещение вне Церкви, не получает его ко спасению. В связи с этим Августин говорит: «От Церкви, уподобляемой раю, мы знаем, что люди могут быть крещены и в сообществах, отделенных от Церкви, но что в другом месте никто не может получить или сохранить свою часть среди святых».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

По той же самой причине о них можно сказать и как о намеревающихся в соответствии не с их собственным актом намерения, ибо они подчас противятся и плачут, а с актом принесших их для крещения. Ответ на возражение 2. Как пишет в своем письме к Бонифацию Августин, «в Церкви Спасителя нашего младенцы веруют через посредство других подобно тому, как от других они унаследовали отпускаемые при крещении грехи». То же, что их родители не веруют, нисколько не препятствует их спасению, поскольку, как пишет Августин тому же Бонифацию, «мы полагаем, что младенцы могут принять благодать в свои души не столько от рук принесших (хотя и от них, если они добры и верны), сколько от всего сообщества святых и верных. Ибо они по справедливости полагаются приносимыми и теми, кто рад этому принесению, и теми, любовью которых они объединяются в общении со Святым Духом». И неверие их собственных родителей, даже если после крещения они стремятся заразить их поклонением демонам, не причиняет детям вреда. Ведь, по словам Августина, «стоит ребенку родиться по воле других, и он уже впредь не может быть опутан узами чужого греха, если только сам того не захочет, согласно сказанному: «Как душа отца, так и душа сына – Мои; душа согрешающая – та умрет» ( Иез. 18, 4 ). Оттого же, что он унаследовал от Адама, он освобождается благодатью этого таинства, поскольку до этого у него еще не было отдельной жизни». Кроме того, вера одного и тем более всей Церкви помогает ребенку благодаря деятельности Святого Духа, собирающего Церковь воедино и сообщающего блага одного ее члена другому. Ответ на возражение 3. Подобно тому, как при крещении дитя верит не само, а через посредство других, точно так же и обещает оно не само, а через посредство других, которые в Церкви исповедают веру вместо ребенка, соединяемого с этой верой таинством веры. Что же касается доброй совести, то ребенок приобретает ее сам, хотя, конечно, не в отношении акта, а в отношении навыка посредством освящающей благодати. Раздел 10. МОЖНО ЛИ КРЕСТИТЬ ДЕТЕЙ ЕВРЕЕВ И ДРУГИХ НЕВЕРНЫХ ПРОТИВ ВОЛИ ИХ РОДИТЕЛЕЙ? С десятым [положением дело] обстоит следующим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Дарование внутреннего и внешнего закона человечеству служит для апостола Павла ответом на вопрос, почему каждый человек несет ответственность за совершенное зло: «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» ( Рим.3:19 ). Что представляет из себя ветхозаветный письменный закон и чем он отличается от новозаветного? В ветхозаветном законе, данном Богом через Моисея, усматривают три части: нравственную, судебную и обрядовую. С пришествием Христа обрядовая и судебная части закона потеряли свою силу(в силу того, что они уже исполнили свое временное, в том числе прообразовательное, предназначение), нравственная часть была восполнена, получив совершеннейшее истолкование, так что «те заповеди, которые предписывают сохранять любовь к Богу и ближнему, не только обязаны соблюдать Христиане, но гораздо с большею точностью и с большей полнотой, нежели как соблюдали их ветхозаветные израильтяне. Поскольку мы гораздо большие получили благодеяния от Бога, и с несравненным преимуществом перед ними приняли благодать Святого Духа через Господа нашего Иисуса Христа, поэтому и добродетели наши должны превосходить дела иудеев, как сказано: Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное ( Мф.5:20 )» (Православное исповедание, Ч. 3, вопрос 47). Ветхий Завет с момента Боговоплощения читается в свете Нового Завета. «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» ( Ин.1:17 ). Почему «делами закона не оправдается перед Богом никакая плоть» (ср. Рим.3:20 )? Потому что закон лишь указывает на преступления, но не способен дать силы для его исполнения. В силу того, что каждый человек сам по себе неспособен его качественно исполнить, он неизбежно становится преступником закона. По этой причине для прощения грехов и спасения человеку необходима вера в Спасителя – Иисуса Христа, Который оправдывает грешника даром, по благодати, независимо от личных заслуг и исполнения закона ( Рим.3:24 ). Означает ли это, что крещеному христианину необязательно исполнять Божий закон, чтобы спастись?

http://azbyka.ru/zakon-bozhij

Нет, по словам Ап. Павла, Дух усыновления людей Христу или дух облечения в благодать Его дается только крестившимся во Имя Иисуса Христа. И, значит, в доме Корнилия, до крещения, язычники не могли получить духа усыновления их Господу Спасителю. А потому пашковцы обязаны нам показать: кто же, когда и как дал им Духа, усыновления Христу? – Но показать явственно этого они не могут; отсюда–то и видим, что они – не евангельские христиане, а самые простецкие сектанты – отщепенцы от Святой Христовой Церкви, еретики. На основании сказанного, совершенно ясно, что пашковцы не могут звать себя евангельскими христианами. Их, по положению во Христе, справедливо приравнять к тем Ефесским «ученикам», которые, уверовав, даже не слыхали, есть ли Дух Святый? И пашковцы не знают этого Духа иначе, как по чужим рассказам. А потому им прежде всего надобно, раскаявшись, присоединиться к Христовой Церкви и принять «помазание от Святаго». Тогда они встанут на торную дорогу к своему спасению. И перестанут тогда как дети, убаюкивать себя одними хорошими словами и названиями... Коренное заблуждение во всем вероучении пашковцев Основное заблуждение пашковцев, которое привил им родоначальник их веры – англичанин Редсток, заключается в следующих его словах: «чтобы быть спасенным, надобно только веровать и быть убежденным, что ты спасен». По словам Редстока, такая вера для христианина делает ненужной для него Церковь ; она будто бы также устраняет для христианина нужду в таинствах и освобождает спасающегося человека от необходимости для своего спасения предаваться подвигам и совершению церковных обрядов... Что сказать по поводу такой проповеди Редстока, которая повлекла за собой образование в Петербурге секты? Только одно: эта проповедь в ложном свете представила учение Иисуса Христа русским библейски–неграмотным слушателям и содержала в себе грубое религиозное заблуждение. В самом деле: Христос Спаситель, посылая учеников на проповедь Евангелия, говорил: «кто не будет веровать (этой проповеди), осужден будет» ( Мк. 16:16 ). И Павел Апостол с Силою сказали в ответ на вопрос темничного стража: «государи мои! что мне делать, чтобы спастись?» – так: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» ( Деян. 16:30–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Может случиться так, что после того, как брак был заключён вне христианства, оба супруга примут католическое или некатолическое крещение. Встаёт вопрос о том, становится ли их брак таинством при принятии крещения обоими супругами. В прошлом этот вопрос широко обсуждался среди богословов 292 . Наиболее распространённое и в то же время наиболее возможное мнение таково: после того, как обе стороны примут крещение, их брак, заключённый в неверности, становится таинством. Возобновлять согласие нет необходимости. В достоинство таинства возводится именно действительное согласие, изъявленное изначально и сохраняющее свою силу в неизменной составляющей, то есть в возникающих из него постоянных узах. Если изначально изъявленное согласие является действительным, то супруги-нехристиане, приняв крещение, не обязаны совершать новый акт волеизъявления. Самое большее, что можно им посоветовать (но не приказать) – это получить брачное благословение 293 . Таинство, со всеми вытекающими из него духовными и юридическими последствиями, начинает существовать в тот момент, когда обе стороны принимают крещение. С этого момента брак должен считаться «одобренным», а также «незавершённым», если обе стороны после своего крещения ни разу не воспользовались своими супружескими правами. Не имеет значения, вступали ли стороны в интимные отношения до крещения. Таким образом, брак подпадает под нормы, регулирующие брак «одобренный, но не завершённый». Поэтому, если завершение брака имело место исключительно до крещения (и уж тем более – если его никогда не было), то брак как одобренный, но не завершённый может быть расторгнут Папой, принимающим прошения в каждом отдельном случае. 6. Ни один из супругов не принимает крещение В предыдущих случаях – независимо от того, подпадают ли они под общее распоряжение или решаются посредством особого пожалования, – предполагается, что по крайней мере один из супругов к моменту расторжения их брака является крещёным. Встаёт вопрос о том, может ли Папа равным образом расторгнуть брак, заключённый между двумя нехристианами до того, как кто-либо из них примет крещение, а тем более – когда никто из них крещение не принимает.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010