(542/2, 378) 8. Если кто полагает, что некоторые могут достичь благодати Крещения милосердием, а другие – свободной волей, о которой ясно, что она есть порок во всех тех, кто родился во грехе первого человека, то он обнаруживает, что чужд истинной вере. На самом деле – он утверждает, что свобода воли не была ослаблена во всех людях после грехопадения первого человека, или, по крайней мере, он верит, что человек хотя и был поражен, но таким образом, что некоторые еще могут сами, без Божественного Откровения, познать тайну вечного спасения. Насколько это учение противно учению Христа, Сам Господь показывает, свидетельствуя, что не то что некоторые, а никто не может прийти к Нему, если Отец не привлечет его [ Ин 6, 44 ], и говоря также Петру: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» [ Мф 16, 17 ]. И Апостол говорит то же: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» [ 1Кор 12 , З] 342 . (545, 385) 15. «По отношению к тому состоянию, в котором Бог создал Адама, Адам изменился к худшему через свое беззаконие. По отношению к состоянию, в которое его ввергло это беззаконие, верный изменился к лучшему благодатью Божией. Первым изменением мы обязаны первому грешнику, а второе «изменение», по словам псалмопевца, происходит от «Десницы Всевышнего» [ Пс 77 (76), 11] 343 . Заключение Цезария Арльского (546, 396) Итак, согласно утверждениям из Священного Писания, приведенным выше, и определениям Святых Отцов, мы должны, с помощью Божией, проповедовать и верить, что грех первого человека столь извратил и ослабил свободную волю, что никто с тех пор не может ни любить Бога, как должно, ни веровать, ни делать доброе для Бога, если благодать милосердия Божия его в этом не предваряет. Потому мы веруем, что праведный Авель, и Ной, и Авраам, и Исаак, и Иаков, и все множество святых прежних времен получили свою дивную веру, за которую святой Павел восхваляет их в своей проповеди [ Евр 11 ], не через доброту природы, данную изначально Адаму, но через благодать Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

В тот же день Иосиф с Мариею и Младенцем Иисусом вышел из Египта. Он направился в землю Израилеву, чтобы поселиться в том же Вифлееме, из которого ушел в Египет; но когда узнал, что в Иудее царствует жестокий и кровожадный Архелай, сын Ирода, то призадумался и не знал, куда идти; тогда он вновь получил откровение во сне, и пошел в Галилею, в город Назарет, где и поселился. Пребывание Иисуса в Назарете нисколько не противоречит пророчеству Михея. Михей не говорил, что Христос будет жить в Вифлееме; он сказал, что из Вифлеема произойдет Вождь или Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле. 10. Жизнь Иисуса Христа в Назарете. Двенадцатилетний Иисус в Иерусалимском храме. Лк. 2:40–52 Про жизнь Иисуса Христа до двенадцатилетнего возраста Евангелист Лука говорит кратко: Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем. Другие же Евангелисты не сообщают ничего из жизни Иисуса Христа до самого крещения Его Все евреи мужского пола обязаны были ежегодно являться в Иерусалим на праздник пасхи. Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на этот праздник каждый год и, конечно, каждый раз брали с собою Иисуса. Пришли они в Иерусалим и в тот год, когда Отроку Иисусу исполнилось двенадцать лет. По окончании дней праздника, они с другими назаретянами собрались в обратный путь. Они были уверены, что Он идет с их родственниками, с соседями или своими сверстниками; но, пройдя дневной путь и остановившись для отдыха, стали искать Его между возвращавшимися с ними богомольцами, и не нашли. Возвратясь в Иерусалим, они три дня искали Его по городу; и когда на четвертый день пришли в храм помолиться, то увидели Отрока Иисуса, сидящего посреди учителей, удивлявшихся разуму и ответам Его. Увидев Его, Иосиф и Мария удивились; а Мария сказала Ему: «Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». Зачем было вам искать Меня (говорит им Отрок Иисус)? Зачем вы искали Меня в других местах Иерусалима, а не в храме? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, ч т о принадлежит Отцу Моему?

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Возражение 3. Далее, человеку надлежит воздавать Богу не в меньшей степени, чем своему ближнему. Следовательно, если недавно крестившийся причинил вред своему ближнему, то ему надлежит принести воздаяние Богу посредством искупительных дел. Этому противоречит следующее: Амвросий, комментируя слова [Писания]: «Дары и призвание Божие – непреложны» ( Рим. 11, 29 ), говорит: «Благодати Божией при крещении потребны не вздохи и стенания, и не какие-либо дела вообще, но – одна только вера, ибо все отпускается даром». Отвечаю: как говорит апостол, «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились... мы погреблись с Ним крещением в смерть» ( Рим. 6, 3, 4 ), каковые слова означают, что посредством крещения человек соединяется с самою смертью Христовой. Затем, из вышесказанного (48, 2, 4; 49, 3) очевидно, что смерть Христа является достаточным воздаянием за грехи, «и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин. 2, 2 ). Поэтому на крестимого не должно возлагать никакого вида воздаяния за какие-либо грехи, ибо это было бы оскорблением страстям Христовым и Его смерти как недостаточным для полного воздаяния за грехи тех, кому надлежит креститься. Ответ на возражение 1 . Как говорит Августин в своей книге о крещении младенцев, «следствием крещения является соединение крестящихся с Христом в качестве Его членов». Таким образом, сами муки Христа стали воздаянием за грехи крестящихся подобно тому, как страдание одного члена может быть воздаянием за грех другого, в связи с чем читаем: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» ( Ис. 53, 4 ). Ответ на возражение 2. Недавно крещеным нужно упражняться в праведности посредством не наказания, а, как говорит глосса на слова [псалма]: «Как дитяти, отнятого от груди матери» ( Пс. 130, 2 ), «нетрудных дел, дабы приступить к возрастанию в совершенстве как младенцы, кормясь молоком». Поэтому Господь освобождает Своих новообращенных учеников от поста, о чем читаем в [Евангелии от Матфея] ( Мф. 9, 14, 15 ), и о том же говорит в [своем] послании [апостол Петр]: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» ( 1Петр. 2, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Объясн. «Иисус, видя веру их» – принесших расслабленного, а не его одного личную. Движимые верой, принесшие раскрыли кровлю дома: Мрк. 2, 4 ; раскрывай и ты христианин, покровы и затворы греха и не думай, что без подвига спасешься: Иак. 1, 22–24 . Марк. 9, 23–24 . «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию». Обьясн. Крепкой вере «одного из народа» предшествовала настойчивая просьба сначала к апостолам (ст. 18), затем к Самому Христу. Стало быть, одной веры – бездеятельной недостаточно: Иак. 2, 24–25 ; при вере должна быть еще и любовь; 1Кор. 13, 3–4 . Рим. 4, 3–5 . «Ибо что говорит Писание? «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» ( Быт. 15, 6 ). Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу, а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Обьясн. Вера Авраама выразилась в самоотверженном деле возложения на жертвенник Исаака сына своего. Иак. 2, 21 ; конечно, блажен человек, которому Бог вменяет праведность независимо от дел (ст. 6–7) но это не значит, что добрые дела в деле спасения не нужны были; напротив, делами вера достигает совершенства: Иак. 2, 22 . Кто на основании 4–5 ст. отвергает важность добрых дел для оправдания, тот смешивает оправдание в крещении с оправданием на суде Христовом: первое получается по вере: Мрк. 16, 16 , а второе получают только те, которые, будучи первоначально оправданы по вере, стали потом рабами праведности и тело свое подчинили святости, а не беззаконию: Рим. 12, 1–2 ; Ефес. 5, 19–11 . Рим. 5, 1–2 . «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждою славы Божией. Об оправдании Рим. 3, 24 . «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе»... Объясн. Этим учением св. апостол не отвергает добрых дел ко спасению, а только выясняет порядок спасения. Исполнение добрых дел ублажает Сам Господь в нагорной проповеди : Мф. 5, 6. 7 ; и на Страшном суде будет потребован отчет в исполнении добрых дел: Мф. 25, 34–35 . Если сказано, что верующие созданы на добрые дела: Ефес. 2, 10 , то они обязаны совершать христианские добродетели, чтобы тем благодарить Бога за дарованную им благодать спасения: 2Тим. 4, 7–8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Возражение 1 . Кажется, что крещение может быть отложено. Ведь сказал же папа Лев, что «для празднования крещения римским понтификом определены два времени», а именно Пасха и Троица. «Поэтому мы увещеваем твое блаженство не добавлять каких-либо дней к сим общепринятым». Следовательно, похоже, что крещение надлежит сообщать не сразу, но откладывать его до вышеупомянутых времен. Возражение 2. Далее, в постановлениях Агдского собора сказано: «Если евреи, дурная вера которых часто возвращает их на их «блевотину», желают подчиниться закону католической Церкви, им надлежит в течение восьми месяцев вступать в притвор вместе с оглашенными и только после, в случае обнаружения исповедания ими истинной веры, они, наконец, смогут заслужить благодать крещения». Следовательно, людей не нужно крестить сразу, но крещение надлежит откладывать на некоторое установленное время. Возражение 3. Далее, [в Писании] сказано, что «плодом сего будет снятие греха» ( Ис. 27, 9 ). Но при отсрочке крещения грех, похоже, снимается или, во всяком случае, облегчается. Во-первых, потому, что согрешающие после крещения грешат более тяжко, согласно сказанному [в Писании]: «Сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто... не почитает за святыню кровь завета», то есть крещение, «которою освящен?» ( Евр. 10, 29 ). Во-вторых, потому, что крещение устраняет прошлые грехи, но никак не будущие, и потому чем дольше оно откладывается, тем больше грехов устраняет. Следовательно, похоже, что крещение нужно откладывать как можно дольше. Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день» ( Сир. 5, 8 ). Но совершенно обращаются к Богу те, которые возрождаются крещением во Христе. Следовательно, крещение нельзя откладывать со дня на день. Отвечаю: в этом вопросе должно проводить различение и принимать во внимание то, кем именно, детьми или взрослыми, являются те, коих должно крестить. В самом деле, если речь идет о детях, то крещение откладывать нельзя. Во-первых, потому, что среди них мы не ищем тех, которые лучше наставлены или полнее обращены. Во-вторых, в связи с опасностью смерти, ибо из всех имеющихся средств им доступно лишь таинство крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Возражение 3. Далее, вечная смерть является большим злом, чем смерть тела. Но из двух зол нужно выбирать меньшее. Поэтому если бы нельзя было крестить ребенка в утробе матери, то было бы лучше вскрывать [чрево] матери, насильно изымать из него ребенка и крестить, чем оставлять его на вечное проклятие смерти без крещения. Возражение 4. Кроме того, иногда первой выходит какая-то одна часть ребенка, о чем читаем [в Писании]: «Во время родов ее показалась рука одного; и взяла повивальная бабка, и навязала ему на руку красную нить, сказав: «Этот вышел первый!»; но он возвратил руку свою – и вот, вышел брат его» ( Быт. 38, 28, 29 ). Но в таких случаях нередко возникает опасность смерти. Следовательно, похоже, что такую часть должно крестить тогда, когда весь остальной ребенок еще находится в утробе матери. Этому противоречат следующие слова Августина: «Никто не может родиться вторично, не будучи рожден в первый раз». Но крещение – это духовное возрождение. Следовательно, до рождения из утробы никого крестить нельзя. Отвечаю: для крещения сущностно необходимо, чтобы какая-то часть тела крестимого человека так или иначе была омыта водой, поскольку, как мы уже показали (66, 1), крещение есть своего рода омовение. Но тело не родившегося из утробы младенца никак не может быть омыто водой, разве только если, как говорят некоторые, крестильная вода, которой омывается тело матери, может достичь находящегося в ее утробе ребенка. Но это невозможно как потому, что душа ребенка, к оправданию которого определено крещение, отличается от души матери, так и потому, что тело одушевленного младенца уже сформировано, и, следовательно, отличается от материнского тела. Поэтому получаемое матерью крещение не переходит на находящееся в ее утробе дитя. В связи с этим Августин говорит: «Если бы зачатое в матери принадлежало ее телу как его часть, то было бы предосудительно крестить младенца, матерь которого при вынашивании его крестилась из-за опасности смерти. Но коль скоро мы его», то есть младенца, «крестим, то он, конечно же, находясь в утробе, не принадлежал материнскому телу».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

(697, 1619) 6. Если кто-либо говорит, что крещеный не может, даже если бы пожелал, потерять благодать, как бы ни были многочисленны его грехи, разве только если он больше не захочет верить, да будет отлучен от сообщества верных. (698, 1620) 7. Если кто-либо говорит, что крещеные через свое крещение обязаны только верить, а не соблюдать весь Закон Христа, да будет отлучен от сообщества верных. (699, 1621) 8. Если кто-либо говорит, что крещеные не имеют обязательств по отношению к предписаниям Святой Церкви, записанным или переданным, и что они не обязаны их соблюдать, только если по своей воле захотели бы им подчиниться, да будет отлучен от сообщества верных. (700, 1622) 9. Если кто-либо говорит, что нужно напоминать людям о крещении, которое они получили, так, чтобы они поняли, что все обеты, данные после крещения, недействительны, в силу обета, данного уже при крещении, как если бы эти обеты наносили вред исповеданной ими вере, и самому крещению, да будет отлучен от сообщества верных. (701, 1623) 10. Если кто-либо говорит, что все грехи, совершенные после крещения, отпускаются или становятся простительны одним только воспоминанием о принятом крещении и через веру, да будет отлучен от сообщества верных. (702, 1624) 11. Если кто-либо говорит, что истинное крещение, совершенное по правилам, должно быть повторено для того, кто отступился от веры во Христа в среде неверных, когда он обращается, чтобы покаяться, да будет отлучен от сообщества верных. (703, 1625) 12. Если кто-либо говорит, что человек должен креститься только в возрасте, когда принял крещение Христос, или же в виду смерти, да будет отлучен от сообщества верных. (704, 1626) 13. Если кто-либо говорит, что маленькие дети, поскольку они не совершают акта веры, не могут считаться верующими после крещения и по этой причине их нужно крестить второй раз, когда они достигнут возраста распознания, или же, что лучше их не крестить, чем крестить только в вере Церкви тех, кто неспособен на личный акт веры, да будет отлучен от сообщества верных.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Какая же была бы сообразность признати крещение тех, которые крестят во Отца, и Сына, и в Монтана или Прискиллу? ибо не суть крещены крестившиеся в то, что нам не предано. Посему хотя Великий Дионисий и не приметил сего, но нам не должно соблюдати подражания неправильному: ибо нелепость сама собою явна, и ясна для всех, имеющих хотя несколько рассуждения. Кафары суть из числа раскольников. Однако угодно было древним, как то Киприану и нашему Фирмилиану, единому определению подчинити всех сих: кафаров, енкратитов, идропарастатов, и апотактитов. Ибо, хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподати другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали. Почему приходящих от них к церкви, яко крещенных мирянами, древние повелевали вновь очищати истинным церковным крещением. Но поскольку некоторым в Асии решительно угодно было, ради назидания многих, прияти крещение их: то да будет оно приемлемо. Подобает же нам усмотрети злоухищрение енкратитов. Они, да соделают себя неудобоприемлемыми для церкви, умыслили предускоряя совершати собственное крещение, чрез что и собственный свой обычай изменили. И так, поскольку о них ничего ясно не изречено, мню, яко прилично нам отвергати их крещение: и аще бы кто приял от них оное, таковаго приходящаго к церкви, крестити. Но аще сие имеет быти препятствием общему благосозиданию: то паки подобает держатися обычая, и следовати отцам благоусмотрительно устроившим дела наши. Ибо я опасаюся, чтобы нам тогда, как хощем удержати их от поспешнаго крещения, не воспятити спасаемых строгостию отлагательства. Аще же они сохраняют наше крещение, сие да не устыждает нас: ибо мы обязаны не воздавати им за то благодарность, но покорятися правилам с точностию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

соч., ч. 2, вып. 1, стр. 89). Доказательством этого апостольского происхождения русского христианства является, по Арсению, то, что мы – русские крестим, согласно 50-му апост. правилу, в три погружения, тогда как греки принимают обливательное крещение по новому римскому уставу: «и по сему знатно что мы крещение от апостол приняли, а не от вас – греков» (там же, стр. 90–91). В дальнейших рассуждениях Суханова уже с полною определенностью высказан и тот конечный вывод, ради которого собственно потребовалось то видоизменение первоначальной повести об ап. Андрее, какое мы находим в письменных памятниках XVI–XVII в. Русское христианство и русское православие не обязаны своим началом грекам, так позорно скомпрометировавшим себя флорентийской унией, это начало вполне самостоятельно и столь же древне, как и православие самих греков; даже и источник религиозного просвещения, первый насадитель христианства в Греции и на Руси один и тот же – св. ап. Андрей. В чем же преимущество греков пред нами? чем им возноситься? где основания к тому, чтобы им быть для нас авторитетом и руководителями веры и благочестия? Мы – не ученики греков, значит – и не обязаны их слушаться и руководиться их примером. 41 Препод. Максиму приходилось устно и письменно защищать свое отечественное православие от нареканий со стороны представителей русского благочестия, не хотевших различать между «римским папой латинской веры» и цареградским патриархом. До нас сохранилось его сочинение, направленное против одного из наиболее резких проявлений религиозной подозрительности русских по отношению к грекам, выражавшегося в том, что русские епископы при занятии кафедры в своем «исповедании» давали клятвенное обещание не принимать в церковное общение епископов, получивших поставление в Царь-граде. Это – «Инока Максима Грека сказание к отрицающимся на поставлении и клянущимся своим рукописанием русскому митрополиту и всему священному собору, еже не приимати поставления на митрополию и на владычество от римского папы латинской веры и от цареградского патриарха, аки во области безбожных турков поганого царя, а поставленного от них не приимати» (соч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Христиане, как скоро послышат единое эхо сего враждебного гласа, как скоро почувствуют малейшее движение похоти плоти, похоти очес и гордости житейской, тотчас должны отказать сему враждебному соседу, тотчас, должны сказать: мы, приемля святое крещение, клятвенно отрицалися как похотей плоти и похотей мира, так и гордости житейской, клятвенно отрицалися тебя, сатаны, всех дел твоих, и всего служения твоего, и ныне ту же клятву подтверждаем, также клянемся, что не возмем ничего из твоего, похоти плоти, похоти очес и гордости житейской удовольствие делающего, а любовь Божию и Самого Бога оскорбляющего и прогневляющего. Не возмем ниже ниши твоего, да не речеши, яко аз обогатих христиан, не возмем, да не укориши нас сим в последний день, да не облячиши нас в сем на суде Господнем. Сатана бо такого свойства, что чем он ныне, яко льстец, лукаво прельщает, и к чему наклоняет в мире сем, тем он, яко явный враг, уже обличать, укорять, и осуждать будет пред Богом. Истинные христиане столь благородно должны чувствовать и тако должны поступать. Они уверены, что все то, что ни имеют, от Бога имеют, а посему и еще что должны иметь, от Бога должны получить, чем ни должны обогатиться, все то долженствует произтещи от Господа, всех благ Подателя. Всякая честь, и небесная, и земная, должна от Господа Славы сообщаться, всякое богатство, и духовное, и телесное, должно от всещедрой десницы Его подаваться. И когда христиане получают по милости Божией земные вещи, как то чести и богатство, то обязаны благодарить Бога за щедроты Его, и точно употреблять их на тот конец, для которого они даны, именно, на пользу ближних, а во зло употреблять их никогда не должны. Не должны также и добиваться их. Христиане обязаны искать прежде всего Царствия Божия и правды Его по предписанию Самого Спасителя. Не пецытеся, глаголет Он, что ямы, или что пием, или чим одеждемся? Всех бо сих неверующие языцы добиваяся ищут. Ваш же Отец небесный, в Коего веруете вы, и без прошения вашего весть, яко требуете сих всех. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам ( Мф.6:31–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010