1123). Из этого источника может явствовать не только то, приняли ли супруги католическое крещение, но и то, существуют ли препятствия их браку. Настоятель прихода не должен с лёгкостью верить брачующимся, утверждающим, пусть даже под присягой, что они крещены, за исключением случая опасности скорой смерти. В указанном расследовании приходскому настоятелю помогают сами супруги и его приходская община. Сами супруги помогают приходскому настоятелю посредством «опроса» или беседы, которую он должен провести с каждым из них, дабы удостовериться в их свободном статусе и в их пригодности к действительному и законному заключению брака, а также узнать, получили ли они должное католическое воспитание и имеют ли необходимый внутренний настрой для осознанного заключения плодотворного брака. Приходская община, к которой принадлежат супруги, оказывает помощь приходскому настоятелю посредством «оглашения», то есть официального сообщения, данного этой общиной, о браке, который должен быть заключён между двумя лицами, чьи имена указываются. Среди членов осведомлённой общины может оказаться и тот, кому известно о препятствии заключению объявленного брака. «Оглашение» осуществляется в сроки, в количестве и в порядке, установленном Конференциями Епископов посредством декретов и инструкций. Все верные обязаны уведомлять приходского настоятеля или местного Ординария об известных им препятствиях (кан. 1069). Согласно моральным принципам это является серьёзной неотложной обязанностью «до заключения брака» из-за тех последствий, к которым может привести её неисполнение. Предбрачные расследования, предписанные и определённые в соответствии с канн. 1066–1067, должны считаться юридическим способом, «достаточным» также и для «подтверждения свободного статуса тех , которые, даже будучи обязаны к канонической форме , попытались заключить брак у гражданского чиновника либо служителя-некатолика». Поэтому «не требуется обязательный документальный процесс, о котором говорится в кан. 1686» 33 , хотя он и рекомендуется.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

Свидетельства эти мы привели не потому, чтобы всякого человека, крещеного и получившего благодать, по сему самому считали неизменным и уже более не требующим покаяния, но (желая показать), что от Крещения по дару Христову нам дарована совершенная Божия благодать к исполнению всех заповедей, но потом каждый, получив оную таинственно и не совершая заповедей, по мере очищения (их) находится под действием греха, который не есть Адамов, но согрешившего, потому что он, получив силу действия, не совершает дел. Оскудение же происходит от неверия; а неверие не есть чужой грех, но самого того, кто не верует, которое и бывает, наконец, матерью и введением всякого греха. Желаем ли быть совершенными скоро или медленно, мы должны совершенно веровать Христу и исполнять все Его заповеди, получив от Него силу такового делания. И это (значит) не то, чтобы мы обязаны исполнять каждую заповедь одну за другою, но частные совокуплять воедино, таким образом должны совершать все заповеди в совокупности, ибо есть заповеди главнейшие, объемлющие собою многое множество прочих. Сим только лишь подвигом должны мы побеждать свое неверие и не вознерадеть об общих (главных) заповедях, посредством коих данная нам благодать открывается действенно; о чем и святой Павел, да совершится это в нас, молится, говоря: «Сего ради преклоняю колена моя ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа, да даст вам... Господь силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу во всяком удостоверении и разуме в сердца ваша верою» ( Еф. 3:14, 16, 17 ). Время же, наконец, как было выше сказано, и делами утвердить это свидетельство. – Ибо сколько мы, веруя, исполняем заповеди Божий, столько и Дух Святой производит в нас плоды. Плоды же Духа, по святому Павлу, суть: «любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22, 23 ). Кто же вовсе не причастен сих действии (Духа) по Крещении, дабы мог отречься от того и сказать, что он не принял благодати Духа от Крещения? Кто так же, видя в себе ежедневно непрестанное действие плодов сих и не исполнив еще заповедей, может сказать: «Я совершен и неизменен?» А потому очевидно, что благодать в нас совершенная, но мы не совершенны по причине мысленных недостатков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Вследствие того, что крещение в собственном смысле рождает нас в жизнь духовную, – оно преподаётся каждому человеку только однажды и, если совершено правильно, – повторяться не может. Как для жизни естественной каждый человек может родиться только однажды, – так точно и для жизни духовной. Что требуется от того, кто желает принять Крещение? Покаяние и вера. «Покайтеся, говорил Св. Апостол Пётр уверовавшим в Иисуса Христа, – и да крестится кииждо вас... Иже веру иметъ и крестится, – спасён будет», сказал Спаситель. Как же крестят младенцев, которые не могут засвидетельствовать своего покаяния и веры? Крестят по вере родителей и восприемников, которые поручаются за них и которые обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст. Большая часть из нас, братия, приняли крещение в младенчестве, – и благодарение Богу, – все мы веруем в Господа Иисуса Христа, – и очищаем себя от грехов, соделанных после Крещения, в Таинстве Покаяния. Будем, бр., как можно чаще, – «воспоминать первые дни» наши, «в них же просветившеся» святым крещением мы «умерли со Христом». «Еже бо умре (Христос) греху умре единой: а еже живёт, Богови живёт. Такожде и вы помышляйте себе мёртвых убо быти греху, живых же Богови, о Христе Иисусе Господе нашем» ( Евр.10:32 ; Рим.6:8–11 ). Аминь. Поучение 35-е (на десятый член Символа веры). О внешней стороне Таинства Св. Крещения Каждому из нас, бр., вероятно приходилось присутствовать при совершении Таинства Св. Крещения. Но многие ли хорошо понимают значение и важность тех обрядов, – которые употребляются при совершении этого Св. Таинства? Посему не излишне будет вам выслушать, хотя краткое объяснение значения обрядов Таинства Св. Крещения. Пред совершением самого Крещения мы слышим произносимые над крещаемым совершителем Таинства так называемые заклинания против искусителя диавола и молитву к Богу об изгнании из крещаемого «всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его». Для чего же делаются эти заклинания? Чтобы отогнать от крещаемого диавола, который со времени греха Адамова получил над людьми некоторую власть, – как бы над пленниками и рабами своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

В произведениях раннехристианских мыслителей немало отдельных замечаний, касающихся нашей темы, но специально занимались ею немногие. Один из них — Квинт Септимий Флор Тертуллиан , затронувший ее в трактатах “Апология”, “Об идо-лослужении” и подробно ее рассмотревший в сочинении “О венке солдата” (“Liber de corona militis”) 11 . Последнее произведение написано в связи с конкретным случаем, происшедшим в 211 г. В связи с воцарением новых императоров Каракаллы и Геты солдатам римской армии были розданы подарки. Получить их воины должны были, имея на головах лавровые венки. Однако один из солдат подошел за подарком, неся венок не на голове, а в руке. Будучи спрошен о причинах своего поведения, он ответил, что является христианином. В венке же, по-видимому, воин видел языческий символ. Солдата привели для объяснений к префекту, где он подтвердил, что верует в Христа, после чего бросил на землю венок и меч и сорвал с себя форменную одежду. Воин был арестован, и, по всей вероятности, казнен. Его поступок вызвал в среде христиан многочисленные споры, в которые и вмешался Тертуллиан . Апологет утверждает, что солдат поступил совершенно правильно. Прежде всего, ношение воинского венка недопустимо для христианина, потому что венок является символом языческих божеств: Аполлона и Бахуса. Затем, надевание венка при получении подарка от государя есть знак поклонения ему, то есть служение идолу, да вдобавок еще и за деньги. Таким образом, солдат не просто был прав, отказавшись надеть венок, но, в сущности, оказался единственным настоящим христианином во всем римском войске 12 . Но важнее другой вопрос: могут ли христиане вообще быть солдатами? Тертуллиан предлагает различать тех христиан, что вступили в общину, уже находясь на военной службе, и тех, что, будучи христианами, поступили в армию. К первым апологет относится с пониманием, ссылаясь на пример Иоанна Предтечи, дозволившего креститься воинам, но рекомендует после крещения оставить службу; если же нет, то эти люди должны выполнять все христианские заповеди столь же тщательно, что и невоенные, отдавая себе отчет в том, что пребывание в армии не извиняет небрежения в вере. Он однозначно осуждает, однако, тех христиан, что сами поступают на службу. Они присягнули Богу, а ныне вынуждены присягать императору. Они обязуются любить императора больше, чем отца и мать, а эта честь принадлежит лишь Господу. Они обязаны чтить римскую военную символику, получать награды из рук язычников, охранять языческие храмы, а это не пристало христианину. Наконец, кто-то из них может получить повышение по службе, а ведь если рядовые солдаты лишь присутствуют при языческих богослужениях, то командиры непосредственно участвуют в священнодействиях. Наконец, офицеры римской армии имеют право суда над провинившимися солдатами, а обязанность приговаривать другого человека к оковам, пыткам и тем более к смертной казни несовместима с учением Христа. Вывод Тертуллиана однозначен: военная служба недостойное занятие для христианина 13 .

http://azbyka.ru/otnoshenie-k-vojne-i-mi...

Этим Таинством восстанавливается состояние, полученное в Крещении. Покаяние и Исповедь – это одно и то же? — Покаяние – это искреннее желание изменить жизнь по заповедям Божиим, это самая строгая и придирчивая самокритика и самооценка всех своих заблуждений, пороков, страстей – не только явных, но и тайных. Покаяние требует, чтобы человек стал добрым примером для других. Исповедь – это обвинение себя в грехах перед Богом при свидетельстве священника. Истинное покаяние состоит не только в том, чтобы откровенно исповедать духовному отцу грехи, но и в том, чтобы уже не возвращаться к ним, чтобы сокрушённым сердцем сожалеть о прежних грехах, и не только сожалеть, но и заглаживать их добрыми делами, трудами покаяния. Обязательно ли каяться священнику? Имеет ли значение, какому? — Приходя на Исповедь, каются не перед священником. Будучи сам человеком грешным, священник – только свидетель, посредник в Таинстве, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог. Священник – молитвенник, ходатай перед Господом и свидетель того, что богоустановленное Таинство Исповеди происходит законным образом. В этом и состоит моральный аспект Исповеди. Несложно перечислить свои грехи наедине с самим собой перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии постороннего лица – священника – требует немалого усилия по преодолению стыда, распятия своей греховности, гордыни, и это приводит к несравненно более глубокому и серьёзному результату. Для действительно страдающего от язвы греха человека безразлично, через кого он исповедует этот томящий его грех – лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение. И недостойные священники не препятствуют получать в Таинствах благодать Божию. Поэтому самое важное в Исповеди – не принимающий её священник, а состояние души кающегося, его искреннее покаяние, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка. Неужели все люди грешники? — Да, все много грешат перед Богом. Разве осуждение, тщеславие, пустословие, неприязнь, насмешки, неуступчивость, лень, раздражительность, гнев – не постоянные спутники человеческой жизни? На совести многих лежат и более тяжкие преступления: детоубийства (аборты), супружеские измены, обращение к колдунам и экстрасенсам, за-висть, воровство, вражда, месть и многое другое, делающее людей грешниками, которые обязаны искупить свои грехи покаянием и добрыми делами. Вот ступени, по которым грех входит в человека: образ, внимание, интерес, влечение, страсть. Что такое грех, как его уничтожить?

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Запись иноверца после крещения об его совершении вносится в метрическую книгу. Присутствующий при крещении ближайший местный начальник обязан засвидетельствовать собственноручно совершение обряда крещения в метрической книге (Уст. Д. Кон. 31 ст., 5 п.). В тот же день новокрещенный удостоивается причащения св. Таин. Екатеринославской Дух. Консисторией было объявлено священникам епархии, чтобы они во избежание случаев повторения крещения возрастных евреев, отбирали от ищущего крещения паспорт или послужной список, непременно делали подписи на документах крещенных, а равно извещали сословные учреждения о присоединении к православию (см. Рук. д. с. п. 1889, 16). Если крещение было совершено по особому предписанию епархиального начальства, то при записи оного крещения в метрическую книгу, обязательно делается ссылка на это предписание, в такой форме: По резолюции Его Преосвященства (или – по указу такой-то Дух. Консистории), от (год, месяц, число), за (таким-то), просвещен св. крещением и т. д. Оренбургской Дух. Консисторией было предписано духовенству епархии, чтобы в записях о крещенных из магометан и других нехристианских вероисповеданий не были допускаемы пропуски: в честь какого святого дано имя крещенному и когда совершается св. Церковию память этого святого, скольких лет новокрещенный, какое он носил имя и какого звания был до крещения (Оренб. Е. В. 1890, 3). Засвидетельствование это состоит в том, что указанное лицо расписывается в графе «рукоприкладство свидетелей записи по желанию»; в этой же графе расписывается и сам крещенный (если он грамотный), а равно и его восприемники. По совершений св. крещения над одним из супругов, состоящих в браке по иудейскому закону, и по записи сего церковного обряда, в метрическую книгу, священнослужители обязаны немедленно доносить о сем епархиальному начальству с точным означением имен как супруга крестившегося, так и оставшегося некрещенным. Преосвященный же, получив донесение о сем, поручает Дух. Консистории потребовать от оставшегося в иудействе супруга, чрез сношение с гражданским начальством, отзыва о том, желает ли он жить с обратившимся в православие супругом и дать требуемую (81 ст. X т. 1 ч. Св. Зак.) подписку, или нет; соответственно тому или другому отзыву прежний брак названных супругов или остается в силе, или расторгается.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

игорь МАРИНЕ и р.Б. ВАДИМУ 6 июня 2012, 01:10 Возлюбленные мои Марина и Вадим.Простите Бога ради,что мучаю вас . Но как жить в миру в мире с миром?Простой пример-аборт есть акт детоубийства.Многие воспринимают его как элементарный физиологический процесс.Так вот знаю по собственному опыту,иногда слова осуждения гораздо более эффективнее слов увещеваний.Одна пара захотела сделать аборт,сколько их ни увещевали ,они только смеялись,и тут появилась одна общая знакомая,посмотрела на них и сказала тихо,но твёрдо; " На суде вы оба ответите за невинно погубленную душу,и защитить вас там будет некому " .Вы ,знаете,подействовало.Эту старушку они до сих пор благодарят за ребёнка.Вот,пожалуйста,она совершила грех осуждения,и никто не знает,получит ли она наказание за него,но своим грехом она спасла жизнь.Многие ведь грешат по незнанию.Откуда они узнают о грехах и добродетелях в наш жестокий век.Они живут по законам мира и будут жить так не ведая что есть альтернатива.То,что мир не изменить,я знаю,но спасти хоть кого-то тоже стоит попробовать.Вы не судите меня строго,если можете простите,но молчать и смотреть тоже не могу.На этом сайте собрались наверное самые лучшие православные-пишу сиё потому что есть с чем и с кем сравнить.ХРАНИ ВАС ВСЕХ БОГ. р.Б.Вадим=Игорю 5 июня 2012, 17:57 Вы пишите: «Мир изменить нельзя, а, следовательно, и не надо что-то менять». Не правильно! В который раз, еще и еще раз повторюсь (в надежде, что Вы услышите!)=не мир надо менять, а СЕБЯ в этом мире!!! Мир изменить НЕЛЬЗЯ! Себя изменить=МОЖНО, и должно!!! Очень надеюсь, что Вы это УСЛЫШИТЕ, и тогда все встанет на свои места. Насчет кощунниц в ХСС. Не меняя этот грешный мир, мы просто ОБЯЗАНЫ защищать Святыни, отстаивать наши Православные ценности, и защищать свою Веру, вплоть до мученичества! Мы же в Крещении дали Присягу Христу и стали воинами Церкви воинствующей! А воин не может оставаться в стороне от битвы, иначе он не защитник, а предатель! А противники наши – сатана и бесы его. Но НЕ ЛЮДИ, в которых сидят эти бесы, и заставляют их творить зло. Потому мы и идем на Стояния, на Крестные ходы под предводительством Церкви! Не сами собрались и пошли, нет. Овцы же не могут пойти и напасть на волка, нет нужен пастырь=Священник! А с ним всегда Господь=вот и победим, Силой Господа нашего Иисуса Христа! А не своими грехами и немощами… Коренное отличие Православия от католицизма=папская непогрешимость, что не может быть по определению. «ибо нет человека, который не грешил бы». (3Цар.8:46). А потому, во враче нуждается всякий! Даже старцы!!! Все статьи, книги и прочая=пишутся для нашего вразумления, и напоминания о цели нашей жизни. Чтобы от греха нас повернуть ко Господу, и Святой воли Его. Спаси нас, Господи.

http://pravoslavie.ru/53470.html

Много спорили об этих свидетельствах и об их видимом противоречии с преданием, согласно которому единоличная епископская власть восходит к самому возникновению церкви и является в иерархическом строе носительницей апостольского предания. Мне кажется, что верность предания менее затронута в этом вопросе, чем утверждают, лишь бы его ставили просто, без придирок и предвзятости. Что епископ является преемником апостолов, это – мысль, которая в точности соответствует совокупности известных фактов. Первые христианские общины находились сперва под руководством апостолов разных степеней, которым они были обязаны своим основанием, а также и других членов из среды проповедников Евангелия. Так как все эти проповедники согласно своему назначению были людьми странствующими и работающими в разных местах, то основатели церквей вскоре стали поручать специально подготовленным и более почтенным из новообращенных отправление постоянных обязанностей, необходимых для ежедневной жизни общины: совершение евхаристии, проповедь, подготовление к крещению, председательство на собраниях, управление имуществом общины. Рано или поздно миссионеры вынуждены были предоставить эти молодые общины самим себе; и управление ими перешло тогда всецело к руководителям, вышедшим из их собственной среды 94 . Стоял ли во главе один или нисколько епископов, епископство являлось наследием апостолов. Не менее очевидно и то, что чрез апостолов, учредивших ее, эта иерархия восходила к моменту возникновения церкви и получила свои полномочии от тех, кому Иисус Христос вверил Свое дело. Но можно пойти еще далее и доказать, что хотя единоличная епископская власть в известных отношениях представляет позднейшую стадию развития церковной иерархии, однако она, насколько можно судить, не чужда первоначальным учреждениям. Во-первых, лучшим примером последних является устройство родоначальной церкви в Иерусалиме, где тотчас же после того, как апостолы разошлись, было введено единоличное управление. Есть основания думать, что монархический епископат с начала II века стал традиционным и в антиохийской церкви, когда Игнатий сообщил ему такой блеск.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Научитесь усердно-усердно молиться о дочери и о муже, чтобы Господь сподобил их крещения. Подавайте за них милостыню, соблюдайте посты, когда сможете. Читайте сами разные издания “Закона Божия” и детские Библии, чтобы потом, когда дочь подрастет, можно было ей рассказывать без особой подготовки и интересно. Обсуждайте читаемое и с мужем, пусть он тоже постарается хотя бы отчасти понять, что Вам важно. А насчет развода — ни-ни, даже не думайте. Если не хотите гнева Божия себе и дочери. Не унывайте, но учитесь терпеть и ждать. Не думайте о разводе! Проявляйте терпение и мудрость, будте доброй и послушной женой, выполняя взятый на себя обет о браке перед Богом. Непрестанно молитесь о муже, о дочери, о его родителях, участвуйте в таинствах и в Церкви. И тогда Господь даст просимое в самый неожиданный момент, когда мысли о крещении дочери пропадут. Это и будет точкой смирения. Александра, я думаю, что Вам лучше обсудить это со священником в храме. Сама законность Вашего союза под большим вопросом (а есть ли брак перед Богом?), поскольку каноны Церкви категорически запрещают браки православных с нехристианами. Что касается Ваших переживаний по поводу Крещения, то Вы не обязаны непременно крестить ребенка в младенчестве (кроме случаев смертельной опасности). Важно, чтобы она получила христианское воспитание в итоге. Кроме того, сложность таких смешанных браков в том, что верующая сторона может находится в опасности совершения тяжкого греха под давлением неверующей (например, аборты, извращения супружеского акта средствами контрацепции и т.п.). Тут важно всегда хранить верность закону Божию, вплоть до выбора разрыва отношений, если неверующая сторона останется бескомпромиссной. Александра, Вам стоит сейчас озаботиться христианским воспитанием ребенка. Чтобы дочка захотела стать христианской, хоть в 6, хоть в 18 лет, она должна видеть добрый пример христианской жизни. Мама — это самый лучший пример. Воспользуйтесь советом о. Евгения — изучайте Закон Божий, держите под рукой детскую Библию, чтобы когда у ребенка начнут появляться вопросы, Вы знали как правильно на них отвечать.

http://azbyka.ru/vopros/muzh-ne-daet-kre...

Это – препона, тяжелейшая из всех препятствий для того, чтобы ум наш не покорялся воле Божией. Величайшее зло для человека есть его своеволие, противящееся воле Божией. Так как наши воля и разум связаны между собой союзом искренней любви, то явно, если воля пожелает сильно чего- либо неприличного, то разум не только не противится тому, но еще и подтверждает волю. Ибо разум как бы законотолкователь, который, будучи подкуплен лестью, ласкою или деньгами, изъясняет устав не по воле законодателя, но по желанию того, от кого получил деньги. Таким образом, воле нетрудно привлечь разум на сторону неправого своего вожделения тесной с ним дружбой. О самолюбивой и злой воле Ансельм 212 справедливо рассуждает, что «один только Бог все творит по собственной воле, ибо Его воля – выше всякой другой воли, которой бы она следовала и покорялась. Итак, когда человек делает что-нибудь противное воле Божией, он отнимает венец у Бога, ибо корона принадлежит одному только царю, таким же образом собственная воля подобает только Единому Богу; и как человек, похищающий царский венец, восстает против царской власти и подлежит строжайшей казни, так и тот, кто похищает и присваивает себе достойное Единому Богу, тяжко грешит против Бога. Но как собственная Божия воля – источник и причина всякого добра, так человеческая воля – начало всякого зла, если она не руководится волей Божией» 213 . А потому верно положение, что там, где действует человеческое своеволие, случаются многие несправедливости и пагубы, когда воля наша бывает совращена и повреждена.  О горе нам! Зачем мы, немощные, дерзаем противиться Богу и добровольно не утвердим нашу волю в Божественной воле? Мы обязаны Божией воле всем, чем мы пользуемся. Ибо мы не по одному, но по многим отношениям к Нему принадлежим Ему и должны, хотим ли или не хотим, подлежать Его власти как своему Создателю, как вдохнувшему в нас душу живую, как обновившему нас, рожденных во грехе первородном, во Святом крещении, в котором умерли мы для греха и ожили со Христом для жизни вечной и блаженной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010