Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  4.5 из  5) Оглавление Сия сходящая святыня с вышины, Сие присутствие Создателя в созданье — Какой для них язык?.. Горе душа летит… Это — строки великого русского поэта В.А. Жуковского из его стихотворения «Невыразимое» — о величественной природе, созерцание тайн которой неизбежно приводит к мысли о Боге, о «присутствии Создателя в созданье». Два тысячелетия говорят о том же христианские богословы, философы, ученые, поэты. И святые. Созерцание прекрасного творения Божия привело святую великомученицу Варвару к откровению, что только Единый в Троице Истинный Бог мог создать эту величайшую красоту и гармонию. Святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на Книгу Бытия» писал: «Когда видишь землю, украшенную цветами, покрытую всюду растениями, подобно разноцветной одежде, не приписывай этих произведений земли ни ее силе, ни содействию солнца или луны…». О том, что в видимой природе, как в раскрытой книге, явственно начертаны Божиим перстом Его непреложные законы, писал и М.В. Ломоносов: «Натура есть некоторое Евангелие, благовествующее немолчно Творческую силу, Премудрость и Величество». Книга Виктора Николаевича Тростникова, как и все предыдущие произведения этого автора не что иное как стремление показать: наука не противоречит Священному Писанию, но подтверждает Слово Божие, а истинный ученый — это тот же пророк, призванный Богом на особое служение — рассказать о Создателе на языке законов сотворенного Им мира. Автор книги — не богослов, и богословы, должно быть, найдут здесь не совсем точные мысли и даже спорные мнения. Он и не философ в собственном смысле этого слова, — философы также могли бы, вероятно, поспорить с какими-то его суждениями. Но эта книга — и не научный трактат. Что же представляет собой замечательное творчество Виктора Тростникова, столь нужное современному читателю, особенно молодому и делающему первые шаги на пути к Православной вере? Это — не что иное как свидетельство человека, эту Истину воочию увидевшего не только глазами, но и умными очами своего верующего сердца.

http://azbyka.ru/fiction/vsmotris-i-uvid...

поиск:   разделы   рассылка Православие в сети: меньше замкнутости, больше диалога! Источник:  Нескучный сад Каковы перспективы православных интернет-СМИ и блогов в реальной жизни православных? Отвечают редакторы и публицисты интернет-изданий. – Каковы, на ваш взгляд, наиболее яркие православные блоги и какая у них перспектива? Виктор СУДАРИКОВ, ответственный редактор портала " Православие и мир " : – Полезным мне представляется сайт prichody.ru – проект внутрицерковный, просветительский, помогающий устройству приходов – и тем, кто в них трудится, и тем, кто приходит помолиться. И в условиях нынешней самозамкнутости приходов такой портал очень нужен, но чтобы развиваться – ему нужна большая направленность на диалог и обсуждение. Число православных блогов растет, и авторы по-разному относятся к их ведению – кто-то выкладывает ссылки на церковные тексты и иллюстрации, кто-то ведет личный дневник (хотя многие конечно и побаиваются, не станут ли тексты из социальной сети поводом для претензий начальства). Некоторые авторы-публицисты используют блоги для отработки и обсуждения своих идей, которые потом входят в статьи. Думаю, что такой ситуация и будет в ближайшие годы – многообразие и расширение. При этом, люди занимающие разные позиции в жизни и в сети, общаются не так часто. Преодоления раздробленности пока не видно. Есть такая " клерикальная " точка зрения, что православными стоит считать только интернет-ресурсы, принадлежащие церковным организациям. А лучше бы вообще сделать один церковный мега-ресурс, все же остальное будут частные ресурсы, к Церкви отношения не имеющие. А конкуренция, разные точки зрения – это " не наш метод " . Думаю, что жизнь Церкви, в том числе и в медиа-пространстве, такую точку зрения не поддерживает, как не поддерживает ее и православная экклезиология. Церковь – не только клир и причт, но все христиане. Поэтому еще будут возникать независимые православные СМИ. Евгения ЖУКОВСКАЯ, специалист Управления делами Московской Патриархии: – А что мы понимаем под яркостью и перспективностью? Скажем, есть сообщество " Устав " . Мы куда его отнесем? Оно популярно в кругу церковных блогеров и православных христиан, знакомых с блогосферой. Оно многочисленно и разнообразно, если посмотреть список подписчиков. Несмотря на некоторое затухание сообщества, он по-прежнему регулярно обновляется, люди задают вопросы, касающиеся церковной жизни, и получают ответы. Однако есть и другие блоги, которые ведут православные христиане. Подписчиков здесь в разы больше, а обсуждаемые темы острее – с точки зрения внешних по отношению к Церкви людей. И считать ли нам такие аккаунты успешными? Вот что для Церкви полезнее: проанализировать вопрос частоты причастия и формы подготовки к главному Таинству или рассмотреть очередной скандал вокруг того или иного клирика Русской или другой Поместной Церкви?

http://religare.ru/2_101468.html

Петр Вяземский Вяземский Петр Андреевич, князь (1792–1878) – поэт, критик. Одна из центральных фигур в литературе Пушкинской эпохи. Одновременно с В.А. Жуковским вступил в Московское ополчение, участвовал в Бородинском сражении. В стихотворном послании 1821 года А.С. Пушкин воспроизвел его «портрет»: «Язвительный поэт, остряк замысловатый,//И блеском колких слов, и шутками богатый,//Счастливый Вяземский, завидую тебе.//Ты право получил, благодаря судьбе//Смеяться весело над злобою ревнивой//Невежество разить анафемой игривой». Это образ язвительного поэта оказался для Вяземского роковым. Для современников и потомков он так и останется автором пресловутой сатиры 1828 года «Русский бог», хотя он сам от нее открещивался точно так же, как Пушкин – от «Гавриилиады». «Нечестно, чтобы не сказать безчестно, печатать за границею самовольно чужие стихи, написанные не для печати и которые могут быть во вред автора перетолкованы», – напишет он на листовке, вышедшей в 1854 году в Лондоне в начале Крымской войны, что уже само по себе ставило Вяземского в один ряд с «клеветниками России». Именно так эти стихи могли быть перетолкованы в условиях военного времени, изданные не просто за границею, а в стране, развязавшей войну против России. К этому времени Вяземский уже был автором стихотворения «Святая Русь», а в начале Крымской войны опубликовал патириотическое стихотворение «К ружью», цикл статей «Письма русского ветерана 1812 года» и сам же попал в число тех, кого в довоенные годы называл «квасными патриотами». Либеральная Россия не могла простить ему такого «ренегатства». Вяземский ответил эпиграммой: У них на все есть лозунг строгий Под либеральным их клеймом: Не смей идти своей дорогой, Не смей ты жить своим умом. Это клеймо коснулось не только патриотики Вяземского, но и его религиозных стихов, явно не соответствовавших мифу о «поэте-богоборце» и попросту изъятых почти из всех изданий. Открытие Петра Вяземского как крупнейшего религиозного поэта произошло лишь в начале XXI века, благодаря исследованию А.В. Моторина «Художественное вероисповедание князя П.А. Вяземского» («Христианство и русская культура». Т. 4, СПб., 2002) и биографии, биографической хроники Вячеслава Бондаренко, изданной в 2004 году в серии «ЖЗЛ». Наша публикация дополняет эти исследования текстами его молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.3 из  5) Творцы русской культуры – не интеллигенты, интеллигенты – не творцы русской культуры (ответ В. Рудинскому) I Владимир Рудинский в своей статье «Вопрос, требующий уточнения», заявляет, что: – До моей статьи о Бунине он… «почти всегда готов был подписаться под любой строкой Башилова»… …что в своей статье о Бунине я встал на точку зрения крайне правых, которые «изрыгают хулу и проклятия по адресу русских писателей и мыслителей, обвиняя их – на основе случайных, иногда ошибочно понятых деталей в их биографии или в их сочинениях»… …в вопросе о том, что такое русская интеллигенция по мнению В. Рудинского, я и Месняев… «скатились в своих статьях на позиции того правого крыла старой эмиграции, которая издавна, еще с России доводила консерватизм до абсурда, традиционализм до обскурантизма». В. Рудинский заявляет, что «мы все в России (мои оппоненты это знают) привыкли под интеллигенцией понимать культурный слой, элиту». В. Рудинский считает, что совершенно прав профессор Ширяев, когда говорит, что Владимир Мономах , Иоанн Грозный, Сергий Радонежский, безымянный автор «Слова о полку Игореве» были русскими интеллигентами своего времени… В. Рудинский считает входящим в состав интеллигенции духовенство, военных, аристократию и чиновничество. По мнению В. Рудинского Державин, Крылов, Жуковский, Гоголь, Достоевский, Тютчев – это все интеллигенты. Считая всех выдающихся деятелей Русской церкви, государственности и культуры интеллигентами (разделяя интеллигенцию только на правую и левую) В. Рудинский считает русскую культуру делом рук… русской интеллигенции. Себя, И. Солоневича и всех сотрудников «Нашей страны» В. Рудинский безоговорочно зачисляет в стан русской интеллигенции. «Не нужно также забывать, – восклицает В. Рудинский, что старая русская интеллигенция, этот “орден”, который Г. Месняев осыпает такими жестокими упреками, стояла на совершенно небывалой, непревзойденной культурной и этической высоте»… (?!) «Можно ли противопоставлять монархию интеллигенции? – пишет он. – Такого не было и… да не будет. Я во всяком случае не за такую монархию борюсь. Я борюсь за такую, где интеллигенция будет с преданностью служить трону, а Государь будет с любовью и доверием смотреть на культурную элиту русской земли, призванную к ответственному и почетному труду на благо и славу отечества».

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Василии Петров Петров Василий Петрович (1736–1799) – поэт, переводчик. Главным трудом всей литературной жизни сына московского священника Василия Петрова был перевод «Энеиды» Вергилия, имевший не меньшее значение, чем знаменитые переводы, появившиеся через полвека, уже в пушкинские времена, – «Илиада» Николая Гнедича, «Освобожденный Иерусалим» Семена Раича, а в 1850 году – «Одиссея» Жуковского. Но имя Василия Петрова «обессмертил» не столько сам перевод, сколько два отзыва о нем. «...Среди наших молодых авторов невозможно пройти молчанием имя В.П. Петрова, библиотекаря собственной библиотеки императрицы. Сила поэзии этого молодого автора уже приближается к силе Ломоносова, и у него более гармонии; стиль его прозы исполнен красноречия и приятности; не говоря о других его сочинениях, следует отметить его перевод в стихах «Энеиды», первая песнь которой вышла недавно; этот перевод его обезсмертит». Так напишет о нем в 1770 году, о библиотекаре императрицы, не кто-нибудь, а сама императрица Екатерина II, что конечно же не могло не отразиться на его придворной карьере. Уже вскоре Василий Петров войдет в число одописцев и доверенных лиц как самой императрицы, так и всесильного Григория Потемкина. Но в литературе все произошло с точностью до «наоборот». В «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев назовет его перевод «древним треухом, надетым на Вергилия ломоносовским покроем». Появятся пародии Сумарокова, Василия Майкова. Уже первая ода Петрова «На величественный карусель», изданная в 1766 году и отмеченная щедрым подарком императрицы – золотой табакеркой с 200 червонцами, была встречена Сумароковым пародийным «Дифирамбом Пегасу»: Мой дух, коль хочешь бытии славен, Остави прежний низкий стих! Он был естествен, прост и плавен, Но хладен, сух, безсилен, тих! Гремите, музы, сладко, красно, Великолепно, велегласно! Стремись, Пегас, под небеса, Дави эфирными брегами И бурными попри ногами Моря, и горы, и леса!.. Сумароков имитировал одический стиль Василия Петрова, как это он делал в своих предыдущих «Одах вздорных», пародируя одическую поэзию Ломоносова. После смерти Ломоносова он продолжал спор с его учениками, среди которых неожиданно выделился никому неведомый священник Петров.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Что Бог творит, никому не говорит» Иерей Николай Булгаков рассуждает о том, как относиться православным христианам к возможному переносу Всеправославного Собора в Москву 02.12.2015 1790 Как сообщалось , секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей протоиерей Игорь Якимчук отметил, что место проведения Всеправославного Собора может измениться из-за роста напряженности в отношениях России и Турции. Напомним, что председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев предложил провести Всеправославный Собор в России. В свою очередь, папа Римский Франциск пообещал Константинопольскому Патриарху Варфоломею помолиться за успешное проведение Всеправославного Собора в Стамбуле. О том, состоится ли все-таки Всеправославный Собор и где, рассуждает в интервью «Русской народной линии» московский пастырь, член Союза писателей России, настоятель храма Державной иконы Божией Матери пос. Кратово, г. Жуковский Московской области священник Николай Булгаков : Ныне Господь попускает происходить в мире конфликтам и кровопролитным войнам. Как говорят святые отцы, ничего не бывает вне промысла Божия. Господь попускает свершаться событиям, связанным не только с геополитическими напряжениями, но и с духовной стороной жизни. В частности, последние события могут быть связаны и с подготовкой ко Всеправославному Собору. Как говорила одна монахиня – «Господь обдумал». У Бога множество средств помешать злу и вразумить людей. Народная мудрость гласит: «Что Бог творит – никому не говорит». Нам всем хорошо бы проявить смиренномудрие, молиться и поститься, тем более, что наступил Рождественский пост. Господь нам открыл, что противостоит темной силе, без которой не обходится ни один грех, никакое зло в мире: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:19—20). Поэтому лучше, думается, в наше напряженное время не терять его на разгадывание непостижимого Божия Промысла, а просто молиться и поститься, думая о личном покаянии и благочестии, и это главное и самое действенное, как каждый из нас может повлиять на происходящее. В Церкви мы постоянно молимся о мире всего мира.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/12/02/ch...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) 6 мая 1995 года, умер отец Василий Лесняк, знаменитый Петербургский священник… Прошло двадцать лет, но в Петербурге, ветреном и богатом на впечатления, память о батюшке остается событием — выходят статьи, теле- и радиопередачи. За все годы, что батюшки нет с нами, о нем не только не забыли, но оказалось, что история, по земным меркам закончившаяся в далеком уже 95-ом году имеет живое духовное продолжение. Я знала отца Василия, когда была ребенком, теперь мне посчастливилось стать редактором большой книги воспоминаний о нем. Я хочу поделиться с вами тем, что помню и что узнала во время работы, чтобы передать Вам частичку нашей любви к нему. Время — самое загадочное явление в природе. То растягивается, то исчезает, то превращается в фотографические снимки. А иногда продолжает жить, невзирая на разум и факты. Невозможно поверить, что прошло уже двадцать лет со дня смерти батюшки! Воспоминания о нем живут совсем рядом с мельчайшими подробностями моей каждодневной жизни. Так же, как раньше, с любым вопросом я обращаюсь к отцу Василию, только прихожу теперь к нему на могилку. …Твоя могила, Как рай, спокойна! Там все земные Воспоминанья, Там все святые О небе мысли… (В. Жуковский) Батюшка всегда рядом, всегда слышит молитвы к нему и помогает, но как не хватает его голоса! Первое воспоминание — на полочке с книгами стоит фотография отца Василия и алтарника Алексея Василенко (теперь иеромонаха Петра). Мне — меньше трех лет, я люблю эту фотографию и говорю маме: «Это — Лексей, а это (показывая на батюшку) — наш Бог». Мне нравилось бывать в храме, особенно если слышала голос батюшки, такой любимый и дорогой. Видела отца Василия не сразу, только когда он выходил на Великое каждение. Батюшка шел по храму и всем дарил добро и любовь своего незабываемого взгляда. Он весь как на облаке — в сладком и праздничном тумане. Для всех своих духовных чад отец Василий вымаливал чудо. Мне не было года, когда я сильно заболела. По нескольку раз на дню теряла сознание, переставала дышать и синела. Врачи назначили очень страшный препарат с люминалом. Батюшка категорически запретил мне его давать и благословил каждый день причащать в течение недели. После третьего причастия приступы у меня прекратились.

http://azbyka.ru/fiction/peterburgskij-b...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Борис Зайцев Афон Борис Зайцев Афон     О Книге:   “Афон” Бориса Зайцева Имя Бориса Константиновича Зайцева (1881-1972)-видного прозаика начала XX века и одного из крупнейших писателей русской эмиграции — уже отчасти известно читателям журнала (в 3 “Литературной учебы” за 1988 год были опубликованы его очерки о Гоголе). Ныне мы представляем важнейшую страницу его зарубежного творчества — книгу путевых очерков “Афон”. В сознании читателей русского зарубежья писательское имя Зайцева связывалось, прежде всего, с двумя главными темами: биографическим жанром (книги о Тургеневе, Жуковском, Чехове) и темой “Святой Руси”, охватывающей “неожитийные” произведения (“Преподобный Сергий Радонежский”, “Богородица Умиление сердец”), и книги путевых очерков (“Афон” и “Валаам”), Последняя тема даже преобладала. Бориса Зайцева (наряду с Иваном Шмелевым) справедливо считают основоположником новой религиозной прозы в эмиграции. Но интересно, насколько разными были у двух этих писателей истоки позднего духовного творчества: Иван Шмелев рос в патриархальной, строго религиозной семье, и основу его книг “Лето Господне” и “Богомолье” составили именно сильные детские впечатления. Детство Бориса Зайцева было удивительно, на редкость, безблагодатным. Он рос в типичной обедневшей дворянской семье конца прошлого века (отец Бориса, Константин Николаевич — горный инженер, мать, Татьяна Васильевна, происходила из старинного рода Рыбалкиных), — но в отличие от многих семей того времени, еще сохранивших православные традиции. в доме Зайцевых царило полное безразличие к вере. В зрелые годы Борис Константинович не без горькой иронии вспоминал: “Наша семья не была религиозна. По тому времени просвещенные люди, типа родителей моих, считали все “такое” суеверием и пустяками”. Уроженец Орла, Борис провел детство в окрестностях Калуги и часто проезжал в двух-трех верстах мимо знаменитой Оптиной - но ни разу там не был. Путь мальчика все время лежит в стороне от веры. Уже позже, калужским гимназистом он живет летом в Балыкове, недалеко от Саровского монастыря — и также постоянно проезжает мимо него, а единственная поездка в обитель (описанная в автобиографическом романе “Тишина”) выглядит скорее как пикник, а не как паломничество. Разочаровывает Бориса и гимназическое преподавание Закона Божия, и встреча со знаменитым подвижником, “духовником Святой Руси” о. Иоанном Кронштадтским. Мировоззрение юноши вполне вписывается в снисходительный взгляд окружающих его взрослых: “Православие, священники, молебны, “вкушения” с духовенством на Пасху и Рождество — деревенско-помещичий быт, и только. Интеллигент в лучшем случае терпел это. А собственно считал религию “для простых”. “Нам” этого не нужно” (Зайцев Б. К. Дневник писателя. Оптина Пустынь. — “Возрождение”, 1929, 27 октября) В таком настрое проходит детство, отрочество и ранняя юность Зайцева.

http://isihazm.ru/1/?id=824

Закрыть itemscope itemtype="" > Удивительный и одновременно простой Батюшка Протоиерею Николаю Булгакову – 70 06.05.2020 2627 Время на чтение 7 минут Сегодня постоянному автору «Русской народной линии», известному пастырю, члену Союза писателей России, настоятелю храма Державной иконы Божией Матери в г. Жуковском, пос. Кратово протоиерею Николаю Булгакову исполняется 70 лет. Юбиляра поздравляют его давние соратники. Главный редактор православной газеты «Русь Державная» Андрей Николаевич Печерский: От всей души поздравляю нашего собрата по перу со знаменательным юбилеем! На заре рождения нашей газеты «Русь Державная» мы познакомились с Николаем Булгаковым ещё до принятия им сана. И все эти годы отец Николай не просто сотрудничает с нашим изданием, а вырос вместе с нами в замечательного православного публициста и писателя. Я вспоминаю годину, когда наша газета не имела постоянного пристанища. Так отец Николай договорился с отцом Владимиром Ерёминым из храма Тихвинской иконы Божией Матери, чтобы он нас пустил к себе. В итоге мы там пробыли без малого 8 лет при полном взаимопонимании. Я вспоминаю первые годы служения отца Николая. Для всех был сюрприз и чудо Божие, как он возвёл в Кратово храм Державной иконы Божией Матери, больше напоминающий собор, а не приходской храм. Как-то мы были на острове Залит уже после кончины батюшки Николая, и он рассказал, как строил храм. Отец Николай обратился к старцу за советом: «Благословите, батюшка! Я вот хочу храм построить и именно во имя Державной иконы Божией Матери, но средств у меня нет». Старец ему ответил: «Благословляю! А средства…». И достал из кармана свёрток с деньгами, протянув отцу Николаю Булгакову. Так вот на эти деньги, 130 рублей, отец Николай и построил огромный собор в Кратово. Творчество отца Николая напрямую связано с нашей газетой «Русь Державная». Он не просто был нашим автором, а одним из важных её рупоров. От его оценки нашей скромной работы во многом зависел наш успех. Батюшка очень удивительный и одновременно простой. Никогда не забуду, как владыка Ювеналий совершал великое освящение удивительного храма Державной иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/06/ud...

С. Успенский Одиннадцатый член Символа веры Чаю Воскресения мертвых Розы расцветают Розы расцветают – Сердце отдохни: Скоро засияют Благодатны дни. Все с зимой ненастной Грустное пройдет, Сердце будет ясно, Розою прекрасной Счастье расцветет. Розы расцветают – Сердце уповай: Есть, нам обещают, В Небе лучший край. Вечно молодая Там весна живет, Там, в долине рая, Жизнь для нас иная Розой расцветет. В. Жуковский Сошествие во ад 18 Что говорит природа о Воскресении мертвых Взглянем весной на то место, где поблекла осенняя роза. Куст ее весь покрыт новыми цветами, которые благоухают по-прежнему... Солнышко закатилось вчера на наших глазах. Ночь покрыла всю землю, все краски потухли, умолкли все звуки, а сегодня рано утром восток осветился новой зарей. Она позолотила вершины гор и холмов. Жаворонки радостно поднялись к небу, чтобы своим пением приветствовать восходящее солнце... Я видел, как ослабевший червячок сам готовил себе могилу, как он, завернувшись куколкой, лежал в ней мертвый. Но через некоторое время он начал прогрызать свою могилку и, полный сил и красоты, раскрыв пестрые блестящие крылья, взвился на воздух, радуясь новой жизни: червячок пропал – и вылетела бабочка... Точно так же обновится и человек: красота восстанет из тления, и новая жизнь возникнет из праха. Ты пролежишь в земле, как семя, брошенное в нее, чтобы восстать в новом виде. Но кто же придет и отворит гробы, кто пробудит мертвых, кто соберет народы с лица всей земли и воскресит их? Он – наш Искупитель, Спаситель и Победитель смерти, Христос Бог. То, что сеешь, не оживет, если не умрет ( 1Кор. 15:36 ). У Бога мертвых нет Сменяйтесь времена, катитесь в вечность годы. Но некогда весна бессменная придет. Жив Бог ! Жива душа! И, царь земной природы, Воскреснет человек: у Бога мертвых нет. Н.Гнедич Притча Одна семья жила на пустынном острове среди океана, заброшенная туда кораблекрушением. Все члены семьи питались кореньями и травами и жили в пещере. Дети не помнили, когда и как они попали на остров. Они забыли родину и не знали, что такое хлеб, молоко и плоды.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010