Наиболее почетная среди монашеских обителей сановная степень – архимандрия, или архимандрития 486 . Ряд старинных обителей, таких как Кириллов Белозерский, московский Богоявленский, Саввин Сторожевский Рождества Богородицы, Иосифов Успенский Волоколамский, получили архимандрию сравнительно поздно, в середине XVII в. Четыре новгородских монастыря: Антониев Рождества Богородицы, Духов (Сошествия Св. Духа), Тихвин Успенский, Вяжицкий Николаевский пожалованы архимандритским настоятельством, когда Новгородской кафедрой управлял Никон 487 . К концу века архимандриями становятся Донской Богородичный и Знаменский в Москве, Спасо-Мирожский в Пскове, Троицкий Павлов Обнорский под Вологдой и другие монастыри 488 . Известный по летописям древний титул архимандрита в Новгороде включал и название города: «архимарит Юрьевскаго монастыря и Великаго Новгорода» 489 . В XVII в. титул архимандрита включал только название обители: «Каменнаго монастыря архимарит», «архимарит Андроников» и т. д. Случай пожалования сана архимандрита строителю пустынного Покровского монастыря на Убогом дому» Спиридону Потемкину – исключение из правил. Образованный старец состоял в родстве с известными боярскими Фамилиями, среди них Милославские, Морозовы, Ртищевы, Хит- Р°во, Одоевские. По прибытии в Москву из Речи Посполитой он отказался от предложенной ему царем через Ф. М. Ртищева Нов- городской митрополии, определившись на жительство в Покровский монастырь 490 . Сан архимандрита сохранялся при переводе его обладателя в другой монастырь или освобождении «на покой» от должности настоятеля 491 . При исключительных обстоятельствах архимандрия жаловалась монастырю в период его строения. Архимандрией стал Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в патриаршество Никона (1652–1666). Его сооружение началось в 1656 г. Собор задуман по образу Иерусалимского храма Воскресения Христова. Первоначально обитель получила название в соответствии с древнерусской традицией (жалованная грамота на московское подворье Воскресенского монастыря 9 октября 1657 г.) 492 . Во время освящения деревянной церкви Воскресения 18 октября 1657 г. присутствовавший на церемонии царь Алексей Михайлович, восхищенный красотой местности, сравнил ее со старым Иерусалимом и дал якобы второе название «и нарече имя монастырю Новый Иерусалим» 493 . Автор этой версии архимандрит Леонид (Кавелин) : ему был известен текст надписи на каменном Кресте (ныне утраченном), сооруженном монахами в память о царском посещении Воскресенской обители. Мною обнаружено принадлежавшее ученому иеромонаху Епифанию Славинецкому сочинение (Слово) под названием «Светись, св-Ьтись Новый Иерусалиме» 494 495 . Как приближенный к патриарху Никону он мог присутствовать на освящении Воскресенской церкви и говорить торжественную речь. Скорее всего он был родоначальником самой идеи. По мысли Епифания, Новый Иерусалим символизирует торжество Нового Завета над Ветхим 496 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По одному из древних преданий, подхваченному крестоносцами, здесь находился евангельский Эммаус. Подлинное местоположение Эммауса остается археологической загадкой. Одни помещают его в Аль-Кубейбе, другие – в Латруне, третьи – в Абу-Гоше. Наличие древнего караван-сарая как будто подтверждает последнее мнение, но утвердилось оно не ранее 1140 г., когда рыцари- госпитальеры построили здесь свой храм. Базилика крестоносцев и сегодня является самым большим зданием в селении. Со стороны Иерусалима она скрыта купами деревьев, но минарет стоящей рядом мечети виден издалека. По архитектурной планировке базилика похожа на другой известный храм госпитальеров – Санта Мария Латина на Муристане, в Иерусалиме, построенный в те же годы. Сохранившиеся фрески в восточной части храма датируются временем Комниновской византийской династии (1170 г.) и носят, несмотря на латинские надписи, отчетливо византийский характер. (Мы встречались уже с подобным симбиозом в базилике Рождества Христова в Вифлееме.) На своде центральной апсиды изображено Воскресение Господне, на северной стене – Успение Богородицы. В крипте, это и есть древнее римское водохранилище, у входа на северной стене вмонтирован камень с надписью, содержащей упоминание знаменитого Х легиона. За современным бенедиктинским монастырем (построен в 1906 г.) можно видеть развалины старинного караван-сарая. Родина благоразумного разбойника К югу от Абу-Гоша, непосредственно у шоссейной дороги, на 28 км к западу от Иерусалима, находится «третий Эммаус», который по старой византийской традиции связывался с Латруном – родиной Благоразумного разбойника. «Третий Эммаус» расположен на самой развилке, справа от шоссе. Слева от той же развилки виден основанный в 1927 г. монастырь траппистов. Трапписты – это католический монашеский орден, возникший в XVII в. по инициативе монахов из монастыря Ла-Трапп во Франции. Устав траппистов близок к древним уставам православных подвижников: молчание, прерываемое лишь молитвами и богослужением, вегетарианская пища, одиннадцать часов в сутки – молитва , остальное время работа. Изгнанные из Франции в эпоху Великой Революции, они создали монастыри в разных странах, в том числе здесь, где родился когда-то человек, сумевший поверить в Воскресение раньше, чем оно настало.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Поставление К. было совершено Акакием вместе с его единомышленником Патрофилом, еп. Скифопольским ( Socr. Schol. Hist. eccl. 2. 38. 2), и, возможно, др. арианствующими иерархами ( Hieron. Chron.//PL. 27. Col. 683-684). Акакий был недоволен еп. Максимом, последовательным сторонником никейского учения о единосущии, и, несомненно, надеялся на то, что поставленный им во епископа К. займет сторону ариан. Этого, однако, не произошло. Как можно судить по сохранившимся сочинениям К., он никогда не занимал арианскую или околоарианскую позицию, неизменно придерживаясь триадологии никейского исповедания (см.: Lebon. 1924), хотя и от употребления термина «единосущие» он также, за единственным возможным исключением, воздерживался. К недовольству Акакия в отношении богословских взглядов К. скоро добавился церковно-политический конфликт, связанный со статусом Иерусалима . Этот город в сер. IV в. бурно развивался: после разрушения войсками Тита в 70 г. в ходе 1-й Иудейской войны древняя столица Иудеи находилась в запустении до 30-х гг. II в., когда по повелению имп. Адриана на ее руинах был создан небольшой и не имевший существенного значения г. Элия Капитолина. Его епископская кафедра естественным образом оказалась в подчинении у кафедры главного города региона - Кесарии Приморской. Но при святых равноапостольных имп. Константине I Великом и Елене в Иерусалиме, получившем прежнее название, и его окрестностях в годы епископства Макария началось строительство храмов на местах распятия, воскресения и рождения Христа, был обретен честной Крест Господень. При еп. Максиме главный храмовый комплекс города (см. ст. Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме ) был освящен, и Иерусалим стал центром паломничества христиан со всей Римской империи. При К. строительство церквей на св. местах продолжилось, постоянно рос поток паломников, мн. из к-рых оставались в городе надолго или навсегда. Иерусалим снова превращался в центр всего региона, а внимательное отношение к св. граду со стороны христианских императоров еще более увеличивало его значение, что было подтверждено 7-м прав. Вселенского I Собора . Это полностью осознавал и К., постоянно подчеркивавший в своих проповедях и посланиях уникальность и особый статус Иерусалима. Поэтому уже «вскоре по вступлении на иерусалимское епископство»,- пишет Созомен,- он, «как предстоятель апостольского престола, спорил о правах митрополита с Акакием Кесарийским» ( Sozom. Hist. eccl. 4. 25. 2), который не признавал богословскую позицию I Вселенского Собора в целом, а следов. и принятые Собором решения по частным вопросам, включая правило об особом статусе Иерусалима.

http://pravenc.ru/text/1840257.html

Апостол Павел к Римлянам ( Рим.6:3–4 ) пишет: или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся? – Спогребохомся убо Ему крещением в смерть: да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем. Следовательно, креститься в воде во Иисуса Христа значит креститься в смерть Его, или спогребаться Христу и с Ним же совоскреснуть. Симеон Солунский (в той же главе) говорит: «преимущественно же образует (крещение) смерть Христову и тридневное воскресение Его. Ибо от смерти Христовой, тридневного погребения и воскресения Его мы прияли бессмертие и нетление, надеемся оного будущего восстания, обновления и жизни вечной, которой начало положил Иисус Христос; Он один, будучи безгрешен, пострадал за нас грешных, и неподверженный смерти, как несогрешивший, за нас один умер. Посему, упразднив смерть, Он восстал и разрешил нас от страстей и осуждения, пострадав бесстрастный по Своему благоволению. – Быв Началовождем нашей жизни, Он вознесся на небо; посему и мы, облеченные в Него крещением, ожидаем Его с неба, когда Он и нас воскресит и подаст нам совершенное нетление, залог которого Он дарует нам и ныне чрез крещение. А как в крещении изображаются смерть Христова и воскресение Его – это объясняет Кирилл Иерусалимский (во 2 тайноводственном поучении): «и вы исповедали спасительное исповедание и погружались троекратно в воду, и паки из воды появлялись. И здесь вы знаменательно изобразили тридневное погребение Христово. Ибо как Спаситель три дня и три нощи пребыл во чреве земли: так и вы первым из воды появлением изобразили первый день, а погружением – первую ночь Христова пребывания в земле. Ибо как человек нощию более не видит, а днем во свете обращается: подобно и в погребении, как в нощи, вы ничего не видели, а в появлении из воды, как во дни были. И в то же время вы умирали и рождались: и оная спасительная вода была вам и гроб, и матерь». Причину, почему в крещении изображаются смерть Христова и Его воскресение, объясняет Василий Великий (в гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

То Воскресение, которое мы сегодня вспоминаем, венчало тяжелейшие годы жизни Спасителя, особенно последние дни той жизни. В них было все  и предательство близкого человека, и восторг толпы, который сменился проклятием, и арест, и страшные истязания, и позорная смерть на кресте. Но Воскресение закрыло собой все. В свете Воскресения все эти самые страшные события приобрели совсем другой смысл  живоносный, животворный смысл. Все оставлено за Воскресением.  Вот и сегодня, идя в Божий храм, давайте оставим за своей спиной все то, что нас так беспокоило в течение последнего времени и в течение всего года, который прошел с прошлой Пасхи. Оставим эти переживания  трагические, а иногда трагикомические, оставим злобу и ненависть, оставим чувство вражды, все то, что надрывает нашу душу, постараемся примириться с нашими ближними и дальними, в самих себе преодолеть те конфликты, которые так будоражили наше сознание, так омрачали нашу жизнь, оставим все за спиной и войдем в храм со спокойным и мирным сердцем и пред лицом Божиим помолимся. Помолимся обо всех  о тех, кто нас радовал, и тех, кто огорчал, помолимся о стране нашей, о народе нашем, о Церкви нашей, о родных и близких, дабы силой Воскресения Христова приблизилась к нам Божия правда, и Божий мир, который превыше всякого мира и превыше всякого человеческого ума и всяких человеческих способностей, водворился в сердцах наших. Я всех вас поздравляю с грядущим светлым и радостным праздником Святой Пасхи. Пусть он будет таковым для всего нашего народа. Храни вас Господь». По традиции к началу Пасхальных богослужений в Храм Христа Спасителя из Храма Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме был принесен благодатный огонь, доставленный делегацией во главе с председателем Попечительского совета Фонда святого апостола Андрея Первозванного В.И. Якуниным и епископом Воскресенским Саввой. «Только что в первопрестольный град наш из святого града Иерусалима прибыл благодатный огонь. И мы начинаем наше Пасхальное торжество возжением свечей от этого святого огня  как великий символ и знак нашего общего вселенского торжества, началом которому послужило Воскресение Господа и Спасителя нашего во святом граде Иерусалиме», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, передавая участникам богослужения свечи, возженные в алтаре Храма Христа Спасителя от благодатного огня.

http://patriarchia.ru/db/text/2161893.ht...

Два этих яруса проемов в нише, по бокам которой стены декорированы пилястрами, над нишей дверной проем, ведущий из чердачного перекрытия на хоры, от последних сохранились лишь металлические консоли. Стены алтаря декорированы лопатками. В притворе стены также декорированы лопатками. В стенах над окнами след существовавшего междуэтажного перекрытия. Памятник выложен из кирпича, оштукатурен и был частично покрашен. Основные габариты: 39х14 м четверик 12х12 м. Представляет большое художественное значение как памятник первоклассной архитектуры, относящийся к стилю Екатерининского барокко, в котором, однако, уже проявляются черты стиля классицизма. Церковь представляет значительное монументальное сооружение. Расположена вблизи большака Новоржев - Опочка, она хорошо просматривается и доминирует на большом расстоянии. http://www.opskove.ru/object/104383792?lc=ru ...Речь идёт о создании находящегося в Ладино (дошедшего до нас в руинах) храма Воскресения Христова. Эта церковь возводилась «тщанием  помещика генерал-аншефа Корнилия Богдановича Бороздина» и была завершена в 1768 году. Архитектура храма высока и остро интересна. Каждая черта великолепного здания выдаёт руку столичного архитектора с безупречным чувством стиля и европейским кругозором. Сегодня, в руине – подобно мышцам из-под кожи посреди анатомического театра – мощная тектоника кладки проступает наружу из ветхих штукатурных слоёв. Первоначально в церкви было два престола – главный, в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме и придел во имя иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленской. Бесстолпный храм имеет только одну алтарную апсиду. Её прямоугольник пристроен к планировочному квадрату четверика. Сила архитектуры выявлена здесь не сквозь вычурность усложнённых форм, но через изысканность пропорций – в этом, пожалуй, можно усмотреть торжество классической эстетики. Над четвериком воздвигнут широкий круглый световой барабан с куполом и венчающим его «фонарём». Западную оконечность здания представляют собой прямоугольная в плане трапезная и столпообразная шестиярусная колокольня с венчавшей её деревянной луковичной главкой, почти утраченной сегодня.

http://sobory.ru/article/?object=01737

Апостол Иоанн Богослов приводит в Откровении слова Спасителя: «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» ( Откр. 1: 17–18 ). Христос имеет ключи ада и смерти, поскольку Его сошествие во ад стало уязвлением ада, сокрушением его врат и запоров, освобождением душ праведников, ожидавших Его пришествия. Свт. Иоанн Златоуст в огласительном слове на Пасху, которое ежегодно читается в пасхальную ночь, говорит о великой ошибке диавола, который добивался смерти Христа и, не зная тайны Боговоплощения, принял в свое царство Невместимого: «Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти. Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало?! Ад ! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвергся» 462 . Одной из икон праздника Пасхи стала икона «Воскресения Христово», изображающая исход Христа из ада, сломанные врата ада и изведение из него душ ветхозаветных праведников (эта икона нередко ошибочно называется «Сошествие во ад», но подпись иконы и само изображение указывают именно на Воскресение). Сошествие Христа во ад празднуется нами потому, что за ним последовало Воскресение. «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» ( Деян. 2: 24 ). 5.2. Воскресение Христово Утром первого дня недели (день после субботы) римская стража, возможно, охраняла уже пустую пещеру, когда случилось сильное землетрясение, и ангел Господень отвалил камень от двери гроба. Вид ангела, который «был, как молния, и одежда его бела, как снег» ( Мф. 28: 3 ), испугал стражу, так что они даже не могли пошевелиться. Придя в себя, воины поспешили в Иерусалим к членам Синедриона, которые подкупом заставили стражу молчать об увиденном и рассказывать, что ученики Христа украли Его Тело, когда воины спали ( Мф. 28: 11–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Лев из колена Иудова Победа Христа над смертью во всей полноте явила Его как истинного Царя, открывающего всем двери Своего царства. Тема «триумфа», т. е. торжественного победного шествия воскресшего Христа, пронизывает многие тексты Пасхального торжества. Прп. Иоанн Дамаскин в первых же строках своего канона приглашает нас петь победную песнь, которой в древности встречали полководца, вернувшегося с победой. А один из праздничных припевов на 9-й песни канона напоминает об исполнении пророчества о Вожде из колена Иудова, метафорически названного львом: Возбудил еси, уснув, мертвыя от века, царски рыкавый яко от Иуды лев. — «Уснув (сном смерти), Ты пробудил умерших от самого сотворения мира, царственно рыча как Лев из колена Иудова». (В XX веке этот же образ был использован К. Льюисом.) Одна из стихир святой Пасхи призывает жен-мироносиц, благовестниц воскресения, обрадовать своим известием царский город Иерусалим, готовя его к торжественной встрече Победителя: … красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя-Христа узрев из гроба, яко жениха, происходяща. Столица готовится встречать Своего Царя с таким же ликованием, как невеста встречает своего жениха. Однако не только Иудея, но и весь «новый Израиль», все люди приглашаются к радостному участию в новом Царстве Христовом: Приидите новаго винограда рождения, божественнаго веселия, в нарочитом дни воскресения — Царствия Христова приобщимся … — «В знаменательный день воскресения давайте станем общниками Царства Христова — этого вина, приготовленного из винограда нового урожая, дающего святую радость…» Высота праздника стирает границы между богатыми и бедными, воздержниками и ленивыми, постившимися и непостившимися, по слову Златоуста: …Вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества, явися бо общее царство. — «…Все воспользуйтесь богатством (Божией) благости. Никто пусть не оплакивает свою бедность, ибо явилось общее для всех Царство». Пир веры Последняя тема Пасхального ликования — тема новой Пасхальной трапезы. Эту трапезу Господь учреждает на Тайной вечери, предлагая вместо агнца вкушать Его ломимое на Кресте Тело. Евхаристическая трапеза и есть для нас — Пасха священная («посвященная как жертва») , Пасха нова святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос-Избавитель,… Пасха двери райския нам отверзающая, Пасха всех освящающая верных.

http://pravmir.ru/pobednaya-pesn-o-chem-...

Раифская же обитель, от которой теперь остались одни развалины, находилась в расстоянии двух дней пути от Синая, в весьма живописном заливе Чермного моря, по преданию, близ того места, называемого Климом, где Израильтяне, во время своего странствования, нашли семьдесят пальм и двенадцать источников (Исх. 15, 27). И сей монастырь, как и Синайский, был в свое время богат великими подвижниками. По духу подвижничества и по близости расстояния обители сии имели между собою самую тесную связь и непрерывное общение. Однажды в Великую Субботу ему пришло желание праздновать Пасху в Иерусалиме и приобщиться Святых Тайн в храме Святого Воскресения Христова. Целый день старец занят был этою мыслию и молился. В Светлый же день Пасхи он, силою Всемогущего Бога, был восхищен, поставлен в Иерусалимской церкви Воскресения и рукою блаженного Патриарха Петра принял вместе с его пресвитерами дары Святого Причащения. Когда Синкелл по повелению Патриарха пригласил сего игумена Синайского вкусить пиши вместе с святителем, авва Георгий ответствовал: " Воля Господня да будет! " Но, поклонившись Святому Гробу, стал невидим в Иерусалимском храме и увидел себя в своей келлии. Патриарх, опечалившись, послал писание к старцу, на которое сей отвечал описанием чуда, совершившегося над ним, и предсказанием, что оба они, по прошествии шести месяцев, соединятся и узрят Друг друга в Небесном Царствии. Возвратившиеся к Патриарху сказывали, что старец уже семьдесят лет не исходил из Синайской обители; а между тем все епископы и клирики, видевшие его в церкви Воскресения Христова, свидетельствовали и говорили: " Мы все целовали его " . По прошествии тести месяцев исполнилось предсказание аввы Георгия: и он, и блаженный Патриарх Петр отошли ко Господу. В " Луге Духовном " Иоанна Мосха (гл. 125) и в Прологе на 17 день марта предлагается поистине чудная повесть о сем авве Георгии. ПРИМЕЧАНИЯ НА " ЛЕСТВИЦУ " ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА СЛОВО 1, ГЛАВА 14 а По изъяснению преподобного Иоанна Раифского и Илии Критского, святой Иоанн Лествичник говорит здесь об отрекающихся от мира.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/682/...

Сам же треблаженный Лука назвал оное первым словом: словом потому, что речение сие означает вообще описание всякой истины, или потому, что смиренномудрствуя избегал похвал человеческих, а первым потому, что Евангелие написано им первее Деяний Апостольских. А что Феофил, к которому он послал сии две книги, был не простой человек, но Игемон и Князь: то видно, из прилагательного, которое в Евангелии приложено к его имени: «державный Феофиле» ( Лк.1:3 ). Потому что державными также названы и Филикс, игемон Кесарийский, и преемник его Фист. Где же Феофил был игемоном, откуда родом и прочее, что до него касается, неизвестно. Но, слыша Луку, глаголющего: «слово сотворих о всех,» то есть о всех делах Иисуса Христа, не подумай, чтобы сие противоречило следующим словам Евангелиста Иоанна: «яже аще бы по единому писана быша, ни самому мню всему миру вместити пишемых книг» ( Ин.21:25 ). Лука поистине сказал о всем, но только вообще, оглавительно и кратко: а Иоанн говорит, что если бы дела Христовы, чудеса и учение Его описаны были по единому, то есть, каждое порознь, обстоятельно и подробно, то бы и весь мир не мог вместить пишемых книг. Впрочем, Иоанн глаголом мню, уменшил увеличение речи своей. Что же значит: «даже до дне, в оньже, заповедав Апостолом то Святым?» Сие значит Духом, что Лука описал во своем Евангелии не только то, что сотворил и заповедал Иисус Христос Апостолам прежде воскресения своего, но и то, что было заповедано Им по воскресении Его из мертвых, даже до того дня, в который Он вознесся от земли на небо. Он, во-первых, повествовал в Евангелии, что Иисус Христос по воскресении Своем представил Апостолам чрез истолкование Божественных писаний все, что предсказал о нем Моисей и другие Пророки: «и начен от Моисея и от всех Пророк, сказаше има от всех писаний, яже о нем» ( Лк.24:27 ). Во-вторых, что приветствословием своим, к ним произнесенным, преподал им заповедь мира: «и Сам Иисус ста посреде их, и глагола им: мир вам» ( Лк.24:36 ). В-третьих, что заповедал им, яко очевидным свидетелем всех Его дел, проповедывать Его имя, и покаяние, и отпущение чрез Него грехов всякому языку, начав от Иерусалима: «и проповедатися во имя Его покаянию, и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима; вы же есте свидетелие сим» ( Лк.24:47–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010