Последнему, ведь надлежит когда-то спустится с солнечной выси на землю! «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего… Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин», — пишет автор Апокалипсиса. Кстати, во времена Христа Иерусалим по сообщению Иосифа Флавия имел как раз двенадцать ворот. Сейчас, правда, из них остались только семь. Причем самые большие из них, выходящие на Елеонскую гору – Золотые, замурованы. Через них когда-то въехал на ослике в сопровождении восторженных толп народа в город Христос. И через них же, согласно иудейскому преданию придет Мессия в последние времена. Чтобы не пропустить сюда «еврейского пророка», турки-османы, считающие иудеев и христиан «неверными», замуровали ворота камнями. Даже в такой детали принадлежность города одновременно трем религиозным мирам наложила отпечаток на его облик. Таково оно, многоликое духовное сердце человечества. Но можно сказать, что Иерусалим это и настоящий «пуп Земли». Если не верите, то сходите в знаменитый храм Воскресения – там установлена скульптура изображающая сию часть тела. «Атомный шпион» или узник совести? В Восточном Иерусалиме за высокой каменной оградой иерусалимской церкви Святого Георгия от угроз фанатичных иудеев, презрения соотечественников и полицейского произвола спрятался человек, чью судьбу легкой не назовешь. Два десятка лет назад это имя – Мордехай Вануну гремело по всей планете и стало синонимом ядерного Апокалипсиса, который Израиль по его утверждениям готовит Ближнему Востоку. Сетка морщин вокруг усталых глаз, волосы с проседью, загорелое волевое лицо – он не выглядит сломленным. Хотя не дай Бог кому-нибудь пережить тоже, что ему. «Опять журналисты?», — Вануну откидывается в пластиковом кресле и на мгновение задумывается. Из-за ограды храма врываются звуки утреннего намаза — еврей Вануну предпочел обосноваться в арабском квартале города, где его соплеменникам появляться просто небезопасно. Но израильского диссидента здесь почти все знают в лицо, при встрече здороваются, смуглые арабские лица расплываются в улыбке. Наконец Мордехай размыкает плотную складку мясистых восточных губ и начинает свою печальную повесть.

http://pravmir.ru/ierusalim-mezhdu-prosh...

С тех пор, как говорит апостол Павел (Савл) позднее в своем Послании к Филиппийцам, все, «что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе». (Флп. 3, 7–14) В Дамаске же на том самом месте, на котором прежде стремился искоренить христианство до основания, Савл стал свидетельствовать о Мессии. Проповедь эта привела в негодование иудеев, которые знали его как даровитого и ревностного гонителя ненавистных им последователей распятого Христа, и они «согласились убить его». «Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине» и тайно препроводили в Иерусалим, куда он прибыл в 37 году по Р. Х., имея главным образом в виду познакомиться с апостолом Петром (см. Гал. 1, 18). Вообще, прибыв в Иерусалим, Савл «старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам (Петру и Иакову, брату Господню) и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса. И пребывал Савл с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса». (Деян. 9, 23–28) Пятнадцать дней тогда прожил Савл у Петра; в это время, вступая в рассуждения с эллинистами, успел сильно раздражить их против себя и сознал необходимость уклониться от опасностей гонения. К удалению из Иерусалима побудило Савла и следующее обстоятельство, о котором он сообщает: «Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление, и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне. Я сказал: Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его. И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам». (Деян. 22, 17–21)

http://pravoslavie.ru/3189.html

И вот по приказу императора Константина на этом месте было начато строительство церкви. Строили ее 10 лет. Завершения императрица Елена так и не дождалась — она скончалась в 327 году, а работы закончились в 335-м. В тот год в городе Тире (на территории современного Ливана) проходил церковный Собор, и всех участвовавших в нем епископов пригласили на освящение нового храма. К тому же в эти дни отмечали 30-летие правления императора Константина, и торжество получилось очень пышным. В тот день был освящен и весь город Иерусалим, а в память об этом был установлен церковный праздник. На Руси он получил второе название — Воскресение Словущее. Согласно словарю Даля, «словущий» означает «прославленный, знаменитый, славный». В этом смысле Воскресение Словущее может относиться только к Воскресению Христа. Поэтому во всех Воскресенских храмах, которых так много в России, служба в этот день совершается пасхальным чином: с пасхальной заутреней, пением канона и стихир Пасхи и ликующими пасхальными возгласами «Христос воскресе!»«Воистину воскресе!». А над алтарем появляются буквы «Х В». Бой между «честью» и «нечестью» Но к VII веку связь праздников Обновления и Воздвижения ощущаться перестала — возможно, из-за нашествия персов, которые в 614 году разграбили Иерусалим и увезли Крест с собой в качестве трофея. После того как через 14 лет императору Ираклию удалось вернуть святыню и ее торжественно принесли в Иерусалим, высоко поднимая и поворачивая во все стороны, чтобы все собравшиеся могли ее увидеть, праздник Воздвижения приобрел двойное значение. Читайте также: Византия конца VI — начала VII beka. Лекция Академии журнала «Фома» В Константинополе почитание Креста Господня, начавшееся еще при Константине Великом, после возвращения святыни из «персидского плена» сделало Воздвижение одним из главных праздников литургического года. В память крестных страданий Спасителя в этот день был установлен строгий пост. А частицы Животворящего Древа во многочисленных мощевиках разошлись по всему христианскому миру.

http://foma.ru/vozdvizhenie-kresta-gospo...

Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне! Евангелие от Луки Весной в Вифавару пришли из Вифании, местечка, лежащего за Елеонской горой, и сообщили, что тяжело заболел друг Иисуса Лазарь. Апостолы были в ужасе: «Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» Но, поняв, что Лазарь уже умер, и Христос хочет посетить дом усопшего и поддержать его сестер Марфу и Марию, они решили пребыть с Учителем до конца: «Пойдем и мы умрем с ним». Они добрались, когда покойный уже четыре дня лежал в гробу. «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» – «Воскреснет брат твой» — «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» — «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек». Марфа позвала Марию. Увидев, что та идет плачущая, а за ней и другие плачущие, Иисус прослезился Сам: «Где вы положили его?» — Ему показали пещеру – «Отнимите камень!» — Марфа пыталась возразить, говоря, что уже смердит, но Он настоял. Гроб открыли: «Лазарь! Гряди вон!» Тишину разорвал единый вздох: обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, умерший стоял на пороге света и тьмы, покачиваясь словно призрак. После этого столько иудеев приняло Христа как Мессию, что церковные начальники и фарисеи, обычно враждовавшие между собой, собрались на общий совет. Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. С этого дня положили убить Его. Евангелие от Иоанна

http://pravmir.ru/vxod-gospoden-v-ierusa...

И вот праздник обновления, о котором упоминает Святый Евангелист Иоанн: «быша же тогда обновления во Иерусалимех, и зима бе; и хождаше Иисус в Церкви, в притворе Соломони» ( Ин.10:22–23 ). Из сего повествования видно, что Сам Иисус Христос уважил праздник обновления, и посетил храм ради праздника, хотя время не благоприятствовало празднику: «зима бе», и, что гораздо хуже воздушной непогоды, «зима бе неверия», как дополняет Святаго Иоанна Богослова Святый Григорий Богослов . После того, как ветхозаконный праздник обновления во Иерусалиме украшен и возвышен, поелику на нем, – скажу опять словами Григория Богослова – «Иисус присутствоваше, Бог сый и храм. Бог вечный, храм новый, единодневно разрушаемый, и тридневно возставляемый, и пребывающий во веки»; – после сего неудивительно, и понятно то, что и в Христианском мире явилась подобная мысль, обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме сделать общим, ежегодным праздником вселенской Церкви. Надобно при сем вспомнить, что языческая злоба, стараясь истребить Христианство, и самые следы его на земле, святыя места распятия, погребения и воскресения Господня, не только сделала недоступными благоговению Христиан, засыпав землею и камнями, но и поругала поставлением на них идолов. Какая же была, по долгой скорби, радость Христиан, когда святая Елена идолов сих низвергла, святыя места открыла, истинный Крест Господень обрела, Голгофу и пещеру гроба Господня объяла одним обширным храмом! Матерь Церквей передала сию радость Церквам всех мест и времен, и все оне приняли ее, в празднике обновления сего храма. Иногда подражали сему и другие храмы, ежегодно празднуя день обновления своего: но ныне воспоминательный праздник обновления храма обыкновенно скрывается в праздновании дня имени храма, более известнаго, и потому более способнаго к общественному торжеству. Таково, братия, происхождение и последовательное образование Церковнаго обычая и чина священных обновлений. Предложенныя вам воспоминания и соображения должны поставить вас в благоговейное внимание к настоящему празднику.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Церковнославянский текст тропаря и кондака Входа Господня в Иерусалим звучит следующим образом. Тропарь: «Общее воскресение/прежде Твоея страсти уверяя,/из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/Тебе Победителю смерти вопием:/осанна в вышних,//благословен грядый во имя Господне». Кондак: «На престоле на Небеси,/на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/Ангелов хваление и детей воспевание/приял еси зовущих Ти://благословен еси, грядый Адама воззвати». На языке оригинала эти песнопения передаются так. Тропарь: «Τν κοινν νστασιν πρ το σο Πθους πιστομενος, κ νεκρν γειρας τν Λζαρον, Χριστ Θες· θεν κα μες ς ο Παδες, τ τς νκης σμβολα φροντες, σο τ Νικητ το θαντου βομεν· σανν ν τος ψστοις, ελογημνος ρχμενος, ν νματι Κυρου». Кондак: «Τ θρν ν οραν, τ πλ π τς γς, ποχομενος Χριστ Θες, τν γγλων τν ανεσιν, κα τν Παδων νμνησιν προσεδξω βοντων σοι· Ελογημνος ε ρχμενος, τν δμ νακαλσασθαι» . Перевод этих гимнов на русский язык выполнил протоиерей Владимир Успенский. Тропарь: «Христе Боже! Ты пред Своими страданиями, удостоверяя в общем (всех людей) воскресении мертвых, воскресил Лазаря из мертвых; посему и мы, подобно отрокам (еврейским), нося знаки победы (над смертию, – т. е. ветви), Тебе – Победителю смерти, взываем: “осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!”» Кондак: «Ты, Христе Боже, на небеси – (седящий) на престоле, на земле – едущий на молодом осле, принял хвалу от ангелов и прославление от детей, взывающих к Тебе: “благословен грядущий воззвать (от вечной смерти) Адама!”» . «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя» Еще до своего Страдания и Крестной Смерти Господь показал всем людям, что их ждет в будущей жизни Показательно, что тропарь праздника Входа Господня в Иерусалим является также основополагающим песнопением предыдущего дня – Лазаревой субботы . Именно поэтому первые его слова говорят о событии воскрешения Иисусом Христом умершего Лазаря. «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже». То есть еще до своего Страдания и Крестной Смерти Господь показал всем людям, что их ждет в будущей жизни. Случаи воскрешения людей уже случались и в Ветхом, и в Новом Завете, но тогда Господь лично или же через своих пророков оживлял людей, которые умерли совсем недавно.

http://pravoslavie.ru/145704.html

Именно такую любовь подаёт Христос в дни Пасхи тем, кто очистил свои душевные чувства от греха: «Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения Христа блистающася, и радуйтеся, рекуща ясно да услышим, победную Здесь, в этом мире, мы празднуем Святую Пасху очень недолго. Проходит радость и опять приходят скорби, огорчения, искушения и много других зол. Однако на Небесах, в ином мире, Пасха будет длиться вечно, ей не будет конца. Это будет Пасха незаходимая во веки веков! Когда Христос придёт судить мир и воссядет на Престоле Славы, тогда Он отделит праведников от грешников и произнесёт над всеми окончательный приговор. Тогда одни вознесутся на Небо, а другие навсегда сойдут в ад, после чего Христос со Святыми Ангелами и всеми святыми возвратятся на Небо. Впереди будет Христос, за Ним все Ангелы и святые, и все вместе будут петь Пасху и, восходя наверх, будут воспевать победную песнь Воскресения: «Пасху празднующе вечную» " " Лики всех и всё существо будут настолько светлы, как и Христос. В этом Божественном Свете Воскресения все и будут возноситься наверх с тем, чтобы наследовать Рай, Царство Небесное, Горний Иерусалим. «Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Все будут петь, играть, веселиться по чину, который Бог утвердил, как определил быть духовному хору на этом невообразимом для человеческого ума торжестве. Тогда в первый раз и узрят спасённые, что уготовал Бог тем, кто Его Благодатью победили мир. Святые отцы поведали нам, как это будет. Воссядет Христос на Престоле Славы, и чины святых будут получать от Него подобающий каждому чину венец и место в Раю. И когда увидят святые, как им открывается вся красота, всё богатство Премудрости Божией и что они обладают этим, как своим, и что они будут жить вечно, и что смерти больше не будет, тогда до того изумятся, что не смогут ни словами, ни мыслью изъяснить того, что Бог уготовал им. И будут они думать так: «Что принесли мы Богу? Мы так много грешили в миру, так огорчили и так опечалили Бога, а Он вместо наказания дарит нам Рай!»

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2870

Именно такую любовь подаёт Христос в дни Пасхи тем, кто очистил свои душевные чувства от греха: «Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения Христа блистающася, и радуйтеся, рекуща ясно да услышим, победную поюще» 11 . Здесь, в этом мире, мы празднуем Святую Пасху очень недолго. Проходит радость и опять приходят скорби, огорчения, искушения и много других зол. Однако на Небесах, в ином мире, Пасха будет длиться вечно, ей не будет конца. Это будет Пасха незаходимая во веки веков! Когда Христос придёт судить мир и воссядет на Престоле Славы, тогда Он отделит праведников от грешников и произнесёт над всеми окончательный приговор. Тогда одни вознесутся на Небо, а другие навсегда сойдут в ад, после чего Христос со Святыми Ангелами и всеми святыми возвратятся на Небо. Впереди будет Христос, за Ним все Ангелы и святые, и все вместе будут петь Пасху и, восходя наверх, будут воспевать победную песнь Воскресения: «Пасху празднующе вечную» 12 13 . Лики всех и всё существо будут настолько светлы, как и Христос. В этом Божественном Свете 14 15 Воскресения все и будут возноситься наверх с тем, чтобы наследовать Рай , Царство Небесное, Горний Иерусалим. «Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха!» 16 Все будут петь, играть, веселиться по чину, который Бог утвердил, как определил быть духовному хору на этом невообразимом для человеческого ума торжестве. Тогда в первый раз и узрят спасённые, что уготовал Бог тем, кто Его Благодатью победили мир. Святые отцы поведали нам, как это будет. Воссядет Христос на Престоле Славы, и чины святых будут получать от Него подобающий каждому чину венец и место в Раю. И когда увидят святые, как им открывается вся красота, всё богатство Премудрости Божией и что они обладают этим, как своим, и что они будут жить вечно, и что смерти больше не будет, тогда до того изумятся, что не смогут ни словами, ни мыслью изъяснить того, что Бог уготовал им. И будут они думать так: «Что принесли мы Богу? Мы так много грешили в миру, так огорчили и так опечалили Бога, а Он вместо наказания дарит нам Рай!»

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Зачем Господу нужно было возноситься наверх, ведь Он как Бог вне времени и вне пространства? Если бы Он пожелал удалиться видимым образом из человеческой истории как Иисус Христос из Назарета, то Ему достаточно было стать невидимым, тем более что Он становился невидимым после Воскресения много раз, покидая таким образом учеников. Конечно, все это было возможно для Бога. Но в самом акте Вознесения заключен огромный смысл. Во-первых, это окончание земного пребывания Господа, ибо если бы он сделался невидим, то это могло бы повлечь опасные для жизни первой христианской общины последствия. Ведь еще до Своей смерти Господь говорил, что настанут времена, когда многие будут говорить «здесь Христос» или «там Христос» и что «Он спрятан в потаенных комнатах»; и присовокуплял Господь к этому: «Не верьте, так не будет» (см. Мф. 24, 23-26). И чтобы никто никогда не мог сказать «здесь Христос» или «там Христос», Господь видимым образом покидает учеников, покидает этот видимый мир. И есть еще что-то очень значительное в этом моменте Вознесения. В жизни Господа не было человеческой славы. Только один раз, когда Он шел на Свои страдания в Иерусалим, тогда люди, пораженные тем, что Он воскресил умершего Лазаря, встречали Его как Победителя, кричали «Осанна Сыну Давидову», постилали свои одежды (см. Мф. 21, 8-9). Но то была суетная, человеческая честь и слава, и Господь, как мы знаем, не принял этого поклонения. Он не стал участвовать в этом человеческом торжестве, зная его суетность и то, как скоро пройдут настроения людей: те, кто прославлял Его в этот миг, через несколько дней потребуют у Пилата Его казни. А вот завершение Евангельской истории — это и видимый триумф; это видимая победа Спасителя. В момент Воскресения никого не было в гробовой пещере, апостолы видели только знаки Воскресения, но самого Воскресения — факта восстания Спасителя из мертвых — не видел никто, это была Божия тайна. Конечно, была явлена вся Божественная сила и слава восстающего от гроба Спасителя, но не дано было видеть эту славу роду человеческому. Но ведь вся Евангельская история завершилась триумфом, победой. Все цели были достигнуты: род человеческий искуплен, диавол повержен, зло растоптано. Бог побеждает вместе с человеком во Иисусе Христе, и видимым выражением этой славы Спасителя, этой Богочеловеческой Победы и стало Вознесение Спасителя вместе с Телом: Бог и Человек в единой Личности Богочеловека Иисуса Христа совершил это спасение.

http://patriarchia.ru/db/text/1158772.ht...

До постройки колокольни облик церкви был несколько иным. С западного, северного и южного фасадов храма были пристроены три широкие лестницы, которые поднимались к галерее-гульбищу, вели к порталам второго этажа. Апсиды второго этажа первоначально были небольшими, что позволяло сделать круговой обход по верху аспид. Подобный прием был применен при строительстве Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря – любимого детища патриарха Никона. В 1695 г. три лестницы были разобраны, с западной стороны пристроена колокольня высотой более 43 метров. Это во многом обогатило художественный образ храма. Имеются сведения о первоначальной покраске храма: " стены ее были покрашены суриком, главы позолочены, весь белокаменный декор был выкрашен в желтый цвет и выглядел как золото. Швы между кирпичами на стенах здания были покрашены голубой краской, это создавало впечатление, что вся церковь окружена легкой голубоватой дымкой " 1. Церковь Воскресения Христова в Кадашах является выдающимся памятником " московского барокко " . Этот стиль характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом. Церковь входит в основные издания, посвященные истории русской архитектуры, и в наши дни привлекает внимание своей красотой, являя высоту русского художественного гения. Изысканность образа памятника достигается белокаменной резьбой. Все детали – наличники окон, порталы, гребешки, карнизы уничтожают сухость и строгость кирпичной кладки. Thumbnail В храме Воскресения Христова в Кадашах четыре алтаря. Верхний храм с одним, главным престолом Воскресения Христова, в честь которого назван и весь храм, был летним, холодным. Нижний храм, с тремя престолами, был теплым, отапливаемым двумя изразцовыми печами. Центральный придел нижнего храма посвящен Успению Божией Матери, правый придел был освящен в 1704 г. и посвящен Тихвинской иконе Божией Матери. В 1772 г. был освящен левый придел в честь святителя Николая Чудотворца. Кадашевский храм был знаменит своим внутренним убранством, о котором немало заботились тогдашние прихожане и благотворители. В интерьере верхнего храма наибольшую ценность представлял в художественном отношении шестиярусный иконостас высотой 12 метров и шириной 11 м, о котором сохранились отзывы как об одном из лучших произведений резного искусства XVII века. Иконы разделялись 52 деревянными колонками. Сквозная резьба представляла собой плетение из виноградных кистей и листьев. Иконостас был вызолочен листовым красным золотом, нерезные части были покрашены в голубой цвет.

http://religare.ru/2_87317.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010