Осенью 1999 г. у восточной стены здания по проекту епархиального архитектора А. Трофимова и усердием неравнодушных горожан была установлена кирпичная часовня с белокаменным крестом как памятник над поруганными могилами бывшего здесь некрополя. http://rozamira.ucoz.ru/ Начало XVII века (1628 г.) – первое упоминание о церкви Воскресения Христова. 1715 г. – церковь упоминается в числе других приходских церквей. 1762 г. – капитан и князь Иван Мещерский подал прошение архиепископу Владимирскому и Ярополчскому Антонию (Карталинскому), в котором сообщал о своем желании перестроить ветхую теплую церковь, поставив ее по правую сторону от холодного Предтеченского храма. Разрешение было получено, но свое желание он не исполнил. 1782 г. – церковнослужители и приходские люди снова обратились с просьбо, уже к епископу Владимирскому и Муромскому Иерониму (Формаковскому): построить вместо двух ветхих деревянных церквей один каменный храм. Но благословенная грамота не была получена (3 августа 1783 г. владыка скончался). 1789 г. – разрешение на строительство Воскресенской каменной церкви «о двух апартаментах» подписал епископ Суздальский и Владимирский Виктор (Онисимов). 1793 г. – отделан и освящен во имя Казанской иконы Божией Матери нижний этаж храма. 1810 г. – закончили верхний этаж храма. К двухэтажному церковному зданию, увенчанному одной главкой с «осьмиконечным» крестом и полумесяцем внизу, пристроена каменная колокольня. Полное название церкви – в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. В нем было три престола: Воскресения Христова, Казанской иконы Божией Матери и Рождества св. Иоанна Предтечи. 1929 г. – церковь закрыта. Февраль 1958 г. – разобрали колокольню. Лето 1959 г. – храм принял вид гражданского здания. Сегодня здесь находится Государственный архив Владимирской области (ул. Батурина, 8). Осень 1999 г. – у восточной стены здания по проекту епархиального архитектора А. Трофимова усердием горожан была установлена кирпичная часовня с белокаменным крестом как памятник над поруганными могилами бывшего при церкви некрополя.

http://sobory.ru/article/?object=03587

Апокрифическая литература и особенно Евангелие Никодима способствовали расширению и усложнению этой иконографической композиции, но византийские художники строго от-носились к выбору и обработке иконописных образов: их композиции кратки, просты, но выразительны. Византийские мозаики, простые и ясные, с надписью «Воскресение Христово» повторяются во фресках Киево–Софийского собора (XI в.), где Победитель ада со свитком в левой руке подает десницу Адаму, за которым стоят Ева и два праведника: на правой же стороне находятся два царя в диадемах и тут же святой Иоанн Предтеча, указывающий на Спасителя. Эта композиция удерживается и в стенописях древнего Новгорода, и во многих соборах Афонской горы под тем же названием «Воскресение Христово». Греческие иконы, а также и русские до XVII века следуют обычно этому древнему византийскому образцу. С XVII века простота композиции усложняется и видоизменяется. На иконе появляются два центра: собственно воскресение и сошествие во ад. В первом центре Иисус Христос изображается над гробом в ореоле и в обычных одеждах. Он только что восстал из гроба, в руке у Него – крест или знамя, означающее победу над смертью . Второй центр – изображение сошествия во ад. Такая композиция если не введена впервые, то обработана сполна в царской иконописной времен Алексея Михайловича и едва ли не принадлежит Симону Ушакову, оставившему блестящий пример такой комбинации на известной иконе акафиста. В верхней части этой иконы среди двух скал представлен Иерусалим в перспективе, с башнями и минаретами; в центре изображен Иисус Христос в ореоле блестящих лучей. Под Ним – гроб с погребальными пеленами, круглый камень, вооруженные воины, падающие в испуге. В левой руке Спасителя – знамя победы с четырехконечным крестом на древке; правой Он отдает повеление небесному воинству, идущему с орудиями страданий Христовых на брань с адом и на освобождение праведников. Внизу – ад в виде огромной пещеры, и здесь Христос стоит в ореоле на сокрушенных вратах адовых. В Его левой руке разодранный свиток с надписью «Адама грех , рукописание», другая часть свитка с надписью «Преступления» – в руке сатаны, связанного и лежащего вместе со своим воинством в глубине ада.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-iko...

Это не значит, что люди перестали умирать. Физически люди продолжают умирать так же, как они умирали до Христа. Но Господь открыл Своим Воскресением путь к вечной жизни. И теперь мы, христиане, не боимся смерти, потому что знаем, что смерть — это переход к жизни вечной и лучшей, а тот отрезок времени, который нам дан на земле, — он для того, чтобы подготовиться к вечной жизни и чтобы соединиться с Богом уже здесь, на земле. И если мы с Ним здесь соединимся, то и там мы будем пребывать в единстве с Ним. Е. Грачева: Тысячи христиан на Пасху ежегодно устремляются на Святую Землю в Иерусалим, чтобы быть первыми, кто зажжет свои свечи от Благодатного огня, который уже потом разлетается по всему миру, в том числе, прилетает и в Россию. Как следует относиться к спорам вокруг Благодатного огня? Что если христианин верит в Бога, а верить в то, что ежегодно в одно и то же время в кувуклии, где находятся люди, священники, чудесным образом загорается огонь, отказывается? Митрополит Иларион: В Символе веры мы не говорим: верую в схождение Благодатного огня. В Символе веры перечислены те догматы, в которые призывается верить православный христиан. Это догмат о Едином Боге в Святой Троице. Причем слово «Троица» в Символе веры не упомянуто, но говорится о том, что мы веруем в Бога Отца, Вседержителя, Который сотворил небо и землю; мы веруем во Иисуса Христа, Сына Божия, в то, что Его смерть была искупительной, в то, что Он воскрес из мертвых. И эта вера в Воскресение Христово является обязательным пунктом православного вероучения. Апостол Павел в первом веке говорил: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15:14), то есть вера в Воскресение Христово — это то, во что обязан верить православный христианин. Если ты не веришь в Воскресение Христово, значит, ты не христианин. Мы также веруем в Святого Духа. Мы также веруем в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, в единое крещение. Мы верим в воскресение мертвых. Все эти догматы перечислены в Символе веры, и принятие их является непременным условием принадлежности к Православной Церкви. Нигде в Символе веры не сказано, что должны верить в Благодатный огонь. И мы в течение долгих лет в советское время праздновали Пасху без всякого Благодатного огня. И до сих пор, хотя Благодатный огонь прибывает в Москву, в другие крупные города, но во многих городах и деревнях Пасха празднуется без Благодатного огня и от этого праздник не становится меньше.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5178028...

Радуйся, Христову тайноводству научивыйся. Радуйся, заповедь новую от Господа приявый, во еже душу свою положити за други своя. Радуйся, смирения Христова истинный служителю. Радуйся, словом Христовым очищенный. Радуйся, за Господа и Христа жизнь свою положити обещавый. Радуйся, любве Христовы проповедниче. Радуйся, о всем мире теплый к Богу молитвенниче. Радуйся, всех скорбящих и обремененных заступниче. Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее. Кондак 4 Буря велиих смущений найде на тя, святый Апостоле, егда видел еси Господа своего и Учителя от предателя лестию лобзаннаго, в руце лютых и беззаконных судей преданнаго и на смерть позорную осужденнаго; егда же услышал еси святых жен мироносиц, радостную весть о Воскресении принесших, и егда своима очима сподобился еси зрети воскресшаго Господа, язвы Своя на пречистем теле Своем показующаго, тогда со всеми Апостолы, печаль свою на радость преложив, воззвал еси велегласно Господу Христу, из мертвых воскресшему: Аллилуиа. Икос 4 Слышал еси, славный Варфоломее, Божественныя глаголы Господа, по воскресении Своем отверзшаго Апостолом ум разумети Писания, яко тако подобаше пострадати Христу и воскреснути из мертвых в третий день; видел еси Господа своего с горы Елеонския во славе вознесшагося и с радостию велиею возвратился еси во Иерусалим, хваля и благословя Бога. За таковое твое радостное прославление Господа, паки во славе грядущаго судити живым и мертвым, воспеваем ти, святый Апостоле, похвалы сицевыя: Радуйся, воскресшаго Господа видети сподобивыйся. Радуйся, гвоздиным язвам на пречистем теле Его усердно поклонивыйся. Радуйся, яко во Христовом воскресении уверился еси. Радуйся, яко явлением Его всесладким мудрости и разума исполнился еси. Радуйся, со Христом, по воскресении Его, общия трапезы насладивыйся. Радуйся, от Него Писания пророческая разумети научивыйся. Радуйся, на горе Елеонстей, яко в преддверии небеснем, со Учителем своим обретыйся. Радуйся, благословение Господне получити сподобивыйся. Радуйся, Божественнаго вознесения свидетелю.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Из многого, совершенного Иисусом Христом, они передали потомству на память то, что наиболее могло внушить веру в Божественное посланничество Господа и что показывало Его вышечеловеческую силу и вышечеловеческое достоинство. Евангелист Иоанн два раза указывает на то, что в Евангелиях далеко не все записано, что видели и слышали от Господа Иисуса Христа люди, бывшие свидетелями Его дел и чудес и воспринимавшие сердцем слова благодати, текшие из уст Его. Суть же и ина многа, говорит он в заключение своего Евангелия, яже сотвори Иисус, яже аще бы по единому писана Быша, ни самому мню всему миру вместити пишемых книг ( Ин. 21:25 ). Многа и ина знамения сотвори Иисус пред ученики Своими (читаем мы в другом месте Евангелия от Иоанна), яже не суть писана в книгах сих. Сия же писана Быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе, живот имате во имя Его ( Ин. 20:30–31 ). Оба эти замечания евангелиста Иоанна сделаны в тех главах его Евангелия, где он рассказывает о явлениях Господа Иисуса Христа по воскресении, одно после рассказа о явлении Иисуса Христа ученикам в комнате, при затворенных дверях в вечер дня воскресения, и потом в восьмой день по воскресении, для уверения апостола Фомы в истине Своего воскресения, и другое после описания явления Его ученикам на море Тивериадском и Его беседы с Симоном Петром. Включение этих замечаний в историю явлений Господа Иисуса Христа по воскресении дает нам право заключать, что именно здесь, по отношению к явлениям воскресшего Господа, не все записано апостолами, что было известно, а многое хранилось в живом устном предании. В частности, о Божией Матери в Евангелии говорится очень мало, и даже упоминается о Ней очень редко. После того как Она послужила тайне воплощения Единородного Сына Божия, Она как бы совершенно скрывается из вида и пребывает в неизвестности. Ее имя мы встречаем в Евангелии, когда евангелисты описывают обстоятельства, относящиеся к рождеству Господа Иисуса Христа. Затем упоминается о Ней (причем Она не называется по имени), когда Господь Иисус, будучи двенадцатилетним Отроком, был с родителями в Иерусалиме на празднике Пасхи и не пошел с ними в обратный путь, и когда родители, не видя Его в толпе возвращавшихся богомольцев, должны были вернуться в Иерусалим и после долгих поисков нашли Его в церкви сидящим посреди учителей ( Лк. 11:43–51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Освящение Иерусалимского храма Св. Воскресения (Гроба Господня) в 335 г. подробно описывается Евсевием, а также упоминается церковными историками V в. Созоменом, Сократом Схоластиком, Феодоритом Кирским и Псевдо-Геласием Кизическим. Это событие совпало с 30-летием (tricennalia) правления имп. Константина и следовало сразу после состоявшегося в Тире Собора, важного события в ходе арианских споров, на к-ром противники свт. Афанасия Великого попытались сместить его с Александрийской кафедры. Свт. Афанасий покинул Собор и, добившись аудиенции у императора в К-поле между 30 окт. и 6 нояб. 335 г., был восстановлен на своей кафедре ( Barnes. 1993. P. 23-24; 248. N 17). Именно епископы, присутствовавшие на Соборе в Тире, и получили повеление императора «немедленно отправиться и не откладывать их путешествие в Иерусалим», чтобы совершить освящение новопостроенной базилики во Св. граде ( Euseb. Vita Const. 4. 43. 1; Sozom. Hist. eccl. 2. 26. 1; Socr. Schol. Hist. eccl. 1. 33). В соответствии с практикой, установленной рим. правом, «общественное место становится священным (sacrum fieri), если император (princeps) его освящает (dedicavit) или передает право освящать его» (Dig. I 8. 9). Храм Св. Воскресения был сооружен по повелению высшего должностного лица - императора, и освящение (dedicatio) храма проводилось по непосредственному имп. указанию епископами, присутствовавшими на Тирском Соборе. Хотя имп. Константин не возглавил dedicatio храма лично, его власть представлял имп. чиновник Мариан ( Sozom. Hist. eccl. 2. 26). Освящение Иерусалимского храма Св. Воскресения осенью 335 г., как оно описывается Евсевием, состояло в соборном совершении литургии, сопровождавшейся продолжительными проповедями: «...служители Божии возвышали праздник молитвами и поучениями... умилостивляли Бога бескровными жертвами и таинственными священнодействиями... тут-то и мы... почтили праздник различными обращенными ко всему собранию беседами» ( Euseb. Vita Const. 4. 45). При этом Евсевий не приводит к.-л. иных подробностей о самом чине освящения.

http://pravenc.ru/text/2578063.html

После окончания обучения И. Д., араб. имя которого было таким же, как у его деда, Мансур ибн Сарджун, по-видимому, служил в налоговой администрации Омейядов (этим объясняется, в частности, то, что Вселенский VII Собор сравнивал его с ап. Матфеем). Затем он оставил должность и стал монахом в Палестине, приняв при постриге имя, под которым и стал известен впосл. Произошло это, по всей видимости, в 10-х гг. VIII в., но, возможно, и раньше - ок. 706 г., когда в правление халифа аль-Валида омейядская администрация начала использовать в качестве офиц. языка арабский вместо греческого ( Hoyland. 1997. P. 651). Традиция, согласно к-рой И. Д. принял монашество в Саввы Освященного лавре , является поздней: во всяком случае этот мон-рь не упоминается в рассказе об И. Д. в К-польском Синаксаре X в. (SynCP. Col. 278-279). В то же время очевидно, что И. Д. стал монахом в окрестностях Иерусалима (поскольку он сам говорит о своей близости к «Иоанну, патриарху Иерусалимскому», т. е., вероятно, к Иоанну V (705-735) - Ioan. Damasc. Ep. de hymn. Trisag. 26. 13-14). Там он, по-видимому, жил до старости (ср.: ν χειμνι τν πν, γεγηρακτα λγον - Idem. In Dorm. 2. 1). Вероятно, он был священником: Феофан постоянно называет его «пресвитером и монахом» (πρεσβτερος κα μοναχς - напр.: Theoph. Chron. P. 408); так он обозначается и в надписаниях в рукописях его произведений. Лишь однажды, в заглавии гомилии «О засушенной смоковнице…», И. Д. назван «пресвитером святого Воскресения Христа, нашего Бога». Это предполагает, что он занимал место в ц. Воскресения в Иерусалиме (см. ст. Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме ), оставаясь монахом своего мон-ря; поэтому возможно, что он был проповедником ц. Воскресения и, как проповедник, писал литургические поэтические произведения и гомилии. Хронист Феофан также свидетельствует в пользу традиции, согласно к-рой И. Д. имел славу проповедника: он постоянно называет его «Иоанн Златоструй», объясняя это тем, «что золотое сияние духовной благодати светило в его речах и в его жизни» (Ibid. P. 408, 417, 428; этот эпитет используется и по отношению к свт. Иоанну Златоусту как один из вариантов более обычного Χρυσστομος). Феофан сообщает также, что И. Д. произнес гомилию в похвалу Петру Маюмскому, к-рый претерпел мученичество в 743 г. за то, что проклял Мухаммада (Ibid. P. 417). Упоминание об И. Д. содержат документы Иерийского Собора (754), к-рым он был анафематствован под своим араб. именем Мансур. Вместе с ним были осуждены свт. Герман I , патриарх К-польский, низложенный в 730 г. имп. Львом III Исавром , и свт. Георгий I , архиеп. Кипрский. Анафема содержит слова: «Троица низложила всех трех», к-рые позволяют предположить, что к этому моменту все трое уже умерли ( Mansi. T. 13. Col. 356CD; см. также: Theoph. Chron. P. 417, 428). На этом основании исследователи считают, что И. Д. умер до 754 г.

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ...

Торжественное освящение (обновление) церкви Воскресения Христова в Подольске совершил Высокопреосвященный митрополит Московский и Коломенский Святитель Филарет (Дроздов) в день храмового праздника Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме 16 сентября 1854 в сослужении столичного и местного духовенства при огромном стечении верующего народа, как из Подольска, так и из окрестных сел и деревень. В описи Воскресенской кладбищенской церкви, датированной 1856 г., мы находим следующее описание храма «зданием сия церковь вся из белого камня, кроме придела с южной стороны, который складен из кирпича, колокольня так же из белого камня, церковь пятиглавая, покрыта настоящая и колокольня белым железом, а трапеза простым; кресты на всех главах вызолочены чрез огонь… в 1854 г. возобновлена и украшена стенным писанием». С 1873 г. на церковной усадебной земле Воскресенского храма на средства С.Т. Прохорова устроена каменная одноэтажная городская богодельня. При настоятеле церкви о. Иоанне Орлове в 1884-1885 гг. было устроено духовое отопление во всем Воскресенском храме (до этого настоящая Воскресенская церковь не отапливалась, а в зимнее время богослужение проходило в теплых приделах). В это же время были переложены своды южного Троицкого придела. В 1895 г. северный Никольский придел заново переложен особой кладкой. В анкете (метрике) Императорской Академии Художеств 1887 г. настоятель церкви Воскресения Словущего в Подольске о.Иоанн упоминает древние чтимые иконы Святителя Николая Чудотворца (храмовый образ местного ряда иконостаса Никольского придела) и там же древний образ Успения Божией Матери. Церковный староста купец Филатьев ко времени освящения храма в 1825-1831 гг. пожертвовал серебряный крест – мощевик с 24 частицами мощей разных Угодников Божиих. При настоятеле о. Александре Васильевиче Уразове в деревянном церковном доме Воскресенского храма была открыта церковно-приходская школа для обучения мальчиков и девочек (60 человек). В 1910-1911 гг. по прошению причта и старосты церковного Воскресенской кладбищенской церкви в Подольске Императорская археологическая комиссия разрешила «украсить стенной живописью приделы с северной и южной сторон, а так же возобновить и испривить живопись в главном храме» и, таким образом, стены придельных церквей были крашены стенной живописью с орнаментами в византийском стиле, придельные иконостасы промыты и заправлены золотом, иконы главного иконостаса, за исключением образов местного ряда, написаны вновь.

http://sobory.ru/article/?object=05117

Обращаясь к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Предстоятель Иерусалимской Церкви подчеркнул: «Это совместное служение двух Патриархов является наивысшим проявлением нашего полного согласия, общения и исповедания в догматах, предании и практике нашей Православной Церкви. Сие таинство Тайной Вечери есть наша совершенная и наивысшая радость и веселие в этом мире. Оно же есть подтверждение и залог нашей надежды и упования на то, что, согласно истинному обетованию Господа нашего Иисуса Христа, мы будем пить новое вино в царстве Отца Его (Мф. 26:29)». Поблагодарив за приветствие, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Ваше Блаженство, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель! Преосвященные собратья архипастыри! Дорогие отцы, братья и сестры! Воскресный день, малую Пасху, мы празднуем сегодня у величайшей святыни христианского мира — у Гроба Господня, в месте Воскресения Спасителя. Мы вместе служили Божественную литургию, вместе причащались от Единой Чаши. Наше духовное и молитвенное единство, единство Русской и Иерусалимской Церквей, имело сегодня свое зримое воплощение. И мне радостно приветствовать здесь Ваше Блаженство, а в Вашем лице — и всю полноту Святой Иерусалимской Церкви, сослужить и молиться вместе с Вами. В чуде Божественной Евхаристии, которую мы совершили, в таинственном и животворном преложении земных приношений, хлеба и вина, в истинные Тело и Кровь нашего Господа и Спасителя — имеет свое продолжение великое чудо Воскресения Христова. Евхаристия восставляет нас от нашей земной, смертной юдоли, животворит нас духом и готовит к вечной жизни. Она делает нас причастными Телу Христову — единой Христовой Церкви. Она укрепляет наши силы и подает надежду на иное, непреходящее бытие во славе святого Христова Воскресения. В Евхаристии мы все — живые свидетели и причастники Воскресения Христова. Посещая в эти дни Матерь Церквей, Церковь Святого Града Иерусалима, мы воздаем должное ее многовековому подвигу непрестанной молитвы у величайших святынь христианского мира и их ревностного хранения для всех христиан. Великое множество паломников, стекающихся сюда со всех концов света — это свидетельство о том, что весть о Воскресении Христовом, исшедшая из Иерусалима и пронесенная святыми апостолами по всей земле, не угасла и жива и по сей день. Вера во святое Христово Воскресение приносит свой плод во всем мире, в том числе и в России, Украине, Беларуси и других странах Святой Руси, по слову Господню: " Блаженны не видевшие и уверовавшие " (Ин. 20:29).

http://patriarchia.ru/db/text/2582834.ht...

Увидев Иисуса, подобно царю, шествующего в Иерусалим, народ подумал: «Это – обещанный Мессия. Он, верно, идет объявить себя царем в Иерусалиме». И одни начали постилать свои одежды по дороге, другие резали ветви с дерев и держали их в руках или бросали на дорогу, и все громко кричали: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!» По примеру евреев, встречавших Иисуса Христа с ветвями пальмы в руках при торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим, и мы в этот праздник за всенощной держмт вербу в руках, и самый праздник называется у нас Вербным воскресеньем, или неделей ваий, т. е. веток. Вознесение Господне на небо совершилось в сороковой день после Его воскресения. Так обыкновенно и празднуется оно – в четверг на шестой неделе после Пасхи. По воскресении Своем Господь Иисус Христос сороке дней пребывал на земле, являясь ученикам, особенно апостолам, и уча их, как им действовать в деле распространения веры Его на земле после вознесения Его на небо. В сороковой день, когда все апостолы были в Иерусалиме, Иисус Христос явился им в последний раз и сказал: «Вот Я пошлю на вас Духа Святого, вы будьте здесь в Иерусалиме, пока не получите Его». Потом вывел их из Иерусалима и, когда взошли они на гору Елеонскую, или Масличную, поднял Свои руки и благословил учеников. И когда благословлял, то стал подниматься выше и выше к небу. Явилось светлое облако и совершенно скрыло Господа из вида учеников. Он вознесся на небо к Богу Отцу Своему. Апостолы долго смотрели на небо. Наконец явились им ангелы и сказали: «Что вы смотрите? Иисус Христос уже вознесся на небо и по времени Он опять так же, как вы видели Его идущего на небо, сойдет, чтобы произвести суд над родом человеческим». Тогда апостолы поклонились Господу и возвратились в Иерусалим с радостью и стали ждать сошествия Святого Духа на них. Праздник Пятидесятницы, или Троицын день, бывает в восьмое воскресенье, в 50-й день после Пасхи, отчего и называется Пятидесятницей. Господь Иисус Христос, совершив дело спасения рода человеческого Своим учением, страданиями, смертью, воскресением и вознесением, долженствовал закончить оное посланием с неба от Своего Отца Духа Святого, который помогал бы верующим в спасении их душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010