С 1250 г. основным местом пребывания Киевских митрополитов постепенно стал Владимир-на-Клязьме и его пригороды. По примеру Ср. Поднепровья здесь их викариями и местоблюстителями становятся различные архиереи. Так, напр., при Киевском митр. свт. Кирилле II в таком качестве, по-видимому, пребывал бывш. архим. Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) Владимирский еп. свт. Серапион (1273-1274/75), которому для управления также была пожалована Нижегородская волость ( Присёлков. 1950. С. 332). С 1342-1344 гг., при митр. свт. Феогносте , большую роль играл его наместник - настоятель владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря свт. Алексий (с 1352 епископ Владимирский, с 1354 митрополит Киевский и всея Руси). Во время его отъездов в Византию и Литовское великое княжество (далее ВКЛ) обязанности митрополичьего местоблюстителя выполнял бывш. Владимиро-Волынский еп. Афанасий , ставший епископом Переяславля Залесского (1352/53-1362). Кандидат на Киевскую митрополию архимандрит московского в честь Преображения Господня мужского монастыря Михаил (Митяй) также был митрополичьим наместником. Во время его поездки в К-поль и до прибытия в Москву митр. свт. Киприана митрополичьим местоблюстителем был Коломенский еп. Герасим (1379-1381/82). На рубеже XIV и XV вв. в Сев.-Вост. Руси эту должность постепенно начинают замещать епископы Сарские и Подонские (Крутицкие) (см. Крутицкая кафедра ), к-рые после «великой замятни» в Золотой Орде были вынуждены оставить свои владения в Поволжье и Подонье и окончательно переселиться в Москву. Начиная с сер. XIII в. в Сев.-Вост. Русь вместе с Киевскими митрополитами приезжали служившие им люди. Очевидно, эта практика началась еще при митр. Кирилле II. Так, напр., 23 нояб. 1263 г. вместе со святителем на отпевании во владимирском Успенском кафедральном соборе и похоронах св. блгв. вел. кн. Александра Ярославича находился митрополичий «иконом» Севастиан (ПСРЛ. Т. 24. С. 99; Т. 25. С. 145). В 1299 г. от «татарьского насилья» митр. свт. Максим бежал из Киева через Брянск «в Суждальскую землю и со всем своим житьем» (Там же. Т. 1. Вып. 2. Стб. 485). Во Владимир-на-Клязьме он прибыл «со всем клиросом своим, месяца априля в 18». Владимирский еп. Симеон был переведен на более важную Ростовскую кафедру, а митрополит взял под свое прямое управление Владимирскую епархию (Там же. Т. 24. С. 106). Владимир-на-Клязьме фактически стал новой церковной столицей Руси. При этом Киев оставался одной из резиденций митр. Максима и его преемников.

http://pravenc.ru/text/2563400.html

Интенсивное храмоздательство продолжается при преемниках Ярослава Мудрого в Киеве, а также в Новгороде, Владимире-Волынском, Владимире-на-Клязьме и других городах Руси. В течение второй половины XI и в XII веке возникают новые монументальные храмы – Успенский собор Киево-Печерской лавры (1073–1078), собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1108–1113), новгородский Николо-Дворищенский собор (1113) и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119), Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове (1156), Успенский собор во Владимире-Волынском (1160), Успенский (1153–1160) и Дмитриевский (1195–1196) соборы во Владимире-на-Клязьме. Шедеврами русского зодчества являются и более скромные по размерам храмы: Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском (1152), Спасский собор Евфросиниевского монастыря в Полоцке (сер. XII в.), храм Покрова-на-Нерли (1165). В конце XII и первой трети XIII века церковная архитектура активно развивается на Смоленской земле, откуда зодчих приглашают и в другие города Руси (Рязань, Новгород, Псков, Киев). Смоленский архитектурный стиль этого периода отличает стремление к башнеобразности за счет последовательно проведенного принципа нарастания высоты от периферии к центру. Храм, вытянутый в высоту, как считается, выражал общий архитектурный идеал эпохи. В вертикализации русского храма некоторые исследователи усматривают влияние западноевропейской готики. Известно, что в описываемый период в западной Руси, в частности в Галицкой земле, работали польские и венгерские мастера. А в Холме в 1230-е годы некий «хытрец Авдий» украсил храм скульптурными мотивами и инкрустациями по камню, в окна же вставил «стеклы римския» (витражи). Как мы уже говорили, процесс постепенной «вертикализации» храма начался еще в Византии; на Руси он продолжился, в том числе, возможно, не без влияния западноевропейской архитектуры. Как и в Византии, храмы на Руси строились алтарем на восток. Под востоком при этом понимали место на горизонте, откуда восходило солнце в день закладки храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В ранней редакции Жития Киевского митр. свт. Петра отмечалось, что после смерти свт. Максима († 6(16?) дек. 1305) тверской игумен при Тверском св. блгв. кн. Михаиле Ярославиче «возма ризницю и рипидию, и многыя иконы, и сановникы, яко же подобаеть святителемь», а затем отправился на поставление в К-поль ( Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2. С. 28). Исходя из сведений этого источника, есть основания полагать, что состав светских служилых людей («сановников») у митр. Максима мог сформироваться по крайней мере в кон. XIII - нач. XIV в. В основу материального обеспечения митрополичьих слуг были положены раздача земельных владений, переданных М. о. или ее духовным корпорациям от имени великих и удельных князей Сев.-Вост. Руси, а также использование в данных целях свободных церковных земель в волостях Владимирской епархии. В XIV в. митрополичьи бояре занимали в среде московской знати видное положение (см.: Кузьмин. 2015). При этом между служившими Киевским митрополитам важное значение имели и представители белого духовенства, выходцы из числа клирошан киевского Софийского, владимирского Успенского и др. соборов, мон-рей и церквей М. о. В 1325 г. свт. Петр по просьбе Московского кн. Иоанна I Даниловича Калиты переселился в Москву, столицу Московского княжества, входившего в состав Ростовской епархии. После похорон в 1326 г. святителя в московском Успенском соборе Москва также стала рассматриваться как одна из возможных митрополичьих резиденций. Киевский митр. свт. Феогност помимо Киева, Владимира-Волынского и Владимира-на-Клязьме много времени проводил в Москве. Владимирские вел. князья (с этого времени обычно московские) стремились обеспечить материальное положение митрополита и его окружения за счет новых земельных пожалований. По данным актов и позднейшим припоминаниям «старожильцев», к числу древнейших земельных великокняжеских пожалований в пользу митрополичьего дома в XIV в. в Сев.-Вост. Руси относились Селецкая волость в Московском, Романовская - в Переяславском, Луховицкая - во Владимирском княжениях. Помимо великокняжеских пожалований расширение территории М. о. шло за счет пожертвований частных лиц. Так, во 2-й пол. XIV в. она получила права на с. Пушкино на р. Уче, с. Турабьево на р. Клязьме и с. Голенищево-Троицкое на р. Сетуни - любимую резиденцию свт. Киприана, где он пребывал в последние годы своей жизни; в 1410 г. кнг. Елена Ольгердовна по духовной своего мужа, боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго, пожаловала свт. Фотию с. Кудрино с рядом деревень. В пределах его земель в устье р. Пресни митрополит основал Новинский Введенский Богородицкий муж. монастырь, к-рый получил во владение с. Кудрино.

http://pravenc.ru/text/2563400.html

Так постепенно через явления великих греческих реликвий Святая Русь исподволь, неприметно преображалась в Третий Рим. Такое неприметное преображение мы в чем-то можем наблюдать и сейчас, а в ту пору Великие Князья и жители Руси даже не догадывались о том, какая вселенская судьба ждет Россию - быть главной хранительницей Православия во всем мipe. Вот и духовная повесть о знаменитой Иконе Божией Матери «Владимирская» тоже имеет перекличку с историей Годеновского Креста. Образ Божией Матери Умиление, написанный Апостолом и Евангелистом Лукой, был доставлен на Русь как подарок Константинопольского патриарха Великому Князю Киевскому Мстиславу Владимировичу в 1131 году. Пребывала Икона в дворцовом храме Вышгорода под Киевом. А в 1155 году сын Великого Князя Юрия Долгорукого Князь Андрей Боголюбский по велению Самой Царицы Небесной тайно повёз икону в свой удел - во Владимир на Клязьме. Но и в тот стольный город Северо-Восточной Руси икона прибывать не захотела. Шествие невидимой силой было остановлено возле города. Там Князь Андрей построил храм для Иконы Божией Матери и основал свою резиденцию Боголюбово. После злодейского убийства Великого Князя Андрея Боголюбского в 1176 году Чудотворная Икона Божией Матери оказалась в Старой Рязани. И только потом её отправили во Владимир на Клязьме, в Успенский собор - к гробнице с Мощами Святого Князя-Страстотерпца Андрея. С той-то поры икона стала именоваться «Владимирской». Несколько раз Образ в XIV-XV веках доставляли в Москву и возвращали обратно. И только с 1480 года икона «Владимирская» окончательно обосновалась в новой Столице Руси, в Москве - в Успенском соборе Кремля. Так вот и Чудотворный Крест! Он явился на болотах. В пору явления там был выстроен храм на чудесном образом возникшем холме. Со временем вокруг храма с Чудотворным Крестом разрослось село Никольский Погост. В годы богоборческих гонений и разорения храма одни немногочисленные жители села Никольский Погост оказались одержимыми демонами богоборчества и не только потребовали закрыть и закрыли храм, но один из них пытался изничтожить саму Святыню и бросился на неё с топором. Однако древнее Святое Древо, казалось бы совсем ветхое, так и не поддалось стальному острию, только малая щепочка отломилась от пальца Иисуса Христа на Его левой ноге, а злобный богоборец умер от лихорадки, воспаление которой началось от мозоля на левой ноге.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/29/...

После неудачного похода на Киев войск рус. князей под командованием кн. Георгия (Юрия) Андреевича, младшего сына кн. Андрея Юрьевича Боголюбского, положение М. Ю. в Юж. Руси ухудшилось. Он не смог вновь закрепиться в Поросье и был вынужден со своей семьей, младшим братом и племянниками уйти в Чернигов. Здесь в 1174 г. М. Ю. и его родственникам стало известно о гибели в Боголюбове кн. Андрея Боголюбского. Они условились действовать заодно, признавая старейшинство М. Ю. В кон. 1174 г. в Москву из Чернигова приехал М. Ю. Отсюда он направился во Владимир-на-Клязьме, где смог продержаться всего 7 недель. Из-за слабой поддержки ростово-суздальской знати М. Ю. мог опираться на поддержку лишь владимирцев и переяславцев, что было недостаточно для удержания власти. Поэтому ему пришлось покинуть Сев.-Вост. Русь, которая отошла во владение его племянникам князьям Ярополку и Мстиславу Ростиславичам. М. Ю. был вынужден вернуться в Чернигов. Однако к весне 1175 г. ситуация изменилась. Получив в мае 1175 г. приглашение от владимирцев, М. Ю. вместе с братом вел. кн. св. Всеволодом Юрьевичем вновь отправился во Владимир. После победы 15 июня 1175 г. в сражении с племянниками на Белехове поле М. Ю. укрепился на княжении во Владимире, а Переяславль (ныне Переславль-Залесский) был им пожалован младшему брату. М. Ю. был похоронен в Успенском соборе Владимира-на-Клязьме. Рассказы о военных подвигах М. Ю. и помощи ему Пресв. Богородицы «Десятинной» (от названия древней киевской Богородичной Десятинной церкви ) вошли в летописные памятники Сев.-Вост. Руси (Лаврентьевскую и Радзивиловскую летописи, Переславль-Залесский летописец), а позднее - в московские и общерус. летописные своды. Феврония, жена М. Ю., скончалась 5 авг. 1201 г.; она была похоронена в ц. Пресв. Богородицы в Суздале (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 417; Бережков. 1963. С. 86-87). В браке у них родились дочь, к-рая в 1178 г. вышла замуж за черниговского кн. Владимира Святославича (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 612), и сын кн. Борис Михалкович, с именем к-рого белорусско-литовские летописи связывают строительство укреплений в Городце Радилове на р.

http://pravenc.ru/text/2563752.html

В 2012 г. Спасо-Преображенское подворье Боголюбского монастыря преобразовалось в самостоятельную церковную единицу - Спасо-Преображенский женский монастырь в Спас-Купалищах Владимирской епархии. Погост Спас-Купалище расположен при впадении реки Судогды в Клязьму и находится в 22 км к северу от Судогды и в 27 км от Владимира. Известно из летописи, что сюда приезжал на охоту и для отдыха основатель Боголюбского монастыря благоверный великий князь Андрей Боголюбский. Но о построении храма в этих местах, летописи умалчивают. Есть сведения, что первая деревянная церковь на погосте, по преданию, появилась лишь во времена царя Иоанна Грозного (1560-е годы), когда грозный правитель возвращался с дружиной из третьего казанского похода, плывя на стругах по тогда ещё полноводной реке Клязьме. Как говорит предание, царь на месте своего отдыха и купания в реке Клязьме отдал распоряжение заложить деревянную церковь, в столь красивом месте. Во время купания он начал тонуть, и был чудесным образом спасён, в честь чего и был выстроен деревянный храм. Первые письменные сведения о погосте содержатся в патриарших книгах за 1628 год: " церковь Преображения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа на погосте на Купалищах " . В 1663 году на погосте была построена новая деревянная церковь во имя Преображения Господня. В 1711 году была построена ещё одна деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы. Храм Преображения Господня был перестроен в конце XVIII века и без изменений просуществовал до 1869 года, до того года, когда его разобрали. В мастерской И. Голышева в Мстёре была изготовлена литография этого последнего деревянного храма. Храм имел одну главу и крытую галерею. В 1800 году было начато строительство тёплого каменного храма, который и был освящён в 1805 году. В 1836 году храм был расширен, а в 1852 году был разобран и построен вновь в более обширном виде. В 1869 году вместе с тёплой трапезной была начата постройка холодного каменного храма. До 1881 года продолжались работы по возведению святыни и внутренней отделки сооружения. После всех работ церковь Спаса Преображения была освящена. В 1885-1888 годах была построена каменная колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=06990

В с. Акиншине с 1843 г. существует народная школа; содержится в настоящее время на средства земства; учащихся в 1897 г. было 90. Архидиаконский погост Погост Архидиаконский на р. Клязьме находится в 16 вер. от уездного города и в 110 от губернского. Первые сведения о церкви в Архидиаконском погосте мы находим в патриарших окладных книгах, в них под 136 (1628) г. отмечено: « церковь архидьякона Стефана в вотчине боярина князя Фед. Иван. Мстиславского княгини Ирины в Ярополченской волости на Клязьме на берегу». Таким образом в начале XVII столетия церковь здесь уже существовала, но была ли раньше того, сведений об этом не имеется. После княгини Одоевской вотчина принадлежала графу П. К. Салтыкову, от него перешла к княз. Куракиным, от них к Д. П. Приклонскому и наконец к Н. Ар. Жеребцову. Сравнивая число душ мужеского пола, бывшее в Акиншинском приходе в 1678 г., с настоящим, мы видим, что прирост населения за 100 лет очень незначителен. С 1861 г. население прихода даже уменьшается: в 1861 г. в приходе было 700 душ муж. пола, в 1876 г. – 575 душ, а в настоящее время только 450. Причина этого переселение прихожан-офеней на места своей торговли в разные места России. Из сохранившейся в церковном архиве храмозданной грамоты, данной в 1754 году епископом Владимирским Платоном, видно, что до 1719 года в погосте было две деревянных церкви: а) в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя архидиакона Стефана и б) теплая церковь во имя св. Николая Чудотворца. Очевидно, что Казанская церковь построена после той, которая упомянута в 1628 году. В 1719 году Казанская церковь сгорела и богослужение до 1744 года совершалось в ветхой Никольской церкви. Тем временем в 1742 г. построена была новая деревянная церковь во имя архидиакона Стефана. – В 1754 году обе эти церкви «от молненного запаления» сгорели. В 1754–58 гг. построен был вновь деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя архидиакона Стефана. – Этот деревянный храм существует на погосте и в настоящее время. Но придельный престол в 1805 г. был переименован во имя св. пророка Илии.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Приведенные даты из жизни прп. Космы противоречат хронологии ряда сохранившихся грамот XV в., в которых упоминается К. Я. м. Это тексты 2 грамот из Копийной книги документов Митрополичьей кафедры, составленной в XVI в.: меновная вел. кн. Иоанна III Васильевича с митр. Московским и всея Руси Филиппом I , обменявшим вотчинные земли, на к-рых располагалось «его сельцо у Кузьмина монастыря Небылую деревеньку в Воладимерском уезде да Вороново селищо пустышь» (АФЗХ. Т. 1. 149). Документ не датирован, но по упоминаемым реалиям относится к 1463-1473 гг. Грамотой от 11 марта 1477 г. митр. Московский и всея Руси Геронтий «пожаловал» игум. Пахомия: «приказал ему ведати воды церковные и Пречистые Богородици» в реках Оке и Клязьме при условии выплаты ежегодного оброка (Там же. 238). 4 июля 1476 г. составлена духовная насельника суздальского Евфимиева мон-ря инока Сергия (в миру Некваса Семена), по которой он «велел дати по своей душе к Пречистои в Кузмин манастырь рубль» (АСЭИ. Т. 2. 474). Перечисленные документы свидетельствуют, что К. Я. м. существовал уже ранее сер. XV в. К этому времени его основатель скончался и был прославлен как местночтимый святой и его именем уже называлась обитель. Но к сер. XVI в. при составлении Жития прп. Космы документы о его подвижнической деятельности были утрачены, не было в живых и потомков свидетелей событий. С кон. XIII и по 2-ю пол. XV в. земли, на к-рых основан К. Я. м., находились в составе т. н. Митрополичьей области, возникшей на северо-востоке Руси в связи с решением в 1299 г. митр. Киевского и всея Руси Максима из-за постоянных набегов татар перенести резиденцию из Киева в г. Владимир-на-Клязьме. Вместе с ним город покинула его свита, состоявшая из духовенства и монашествующих киевских монастырей. По-видимому, с этого периода во владение митрополита перешли вотчины упраздненной Владимиро-Суздальской кафедры во Владимирском и в Юрьевском уездах, располагавшиеся на плодородных землях Ополья. Этими обстоятельствами объясняется осведомленность уроженца г. Владимира, впосл. инока Космы, в существовании Киево-Печерского мон-ря, где был принят общежительный устав и в том, как добраться до этой обители. Возможно, в Печерской обители прп. Косма принял постриг.

http://pravenc.ru/text/2458847.html

  Вопреки «Исторической справке» не является фактом основание Киевской митрополии в 862(3) году. Некоторые нотиции (списки митрополий и епархий Константинопольского Патриархата) времен царствования императора Льва VI Мудрого (886-912 гг.) содержат на одном из последних мест (61-м) митрополию Русскую. Присутствует она, однако, не во всех списках. Митрополии в нотициях занимают положение по времени основания, что позволяет считать Русскую митрополию времен Льва Мудрого недавно основанной. После Льва Мудрого эта митрополия не существовала. Неизвестно, где находилась кафедра митрополии, какие иерархи ее возглавляли. Киев, как место кафедры митрополитов Русских, - всего лишь догадка. Не является бесспорным фактом и то, что княживший в Киеве Аскольд являлся когда-либо великим князем. Новая митрополия на Руси основана после Крещения Руси в 988 году при святом равноапостольном князе Владимире. Возможно митрополит имел пребывание в Киеве. Первое свидетельство о том, что в Киеве был свой архиерей, принадлежит германскому хронисту Титмару Мерзебургскому. Он рассказывает о том, как в 1018 году бывший великий князь Киевский Святополк I и его тесть Болеслав Польский заняли Киев и «в соборе святой Софии, который в предыдущем году по несчастному случаю сгорел, прибывших (Болеслава и Святополка) с почестями, с мощами святых и с прочим всевозможным благолепием встретил архиепископ этого города».   Судьба Киевской митрополии после нашествия Батыя Разгром Киева в 1240 году в результате нашествия Батыя привел к упадку этого города, который лишился прежнего значения. Поэтому митрополиты Киевские стали пребывать в других городах митрополии. Причины, по которым митрополиты стали жить во Владимире, а затем в Москве. Первый митрополит, Киевский и всея Руси после нашествия Батыя уроженец Галицкой Руси Кирилл, рукоположенный в Никее , много путешествовал по своей митрополии, часто бывал в Северо-восточной Руси. Его преемник митрополит святой Максим (грек по национальности) обосновался во Владимире-на-Клязьме, продолжая титуловаться митрополитом Киевским и всея Руси. Следующим митрополитом стал святой Петр (уроженец Галицкой Руси), также выбравший местом своего пребывания Владимир-на-Клязьме. Он скончался в Москве, где, по его завещанию, и был погребен. Его преемник митрополит Феогност (присланный из Константинополя грек), посетив Киев, прибыл в Москву и там поселился. Лишь следующий митрополит святой Алексий, поставленный Константинополе, являлся уроженцем Москвы. В Москве проживали и митрополиты Киевские святители Киприан (болгарин) и Фотий (грек), присланные из Византии. Следует подчеркнуть, что все митрополиты, пребывавшие во Владимире и в Москве, продолжали титуловаться митрополитами Киевскими и всея Руси, посещали Киев, имели в Киеве своих наместников. Все митрополиты Киевские и всея Руси отстаивали единство своей митрополии, добиться разделения которой неоднократно пытались великие князья Литовские, объединившие под своей властью Западную Русь, в том числе и Киев.

http://bogoslov.ru/article/4060465

Угодья, стр. 19. Достопримечательные предметы, стр. 20. Настоятельство, отличие, преимущества, степень и штаты, стр. 23. Список настоятелей, стр. 27. Гледенский монастырь, стр. 35. Приложения, стр. 39–62. Владимир (на Клязьме). 6) Взгляд на достопамятности Владимира. Соч. Н.... Д…. М. В тип. Лазарев. Института. 1838. (12) 80 и II стр. Во 2-й главе, стр. 28–61, говорится об Успенском монастыре, в 3-й (стр. 61–74) – о монастырях мужском Рождественском и Успенском девичьем и в 4-й о церквях Владимирских. 7) Памятники древности во Владимире Кляземском. Соборы: кафедральный Успенский и бывший придворным в. к. Всеволода – Дмитриевский . Сочинение В. Доброхотова. М. В Унив. тип. 1849. (8) 200 стр. 1 Гл. I. История собора, стр. 1. – Гл. II. Нынешнее состояние собора, стр. 1, 38. – Гл. III. Достопримечательности собора: иконы, сосуды, кресты, евангелия и другие драгоценности, стр. 70 – Гл. IV. Соборная ограда и колокольня, Владимирская иерархия, стр. 109. (Эта статья, по замечанию автора, присоединена потому, что описанные в ней лица или священноначальствовали в Успенском соборе, или, пребывая временно во Владимире, более или менее имели влияние на судьбу его.) Дмитриевский собор, стр. 136. Приложения, стр. 173. (Разные акты.) 8) Дмитриевский собор во Владимире (на Клязьме). Строен от 1194 до 1197 года. М. 1849. II, 114, II и III стр. (кроме-заглавия и посвящения) текста и 23 рисунка в лист. Это сочинение, изданное графом С. Г. Строгановым посвящено им К. А. Тону. Текст заключает в себе, вместе с исследованием архитектурным и археологическим, историю храма и известие о его возобновлении в прежнем его виде, в 1847 г. – Рисунки изображают фасады здания и все архитектурные подробности. Они литографированы в Литогр. Институте Роппольта, в Москве, с рисунков Ф. Дмитриева. Некоторые из них печатаны красками. Вологда. 9) Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, составленное П. Савваитовым . Спб. 1844 (8) 46 и 2 (неп.). В тип. Штаба Отд. Корпуса Внутрен. Стражи. Местоположение и название, стр. 3. Начало и жизнь основателя, стр. 4. Здания, стр. 6. Угодья, стр. 17. Настоятельство, отличие и степень, стр. 19. Достопамятные происшествия, стр. 23. Достопримечательности, стр. 30. Список настоятелей, стр. 38.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010