19 янв. 18 С. 1 : Завидная женитьба: Ром(ан) Виктора Персеваля. IXX/О. Ш. ((Ф)); С. 2 : Москва, 18 января: (О взятии Геок-Тепе М. Д. Скобелевым – в связи со взаимоотношениями с Англией)/(Г.-П.); Старообрядческий съезд. Старообрядческое братство. (ИСМ); Чтение об императоре Александре I. Чтение об А. В. Кольцове. (ПЧ); С. 23 : Вопросы и ответы провинциальным любителям драматического искусства/М. С. (ЧТ); (Рец. на кн.: 1) Фортунатов С. История политических учений в Соединенных Штатах: Исслед. М., 1880. Ч. I: Федералист и трактаты Кальгуна; 2) Янсон Ю. Э. Сравнительная статистика России и западноевропейских государств. СПб., 1880. Т. II, отд. I). (НК); Из Владимира на Клязьме. 12 янв.: Несколько слов о погоде. Спектакль в пользу студентов. Цены; Из Венева, Тульской губ. 12 янв.: Снежные заносы. Самоубийство священника. Нечаянное убийство; Из Тифлиса. 10 янв. Армянский театр в Тифлисе. Деятельность комитета. Перевод русских писателей (Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, Д. И. Фонвизина)/(А. Калманлидзе?). (ВИ); С. 4 : Международная выставка электричества. Корова-защитница. Из жизни рыб. (РИ). 20 янв. 19 С. 12 : Среди признанной цивилизации на Кавказе. V/Михаил Щй (М. М. Щуцкой). ((Ф)); С. 2 : Москва, 19 января: (О Берлинском трактате «во втором издании, «ухудшенном и сокращенном», – по Кульджинскому вопросу)/(Г.-П.); Московский окружной суд: Детоубийство. (СЛ); С. 3 : Из Задонского у. 16 янв.: Убийство и самоубийство. (ВИ); Вести из Афин. (Без даты): Французский циркуляр. Силы противников. Отзыв француза. (ИИ). 21 янв. 20 С. 12 : А. А. Потехин: По поводу постановки его комедии «Вакантное место» на сцене Малого театра: (Из записной книжки Заурядного зрителя). I/Заурядный зритель (А. М. Дмитриев). ((Ф)); С. 2 : Москва, 20 января: (По поводу происшествия 5 дек. в Моск. ун-те – о вреде излишней подозрительности)/(Г.-П.); С. 3 : Театральные и музыкальные новости. По итальянской опере. Театр г. (М. В.) Лентовского. Грибоедовский праздник. Во что нам обходится балет. (ЗиИ); У мирового судьи Лефортовского участка: (13 янв. 1881 г.). (Мировой суд); Из Рязани. 15 янв.: Дворянские выборы. Вечер-базар. Лотерея-аллегри. Бал. (ВИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Но пока жив был Ярослав Мудрый, он умел сдерживать все порывы остальных удельных князей (своих братьев и племянников) к спорам и разногласиям; а едва только умер он, назначив по обычаю своим сыновьям уделы, как опять начались усобицы княжеские. То же самое повторилось и после Владимира Мономаха (1113–1125), соединившего было Русь под своею властью. Яблоком раздора было обыкновенно Киевское великое княжение, благодаря чему Киев подвергался неоднократным нападениям, осаде и разорению, что в свою очередь способствовало ею падению. За тем, и отчасти поэтому, возвысилось на севере княжество Суздальское с великим княжением во Владимире на Клязьме, но наряду с ним, хотя и с меньшим значением, были почти вполне независимыми княжествами также Киевское, Черниговское, Смоленское, Галицкое, Рязанское и др., что было уже прямо распадением Руси на отдельные политические единицы. Как это распадение, так и особенно княжеские усобицы, с одной стороны, препятствовали правильному развитию и дальнейшему процветанию огражданствования и просвещения России, а с другой – ослабляли ее в борьбе с внешними врагами, сперва Печенегами, потом Половцами и наконец Монголами, надолго покорившими Русь своей власти. Хотя поздно, однако поняли наконец русские князья всю непригодность, даже более того, – пагубность удельной системы. Остававшиеся бесплодными, благодаря этой системе, такие предложения, как предложение князей, собравшихся в 1097 году в Любече: «зачем мы своими распрями губим русскую землю и даем Половцам разорять ее? Будем жить дружно и охранять свои отчины», могли иметь полное значение и применение на деле лишь с уничтожением удельной системы и с утверждением единодержавия. За эту мысль об утверждении единодержавия, добрые плоды которого уже видны были в Рюрике (после смерти его братьев), Владимире святом, Ярославе и  Владимире Мономахе , со всею силою взялись, с полным уменьем и блистательно выполнили ее князья Московские, происходившие из рода князей Суздальских и следовательно носившие титул великих князей Владимирских.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Светлую память о святителе долго хранил Владимир на Клязьме, место его родины, с его духовной семинарией, где он был слава и краса её, а затем Киевская духовная академия, где с блестящим успехом развивались его духовные дарования. Светлую память о нём также хранил Киев, Тамбов, Вильна. Там все с сердечной радостью приветствовали его прибытие на кафедру и всегда с горькими слезами провожали его. Везде оставлены памятники его архипастырской любви, и эта память, как и в Варшаве, увековечена крупными благотворительными, многотысячными учреждениями. До последней минуты своей жизни архипастырь сберёг елей веры и любви. Воспоминания о святителе Иерониме ключаря Кафедрального Собора Терентия Теодоровича Святитель поражал всех, знавших его, своей исключительной приветливостью, ласковой речью, чуждой обидного упрёка, нежным обращением со скорбной, мятущейся и даже пред ним виновной душой. Чувствовалась такая теплота и доброта души, что искренность охватывала человека, и он высказывал все сокровенное, как доброму, участливому отцу. Могу ли забыть? Три года, из них два особенно часто, по долгу службы, я бывал у владыки, – и ни разу я не вышел из его приветливых покоев угнетённым, неудовлетворённым, немирным. И выговор, который трудно было заслужить у нашего владыки, облекался в такую осторожную, мягкую форму, что уча, наставляя, он не бил, не угнетал. Бывало, идёшь к архиерею, не раз угнетённый, смущённый, со скорбью на душе, служебной ли, житейской, даже семейной – и несколько минут беседы и общения с умиротворённой душой архипастыря так тебя успокоят, так тебя ободрят, что иным, примирённым идёшь в жизненный путь. Только на почве высокой христианской любви мог развиться этот мир, эта радость души святителя, во всех ценившего образ Божий и человеческое достоинство. Но красота и доброта души владыки ни в чём так ярко не отражалась, как в делах милосердия. Часто он со слезами говорил: – Не могу видеть спокойно горя людского; вот – бедная диаконская сирота, как бы ей помочь, устроить?

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В современной России мало уже осталось городов, сохранивших аромат старины, не подвергшихся в свое время тотальному уничтожению ради сиюминутных требований времени. Гороховец — тихий провинциальный городок во Владимирской области — один из немногих. Бродя по его улочкам, будто на машине времени переносишься в прошлое… Маленькому городку Гороховцу почти не досталось места ни в древних летописях, ни в современной истории. А между тем Гороховец — почти ровесник Москвы. Основанный Юрием Долгоруким, город-крепость призван был защищать юго-восточные границы Ростово-Суздальского княжества. Первые упоминания о Гороховце относятся к 1239 году — в этом году город был сожжен монголо-татарами, о чем читаем мы в Лаврентьевской летописи: «В лето 6747 (1239) на зиму взяша Татарове Мордовскую землю и Муром пожгоша и по Клязьме воеваша, и град святой Богородицы Гороховец пожгоша». Здесь же впервые Гороховец называется Градом Пресвятой Богородицы. Ах, как хотелось бы обнаружить в этом милом городке земные следы пребывания Богородицы… Но, увы, все оказалось проще. Гороховец передан был сыном Юрия Долгорукого князем Андреем Боголюбским во владение Успенскому собору города Владимира. С тех пор и называют его «городом Пресвятой Богородицы». Князь Юрий Долгорукий      На протяжении столетий город неоднократно страдал от набегов монголо-татар, но каждый раз возрождался, чтобы снова быть сожженным… Предание донесло до нас легенду о чудесном спасении города в 1539 году, когда во время осады войском казанского хана возник над городом, над огромным холмом, образ русского воина с мечом, закованного в огненные латы. Будто бы, испугавшись дурного предзнаменования, татары спешно отступили от города, а холм с тех пор называется в народе Пужаловой горой. В Смутное время город поддержал народное ополчение князя Дмитрия Пожарского и был разграблен и сожжен рыскавшими в поисках легкой добычи отрядами украинских казаков из войска королевича Владислава… Современный Гороховец — будто застывшая во времени картинка из XVII века. Именно в это время в городе бурно развивалась торговля, чему способствовало выгодное географическое положение. Немалые доходы приносила и река Клязьма, бывшая в то время основной водной магистралью. «Во искупление грехов великих», без которых не могло быть и речи о прибыльной торговле, строились местными купцами каменные храмы. Не забывали и про себя, строили роскошные каменные палаты. Но времена расцвета длились недолго. Уже при Петре Первом с выходом России к Балтийскому морю меняются экономические интересы государства, и местные гороховецкие купцы остаются не у дел, теряют большую часть своих доходов. Гороховец превращается в заштатный городок Владимирского наместничества. А построенная в 1875 году железная дорога Москва — Нижний Новгород прошла мимо Гороховца, окончательно лишив его былых преимуществ. Городок обречен был на тихое существование, которое продолжается до сих пор.

http://pravoslavie.ru/89142.html

4 сентября Vatican news опубликовал комментарий визита Патриарха Кирилла в Стамбул со стороны основателя экуменической общины Бозе Энцо Бьянки. Вслушайтесь, уважаемые читатели, в тон этого комментария, дабы понять те радужные перспективы, которые уже рисуются в умах некоторых папистов. «Очень важно, что Патриарх Кирилл решил отправиться в Стамбул. Инициатива Москвы показывает, с одной стороны, беспокойство по поводу отношений между Церквами, которые иногда становятся непростыми. Но в то же время это признание того, что именно в Константинополе находится верховная власть Православных Церквей, к которой Патриарх Кирилл обратился с просьбой выслушать его и поговорить». Последняя фраза является ключевой. Ее смысл силятся поставить на степень догмата для всего Православного мipa, дабы тем легче им управлять. Фанар должен стать Ватиканом подотчетным первому. Революция в Фанаре была запрограммирована, отсюда и соответствующая лексика Энцо Бьянки, говорящего о некоем «скачке»: «Мы никогда не должны забывать, что последние несколько лет были отмечены трениями и некоторым непониманием между двумя Патриархатами, особенно после решения Русской Православной Церкви не участвовать во Всеправославном соборе на Крите. Таким образом, встреча 31 августа означает не только возобновление диалога: фактически это настоящий скачок вперёд…» - т.е. в сторону признания примата Стамбула над всем православным мipoм. По крайней мере, так мечтают в Ватикане. Патриарх Варфоломей обещает президенту Украины автокефалию Украинской церкви вопреки волеизъявлению самих верующих, притягивая на служение своему преступному замыслу преднамеренно извращенные исторические факты. Пять претензий к Русской Церкви со стороны Фанара были впервые опубликованы в США. Первым пунктом стоит самовольное перенесение русскими митрополичьей кафедры в XIV веке из Киева в Москву. Ну откуда в нынешнем Стамбуле знать, что в ходе Батыева нашествия город Киев фактически перестал существовать? В силу чего Предстоятели Русской Церкви перебрались во Владимир на Клязьме, сохраняя, впрочем, титул митрополитов Киевских, и уж только потом первосвятительская кафедра утвердилась в Москве.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/06/iz...

Старой Русы» 204 . Наконец, и на шестом Съезде, в Одесе, в 1884 году, граф Толстой, уже будучи 72 лет от роду, прочитал реферат „О древних иконах» 205 . На всех этих съездах, также, как и в археологических своих поездках (кроме упомянутых выше), например, во Владимир (на Клязьме), Суздаль, Нижний Новгород и Казань – в 1870 году 206 , в Старую Руссу и Новгород Великий – в 1877 году 207 и т. д., бывших для него самого, согласно его собственному признанию, подлинною „школою», притом незаменимою практическою школою для верности и разносторонности археологических разысканий и суждений по предметам этих разысканий, граф вместе с тем строго и настойчиво преследовал, как и в учено-литературных своих трудах, все тот же двойной метод исследования, оживляя историческою идею „родового творчества» археологические, сами по себе сухие мертвые, частности „творчества единичного 208 . Доказательство этого можно видеть, например, в его реферате, читанном на четвертом съезде в Казани. А отсюда продолжаем и дальнейшие выводы из указанного раньше значения графа М. В. Толстого для истории и археологии у нас в России. Согласно мнению преосвященного архиепископа Алексия, – судьи, кстати заметим, весьма компетентного, – мы уже сопоставили графа в этом отношении с покойным митрополитом Макарием, который, как известно, также был одним из давних членов Императорского Московского Археологического Общества 209 . Теперь мы добавим, что если в отношении к истории отечественной церкви граф уступает митрополиту Макарию со стороны и обширности исследований и научного их значения, представляя превосходные опыты популярного собственного изложения истории, то в отношении к археологии русской значение графа Толстого, как можно видеть и из представленного мной краткого очерка его деятельности и трудов, даже выше значение митрополита Макария. В этом отношении граф по всей справедливости должен быть причислен к плеяде именно „главных двигателей того отдела» Археологического Общества, „который посвятил себя высокой цели разработки и охранение древних русских памятников 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Значение каждой местности в народном хозяйстве зависело не от ее внутренних постоянных средств, которые большею частью еще оставались неразработанными, а от внешней случайности, от прилива и отлива бродячих рабочих сил, и изменялось вместе с передвижением последних. Общественная почва страны так же тряслась под ногами князей-устроителей, как зыбучая поверхность полузаросшего северного болота под ногами крестьянина-колониста. Каждый край для князя был экономическим вопросом. Во второй половине XIII в., когда Всеволодовы потомки еще дорожили великокняжеской волостью Владимира на Клязьме едва ли кто-нибудь из них предчувствовал скоро обнаружившийся быстрый экономический рост московского края: если бы они предчувствовали это, из тогдашних князей Москва досталась бы кому-нибудь постарше кн. Данила Александровича. К тому времени, когда южные князья завели очередное владение Русской землей по старшинству, в широкой полосе по Днепру с его притоками экономический быт настолько установился и определился, что княжеская администрация могла взвесить сравнительную стоимость каждой волости, чтобы решить, какой степени на лествице княжеского старшинства она должна соответствовать. При этой оценке князья ошиблись разве только в двух волостях: в XI в. они не предвидели, что область южного Переяславля, слишком углубленная в опасную степь, скоро станет хуже других, поставленных ниже ее в росписи старшинства, а окрайная Галицкая земля через столетие с чем-нибудь перерастет многие другие. За Окой в XIII в. нельзя было распределить волости с такою точностью, потому что их экономическое отношение иногда изменялось с быстротой человеческого возраста, и сын или внук младшего Александровича, поднявшись на лествице старшинства, едва ли променял бы охотно свою московскую область на какую-либо из старших, тверскую или ростовскую, после того как события первой половины XIV в. перетянули значительную часть населения из обеих этих областей в московский край. В то же время ход дел, направляемый колонизацией, отвлекая внимание князей от общих интересов, сосредоточивал его на местных явлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Приводим список этих епископий с указанием распределения их по округам, чтобы наглядно видеть широту царского предложения от 2 сентября 1681 года и то, какие из ныне существующих епархий предположены были к открытию еще в 1681 г. Патриаршая область по царскому проекту подвергалась существенному изменению и сокращению, вполне соответствовавшему обширности её пределов; кроме того, что много городов и уездов этой области переходило в состав епархий в других епархиальных округах, из ней предполагалось образовать своих двадцать епархий, которые должны составить особый округ под ведением патриарха; устроить эти епархии предполагалось во Владимире на Клязьме, Суздале, Вологде, Костроме, Галиче, Звенигороде, Переяславле-Залесском, Белоозере, Севске, Путивле, Туле, Белеве, Темникове, Коломне, Кошире, Калуге, Серпухове, Можайске, Духе и Юрьевце-Повольском. В митрополиях Новгородской открыть 10 епархий – в Великих Луках, Городце, Холмогорах, Каргополе, Кевроли, Мезени, Кольском остроге, Олонце, на Ваге и Чаронде; Казанской 5 епархий – в Свияжске, Симбирске, Чебоксарах, Уржуме и Уфе; Астраханской 3 епархии на Тереке, Самаре и Царицыне; Сибирской 6 епархий – в Томске, на Лене, Енисейске, Верхотурье, Тюмени и Даурии; Ростовской 6 епархий – в Угличе, Устюге, Ярославле, Тотьме, Пошехонье и Соли Вычегодской; Псковской 2 епархии – в Торопце и Гдове; Смоленской 3 епархии – в Брянске, Дорогобуже и Вязьме; Тверской 3 – в Кашине, Старице и Ржеве; Вятской 4 – в Соликамске, Яренске, Кайгороде и Кунгуре; Нижегородской 4 – в Арзамасе, Балахне, Алатыре и Курмыше; Рязанской 4 – в Тамбове, Воронеже, Шацке и Ряжске, и в Белгородской митрополии 2 епархии – в Курске и Ливнах 50 . Можно думать, что этот царский проект с такими широкими предложениями в деле умножения епархий и полного переустройства порядков епархиального управления должен был привести церковную власть в сильное смущение. Последние два месяца не приступала к выполнению царского проекта; из 69 епархий, назначенных к открытию, открыта была на первых порах только одна Звенигородская; 6-го ноября 1681 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Средоточием государственной и церковной жизни в северо-восточной Руси сделался сначала Владимир на Клязьме, а потом постепенно стала возвышаться Москва. Около Москвы начала собираться вся северо-восточная Русь, крепнуть, усиливаться, расширяться и постепенно подготовлять свое освобождение от татарского ига. Юго-западная Русь не могла уже завязать узла самостоятельной государственной жизни. Киев долгое время находился в том разоренном виде, в каком оставили его татары Батыя. Юго-западная Русь не могла теперь жить самостоятельно. Волею-неволею она должна была стать под защиту и покровительство другого, более сильного государства. Сначала юго-западною Русью владели и управляли сильные галицко-русские князья, потомки того князя Даниила галицкого, который овладел Киевом накануне его разорения Батыем. А в XIV веке, когда галицко-русское княжество ослабело в борьбе с польским государством и потом совсем было завоевано и присоединено к Польше ее королями, юго-западная Русь перешла под власть и покровительство Литвы, которая к тому времени значительно усилилась. Так, с XIV века юго-западная Русь начала собираться около Литвы, а северо-восточная – около Москвы. Проследим исторические судьбы сначала первой, а затем уже второй. Гедимин и Ольгерд. На западной границе древней Руси по берегам р. Немана и в окрестных странах, среди лесов и болот, издавна жил народ, известный под именем литовцев. Литовцы были язычники и поклонялись идолам, причем главным божеством их был огонь. Литовцы принадлежали к арийскому племени и по своему быту были более родственны славянам. Литовцы разделялись на многие племена, между которыми главными были литва и жмудь. Во главе отдельных литовских племен находились князья, которые, как и русские князья, постоянно враждовали между собою. Еще со времен Ярослава Мудрого русские князья вели борьбу с Литвою. Много и успешно воевал с литовцами еще Роман, князь галицко-русский, который держал в трепете литовских князьков. Постоянная опасность со стороны соседей заставляла невольно литовцев думать о необходимости объединения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Поездка в Киев едва не стоила Алексею жизни. Схваченный по приказу Ольгерда, митрополит около двух лет провел в темнице. Орда, где в это время кипела жестокая междоусобица, не смогла оказать своему «молебнику» никакой помощи. Впрочем, и сама идея единой митрополии, за которую сражался Алексей, как уже известно читателю, не встречала у ордынской дипломатии особого сочувствия. В сущности, это была чисто византийская идея, которая даже у московских князей вызывала по меньшей мере двойственное отношение. Последующие события показали, что свой, «управляемый» митрополит, признанный и действующий только в Великороссии, был для них гораздо нужнее, чем бродячий иерарх-византиец, благодаря политической эквилибристике сидящий одновременно на двух или даже трех «стульях»— московской, литовской и галицкой кафедрах. За первые пять лет своею митрополичества Алексей не оказал Москве никаких политических услуг. Это был совсем не тот воинственный «москвич», который позже, в 60-е годы, горой стоял за ее интересы. В 50-е годы Алексей, следуя заветам Феогноста, боролся за целостность русской митрополии, апеллируя к Орде и патриарху как высшим инстанциям. Он избегал открытого вмешательства в политические дела и лишь однажды без особого успеха выступил в роли миротворца, пытаясь погасить ссору тверских князей. В первой половине 1360 г. Алексей с помощью своих тайных друзей бежал из литовского плена. 12 июля 1360 г. он уже был во Владимире-на-Клязьме, где поставил на кафедру новгородского владыку Алексея. Вернувшись в Великороссию, митрополит оказался перед лицом совершенно иной, чем в середине 50-х годов, политической обстановки. Орда уже несколько лет сотрясалась жестокими междоусобицами. Русский летописец под 1357 годом не без удовольствия записал: «Началась в Орде замятия великая». Другой летописец уточнил, также не без злорадства: «Замятия в Орде не перестала, но только сильнее разгорелась» . За период с 1357 по 1381 г. на престоле Золотой Орды сменилось 25 ханов . Под натиском соседних государств уменьшалась территория Орды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010