«Орел» был очень взбешен», - говорил Скандраков. Генералу фон-Валь было приказано наблюсти за немедленной сдачей Зубатовым должности его бывшему по Москве помощнику, полковнику Сазонову. Произвели как бы обыск в его письменном столе. Зубатов был арестован и выслан во Владимир на Клязьме, Шаевич же был сослан в Вологду. С увольнением Зубатова рушилась в сущности его легализация, так как продолжение ее уже не шло так, как понимал и вел ее он, ее творец и вдохновитель. Рушился любопытный опыт зубатовского разрешения рабочего вопроса на местах. Идея Зубатова была верна и не нова, но проведение ее в жизнь было уродливо и неправильно. Оно явилось казенным, полицейско-кустарническим и шло, как говорится, не по принадлежности. Для профессионального русского рабочего движения не нашлось в нужный момент национального, свободного, общественного вождя. Не выделило такого реформатора из своих рядов и правительство. У Витте, как министра финансов, не оказалось глубокого знания и понимания рабочего вопроса, ни государственного чутья к нему, ни интереса. Его собственные записки лучшее тому доказательство. Не нашлось около Витте и человека, который бы зажег его интересом к рабочему вопросу и направил бы его на разрешение этого вопроса государственным размахом, как то было у Витте в других сферах его деятельности, хотя граф Витте бранит в своих записках все и вся, но за его политику по рабочему вопросу будущий историк России и его самого, наверно, не похвалит. Что же сталось с Зубатовым? Ненавидимый революционерами, непонятый обществом, отвергнутый правительством и заподозренный некоторыми в революционности, Зубатов уехал в ссылку. Но опала и ссылка, где мне удалось побывать у него в гостях летом 1904 г., удалось долго и хорошо побеседовать, не повлияли на его политические убеждения. И во Владимире и после, живя в Москве, Зубатов продолжал оставаться честным человеком, идейным и стойким монархистом. И когда, спустя четырнадцать лет, Зубатов, сидя за обедом с своей семьей в Замоскворечье, узнал, что царь отрекся, что в России революция, - он молча выслушал страшную весть, понял весь ужас происшедшего и вышел в соседнюю комнату...

http://ruskline.ru/analitika/2012/07/05/...

13 сент. 253 С. 1 : На перевале: (Путевой очерк)/Пров. ((Ф)); С. 2 : Москва, 12 сентября: (Обострение Греко-турецкого вопроса)/+ (Ф. А. Гиляров); Комедия г. (И. В.) Шпажинского «Фофан»/Г. (ТиМ); С. 3 : Из Петербурга. 11 сент.: Литературные новости. (ВИ). 14 сент. 254 С. 12 : На перевале: (Продолж.)/Пров. ((Ф)); С. 2 : Москва, 13 сентября: (О речи министра нар. просвещения А. А. Сабурова во Владимире, Калуге, Туле, Орле)/+ (Ф. А. Гиляров); Речь А. А. Сабурова в Калужской гимназии; С. 3 : Из Коломны, Московской губ. 10 сент.: Празднование 500-летия Куликовской битвы; Из Владимира на Клязьме. 10 сент.: Неурожаи. Зола как удобрение. Ожидаемое открытие Муромской железной дороги. (ВИ); С. 34 : Юбилей Копитара: (100-летие со дня рождения слависта; из газ. «МВед»). (РИ). 15 сент. 255 С. 12 : На перевале. (Оконч.)/Пров. ((Ф)); С. 2 : Москва, 14 сентября: (О положении учителя гимназии)/+ (Ф. А. Гиляров); Речь г. министра просвещения (А. А. Сабурова) в Орловской гимназии: (Из газ. «НВр»); С. 3 : Из Саратова. 6 сент.: Предположение об улучшении судоходства. Проблески деятельности инженеров, Думы и местной печати. Предложение (В. В.) Гудкова. Состояние Волги и значение технических работ; Из Белева, Тульской губ. 9 сент.: Увеселение. Предстоящие концерты в пользу учеников прогимназии. Перестройка прогимназии. Ярмарка. (ВИ); С. 4 : Бычачий вальс: (О В. А. Моцарте). (РИ). 16 сент. 256 С. 12 : Порченые: (Рассказ Старого Знакомого (Н. И. Пастухова)). I. ((Ф)); С. 2 : Москва, 15 сентября: (О вероятной войне Германии и Франции; «отсутствие человечности» в политике О. фон Бисмарка)/(Г.-П.); Речь г. министра народного просвещения (А. А. Сабурова) в Тамбовской гимназии; С. 23 : Око закона прежде и теперь. I: (Об объединении администр. власти в провинции)/(Дисненский); С. 3 : Русская опера; Дебют г-жи (А. П.) Крутиковой. Театральные известия. (ТиМ); Историческая справка. По поводу речи графа (М. Т.) Лорис-Меликова. Печать и административная терпимость как улучшение положения духовенства. (ПП); Из Киева. 10 сент.: Библиотеки и музеи/Б. Э.; Из Саратова. 6 сент.: Учебные потребности. Открытие выставки. Театр. (ВИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Первый из таких образцов Богословской мысли можно видеть в словах равноапостольной великой княгини Российской Ольги под 954 годом, которые оказались в истории Русской Церкви пророческими: «Воля Божия да будет. Аще восхощет Бог помиловати рода моего Земли Руския, да возложит им на сердце обратитися к Богу, якоже и мене Бог дарова». Русские летописи вплоть до первой четверти XX столетия хранят в себе глубокое Богословское содержание, которое стало созвучно многим идеям зарождающейся на Западе в XIX веке «философии истории». Хотя войны беспощадно уничтожали это прекрасное наследие порой целых эпох (к примеру – в нашествие Батыя или в пожаре войны 1812 года), и трагическая судьба духовных сокровищ, нередко гибнущих на глазах летописцев, должна была лишить их вдохновения, но, тем не менее, с каждым новым столетием летописание принимает все более широкий размах. С XII века летописи ведутся не только в Киеве и Новгороде, но и в ряде других крупных городов Руси: во Владимире (на Клязьме), в Ростове, Полоцке, Смоленске, Пскове, Чернигове, Рязани, Галиче. Сохранившиеся летописи вошли в золотой фонд истории нашего государства и Церкви, а также составили сокровищницу русской литературы в целом. Мы не знаем никакой другой литературы кроме русской, в которой летописание занимало бы такое исключительное место. В литературе Западной Европы не существует ничего, равноценного нашим летописям. Известный знаток древнерусского летописания, немецкий ученый А. Шлецер, который не дает повода заподозрить его в какой-либо пристрастности в отношении к русской культуре, после исследования древних нерусских летописей, в том числе и немецких хроник, пришел к такому заключению: «Теперь пусть сравнят беспристрастно русское богатство с бедностью всей остальной верхнесеверной истории; Несторову древность с молодостью скандинавов, прочих славян и венгров; полноту и связь в русской истории с отрывками других: ее правдивость и важность с легкомысленными выдумками первых скандинавских, славянских и венгерских временников и всеми их продолжениями до XVI столетия! Долгое время Нестор остается единственным летописателем между своими сотоварищами».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Изяслав счастливо разделался с Ольговичами, но против него поднялся новый неугомонный соперник, дядя его, князь суздальский Юрий Долгорукий, младший сын Владимира Мономаха. Началась долголетняя борьба, и в этой борьбе участвовал Андрей. Дела запутывались так, что междоусобию, казалось, не будет конца. Киев несколько раз переходил то в руки Изяслава, то в руки Юрия; киевляне совершенно сбились с пути: уверят Изяслава в своей готовности умирать за него, а потом перевозят Юрия через Днепр к себе и заставляют бежать Изяслава; принимают к себе Юрия и вслед за тем сносятся с Изяславом, призывают Изяслава к себе и прогоняют Юрия; вообще, однако, легко уступают всякой силе. Киевляне, несмотря на такое непостоянство, вынуждаемое обстоятельствами, неизменно любили Изяслава и ненавидели Юрия с его суздальцами. В течение этой усобицы Андрей не раз показывал храбрость в битвах, но также не раз пытался установить мир между раздраженными спорившими сторонами: все было напрасно. В 1151 году, когда Изяслав временно взял решительный перевес, Андрей убеждал отца удалиться в суздальскую землю и сам прежде него поторопился уйти в этот край - во Владимир-на-Клязьме, пригород, данный ему отцом в удел. Но Юрий ни за что не хотел оставлять юга, опять начал добиваться Киева, наконец, по смерти Изяслава, в 1154 г. овладел им и посадил Андрея в Вышгороде. Юрию хотелось иметь этого сына близ себя, вероятно, с тем, чтобы передать ему киевское княжение, и с этою целью он назначил отдаленные от Киева города Ростов и Суздаль меньшим своим сыновьям. Но Андрея не пленяли никакие надежды в южной Руси. Андрей был столько же храбр, сколько и умен, столько же расчетлив в своих намерениях, сколько и решителен в исполнении. Он был слишком властолюбив, чтобы поладить с тогдашним складом условий в южной Руси, где судьба князя постоянно зависела и от покушений других князей, и от своенравия дружин и городов; притом соседство половцев не давало и вперед никакого ручательства на установление порядка в южнорусском крае, потому что половцы представляли собою удобное средство князьям, замышлявшим добывать себе силою города. Андрей решился самовольно бежать навсегда в суздальскую землю. Шаг был важный; современник летописец счел нужным особенно заметить, что Андрей решился на это без отцовского благословения.

http://sedmitza.ru/lib/text/435564/

6) Указывая меры к поднятию религиозно-нравственного уровня народа, нельзя пройти молчанием нашей иконописи, оставляющей желать лучшего. В нашу иконопись проникло то же самое ложное направление, от которого страдает и наше церковное пение, это именно подражание западным образцам. Забыв родной нам по духу стиль византийской иконописи, мы увлеклись реализмом итальянского художества и стали изображать на священном полотне человеческие страсти, оставив в забвении духовную сторону. Вожаки штундистов, начинающие пропаганду своего вероучения опровержением догмата об иконопочитании, особенно любят останавливаться на произведениях иконописного искусства, доказывая противоречие их Священному Писанию . В виду сказанного, крайне желательным представляется: а) изятие из храмов и из употребления крестьянами икон худого письма и распространение в народе икон византийского письма, и б) раздача икон такого же письма бедным крестьянам и возвратившимся из сектантства в лоно православной Церкви. Лучшими сотрудниками епархиальной власти в этом отношении могут быть епархиальные братства, которые располагают достаточными для этого духовными и материальными средствами. Приобретение икон доброго письма не составит затруднения, так как их за сравнительно невысокую цену можно получить от епархиального братства во Владимире на Клязьме, а также от г. Фесенко в Одессе. 7) Развивая меры поднятия религиозно-нравственного уровня народа, православное духовенство в то же время не должно оставлять забот и о приготовлении себя во всех отношениях к борьбе с сектантством: должно бдительно стоять на страже своей паствы дабы не понести на себе тяжести евангельского упрёка: спящим же человеком, прииде враг его, и всея плевелы посреде пшеницы ( Мф.13:25 ). Что касается штунды, то действительно «нам спящим» враг всеял её на наше поле: штунда застала нас совершенно неподготовленными для борьбы с ней; мы не только не были подготовлены к полемике со штундой, но даже недоумевали, к какой из существующих сектантских групп отнести штундистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Иван Шмелев был студентом третьего курса юридического факультета Московского университета, когда вышла его первая книга: «На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки». Книга была порезана цензурой и с «вклейками плохо продавалась». Эта неудача заставила Шмелева задуматься о заработке для семьи. Университет был закончен в 1898 году. Недолго проработав помощником присяжного поверенного в Москве, он уезжает во Владимир-на-Клязьме служить налоговым инспектором, продолжая сотрудничать с литературными журналами и сочиняя детские рассказы. Именно в эти годы, многое повидав в служебных разъездах, Шмелев сформировался как писатель, в рассказах которого главным стал человек с его внутренним миром. По словам Ивана Ильина, Шмелев в своих произведениях показывает, «как стонет и ноет русская душа…». Много работая, поверив в свои силы, в 1907 году Иван Шмелев ушел со службы, полностью посвятив себя литературному творчеству. В результате работы было издано восьмитомное собрание его трудов. До 1917 года, писателя Шмелева успели полюбить читатели и хвалили критики, сравнивая с Достоевским. Февральскую революцию, как и многие, принял с восторгом. Октябрь не принял, но вначале не терял оптимизма, был растерян, но надеялся, что: «Смерти нет для Великой Страны…». В связи с царившим в стране хаосом и голодом в Москве многие уезжали на юг, к морю, где трудности переносились легче. Среди них оказался и Иван Сергеевич Шмелев, который в 1918 приехал в Крым в гости к С.Н. Сергееву-Ценскому. Затем в Алуште писатель купил на горе небольшую дачку, с видом на море; как он говорил, «глинобитный домик в 2 комнаты». В этом черноморском раю прошли годы, ставшие одними из самых трагичных в жизни Шмелевых. Здесь было так плохо, что «и море – не море, и солнце – не солнце». Единственный сын Шмелевых, Сергей, в 1915 году был призван на службу в Туркестан подпоручиком артиллерии. Вскоре сын заболел желтухой и после отравления газом с пораженными легкими был уволен с военной службы. Больным он возвратился в Крым к родителям, и, признанный негодным к службе, работал в штабной канцелярии.

http://pravoslavie.ru/38370.html

- Сенсация?.. Это, пожалуй, больше из словаря журналистов и писателей. Но, впрочем, отчего бы и не это слово? И для нас самих то, что мы обнаружили на Подоле, было величайшей неожиданностью. Напомню: со студенческой скамьи мы, будущие историки и археологи, знали как дважды два: средневековый Киев - город дворцов и землянок... Но вот на Подоле начинают строить линию метро, причем строительство ведется открытым способом. Снимаются мостовые, жилая застройка, и вдруг под пластами асфальта, под брусчаткой, просто под утоптанной или засаженной деревьями землей обнаруживаются звенья срубов, причем под одним слоем застройки залегает следующий, более древний, и так мы постепенно опускаемся от XII-XIII веков к XI, X, IX... И не одно, не два, не три здания - нам открылись целые кварталы срубных построек в самых разных местах Подола... Сила инерции такова, что вначале нам - теперь об этом можно говорить, не стесняясь,- не поверили ни в Москве , ни в Ленинг раде. Ведь аксиомой считалось, что киевские ремесленники испокон веков ютились в землянках, и лишь потому мог возникнуть город пышных дворцов и великолепных соборов... Но, оказывается, они жили и в прочных и достаточно крупных, часто двухэтажных бревенчатых домах, под стать домам новгородцев, псковичей, жителей Владимира на Клязьме. Между прочим, раскопки на Подоле объяснили нам, почему срубов до сих пор почти не удавалось обнаружить в Верхнем городе. На Подоле подпочвенные воды подходят близко к поверхности и предохраняют звенья древних срубов от гниения. Наверху же дерево, оказавшееся под культурным слоем, быстро истлевало. Правда, мы теперь и наверху находим срубные постройки, но не сами деревянные части, а их обугленные при пожарах следы или же отпечатки торцов, так сказать, земляные матрицы. Открытие большого срубного города на Подоле, безусловно, целая глава в киевской археологии. Вообще археология постоянно приучает нас с большим уважением относиться к нашим отдаленным предкам, к их возможностям и способностям - в ремесле, в искусстве, в быту, буквально во всех областях жизни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Вскоре в Твери умерла жена Юрия и сестра Узбека Кончака. Хотя Тверской князь не был заинтересован в ее смерти и был явно к ней не причастен, обвинения пали на него. Юрий, убив в гневе тверского посла, вместе с Кавгадыем отправился в Орду. В Житии М. Я. говорится, что Кавгадый собрал с собой верных Юрию князей и бояр новгородских, готовых свидетельствовать против Тверского князя, а также подготовил грамоты с ложными обвинениями. 6 авг. 1318 г. М. Я. получил вызов в Орду к хану: «Зовет тя царь. Буди вборзе за месяць, аще ли не будеши, уже воименовал рать на твои город. Обадил тя есть Ковгадыи къ царю, глаголя: «Не бывати ему во Орде»». М. Я., получив благословение Тверского еп. Варсонофия , отправился во Владимир-на-Клязьме, а оттуда в Орду. Два старших и любимых сына, Димитрий и Александр, сопровождали отца до Владимира. Они предложили поехать к Узбеку вместо него: «Не езди сам в Орду, которого хощеши, да того пошлеши». М. Я. сказал, что в Орде хотят именно его «головы». Понимая, что едва ли вернется живым, он дал сыновьям прощальный наказ, уча «кротости, уму, смирению же и разуму, мужеству, всякои доблести, веляше последовати благым своим нравом» и передает грамоту-завещание («раздели им отчину свою»). 6 сент. Тверской князь прибыл в Орду, где его встретил посланный им туда ранее сын Константин. Через полтора месяца состоялся суд. Ордынские «князья» собрались в одной «веже», разложив перед собой грамоты, где были записаны ложные обвинения в отношении М. Я., главное из к-рых - сокрытие дани. Житие раскрывает роль Кавгадыя в ходе суда: тот предстает как «судья и сутяжи, тои же лжив послух бываше». В следующий раз суд заседал через неделю, к 1-му обвинению добавилось: «...противу посла билъся еси, а княгиню Юрьеву повелел еси уморити». М. Я. отвечал, что все полученные и отданные в качестве дани средства у него записаны, ничего не утаено. Посла (Кавгадыя) он с честью отпустил, а относительно Кончаки «ни на мысли ми того сътворити». Ханские судьи осудили Тверского князя на смерть даже не по тем обвинениям, к-рые были предъявлены. Они все решили заранее: «Поносы и узами стяжим его и смертию нелепотною осудим его, яко неключим есть нам, не последуетъ нравом нашим». М. Я. был закован в тяжелую деревянную колоду, его разлучили со свитой: «Тое же нощи отгнаша от него всю дружину, силно бьюще, и отца его духовнаго Олександра игумена. И оста един в руках их». В дальнейшем днем дружина к князю допускалась, и М. Я. в присутствии своих бояр старался не показывать своей печали, просил и их не печалиться, видя на нем «древо сеи».

http://pravenc.ru/text/2563780.html

По числу заражений ВИЧ и СПИДом среди российских городов лидируют Кемерово, Новосибирск, Иркутск и Екатеринбург 24 июля. ПРАВМИР. По числу заражений ВИЧ и СПИДом среди российских городов лидируют Кемерово, Новосибирск, Иркутск и Екатеринбург. «Вы знаете, что Кемерово у нас в лидерах в стране по этой опасности? Новосибирск, Иркутск, Екатеринбург, к сожалению, это точки, которые сегодня на нашей карте горят», — сообщила глава Роспотребнадзора Анна Попова на молодежном образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме» во Владимирской области, ее цитирует РИА Новости. По ее словам, для профилактики распространения ВИЧ среди детей и молодежи необходимо проводить комплексное информирование о защите от различных инфекций, а не отдельные уроки полового воспитания. В мае министр здравоохранения России Вероника Скворцова сообщила, число заражений ВИЧ в стране в 2016 году сократилось на 15% по сравнению с 2015 годом. «Число новых случаев ВИЧ-инфекции резко сократилось за 2016 год: у нас всего новых случаев 86,8 тысячи человек, а в 2015 году было более ста тысяч человек. Сокращение на 15%», — заявила глава Минздрава. При этом, по ее словам, в результате улучшения качества клинико-лабораторного мониторинга и лечения пациенты с ВИЧ теперь живут дольше. В то же время глава Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, академик РАН Вадим Покровский не согласился с этими данными. По его словам, в России продолжается эпидемия ВИЧ, и ситуация ухудшается. «У нас за прошлый год 2016-ый было сообщено о 103,5 тысячах новых случаев ВИЧ-инфекции среди граждан России. Это на 5,3% больше, чем в 2015 году. Там было зарегистрировано 98 232 человека», — сказал вирусолог. Он подчеркнул, что в процентах это небольшое снижение, однако по абсолютным цифрам заболеваемость ВИЧ продолжает расти. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/nazvanyi-goroda-lidery...

Киевская Древняя Киево-Литовская митрополия основана в 1315 г. Митрополия (первоначально в нее входили Полоцкая и Туровская епархии). Первоначальное местопребывание кафедры – в г. Новогрудок (под Вильно), затем – в Борисоглебском соборе г. Вильно. С 1414 г. г. Вильно считался стольным городом митрополии, но титуловавшиеся Киевскими митрополиты проживали обычно в Новогрудке, лишь изредка покидая столицу. «...После монгольского погрома центр духовного единства Руси, ее церковная митрополия перенесена была из Киева сначала во Владимир на Клязьме, а потом в Москву. Так как этим обстоятельством и на самом деле сразу возвышалось политическое значение северо-восточной Руси сравнительно с западной и южной, и здешние, т. е. Галицко-Волынские и Литовские великие князья почти одновременно приходят к мысли об учреждении у себя особых митрополий...» (Павлов A. С. О начале Галицкой и Литовской митрополии. M., 1894. С. 3). После 1240 г. Киев, переживший страшное опустошение, лежал в руинах. Митрополит Кирилл II! даже не смог найти себе там достойного местопребывания, а потому подолгу пребывал вне Киева. Особенно он полюбил Северо-Восточную Русь, где и скончался. Следующий митрополит Максим уже был вынужден перенести свою кафедру в Северо-Восточную Русь. Государственная власть в Киеве также была разрушена. Возле города хозяйничали шайки монголо-татар, процветал разбой, воровство. Князья Северо-Восточной Руси были заняты проблемами устройства своих земель, защиты их от монголо-татар и западных захватчиков. Князь Галицкой Руси не имел достаточно сил для захвата и удержания Киева, т. к. был занят борьбой с внутренней боярской оппозицией и утверждением своего княжения у хана. После нескольких десятков лет безвластья Киев был захвачен молодым и сильным Литовским государством, а вместе с Киевом и значительная часть южнорусских земель. Окончательный переход южнорусских земель под власть Литвы относится ко времени после битвы на Синих Водах в 1363 г. Но уже до этого часть земель попала под власть Литвы, еще при князе Гедимине. Это привело к тому, что Православное население составило большинство населения Литвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010