Не подлежит сомнению, что великому ревнителю Слова Божия указанное противоречие бросилось в глаза еще ранее; в последние же дни жизни он только вспомнил о нем и не мог уже успокоиться: он просит прочитать место это у евангелиста Матфея по подлиннику, т.е. по-гречески (у него как Ветхий Завет на еврейском языке, так Новый на греческом всегда были книгами настольными). При этом выяснилось, что словом «понести» переведен греческий глагол βαστσαι. Наводится тщательная справка относительно значения этого глагола (всяческие словари также были всегда под руками) и оказывается, что основное значение его: поднимать, держать (в руках). Противоречие исчезает. Форма аориста требует, чтобы и в русском переводе употреблен был вид совершенный: приподнять, взять (в руки), коснуться. Николай Иванович склоняется более к той мысли, что здесь следовало бы употребить именно последнее выражение: коснуться. Со своей стороны могу предложить еще лишь небольшую перестановку слов, так как оба места начинаются относительным местоимением ο (которого). Получится такое чтение означенных мест: обуви которого я недостоин взять в руки, или: к обуви Которого я не достоин прикоснуться (у евангелиста Матфея); ремень обуви Которого я не достоин развязать (у евангелиста Луки). Чтобы вполне видеть значение этого образного выражения, следует принять во внимание, что у евреев, как и у других восточных народов, было в обычае снимать обувь при вход не только в священные места, но и в обыкновенные дома и что делалось это обыкновенно рабами (краткий очерк библейской археологии, стр. 98. Москва,1891 года). Если бы пример великого человека нашел себе подражателей, то подготовительные работы к будущему переводу книг Нового Завета быстро подвинулись бы вперед. Деяния святых апостолов Глава вторая Ст. 2. «И внезапно сделался шум (γνετο χος) с неба, как бы от несущегося сильного ветра» (σπερ φερομνης πνος βιαας). χος=эхо – скорее звук, чем шум; πνος в родстве с πνω (дую) и πνεμα (дух) и скорее дуновение, чем ветер (νεμος).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

О, Марие! Сладость самих Ангелов, печальных Радость! О, Марие, Мати Божия и Мати наша христианская! Я раб непотребный: на меня прогневался Сын Твой; что мне делать? К кому прибегнуть? Каюсь я во грехах моих, прибегаю к моему Спасителю, но Тебя даю за себя порукою, Тебя умоляю, на Тебя надеюсь! Ведь Ты – ненадежных надежда, Ты – грешников прибежище, Ты – христианам Мать! Мати моя! Прими раба Твоего, умилосердися над грешным чадом Твоим! Походатайствуй, помолись за меня Сыну Твоему, и я буду спасен! О, Марие! Кто на Тебя надеется, тот никогда-никогда не будет постыжден! Аминь. Из «Поучительных слов» Илия Мантия Первообраз: Иверская чудотворная икона Божией Матери Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти, раби Твои! По преданию Православной Церкви, Афонская Гора была просвещена Евангельской проповедью Самой Пресвятой Богородицей вскоре по Вознесении Господнем. Вот что говорится об этом в Четьях-Минеях святителя Димитрия Ростовского на 15 августа: «Когда святые апостолы во Иерусалиме с Матерью Господа кинули жребий, кому какая страна достанется для проповеди Евангельской, Божией Матери досталась Иверская земля (Грузия); но Ангел Господень возвестил Ей, что страна та просветится в последующее время, “а Тебя, – сказал Ей Ангел, – ожидают попечения об иной земле, в которую Сам Бог приведет Тебя”». Тем временем Четверодневный Лазарь, бывший епископом на Кипре, усердно желал видеть Божию Матерь, но боялся прибыть в Иерусалим по причине бывшего тогда гонения от иудеев, посему с соизволения Богоматери он и прислал за Нею корабль, на котором Она отправилась на Кипр; но во время плавания вдруг подул восточный ветер, и через некоторое время корабль прибило к Горе Афон, которая была тогда наполнена идолами. На ней находился храм Аполлона; множество народа стекалось туда на поклонение, и всякий получал там от прорицателя ответы на свои вопросы. Как только корабль с Пресвятой Богородицей приблизился к Климентовой пристани Афона, все идолы с воплем воскликнули: «Люди, обольщенные Аполлоном, ступайте на Климентову пристань и примите Марию, Матерь великого Бога Иисуса». Так бесы, обитавшие в идолах, принуждены были Силой Божией против своей воли сказать истину. Народ изумился и поспешил на берег моря к пристани. Увидев корабль и Божию Матерь, все приняли Ее с почтением и спрашивали, как Она родила Бога и как Ее имя.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iverskaj...

Отец Ферапонт был безмолвником среди строительного шума и толкотни. Его жизнь открылась нам лишь отчасти. Но все же и это малое - образ русского монаха-подвижника, ставшего мучеником за Христа. Он всегда был готов идти поприще с братом (ср.: Мф. 5, 41) Всех троих объединяло одно - истинное монашество. Запись монастырской летописи: « Все трое в этот же день оказались в городском морге ». Сразу возникла мысль, что надо уберечь их от вскрытия, монахов вскрывать не принято. Посоветовались и решили ехать в морг. В морге братия лежали обнаженными. Нам разрешили зайти и накрыть их простынями. Затем разрешили их одеть. Мне пришлось одевать отца Василия. Простое солдатское белье... Я тогда подумал: как же в рукав продеть эту большую руку, это мускулистое плечо? Скажу без преувеличения, что отец Василий буквально помог мне надеть на себя рубашку, я это ясно почувствовал. Тело отца Василия было мягким и теплым. Мы вынесли их на носилках, на досках, положили в машину. Скорбь была великая... Следующая запись летописи: « Вечером во время ужина привезли тела отцов, положили в храме преподобного Илариона Великого. Было назначено чтение Псалтири и Святого Евангелия по усопшим... При опрятовании тела в Светлый понедельник у отца Василия не было признаков окоченения, тело было мягкое и теплое; до самого погребения не было никакого запаха разложения. В этот день был страшный ветер: казалось, он должен был что-то вымести из обители. Была атмосфера и Пасхи, и горя необыкновенного, и утраты. Было чувство - до сих пор сохранившееся, - что происходит великое событие. И вместе с тем была уверенность в том, что братья спаслись ». « 7 (20) апреля - во вторник Светлой седмицы состоялись отпевание и похороны. Прежде похорон тела были перенесены в место совершения Богослужения, во Введенский собор, и сутки перед погребением они стояли там. После совершения отпевания тела погибших были обнесены вокруг храма и Крестным ходом перенесены на новое братское кладбище у восточной стены монастыря. После положения тел в могилу совершена лития. Вечная память ».

http://bogoslov.ru/article/297511

Святитель Меллит, хотя и мучимый подагрой, ревностно служил на архиепископской кафедре. И настолько сильной была его вера, что, когда однажды большая часть города Кентербери была в огне и огонь почти добрался до церкви, он попросил, чтобы его, болящего, внесли в церковь – тут он молитвой остановил огонь и вызвал сильный ветер, унесший пламя прочь из города. Иуст Кентерберийский, святитель († 627; память 10 ноября). Родом из Рима. Святитель Григорий Двоеслов послал его в Англию в 601 году помочь миссии святого Августина. В 604 году святой Иуст стал первым епископом Рочестерским – тогда святой король Этельберт Кентский выстроил в Рочестере собор святого Андрея и жаловал святому земли вокруг него. В 624 году святитель Иуст стал преемником святителя Меллития на Кентерберийской кафедре (624–627). Является четвертым архиепископом Кентерберийским. При его архиепископстве была крещена Нортумбрия. Святитель Иуст посвятил святого Павлина в первого епископа Йоркского. Онорий (также Гонорий) Кентерберийский, святитель († 653; память 30 сентября) родился в Риме. В 627 году он сменил святителя Иуста, став пятым архиепископом Кентерберийским (627–653). Его рукоположил святитель Павлин Йоркский в городе Линкольн. Отличался святой жизнью. Святой Онорий посвятил святого Феликса в епископа восточных англов и святого Итамара, первого епископа из англов, в епископа Рочестерского. скрыть способы оплаты Комментарии Дмитрий 3 ноября 2009, 20:21 Уважаемый Николай, этот витраж - католическое изображение святого, а не икона. Католики почитают многих православных святых, например, свт. Николая Мирликийского, существуют католические изображения и этого святого тоже. Изображение святого Павлина, к сожалению, единственное сохранившееся с прежних веков. Православная икона ему и некоторым другим православным святым Британии пока не были написаны, но думаю, что в ближайшем будущем обязательно будут. Николай 3 ноября 2009, 10:38 Я наверное проявляю свою безграмотность, подскажите пожалуйста. Почему на картинке св.

http://pravoslavie.ru/32404.html

У стен соборного храма в честь Преображения Господня Предстоятели Русской и Польской Православных Церквей совершили всенощное бдение, а на следующий день, в праздник Преображения Господня - Божественную литургию. По завершении праздничного богослужения Святейший Патриарх Кирилл в слове к собравшимся сравнил Грабарку с Фавором, на котором Христос преобразился перед учениками. " Для нас Грабарка — это Фавор в Польше, куда приходит множество людей, чтобы прикоснуться к этому святому месту и почувствовать присутствующую здесь благодать. Здесь нет никаких исторических монументов, нет рукотворных человеческих шедевров, все очень просто, но тысячи и тысячи людей из Польши и других стран приходят сюда именно потому, что сердцем чувствуют здесь присутствие Божией благодати " , - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. Говоря о соотношении веры и благодати в деле спасения человека, Святейший Патриарх предложил собравшимся образ парусного корабля. " Мало иметь парус: у корабля могут быть прекрасные паруса, но он не сдвинется с места, если паруса не примут в себя ветер. Так и человек, если не наполнится силой Божественной благодати, то не сдвинется с места, не пройдет путем спасения, не достигнет Царствия Божия. И потому наша задача — через веру открыть себя действию благодати, стать парусом, который наполнится Божественным ветром, увлекающим нас в Царствие Небесное " , - сказал Первосвятитель. После богослужения и чина освящения плодов, по традиции, принятой на святой горе Грабарке, Предстоятель Русской Православной Церкви освятил крест, который был установлен на восточной стороне Спасо-Преображенского храма. Далее, от имени Священного Синода Польской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Савва наградил Святейшего Патриарха Кирилла орденом святой равноапостольной Марии Магдалины I степени. Торжествами на горе Грабарке визит Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу завершился. В ходе визита Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождала делегация в составе: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС игумен Филарет (Булеков), секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, исполняющий обязанности руководителя личного секретариата Святейшего Патриарха М.Г. Куксов.

http://e-vestnik.ru/news/patriarch_kiril...

Уже ближе к утру заснул крепким сном. …Разбудили нас крики за окном о пожаре. Оказалось, под утро загорелся реставрируемый в монастыре Казанский собор. Реставрация уже подходила к концу, готовились в нем служить с недели на неделю, и вот такая напасть. В собор уже отнесли облачения, книги, всю утварь необходимую. Теперь это все под угрозой. Оставив свою жену с детками в гостинице, помчался в сторону монастыря. Там обязательно потребуется моя помощь. …Вся кровля собора была объята пламенем. Купол в огненном цветке пламени. Жар вокруг нестерпимый, не подойти к собору. Из открытых дверей выносят облачения, книги… Вот — вот рухнет кровля прямо на головы добровольцев спасателей. Облитая водой одежда почти мгновенно высыхает от жара. За клубами дыма не видно солнца. А с восточной стороны собора лицом к нему стоит игуменья Нонна с псалтирью в руках и вслух читает. Временами отрывается от чтения с вопросом — «Не все ещё вынесли?», и, получив отрицательный ответ, продолжает молиться. Наконец все вещи были спасены. «Слава Тебе, Господи!» — размашисто крестится игуменья. Она закрывает медленно огромный Псалтирь и также медленно, синхронно движению её руки начинает рушиться кровля собора и одновременно со звуком захлопнутой книги грохот ударившейся о землю сгоревшей кровли. В голове с острой ясностью вспоминаются вчерашние слова игуменьи: «Молитвами монахов весь мир стоит». Молитва игуменьи держала кровлю! Она перестала молиться, и произошло то, что должно было произойти еще час назад, но её молитвой сдерживалось. Сказать, что я оцепенел от увиденного, значит, ничего не сказать… …Через приоткрытое боковое стекло в кабину врывается ветерок, приятно лаская лицо и волосы. Дорога лентой уходит за горизонт и где – то далеко растворяется в неясной синей дымке. С двух сторон эту серо-черную асфальтовую ленту сжимает лес, чуть нависнув над полотном дороги. Ветер – гость в кабине наполнен его ароматом. Облака в небе временами прячут за своими бархатными горбами солнце, создавая здесь внизу тень и вместе с тенью желанную в знойный день прохладу. Мы мчим на автомобиле обратно домой. В голове вертятся строки песни, услышанной от одной из монахинь монастыря на Быковой Горе:

http://pravmir.ru/poezdka-za-veroj/

В сухое время года, то есть летом, коорое продолжается от апреля до октября, небо делается совершенно безоблачными не выпадает ни одной капли дождя на землю. В это время для растительности Господь дает воды через богатые росы, образующиеся по ночам, которые с достаточностью замещают обилие дождя, а северо-западный ветер, в течении всего лета дующий с моря, значительно смягчает дневной зной. Кроме обычного ветра с моря изредка свирепствует палящий восточный ветер (кадим), который вгоняет едкую пыль во все поры одежды и тела. Но и этот ветер не имеет той гобиельности, которой отличаеется африканский ветер самум. В этой земле совершенно нет никаких гнилостных болот. Болезни редки и те, которые приключаются, большею частью заносного характера. В настоящее время Палестина видится паломнику местами пустынною и бесплодной. Но не такой была она в древности. В те времена, когда народ Израиля вступил в Землю Обетованную, она представляла собой как бы искусственный сад, заботливо насажденный среди окружавших страну пустынь. Земля эта отличается изумительным плодородием, которое давало ей полное право называться страной “где течет молоко и мед” ( Исх. 3, 8 ). Потому Господь через пророка говорит: “Я поклялся им вывести их из земли Египетской в землю, которую Я усмотрел для них, текущую молоком и медом, красу всех земель” (Иезек. 20, 6). По описанию Моисея Господь привел Израиля “в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, [где] пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни – железо, и из гор которой будешь высекать медь” ( Втор. 8, 7–9 ). Самыми плодородными землями Палестины следует считать Галилею. К югу плодородие постепенно падает, по мере того, как долины сменяются сплошными известковыми холмами. Но и здесь земля изобилует хорошими пастбищами для стад. И только к югу от Хеврона местность имеет совершенно пустынный вид, и только по местам видны оазисы, орошаемые ключевой водой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Евдокия красна – и весна красна. Евдокия весну сряжает. День Евдокии красный (ясный) - на огруцы и грузди урожай. С Евдокии плющихи первые оттепели; сеют капусту (в Малорос. мак) . С Евдокии запевают веснянки и поют их до троицына дня (хороводные песни: мак, просо, плетень и пр.) . Новичок под Евдокию с дождем – быть лету мокрому. Новичок умылся, и нас обмоет (т. е. новый месяц) . Евдокия благоволит, да насорит. Тепло светит солнышко, да Авдотьей поглядывает – либо снег, либо дождь. На Евдокеи снег – урожай, теплый ветер – мокрое лето, ветер от Москвы (с севера) - холодное лето. Какова Евдокия, таково и лето. С Евдокеи погоже – все лето пригоже. Коли на Евдокию холодно, скот кормить лишние две недели. На Евдокию мороз прилунится, так и март на нос садится. С Евдокей ветры и вихри. Евдокиевские бураны (восточн.). С Евдокей еще встояч собаку снегом заносит. Отколе ветер в Евдокеи, оттуда и во все лето. У Евдокеи вода, у Егорья трава. Коли курочка в Евдокеи напьется, то и овечка на Егорья (23 апреля) наестся. Пришли Евдокеи – мужику затеи. Во что Евдокеи, в то и третий спас (не к 4му ли августу эти две поговорки относятся?). 2. На Федота занос (ветер, метель), все сено снесешь (или: снесет, т. е. долго травы не будет; новгород.). 4. Гарасим Грачевник, грачей пригнал. Грач на нос садится (на пашне) . Коли грачи прямо на гнездо летят – дружная весна. На Гарасима кикимору выживают (заговорами) . Кто на Грачевника в новые лапти обуется, у того весь день будет шея скрыпеть. 7. Василия Капе льника (в север. губ. перенесен с 28 февраля). 9. Сороки святые – колобаны золотые (булочки). Пекут жаворонки. На сорок мучеников день с ночью меряется, равняется. Вторая встреча весны. Зима кончается, весна начинается. Сорок мучеников, сорок утренников (еще будет) . Гречу сеять пропустя сорок морозов после сорока мучеников. Во что со роки, в то и петровки (в день недели). На сорок мучеников сорок птиц прилетают. Сорок пичуг на Русь пробирается. Прилет жаворонков. Сколько проталинок, столько жаворонков.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

- А зимой-то чем занимаетесь? - Ребята и зимой ловят, а я в ЖКХ по договору работаю, в котельной... Рассказал Александр Павлович немножко и о семье: - Двое детей, жена в больнице работает. Старший парень - школьник, сейчас у деда на каникулах, дочь в садик ходит... - А на удочку ловят такие рыбаки, как Вы? - поинтересовался я. - Ловят. Я-то особо не увлекаюсь, но есть у нас такие любители. И зимней рыбалкой увлекаются. - Сейчас по лицензии можно сетями ловить? - Нет. Только промысловый лов. Остальные - удочками. - Все равно ведь ставят. - Конечно... Да лицензии-то ведь только несколько лет были. Раньше тоже нельзя было сетями. Да раньше и сетей было не купить. Только кто сам вязал... Сейчас ведь тоже запретили продавать китайские сетки. Но они все равно есть, только написано: «Сеть финская». И цена, соответственно, уже как за финскую. - Не слишком жесткие законы? Жить у озера и рыбы не наловить... - Думаю, что можно бы местному-то населению послабление сделать. - Каждый вечер ходите в озеро? - Собираемся каждый вечер, а там уже смотрим на погоду. Если такой ветродуй как сейчас, так делать нечего... Действительно, ветер налетал пронизывающими порывами, с утра так и дождь был, но к обеду перестал. Солнышко - то выглянет, погреет, то опять в тучевую хмарь спрячется... - Как-то здесь такой ветер называется... - Дольник, - подсказал Александр Павлович. - Да-да, дольник... - Дольник, - поправил Лапцов, с правильным ударением на последний слог. - Это юго-восточный или северо-западный ветер, вдоль озера идет, разгоняет волну. Ловить невозможно - невод закручивает. - Тяжелая работа? - Поначалу, пока не втянешься, тяжелая, физическая нагрузка солидная - руки, спина должны быть сильные. - Какую самую большую рыбину доводилось ловить? - Щуку на пуд ловил. Судака на десять килограммов видел. Леща - килограмма на четыре. У нас лещ медленно растет. Подошел к нам сосед Лапцовых, Вениамин Клавдиевич, суховатый, в очках, с пучком зверобоя в руках. - Вы-то не рыбак? - спрашиваю у него, пожав руку.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/04/...

Иез.19:10 .  Твоя мать была, как виноградная лоза, по­сажен­ная у воды; плодовита и ветвиста была она от обилия воды. Сравнение, которым пользовался до сих пор пророк – Иудеи со львицей, не позволяло ему изобразить дальнейшую судьбу самой Иудеи-львицы и потому он меняет его на сравнение гл. XV и XVII – с виноградной лозой. – «Твоя», т. е. Седекии или Иехонии. – «Мать» – Иудея (или см. объясн. ст. 2 – царица Хамуталь). – «Как виноградная лоза». Слав. еще: «и яко цвет шипчан» (гранатовый), что составляет перевод крайне темного еврейского слова, стоящего после «виноградной лозы», и просто опущенного в рус. переводе: «в крови твоей» (в детях твоих в самом соке жизни?); это слово LXX прочли с изменением одной буквы «как цвет граната». – «Плодовита и ветвиста». Указание на богатство и успехи Иудейского царства или на силу и многочисленность царского рода. Иез.19:11 .  И были у нее ветви крепкие для скипетров властителей, и высоко поднял­ся ­с­т­во­л ее между густыми ветвями; и выдавалась она высотою своею со множе­с­т­вом ветвей сво­их. «Ветви крепкие» – выдающиеся люди или целые роды, напр., Давидов. – «Для скипетров властителей» – способные быть царями. Слав. ед. ч.: «и бысть ему жезл крепости», разумея, очевидно, Седекию. – «Высоко поднялся ствол ее между густыми ветвями». Под стволом, вероятно, разумеется тогдашний царь Седекия. – «И выдавалась она высотою своею». Слав.: «и видя величество свое» – любовалась собою. Иез.19:12 .  Но во гневе вырвана, брошена на землю, и восточный ветер иссушил плод ее; отторжены и иссохли крепкие ветви ее, огонь по­жрал их. Падение Иудейского царства. – «Во гневе» – виноградаря на бесплодие ее, о причине которого говорится далее: «восточный ветер иссушил плод ее». – Оборот " υστερον – обратный порядок мыслей. – «Брошена на землю», как недостойная ухода виноградаря – «Восточный ветер», как в Иез.17.10 (сирокко), халдейское войско. – «Крепкие ветви» – цари (ст. 11); слав. точнее в ед. ч: «жезл крепости». «Огонь пожрал их» – зной восточного ветра; халдейская война.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010