Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Ветер (Wind) Ветер в Писании может обозначать отсутствие субстанции и значения, изменчивость или враждебность. Только когда образ ветра связан с личностью Бога, он имеет положительное значение: ветер может обозначать превосходство Бога, Его власть над творением, Его суд над творением и Самого Духа, вдыхающего новую жизнь в душу человека. Ветер как нечто бренное . Один из наиболее запоминающихся образов ветра приводится в Книге Екклесиаста, автор которой объявляет одну за другой области человеческого существования суетой, «томлением духа». Этот образ, повторяемый как рефрен ( Ек.1:14, 17 и т. д.), указывает на утомительность и тщетность погони за чем-либо – все равно что пытаться поймать руками ветер. Каков смысл человеческой жизни, спрашивает автор, «какая же польза ему, что он трудился на ветер?» ( Ек.5:16 ). В других библейских отрывках ветер также указывает на бессмысленность жизненных усилий. Например, те, кто причиняет неприятности семье, «получат в удел ветер» – то есть ничто, вместо ожидаемого большого Наследства ( Притч.11:29 ). Исаия сравнивает страдания и наказания Божьего народа с родовыми схватками женщины, которая рождает ветер ( Ис.26:18 ). Неповиновение не приносит никакой жизни, никакого спасения земле, говорит Исаия. В Книге Иова несколько раз упоминается ветер, в первую очередь, в связи с бессмысленностью слов. Воздух, исходящий из человеческих легких при разговоре, настолько же бесполезен – или вреден – как и небесный ветер. Возражая против «бесполезных слов» и «пустого знания», Елифаз говорит, что они подобны наполнению желудка горячим восточным ветром: он издает звук, но не имеет веса, он только обжигает и несет смерть ( Иов.15:2 ). Вилдад называет слова Иова «бурным ветром» ( Иов.8:2 ). Иов удивляется, что его друзья относятся к словам отчаявшегося человека, как к ветру ( Иов.6:26 «Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши»). Когда в конце говорит Бог, все предыдущие речи кажутся по контрасту с Его речами пустынным ветром. Иов вынужден закрыть рукой рот и склониться в раскаянии перед своим Богом Творцом ( Иов.39:31–35; 42:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

I. Через Суэц в Тор морем 18 апреля 1902 года пароход Русского Общества Пароходства и Торговли «Королева Ольга» шел из Канеи на острове Крит вдоль его северного гористого берега на восток. Было свежо; дул довольно сильный ветер; тучи заволакивали небо. Пароход, находясь под защитой острова, еще не испытывал качки. Но чем ближе подходил он к восточной оконечности Крита, откуда путь его лежал в Александрию по открытому морю, тем свежее и крепче становился ветер, так что к ночи ожидалась сильная качка. Это была Великая Суббота. В первый раз в жизни приходилось встречать Светлый Праздник в открытом море, и притом столь негостеприимном. Особенно досадно было то, что весь переезд из Одессы с остановками в Константинополе, Смирне и Афинах прошел при прекрасной погоде, без малейшей качки, а накануне Пасхи расходившееся море, по-видимому, не хотело позволить нам спокойно встретить праздник. Симпатичный капитан парохода говорил, что на этом переезде, от Крита в Александрию, море почти никогда не бывает спокойно. Действительно, с наступлением темноты началась качка, и большинство пассажиров скоро разошлись по каютам. Разговенье на пароходе происходило в шесть часов утра. В столовой первого класса накрываются столы с целым рядом всевозможных закусок, жарких, водок и вин; тут же стоят куличи и пасхи. Сюда собирается весь служебный персонал парохода с капитаном во главе (в обычное время только капитан и доктор столуются в первом классе) и приглашаются пассажиры первого и второго классов. Эта встреча великого праздника в столь необычной обстановке оставила по себе глубокое впечатление, которые было бы еще сильнее, если бы продолжавшийся ветер не развел весьма значительной качки, мешавшей вполне наслаждаться оригинальностью обстановки и соблазнительно расставленными яствами. Мы с нетерпением ожидали появления берега. Солнце уже ярко светило на совершенно ясном небе, но холодный ветер заставлял забывать, что мы находимся уже невдалеке от Африки. Около 12 часов дня на горизонте показалась полоса низкого песчаного берега. То был Египет. Мало-помалу выделился высокий александрийский маяк; затем можно было уже различить постройки, группы пальм и бесчисленные мачты стоявших в гавани судов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

1854 год 186 Январь, 1, пятница. Боже веков и Царю всякого создания! Продли мою жизнь. Свети мне. Святи меня и веди, аможе хощеши. После этой краткой молитвы я разделил дневник свой на несколько отделов и стал записывать в них здешние надневности. Отдел первый о погоде Первый день нового года был жаркий. К ночи на небе появились разрозненные облака. Луна полна. Здешние арабы в этот день едят бараньи головы, а в Дамаске вкушают одни сладкие снеди, без мяса. 2, суббота. Ночью был гром с молнией и дождь, но недолго. Весь день – пасмурен. А вечером и ночью накрыл нас густой туман. 4, понедельник. Во весь день шел перемежающийся дождь без грома и молнии. 5, вторник. Утро ясно и тепло. День такой же. 8, пятница. Все дни хороши. 12, вторник. Позавчера и вчера было очень холодно, но ясно. А ныне с полуночи гром и дождь-ливень. 13, середа. Утро облачно. В полдень светлее стало. А в три часа пополудни полился дождь, но на короткое время. К вечеру небо очистилось. Однако воздух стал прохладен. Оспа свирепствует. В Святогробском монастыре на днях заболели его два послушника. 14, четверток. Ясно, но пронзительно холодно. Холод тонок и сух после восточного дождя. 18, понедельник. С утра до полудня дождь. К вечеру гром и дождь. Ночью дождь-ливень. С запада дует ветер сильный. 20, середа. Ночью и днем дождь. А утром слышен был слабый удар грома. 21, четверток. С вечера и во всю ночь под этот день лил дождь с снежной крупой. Утром гремел гром, потом воссияло было солнце, но западные тучи заволокли его. В 9 часов опять дождь со снежной крупой; а ветер притих. Около половины десятого часа опять воссияло солнце. 22, пятница. Утро туманно. Сегодня теплее. Из Иовлева колодезя полилась вода через верх. Христиане радуются, говоря, что будет год урожайный. 23, суббота. Утро ясно и тепловато. Солнце, умывшись, блестит ярко. Благодарение Богу! 24, воскресенье. Утром светило солнце. Но скоро с запада набежали тучи и обложили все наше небо. До полудня шел проливной дождь; в полдень перестал, но скоро опять полился и до полуночи лил, как из ведра.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

I. Пророк Иона, память коего ныне, был преемником пророка Елисея и пророчествовал при царствовании Иеровоама II, в VIII веке до Р. X. Иона предсказал этому царю победу над сирийцами, самыми опасными врагами израильтян. И действительно Иеровоам возвратил своему царству отнятыя сириицами древния области. Затем Господь повелел Ионе проповедывать покаяние в ассирийском городе Ниневии. Иона слишком любил свое отечество, чтобы благоприятствовать врагам его, и вместо того, чтобы исполнить волю Господа, сел на финикийский корабль и поехал в Фарсис. Но едва отплыл корабль, как поднялась в море буря, и каждую минуту мореплаватели боялись, чтобы корабль не потонул. Иона, надеясь на Бога, не боялся потопления и спокойно удалился в каюту, где и заснул. Пловцы разбудили его и сказали: «зачем ты спишь? Призови своего Бога, чтобы Он спас нас, и мы бы не погибли». Но буря все не утихала. Тогда положили бросить жребий, чтобы узнать, за чью вину постигает всех такое бедствие: и жребий пал на Иону. Пловцы спросили его: «кто ты, где твоя страна и народ, какое твое занятие?» Иона отвечал: «я еврей; Иегова послал меня проповедывать в Ниневию, а я ослушался и еду в Фарсис». Пловцы ужаснулись и сказали пророку: «что сделать нам с тобою, чтобы море утихло?» Иона отвечал: «бросьте меня в море и оно утихнет, ибо ради меня постигла всех нас такая буря». Как только пловцы это сделали, буря утихла. Брошенный в море, Иона был поглощен огромной рыбой и пробыл внутри ее три дня, сначала в страхе за свою жизнь, потом в надежде на помощь Божию. По прошествии трех дней рыба извергла его на сирийском берегу Средиземного моря. Иона отправился в Ниневию и начал проповедывать, что она погибнет через сорок дней. Ужас овладел ниневитянами. Они оставили нечестие, установили всеобщий пост и надели печальные одежды. Господь, видя раскаяние ниневитян, умилостивился и отложил казнь до времени. Между тем Иона, устроив вне городских стен шалаш для себя, ожидал исполнения своего пророчества. Видя же, что сорок дней прошли, а город оставался невредим, он стал сетовать на милосердие Божие к развращенным жителям Ниневии. Тогда Господь вразумил его следующим образом. Над шалашом пророка в одну ночь выросло ветвистое дерево. Иона был очень рад, что мог укрыться под ветвями его от палящих лучей солнца. Но на другой день дерево было подточено червем и засохло; потом с восходом солнца подул жгучий восточный ветер, и уже не было защиты от зноя. Иона был так огорчен потерею доставлявшего ему прохладу растения, что пожелал себе смерти. Тогда сказал ему Господь: «ты жалеешь о растении, которое не ты насадил, не ты и вырастил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь засохло: как же Мне не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не имеющих отличить правой руки от левой?»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Аравия Аравия (с евр. – луг, степь) – полуостров между Красным морем и Персидским заливом. Этот обширный полуостров занимает площадь около 3 млн. кв. верст, заключая в себе около 8 млн. жителей. Хотя Аравия находится на рубеже двух частей света, однако занимает весьма изолированное положение, отчасти вследствие не гостеприимности ее берегов, отчасти вследствие огромной пустыни, которая к северу отделяла арабов даже от их ближайших родичей – евреев, сирийцев, халдеев и ассириян. Из этой страны, однако, столь по-видимому отчужденной, впоследствии возникло одно из самых могучих движений, какие только когда-либо происходили в истории человечества; но уже задолго до этого периода Аравия привлекает внимание библеиста вследствие той видной роли, какую она играла в истории израильского народа. Древние географы различали в Аравии отдельные самостоятельные части, которые назывались: Аравия каменистая, Аравия пустынная и Аравия счастливая. Аравия каменистая, лежащая между Средиземным морем к северу, Красным морем к югу (составляющим здесь полуостров Синай), пустыней Сур к западу, и Арабой к востоку, получила свое название от Петры, столицы идумейской. Это обнаженная гористая местность с огромными массами гранита, порфира, базальта и известняка, нагроможденных фантастическими массами, среди которых встречается лишь немного плодородных долин. Чрез нее шел путь израильтян по их исходе из Египта. Она, вероятно, была более плодородной во времена Моисея, но без особой высшей помощи никогда не могла бы прокормить такого множества народа, о котором говорится в Пятикнижии. К ней принадлежит гора Синай с ее тремя величественными хребтами, из которых центральный носит название Хорива. – Аравия пустынная самими арабами называется просто Эл-Бадье, «пустыня», откуда происходит и самое название ее жителей, немногих племен бродячих номадов, – бедуины. Своеобразные атмосферические миражи, встречающиеся в этих странах, видения прохладных озер среди знойной, песчаной пустыни, упоминаются у пророка Исайи ( Ис.35:7 ); а на ее ядовитый ветер самум, производящий опустошение всего живого, что только он встречает перед собой, делается намек в Псалме Пс.10:6 . Счастливая Аравия состоит из большой центральной плоскости, окруженной со всех сторон пустынями, и весьма малоизвестной, и опоясана поясом горных хребтов и альпообразных местностей вдоль берега, заключающим в себе несколько красивейших и плодороднейших мест на земном шаре. Здесь на западном берегу находятся Геджа и Иемен; на южном берегу, Адрамаут, Мара и Гарра, и на восточном берегу, Оман.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

В.М. Дорошевич Глава VIII. Дом Тайной Вечери Наступил вечер четверга Страстной недели. Золотым отблеском заката горели горы Иудеи. Иерусалимские стены, суровые и мрачные, бросали длинные тени. Подул северо-восточный ветер, так быстро здесь, на вершине Сиона, сменяющий знойный день холодною ночью. Издали, от русских построек доносился печальный перезвон колоколов, призывавший к чтению двенадцати евангелий, простой, трогательной, скорбной повести о последних днях земной жизни Христа. Весь православный мир вспоминал в эти минуты о той «горнице“, в которой происходила Тайная Вечеря. Я со своим кавасом подходил к этому месту. Это не было где-нибудь в отдаленных, глухих кварталах города. Здесь находились дома Анны и Каиафы. В то самое время, когда в доме Каиафы обсуждали план, как захватить Учителя, в нескольких минутах расстояния, Христос разделял последнюю трапезу с учениками. В двух шагах от того места, где лилась восторженная речь, полная бесконечной любви, происходило совещание об убийстве. Добро и зло так близко живут друг к другу. Когда-то в этом уголке Иерусалима жили первосвященники, кипела жизнь. Вероятно, это был один из наиболее оживленных центров города, богатых и красивых. Любитель старины всегда немножко фантазер, немножко поэт. Кусок старого камня, осколок красивой капители, метр, полметра мозаичного пола, и он видит уже стройные колоннады, портики с полом, покрытым пестрой мозаикой, пышные своды. Типичное лицо, словно сошедшее с старинной картины, и его воображение рисует десятки, сотни лиц. Улицы, площади оживают, наполняются пестрой толпой, в разноцветных, широких, красивых одеждах... От дома Каиафы уцелел кусок мозаичного пола. Что за пестрый, что за красивый, что за причудливый узор! Воображение рисует вам пышные чертоги, в которых жили первосвященники. Такие роскошные внутри дворцы не могли не быть великолепными снаружи. Это был один из оживленнейших уголков Иерусалима. Целые дни его улицы были наполнены народом. Все, что было ярко патриотического, наиболее ортодоксального, тяготело сюда. У народа, у которого из всего великого прошлого уцелела, осталась только религия, важнейшие религиозные вопросы разрешались здесь. Сюда, к первосвященникам, приходили старейшины, члены синедриона, почетнейшие люди города, окруженные своими клевретами, толпами слуг, стражниками. Здесь бился политический и религиозный пульс великого города. Здесь обсуждались важнейшие дела общественной жизни, здесь зрели патриотические планы, постановлялись приговоры. Здесь глухо клокотало недовольство владычеством римлян, здесь собирались для совещаний старейшины, напуганные успехом нового учения, волновавшего и увлекавшего страну от далекого Капернаума до Иерусалима. Здесь жизнь била ключом. Это не могло не привлекать сюда массы. На улицах толпились люди, пришедшие к первосвященнику на суд, с тяжбами, за помощью, советом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 13 Появление из недр моря мужа (1–3). Истребление им врагов (4–11) и призвание к себе мирного общества (12–13). Молитва Ездры об истолковании видения и решении вопроса о преимуществах тех, кто доживет до явления Мессии, перед предшествующими поколениями (14–20). Разрешение поставленного Ездрою вопроса (21–24). Толкование действий Мессии по отношению к врагам (25–38) и мирному обществу (39–53). Обещание нового откровения (54–58). 3Езд.13:1 И было после семи дней, я видел ночью сон: 3Езд.13:2 вот, поднялся ветер с моря, чтобы возмутить все волны его. 3Езд.13:3 Я смотрел, и вот, вышел крепкий муж с воинством небесным, и куда он ни обращал лице свое, чтобы взглянуть, все трепетало, что виднелось под ним; 3 . В тексте Вульгаты имеется пропуск, восполняемый восточными переводами. «И я видел, и вот от действия этого ветра вышло из недр моря как бы подобие человека. И я видел, и вот тот человек летал с облаками небесными». В Вульгате вместо облаков говорится о тысячах неба, под которыми переписчик очевидно разумел ангельские воинства. Описание мужа навеяно книгой Даниила (VII:13–14), где Сын Человеческий подобным же образом шествует с облаками небесными. Разница между ними в том, что у Даниила Сын Человеческий является прямо на облаках, а у Псевдо-Ездры Он выходит из моря, подобно четырем зверям Даниила, изображающим мировые монархии (VII:2) и только потом начинает парить в облаках. Визелер (299–302) несправедливо видит в этой прибавке стремление сгладить сверхъестественный характер, который носит Сын Человеческий у Даниила. Автор сам объясняет внесенную им подробность как раз в противном Визелеру смысле. Появление мужа из недр моря – символ того, что никто на земле не может видеть его ранее его явления. Учение о Мессии, как «небесном человеке», встречается у Филона, раввинов, Павла и гностиков. 3Езд.13:4 и куда ни выходил голос из уст его, загорались все, которые слышали голос его, подобно тому, как тает воск, когда почувствует огонь. 4 . Mux I:4–5 , ср. Дah II:45 . В сновидении, посланном Навуходоносору, камень, отторгнутый от горы, разбивает истукана. Подобным же образом Сын Божий высекает себе большую гору.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 4. Микенская цивилизация 1. География континентальной Греции Территория современной Греции приблизительно совпадает с той, на которой расселились древние эллины, пришедшие в эту страну и завоевавшие ее в начале 2 тысячелетия до Р. X. Континентальная Греция – горная страна, большую часть которой занимают южные отроги Балканских гор, протянувшиеся с севера на юг до Коринфского залива и далее по Пелопоннесу. Самая высокая вершина Эллады, пиерийский Олимп, куда религиозное воображение древних эллинов поместило небожителей во главе с Зевсом, достигает высоты около 3 километров над уровнем моря. Низменные места, в которых сосредоточена большая часть населения страны, расположены на побережье. В удалении от него простирается лишь одна равнина значительных размеров – в Фессалии. Характерная черта этой страны – чрезвычайно извилистая и потому, протяженная береговая линия, образующая множество удобных для мореплавания заливов и бухт. «Нет точки на суше во всей Греции, которая отстояла бы от моря более чем на 60 км» (Боннар, цит. изд., с. 35). Ввиду крутизны гор и близости моря, основные пути сообщения пролегают по воде. Климат в большей части континентальной Греции, такой же мягкий и теплый, как и на островах архипелага, но не столь жаркий летом и прохладный в зимнее время в горах, удаленных от берегов, в особенности, на северо-западе, в Эпире, где он уже ближе к климату северных Балкан, чем Крита или Киклад. Вполне средиземноморским он остается там, где близко море, независимо от широты, так что на Аттике климат мало отличается от удаленных от нее Мессении или Халкидики, но заметно разнится с климатом расположенной поблизости, но высокогорной Беотии. Зимой в Греции дует влажный западный ветер, а летом – сухой и прохладный северо-восточный, поэтому восточная часть Эллады суше западной – дожди здесь летом крайне редки. В материковой Греции, как и на островах, издавна сажали оливки, виноград, инжир, в долинах, в особенности, на Фессалийской равнине, сеяли злаки – ячмень, пшеницу. В горах расположены удобные пастбища, где пасли коз, овец, коров. Долгое использование горных склонов под пастбища привело со временем к значительному сокращению лесных массивов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Глава VIII. Жизнь будущего века Бог – не мститель за зло, но исправитель зла. II/39,15 Большинство людей войдет в Царство Небесное без опыта геенны». II/40,12 Мы подошли к последней теме нашего исследования – эсхатологии преподобного Исаака. Эсхатологические воззрения Исаака составляют неотъемлемую часть его богословской системы: они вытекают из его учения о Боге-Любви и основаны на его собственных мистических прозрениях, хотя и подкреплены авторитетом предшествующих Отцов. Первый раздел настоящей главы будет посвящен традиционной аскетической теме «памяти смертной». Во втором разделе будут собраны суждения Исаака по вопросам эсхатологии, рассыпанные по всему корпусу его творений, исключая Беседы 39–41 из 2-го тома. Ввиду того, что эти три Беседы являются систематическим изложением эсхатологических взглядов Исаака, представляется целесообразным рассмотреть их подробно в третьем разделе настоящей главы, который станет заключительным разделом всего нашего исследования. Размышление о будущем веке Восточно-христианская монашеская традиция придает большое значение «памяти смертной» как одному из главных аскетических деланий. «Вспоминай всегда исход твой и не забывай о вечном Суде», – говорит Евагрий 997 . «Ежедневно имейте смерть пред очами… Готовьтесь к страшному дню ответа на Суде Божием», – вторит ему авва Исаия 998 . В сирийской традиции тема памяти о смерти и Страшном Суде развита, в частности, у Ефрема Сирина 999 . Исаак прямо ссылается на Ефрема в следующем тексте: …Пока мы в этом мире, Бог не ставит печать ни на доброе, ни на злое, до самого часа исхода, в который заканчивается дело в отечестве нашем и отходим в страну чужую. И, как сказал святой Ефрем, «подобает нам размыслить, что душа наша подобна готовому кораблю, не знающему, когда подует на него ветер, и воинству, не ведающему, когда протрубит военная труба. И если, – говорит, – так бывает это для малого приобретения… то как следует нам готовиться и снаряжаться перед тем грозным днем, перед этим мостом и перед этой дверью нового века?» 1000

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Д.В. Айналов § XX. Развалины на островке в Казачьей бухте Эти развалины прибрели особенный интерес со времени высказанного А.Л. Бертье-Делагардом предположения 128 , что, именно, на этом островке были открыты мощи св. Климента и что здесь было место заточения и мученической кончины этого святого. В заключительной главе мы изложим все данные, касающиеся этого предположения, здесь же заметим, что островок и прилегающие к нему развалины были известны уже Палласу, который подробно описал то, что видел и предложил план развалин. Вот его описание. «Первое, что бросается в глаза, когда вступаешь на этот маленький полуостров, есть островок, соединенный с землею болотистым перешейком, в вершине длиннейшего залива бухты, напротив Алексианова хутора. Я не могу отказать себе в сообщении плана этого укрепления, состоящего из больших сооружений, из которых целы только нижние; приложение плана избавляет меня также от труда приводить здесь размеры укрепления. Оставляю в стороне вопрос о том, был ли это один из оборонительных постов старого города Херсонеса или одна из крепостей, заложенных скифским предводителем Скилуром против Митридатова полководца. Самый остров а имеет сухой грунт, возвышенный над морем, перешеек же в, соединяющий его с материком – низмен и заливается волнами, когда ветер дует в бухту. Эта плотина (может-быть искусственная) также была укреплена стенами, из которых одна еще очень видна и присоединяется к твердой земле четырехугольной башней с. Самое сильное укрепление находится, однако, на острове и состоит не только из каменных стен, но и башен, основания которых еще видны: одно из этих оснований у ворот, три на восточной стороне, – все четырехугольные, и одно на юго-западном углу d. На последнем, кажется, стояла круглая башня, которая теперь представляет одну груду мусора. От этого самого угла шла стена вплоть до моря, а ей почти навстречу идет стена от берега залива на возвышенность, где лежал город. Вблизи этого укрепления, на твердой земле, были разрыты две лежащие одна подле другой выложенные камнем гробницы (Leichenkeller) в несколько аршин ширины 129 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010