2 . Это состояние хаоса 878 продолжалось неопределенное время. Моисей решительно ничего не говорит о его продолжительности. Устройство мира 1 . Сказавши в первом стихе о творении элементов материи, Моисей, затем, доставляет нам сведения об организации их. Бог привел в порядок элементы, которые оставались до того времени в состоянии беспорядка, tohou vabohou, по выражению еврейского текста. 879 2 . В промежуток, отделяющий творение первоначальной материи от появления света, Дух Божий, рассматриваемый некоторыми отцами, как Третье Лицо св. Троицы, а другими как ветер, приводивший в движение воды (слово еврейское rouakh означает вместе дух и ветер), трудится над образованием вселенной; это Моисей выражает словами: И Дух Божий носился над водами: Эти слова, кажется, означают, что движение, сообщенное Богом сотворенным Им элементам, было причиною их последовательных трансформаций. 3 . Устройство мира разделено Моисеем на шесть делений или актов, которые он называет днями, 880 и которые разделяются друг от друга утром и вечером. Первый раздельный акт в организации вселенной есть творение света, второй – отделение нижних вод от верхних, т. е. сгущение части паров или вод в собственном смысле, именуемых у бытописателя водами нижними, которые от делились от вод, оставшихся в состоянии паров или вод верхних; третий – произведение растений; четвертый – творение или появление звезд, пятый – творение пресмыкающихся и птиц; шестой – творение млекопитающих и человека. Начиная с этого последнего акта, Провидение не производит новых видов тварей на сцене мира, на это книга Бытия и указывает говоря, что в седьмой день Бог почил, т. е. перестал творить. О смысле слова день Все согласны, что слово „покой“, прилагаемое к Богу, есть, конечно, метафорическое. Следует думать, что выражения „день“, yom, „вечер“, с ereb, и „утро“, boqer, также метафорического свойства. Их значение служит в настоящее время предметом многочисленных споров. Yom значит обыкновенно пространство, заключающееся между двумя восходами солнца, с ereb означает захождение этого светила, a boqer его восхождение; однако, многие причины, далеко немаловажные, указывают, кажется, на то, что эти три термина здесь должны быть понимаемы не в собственном их смысле, но в смысле переносном. В эпоху, где все выражали в образах, употребление метафор в кн. Бытия не должно удивлять того, кто знает особенности восточного языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Блж. Иероним отмечает также, что, в отличие от пророков, не к Екклесиасту было слово Господне, а он сам изрекает слова. Пророк слышит и передаёт слово Господне, а Единородный Сын Сам есть Слово, чрез Которое всё… начало быть ( Ин. 1:3 ). Так в этой книге казалось бы разочаровавшегося во всём мудреца-богача звучит предвечное Слово Самого Бога. Кому-то иносказательное значение слов об Екклесиасте, сыне Давидовом, царе в Иерусалиме покажется надуманным и искусственным в угоду православной христологии. Но это вопрос веры. Или книга Екклесиаст – богодухновенное Слово Божие, и тогда это действительно звучание Божественного Логоса, тогда Христос – иносказание реального Соломона, а Соломон – прообраз Того, Кто есть мир наш, истинного Христа; или же речь идёт о древней восточной литературе, дающей простор творчества филологам и философам, где живой вере едва ли ещё остаётся место. Хочется особо отметить, что речь идёт не о том, что все события в жизни Соломона прообразуют Христа. Речь о том, что в этой книге устами Соломона говорит Логос. Земная мудрость приходит и уходит, а Слово Божие пребывает вовек! Итак, слова Екклесиаста! Начинаются они с величественного Пролога, выражающего всю суть последующей книги; Пролога, сопоставимого с Прологом Евангелия от Иоанна. Не познавший Пролога Екклесиаста никогда не взойдёт на высоту Пролога Евангельского. Только в екклесиастовой пустыне можно найти евангельский оазис. Только сердце, истомившееся екклесиастовой суетой сует, может обрадоваться евангельской вести Царствия Божия. Пролог: Суета сует Еккл. 1:2 Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета! Еккл. 1:3 Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Еккл. 1:4 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки. Еккл. 1:5 Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Еккл. 1:6 Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Еккл. 1:7 Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

На другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: «Лучше мне умереть, нежели жить» (Ион. 4:7-8). Опять Иона стремится к смерти, опять препирается с Богом! Первый раз он не мог вынести милости Божией к самому себе и принять избранничество на проповедь. Во второй раз — не мог смириться с тем, что Господь столь богато изливает милость на кающихся язычников. В третий раз он сам стал предельно милостив к небольшому растеньицу, полюбил его, заскорбел о потере своего единственного утешения — и только тогда смог понять слова Господни: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился — Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого?» (Ион. 4:10-11). Веяние тихого ветра — и в нем Господь Другое повествование о человеке, от предельного изнеможения просившем у Бога смерти и утешенном богоявлением, звучит в храмах на вечерне Преображения Господня: «Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее, — взывает к Богу пророк Илия. — Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19:4). Илия не чувствует в себе сил противостоять царице Иезавели, не знает, как обратить Израиль от развращенных путей, ему кажется бесплодным его пророческое служение. Со смертельной тоской он засыпает под можжевеловым кустом, но ангел будит его — чтобы Илия подкрепился печеной лепешкой и кувшином воды. Немного утешенный, Илия засыпает, а ангел, вернувшись, снова будит его, снова кормит, и Илия идет искать утешения непосредственно у Бога — на горе Хорив. И вот, было к нему слово Господне: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет. И большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом — но не в ветре Господь. После ветра землетрясение — но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь — но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра — и там Господь (3 Цар. 19:11-12).

http://pravmir.ru/prizvavshie-smert/

Пророк считает его таким же божественным откровением, какого удостоивались другие Богом избираемые израильские мужи. Этот общий взгляд и общая характеристика дают право предполагать, что и все частные черты и отдельные образы видения должны носить библейский характер. Далее пророк так описывает свое видение: и я видел, и вот бурный ветер шел с севера, великое облако и клубящийся огонь и сияние вокруг его (1, 4). Для людей, знакомых с историческими событиями, описываемыми в ветхозаветных книгах, и с образами поэтической библейской речи, с первого же взгляда на описываемое видение припоминается весьма много библейских выражений, сходных с поименованными образами видения Иезекииля. Рассмотрим по порядку черты видения Иезекииля и укажем параллели им на ветхозаветных книгах. Бурный ветер. Виденный пророком образ бурного ветра, имевший без сомнения символическое значение, мог быть понят, пророком на основании языка Библейских писателей. Часто случавшиеся в восточных странах, не исключая и Палестины, опустошительные бури были хорошо знакомы всем евреям. Многим из них, может быть, ежегодно доводилось от них страдать и видеть страдание других. Эти ежедневные факты давали повод еврейским поэтам пользоваться этим образом для описания Господня всемогущества и величия ( Пс. 47, 8. 106, 25 . 2Цар. 22, 11 ). Библейские пророки пользовались этим образом для описания будущей погибели грешников. ( Ис. 41, 16. 57, 13. 66, 15 . Пс. 13, 15 ). Наконец, этот же образ встречается в Господних явлениях благочестивым еврейским мужам: Иову ( Иов. 38, 1 ) и Илие ( 3Цар. 19, 11 ). На основании исторических фактов и языка библейских писателей, толковники придают видению Иезекииля значение пророчества о грозном опустошительном нашествии халдеев на Иудею. (Срав. Ис. 21, 1–3 ). Такому пониманию соответствовало и определенное пр. Иезекиилем направление ветра: с севера. По пророчествам Исаии, Вавилонский царь намерен был на севере поставить свой престол и оттуда сделать нашествие на Иудею ( Ис. 14, 13. 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В Евангелии от Иоанна рассказ о чуде умножения хлебов завершается упоминанием о реакции на него народа: «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один» ( Ин. 6:14–15 ). Здесь отражены два мнения об Иисусе, широко распространенные среди Его современников, насколько можно судить об этом из разных евангельских рассказов. С одной стороны, в Нем видели пророка; с другой – о Нем думали как о потенциальном царе, который может освободить народ Израильский от владычества римлян. Эти два представления нередко совмещались в умах людей, поскольку обетованный Мессия, которого все ждали, должен был сочетать в себе пророческое и царское служения, подобно Давиду, из чьего рода он должен был произойти. Слова «Тот Пророк, Которому должно прийти в мир» указывают не просто на отождествление Иисуса с одним из древних пророков (Илией, Иеремией) или с воскресшим Иоанном Крестителем. Речь здесь идет о том, что в Нем увидели Мессию, и совершённое Им чудо было воспринято как подтверждение Его мессианского достоинства. 2. Хождение по водам 16 Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю 17 и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. 18 Дул сильный ветер, и море волновалось. 19 Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались. 20 Но Он сказал им: это Я; не бойтесь. 21 Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли. Непосредственным продолжением истории с насыщением пяти тысяч пятью хлебами в Евангелиях от Матфея, Марка и Иоанна является рассказ о том, как Иисус пришел к ученикам по водам Галилейского озера. У Луки этот рассказ отсутствует. В отличие от рассмотренных ранее эпизодов, наиболее полная версия истории содержится у Матфея ( Мф. 14:22–33 ). «Той стороной моря» Евангелисты обычно называют восточный берег Галилейского озера, в отличие от западного, где расположена Галилея. В русском Синодальном переводе «место, где ели хлеб» мыслится как то, куда приплыли лодки из Тивериады. Между тем, греческий текст позволяет понять этот пассаж по-иному: пришли другие лодки из Тивериады – из того места, где ели хлеб. В Синайском кодексе к слову ™γγÚς («близ») добавлено слово οàσης («сущей»), что означает «из Тивериады, которая близ того места, где ели хлеб». При таком чтении выстраивается следующая картина: преломление хлебов произошло возле Тивериады (находившейся на западном берегу озера); оттуда лодка с учениками отплыла «на ту сторону», то есть на противоположный (восточный) берег; туда же поздно ночью отправился Иисус пешком по воде; путешествие закончилось на той стороне в земле Геннисаретской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1 И было слово Господне к Ионе. Букв.: «слово Яхве было к Ионе». С некоторыми вариациями эта формулировка используется примерно 112 раз в Ветхом Завете для описания того, как дар предсказания сообщается пророку. Ионе, сыну Амафиину. Откровение Господне получает Иона («Голубь»), сын Амафии («Истина»). Пророк Иона упоминается в 4Цар. 14,25 как историческая личность. См. Введение: Время и обстоятельства написания. 1:2 Ниневия главный город и последняя столица Ассирийской империи, располагавшийся на восточной стороне реки Тигр. Археологические исследования подтвердили его длительную и богатую событиями историю. иди в Ниневию. В поручении Ионе содержится смысл высшей власти Божией над всеми народами. Он Судия над всей землей ( Быт. 6,13; 18,20.21 ). проповедуй в нем. Иона понял, что изрекаемое через него осуждение Господом ассирийской державы не будет окончательным (см. ком. к 4,2), пророчество оставляло Ниневии возможность для раскаяния. злодеяния его дошли до Меня. В более позднем пророчестве Наума (VII в. до Р.Х.) Ниневия (Ассирия) является главным объектом гнева Божиего и служит воплощением зла и жестокости ( Наум 2,13; 3,4–7 ). 1 Фарсис. Это название может означать определенную географическую точку в средиземноморском ареале, от Левантийского побережья до порта Тартессус на юго-западе Испании, или же, в обобщающем смысле, удаленные прибрежные страны Средиземноморья. от лица Господня. Поскольку присутствие Божие распространяется даже на «край моря» ( Пс. 138,9 ), укрыться от Него невозможно. 1 Господь воздвиг на море крепкий ветер. Бог Ионы Творец и Повелитель моря ( Исх. 10,13–19; 14,21; 15,8.10 ; Чис. 11,31 ; Пс. 134,6 ; Ам. 4,13 ; Наум 1,4 ). 1 встань, воззови. Этот призыв начальника корабля воспроизводит те же самые еврейские слова, сказанные Богом, когда Он повелел Ионе идти и проповедовать в Ниневии. 1 пойдем, бросим жребии. Жребий был обычным приемом, использовавшимся, чтобы узнать волю Бога или богов. Эта практика не была запрещена в древнем Израиле, так как жребии также подвластны Господу ( Чис. 26,55; 33,54; 34,13 ; ; 1Пар. 6,54.61.65 ; Притч. 16,33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Александр Васильевич следил за ходом штурма; он был слишком близко нас; ничто не скрывалось от его проницательного, гениального ума. Так он двинул резерв на помощь сражавшимся; так, по взятии последнего укрепления, в мгновение ока в самый нужный момент двинул к нам наши пушки ко входу в самую Прагу, где неприятель занял дома и засел по улицам за перегородки. — Место пушкам! закричали сзади нас; и орудия заревели, и ядра, гранаты и картечь загрохотали по строениям. — Вперед, дети! закричал громовым голосом богатырь наш , и все ринулось вперед по улице. Теперь только поляки военные и жители осыпали наших пулями, каменьями; даже женщины кидали на нас все, что только попадалось им в руки, и чем только могли язвить, летело на нас из окон. Пришлось штурмовать дома, и кровь вновь полилась. Работа кипела более часу. Наконец неприятель, вытесненный отовсюду, бежал к мосту, лежавшему чрез Вислу в Варшаву; но мост ночью в самый разгар штурма взорван, по приказанию Александра Васильевича, черноморскими казаками, подплывшими по реке на лодках; и поляки, не имея нигде спасения и не желая сдаться в плен, отчаянно защищаясь пали на штыках наших воинов, и множество побросалось в реку и потонуло. И так часа за три до полудня все было кончено. Тридцать тысяч неприятельского лучшего войска с страшными своими укреплениями, на коих было до сотни действовавших пушек, не существовало. Слышны были только стен и вопль раненых, да выстрелы из пушек со стороны Варшавы. Сильная эта батарея много вредила нашим: она беспрерывно посылала к нам ядра, гранаты и дальнюю картечь. Наконец и она умолкла. Повсюду стало тихо — ни одного выстрела. Прага пылала. Восточный ветер раздувал огонь. пожар произошел от гранат, которыми били из пушек по строениям: наши, выгоняя неприятеля, а неприятельская за Висленская батарея действуя против наших. Мы осмотрелись. Господи Боже наш! какой ужасный вид! все ратники были в крови; все места, где кипел бой, устланы были толпами раненых поляков; куда ни взглянешь, — ровно помост убитых; а ретраншамент с его батареями, с глубокими рвами; с высокими валами и большею частию с двойным тыном (палисадом), — о,… это были почти непреодолимые укрепления! … Воины дивились, каким чудом вся эта преграда была ими взята, и говорили: Бог, один Он милосердый помог нам взять все это грозное укрепление!… Да и без Александра Васильевича едва ли бы мы успели это сделать А с ним при помощи Божией все трын-трава!

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-starog...

Если же в деле религиозной проповеди решительное значение принадлежит личному соприкосновению, то и учение, каким бы жизненным ни было оно, представляет собою только один из многих покровов, под прикрытием которых распространяется религия. Ибо разнообразными способами жизнь возгорается от жизни, и на человеческом языке еще нет слов для выражения сокрытых даже от самых проницательных умов первых моментов воспламенения последней. Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны?, – читается в кн. Иова. – Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь, все это. Где путь к жилищу света, и где место тьмы? По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле? Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы возбуждать травные зародыши к возрастанию? ( Иов.38:16, 18–19, 24–27 ). Так и в данном случае можно спросить иного: знаешь ли ты сокровенные пути, по которым религия благочестивой матери изливается в сердца ее малюток? Ведомо ли тебе, как она учит своих детей вере в Бога, благодарности к Нему и безропотной преданности Его воле? Одни ли молитвы или священные истории произвели на свет эту детскую веру? Да, но только под непременным условием, что эта именно мать сообщает божественное наставление именно этим детям, ибо она влагает в дело воспитания все свое сердце и всею своею жизнью оправдывает истинность преподаваемого. Здесь уже никак не одни слова. Верность, с какою она оберегает младенческую колыбель, материнские заботы у одра больных детей, ее невыразимая радость об их преуспевании, вся эта внутренняя жизнь, в которой нет ничего деланного, но во всем видна искренность, посредством тысячи незримых каналов устремляется в детские сердца и пробуждает в них такое же настроение. Где дала росток истинная жизнь, там она не остается в бездействии. Бесчисленное множество мужей, неверовавших Евангелию, житием жен своих без слова приобретаемы были ( 1Пет.3:1 .) Окрепнувшее религиозное настроение привлекает к себе не только случайно собравшихся и внемлющих ему, но и будущие поколения, силою истины препобеждая упорное сопротивление. Не одно христианское учение сделало из фанатического Савла первоверховного апостола. Но, когда он созерцал мученическую кончину Стефана, когда он слышал его предсмертное моление к Господу Иисусу, тогда, быть может, впервые запала в его душу искра христианской веры. Она пока тлела, и Савл никакими усилиями не мог погасить ее; но затем возгоралась ярким пламенем, благодаря личному соприкосновению гонителя с Тем, Которому и Стефан был обязан своей благочестивой жизнью. В свою очередь и дух Павла многих возродил к истинной жизни. Так от одного христианина свет веры переходит к другому. Глава вторая

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Как М.Грек жаждал обрести безопасный порт на Афоне, так и Савонарола искал в монастыре «двух вещей», которые он любил более всего: «свободы и покоя» 2137 , но оба они не нашли их. Отсюда, каждый из них мог сказать, «тесноты мои, скорби гнетут меня со всех сторон и я не вижу, что же я должен предпринять... Сзади я потерял из виду порт, а противный ветер гонит меня все далее от берега. Кажется, что и Господу не угодно, чтобы я возвращался назад»... И в изнеможении Савонарола восклицает: «Дайте мне цветов, как говорит «Песнь песней Соломона», принесите мне цветов (начинающие спасаться) и фруктов (совершенные), ибо я изнемогаю от любви, ибо из-за любви к вам я томлюсь. Живите благочестиво и я ничего не буду требовать от вас, кроме одного, чтобы вы были угодны Богу и чтобы вы спасли души ваши. Теперь дайте мне отдохнуть от этой бури» 2138 . Но отдых не приходил, как и отпущение для М.Грека. Оба они считали себя верными сынами своей церкви 2139 , даже тревожились за свое отлучение, но сознание выполнения долга их успокаивало. Они признавали, что их обличения и даже грозные реплики не касаются лиц (хотя намеки, а у Савонаролы и прямые указания должны были приниматься за таковые 2140 ). Они заботились об очищении церкви от плевел и желали направить ее в прямое русло... § III По прибытии в Москву, М.Грек нашел здесь остатки ереси, старания в пользу соединения церквей, многих иноверцев, почему-либо казавшихся опасными в церковном отношении: так появился ряд его полемических сочинений. Италии угрожало не многоверие, а неверие под влиянием «возрождения наук и древней литературы; поэтому и полемика Савонаролы носит совсем иной характер; но и он надеялся на обращение в христианство евреев, которых поэтому советовал не преследовать, и турок, опасность от которых уже угрожала Италии, причем утверждал, что для такой цели нужны истинные миссионеры, которые могут явиться только по «обновлении» самой церкви. На церковь восточную он смотрел так же, как М.Грек на западную 2141 . Представляя толкование одной предложенной им притчи, он говорит о двух дочерях согрешившей и потому отвергнутой Богом матери – синагоги: греческой и римской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

На четырнадцатый день, когда ни у кого уже не оставалось никакой надежды, кто-то из пассажиров вдруг заметил за бортом полоску земли. Капитан приказал срочно бросить якоря, боясь, как бы судно не протащило ветром мимо суши. Матросы приободрились и даже попытались незаметно от всех спустить на воду шлюпку, чтобы на веслах добраться до берега. Но их задержали вооруженные охранники, не позволившие бросить корабль на произвол судьбы. На рассвете Павел велел всем подкрепиться перед последним испытанием и сам, первый, с молитвой, преломил хлеб — его примеру последовали остальные. Утром подул попутный ветер. Матросы убрали якоря, поставили запасной парус, и судно понесло в сторону тихого залива. Но когда до берега оставалось совсем немного, корабль наскочил на мель и стал тонуть. Началась страшная паника: конвоиры испугались, как бы узники не сбежали вплавь, и хотели прямо здесь, на месте, всех перебить. Однако центурион Юлий не допустил такой жестокости. Он приказал всем плыть к берегу; не умеющих плавать стали переправлять на досках. Как и предсказал Павел, ни один из пассажиров затонувшего судна не погиб — все нашли спасение на острове Мальта, который в то время был римской колонией. Потерпевших кораблекрушение заметили местные жители. Они помогли разжечь костры, принесли еду и одежду. Вскоре на берег явился и римский наместник острова Публий и некоторых пригласил в свой дом. В их числе были центурион Юлий, Павел Тарсянин, его спутники Тимофей, Аристарх и Лука — тот самый евангелист Лука, кто впоследствии в «Деяниях святых апостолов» опишет эти и другие перипетии жизни апостола Павла. На Мальте путешественники провели три холодных и самых опасных для навигации месяца — с середины ноября по середину февраля. И за это время многие смогли поближе познакомиться с необычным узником и узнать, почему его в оковах везут на суд в Рим. Его часто так и называли: Павел Тарсянин, по имени родного города. Город Тарс находился в Малой Азии, ее восточной области Киликия, на пересечении торговых путей Запада и Востока. Здесь было все, чем гордились римские колонии в разных частях света, старательно копировавшие Рим: дороги, водопроводы, стадионы, суды, общественные бани и арены для гладиаторских боев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010